Как понять одушевленное или неодушевленное. Одушевленные и неодушевленные существительные

В русском языке существует понятие одушевленности. Если выразиться образно, то с точки зрения русского языка, одни объекты более живые, чем другие. Такое положение вещей может показаться странным, но давайте попробуем разобраться и для начала рассмотрим термин. Если вы уже знакомы со словообразованием в русском языке, то легко найдете корень красивого слова "одушевленность". Корень -душ-. Однокоренные слова: душа, душевный.

Душа - это жизнь. Одушевленными существительными обозначаются обозначаются те объекты, в которых есть жизнь, пульс, дыхание. Например. Человек, ребенок, кошка, птица - биологически живые объекты, стало быть, они одушевленные. Студент, музыкант, библиотекарь, политик (хотя с этим фактом многие спорят) - тоже одушевленные существительные. Дельфин, медведь, попугай - одушевленные.
Стол, кофе, деревья, город, кирпич - неодушевленные существительные.

К одушевленным существительным мы задаем вопрос "кто?" (кого? кому? кем?)

- Я слышал как хлопнула дверь. Кто это?
- Это пришла мама.

К неодушевленным существительным мы задаем вопрос "что?" (чего? чему? чем?)

Знание об одушевленности и неодушевленности имен существительных помогает понять падежи русского языка. Чтобы определить падеж, мы, как правило, ставим к существительным вопросы.

Именительный падеж - кто? что? - мальчик, книга
Мальчик катается на велосипеде, книга лежит на столе.

Родительный падеж - кого? чего? - мальчика, книги
Мальчика нет дома, до книги никому нет дела.

Дательный падеж - кому? чему? - мальчику, книге
Мальчику не интересно чтение, а книге, должно быть, очень скучно.

Винительный - кого? что? - мальчика, книгу
Яркая обложка привлекла мальчика, он обратил внимание на книгу.

Творительный - кем? чем? - мальчиком, книгой
Раньше с мальчиком такого не случалось - он увлекся книгой ни на шутку.

Предложный - о ком? о чем? - о мальчике, о книге
В истории о мальчике и книге многие узнают себя в детстве.

Как видите, сразу видна разница между родительным и винительным падежами, которые часто путают.

Основное, что стоит запомнить о понятии одушевленности, это то, что в живой речи одушевленность и неодушевленность примерно совпадают с понятиями о живом и неживом.

Глядя на птицу, сидящую на ветке, мы скажем:
- Кто это?
- Это зяблик.

Или о рыбе, которая плавает в реке:
- Это кто?
- Это форель.

В то же время, животные, перешедшие из категории живых существ в категорию, скажем, еды, станут неодушевленными, и та же самая форель уже станет не "кто", а "что":
- Что за рыба лежит в холодильнике?
- Это форель.

Есть не так много исключений, когда неживые объекты относятся к одушевленным. Вот они.

Существительные "покойник" и "мертвец" (исторически это связано с верой в загробную жизнь); однако, их синоним существительное "труп" относится к неодушевленным;

Шахматные фигуры: ладья, ферзь, пешка и остальные; они "ходят" и "бьют", названия их действий можно соотнести с действиями живых объектов, поэтому они тоже отвечают на вопрос "кто";

То же самое касается кукол и игрушек, поскольку они имитируют живые, одушевленные объекты.

По данной теме я хотела бы добавить кое-что в отношении грамматики. У одушевленных имен существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа. А у неодушевлённых существительных эта форма, то есть форма винительного падежа множественного числа, совпадает с формой именительного падежа. Вы можете взять любые одушевленные и неодушевленные существительные и практиковать падежи, используя вопросы в середине этой статьи.

Одушевлённость характерна только для .

Одушевлённые существительные служат наименованиями живых существ, если называют людей - личные, обозначают животных - неличные. Отвечают на вопрос: кто?

Грамматическим показателем одушевлённости является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой родительного падежа множественного числа. Для можно использовать форму единственного числа.

В. п. мн. числа (кого?) = Р. п. мн. числа (кого?)

