Церковь спаса на нередице год создания. Церковь Спаса на Нередице. Храм Спаса на Нередице

Вот составил краткий рассказ о самом известном новгородском храме (ну, наверное, кроме Софии) – церкви Спаса Преображения на Нередице. Фотографии – собственные 2008 г. и из книги В.Н.Лазарева "Древнерусские мозаики и фрески" (М.,1973).


"Въ то же лЂто заложи церковь камяну князь великыи Ярославъ, сынъ Володимирь, вънукъ Мьстиславль, въ имя святого Спаса Преображения НовегородЂ на горЂ, а прозвище Нередице; и начаша дЂлати мЂсяця июня въ 8, на святого Федора, а кондяша мЂсяця септября." – с этого известия Новгородской Первой летописи старшего извода под 1198 годом и начинается история Нередицкого Спаса.
Таким образом, мы знаем, что храм основал "правивший" в то время Новгородом князь Ярослав Владимирович из Суздальских земель рядом со своей резиденцией на Городище. На основе того, что сообщению о строительстве церкви предшествует рассказ о гибели весной того же года двух сыновей князя, Изяслава и Ростислава, М.Ф.Мурьянов в 1966 году выдвинул идею, ныне ставшую общепринятой, о том, что храм был основан Ярославом в память сыновей. В этот раз не буду спорить с общепринятой точкой зрения. Может, так оно и было. Но вот порой встречающиеся фразы об основании храма князем "после смерти всех его детей" – уже явный перебор. Детей в русских княжеских семьях было поболе, чем двое. Неправильно и называть Нередицу "последней княжеской постройкой" в Великом Новгороде. На Городище строили и в XIV веке.
Кто храм строил? Обычно говорят про упоминавшегося под 1196 годом мастера "Коровъ Якович с ЛубяиЂи улицЂ" И, исходя из того, что митрополичья артель в то лето строила в тогда ещё не Старой Руссе, заключают, что это он и был. Доказательств нет никаких. Даже того, что в Новгороде было всего две строительных артели. Особенно с учётом размаха каменного строительства в Новгородской земле в то время.
"Скромная небольшая постройка, всем своим… обликом тесно связанное с тем новым течением в новгородском зодчества, которое возникла, по-видимому, ещё в середине XII веке" – снова цитирую М.К.Каргера. В итоге получился небольшой домашний храм – четырёхстолпный одноглавый кубический с тремя апсидами, великолепно вписанный в окружающий пейзаж. Выполнен он в характерной для тогдашней новгородской архитектуры смешанной "византийской" кладке из известняка с прослойками из плинфы (П.Н.Максимов). При этом Каргер отмечал кривизну линий, неровность плоскостей, скошенность углов.


Видимо, одновременно с храмом, был основан и Спасо-Нередицкий мужской монастырь, чья история не содержала никаких особых событий. В XVII веке он приписывался к Юрьеву монастырю и закончил свою историю с Екатериниской секуляризацией 1764 года. Спас стал обычной приходской церковью, где-то в том же XVIII веке сделаны пристрои, устроена 4-скатная кровля и луковичная глава, постелены новые полы.
Фрески были исполнены в 1199 году – "Въ то же лЂто испьсаша церковь святого Преображения на Городищи". И до войны являли собой один из "наилучшим образом сохранившихся средневековых фресковых ансамблей во всей Европе" (В.Н.Лазарев). Выделяют 8-10 мастеров, из них 3-4 ведущих, один из которых возможно был византийцем. По мнению Лазарева, они "очень торопились с выполнением заказа". Поэтому у них не было никакого строгого плана, а группа живописцев всего лишь "договорилась о совокупности евангельских сюжетом и о предназначенных для них местах, не проявляя при этом особого интереса к тому, чтобы рассказ развёртывался в строгой исторической последовательности" (В.Н.Лазарев). О самих фресках написано немало и часто противоречиво. Так, до сих пор идут споры о том, имел ли отношения строитель храма к его росписи – как раз летом 1199 года его (князя Ярослава) в 3-й и последний раз изгнали из Новгорода. Популярна идея Ю.Н.Дмитриева, увидевшего в князе на ктиторской фреске великого князя Ярослава, отца Александра Невского – надпись на фреске говорит о князя как "вторый Всеволод", таким образом, сравнивая его с великим суздальским "королём" Всеволодом Большое Гнездо (отцом Ярослава и дедом Невского).

