Как защищать растения родного края. Урок по биологии "Весенние явления в жизни растений" (6 класс)

Явления в жизни растений наступают тогда, когда заканчивается долгая снежная зима. Этот период самый яркий и прекрасный в природе. Набухшие почки на деревьях и кустарниках превращаются в молодые листочки. Интересно, что деревья и кустарники некоторых видов цветут еще до того, как распустятся листья растений.
В зоне умеренного климата ранней весной (уже в начале апреля) цветут ольха и лещина. У них как тычиночные, так и пестичные цветки расположены в разных соцветиях, но на одном растении. Эти растения объединяют в группу однодомных. Перекрестное опыление осуществляется посредством ветра, когда листья на деревьях и кустарниках еще не распустились. Благодаря этому, препятствий для переноса пыльцы с тычиночных цветков на рыльца пестичных нет.

Ещё одно явление в жизни растений - это когда в конце апреля в средней полосе России в лесах цветут различные ивы. Они имеют красивые соцветия желтого цвета с сильным приятным запахом. Эти тычиночные соцветия находятся на одних растениях этого вида. А пестичные светло-зеленые цветки на других экземплярах этого же вида ивы. Эти растения относятся к двудомным, так как у них пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении. В этом случае опыление осуществляется с помощью насекомых. Целый день пчелы и шмели летают возле сережек ивы, накапливая сладкий нектар и в то же время опыляя пестичные цветки пыльцой с тычиночных. В это время пчелы делают первый сбор, поэтому пчеловоды ставят ульи из омшанника.
Среди травянистых растений раньше всех цветет мать-и-мачеха на берегах рек, на обрывах и отвесных склонах. Соцветия этого растения представляют собой корзинки подобные соцветиям одуванчика, но меньших размеров. Практически из-под снега вырастают стебли мать-и-мачехи с расположенными на них соцветиями. Также на стеблях заметны коричневые чешуйки – недоразвитые листья. Через некоторые время после созревания и рассеивания плодов ранние побеги мать-и-мачехи погибают, а их сменяют побеги с большими листьями, которые сверху имеют гладкую структуру, а снизу покрыты густыми белыми волосками.
Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха. В летний период в листьях растения образуются органические вещества. Их запасы хранятся в длинных и крупных корневищах. Благодаря этим отложениям, на следующий год в марте формируются цветочные побеги.
У большинства весенних растений цветки появляются до того, как распустятся листья на деревьях. Эти растения накапливают органические вещества в подземных частях – луковицах, корневищах, клубнях. Такие запасы необходимы для образования цветков, плодов и семян. К растениям, цветущим весной, относят ветреницу, медуницу, ландыш (это растения с корневищами), чистяк лютичный, хохлатка (образуют клубни), гусиный лук, тюльпан (луковичные растения).
Часто среди растений, цветущих ранней весной, встречаются экземпляры с коротким периодом жизни. К примеру, чистяк обыкновенный появляется в марте на влажной почве среди кустарников. Когда снег растает в апреле, у чистяка распускаются листья и цветки зеленого цвета. А уже в мае надземные органы растения вянут и погибают. Остаются живыми только подземные органы растения . Это клубеньки,представляющие собой преобразованную корневую систему с накопленными органическими веществами. Помимо этого, в почву попадают клубеньки, появившиеся в пазухах листьев на стебле. Такие клубеньки все лето находятся в «спящем» состоянии, а в осеннее время прорастают. Проросшие клубни зимой остаются под снежным покровом. А в следующем году весной опять надземные побеги быстро растут и появляются цветки и листья. Вот такие бывают явления в жизни наших прекрасных растений.

Тема урока: « Весенние явления в жизни растений родного края»

Тип урока: урок - обобщение

Развивать материалистические взгляды на природу,

Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

Познакомить учащихся с различными периодами весны.

Формировать бережное отношение к природе;

Способствовать к эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролики, учебник

Структура УРОКА

    Организационная часть - 2-3 мин.

    Мотивация учебной деятельности – 3 мин

    Обобщение материала – 30-35 мин

    Сообщение задания на дом - 3-4 мин.

    Завершение урока, рефлексия - 1-2 мин.

ХОД УРОКА

    Организационная часть

    Мотивация учебной деятельности

1.Беседа об изменениях, наблюдаемых в природе весной.