  • Р. п.
  • В. п.
  • вижу
  • школьников
  • школьников
  • снегирей
  • снегирей

К одушевлённым относятся также существительные, называющие:

  1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший , домовой , русалка .
    Древние чтили Юпитера.
  2. Названия шахматных и карточных фигур: туз , валет , дама , король , конь , ферзь , слон , ладья , пешка .
  3. Существительные, называющие кукол: петрушка , матрёшка , неваляшка , снеговик , роботы .
  4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец , покойник , утопленник (существительное труп сюда не входит).

Неодушевлённые существительные

Неодушевлённые существительные служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам. Отвечают на вопрос: что?

Грамматические особенности : совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой множественного числа.

В. п. мн. числа (что?) = И. п. мн. числа (что?)

  • И. п.
  • В. п.
  • есть
  • вижу
  • песни
  • песни
  • журналы
  • журналы

К неодушевлённым относятся существительные:

  1. Обозначающие предметы неживой природы: камень , горы , радуга , снег , почва , море , небо .
  2. Названия деревьев и растений: тополь , сосна , ель , ромашка , одуванчики (наука о природе относит их к живым организмам!).
  3. Обозначающие совокупность живых существ: народ , стая , войско , толпа , батальон , полк .
  4. Названия небесных светил: Марс , Юпитер , Сатурн , Уран .
  5. Названия рыбных блюд: шпроты , кильки .
  6. : студенчество , человечество , молодежь , профессура (не имеют грамматического показателя одушевлённости).

Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесённости к одушевлённым/неодушевлённым, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус , бактерия , личинка , микробы .

Бабайцева В. В. и Чеснокова Л. Д. в своём учебнике по русскому языку рассматривают и грамматические показатели одушевлённости и неодушевлённости.

Неодушевлённые существительные как одушевлённые, если обозначают живых существ.

  • Этого пня (одушевл.) не своротишь.
  • Помню этого старого колпака (одушевл.)

Одушевлённые существительные, употребляющиеся для обозначения неодушевлённых предметов, продолжают склоняться как одушевлённые.

  • Читать «Обломова».
  • Слушать «Евгения Онегина».

Существительные тип , характер и образ в применении к действующим лицам литературных произведений склоняются как неодушевлённые: В. п. мн. числа = И. п. мн. числа.

К одушевленным существительным относятся названия лиц и животных: человек, дочь, сын, Вера, Петров, Дима, дежурный, корова, козел, гусь, скворец, сазан, паук и т. п. Это в основном существительные мужского и женского рода. Существительные среднего рода немногочисленны: дитя, существо (в значении «живой организм»), лицо (в значении «человек»), слова на -ище (чудище , страшилище ), субстантивированные прилагательные и причастия (животное, насекомое, млекопитающее ). В качестве определяющего признака одушевленных существительных нередко отмечается способность называемых ими «предметов» само­стоятельно перемещаться, передвигаться, которой не обладают неодушевленные предметы.

Эта семантическая классификация не совпадает с науч­ным делением всего существующего в природе на живое и нежи­вое: в науках о природе к живому относятся и растения. Не укладывается она и в рамки «бытового» понимания живого и неживого. Так, к одушевленным существительным относятся слова мертвец, покойник , казалось бы, вопреки логике. Варе­ная утка, жареный гусь в грамматике тоже являются одушев­ленными. Сюда же относятся кукла, шар (в языке биллиард­ных игроков), туз, козырь, валет и т. п. - слова, не имею­щие ничего общего с миром живого. В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), а так­же собирательные существительные типа молодежь, крестьян­ство, детвора, пролетариат и др., обозначающие совокупность лиц.

Деление существительных на одушевленные и неодушевлен­ные строится не только на семантических основаниях, но и на
грамматических. Винительный падеж множественного числа
у одушевленных существительных совпадает с родительным, а
у неодушевленных - с именительным. Ср.:
вижу деревья, горы, реки, облака, вижу людей, коров, птиц,
стада насекомых, гусей, куплю огурцы, тетради, кнопки, куплю овец, голубей, кукол, ел мандарины, апельсины, ел цыплят, раков, подали жареные баклажаны, подали жареных куропаток.

В единственном числе различие между одушевленными и неодушевленными существительными последовательно выраже­но морфологически у слов мужского рода. Ср.: неодушевленные существительные и одушевленные существительные сварю суп, бульон, сварю гуся, петуха, провожаем пароход, провожаем друга, посадить картофель, посадить гостя.