Фрески никогда не записывались и были только немного поновлены в XVIII веке (эти исправления убрали в 1910 году). С демонстрации на Всемирной выставке 1867 года в Париже акварельных копий нередицких росписей началась их всемирная слава.


Благодаря этому, в 1903-1904 году под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина церковь реставрировалась – восстановлены древние проёмы, разобрана западная пристройка, 4-скатная кровля заменена на первоначальное посводное покрытие. Кстати, большой фэн Нередицы Н.К.Рерих метал по поводу этой реставрации "громы и молнии" в тогдашней прессе – "Нашли мёртвую букву Византии, отбросили многое, то же веками сделанное".


В 1941 году, в первые же дни после занятия немцами Великого Новгорода, прицельным огнём немецкой батареи, размещённой в Юрьевом монастыре, храм, в котором разместился наблюдательный пункт Красной Армии, был разрушен. Уцелело примерно ½ объёма кладки и 15 % фресок.
В 1946-1948 годах под руководством Л.М.Шуляк проведена консервация руин, собрано 78 корзин обломков фресок. Проект возрождения Нередицы по чертежам Покрышкина разработал С.Н.Давыдов, а реализовал в 1956-1958 годах Г.М.Штендер.


В 1986 году Штендер подготовил новый проект реставрации с восстановлением форм изначальной церкви. Реализовать его удалось только на рубеже веков, закончив работу в 2004 году. При этом в 2001 году был снят пол из каменных плит, уложенных в XVIII веке, и под ним археологи нашли много чего интересного, в том числе саркофаг, идентифицированный как погребение князя Афанасия Даниловича, брата Ивана Калиты, и два первоначальных престола, которые Вл.В.Седов связал (ну разумеется) со смоленской традицией.


А в августе 2008 года вступило в решающую стадию воссоздание фресок. Из множества тысяч фрагментов, хранившихся все эти годы в запасниках Новгородского музея-заповедника, коллектив Т.А.Ромашиной кропотливо собирает композиции, которые затем должны быть закреплены на стенах с помощью особого клея.




Первой на место вернулась Ктиторская фреска. Так что, даже если вы и бывали уже в Нередице, обязательно стоит приехать сюда лет через пять.

Церковь Спаса на Нередице

Невысокий холм среди волховских заливных лугов почти не видно из-за ветвей прибрежных деревьев. Над ними поднимается только массивная, как богатырский шлем, глава храма – всемирно известной церкви Спаса на Нередице.

Церковь была построена летом 1198 года князем Ярославом Владимировичем. Расположенная близ княжеской резиденции, церковь Спаса на Нередице стала последней каменной постройкой новгородских князей. При крайне скромных размерах она воспринимается как весьма внушительное и монументальное сооружение. Когда-то к храму примыкала лестничная башня, ведущая на хоры, но ее давно уже нет.

Церковь Спаса на Нередице

В следующем, 1199 году, церковь была расписана. Затем последовали столетия почти полной безвестности. И лишь во второй половине XIX века на Нередицу обратили внимание историки и любители старины.

Широчайшую известность храм приобрел в начале ХХ столетия, когда стало ясно, что фрески Спаса на Нередице по целостности, сохранности и художественной ценности представляют собой явление, выходящее далеко за рамки отечественного искусства и имеющее мировое значение. Фрески Нередицы – наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл.

Изучение фресок Нередицы началось только в 1910-е годы. Тогда Н.К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих знаний жизни» . В 1903–1904 годах под руководством архитектора П.П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма.

На изучение и зарисовку фресок Нередицы, как оказалось, судьба отпустила всего сорок лет. В 1941 году всемирно известный памятник погиб. Оказавшись на линии фронта, церковь Спаса на Нередице попала под огонь фашистской артиллерии и была обращена в руины. Рухнули верхние части стен, своды и купол. От здания храма уцелело около сорока процентов, от бесценных фресок – ничтожные фрагменты.