2.Характеристика травянистых растений весной:

Морфология растений;

Запасы питательных веществ: корневищные, клубнелуковичные, луковичные растения.

Способы опыления растений.

3.Характеристика древесных растений весной:

Сокодвижение,

Способы опыления растений.

4.Кустарничковые растения.

5.Кустарниковые растения.

6.Охрана раннецветущих растений (медуница, хохлатка. Ветреница дубравная, волчье лыко)

7.Подведение итогов экскурсии.

8.Задания по группам.

    Обобщение

В лесу и на лесной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам ее частица,

Она всегда щедра к тебе.

Все, что несешь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Ее защитником иди,

Чтоб только - пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

Р. Трефилова.

    Беседа об изменениях. наблюдаемых в природе весной.

Какие явления в природе можно наблюдать весной? (Сокодвижение, набухание и распускание листовых и цветочных почек, цветение раннецветущих растений, рост побегов).

Под влиянием каких причин наступают эти явления? (Повышение температуры воздуха, увеличение продолжительности светового дня, поглощение корнями воды с растворенными в ней минеральными солями, передвижение в растениях запасных веществ к растущим органам растений).

2.Жизнь травянистых раннецветущих растений весной.

Какие травянистые растения зацветают первыми весной? (Мать-и- мачеха, медуница, примулы).

Что является непременным условием раннего цветения растений? (Соцветия закладываются летом предыдущего года. Запас питательных веществ сосредоточивается в корневище).

Где встречается мать-и-мачеха? (Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на склонах, пригорках, на открытых освещенных и прогреваемых местах. Чуть только растает снег, появляются ее безлистные стебли с яркожелтыми соцветиями).

Как называется соцветие у этого растения? Каковы его признаки? (Корзинка- это компактное соцветие из мелких цветков).

Как опыляется мать- и- мачеха? По каким признакам вы это определили? (Насекомыми, но может происходить и самоопыление).

Почему так рано цветет это растение? (Для цветения необходимо обильное питание. Зеленых листьев у этого растения еще нет. Запасы питательных веществ находятся в корневищах. Об этом органе растения говорится в загадке: «В земле веревочка, а в ней кладовочка».

К каким органам растения относится корневище? (Видоизмененный побег).

Как это доказать? (В корневище находится запас питательных веществ. Он отложен прошлым летом. Благодаря этим запасам растут цветочные почки и образуются плоды. Затем у растения появляются крупные листья).

За что получило растение название «мать -и –мачеха»?

(Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха).

Чем полезно это растение? (Это лекарственное растение. Сборы листьев употребляются при заболеваниях дыхательных путей).

Какое значение имеет опушение стеблей и молодых листьев мать -и –мачехи? (Опушение предохраняет листья и стебли от замерзания и чрезмерного испарения. Между волосками образуется предохраняющий слой воздуха).

В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти растения. Но стоит показаться на небе дождевой туче, звездочки погаснут – закроются цветы. Так мать –и –мачеха предсказывает погоду.

Как называется это растение? Оно расцветает как только сойдет снег, а лепестки сначала бывают ярко - розовыми, потом становятся лиловыми, а после – синими. (Медуница. А растение так зовется потому, что в его цветках содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов. Ее постигла участь многих рано цветущих растений – она стала редким, нуждающимся в охране растением).

Раннецветущими растениями являются ветренница дубравная, примулы. Расцвела голубая перелеска, значит, через несколько дней расцветет и белая перелеска, ветреница дубравная, как ее чаще называют. Местами на светлых полянках она разрастается ковром: светлые резные листья и над ними белые цветочки с тонкими нежными лепестками. Высокий стебель ветреницы дубравной качается при малейшем дуновении ветра. Цветки закрываются на ночь и во время дождя.

Рано весной цветут хохлатки. Запас питательных веществ у них находится в подземном клубне. Они неприхотливы и морозостойки.

