Как открутить винтик если он не выкручивается. Как выкрутить винт с сорванными шлицами? Закручивание до упора

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы.

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы.

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями.

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы.

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает.

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео.

Вам понадобится

  • - металлическая щетка;
  • - аэрозоль WD 40, керосин, скипидар, очиститель ржавчины или тормозная жидкость;
  • - отвертка шлицевая или крестовая;
  • - ударная отвертка;
  • - молоток;
  • - напильник или надфиль;
  • - дрель с набором сверл, метчик;
  • - специнструмент Alden 4507P;
  • - защитные очки, перчатки.

Инструкция

Не пытайтесь ржавый винт с потайной головкой или болт без предварительных операций. Так вы можете просто сорвать резьбу, а с таким намерением, как выкрутить винт или как открутить болт, не справиться. Металлической щеткой очистите детали резьбового соединения от ржавчины. Далее обработайте их аэрозолем WD 40, скипидаром, керосином, очистителем ржавчины или тормозной жидкостью.

Можно для лучшего воздействия этих веществ обильно смочить ими тряпочку и оставить ее на крепежных минут на 5-10. Если не добились результата, вновь нанесите хорошо проникающую смазку WD 40 на резьбовое соединение. Потом легко открутите проблемный винт с потайной головкой или другой резьбового соединения.

Старайтесь при откручивании непослушного винта с потайной головкой или болта как бы раскачивать их из стороны в сторону. При этом смазке будет легче проникнуть вглубь резьбового соединения. Следовательно, ваша попытка выполнить такую задачу, как выкрутить винт или как открутить болт, будет успешно решена.

Если винт с потайной головкой сильно прикипел, воспользуйтесь соответствующей шлицевой или крестовой отверткой и пытайтесь вывернуть его, аккуратно ударяя по рукоятке отвертки молотком. Можно использовать ударную отвертку. Вставьте ее в шлиц и сильно ударьте молотком по шляпке отвертки. Механизм отвертки сработает и провернет винт. Правда, эта отвертка стоит недешево.

Попробуйте прогреть упрямое резьбовое соединение, воспользовавшись паяльником, кипятком и пр. При высокой температуре разрушаются окалина и , препятствующие отвинчиванию крепежных изделий. Только пытаться открутить детали резьбового соединения надо немедленно, иначе они покоробятся, что усложнит дальнейший процесс отвинчивания.

Если детали резьбового соединения пришли в негодность в результате внешнего агрессивного воздействия или были изначально некачественными, попробуйте извлечь их следующим образом. Приварите какой-нибудь рычаг или гайку к выступающим частям винта, болта или и попытайтесь открутить их одним из перечисленных выше способов.

Высверлите очень осторожно, не повреждая резьбу, испорченные детали. Вначале сделайте напильником или надфилем запил для более точного кернения. Далее сверлом меньшего размера просверлите отверстие. Метчиком нарежьте новую резьбу, вставьте болт и извлеките остатки крепежного изделия.

Крепление шурупами каких-либо изделий, удобный и надежный способ. Однако практически каждый, кто хоть раз закручивал или выкручивал шуруп с полукруглой головкой или потайной головкой из стены, доски, сталкивался с проблемой, как выкрутить шуруп если у него сорвана крестовина под отвертку. Попробуем разобраться, как откручивание сделать более эффективным.

Виды и типы шурупов

Шурупы представляют собой цилиндрические стержни с нанесенной винтовой канавкой и со сформированной головкой. Метизы изготавливаются по ГОСТу 1144- 80, ГОСТ 1145- 80, ГОСТ 10619- 80, 10620- 80, 10621- 80, DIN, ISO.

Два основных типа шурупов: самонарезающий («саморез») и, собственно, «классический» шуруп. При обозначении метиза чаще всего используют его диаметр, длину (например, 5х35 мм, саморезы длина 35 мм, диаметр 5 мм).

Классифицируются они по конструкции головки и исполнению шлица под отвертку :

  • С потайной головкой (шуруп с плоской головкой);
  • С уменьшенной потайной;
  • С полусферической;
  • С прессшайбой.

Все вышеуказанные типы могут изготавливаться с прямым шлицем, с крестообразным, со шлицем Torx (в обиходе — «звездочка»), внутренним шестигранником и рядом других менее распространенных. Также возможны комбинации шлицов (например, прямого и крестообразного).