«Росписи Спаса-Нередицы (1199 г.), являвшиеся крупнейшим средневековым живописным ансамблем не только в России, но и во всей Европе, были почти полностью варварски уничтожены фашистами , – пишет В.Н. Лазарев. – Для русской культуры гибель росписей Нередицы – это ничем не вознаградимая утрата, потому что в них новгородские черты выступали с такой силой, как ни в каком другом памятнике. Фрески Нередицы поражали своей изумительной сохранностью и ни с чем не сравнимой полнотой в подборе сюжетов, которые почти исчерпывающим образом знакомили зрителя с системой средневековой росписи. Кто не имел счастья видеть фрески Нередицы, тому трудно составить достаточно полное представление о монументальной живописи Средних веков».

Церковь расстреливали с западного берега Волхова, из Юрьева монастыря, захваченного фашистами, и поэтому лучше всего уцелели восточные стены церкви. После войны сюда пришли реставраторы. Уже летом 1944 года начались работы по консервации остатков храма. Разбирали завалы, бережно собирали каждую крупицы, каждый осколок старой кладки. Скрепив стены скрытой арматурой, реставраторы принялись возводить своды и купол. И Нередица поднялась из небытия.

Реставрация была выполнена настолько точно, что сегодня даже многоопытный глаз специалиста не найдет ни малейших указаний на то, что перед нами, по существу, «новодел». И только войдя в храм и увидев вместо фресок мертвые стены, остро чувствуешь боль невосполнимой утраты…

Но история Нередицы не стала безвозвратно ушедшим прошлым. Ее судьба не оставляет равнодушными ни местных жителей, с особым чувством относящихся к Спасу на Нередице и выделяющих его среди других новгородских церквей, ни многочисленных ревнителей русской старины, приезжающих из разных дальних мест поклониться великому памятнику. Нет, не зарастает народная тропа, ведущая к храму!

Нередица чем-то сродни церкви Покрова на Нерли – так же, как владимирский храм, Нередица стоит за чертой города, она так же неразрывно связана с окружающим пейзажем и немыслима без него, такой же отрешенной задумчивостью веет от стен храма… Возвышаясь среди равнины над гладью речных вод, по своему внешнему облику церковь Спаса на Нередице ничем не отличается от скромных боярских, купеческих и уличанских построек Новгорода конца XII века – это небольшой кубического типа одноглавый храм, сложенный из плитняка. Этот местный строительный материал обладает одной особенностью – его невозможно обрабатывать идеально ровно, поверхность сложенной из него постройки всегда будет шероховатой, неровной, и поэтому все новгородские и псковские храмы кажутся вылепленными из глины. Нередица – не исключение.

Внутреннее пространство церкви, погруженное в полумрак, кажется стиснутым со всех сторон массивными толстыми стенами и тяжелыми столбами, несущими как бы «оплывшие» своды. Уцелевшие фрагменты фресок можно сегодня увидеть в центральной апсиде храма, а также на южной и западной стенах. Хорошо сохранилось суровое и мужественное изображение Павла Алеппского – оно сохраняет яркую цветовую насыщенность, характерную для фресок Нередицы в целом. Образность фресок Нередицы сродни образам архитектуры храма – в них та же властная мощь, то же сконцентрированное выражение духовной силы.

Нередица была расписана фресками целиком: стены, своды, столбы, арки, купол – все было покрыто сплошным ковром живописи. На стенах и столбах отдельные фигуры и композиции располагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент «под мрамор», подражавший тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен храмов Византии. В куполе находилась композиция «Вознесение», западную стену занимала огромная фреска «Страшный суд». Все изображения были охвачены единым ритмом движения и тесно переплетены друг с другом.

Во фресках Нередицы византийско-киевский канон наполнился новым содержанием. Исследователи уже давно подметили, что росписи Нередицы соответствовали строю чувств, мыслей и представлений средневекового новгородского общества. Росписи храма нельзя назвать утонченными – в этих образах святых с пламенными глазами, грозно-внушительных в своей неподвижности или, наоборот, в мерной, тяжелой поступи, дышит некая первозданная мощь, волевая и мужественная сила. Покрывая весь интерьер храма, живопись со всех сторон властно обступала молящихся, огромные глаза пророков требовательно вглядывались в глаза человеку: кто ты? Чего ищет душа твоя?

