Управление печкой ваз 2109 высокая панель

Если вы владелец ВАЗ 2109 то, скорее всего, уже успели обратить внимание на недоработку конструкторов в плане обогревательных приборов. И проблема вовсе не в том, что печка не работает вовсе, она греет, но теплый воздух распределяется по салону ваз не равномерно. Чаще всего он греет исключительно лобовое стекло, или просто ноги водителя, а весь остальной салон остается не обогретым. В таком холодном авто невозможно долго ездить самому, не говоря уже о поездках с детьми.

Именно поэтому многие водители всерьез задумываются над тем, как сделать салон авто теплее. Единственный выход – модернизация отопления, улучшение ее работы. И это вы можете сделать самостоятельно. Как говорится – лучше 1 раз утеплится, чем 100 раз протопиться.

Итак, начнем доработку печки

С самого начала нужно заняться тросиком, который открывает кран печки. Зачатую, он достаточно длинный, и не открывает краник до конца, соответственно печка греет не на полную мощность. Для устранения этой проблемы достаточно просто обрезать тросик либо со стороны регулятора, либо со стороны самого крана.

Тросик крана отопителя

Попробуйте проверить работу вентилятора. Находится он посредине ванночки под капотом, и прикрыт от попадания воды стеклом и кожухом. Производители для чего-то заклеивают отверстие для забора воздуха бумагой. Это искажает поток воздуха и портить сам вентилятор, поэтому их лучше сразу убрать.

Дальше проверьте насколько сильный поток воздуха на ваз 2109. Довольно частой проблемой является то, что выходят из строя подшипники, который крутит сам вентилятор. Если есть сомнения, то лучше сразу же его заменить. Сделать это достаточно просто, а подшипник обойдется вам всего в 500 рублей.

Так же проблема может быть в самом вентиляторе. При замене вентилятора на 2109 лучше выбирать только оригинальный агрегат с высокой производительностью. Зачастую такой вентилятор не только выдает сильный поток воздуха и потребляет значительно меньше энергии.


Поменять вентилятор можно следуя такой схеме:

  • Открыть кожух, которым прикрыт вентилятор;
  • Аккуратно откручиваем болты, которыми вентилятор прикреплен;
  • Потом нужно под передней панелью со стороны водителя отсоединить один положительный разъём и открутить массу на проводах которые идут к вентилятору;
  • Вентилятор нужно несколько раз прокрутить так, чтоб он переместился в правую сторону ванночки, там его можно легко достать.

Дальше промыть и пропылесосить печку, попробовать максимально аккуратно вытереть ее. Подключение делаем в обратной последовательности. В конце все тщательно замажьте герметиком, чтоб внутрь не попала ни пыль, ни влага.

Зачастую следовать такой схеме достаточно, чтоб существенно улучшить работу печки. Но если вы все-таки хотите добиться еще лучшего результата, то можно попробовать еще несколько вариантов тюнинга отопительной системы.

Еще один способ доработать печку – укоротить тросик, который включает рычаг печки. Зачастую он достаточно длинный и не включает отопление на полную мощность. Просто укоротите его немного, и есть вариант, что в машине станет теплее.

Можно так же установить еще один отопитель. Он может брать воздух, как из стационарной печки, так и иметь отдельный собственный вентилятор. Но такой тюнинг не всегда эффективен.

Так же можно поставить дополнительные электрические обогреватели, и количество их не ограничено. Делать это следует согласно схеме. Но не стоит забывать, что они потребляют достаточно много электрики. Хотя с другой стороны запитать их можно от отдельного генератора, который расположится в багажнике.

Как вариант тюнинга можно попробовать уплотнить воздушнее клапаны. Схема такая: нужно хорошенько уплотнить те места, где прижимается клапан поролоном хорошего качества, мягкой резиной или пружинистым уплотнителем любого назначения.