Исключением являются слова мужского рода на -а. У них, как и у существительных женского рода, винительный падеж не совпадает ни с родительным, ни с именительным. Ср.: И. - юноша, девушка ; Р. - юноши, девушки ; В. - юношу, девушку .

У одушевленных существительных среднего рода, как и у неодушевленных, в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой им. падежа. Например: Ах, как я люблю это пустое существо! - простонал Павел Петрович (Тургенев). То же самое наблюдается у существительных жен­ского рода с нулевым окончанием в им. падеже: вижу рысь, мышь .


Отступлением от основной нормы выражения значения одушев­ленности является образование форм вин. пад. мн. ч. с предло­гом в у существительных - названий лиц, выражающих отно­шение к определенной социальной группе: студент, нянька, животновод и т. п. В конструкциях со значением «стать (де­лать) кем» эти слова образуют форму вин. падежа как неоду­шевленные существительные: произвести в генералы, избрать в академики, поступить в дворники, уйти в партизаны, кандидат в депутаты и т. п.

Между одушевленными и неодушевленными существительными колеблются названия микроорганизмов: микроб, бацилла, инфу­зорий, бактерия, амеба и т. п. Они имеют по две формы вини­тельного падежа: изучать микробов и микробы; рассматривать вирусов и вирусы в микроскоп; уничтожать бацилл и бациллы . В профессиональном языке такие слова обычно употребляются как одушевленные существительные, а в непрофессиональной сфере как неодушевленные.

Одно и то же существительное в одном своем значении может относиться к одушевленным, в другом - к неодушевленным. Так, названия рыб в прямых значениях являются одушевленными существительными (поймать карася ). Употребляясь как названия кушаний, они выступают как неодушевленные существительные: есть шпроты, пригласить на форели и т. п. Ср. также: вижу огромный пень и я этого пня (кого?) вижу каждый день.

Своеобразно проявляется одушевленность/неодушевленность в словах болван, кумир, идол, истукан и др., которые перенос­но обозначают людей. В значении «статуя» эти слова явно тя­готеют к неодушевленным, а в переносном значении лица - к одушевленным существительным. Правда, эта черта выражена непоследовательно. Ср.: поставить истукан и трудно убедить этого истукана, но: На берегу Дуная русские поставили де­ревянного идола (А. Н. Толстой); Из бритья бороды он созда­ет себе кумир (Салтыков-Шедрин) и... делать кумира из этого старого бесполезного человека (Л. Толстой).

Названия художественных произведений по их героям выс­тупают как одушевленные существительные. Ср.: узнать Евге­ния Онегина и слушать «Евгения Онегина»; позвать Рудина и читать «Рудина» и т. п.

Ср. также: угостили москвича и купили »Москвич«, кормить коня и изваять коня, но кормить крокодила и купить «Кроко­дил»; видеть змея, пускать (запустить) змея и сделать змей.

Имена античных богов являются существительными одушев­ленными, а омонимичные с ними наименования светил - неоду­шевленными: разгневать Марса и смотреть на Марс, чтить Юпитера и видеть Юпитер и др.

Употребляются как неодушевленные существительные сло­ва тип, образ, характер, являющиеся названиями действую­щих лиц художественных произведений: создать сильный ха­рактер; охарактеризовать отрицательные типы и положи­тельные образы . Ср.: перечислить действующих лиц романа, героев сказки, персонажей басни, но: вывести комический персонаж.