Отдельно можно выделить шурупы саморезы с шести, восьмигранной головкой «под ключ» (саморезы кровельные), они также могут быть изготовлены с различными шлицами.

Существуют также шурупы со специальными головками (шуруп кольцо, шуруп крюк, шуруп шпилька, мебельные шурупы (конфирматы, хотя по логике их правильнее назвать — мебельные саморезы) и т.д.

По виду резьбовой части также подразделяются на типы, обусловленные прежде всего сферой применения и скрепляемыми материалами (саморез по металлу, саморезы для гипсокартона, шурупы для мелкой бытовой техники), в этой статье мы не будем останавливаться на этой классификации.

Все метизы могут быть изготовлены, как с покрытием (химфосфатированные, оцинкованные), так без него.
Почему срывается шуруп с плоской головкой или с полусферической головкой.

Точнее сказать срывается шлиц в его головке. Причин срыва граней может быть довольно много, разберем основные из них :

  1. Применение некачественного, неподходящего по размеру (типу) или изношенного инструмента;
  2. Приложение недостаточного (и как следствие, выскакивание инструмента из шлица) или избыточного усилия при заворачивании или отворачивании;
  3. Использование самореза не по назначению (попытка ввернуть в неподходящий материал, без предварительной засверловки, когда это требуется и т.д.);
  4. Коррозия в изделии, как головки шурупа, так и резьбы шурупа (так называемое «закисание»)
  5. Неправильное вворачивание («забивание молотком»).

Вывинчивание

Итак, как открутить шуруп универсальный с потайной головкой или саморез с сорванными гранями или хуже того без шляпки вообще.

Первое, что необходимо сделать это осмотреть инструмент, с помощью которого производится выворачивание и заменить его на подходящий. Жало инструмента должно плотно входить в шлиц и быть не изношенным.

Чтобы вывернуть шуруп, отвертка должна полностью соответствовать форме и размерам шлица. Если замена ничего не дала, применяем другие способы. Саморезы для гипсокартона чаще всего возможно открутить применив тонкую листовую резину, проложив ее между отверткой и шлицем.

При выкручивании из доски и других деревянных изделий эффективным бывает удар по головке шурупа с последующим постукиванием по отвертке в момент приложения усилия. Если шуруп универсальный с полукруглой головкой завернут не полностью (выступает над поверхностью хотя бы на миллиметр) или конструкция его головки позволяет это сделать, то можно используя пассатижи или газовый ключ попытаться вывернуть его.

Несколько капель тормозной или смазывающей жидкости, керосина заставят саморез прокручиваться. Можно нагреть метиз, он расширится и деформирует окружающие материалы, а остыв позволит вывернуть его.

Возможно использовать клеи (суперклей, «жидкие гвозди», «холодную» сварку, а если позволяет время, то и эпоксидные компаунды), пайку или если позволяют скрепляемые детали, то сварку. Если саморез не начал выкручиваться, приступаем к радикальным мерам.

Столярные Хитрости. 10 Методов Извлечения Сорванного Шурупа.

Пропиливание граней

Независимо от типа головки и первоначального вида шлица можно попытаться отвернуть с помощью плоской отвертки. Для этого необходимо пропилить в головке, с помощью ножовки по металлу или «болгарки» прямой шлиц.

Следует иметь в виду, что глубина шлица не должна превышать половины высоты головки, иначе, есть риск ее разрушения. Применение пропиливания совместно со способами, перечисленными выше увеличат ваши шансы.

Использование экстракторов

Еще одним способом выкручивания шурупов является применение экстракторов. Для этого необходимо подобрать сверло диаметр которого меньше диаметра впадин резьбовой части шурупа, засверлить отверстие в головке, нарезать в нем левую резьбу и, применяя конические экстракторы, выкрутить метиз.

Этот способ подходит для выкручивания крепежа со всеми видами головок. Но он не подойдет, для выкручивания саморезов, т.к. они изготавливаются закаленными.

Существует шлицевые экстракторы, которые представляют собой шестигранную шайбу со шлицем, который располагается на внутреннем канале вместо резьбы. Шлицевый экстрактор одевается на головку, при этом внутренний шлиц ввинчивается в нее.