Утепляем все стыки и каналы

Доработка термостата ВАЗ 2109 и схема подключения. Для того чтоб провести тюнинг термостата нужно просто заменить его с 5-ти дырочного на 6-ти дырочный. Обычный размер байпасного канала на 6-ти дырочном термостате равна 11 мм, а на 5-ти дырочном 16мм. Но вне зависимости от того, какой именно термостат у вас установлен, поток охлаждающей жидкости можно легко отрегулировать. После такого тюнинга ваша печка будет работать значительно лучше даже на холостых оборотах.

При помощи алюминиевой накладки вы можете самостоятельно отрегулировать диаметр байпаса в пределе от 4 до 6 мм. С помощью такой схемы вы немного увеличите время прогрева вашего ваз 2109, но в салоне станет значительно теплее, чем прежде.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что из обычной стандартной печки с помощью тюнинга можно сделать достаточно мощный обогревательный прибор, который не даст замерзнуть ни вам, ни вашим попутчикам.

Ни о какой комфортабельности во время поездок на автомобиле ВАЗ-21099 не было бы и речи, если бы салон этого седана не комплектовался системой обогрева. Причем обеспечение комфортной температуры в салоне можно считать второстепенной задачей, а основной – обогрев стекол (лобового и боковых передних дверей) для обеспечения обзорности в условиях сниженных температур.
На ВАЗ-21099 используется классическая для всех авто система обогрева, в которой нагрев воздуха осуществляется при помощи дополнительного радиатора системы охлаждения, устанавливаемого в салоне под приборной панелью. Благодаря такому месту расположения удается обеспечить обогрев нескольких зон – лобовые и боковые стекла, под ноги и непосредственно в сам салон.

Для обеспечения эффективности работы печки необходимо, чтобы движение потока было не самовольным (за счет перепада температуры), а принудительным. И для этого система обогрева дополнительно комплектуется вентилятором с электроприводом.

А далее все просто: создаваемый поток проходит через соты радиатора, где происходит теплообмен, в результате тепло отдается воздуху, который затем поступает в требуемые зоны по воздуховодам.
Конструкция печки ВАЗ-21099 включает в себя несколько основных составных элементов:

  • корпус из пластика;
  • радиатор системы обогрева (подключенный к системе охлаждения);
  • вентилятор с электроприводом;
  • воздуховоды;
  • механизм управления отопителем.

На этом авто применялись обогреватели двух модификаций, несколько отличающиеся конструктивно, но составные части у них полностью идентичны.


Корпус, радиатор, заслонки

Благодаря корпусу обеспечивается требуемое перенаправление обогрева, поскольку создаваемое вентилятором движение сразу же подается в него, а не рассеивается. Сам корпус состоит из двух половин, соединяемых между собой специальными скобами. Для уменьшения потерь потока между его половинами укладывается уплотнитель. Внутри обеих половин сделаны перегородки, которые и обеспечивают правильное направление.
Также внутри этого корпуса сделана ниша, в которую устанавливается радиатор. Изначально радиатор изготавливался из латуни, сейчас же он практически всегда делается из алюминия. Конструктивно радиатор отопителя идентичен основному (состоит из двух бачков, трубок, по которым циркулирует , и пластин, формирующих соты), но значительно меньше в размерах.

Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115

Перенаправление воздуха осуществляется за счет заслонок, также устанавливаемых внутри корпуса. Эти элементы – подвижные, и благодаря им удается перекрывать одни и открывать другие воздуховоды. Всего их три – основная (управление отопителем), воздуховода, осуществляющего перенаправление между зоной ног и подачей в салон, и заслонка подачи потока на лобовое стекло.
Дополнительные заслонки установлены на боковых и центральных дефлекторах. Получается, что по умолчанию воздух из корпуса постоянно подается на дефлекторы и сделано это для того, чтобы поток всегда имел выход. Благодаря имеющимся заслонкам можно обеспечить одновременную подачу горячего воздуха сразу в несколько зон (салон и лобовое стекло или же лобовое стекло и зона ног).
Основная же заслонка обеспечивает подачу воздушного потока на радиатор или же в обход него. Делается это все потому, что отопитель также играет роль системы принудительной вентиляции салона. Это позволяет в летнее время обеспечить подачу прохладного воздуха. И для этого необходимо лишь перенаправить движение в обход теплообменника, а на сам радиатор прекратит подачу разогретой ОЖ. Для отключения теплообменника от системы охлаждения применяется кран, устанавливаемый на подающий патрубок перед радиатором.

