Индивидуальные маршруты логопеда методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему. Общие сведения Иом для детей с тнр готовый

В соответствие с новыми требованиями ФГОС необходима разработка индивидуальных маршрутов. Каждый для себя определяет, что положить в основу, я взяла специфику нарушения, на основе этого и были составленны данные маршруты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопед. заключение: ФФНР, стертая форма дизартрии.

МБДОУ № ___ на _______ учебный год.

Направления работы

Затруднен верхний подъем языка, ограничены движения органов артикуляции.

Нарушено произношение шипящих – губно-зубные, р/, /р׳/, /л/, /л׳/.

1период о.а. ) . я.

2 период

3 период

В семье двуязычие.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период

1 период . Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

1-2-3 периоды

Состояние словарного запаса. Словарный запас беден.

1 период

2 период

3 период

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

1 – 2 – 3 период

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после стимулирующей помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен аграмматично, наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

Пересказ :

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ после наводящим вопросам, после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

2 период

3 период

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка: ____________________________

Логопед. заключение: ФФНР, дислалия.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение /ш/,/ж/ губно-зубные, /щ/, /ч/ уточнить.

Нормализация моторики артикуляционного аппарата. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата,

Постановка шипящих, автоматизация шипящих изолированно, в слогах

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков, автоматизация в словах, связной речи. Дифференциация шипящих.

3 период

Дифференциация шипящих-свистящих.

Понимание речи: Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период .

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Владеет навыками элементарного звукового анализа.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период .

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2,

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает - кто купает; кто купает - кто покупает; кого пасут - кого несут и т п.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5,6

Состояние мелкой моторики- развита недостаточно. Ведущая рука - правая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды .

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период .

Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования.Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса.. Развивать умение строить разные типы предлож

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов,.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен.

Пересказ :

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Формирование связной речи.

1 период . Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная образовательная программа (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка: ____________________

Логопед. заключение: ОНР III ур., стертая форма дизартрии.

МБДОУ № ______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции неточные, выполняются не в полном объеме.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.

Нарушено произношение /с/, /с׳/, /ц/, /ш/, /ж/, /ч/, /р/, /р׳/, /л/, /л׳/, дефект смягчения.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я.

Постановка свистящих автоматизация изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих;

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь ограничено.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры..

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период. Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2.

2 период. Дифференциация глаголов, сходных по звучанию.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5,6.

Состояние мелкой моторики- развита недостаточно. Ведущая рука - левая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды . Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен, пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования.

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период . Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел - Валя пела, Валя мыл - Валя мыла) и т п.

Падежные притяжательные местоимения Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.Активизация использования простых форм предлогов.Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования(названия животных, посуды: заяц - зайчата; сахар - сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи. Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Сюжетная серия:

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после миним.помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период . Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка _________________________

Логопед. заключение: ОНР II-III ур. cтертая форма дизартрии.

МБДОУ №______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие, смазанные. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение /с/, /з/, /ц/, /ш/, /щ/,/ж/,/р/, /р׳/, /л/, /ф/, /в/,/д/.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я,

Постановка переднеязычных, автоматизация изолированно, в слогах, словах. Постановка свистящих автоматизация изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости.

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

2 период

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

1 -2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период

Состояние связной речи.Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ не составл..

Пересказ:

Пересказ не составлен

Формирование связной речи.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка ________________________

Логопед. заключение: ОНР II ур. моторная алалия.

МБДОУ №_______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие, смазанные, затруднена переключаемость. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.

Нарушено произношение /с/, /с׳/,/з/, /з׳/, /ш/, /ж/, /ч/, /щ/, /р/, /р׳/, /л/, /л׳/.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я, дифференциация нос. – рот. дыхания.

Постановка, автоматизация свистящих изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости.

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь с трудом, в пределах ситуации.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. Определять правильность смысла предложенных предложений. Развитие слухового внимания и логического мышления.

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются грубые нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период . Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п. Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений. Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п. Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением. Развитие интонационной выразительности. Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность. Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.Развивать языковое чутье и чувство рифмы.Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.Формирование слоговой структуры слова: типы 3, 4.

