«Глобус модель Земли. Географическая карта. Глобус

Земля имеет форму шара. Это было окончательно доказано, когда искусственные спутники облетели вокруг Земли во всех направлениях. Они получили фотографии Земли, отчётливо показывающие выпуклость земной поверх-ности (рис. 33).

На глобус нанесены части света, океаны, моря, реки , горы и другие географические объекты. На глобусе можно увидеть, что большую часть земной поверхности занимают океаны . Выделяют четыре океана: Тихий , Индийский , Атлантический , Северный Ледовитый .

Огромные участки суши, со всех сторон омываемые водами океанов , называются материками или континентами. Материков на земном шаре шесть: Евразия , Северная Америка , Южная Америка , Африка , Антарктида , Австралия .

Материк или часть материка вместе с близлежащими остро-вами называется частью света. Частей света шесть: Евро-па , Азия , Африка , Америка , Австралия , Антарктида . Как видно, на одном континенте Евразия находятся две части света: Европа и Азия. Условную границу между этими частями света проводят по восточному склону Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор по Кумо-Манычской впадине, Чёрному морю.

Первые глобусы были созданы еще в Древней Гре-ции. В эпоху Великих географи-ческих открытий в 1492 году был создан первый из сохранивших-ся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все бо-лее точные глобусы.

Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каж-дом из которых будет изображена половина поверхности земно-го шара.

Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На гло-бусе же видна только та часть, которая обращена к наблюда-телю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.

Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.

Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхно-сти Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для то-го, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Мери-дианы и параллели помогают ориентироваться , то есть опреде-лять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридиа-ны располагаются перпен-дикулярно друг другу.

На глобусах и картах прове-дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.

Градусная сетка

22 декабря, в день зимнего солнцестояния , солнечные лу-чи падают вертикально вниз над Южным тропиком — па-раллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября , лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

Предметные задачи урока:

  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
  • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
  • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний Географический диктант:

1. Земля имеет форму...

2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

5. Орбитальное движение длится...

6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

1. Отвечают на вопросы в тетради:

1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

3. экваториальный, полярный

4. осевое (суточное)

5. 365 - (366 суток)

10. экватор

2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

(исходим из количества ошибок)

6 и больше = “2”

3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

Демонстрирует слайд.

Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

Предлагают варианты формулировки цели.

Отвечают на вопросы

Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

Корректирует ответы

Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

Что представляла собой старинная карта?

Организация дискуссии:

Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
Гимнастика для глаз:

Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

“Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
Различие географических карт

Многообразие карт

Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
5 Рефлексия Что удивило на уроке?

О чём хотели бы узнать ещё?

Организует обсуждение Высказываются
6 Домашнее задание Параграф 5.

ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

1. Может ли быть космический глобус?

2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?

Мы ответим на следующие вопросы.

1. Чем географические карты отличаются от глобуса?

Глобус - это объемная модель Земли. Карта - это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.

К неоспоримым достоинствам глобуса можно отнести следующие:

Глобус по сравнению с картой более нагляден. Он показывает шарообразную форму Земли.

Сохранено взаимное расположение относительно друг друга полюсов, а так же меридиан и параллелей.

На всех участках глобуса масштаб одинаков.

Не искажаются формы объектов и их пропорции.

Карта может демонстрировать зрителям как всю планету, так и отдельные материки, страны, части света, области, города, улицы. Географические объекты, их площади и расстояния между ними передаются на глобусе без искажений, в отличие от изображения на карте.

2. Почему географические карты более широко используются людьми различных профессий, чем глобус?

Карты нашли широкое применение у людей. Благодаря им можно познакомиться с рельефом местности без непосредственного контакта с нею. Карты активно используют в качестве помощников при ориентировании в путеводителях для туристов, в кораблевождении и даже космонавтике! Нужны они и при разработке полезных ископаемых, в военном деле и строительстве. Иными словами, географические карты используются практически во всех областях.

3. Как определяют направления на стороны горизонта на мелкомасштабной географической карте?

К мелкомасштабным картам относят карты, построенные в масштабе мельче 1:1 000 000. При создании карты производится строгий отбор того, что на ней будет изображено и писано. На карте направления определяются с помощью градусной сети.

Градусная сеть Земли - система меридианов и параллелей.

Все точки одного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели - одинаковую широту. Чем мельче масштаб карты, тем обычно реже наносятся линии градусной сети.

Для определения направления на заданный предмет необходимо использовать азимут. Азимут - угол между направлением на север и направлением на заданный предмет местности, величину которого выражают в градусах и отсчитывают от севера вправо, по ходу часовой стрелки.

4. Что нужно сделать, чтобы определить расстояние между объектами на географической карте?

Чтобы определить по карте расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в сантиметрах и умножить полученное число на величину масштаба.

Например, на карте масштаба 1:50000 (величина масштаба 500 м.) расстояние между двумя ориентирами составляет 4,2 см. Следовательно, искомое расстояние между этими ориентирами на местности будет равно 4,2 * 500 = 2100 м.

Небольшое расстояние между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом. Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах.

Мы узнаем правила работы с контурными картами, выполним задания на контурной карте, начнем составлять свою карту мира.