Вентилятор

Воздушный поток создается вентилятором типа «беличье колесо», приводимое в действие от электродвигателя. Эти два элемента заключены в свой отдельный корпус, устанавливаемый сверху на корпус отопителя. Причем конструктивно сделано так, чтобы обеспечить максимально простой доступ к электродвигателю, поскольку он считается одним из самых слабых составляющих системы.
Конструктивно предусмотрено три режима работы вентилятора. Это позволяет подобрать оптимальные условия подачи воздуха (холодного или горячего).

Механизм управления

Для перенаправления движения воздуха и открытия-закрытия крана подачи применяется механизм управления, выведенный на центральную консоль. Представляет собой механизм три ползунка и переключатель режима работы вентилятора.
Нижний ползунок является основным, поскольку им осуществляется изменение режима системы (обогрев или вентиляция). Им управляется сразу два элемента – основная заслонка и кран. При переводе этого ползуна в режим «вентиляция» одновременно закрывается кран и заслонка, что обеспечивает движение воздуха в обход теплообменника. И все с точностью до наоборот — при переводе его в режим «обогрев».
Двумя остальными ползунами управляются две другие заслонки – подачи на лобовое стекло и в зону ног. К примеру, при своде их к центру (левый ползунок до упора вправо, а правый – влево), воздуховод зоны ног будет закрыт, а ведущий на лобовое стекло – открыт. При разведении же этих ползунков по краям, горячий воздух поступит к ногам (причем также перекроется подача его на центральные дефлекторы).
Соединение ползунком с заслонками и краном осуществляется тросиками. Причем к основному ползунку их подходит сразу два, поскольку он одновременно открывает-закрывает заслонку и кран.

Отопители старого и нового образца

Напоследок отметим, что на ВАЗ-21099 разных годов выпуска применялись отопители с определенными конструктивными особенностями, которые касались угла положения радиатора и места расположения основной заслонки.
В печках, так называемого старого образца (на авто до 1998 года), радиатор устанавливался почти вертикально, а основная заслонка располагалась под теплообменником. Между задней стенкой корпуса и радиатором имелась перегородка, которая формировала канал, обеспечивающий подачу воздуха вниз корпуса.
При открытой заслонке воздушный поток двигался через радиатор, где он нагревался и подавался к воздуховодам. В режиме вентиляции основная заслонка закрывала теплообменник, формируя собой вместе с передней стенкой корпуса еще один канал, по которому поток поступал сразу на воздуховоды.
В печках нового образца (на авто с 1998 года производства) угол положения радиатора был значительно меньше, чем на старых отопителях, что, как считается, обеспечивает большую площадь контакта потока воздуха для теплообмена.
Также изменилось положение основной заслонки и ее форма (она стала дугообразной). Она стала располагаться над радиатором. В закрытом положении (режим вентиляции) заслонка обеспечивает движение воздуха по кратчайшему пути к воздуховодам.
В режиме обогрева она перекрывала канал подачи холодного воздуха на воздуховоды и направляла поток вниз корпуса, откуда он поступал на теплообменник.

Одновременно воздух печке ВАЗ 2109 может принести и пользу, и вред. Все зависит от соблюдения правил эксплуатации автомобиля, а также условий, в которых оно осуществляется. В любом случае, если печки ВАЗ 2109 вышли из строя, это не повод сразу же обращаться к профессиональным автомеханикам. Вполне реально изучить устройство печки ВАЗ самостоятельно и попытаться устранить проблему. Если это мероприятие не увенчалось успехом, то можно будет обратиться к мастеру, для которого ремонт печки ВАЗ - это рядовая и довольно обыденная процедура.

Что необходимо чинить?

Устройство и схема печки ВАЗ 2109 довольно ожидаемы для данной модели и имеют много сходных черт с предыдущими выпусками (рис. 1).