Состояние мелкой моторики – развита недостаточно, ведущая рука-правая. Отмечается общая моторная неловкость.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. Коррекция общей моторной неловкасти.

1 -2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

Развитие крупной моторики (на занятиях с физ.инструктором).

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик - лобик).

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не употребляет предлоги; падежи; имеются стойкие ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период . Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода. Падежные формы притяжательные, местоимения. Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных. Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).Обучать изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; Рассказ содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после помощи, доп.стимуляции.

Сюжетная серия:

Допущено искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен аграмматично. Отмечаются случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ не составлен.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями. Пересказ содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ не составлен

Формирование связной речи.

1 периодСоставление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.


Ф.И. ребенка- Ученик №1

I Развитие речи:

1) развивать понимание обращённой речи(сложных инструкций);

2) формировать фонематический анализ и синтез:
формировать представления о линейной последовательности звуков в слове
учить выделять звуки из состава слова
определять последовательность звуков в слове
учить различать звуки между собой (гласные - согласные, твёрдые – мягкие, глухие – звонкие)
знакомить с буквами
учить объединять
буквы в слоги и слова
учить осуществлять полный звукобуквенный анализ слов
3) развивать фонематическое восприятие:
развитие слухового восприятия
выделение звуков в слоге, слове, предложении
звуковой анализ и синтез слогов и слов

4) формировать активную речь:

постановка звуков:________________________.
уточнить и закрепить произнесение одинаковых слогов
дифференцировать звуки _______________________.
Работа над слоговой структурой
Обучение умению воспроизводить ритмический рисунок (простой, сложный)
Усвоение слогов без стечения согласных
Усвоение слогов со стечением согласных звуков
Усвоение слов простой слоговой структуры(2-3 слога)
Усвоение слов со сложной слоговой структурой (2-3 слога)
Усвоение слов со сложной слоговой структурой (4 слога)
Повторение предложений
Повторение чистоговорок и скороговорок

5) работа над словарем

уточнить предметный словарь и познакомить с названием новых предметов
уточнить и расширить словарь признаков
уточнить и расширить словарь наречий
уточнить и расширить глагольный словарь
уточнить и расширить словарь многозначных слов

6) работа над грамматическим строем речи:

образование множественного числа сущ.
образование ум. – ласкательных форм сущ.
употребление сущ. В различных падежах
согласование местоимений с сущ
согласование сущ. С числительными
согласование прилагательных с сущ
образование прилагательных от сущ.
Образование притяжательных прилагательных
Образование новых глаголов с помощью приставок

7) работа над связной речью:

Обучение составлению предложений:
Простые без союза, предлога (2 – 4 слова)
Простые с союзом, предлогом
Сложные предложения
обучение составлению описательного рассказа
обучение пересказу
составление рассказа по серии картинок
обучение составлению рассказа по сюжетной картине

II Развитие познавательной деятельности:

А)
1)сформировать ориентировку на величину
учить выделять 2-3 предмета по величине. Различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.

2)сформировать ориентировку на форму:

учить пользоваться методом проб, выделять различные пробы среди других.

3)сформировать ориентировку на цвет:
учить соотносить цвет с предметом, называть основные цвета, затем другие цвета.

4)сформировать целостное восприятие:
учить складывать разрезную картинку из 2-3 частей, собирать сборные игрушки.

5)сформировать ориентировку на тактильно-двигательное восприятие.
Учить определять свойства и качества предметов через тактильное восприятие, различать на ощупь разные по форме предметы.

6) сформировать ориентировку на слуховое восприятие:
учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве.

7) совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости

Б) Ознакомление с окружающим(явления природы и т.д.)
закрепить названия частей суток и их последовательность
закрепить знания о последовательности времён года, месяцев, дней недели

В) Сформировать количественные представления.

III Развитие моторики:
учить правильно держать карандаш
развивать ловкость рук и пальцев (шнуровка, конструирование,мозаики и т.д.)
учить разукрашивать в одном направлении
учить проводить прямые линии в разных направлениях, штриховать
учить обводить по контуру
учить рисовать по клеточкам, выполнять графические диктанты.


Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
Дата заполнения__________03.09.2014
Общие данные.
Ф.И.О. ребенка____________________________________________________
Дата рождения_________5 лет_5 мес._____________
Группа здоровья___________II ________________
Заключение медико-педагогической комиссии: Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи III ур.р.рРезультаты скринингового обследования специалистов: ортопед- нарушение осанки, продольное плоскостопие; ЛОР-аденоиды II, невролог-стёртая дизартрия.
Ребёнок от III беременности, протекавшей на неблагоприятном фоне, роды срочные, 37 недель, эпид.анестезия, раннее отхождение о/вод, безводный период- 16 часов, была гипоксия плода, физиологическая желтуха. Раннее ПМР- с задержкой, речевое развитие- с задержкой. На момент обследования- общая и мелкая моторика- на низком уровне. Снижено зрительное и слуховое внимание. Звукопроизношение нарушено полиморфно: свистящие, шипящие, соноры, африкаты. В речевой моторике- явления дизартрии. Речь быстрая, склонная к тахилалии. Звуко-слоговая структура нарушена в сложных словах. Фонематические функции не сформированы. Понимание речи не нарушено. Грамматический строй речи нарушен, связная речь ниже возрастной нормы.
Ребёнок на контакт идёт хорошо. Внимание неустойчивое, часто отвлекается, быстро утомляется, гиперактивен. Память снижена. Наблюдаются вспышки агрессии по отношению к сверстникам, нежелание подчиняться общепринятым нормам, пед.запущенность («Не буду мыть руки», «Не пойду гулять» и т.д.)
2.Содержательная часть.
Логопедическое сопровождение.
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы
на 2014-2015 учебный год.
Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц].

1-й этап
Развитие общей и речевой моторики
Развитие общей моторики:
ходьба
гимнастика рук и ног
гимнастика туловища
комплексная гимнастика конечностей и туловища
упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки
1. Выполнение гимнастических упражнений
2. Игры на развитие координации и чувства ритма
Эти упражнения включаются в занятия по физической культуре. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев:«Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик», «Зайка»вычерчивание фигур
обведение шаблонов
вырезание ножницами различных фигур
разбирание по сортам семян, по цвету мозаик
лепка, штриховка, рисование по пунктиру
складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары
показывание пальцев по два и по три
сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели
Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда
Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда
Самостоятельная работа дома Комплекты пластинок
Ножницы
Трафареты
Мозаики
Мячи
Резиновая груша
Пластилин, скакалки
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти 1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
«Делай так»
«Что изменилось?»
«Чего не стало?»
«Составление целого предмета из частей»
«Найди фигурку по подобию»
«Кто больше запомнит или увидит».
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
«Угадай, чей голос»
«Улиточка»
«Улови шепот»
«Жмурки с голосом»
«Где позвонили?»
«Скажи, что звучит»
«Лягушка»
Упражнения проводятся логопедом, затем закрепляются воспитателями
Предметные картинки
Игрушки
Дидактические игры
Звучащие игрушки
Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»
«Чашечка», «Ковшик»
«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»
«Горка», «Киска сердится»
«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»


2. Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:
язык широкий («чашечкой»)
язык узкий («горкой»)


«Качели»

упражнение в произнесении звуков т-сприщелкивание


для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц
1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)




6. Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку», «Загнать мяч в ворота», «Тепло – холодно» и др.)

Индивидуальные зеркала
Марлевые салфетки
Бумажные трубочки
Кусочки ваты, бумаги
2-й этап
Постановка и коррекция звука



4. Наглядная демонстрация желобка по сагитальной линии языка
6. Работа с профилями гласных звуков.
Проводит логопед.
Зеркала настольные
Зеркало настенное
Профили звуков
Шпатели
Игровой материал
Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]:

многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное с нижнего подъема «т - т - т»)
с присоединением голоса («д - д - д»)
выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с»

удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем
образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»)
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

работа над силой выдоха
имитационные игры

Карандаши
Пробирки
Соломинки разных размеров
Лодочки разных размеров
Воздушные шарики
Игрушка «тещин язык»
Специальные упражнения при дизартрии:
игра в «Ути»
массаж языка в случае бокового произношения
Проводятся логопедом. Специальные упражнения для звука [ш], [ж]:
П е р в ы й с п о с о б: - от «Чашечки».
В т о р о й с п о с о б: постановка звука [ш] от [р]
Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука:
прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с]
Шпатели логопедические

