Эзоп. Ворон и Лисица. Как вы поняли мораль басни? Урок по чтению "Баснописцы. Басня «Ворона и лисица»"
Урок литературного чтения. 3 класс.
Тема урока . Басня «Ворона и лисица» И. А. Крылова и «Ворон и лисица» Эзопа.
Цель :
Учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
Задачи:
развивать устную речь учащихся, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
Универсальные учебные действия:
Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной и парной деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
Предметные результаты:
Знание отличительных черт басни
Умения находить мораль, иносказание в басне;
Знание о жизни и творчестве И. А. Крылова, Эзопа;
Ход урока
1.Орг. момент
Прозвенел уже звонок
Нам пора начать урок
2. Актуализация знаний
1) Кроссворд (презентация)
2) Работа в паре
1 . Выбери точное определение басни
Краткий рассказ
Поучительный рассказ
Краткий иносказательный рассказ поучительного характера
(иносказательный – заключающий в себе выражение, содержащее скрытый смысл)
2 . Найди признаки басни
Написана в стихах
Герои-животные
Большое по объёму произведение
Написана в прозе
Герои- люди
Содержит мораль
Небольшое по объёму произведение
3. Разложи слова на две группы
Персей, Прометей, Эзоп, Крылов.
3.Постановка цели урока
- Познакомиться с новой басней и новым автором.
4. Повторение изученного ранее материала.
Чтение по ролям.
Давайте дадим характеристику главным героям этой басни.
Какова мораль?
5. Знакомство с новым произведением. Басня Эзопа «Ворон и лисица»
Эзоп – кто это?
Эзо́п -древнегреческий поэт- . Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках .
В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. С о дним из них мы сейчас познакомимся.
6. Первичное восприятие .
Прочитайте басню Эзопа.
Понравилась басня?
На произведение какого жанра похожа эта басня? (сказка о жив.)
Чем отличается? (мораль)
7. Анализ произведения
Что такое мораль? (нравоучение)
В какой форме написана басня? (в прозе)
Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?
Что вы можете сказать о языке басни? (на доступном языке)
Назовите героев басни.
Каким в басне показан ворон? (глупый, доверчивый)
Лисица? (хитрая, умная)
Назовите сюжет басни (она обманным путём отобрала мясо)
Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.
Из каких частей состоит басня? (вступление, основная часть, мораль)
Где в басне спрятана мораль? (в словах лисицы)
Чему учит нас эта басня? (Не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил своё брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом )
Почему так получилось, что ворон легко расстался со своей добычей? Какого испытания не выдержал он? (испытания лестью, восхваленьем)
Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить».
Кто кому льстит? Кого осуждает басня больше: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни.
Какой человеческий недостаток высмеивается? (глупость)
8 .Работа с иллюстрацией.
Многие художники старались отобразить эти басни с помощью кисти и карандаша, чтобы средствами изобразительного искусства мы еще ярче восприняли события, описанные в этих баснях. Это такие художники, как Д.К.Гавриленко, С.Яровой, Валентин Серов и многие другие. Особое внимание ваше я хотела бы обратить на работу Валентина Серова, она есть в вашем учебнике и на экране.
Несмотря на то, что она выполнена простым карандашом и неяркая, но посмотрите, как художник передал образы героев. Сравните величину фигурок вороны и лисицы. Что вы можете сказать? Соответствуют их размеры реальности? (Фигура вороны намного больше лисицы, создается впечатление, что художник выполнял работу, сидя высоко на ели, рядом с вороной. Создается зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы)
Как вы думаете, можно было с такого расстояния разглядеть такие подробности внешности, как «носок», «перушки», «глазки»?
Чему же учат нас эти басни ? (Не верить льстивым словам окружающих, не всегда верить своим ушам, не всегда эти слова искренни, не быть доверчивыми, глупыми )
Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.
В чём сходство басен?
Чем отличаются басни?
Работа с таблицей (в паре)
Иван Андреевич Крылов
Форма написания
Композиция
В какой басне легче представить поведение героев?
И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.
Удалось ли художникам передать характеры героев?
Какой представлена Ворона? Лисица?
Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.
Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.
Ответьте на вопросы:
1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?
2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…
3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:
-Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.
- Всякий трус о храбрости говорит.
-За глупость всегда приходится расплачиваться.
4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.
Проверьте, что у вас получилось.
Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.
Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни .
Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни .
Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни .
Выполнение какого задания вызвало затруднение?
Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?
Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.
9 .Связь с жпзнью.
Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом, выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом.
Бессмертные творения Эзопа и Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
Почему же спустя сотни, тысячи лет мы с удовольствием читаем басни Эзопа и Крылова? (Они интересны, полезны, несут уроки жизни)
Почему басни не устаревают? (Пороки людские, такие как лесть, зависть, лень, глупость, хитрость, были 4000 лет назад и существуют сегодня.)
Какую жизненную мудрость взяли из сегодняшнего урока, из сегодняшних басен?
(не нужно быть доверчивым, и льстить некрасиво.)
10 . Рефлексия .
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
"Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".
Басня уместна против человека неразумного.
Эзоп. Басня Голубь, который хотел пить
Голубь, измученный жаждой, увидел картину, изображавшую чашу с водой, и подумал, что она настоящая. Он бросился к ней с громким шумом, но неожиданно наткнулся на доску и разбился: крылья его переломались, и он упал на землю, где и стал добычею первого встречного.