Среди погибшей росписи Спаса на Нередице была интересная фреска «Богач и черт». Надпись на ней передавала их диалог. Изнемогая в аду от огня, голый богач просит хоть каплей воды остудить ему язык. Но черт, премерзкого вида, отвечает ему, протягивая нечто вроде паникадила: «Друже богатый, испей горящего пламени».

Заказчик храма, князь Ярослав Владимирович, был женат, по одним данным, на осетинке, а по другим – на чешке. Как считают, в его окружении находился некий бенедиктинский монах, так как в росписи Нередицкого храма присутствуют два явно западноевропейских мотива – изображение покровителя ордена бенедиктинцев Св. Бенедикта Нурсийского и изображение Эдесской Богоматери, перетолкованное как Богоматерь «Знамение». Кстати, среди росписей Нередицкой церкви был и портрет строителя храма – князя Ярослава Владимировича, а также изображения первых русских святых – князей Бориса и Глеба.

Царь Давид. Фреска церкви Спаса на Нередице

Мастера, расписывавшие храм – их было трое или четверо, – несомненно, были новгородцами, но принадлежали они к разным художественным школам. Один писал в несколько архаичной византийской манере и, вероятно, учился у киевских мастеров. Двое других принадлежали к местной, новгородской школе и писали в ярко выраженной графической манере; один из них явно тяготел к примитивизму.

Сегодня фрески храма Спаса на Нередице можно увидеть только в альбомах – исследователи первой половины ХХ века все же в основном успели скопировать их и сохранить тем самым для потомков великое наследие древнерусских мастеров. И люди продолжают тянуться в опустевший храм, на побеленных стенах которого бесплотными тенями продолжают жить бессмертные фрески Нередицы…

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Андроников Спаса Нерукотворного монастырь История этой древней обители поистине легендарна. Ведь в ней есть даже отблески величия огромной Византийской империи и золотых куполов её столицы – Царьграда (Константинополя).По легенде, в 1356 году в бухте Золотой Рог по

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Собор Спаса Нерукотворного образа Главная домовая церковь Зимнего дворца официально именовалась Собором Спаса Нерукотворного образа. Однако в повседневной жизни и в официальных документах он значился просто как Большая церковь (собор) Зимнего дворца.Расположение

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ Между католической церковью и «Куманн на нГаэдхил» сразу образовалась тесная связь. Церковь ясно заявила о своей политической позиции, осудив в 1922 году ИРА, выступившую против договора. Вплоть до 1930-х годов она враждебно относилась к де Валера и его «Фианна Файл».

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

У Спаса на Песках Ставшее обычным нынешнее название этой московской усадьбы – «Спас-хаус», резиденция посла Соединенных Штатов Америки на Старопесковской площади, в конце Старого Арбата, можно сказать и иначе – усадьба чеховской маленькой княгини из рассказа

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Церковь Задачей всех лиц духовного звания было служение Богу, однако имелось одно весьма важное различие между духовенством, жившим в миру, - священниками, которые служили в светском обществе (но соблюдали безбрачие), и духовенством, которое жило в монастырях. Священники

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Христианство на Северо-Западе: Андрей Первозванный и монастырь на острове Валаам «Повесть временных лет», Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме Во второй половине X столетия на Руси

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Снос Спаса на Сенной В феврале 2011 года исполнилось пятьдесят лет со дня взрыва церкви Успения Божией Матери на Сенной площади. Спустя два с небольшим месяца после этого, 12 апреля в космос отправился первый человек, гражданин нашей страны Ю.А. Гагарин. Связаны ли эти

Из книги Верный слуга Алексея Михайловича. Две жизни Симеона Полоцкого автора Костин Борис Акимович

ГЛАВА IX. ИГУМЕН МОНАСТЫРЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО СПАСА Дочь боярина Ильи Даниловича Милославского Мария была сосватана государю Алексею Михайловичу по тогдашней традиции - из девиц, собранных со всех концов России. Выбор невесты и заведомо удачное сватовство устроил

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Церковь в V–XI вв Одним из институтов поздней Римской империи, благополучно пережившим смутное время варварского нашествия, была христианская церковь, теоретическая доктрина которой в общих чертах сформировалась в античный период. Христианские проповедники занялись

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

(Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.

История

Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.

Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль.

На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).

Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1903-1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. После реставрации Н. К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».

