Имена существительные только в форме единственного числа. Число существительных: существительные, имеющие форму только множественного числа, и другие примеры

Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно: килограмммандаринов / апельсинов

Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже - написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит. Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите. Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» - тоже можно. Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» - вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».

Правильно: два килограммапомидоров и баклажанов

С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).

Правильно: у нас 150 банок солений в погребе

Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе - делайте это тоже правильно.

Правильно: три пары чулок

Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные - окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие - окончание длинное («гольфов», «носков»).

Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.

Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов

Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях. Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок». Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».

Правильно: без шортов

Правильно: без шорт

Во-первых, шорты - это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт. Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта - шорт и шортов (ударение на первый слог) - равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты - выбираете вариант, который вам больше нравится. Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.

Правильно: большой выбор джинсов

«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание. Брюки - брюк, шорты - шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать. Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.

Правильно: поделки из макарон

Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? - макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.

Правильно: я съел тарелку оладий и вафель

И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли. Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» - не верьте. Это форма неверная. И её давно никто не рекомендует употреблять.

Правильно: пять килограмм / грамм

Правильно: пятькилограммов / граммов

Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта - семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).

Правильно: у неё нетсапог и туфель

Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель. Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог. «Туфлей» - недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» - только «тУфля».

Правильно: вокруг дома столько яслей

Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» - у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе - это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье - ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.

Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян

С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов. Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же. Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».

Правильно: в компании турок

Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, румын. Можете проверить по словарю.

Правильно: у меня много друзей- башкир татар )

Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.

Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем

А теперь никакого родительного падежа - множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а - читайте ниже.

Правильно: твои глаза - как донья океанов

Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток. У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) - «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»). Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.

Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением. Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи. Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.

Правильно: не хватает нервов

Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.

Правильно: лучшиедиректора московских школ

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен. Окончания на -ы (-и) - более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место. Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».

Правильно: пятькочерёг

Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

Фото: картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с грамматической категорией числа. Вы убедитесь, что некоторые имена существительные не могут употребляться во множественном числе. Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только единственного числа, и правильно употребляйте их в речи.

Как вы знаете, большинство имён существительных имеют форму и единственного, и множественного числа, т.е. изменяются по числам: мама, тетрадь, лисица, лампа и проч. Рассмотрите рисунки, обратите внимание на то, как с помощью окончания можно изменить число существительного.

Пирожное Пирожные

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа. Рассмотрите рисунки и сравните подписи под картинками. Обратите внимание, иногда для обозначения множества одинаковых предметов используется существительное в форме единственного числа: земляника, молоко и т.п.

земляника земляника Существительное земляника не имеет формы множественного числа

Запомните! К существительным, которые имеют форму только единственного числа, относятся слова со значением: вещества (хлопок, молоко); качеств, действий (белизна, страх); групп людей (молодёжь, студенчество).

Это интересно В современном русском языке слова берега, глаза, руки, ноги, брови имеют форму множественного числа. В древнерусском языке существовало так называемое двойственное число, которое обозначало парные предметы: два глаза, две руки, два берега. Если определять число этих слов с точки зрения истории, мы должны сказать, что эти слова имеют форму двойственного числа.

Тренажёр. Выделите существительные, которые имеют форму только единственного числа. Но прошло ещё два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. У гимназиста Мити лицо было смугло-жёлтым, как вагон второго класса, волосы на макушке стояли торчком и были совсем белые... Когда поздней ночью он звонил у своих дверей, первым звуком после колокольчика был звонкий собачий лай, в котором слышались и боязнь чужого и радость, что это идёт свой. (По Л. Андрееву.)

Проверь себя. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа Распределите слова на две группы: только ед. ч., все остальные Ежевика, нос, бегство, грабли, серебро, кукуруза, молодёжь, шерсть, сорочка, покрывало, звезда.

Говорите правильно! Запомните, на какой слог падает ударение в данных словах: свёкла си́лос хло́пок

Тренажёр Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только единственного числа и составьте с ними 2 - 3 предложения.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, в которых подлежащими будут слова черника, листва, серебро, бегство, восстание, а сказуемыми - глаголы в прошедшем времени.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного или только единственного числа. Например, слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. А слова верба, крапива, щавель, малина, молодёжь и др. имеют форму только единственного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков...

ЦЕЛИ:

  • знать : об именах существительных, имеющих форму только единственного числа;
  • уметь : употреблять указанные имена существительные в сочетании с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени.

Ход урока

1. САМОДИКТАНТ.

2. Со.нце воздух и влага (по)вышают ур.жайность.

а) Списать предложение.

б) Вставить пропущенные буквы.

в) Раскрыть скобки.

г) Объяснить орфограммы.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

а) Выпишите имена существительные в столбик: солнце, воздух, влага, урожайность.

б) Определите род и число: единственное число.

в) Можно ли от этих имён существительных образовать форму множественного числа?

С помощью каких окончаний это можно сделать? (- Ы, -И; -А,-Я).

г) - Какой можно сделать вывод? (Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа .)

д) Дать характеристику предложения:

1) (Что?) «солнце, воздух, влага» – это подлежащие, выраженные именами существительными.

2) О них (что говорится?), что они «повышают». Это сказуемое, выраженное глаголом.

3) «Повышают» (что?) урожайность. Это дополнение, выраженное именем существительным.

