Как выкрутить сломанный винт. Все просто: как вывернуть сломанный болт. Что делать, когда ничего не помогает или сильно повреждена резьба болтового соединения

19.03.2019 1619

Автовладельцы часто встречаются с такой проблемой, как поломка болта вне зависимости от марки автомобиля. Любое транспортное средство испытывает серьезные нагрузки, что вызывает неисправности. В процессе ремонта регулярно возникают поломки болтов. И пока они не будут устранены, дальнейший ремонт невозможен.

Так как выкрутить без посторонней помощи?

Причины поломки болтов

Со временем метизы ржавеют или прикипают. Ремонт старых автомобилей усложняется тем, что в них подобные болты встречаются намного чаще. Это объясняется плохой герметизацией и частым воздействием влаги. Больше всего страдает ходовая часть с прилегающими к ней деталями.

Как выкрутить болт

Прежде чем приступить к извлечению испорченного метиза, потребуется подготовить место работы. Для этого используется машинное масло или , которые эффективно удаляют пыль и загрязнения. Также допускается нагрев или удар по крепежному элементу, но таким образом можно легко повредить другие детали.

Есть несколько вариантов, с помощью которых можно аккуратно выкрутить сломанный болт. Метод выбирается в соответствии с типом проблемы.

Обрыв на поверхности

Это самый распространенный тип поломки. При обрыве головки болта не потребуется применять радикальные методы, способные навредить технике. Предварительно необходимо тщательно обработать поверхность керосином для того, чтобы между поверхностями уменьшился контакт. Для извлечения поврежденного крепежного элемента подходят различные инструменты:

  • Если есть возможность зацепиться за выступ на поверхности, то рекомендуется воспользоваться струбцинами, плоскогубцами или клещами. Они позволяют хорошо ухватиться за деталь и вывернуть ее по ходу резьбового соединения, при этом не прикладывать значительных усилий.
  • Менее распространенный вариант — это сварочный аппарат. Чтобы извлечь болт, потребуется приварить к нему деталь в виде рычага. После этого получится выкрутить метиз, не повреждая прилегающие поверхности.
  • Если перечисленные методы не подходят, то можно использовать небольшое сверло. При этом диаметр детали должен быть меньше, чем сечение болта. Потребуется аккуратно высверлить отверстие по центру, в которое вставляется крючок. После этого болт выкручивается намного легче.

В некоторых случаях допускается комбинирование упомянутых способов. Отличительная особенность вариантов извлечения в том, что они не требуют больших усилий и затрат времени.

Обрыв заподлицо

Подобная поломка встречается реже, но является самой трудной. Для определения диаметра отверстия необходимо немало усилий, особенно если крепеж планируется срезать. Сначала потребуется тщательная зачистка поверхности, чтобы правильно рассмотреть зазоры.

Сложностей прибавляется, когда на месте обрыва есть значительные неровности. Затраты времени и сил возрастут, поскольку обработка и выправление дефектов — занятие непростое. Можно пренебречь зачисткой и сразу начать сверление, но это принесет негативные последствия. Перед сверлением используйте керн, чтобы хорошо подготовить место.

Метод высверливания метиза ничем не отличается от предыдущего варианта при обрыве на поверхности.

Болт сломался ниже поверхности

Еще один сложный случай. Если конструкция изготовлена из мягкого металла, процесс требует предельной аккуратности. Необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • с помощью тонкого металлического керна отмечается центральная часть крепежного элемента;
  • возьмите метчик с обратной резьбой, при этом важно соблюдать, чтобы диаметр был меньше сечения метиза;
  • аккуратно высверливается небольшое отверстие, для размещения метчика;
  • вставляется метчик, с помощью которого нарезается резьба, затем необходимо провернуть его;
  • крепежный элемент прокручивается и извлекается.

Не нужно прилагать много усилий, поскольку это приводит к повреждению резьбы и прилегающей поверхности.

Применение экстрактора

Один из самых эффективных способов — это использование специального экстрактора. Инструмент можно найти в различных наборах с разным диаметром. Конструкция представляет собой метчик, на котором предусмотрена коническая насечка и нет продольных пазов.

Перед применением экстрактора потребуется высверлить отверстие по центру метиза. Важно соблюдать соответствие диаметров, иначе не получится вставить инструмент. После подготовки отверстия экстрактор вкручивается и извлекается вместе с болтом.