Вентиляция салона ВАЗ 2109 приточно-вытяжная, осуществляемая посредством специальных отверстий в накладках лобовых стекол. При этом воздух без труда выходит наружу, однако при попадании внутрь задерживается с помощью специальной накладки. Благодаря этому удается существенно улучшить теплоизоляцию в салоне.

Устройство печки ВАЗ 2109 довольно просто и включает в себя:

  1. Электровентилятор. Состоит из рабочего колеса, способного осуществлять 3 вида скоростей, и крепится на поверхность отопителя ВАЗ с помощью всего нескольких винтов. Обеспечить нужную частоту вращения могут дополнительные резисторы, установленные с левой стороны в отверстии кожуха печки.
  2. Краник печки. Включает в себя непосредственно корпус, пластинчатый клапан и несколько патрубков. Для того чтобы подключить его к системе отопления, используются специальные резиновые шланги. Благодаря пластинчатому клапану же можно управлять подогревом воздуха. И помочь в этом вопросе может специальный регулятор.
  3. Насос. Основная задача данного устройства - способствовать осуществлению циркуляции жидкости через радиатор.
  4. Заслонки и кран. В открытое пространство подается воздух, а далее там же осуществляется прогон нагретой жидкости. Для того чтобы процесс начался, заслонки должны быть перемещены вправо до упора. В противном случае процесс осуществляться не будет.


Рисунок 1. Устройство автомобильной печки.

Как правило, воздух для пассажиров ВАЗ 2108-2109 поступает через сопла: центральное, правое и левой. От бесконтрольного попадания воздуха они защищены заслонкой со специальным пенополиуретановым уплотнителем. Кроме того, водители ВАЗ 2108-2109 могут регулировать интенсивность подачи: достаточно открыть или плотнее закрыть заслонку. Если есть желание, можно изменить и направление движения воздуха.

Устройство печки ВАЗ позволяет системе обеспечивать контрольные условия пассажирам и водителю даже при температуре воздуха в -20°С:

  • +25°С - в области ног каждого присутствующего;
  • +20°С - непосредственно в салоне автомобиля ВАЗ 2109.

Таким образом, путешествовать на отечественном ВАЗ 21099 становится реальным в любое время и при любой погоде.


Что может сломаться?

Проблема, что плохо греет печка ВАЗ 2109, отнюдь не нова и возникает у каждого третьего водителя. Нужно выяснить, что именно произошло внутри печки ВАЗ 2109:

  1. Сгорел предохранитель. Устраняется заменой вышедшей из строя детали.
  2. Повреждение проводов. На начальном этапе необходимо проверить, насколько работоспособна система отопления, и при необходимости устранить порыв или зачистить обуглившиеся контакты специальным инструментом.
  3. Не работает вентилятор печки ВАЗ. Устраняется путем замены вышедшего из строя компонента. Конечно, низкая панель несколько усложнит процесс извлечения данного элемента неискушенному водителю, в то время как высокая панель, наоборот, откроет дополнительное поле для деятельности.
  4. Обрыв цепи резистора. Необходимо проверить исправность компонентов, а после выяснить, где именно произошел порыв. Лучше всего с данным вопросом справляется профессиональный электрик, в то время как неспециалист может искать проблему очень долго. Не поможет даже схема печки, в буквальном смысле раскладывающая систему на составляющие.
  5. Вышел из строя отопительный переключатель. Наиболее распространенная причина - это подгорание контактов или непосредственное заедание толкателя. В некоторых случаях устраняется лишь после того, как будет заменен переключатель.


Еще одной классической и не менее распространенной причиной того, что в автомобиле не греет печка, являются неисправности радиатора. Проще всего будет его почистить, что дает положительный результат в подавляющем большинстве случаев. Конечно, для того чтобы добраться до радиатора, необходимо будет снять приборную панель и корпус печки, однако все эти манипуляции займут не более часа.

После того как радиатор будет извлечен, очищен, его можно ставить на место и проверять, как теперь функционирует система отопления, не устранились ли неполадки, из-за которых и была проделана работа.