Выкручиваем саморез с сорванными гранями

Саморезы с сорванными гранями или с сорванной шляпкой проще всего вывернуть применив нагревание или с помощью приваривания (если усилие выворачивания не очень велико, то приклеивания) к оставшейся части гайки или рычага или выполнить пропил.

Как вывернуть саморез?

Если все вышеперечисленные способы результата не дали, крепеж очень ржавый, можно высверлить его сверлом по металлу, подходящего диаметра и завернуть на его место более крупный. Чтобы высверлить саморез сверло надо брать твердосплавное. Шестигранная головка, практически не срывается. А при ее обломе можно воспользоваться советами выше.

Как выкрутить сорванный шуруп как открутить саморез с сорванными гранями

Когда винт в резьбе прокручивается нормально, его выкручивают отвёрткой или шуруповёртом.
А как же выкручиваются авиатехники с неоткручивающимися винтами?

Винты могут закисать в резьбе из-за коррозии, могут присохнуть из-за залития при покраске (краска затекает под головку винта и там засыхает).

Из соображений минимизации повреждений окружающих элементов лучше всего винт постараться именно выкрутить.
Если винт не проворачивается отвёрткой или шуруповёртом, надо стараться не допустить выскальзывания инструмента из шлица. Когда он выскакивает, то обычно по дороге повреждает шлиц, и винту уже не передать того вращающего момента, как при неповреждённом шлице.
Поэтому важно сохранить шлицы на головке винта и поэтому бита или отвёртка должны соответствовать размеру и типу шлица винта и не болтаться в нём.

Если пытаешься открутить винт и он не проворачивается, то не надо его насиловать сто раз одним и тем же способом.
Надо постараться прижать инструмент и передать максимально возможный момент.
Для прижатия отвёртка уже не очень удобна, и я пользуюсь коловоротом или трещоткой с длинной ручкой (на квадрат 1/2″).
Бывают коловороты метровой и более длины с двумя ручками по полметра. Если его удобно и ровно прижать к винту, то им, бывает, удаётся стронуть прикипевший винт. У нас сейчас таких нету.

Для увеличения трения в шлице у нас есть специальная паста:

Судя по ощущениям, она состоит из мелкого абразивного порошка с каким-то жидким связующим.
Её наносим в шлиц винта, прижимаем хорошенько коловорот или трещотку, и пытаемся провернуть.
Обычно это получается гораздо лучше, чем без пасты.
Голубая капля слева ниже тюбика — это и есть немного той пасты.

Паста действительно хорошо помогает удержать инструмент в шлице.
Подобную пасту я нашёл у Liqui Moly — её артикул 3811. Там пишут, что она повышает трение впятеро.
Особенно эффективно использовать её совместно с битами, у которых есть насечки на рабочих поверхностях.

Если этот способ не помогает, но шлицы всё ещё не полностью сорваны, начинаем работать из-под палки.

Это, собственно, есть рычаг, позволяющий значительно усилить давление на откручиваемый винт, и не позволить бите выскочить из шлица.
Это приспособление работает только в том случае, когда есть во что упереться.
Штатно для его использования нужно поиметь хотя бы один выкрученный винт недалеко от проблемного.
В резьбу выкрученного винта вворачивается резьбовой переходничок:

, а в другой конец переходника вворачивается шарнир рычага:

(в нижнем левом углу фотки)
Потом подводим подвижную деталь к винту и вставляем биту в патроне приспособления в шлиц винта.

В шлиц хорошо бы нанести каплю той самой пасты.

Сильно прижимаем другой конец рычага, а рожковым ключом поворачиваем шестигранник приспособления с битой.
Обычно против такого лома винтам противопоставить нечего, и они откручиваются.

Приспособления, основанные на таком принципе, могут иметь разную конструкцию и разную эффективность.
Помнится, в авиакомпании «Россия» было приспособление подобного принципа действия, но гораздо меньше; называлось Vera Quick.

Можно ещё побрызгать на резьбу WD-40, но в нашей работе для доступа к обратной стороне винта обычно нужно снять панель, которую он удерживает:)
Ещё я иногда простукиваю молотком через выколотку головку винта. Поступая так, я надеюсь слегка сдвинуть винт по оси и разбить засохшую краску под его головкой. Не знаю, насколько это эффективно.

Если эти меры не помогают, и шлицы сорваны, то следующий шаг — это использование экстрактора.