Все перечисленные способы применяются в зависимости от вида поломки и наличия необходимых инструментов. Если вы часто сталкиваетесь с подобными проблемами, рекомендуется купить набор экстракторов, поскольку это оптимальный вариант извлечения поврежденного крепежного элемента. Конструкция подходит для различных диаметров болта и типа резьбы.

Не забывайте о предварительной обработке поверхности, чтобы уменьшить контакт между деталями и исключить случайные повреждения.

Резьбовые соединения — самые широко применяемые среди разъемных. Они бывают самых разных размеров, винты, болты и гайки присутствуют и в смартфоне и в атомном реакторе. Каждое соединение должно быть затянуто с должным усилием. Иногда резьба забивается грязью или становится жертвой коррозии. При попытке отвернуть соединение предельное усилие превышается, и резьба срывается. Доходит и до разрушения тела крепежных изделий. Для того, чтобы извлечь поврежденную шпильку из корпуса, применяют различные приемы.

Особенности и преимущества шпилек ГБЦ

В любом моторе головка блока цилиндров (ГБЦ) крепится к самому блоку шпильками. Они вворачиваются в блок таким образом, чтобы обеспечить наилучшее и равномерное прижатие ГБЦ к блоку. Качественно обжатая прокладка исключает утечку масла и тосола и проникновение газов из цилиндра в картер двигателя. Крепежные изделия изготавливают из высококачественной стали. Однако со временем резьба на них может подвергнуться коррозии, быть забита различными загрязнениями. Вследствие воздействия высоких температур эти загрязнения спекаются, и гайка «прикипает». При попытке выкрутить такую прикипевшую гайку при превышении предельного усилия либо срывается резьба, либо крепеж обламывается. В обоих случаях требуется заменить обломанную часть.

Перед тем, как выкрутить, следует обильно смочить резьбу жидкостью WD 40 или керосином. В крайнем случае, подойдет и тормозная жидкость. Если под рукой нет специального съемника, можно выкрутить газовым ключом. Тянуть нужно плавно, без рывков. Если сразу выкрутить не удается, следует нанести WD 40 еще раз и подождать 5-10 минут.

После того, как все соединения удалось выкрутить, следует заменить их на новый комплект. Резьбу можно смазать графитовой смазкой — это поможет легко выкрутить детали при необходимости. Далее следует установить ГБЦ по месту и начинать обтягивать гайки согласно схеме из руководства пользователя.

  • Сначала все гайки затягиваются до легкого сопротивления.
  • Ключом с динамометром добиваются паспортного значения усилия затяжки.
  • В последовательности, описанной в руководстве, окончательно обтягивают все гайки.

Гайки тоже можно смазать графитовой смазкой.

Как выкрутить оставшийся обломок

Если шпилька все-таки обломилась — не надо отчаиваться. Чтобы выкрутить обломанную часть, используют несколько приемов. Одни требуют применения промышленного оборудования, для других достаточно несложной оснастки, доступной для домашнего мастера.

Как выкрутить сломанную шпильку

Если остался торчать обломок, то применяют один из приемов:

  • Надевают гайку чуть большего диаметра и приваривают ее. Далее ключом можно вывернуть сломанную шпильку.
  • Приваривают поперечный пруток (арматуру) длиной 30-40 см. Пользуясь им как воротком, можно выкрутить обломок.
  • Напильником затачивают верхушку под квадрат. Теперь обломок можно выкрутить воротком для метчиков.

Если же слом произошел заподлицо с поверхностью ГБЦ (или другого агрегата), по обломок придется высверливать.

Перед сверлением следует накрыть ГБЦ плотной тканью, чтобы искры и отходы не попали в цилиндры.

После прохождения отверстия на всю глубину следует выкрутить из него останки высверленного обломка, используя пассатижи или острогубцы. Далее обязательно нужно пройти отверстие комплектом штатных метчиков.

Замена шпильки ремонтной деталью с нарезанием большей резьбы

Если все вышеописанные мероприятия завершились неудачей — есть еще один способ замены. Для этого берется так называемая ремонтная шпилька большего диаметра. На месте старого отверстие сверлится новое, большее. В нем нарезается резьба соответствующими метчиками, и заворачивается ремонтная шпилька. Разумеется, для нее придется взять и соответствующую гайку.