Если по-прежнему печка дует холодным воздухом, радиатор обязательно придется менять.

После таких перемен и при условии отсутствия других повреждений можно не сомневаться: печка на ВАЗ 2109 будет работать корректно.

Система обогрева салона автомобилей «девятого семейства» с высокой панелью известна своим конструктивным несовершенством. Несмотря на то что на неё возложено выполнение узкоспециальных функций, даже с ними зачастую она справляется не самым лучшим образом. Наиболее распространённая неисправность отопителя на этом авто заключается в неравномерном распределении тёплого воздуха по воздуховодам. В результате из боковых дефлекторов и на лобовое стекло дует холодный воздух, в то время как всё тепло подаётся только на нижние патрубки. К счастью, для устранения этой неисправности нет необходимости обращаться к специалистам СТО - здесь требуется регулировка заслонок , с чем способен справиться любой автолюбитель самостоятельно.

Причина проблемы кроется в недостаточно плотном прилегании заслонки к поверхности кожуха даже при полном её закрытии. Таким образом, поток холодного воздуха не полностью отсекается, поступая на боковые воздуховоды и под лобовое стекло. Далее мы расскажем, как закрыть заслонку печки ВАЗ-2109 при помощи минимального набора инструментов, не прибегая к помощи мастера.

Как восстановить нормальную работу печки

Для начала рассмотрим первый случай неполноценной работы отопителя «девятки» с высокой панелью, когда в боковые дефлекторы поступает только холодный воздух. Работой боковых сопел управляют отдельные заслонки с полиуретановым уплотнителем. В свою очередь, управление заслонками отопителя ВАЗ-2109 осуществляется при помощи рычагов, расположенных на панели управления. Довольно частыми являются случаи, кода между заслонкой и стенками желоба образуется внушительный зазор, что существенно снижает эффективность работы печки. Проблема устраняется путём принудительной установки заслонки в оптимальное положение.


Итак, подготовьте плоскогубцы и демонтируйте верхнюю часть торпедо. Кстати, без демонтажа можно и обойтись, но так вы сможете наглядно увидеть, где находится центральная ВАЗ-2109, оценить её состояние и проконтролировать процесс регулировки. После снятия панели отыщите трос крепления, который находится справа от педали акселератора и, воспользовавшись плоскогубцами, аккуратно выгните проволоку. Таким образом, создаётся дополнительное натяжение, уменьшающее свободный ход пружины. Как результат, заслонка сможет плотно закрыть воздуховод, перекрывая движение холодных потоков воздуха.

Kia Rio 2017
СКИДКА 190 000 РУБ.

Подтяжка троса печки с высокой панелью

Если в холодное время года вы замети ли, что отопитель хорошо прогревает салон машины, в то время как лобовое стекло не обдувается тёплым воздухом, следует делать вывод о том, что заслонки печки ВАЗ-2109 функционируют не так, как положено. В этом случае также придётся провести регулировочные работы, но они отличаются от описанной выше процедуры. Кроме того, для работы вам, помимо плоскогубцев, понадобится шило, крестовая отвёртка и кусачки.


Ознакомьтесь с приведённым ниже руководством, в котором описано, как проводится регулировка заслонок печки ВАЗ-2109:

  1. Для того чтобы получить доступ к приводу закрывающих элементов, необходимо демонтировать левый экран на панели приборов, который крепится тремя винтами, расположенными по правую ногу от водителя;
  2. После этого переведите рычаг привода в крайнее воспользуйтесь шилом, чтобы снять металлическую скобу;
  3. Далее, нужно снять защитную пластиковую оплётку с троса, сдвинув её в сторону наконечника;
  4. При помощи кусачек аккуратно обрежьте один виток троса, после чего, оставшиеся витки зажмите плоскогубцами и плотно закрутите так, чтобы они выровнялись с другими витками;
  5. Теперь установите трос привода в рабочее положение и протестируйте работу системы обогрева. Если проблему удалось устранить, произведите сборку в обратном порядке.