4) «Солнце», « воздух», «влага» - однородные подлежащие, так как они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Первое и второе подлежащие соединяются интонацией перечисления, они разделяются запятой, Второе и третье – соединяются союзом «и», который является одиночным, в этом случае запятая не ставится.

5) Предложение по интонации - повествовательное, по цели высказывания – невосклицательное.

6) Распространенное.

4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Тема сегодняшнего нашего урока, дружно читаем на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». Будем учиться различать имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа от тех, которые имеют два числа. Стоят хорошие «погоды». Можно так сказать? Слово «погода» не имеет формы множественного числа. Могут быть и «затяжные дожди», проходить «сильные грозы», свирепствовать «сильные вьюги и метели», но «погода» - отличная, хорошая, переменная, плохая, отвратительная - все же останется «погодой», именем существительным в единственном числе.

5. РАБОТА С КНИГОЙ.

Стр.206, читаем правило.

На доске плакат, сделанный самостоятельно к этому уроку.

1. Вещественные: молоко, сметана, бензин, керосин, кефир.
2. Отвлеченные: любовь, дружба, краснота, доброта, строгость.
3. С обирательные: учительство, боярство, кулачество, листва.
4. Собственные: Кавказ, Урал, журнал «Крокодил», Электросталь.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ .

Я читаю текст, а вы выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число.

Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!

В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай.

Во второй столбик - дрожжи, сливки.

– Какие ещё слова можно добавить в эти столбики?

7. НА ДОСКЕ слова. Выписать их в 3 столбика:

ед.ч.и мн.ч.

Ц.фра, заморо.ки, ш.пот, тьма, в.рота, будни, с.ребро, ш.рох, мрак, р.стение, ц.рк, т.мнота, праз.ник, (по)тёмки, злость.

– Каких слов в русском языке больше? (Те, которые имеют два числа ).

– Каких грамматических признаков не имеют имена существительные, которые имеют форму только множественного числа? (Род, склонение ).

– Что такое синонимы? Найди их в наших словах.

8. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.

Подобрать к именам существительным антонимы. Они должны употребляться только в форме единственного числа.

– Что такое антонимы? На доске:

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (устно подобрать антонимы к именам существительным).

Оттепель – заморозки; праздник – будни; рассвет – потемки.

Придумать предложение с одним из слов.

10. ВСТАВИТЬ имена существттельные, которые употребляются только в форме единственного числа.

У…(природы) нет плохой …(погоды) . Каждая …(погода) … (благодать). Шура …(сено) ворошил, …(грабли) в …(сене) позабыл.

Под снегами спит … .Пусть …(пурга) в полях прядёт. … (Февраль) седой по дороге бредет. Пусть опять похолодало, а …(весна) все же придет.

11. ИТОГ УРОКА.

Что нового узнали на уроке?

12. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:

Чашку кофею я тебе бодрящего налью?

Из любого правила есть исключения. Так, слово "кофе" относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление - "чашку кофе". Темой нашей статьи и станут такие исключения - существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.

Имена существительные: число

Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это - значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное - это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.

Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: "Враг не пройдет!". Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.

Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:

  • сплетни;
  • вожжи;
  • лыжи.

Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:

  • сплетня;
  • вожжа;
  • лыжа.

Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:

  • вещественные;
  • собирательные;
  • отвлеченные;

Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.

Обозначение вещества, материала

Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:

  • сахар;
  • молоко;
  • бензин;
  • вода;
  • асфальт;
  • хлопок;
  • керамика;
  • фарфор.

От этих существительных нельзя образовать другую форму, в том числе множественного числа. К ним нельзя подставить окончания -я,-а,-и,-ы.

Существительные только единственного числа: примеры собирательных

Названия множеств одинаковых предметов или лиц - это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:

  • студенчество (все, кто обучается в вузах);
  • молодежь (часть населения в возрасте до 30 лет);
  • юношество (молодые люди от 14 лет до 21 года);
  • детство (от 0 до 18 лет).

Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:

  • листва;
  • ельник;
  • флора.

Это просто следует запомнить.

Отвлеченные существительные

Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:

  • качества или признака (молодость, темнота, ловкость, голубизна);
  • состояния или действия (косьба, рубка, борьба, злоба, восторг).

Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.

Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:

  • беготня;
  • сила;
  • агрессия;
  • духота;
  • честность.

(Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).

Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:

  • употребляемые в двух числах;
  • только в единственном;
  • только во множественном.

Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.

Признаки: существительное неодушевленное, собственное

Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:

  1. В маленьком селении проживали только Галкины, Лазаревы да Ивановские.
  2. Род Кузнецовых отличался завидным здоровьем.

Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:

  • Москва.
  • Волга.
  • Меркурий.
  • Урал.
  • Уругвай.

Это касается и составных наименований:

  • "Первый канал";
  • программа "Вокруг света";
  • картина "Мона Лиза".

Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.

Следует запомнить

В русском языке не обладают формами множественности слова, оканчивающиеся на -мя. Эти существительные просто следует запомнить:

  • темя;
  • бремя;
  • вымя;
  • пламя.

Но племя - племена, семя - семена.

Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.

Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, - это отсутствие сочетания с

Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

Существительные единственного числа

С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

Существительные множественного числа

Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

Образование форм множественного числа: особенности

Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.