При установке головки нужно быть особо внимательным, чтобы не повредить резьбу на новой шпильке — она будет входить в отверстие на ГБЦ с меньшим зазором, чем штатные.

Иногда в процессе ремонта встречаются настолько старые и «прикипевшие» болты, что если попытаться их выкрутить, то они просто сломаются. Соответственно, сразу возникает вопрос, как выкрутить оставшийся стержень, чтобы не повредить соединённые им детали.

Начинающий мастер может испугаться такой, казалось бы, безысходной ситуации, но не стоит бояться: выкрутить сломавшийся болт не так уж и сложно.

Для начала следует запомнить, что если болт плотно стоит и не хочет выкручиваться, то не нужно делать этого через силу. Лучше сразу залить его антикоррозийной жидкостью, например, WD-40. После чего хорошо постучать по шляпке молотком, чтобы жидкость смогла проникнуть глубоко в резьбу. Через пару минут прикипевший болт достать будет в несколько раз легче.

Даже если вы уже обломили шляпку, залейте стержень болта «вэдэшкой» или проникающей смазкой - это облегчит процесс его удаления.

Есть два типа разлома у болтов: когда шляпка обломилась, после того как болт немного успел выйти из посадочного места, либо когда оставшаяся часть находится ниже поверхности.

Когда разлом оказался над поверхностью

В таком случае справиться с болтом проще. Вот несколько вариантов ваших действий:

  • Захватить виднеющийся над поверхностью стержень с помощью пассатижей или плоскогубцев и попытаться выкрутить его.
  • Взять кернер и установить его под углом к краю болта. Лёгкими ударами молотка по кернеру постараться придать болту вращательное движение. Иногда таких небольших усилий оказывается достаточно, чтобы стержень начал выкручиваться.
  • С помощью ножовки по металлу пропилить на виднеющейся поверхности поперечное отверстие для плоской отвёртки и попробовать выкрутить его. Также можно использовать для этого болгарку или даже зубило.
  • Ещё один вариант — использовать сварку или агрессивный клей. Попробуйте приварить/приклеить к стержню другой болт и выкрутить уже его. Также можно приварить, например, Г-образный шестигранник или любую другую подходящую ручку, которую можно использовать в качестве упора.

Если вы используете сварку, то не пытайтесь выкрутить нагревшийся болт сразу - дайте ему остыть. Помните: металл при нагревании расширяется, так что достать нагревшийся болт будет невозможно. Полейте место сварки холодной водой, чтобы ускорить процесс остывания.

Если болт сломался ниже поверхности

  • Для первого способа понадобится дрель с очень тонким сверлом. Дрелью необходимо высверлить три отверстия на одной плоскости, после чего соединить их в одну линию. Этим вы создадите отверстие для отвертки - теперь нужно просто вставить её в самодельный паз и выкрутить.
  • Второй способ более сложный и трудоёмкий. Для него потребуется дрель, метчик и терпение. С помощью дрели вам нужно просверлить по центру застрявшего болта отверстие. Затем с помощью метчика аккуратно нарезать в этом отверстии левую резьбу. В эту новую резьбу вы будете вкручивать винт с левой резьбой. После того как винт будет полностью закручен, начнёт выкручиваться старый болт.
  • Извлечь стержень можно также с помощью высверливания. Это самый трудоёмкий и опасный метод, так как есть риск повреждения резьбы. Для высверливания используется дрель с тонкими свёрлами. Чтобы просверлить отверстие в болте высокого класса прочности, лучше использовать кобальтовое или победитовое сверло.

Тонким сверлом по центру просверливается отверстие. Очень важно просверлить первое отверстие точно по центру, чтобы не было перекосов при дальнейшей работе! Сверло нельзя перегревать, поэтому сверлить нужно на небольших оборотах и постоянно охлаждать его в воде или в масле.

После этого берётся сверло потолще, затем следующее, и весь процесс повторяется до тех пор, пока от остова практически ничего не останется. В получившееся отверстие можно вбить специальный экстрактор с обратной резьбой и выкрутить остатки стержня. Если же экстрактора под рукой нет, то необходимо максимально высверлить внутреннюю часть. И когда стенки станут достаточно тонкими, попытаться сломать их с помощью пинцета или заточенной проволоки. Будьте очень аккуратны проводя эту процедуру, чтобы не сорвать резьбу.