Вата
Бинт
Спирт
Koppeкция звука:
Работа над:
точностью

плавностью (без толчков)
силой (с напряжением)


Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.
Воспитатели закрепляют по заданию логопеда. Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
1. Работа над голосом:

произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса
2. Работа над дыханием:

работа над силой выдоха
Различение теплой – холодной воздушной струи.
3-й этап

Работа над звуком:
1. Звук в слоге:
открытом
закрытом
в звукосочетаниях
2. Звук в слове:
в начале
в середине
в конце
в сочетаниях с гласными
3. Звук в предложении
4. Звук в тексте

6. Скороговорки

2. Работа с таблицами

4. Чтение текстов
5. Работа с деформированным текстом


Игрушки
Игры
Предметные картинки
Сюжетные картинки

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений



4. Игра «Услышь своё имя»



Сигнальные карточки

2. Определить последний звук


5. Назвать звуки по порядку
6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него
Мячи
Флажки
«Светофорчики»
Конверты с кружками
Предметные картинки



4. Игра «Умный телефон»
Игры закрепляют воспитатели по заданию логопеда.
Наборное магнитное полотно




4. Преобразовать слова




разгадать ребусы, шарады
Закрепляют воспитатели по заданию логопеда.


2. Составление рассказов:
по опорным словам
по сюжетным картинкам
на заданную тему
придумывание части рассказа
3. Инсценирование сказок


Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения
Введение звука в самостоятельную речь Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])
Этапы работы Содержание работы Виды работ. Рекомендации воспитателям Оборудование
1 этап Развитие подвижности артикуляционного аппарата
1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
«Оскал»
«Хоботок»
«Хоботок» с последующим «оскалом»
«Трубочка»
раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы
удерживание бумажных трубочек
комбинированные упражнения под счёт
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
язык широкий («лопаткой»)
язык узкий («жалом»)
поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд
поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы
язык вправо – влево
втягивание и вытягивание широкого языка
удерживание языка в состоянии покоя
присасывание спинки языка к нёбу
прищелкивание
комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.
П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка.
для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)
2. Самостоятельные упражнения
3. Отработка артикуляционных движений под счёт
4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука
5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор
6. Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.)
Отрабатываются логопедом, затем на вечерних занятиях закрепляются воспитателями Настенное зеркало
Индивидуальные зеркала
Марлевые салфетки
Бумажные трубочки
2-й этап
Постановка и коррекция звука
Знакомство с артикуляцией звука 1. Показ артикуляции перед зеркалом
2. Показ профиля данного звука
3. Показ положения языка кистью руки
4. Наглядная демонстрация вибрации языка
5. Закрепление артикуляционных упражнений
6. Работа с профилями гласных звуков Зеркала настольные
Зеркало настенное
Профили звуков
Шпатели
Игровой материал
Специальные упражнения для звука [Р]
1. Работа над вспомогательными звуками:
многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т - т - т»)
присоединение голоса (даёт «д - д - д»)
выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т - т - т - ттрррр»)
2. Механическая помощь при постановке звука:
удерживание кончика языка у верхних десен шпателем
вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз», «жжжж», чаще «дддд» (упражнение «Балалайка») Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
игры на выработку вибраторных движений кончика языка
работа над силой выдоха
имитационные игры
Игры закрепляют воспитатели.Полоски бумаги
Карандаши
Пробирки
Соломинки разных размеров
Лодочки разных размеров
Воздушные шарики
Игрушка «тещин язык»
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
1. Игра в «болтушку» или «индюшку», где высунут язык и на звук «А» болтается между зубами
2. «Фырканье лошади» - тип кучерского «р»
(«тпppp» - задувание и дрожание обеих губ)
3. Растягивание уздечки в случае бокового произношения
Специальные упражнения для звука [Л]:
П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:
«Улыбка»
прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий)
так же с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
В т о р о й с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
«Качели» (для губного [Л])
«Качели» с одновременным произнесением «А - А - ААА» или «ы – ы – ыыы»
Т р е т и й с п о с о б: Механическая помощь при постановке звука:
прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам
Шпатели логопедические
Зонды логопедические массажные
Вата
Бинт
Спирт
Koppeкция звука:
Работа над:
точностью
чистотой (без вспомогательных движений)
плавностью (без толчков)
силой (с напряжением)
темпом (от замедленного к быстрому)
достижение уcтoйчивости полученного результата
Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
1. Работа над голосом:
вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса
произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса.
2. Работа над дыханием:
выработка плавного длительного выдоха
работа над силой выдоха 3-й этап
Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности
Работа над звуком:
1. Звук в слоге:
открытом
закрытом
в звукосочетаниях
2. Звук в слове:
в начале
в середине
в конце
в сочетаниях с гласными.
3. Звук в предложении
4. Звук в тексте
5. Пословицы, поговорки, стихи
6. Скороговорки
1. Произнесение слов, слогов и предложений
2. Работа с таблицами
3. Работа с игровым материалом, картинками
4. Чтение текстов
5. Работа с деформированным текстом.
6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок
Автоматизация воспитателями по заданию логопеда. Слоговые таблицы
Игрушки
Игры
Предметные картинки
Сюжетные картинки
Картинки к загадкам и скороговоркам
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1. Узнавание звука на фоне слога, слова 1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово
2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности
3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов
4. Игра «Услышь своё имя»
5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)
6. Отхлопать ритмическую структуру слова
Игры закрепляют воспитатели по заданию логопеда.
Сигнальные карточки
2. Формирование фонематического анализа 1. Определить первый звук в слоге, слове
2. Определить последний звук
3. Назвать все входящие в слово звуки
4. Определить количество звуков, слогов, слов
5. Назвать звуки по порядку
6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него Мячи
Флажки
«Светофорчики»
Конверты с кружками
Предметные картинки
3. Развитие синтетической деятельности 1. Составить из названных звуков слог, слово
2. Игра с мячом «Доскажи словечко»
3. Составить из букв разрезной азбуки слово
4. Игра «Умный телефон»
Игры закрепляют воспитатели по заданию логопеда.
Наборное магнитное полотно
Коробка с разрезными буквами, слогами
4. Развитие фонематических представлений 1. Подобрать слово на заданный звук, слог
2. Придумать слово по количеству звуков, слогов
3. Подобрать картинки на звук
4. Преобразовать слова:
добавить начальный или конечный звук
изменить гласный или согласный
назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке
работать с использованием схем (вписать буквы в кружки)
разгадать ребусы, шарады
Игры закрепляют воспитатели по заданию логопеда.
Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) 1. Пересказ различных текстов
2. Составление рассказов:
по опорным словам
по сюжетным картинкам
на заданную тему
придумывание части рассказа
3. Инсценирование сказок
4. Работа со сказками-фильмами
Закрепляют воспитатели по заданию логопеда Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.
Введение звука в самостоятельную речь Психологическое сопровождение.
Всем специалистам, работающим с данным ребёнком рекомендуется:учитывать его быструю утомляемость достаточно часто переключаться с одного вида деятельности на другой
неустойчивость внимания- организовывать образовательную деятельность с ребёнком не более 15 минут
широко использовать физкультминутки
общаться с ребёнком доброжелательно, спокойно
говорить не спеша, просить его при общении со взрослыми и детьми говорить неторопливо(склонность к тахилалии), стараться ясно выражать свои мысли
спокойно, но настойчиво прививать и демонстрировать образцы доброжелательного, неконфликтного поведения с окружающими, показать положительные стороны такого общения («Дети захотят с тобой играть», «У тебя появится много новых друзей», «Взрослые будут тебя хвалить», «Порадуешь маму» и т.д.Психолог проводит с данным ребёнком индивидуальные тренинги, способствующие снятию эмоционального напряжения, развитию определённых психических функций, развитию познавательной деятельности.
Медицинское сопровождение.
рекомендовано систематическое посещение врача-невролога, у которого ребёнок состоит на учёте
приём всех медикаментозных препаратов, назначенных врачом, действие которых направлено на улучшение мозгового кровообращения, снятия напряжения нервной системы
так как ребёнку поставлен диагноз: дизартрия, рекомендован массаж шейно-воротниковой зоны
физиотерапия.
рекомендовано ношение специальной ортопедической обуви (плоско-вальгусные стопы)
специальная гимнастика для стоп.
При аденоидах рекомендовано:избегать переохлаждения, по возможности простуд
поддерживать иммунитет
заниматься закаливанием
если возникнет необходимость провести операцию- аденэктомию.
Сопровождение со стороны музыкального руководителя.
На музыкальных занятиях в течении всего года ведётся:
выработка темпа и ритма
длительного речевого выдоха
сочетания речи с движением
слухового внимания
используется благотворное влияние классической музыки на нервную систему(успокаивает, уравновешивает, вызывает положительный эмоциональный отклик)
танцы способствуют выходу и направлению энергии ребёнка в благотворное русло, способствующее его развитию и коррекции негативных черт характера.
В течении года запланирована работа с родителями в виде бесед, консультаций, семинаров, ставящих целью педагогического просвещения родителей, приёмам работы с их конкретным ребёнком, учёт его индивидуальных особенностей, а также рекомендации по коррекции речи. Рекомендуется включение ребёнка в дополнительное обучение (рекомендованы занятия в бассейне для снятия напряжения, выхода гиперактивности).
3.Организационная часть
Средства развития: игра, индивидуальные, подгрупповые занятия.Форма организации: индивидуальная совместная деятельность педагогов с воспитанником с диагнозом ОВЗ.
Длительность: индивидуальный маршрут разработан на 1 год
Планируемый результат: ребёнок с правильным звукопроизношением, развёрнутой, грамматически правильной речью, поставленным речевым дыханием, развитыми навыками операций языкового анализа и синтеза; адаптированный к жизни в обществе, психологически уравновешенный, способный к плодотворному, доброжелательному общению с окружающими; эмоционально отзывчивый к музыкальным произведениям; физически крепкий и выносливый.
Ответственные за результат (координирующий работу всех специалистов): учитель-логопед- Михайлова Е.С.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника

ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению.

Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ

Дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

Формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

Возможность занятия разными сферами деятельности;

Совершенствование речевых навыков;

Развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

Развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения.

Структура ИОМ

В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента.

В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

Целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

Технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

Диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

Организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

Результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута

Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр.

Оформление образовательной программы

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

Общие сведения о дошкольнике;

Характеристика семьи;

Особенности внешнего вида дошкольника;

Здоровье;

Особенности моторики;

Познавательная сфера дошкольника;

Уровень знаний по разделам программы;

Уровень развития речи;

Отношение к занятиям;

Характеристика деятельности;

Наличие трудностей в общении;

Индивидуальные особенности;

Дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗ

Введение предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения.


В его основе лежит равное отношение к каждому ребенку, но при этом создание особых условий для детей, имеющих проблемы со здоровьем для комфортного пребывания в образовательном учреждении. В систему инклюзивного обучения включаются все категории учебных заведений: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность.

При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные:

Пределы норм нагрузки;

Наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;

Возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии.

Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах.

Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного дошкольника

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей.

Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание:

Особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей;

Возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка;

Имеющиеся ресурсы для достижения результата.

В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОНР

Создание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров.

Необходимо психологическое обследование, которое выявит интересы и склонности такого ребенка. Это исследование поможет повысить эффективность работы. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это:

Лечебно - оздоровительная работа;

Вопросы обучения и социальной адаптации;

Вопросы коррекции;

Физическое воспитание;

Музыкальное воспитание.

Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗО

Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное - выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.

Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО

Заключение

Таким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей.

Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут (группа полного дня)

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка

Громыко Виктория

Дата рождения:

Дата поступления в ДОУ:

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. воспитателей:

Мякоткина Ольга

Алексеевна

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед:

Поливанова Анастасия Андреевна

Педагог-психолог –

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР дошкольного возраста.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

Освоение ребенком примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, а также примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой

Взаимодействие специалистов ОУ

Создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Соматическое состояние

Группа здоровья - _____

Группа физических занятий – основная

II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка

Развитие и коррекция нарушения речи

Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

Образовательные задачи:

Развитие познавательной активности ребенка

Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.