К одушевленным существительным относятся названия лиц и животных: человек, дочь, сын, Вера, Петров, Дима, дежурный, корова, козел, гусь, скворец, сазан, паук и т. п. Это в основном существительные мужского и женского рода. Существительные среднего рода немногочисленны: дитя, существо (в значении «живой организм»), лицо (в значении «человек»), слова на -ище (чудище, страшилиш,е), субстантивированные прилагательные и причастия (животное, насекомое, млекопитающее). В качестве определяющего признака одушевленных существительных нередко отмечается способность называемых ими «предметов» самостоятельно перемещаться, передвигаться, которой не обладают неодушевленные предметы.
Эта семантическая классификация не совпадает с научным делением всего существующего в природе на живое и неживое: в науке о природе к живому относятся и растения. Не укладывается она и в рамки «бытового» понимания живого и неживого. Так, к одушевленным существительным относятся слова мертвец, покойник, казалось бы, вопреки логике. (Вареная) утка, (жареный) гусь в грамматике тоже являются одушевленными. Сюда же относятся кукла, шар (в языке биллиардных игроков), туз, козырь, валет и т. п.- слова, не имеющие ничего общего с миром живого. В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), а также собирательные существительные типа молодежь, крестьянство, детвора, пролетариат и др., обозначающие совокупность лиц.
Деление существительных на одушевленные и неодушевленные строится не только на семантических основаниях, но и на г р а м м а- тических. Винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным, а у неодушевленных - с именительным. Ср.:
вижу деревья, горы, реки, облака, вижу людей, коров, птиц, насекомых,
стада гусей
куплю огурцы, тетради, кнопки куплю овец, голубей, кукол
ел мандарины, апельсины ел цыплят, раков
подали (жареные) баклажаны подали (жареных) куропаток
В единственном числе различие между одушевленными и неодушевленными существительными последовательно выражено морфологически у слов мужского рода. Ср.:
одушевленные существительные сварю гуся, петуха провожаем друга посадить гостя
неодушевленные существительные
сварю суп, бульон провожаем пароход посадить картофель
Исключением являются слова мужского рода на -а. У них, как и у существительных женского рода, винительный падеж не совпадает ни с родительным, ни с именительным. Ср.: И.- юноша, девушка; Р.- юноши, девушки; В.- юношу, девушку.
У одушевленных существительных среднего рода, как и у неодушевленных,- в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой им. падежа. Например: Ах, как я люблю это пустое существо\-простонал Павел Петрович (Тургенев). То же самое наблюдается у существительных женского рода с нулевым окончанием в им. пад.: вижу рысь0, мышь0.
Отступлением от основной нормы выражения значения одушевленности является образование форм вин. пад. мн. ч. с предлогом в у существительных - названий лиц, выражающих отношение к определенной социальной группе: студент, нянька, животновод и т. п. В конструкциях со значением «стать (делать) кем» эти слова образуют форму вин. пад. как неодушевленные существительные: произвести в генералы, избрать в академики, кандидат в депутаты и т. п.
Между одушевленными и неодушевленными существительными колеблются названия микроорганизмов: микроб, бацилла, инфузорий, бактерия, амеба и т. п. Они имеют по две формы винительного падежа: (изучать) микробов и микробЬц (рассматривать) вирусов я вирусы (в микроскоп); (уничтожать) бацилл я бациллы. В профессиональном языке такие слова обычно употребляются как одушевленные существительные, а в непрофессиональной сфере как неодушевленные.
Одно и то же существительное в одном своем значении может относиться к одушевленным, в другом - к неодушевленным. Так, названия рыб в прямых значениях являются одушевленными существительными: (поймать) карася. Употребляясь как названия кушаний, они выступают как неодушевленные существительные: (есть) шпроты и т. п.
Своеобразно проявляется одушевленность/неодушевленность в словах болван, кумир, идол, истукан и др. которые переносно обозначают людей. В значении «статуя» эти слова явно тяготеют к неодушевленным, а в переносном значении лица - к одушевленным существительным. Правда, эта черта выражена непоследовательно. Ср.: Из бритья бороды он создает себе кумир (Салтыков-Шедрин) и... делать кумира из этого старого бесполезного человека (Л. Толстой).
Названия художественных произведений по их героям выступают как одушевленные существительные. Ср.: позвать Рудина и читать «¦Рудина» и т. п.
Ср. также: видеть змея, пускать (запустить) змея я сделать змей.
Имена античных богов являются существительными одушевленными, а омонимичные с ними наименования светил - неодушевленными: разгневать Марса я смотреть на Марс, чтить Юпитера и видеть Юпитер и др. ~
Употребляются как неодушевленные существительные слова тип образ, характер, выступающие в роли названий действующих лиц художественных произведений: создать сильный характер; охарактеризовать отрицательные типы и положительные образы. Ср.: перечислить действующих лиц романа, героев сказки, персонажей басни, но: вывести комический персонаж.