Если же не удалось не задеть резьбу, то придётся нарезать новую, причем новая резьба будет больше предыдущей. Если диаметр предыдущей резьбы болта был М10, то новая резьба будет уже минимум диаметра М12.

Если Вы, в силу своей профессии или хобби, занимаетесь ремонтом техники, перед Вами нередко встаёт вопрос:- как выкрутить сломанный болт, часть которого у Вас в руках, а другая осталась в резьбе?

В этой статье мы сделаем краткий обзор способов решения этой проблемы. Выбор метода остаётся за Вами, так как навыки и подручный ""арсенал"" у всех разные. Начнём?!

Рассмотрим, как вытащить сломанный болт из резьбы экстрактором

Для тех, кто не знает - экстракторы есть наружные и внутренние. Если болт сломался так, что за него не ""ухватиться"", то именно внутренний экстрактор может стать единственным решением задачи.

Внутренний экстрактор напоминает метчик. Хвостовик (нерабочая часть) сделан ""под квадрат"" для инструментов.

По виду рабочей части экстракторы делятся на клиновидные, стержневые и винтовые (спиральные).

Рабочая часть клиновидного экстрактора имеет вид конуса с гранями, сечение стержневого одинаково по всей длине.

Винтовой экстрактор представляет собой конус с резьбой левого или правого вращения.

Порядок работы следующий:

Приступая к работе непосредственно на автомобиле, позаботьтесь о том, чтобы место ремонта было доступно для дрели, шуруповёрта и т.д. Хорошо, если вопрос в том, как вытащить сломанный болт из ступицы колеса - зона ремонта открыта. Но если до детали не ""добраться"", не поленитесь и произведите необходимую разборку, то есть демонтаж всего в данном случае лишнего.

Если Вы не знаете, как выкрутить сломанный болт из алюминия - использование экстрактора окажется оптимальным решением.

Экстракторы лучше покупайте в ""расширенных"" наборах, т.е. в комплекте со свёрлами и направляющими втулками для них.

Но, к сожалению, не всегда подобный инструмент доступен в данный момент или им нельзя воспользоваться в силу конструкции конкретного узла.

Если у вас возникают проблемы с сорванными гранями, рекомендуем выбирать крепеж лучшего качества: https://avselectro-msk.ru/catalog/4976-bolty - болты подходящего качества, которые можно купить в любых количествах.

Альтернативные способы выкрутить болт с сорванными гранями

Приваривание гайки, как способ выкрутить болт без граней

Этот старый испытанный способ выводил из тупика во время ремонта многих.

Конкретный случай. Сломался болт крепления рычага передней подвски на старенькой Suzuki Ignis. Причём расстояние между проушинами кронштейна рычага не позволяло ни забить ни вкрутить экстрактор в обломок. Сварка в этом случае оказывается самым эффективным средством открутить сломанный болт.

Суть приёма заключается в следующем.

Подбираем гайку подходящего диаметра, надеваем на сломанный болт и привариваем. Если болт сломался вровень с поверхностью детали, максимально точно фиксируем гайку по центру болта. Варим. Осторожно, без рывков, выкручиваем сломанный болт за гайку.

Отсоедините клеммы АКБ! Обеспечьте сохранность проводки, шлангов, пластмассовых изделий от расплавления и возгорания!

Допустим, что экстрактор и сварка Вам недоступны. Тогда, если болт сломался в резьбе, применяем

Высверливание - отличная возможность окрутить болт без граней

Прежде всего, рассчитаем диаметр сверла. Формула для стандартной резьбы проста - из диаметра болта (резьбовой части) вычитаем величину шага резьбы.

Следующий важный момент - как избежать увода сверла в сторону? Для предотвращения такой неприятности существуют кондукторы. Кондуктор (упрощённо) это пластина с отверстиями. В отверстиях перпендикулярно закреплены направляющие втулки (гильзы), соответствующие диаметру сверла. Кондуктор фиксируется на детали, гильзы совмещаются с отверстиями со сломанными болтами. Можно сверлить! Именно гильза будет препятствовать отклонению сверла.