Именно таким образом проводится регулировка заслонок высокая панель в условиях гаража. Несмотря на то что проблема с неплотным прилеганием заслонок отопителя для «девятки» и её модификаций довольно распространена, решить её может даже неопытный автолюбитель - нужно только следовать инструкции.

Проклейка печки ВАЗ-2109

В случае, когда правильно выполненные регулировочные операции не привели к ожидаемому результату, вероятно, проблема с недостаточным прилеганием заслонок также связана с разрушением или отслоением уплотнительного материала, приклеенного по кромке. В этом случае ремонт заслонок печки ВАЗ-2109 заключается в их проклейке новым уплотнителем. О том, как это сделать, вы узнаете ниже.

Для увеличения картинки кликните по ней

1. Скоба крепления кожухов отопителя; 2. Заслонка управления отопителем; 3. Левый кожух отопителя; 4. Тяга заслонки обогрева ног; 5. Уплотнительная прокладка радиатора; 6. Радиатор; 7. Уплотнительная прокладка отопителя; 8. Электродвигатель; 9. Кожухи вентилятора; 10. Рабочее колесо вентилятора; 11. Заслонка обогрева; 12. Воздухопровод обогрева ветрового стекла; 13. Воздухопровод бокового сопла; 14. Боковое сопло; 15. Заслонка центрального сопла; 16. Толкатель лопаток; 17. Ось лопатки; 18. Лопатка; 19. Рычажок перекрытия центрального сопла; 20. Тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 21. Рычажок изменения направления воздушного потока; 22. Рукоятка управления подогревом воздуха; 23. Рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло; 24. Рукоятка подачи воздуха в ноги; 25. Кронштейн рычагов управления; 26. Скоба крепления оболочки тяги; 27. Тяга управления краном; 28. Тяга заслонки управления отопителем; 29. Заслонка обогрева ног; 30. Оси рычагов управления подогревом воздуха; 31. Стяжной винтовой хомут; 32. Клапан крана отопителя; 33. Корпус крана; 34. Рычаг клапана; 35. Шланги, соединяющие кран с радиатором отопителя; 36. Воздухопровод внутренней вентиляции; 37. Окна обогрева ног задних пассажиров; 38. Кран отопителя; 39. Окно обогрева ног водителя; 40. Облицовка центральной стойки; 41. Внутренняя полость центральной стойки; 42. Воздухопровод вытяжной вентиляции; 43. Обивка центральной стойки; 44. Облицовка дефлектора вытяжной вентиляции; 45. Резиновый клапан; 46. Корпус дефлектора; 47. Дефлектор вытяжной вентиляции; 48. I. Отопитель; 49. II. Схема работы отопителя; 50. III. Кран отопителя; 51. IV. Вытяжная вентиляция салона автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.

Отопление салона обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторе 6 отопителя, который включается в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору. Отопитель крепится в салоне под панелью приборов четырьмя гайками к болтам, приваренным к коробке воздухопритока. Подогретый в отопителе воздух направляется в салон через систему воздухопроводов, крепящихся снизу к панели приборов, и по воздухопроводу 36 внутренней вентиляции. Воздухопроводы уплотняются с отопителем прокладками.

Отопитель состоит из правого и левого 3 пластмассовых кожухов отопителя, которые по периметру соединяются между собой скобами 1 крепления. Для уплотнения кожухов в пазы закладывается специальный жгут.

Для принудительной подачи воздуха в салон сверху отопителя двумя винтами крепится электровентилятор. Конструкция отопителя позволяет снимать электровентилятор со стороны моторного отсека.

Электровентилятор состоит из двух пластмассовых кожухов 9, к которым крепится электродвигатель 8 типа 45.3730. На валу электродвигателя устанавливается рабочее колесо 10 электровентилятора. Для получения необходимой частоты вращения рабочего колеса имеется дополнительный резистор, который крепится винтом с левой стороны в отверстие кожуха 3 отопителя. Две спирали резистора обеспечивают три скорости вращения рабочего колеса.

Радиатор 6 подогрева воздуха устанавливается в кожухах отопителя, крепится тремя винтами к правому кожуху и уплотняется пенополиуретановой прокладкой 7. Радиатор отопителя состоит из двух рядов трубок, охлаждающих пластин и двух пластмассовых бачков.