1. От глобуса к географическим картам

Впишите пропущенные слова в определение.

Географические карты - уменьшенное масштабное изображение земной поверхности, которые показывают положение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений.

2. Масштаб географической карты

Сравните масштабы школьного глобуса и карт полушарий и России в школьном атласе. Запишите масштабы в порядке их возрастания.

Вывод. Масштаб изображения Земли на глобусе меньше (больше, меньше), чем масштаб изображения Земли на карте полушарий.

3. Работа с географической картой

Стрелки направлены вдоль линий параллелей, вдоль экватора и широты.

Определите географические координаты точек, обозначенные на карте Восточного полушария знаком (.), подпишите их на карте.

Убедитесь, что на карте полушарий область наименьших искажений находится в центральных частях кругов карты.

Измерьте протяженность Индийского океана вдоль экватора (И) двумя способами.

И = (98° в. д. - 42° в. д.) × 111,3 км = 56° × 111,3 км = 6232,8 км

И = 5 см: 1/200 = 5000 км

Значение длин, определенные двумя способами: линейки, градусной сетки.

Измерьте протяженность территории России вдоль параллели 60° с. ш. (Р) двумя способами.

1) По градусной сетке (истинное значение протяженности):

Р = (170° в. д. - 30° в. д.) × 55,8 км = 140° × 55,8 км = 7840 км

2) С помощью линейки и масштаба:

И = 14 см: 1/200 = 14000 км

Значения длин, определенные двумя способами: линейки, градусной сетки.

Определите по координатам географические объекты. Заполните таблицу.

По карте России с помощью линейки и масштаба определите расстояние от Москвы до Азовского и Белого морей.

От Москвы до Азовского моря 1002 км.

От Москвы до белого моря 835 км.

Сравните полученные значения с данными учебника о тех расстояниях, полученных при измерении с помощью линий градусной сетки.

Вывод. Наиболее точные результаты измерений получены с помощью градусной сетки и вычислений.

Школа географа-следопыта

Данный видеоурок посвящен теме «Глобус - модель Земли. Географические карты». Вы узнаете о размерах и форме Земли, познакомитесь с новым понятием - «географические карты». Учитель подробно расскажет о глобусе, а также - какие существуют виды карт.

По форме и размерам планеты была создана модель Земли - глобус.

Трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Рис. 3. Глобус Бехайма, 1492 г. ()

Кроме глобуса и планов, для изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.

Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.

Географические карты бывают совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты: горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых изображены страны, их границы, столицы - политическими.

Рис. 4. Физическая карта мира ()

Рис. 5. Политическая карта Евразии ()

Есть особый вид карт - контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

Рис. 6. Контурная карта мира ()

Домашнее задание

Параграфы 9, 10, 11.

1. Что такое глобус и карта?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

Тестовые задания.

1. Моделью земного шара является

а) географическая карта

б) аэрофотоснимок

в) глобус

г) топографическая карта

2. В чём достоинства глобуса по сравнению с географической картой?

а) глобус изображает поверхность Земли более подробно

б) глобус даёт представление о форме и истинном облике поверхно-сти Земли

в) глобус удобен при транспортировке

г) глобус даёт представление о значениях радиусов Земли

3. Географическая карта — чертёж. Это означает, что она

а) может быть нарисована любым человеком

б) создаётся с использованием определённых правил

в) понятна любому человеку

г) даёт представление о реальном виде объектов

4. Зелёным цветом на физической карте изображаются

б) растительность

Г) низменные равнины

5. В отличие от аэрофотоснимков космические изображения

а) более подробны

б) позволяют охватить огромные участки земной поверхности

в) являются истинным изображением территории

г) могут быть выполнены любым человеком

6. Из предложенного списка выберите слова и термины, имеющие отношение к аэрофотоснимкам. Выпишите их буквенные обозна-чения.

а) физическая карта

б) вертикально вниз

в) самолёт

г) горизонтально

д) фотография

е) подводная лодка

Тематический практикум

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Глобус и карта

Глобус — уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хо-рошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной по-верхности без каких-либо искажений.

Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них силь-но уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры — десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.

На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изо-бразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Португалия) изображаются такими малыми фигура-ми, что на них едва хватает места для одного кружка — условного зна-ка столицы.

Поэтому создаются географические карты, на которых изобража-ется не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.

При со-ставлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэ-тому на карте возникают искажения направлений, расстояний и пло-щадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных мате-матических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?

Для того, чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры.

В чём причина имеющихся на картах искажений?

Изображение нужно перенести на плоский лист. Но поверхность шара нельзя развернуть, расстелить на плоскости без складок и порывов.

Можно ли сделать карту полностью лишённой искажений?

Путем сложных математических расчетов и построений искажения пытаются свести к минимуму.

Как вы думаете, какие страны (кроме названных в приведённом выше тексте) тоже сложно показать на глобусе?

Микрогосударства Ватикан, Люксембург, Лихтенштейн, Сан-Марино.

Картографический практикум.

Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечислен ных географических объектов.

1 — Бенгальский залив

2 — острова Новая Зеландия

3 — Австралия

4 — река Конго

5 — Чёрное море

6 — полуостров Индостан