Кондуктор незаменим, если необходимо удалить сломанный болт из алюминиевой детали. Особенно если ею будет головка блока цилиндров двигателя.

Можно также сочетать высверливание с выбиванием остатков сломанного болта при помощи выколотки.

Такой приём используют в случае, если резьбовые отверстия сквозные. Начиная со сверла наименьшего диаметра, сверлим обломок. Когда ""стенка"" его достаточно ослабнет, удаляем её выколоткой. Затем зачищаем резьбу метчиком.

Таким способом можно, например, избавиться от обломков шпилек крепления приёмной трубы к выпускному коллектору на ВАЗ2114-15 не снимая последний с двигателя.

Нагревание для того, чтобы вывернуть болт с сорванными гранями

Рассмотрим и такую ситуацию - нет экстракторов, сварки, кондуктора и хороших свёрел. Как вытащить болт, если он сломался?

Решить задачу можно (и иногда очень успешно) можно путём нагревания деталей докрасна. После остывания они станут податливей и вполне могут выкрутится зубилом, кернером и т.д. Описанные способы выкручивания сломанных болтов не являются исчерпывающим, универсальным ответом на задачи такого рода. Для наглядности - просмотрите материал на видео.

Спасибо за внимание!

При вкручивании болтов иногда бывает так, что шляпка отламывается. Если произошла такая неприятность, разумеется, возникает вопрос о том, как выкрутить сломанный болт, не повредив соединенные им детали.

Самый простой случай, когда над поверхностью остается выступающая часть резьбы. Такой вариант развития событий достаточно благоприятен. Все, что при этом нужно - взять и, настроив его соответствующим образом, аккуратно вывернуть стержень. Для облегчения процесса иногда используют Ее наносят на выступающую часть. Затем берут молоток и несколько раз несильно ударяют им по обломку. Это будет способствовать проникновению смазки внутрь к резьбе. Затем ждут 5-10 минут и приступают к удалению стержня.

Сложнее справиться с такой задачей, как выкрутить сломанный болт, сломанный вровень с поверхностью или даже ниже ее. Ключ здесь не поможет, так как ухватиться им просто не за что. Однако ничего невозможного нет, нужно только запастись терпением. Эту проблему можно решить несколькими способами. Все они достаточно сложны и требуют затрат времени, но вполне выполнимы.

Можно попробовать выкрутить сломанный болт, сделав на торце стержня паз под отвертку. Под обычную делают прорезь поглубже. У крестообразной отвертки площадь сцепления с поверхностью больше, поэтому особенно сильно заглублять паз не обязательно. Этот метод достаточно эффективен и в большинстве случаев помогает решить проблему.

Однако иногда стержень заклинивает накрепко, а отвертка не помогает. Для домашнего мастера по-прежнему актуальным остается вопрос о том, как выкрутить сломанный болт. Самый радикальный способ - это просверлить в стержне отверстие для болта меньшего диаметра и нарезать в нем резьбу. Для этого потребуется электродрель с набором сверл разного диаметра и метчик.

Вкрутив небольшой болт в обломок и применив можно достаточно легко справиться с проблемой. Этот способ срабатывает в большинстве случаев. Единственное, о чем желательно помнить - это то, что резьба внутри стержня должна быть обратной. Сверлить отверстие нужно очень аккуратно, точно по центру. Иначе при выкручивании резьбу можно легко сорвать.

Точно так же удаляется сломанный гвоздь, винт или шпилька. Болт или другой крепежный элемент легко выходят на поверхность. В самом крайнем случае отверстие постепенно расширяют, применяя сверла разного диаметра (от меньшего к большему) до тех пор, пока стальные стенки стержня не станут очень тонкими. После этого их можно будет разбить и вытащить пинцетом.

Есть еще один достаточно простой способ выкрутить сломанный болт с утопленным стержнем. Нужно просто наварить обломок, используя гайку. Ее диаметр должен быть больше диаметра стержня не менее чем на 1 мм. Необходимо, чтобы во время хорошо прогрелся и расширился. Получившийся узел поливают холодной водой. После того как все остынет, обломок аккуратно выкручивают.

Надеемся, ответ на вопрос о том, как выкрутить сломанный болт, вами получен. Желаем, чтобы в дальнейшем все болты, винты и шпильки легко вкручивались и выкручивались, не ломаясь.