Кран отопителя подсоединяется к системе охлаждения резиновыми шлангами. Циркуляция жидкости через радиатор осуществляется насосом системы охлаждения. Кран состоит из корпуса 33 с двумя парами патрубков. В корпусе крана на подводящей магистрали на оси устанавливается пластинчатый клапан 32 крана с отверстием для пропуска охлаждающей жидкости. Рычаг 34 клапана тягой 27 соединяется с рычагом рукоятки 22 управления подогревом воздуха. При повороте рычага 34 отверстие в клапане 32 открывает магистраль для поступления жидкости в радиатор отопителя.

Управление отопителем осуществляется тремя рукоятками 22, 23, 24, рычаги которых устанавливаются на осях пластмассового кронштейна 25, крепящегося четырьмя винтами к панели приборов. Рукоятка 22 управления подогревом воздуха воздействует через тягу 27 и 28 на рычаг 34 крана и рычаг привода заслонки 2 управления отопителем. При полном перемещении рукоятки 22 вправо открываются кран 38 и заслонка 2, воздух будет подаваться электровентилятором через радиатор 6 отопителя, в котором прогоняется нагретая охлаждающая жидкость системы охлаждения. В среднем положении рукоятки 22 кран и заслонка 2 будут находиться в промежуточных положениях, воздух будет проходить как через радиатор, так и минуя его. Этим более надежно обеспечивается необходимая степень подогрева воздуха. При крайнем левом положении рукоятки 22 кран 38 и заслонка 2 управления отопителем закрыты, при этом подающийся в салон воздух подогреваться не будет.

Верхняя левая рукоятка 24 подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров тягой 4 соединяется с рычагом заслонки 29. При перемещении рукоятки влево открывается заслонка обогрева ног, воздух направляется из кожухов отопителя в окна 39 с левой и правой стороны в ноги водителя и пассажира на переднем сиденье, а также по воздухопроводу 36 внутренней вентиляции в ноги пассажиров на заднем сиденье.

Рукоятка 23 подачи воздуха на ветровое стекло соединяется тягой 20 с рычагом привода заслонки 11 обогрева ветрового стекла, которая перекрывает или открывает путь воздуху через воздухопровод 12 на стекло (см. схему работы отопителя).

Для подачи воздуха в салон непосредственно на пассажиров и также на обдув боковых стекол автомобиля отопитель имеет левое и правое боковые сопла 14 и два центральных сопла. В корпусе каждого сопла устанавливается заслонка 15 с уплотнителями из пенопо-лиуретана. Открывая или закрывая заслонку за рычажок 19, изменяют интенсивность вентиляции. Направление воздушного потока изменяется рычажком 21, который позволяет повернуть сопло с направляющими, а также и лопатки, в нужное положение.

Отопитель обеспечивает среднюю температуру в салоне при температуре наружного воздуха минус 20"С на режиме максимального обогрева - плюс 20°С, а в зоне ног - плюс 25°С. На автомобилях имеется вытяжная вентиляция, обеспечивающая отсос воздуха из салона кузова. На автомобилях ВАЗ-2108 воздух отсасывается в зазоры под обивку крыши (в основном, из задней части салона) и попадает во внутренние полости 41 центральных стоек, затем через резиновые воздуховоды 42 и отверстия в задних кромках облицовок 40 выходит наружу. Отсос осуществляется за счет разрежения, возникающего при движении автомобиля у задних кромок облицовок центральных стоек кузова.

На автомобилях ВАЗ-2109 вытяжная вентиляция выполнена сзади проемов кузова для стекол боковин. Вентиляция осуществляется также за счет разрежения, возникающего у дефлекторов 47 при движении автомобиля Воздух отсасывается из задней части салона под облицовки 44 дефлекторов, отжимает резиновые клапаны 45 и через отверстия дефлекторов выходит наружу. Резиновые клапаны 45 предотвращают попадание наружного воздуха в салон при боковом ветре.