Как определить, одушевленное или неодушевленное существительное?

    Одушевленное существительное - это такое, которое наделено живым составляющим.

    Например: человек, заяц, кузнечик и т.д. (поэтому задается вопрос кто?).

    Неодушевленное существительное - это такое, которое не наделено живым составляющим.

    Например: стол, дом, автомобиль и т.д. (поэтому задается вопрос что?).

    Вообще, большинство слов мы интуитивно, хорошо зная язык, можем определить и без правил. Но, вс-таки присутствует такое правило, которое поможет отличить одушевленное существительное от неодушевленного. Так, например, возьмем для сравнения два слова: труп и мертвец. Их нужно поставить во множественном числе сначала в форму родительного падежа, а потом в винительный падеж. В том случае, если они одинаковые, то значит слово одушевленное. Р.п. мервецов, трупов. В.п. мертвецов, трупы. Получается, что мертвец - одушевленное, а вот труп - неодушевленное

    Если существительное отвечает на вопрос Кто?, то оно одушевленное. Например, человек, кошка, птица, девушка. Если существительное отвечает на вопрос Что?, то оно неодушевленное. Например, дом, дерево, город.

    Для школьников зачастую это большая проблема. Но сложности тут никакой нет. Первое, что надо сделать для определение одушевленное существительное или нет, задать вопрос. Например: кто - человек, лиса, собака; что - цветок, леса, небо. Все существительные отвечающие на вопрос кто - одушевленные, а на вопрос что - неодушевленные.

    В начальной школе детей учат облегченному правилу:На какой вопрос отвечает данное существительное? На кто или что?

    И дети интуитивно делят все вокруг на одушевленное и неодушевленное.

    Но в более старших классах приходит понимание, что есть и более сложные случаи этого правила. Есть ли душа у растений: у цветка, куста, дерева? Ведь они дышат, растут, болеют как и мы, умирают... , т.е. живые, а почему тогда они неодушевленные? А вот из мертвеца душа уже ушла, а он все ещ одушевленный?

    Вот тогда и помогает во множественном числе родительный и винительный падеж. Если слова совпадают - перед нами одушевленный предмет.

    Чтобы определить, каким является существительное: одушевленным или неодушевленным, достаточно задать вопрос. Отвечает на вопрос Кто? - существительное одушевленное , отвечает на вопрос Что? - существительное неодушевленное . Например,

    собака - Кто?

    столб - Что?

    В этом нам помогут вопросы. К одушевленным существительным относятся все живые существа и к ним задается вопрос кто?. Например, лиса, человек, ежик, бегемот и т.д.

    Неодушевленные существительные - это предметы и отвечают на вопрос что??. Примером большое множество, табуретка, стол, стул, пол, потолок, лампа.

    Самый простой пример, который нам вбивали со школьной скамьи это задать вопрос к слову, и если получится, что слово отвечает на кто? приписываем его к живым (одушевленным), а если на что? к не живым (неодушевленным). Позже было добавлено такое правило надо взять существительное и представить его как родительный падеж во множественном числе, а после сравнить с винительным падежом, также во множественном числе. Если перед вами одно и тоже слово по форме значит это одушевленное. Если же нет наоборот неодушевленное.

    Существительные мертвец,покойник являются одушевленным, а труп-- неодушевленным. Как это определить? А нужно всего лишь существительное поставить в форму родительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа. Если эти формы совпадут, перед нами одушевленное существительное.

    Нет мертвецов= вижу мертвецов

    Нет покойников= вижу покойников

    Но нет трупов, вижу трупы.

    Пользуясь такой формулой Род.п.мн.ч. = Вин.п. мн. ч. ,безошибочно определим одушевленное или неодушевленное существительное.У неодушевленных существительных совпадают формы именительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа.

    И.п.что? ромашки= вин.п. вижу что? ромашки

    По вопросу. Одушевленное отвечает на вопрос кто, неодушевленное что

    Нас в школе очень просто научили отличать одушевленные и неодушевленные существительные друг от друга. Все живое - это одушевленные существительные (например, человек, космонавт, кот, собака, профессор и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос КТО?.

    А все неживое - это неодушевленные существительные (например, стол, стул, яблоко, погода и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос Что?.