В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник погиб. «Отступая, русская армия оставила Новгород и закрепилась на оборонительном рубеже Липна - Нередица - Кириллов - Ковалево - Волотово, то есть по руслу Волховца. Противостояние двух сил продолжалось около полутора лет, в течение которых древние храмы на линии нашей обороны, превращенные в долговременные огневые точки, подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу. Одной из первых, еще в августе - октябре 1941 года, погибла Нередица. Она была разрушена более чем наполовину: уцелели лишь те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и вся - за очень немногими исключениями - роспись храма. Была сожжена деревня Нередица. Полностью разрушено Городище с Благовещенской церковью».

Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году. Полностью восстановлен в 1956-1958 годах.

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.

Современное положение

В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект.

По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей.

Марина Михайловна Бреслав —
главный в группе фотограф-интуитивист…

Когда мы вернулись из Баварии, то почувствовали: как бы ни было прекрасно ЧУЖОЕ, нельзя жить без СВОЕГО — того, с чем ты породнён изначально и навсегда.

Мы взяли в охапку своих друзей из Германии, что гостили у нас, и отправились в Великий Новгород — к Спасу на Нередице, непременно. Я так всегда делала в самые тяжелые периоды моей жизни и не тяжелые тоже..


Вид на Волхов с автомобильного моста,
по которому мы едем на правую сторону реки,
где находится Спас на Нередице…

Чувствуете, «Новгородской вольницей» повеяло?
То ли Волхов колдовской столь широк.
То ли Небо, за тучами прячущееся, столь высоко.
То ли наша память не спит — бережёт
лучшее в истории Древней Руси, воинственной…


До начал XX века храм дошел без крупных утрат, однако первоначальный облик в результате ремонтов существенно изменился. В 1903 - 1904 годы архитектором П. П. Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).

Уже летом 1944 года начались работы по консервации остатков храма. Разбирали завалы, бережно собирали каждую крупицу, каждый осколок старой кладки. Скрепив стены скрытой арматурой, реставраторы принялись возводить своды и купол. И Нередица поднялась из небытия.

Реставрация была выполнена настолько точно, что сегодня даже многоопытный глаз специалиста не найдет ни малейших указаний на то, что перед нами «новодел».


Великий Новгород. Храм Спаса на Нередице на правом берегу Волхова,
напротив Юрьева монастыря, что на левом берегу.
В 1941 году огнем немецкой артиллерии, бившей из монастыря,
храм превращен в руины. Уцелело 40 % кладки и 15 % фресок.

Помню, жизнь кипела в студенческие годы. Мы общались с самыми интересными людьми, которых, оказалось, было так много в городе. Наши преподаватели тоже охотно общались с нами, раскрывая себя во многом неожиданном.

Так на одном из «четвергов» историк архитектуры Владимир Иванович Пилявский рассказывал, как советские войска входили в Новгород. Он стоял на спуске к Волхову у Юрьева монастыря и искал взглядом шлем Спаса на Нередице на противоположном берегу. Шлема на было и Спаса не было тоже. Рассказывая о давно прошедшем, он плакал, того не замечая.

ДЛЯ НАС ЭТО БЫЛ УРОК ЛЮБВИ
К АРХИТЕКТУРЕ, РОДИНЕ, ЗЕМЛЕ И НЕБУ.
Я НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЛА ЕГО…




«Ангелы, поддерживающие купол». 1199.
«Сретение Господне». 1199.

«Христос, ветхий деньми». 1199.

«Введение Богородицы во храм» и «Сретение Господне». 1199.
Не сохранились, и никто не увидит, как, войдя в храм,
маленькая Мария встала на путь, предначертанный ей свыше.

Церковь Cпаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три месяца в 1198 году. Спустя год после постройки, расписана вся — от полотенец в нижнем ярусе до Пантократора в куполе.

В работе принимала участие довольно большая артель живописцев, что свидетельствует о срочности заказа. При всем различии индивидуальных манер, фресковый ансамбль обладал художественным единством и ярким соеобразием, демонстрируя принадлежность мастеров к общему потоку местной новгородской культуры.



«Рождество Христово». 1199. Не сохранилась картина рождения Сына — счастливого момента в жизни каждой Матери, только не Марии,
взгляд которой выдает понимание Предстоящего…

«Крещение Господне». 1199. Из всей фрески сохранился левый фрагмент, на котором изображен народ, принимающий крещение
на берегу Иордана. Христа, Иоанна Предтечи и Ангелов нет.