В головке винта прямо по оси сверлится отверстие несколько меньшего диаметра, чем сам винт.
Затем вот таким воротком в это отверстие вворачивается экстрактор.
Он имеет левую резьбу с острыми гранями.

При вращении воротка против часовой стрелки экстрактор вворачивается в отверстие и тянет винт на выкручивание.
Обычно это помогает его выкрутить достаточно быстро.
Для работы нужны хорошо заточенные свёрла по металлу и новые экстракторы — тогда проблем обычно не бывает.

Когда инструмент плохой, бывает, помогает керн.
Я сверлю небольшое, желательно глухое, отверстие в шляпке винта прямо возле её края.
Потом приставляю к отверстию по касательной к окружности шляпки керн и бью по нему молотком, стараясь сдвинуть винт против часовой стрелки.
Этот метод неудобен (керн срывается), и при наличии нормального инструмента до него дело не доходит.

Как самый крайний способ устранить мешающий винт, можно высверлить его шляпку.
Это не очень хорошо, так как можно легко повредить саму панель, которую держит винт. А панели в большинстве пластиковые.
После снятия панели можно попытаться выкрутить винт, ухватившись клещами за торчащий кусочек его тела. Это возможно не всегда, так как подходы бывают очень неудобные как с лицевой, так и с обратной стороны.

По моему опыту, винты на A320 закисают гораздо реже, чем на B737.
Особенно грустно дело обстоит на 737 Классике. Думаю, во многом из-за возраста таких самолётов. Бывает, что до трети винтов на панели не удаётся выкрутить просто отвёрткой или шуруповёртом. А панели там богаты на винты:)

Наверное, опытные слесари знают и умеют ещё много других способов выкрутить винты, но я описал те, которыми пользовался сам.
И да — в моей практике ударная отвёртка ни разу не помогла отвернуть винт.

В этом лайфхаке вы узнаете как открутить винт с сорванными гранями и выкрутить даже шестигранный винтик с помощью не хитрых манипуляций.

Все мы знаем, что в современном рынке качество продукции все падает и падает. Кто-то связывает с желанием сократить расходы, кто-то с более меньшим сроком службы и следовательно заменой на этот же товар или более «современный». Не могу ничего утверждать, но в последнее время часто задаюсь вопросом как открутить сорванный винт на ноутбуке или другой бытовой технике, ведь закрутив и выкрутив его несколько раз, в современном ноуте, вы скорее всего сорвете шлицы, а это очень неприятно. По сути такая проблема встречается не только в бытовой технике и электронике, но и во многих сферах, где применяется крепеж и сейчас мы поясним, как открутить винт с сорванным шлицем .

Как открутить сорванный винт

Для этого мы возьмем несколько вариантов.

1. Самый грубый, но в большинстве случаев помогающий. Просто надавите на отвертку, в сторону винтика и крутите с достаточным усилием, так трение повысится и следовательно, есть хороший шанс, медленно но верно выкрутить винт с сорванной головкой .

2. Конечно это не самый деликатный метод и для хрупких вещей, типа ноутов и телевизоров он не слишком подойдет, потому что есть шанс повредить устройство. В таком случае мы попробуем открутить винт с сорванной крестовиной нагрев его (например паяльником), а следовательно сделав пластик корпуса более мягким. Конечно это подходит не для всех случаев, но чтобы разобрать бутовуху, часто используют его.

3. Использовать электро-отвертки и шуруповерты. За счет гораздо большего количества оборотов в минуту, чем можно сделать обычной отверткой, шуруповерт быстрее открутит даже почти мертвый винт.

4. Если вам не помог не один из вышеперечисленных способов, то советую применить канцелярскую резинку (для денег). Наложив ее между шляпкой и отверткой резиночку и с легкостью выкрутить винт с сорванной шляпкой , даже без применения электроинструментов.

5. Его можно применить, когда головка винта больше похожа на шляпку гвоздя. Берем надфиль или треугольный напильник и создаем грянь или две заново. Чтобы не повредить остальную поверхность, попробуйте хоть немного поднять винтик над ее уровнем, а попросту говоря чуть-чуть выкрутить.

Теперь вы знаете что делать с испорченной крестовой головкой , как открутить (выкрутить) винт с сорванными гранями , маленький или больших размеров, не важно.