Так иные люди в порыве страсти берутся за дело опрометчиво и сами себя губят.
Эзоп. Бесхвостая лисица
Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье.
Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: "Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно".
Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.
Крылов. Волк и Ягненок
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Мораль басни Волк и Ягненок
У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?
Крылов. Крестьянин и работник
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик-Крестьянин с Батраком
10 Шел, под-вечер, леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка родной, не выдай, милой!»
Из-под медведя он взмолился Батраку.
20 Вот, новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй», говорит: «за что?» - «За что, болван!
30 Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Иван Бунин. Листопад
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной. Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной;Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа, где густаяЛиства янтарный отблеск льет;Играя, в небе промелькнетСкворцов рассыпанная стая -И снова все кругом замрет.Последние мгновенья счастья!Уж знает Осень, что такойГлубокий и немой покой -Предвестник долгого ненастья.Глубоко, странно лес молчалИ на заре, когда с закатаПурпурный блеск огня и златаПожаром терем освещал.Потом угрюмо в нем стемнело.Луна восходит, а в лесуЛожатся тени на росу…Вот стало холодно и белоСреди полян, среди сквознойОсенней чащи помертвелой,И жутко Осени однойВ пустынной тишине ночной. Теперь уж тишина другая:Прислушайся - она растет,А с нею, бледностью пугая,И месяц медленно встает.Все тени сделал он короче,Прозрачный дым навел на лесИ вот уж смотрит прямо в очиС туманной высоты небес.0, мертвый сон осенней ночи!0, жуткий час ночных чудес!В сребристом и сыром туманеСветло и пусто на поляне;Лес, белым светом залитой,Своей застывшей красотойКак будто смерть себе пророчит;Сова и та молчит: сидитДа тупо из ветвей глядит,Порою дико захохочет,Сорвется с шумом с высоты,Взмахнувши мягкими крылами,И снова сядет на кустыИ смотрит круглыми глазами,Водя ушастой головойПо сторонам, как в изумленье;А лес стоит в оцепененье,Наполнен бледной, легкой мглойИ листьев сыростью гнилой…Не жди: наутро не проглянетНа небе солнце. Дождь и мглаХолодным дымом лес туманят,-Недаром эта ночь прошла!Но Осень затаит глубокоВсе, что она пережилаВ немую ночь, и одинокоЗапрется в тереме своем:Пусть бор бушует под дождем,Пусть мрачны и ненастны ночиИ на поляне волчьи очиЗеленым светятся огнем!Лес, точно терем без призора,Весь потемнел и полинял,Сентябрь, кружась по чащам бора,С него местами крышу снялИ вход сырой листвой усыпал;А там зазимок ночью выпалИ таять стал, все умертвив… Трубят рога в полях далеких,Звенит их медный перелив,Как грустный вопль, среди широкихНенастных и туманных нив.Сквозь шум деревьев, за долиной,Теряясь в глубине лесов,Угрюмо воет рог туриный,Скликая на добычу псов,И звучный гам их голосовРазносит бури шум пустынный.Льет дождь, холодный, точно лед,Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваномНад лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымыВстают столбами на заре,Леса багряны, недвижимы,Земля в морозном серебре,И в горностаевом шугае,Умывши бледное лицо,Последний день в лесу встречая,Выходит Осень на крыльцо.Двор пуст и холоден. В ворота,Среди двух высохших осин,Видна ей синева долинИ ширь пустынного болота,Дорога на далекий юг:Туда от зимних бурь и вьюг,От зимней стужи и метелиДавно уж птицы улетели;Туда и Осень поутруСвой одинокий путь направитИ навсегда в пустом боруРаскрытый терем свой оставит. Прости же, лес! Прости, прощай,День будет ласковый, хороший,И скоро мягкою порошейЗасеребрится мертвый край.Как будут странны в этот белый,Пустынный и холодный деньИ бор, и терем опустелый,И крыши тихих деревень,И небеса, и без границыВ них уходящие поля!Как будут рады соболя,И горностаи, и куницы,Резвясь и греясь на бегуВ сугробах мягких на лугу!А там, как буйный пляс шамана,Ворвутся в голую тайгуВетры из тундры, с океана,Гудя в крутящемся снегуИ завывая в поле зверем.Они разрушат старый терем,Оставят колья и потомНа этом остове пустомПовесят инеи сквозные,И будут в небе голубомСиять чертоги ледяныеИ хрусталем и серебром.А в ночь, меж белых их разводов,Взойдут огни небесных сводов,Заблещет звездный щит Стожар -В тот час, когда среди молчаньяМорозный светится пожар,Расцвет полярного сиянья.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Не верь врагам - проку не выйдет.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
ЖУК И МУРАВЕЙ
В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».
БЕДНЯК
У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», - молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя - ты не помог мне, хлопнул об угол - послал великое счастье».
Кто обращается с негодяем ласково - останется в убытке, кто поступает с ним грубо - в барыше.
ДВА ГОРШКА
Река несла в своем течении два горшка - глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, - просит глиняный горшок медного. - Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».
Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.
БЫК И ЖАБА
Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать - ее там не было - и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» - «Он умер, матушка, - говорят они, - сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» - «Перестань, мама, - слышит она в ответ. - Не сердись, - скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».
Опасно слабому тягаться с сильным.
КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ
В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». - «Должно быть, там зарыт клад», - думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.