Лишь два столетия тому назад сами русичи начали принимать крещение. Канонов в изображениях еще нет: по содержанию своему все фрески церкви философичны. Св. Иоанн Предтеча возлагает десницу на главу Христа. Тем самым акцентируется принятие Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» — поется в тропаре на водоосвящении. Справа и слева от центральных фигур стоят Ангелы небесные с полотенцами в руках подобно восприемникам от купели. Ангелы отделены небесными сферами от происходящего на земле. Христос еще Человек, но, судя по нимбу, уже Сын Божий. Взгляды всех участников крещения устремлены на Христа, и в них читается видение чуда — БОГОЯВЛЕНИЯ.

Сохранись фрески так много можно было бы узнать
о становлении ВЕРЫ на Руси языческой…



«Архангел Михаил», «Ветхозаветный пророк Моисей». 1199.

«Князь Ярослав Владимирович преподносит церковь Христу». 1199.























Она была построена в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем в память о двух погибших сыновьях. Возведение её заняло всего три месяца. Через год стены были расписаны фресками, которые представляют собой потрясающий по красоте и исполнению комплекс (подробнее см. Фрески Спаса на Нередице). Достаточно сказать, что именно с них началось изучение древнерусского искусства после того, как копии фресковых композиции, выполненные Н.А. Мартыновым, получили в 1867 г. медаль Всемирной выставки в Париже.
До середины XX века храм дожил практически без утрат (хотя перестраивался, конечно).

Но в 1941 г. был почти полостью разрушен артиллерийским огнём (сохранилось только 15% фресок).

Сразу после войны руины были разобраны, а фрагменты разрушенных фресок собраны. В 1957-58 г. здание было восстановлено, а восстановление фресок идёт до сих пор. Сейчас работы по реставрации ведёт бригада художников МКРХУ под руководством Татьяны Анатольевны Ромашкевич. Они проводят работы по укреплению уцелевших фресок, а также собирают осыпавшиеся фрески из кусочков и устанавливают их обратно на стену.

Татьяна Анатольевна провела для нас экскурсию, и рассказало о храме и его истории.

Было невероятно интересно. Вообще, на мой взгляд, лучше всего о храмах могут рассказать реставраторы, посвятившие им большую часть своей жизни.

Сейчас внутри возведены леса и идёт работа.

Алтарная часть -

Окно и фрески на верхнем ярусе -

Инструменты реставраторов -

Леса, с одной стороны, заполняют пространство и загораживают общие виды, а с другой стороны, позволяют взглянуть вблизи на живопись, находящуюся на верхних ярусах.

Сохранившиеся фрески

Это собранное из кусочков изображение князя-строителя Ярослава Владимировича, подносящего храм Христу-

Можно сказать, что именно с него началось восстановление разрушенных фресок. Одним из самых первых найденных и установленных фрагментов был кусочек штукатурки с изображением креста на куполе макета храма, который князь держит в руке.


Это, кажется, Илья-пророк, которого кормит ворон -


Святые на верхнем ярусе -

Пётр Александрийский -

Небольшой сохранившийся фрагмент сцены страшного суда -

Но кроме фресок у храма есть ещё одна особенность - граффити. На стенах находится множество процарапанных в древности надписей и изображений, оставленных прихожанами и служителями. Некоторые участки штукатурки покрыты ими почти полностью.

Однако следует сказать, что наносившие их были очень аккуратны и практически никогда не "залезали" на изображения и лики, оставляя граффити на "фоновых частях" росписей.

Вот здесь видно несколько рисунков -

Можно разглядеть всадников -

Грамота -

Чудовище с рукой в пасти. Кажется, василиск -

Воин с оружием -

А вот это очень интересная надпись -

Читается как -
НЕПОУСЕЧЕ
ПЯСУ

Татьяна Анатольевна рассказала, что увидевшие это болгары сказали, что по-болгарски это означает - не бейте пса. Надо сказать очень странная надпись для храма. Но нашлась версия, которая позволяла прочитать и объяснить эту надпись, которая к болгарскому языку отношения всё-таки не имеет.
Кто-нибудь может разгадать, что означает надпись?