Как же получается, что хохлатка так стремительна в своем развитии? Ведь только что сошел снег. А она уже цветет! Как будто появившись ниоткуда. Из подземного своего клубенька! А сидит он в почве на некоторой глубине - округлый, желтоватый, размером с вишню. На клубеньке – почка. Еще зимой из нее образуется росток. Снаружи одет он полупрозрачным защитным чехлом. К началу весны росток уже почти достиг поверхности. Стоит ему выглянуть на солнечный свет, как чехол лопается и спадает. Первое время растение похоже на зародыш: стебелек согнут, листья свернуты в комок. Но вскоре хохлатка выпрямляется, разворачивает свои ажурные листочки. И уже готов цвести.

Почему все первоцветы спешат цвести? (Все эти растения светолюбивые и цветут до распускания листьев на деревьях и кустарниках, когда в лесу много света).

Раннецветущие травянистые растения имеют нектар, съедобную липкую пыльцу, а некоторые яркую окраску венчика.

3.Древесные растения весной.
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. У деревьев весной наблюдаются сокодвижение. Распускание почек, цветение.

Каким способом опыляются древесные растения? (Ольха, осина, береза, тополь –ветроопыляемые. Ива – насекомоопыляемое растение).

По берегам лесных малых рек, по ручьям и старым канавам растет зеленая ива. Кто не знает этого слабого легкого дерева? Растет ива и на огородах, в садах и у проезжих дорог. Люди знают много видов дикой ивы, по-разному их называют.

Ранней весною, когда еще не оделся зеленой листвою лес, цветет, отражаясь в весенней воде желтыми пуховками, нежная ива. Собирая золотистую пыльцу, вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчелы.

Это очень неприхотливое дерево. Её толстые узловатые серо-зелёные ветви совсем спрятались за лёгкими ярко-жёлтыми шариками. И вся она стала пушистой, воздушной, солнечной.
Цветёт ива - это праздник для насекомых. У нарядного куста шумно и весело, как на ёлке. Гудят шмели, суетятся мухи, деловитые пчёлы собирают пыльцу, порхают бабочки..

Почему ветроопыляемые растения цветут до появления листьев? Каковы признаки ветроопыляемых растений? (Цветки собраны в соцветия, соцветия повислые, много сухой пыльцы, цветение до появления листьев, что облегчает распространение ветром пыльцы).

4.Кустарничковые растения весной.

Растет брусника в тихой роще,

Смолистым воздухом дыша,

Ведет всю жизнь как можно проще

И оттого так хороша.

Н. Холодковский.

Брусника - растение, характерное для хвойного леса. Она сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Брусника появляется из-под снега зеленой, с листьями, которые сохраняются на растении два-три года, несколько раз перезимовывая под снегом. Весной брусника долго не может выйти из состояния зимнего оцепенения, почки начинают распускаться уже в самом конце весны.

5.Кустарниковые растения весной.

В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник волчье лыко. Цветы сидят прямо на стволе и на ветках, будто прикреплены к ним.
Как радуют глаз эти неприхотливые цветочки, как они хорошо пахнут, свежо и нежно, именно по-весеннему!
Сейчас на ветках волчьего лыка ещё нет листьев, они появятся позже, когда растение отцветёт. Листья у волчьего лыка продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину. Кустарник растет в густых лесах, зарослях, цветет в марте- апреле, ягоды созревают в июне - июле. Все части растения (свежего и высушенного) очень ядовиты, в особенности лыко (волокна древесины) и ягоды. Отравление может наступить при контакте с растением, особенно с его корой. Токсичный компонент волчьего лыка имеет острый, жгучий вкус и обладает сильным раздражающим действием. Сейчас это растение взято под охрану, как редко встречающихся.

6. Охрана раннецветущих растений.

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля...

Ю.Антонов.

Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям села об охране растений родного края?

Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

7. Подведение итогов экскурсии

При обобщении учитель делает упор на роль запасающих веществ, которые откладываются растениями-эфемероидами в корневищах, луковицах, клубнях. Энергетические запасы преимущественно составляют крахмал, дубильные вещества. Последние выполняют роль защитных веществ.

8.Работа по группам.

Запись при составлении отчета по экскурсии.

    Сообщение задания на дом Задание 1.

На определенной площади определить количество цветущих экземпляров травянистых растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и закрытом месте. Установить причины различий.

Задание 2.

Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, снег, ветер).

Задание 3.

Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной.

Ответить на вопрос: Каковы биологические особенности изученных растений

    Завершение урока, рефлексия

На уроке я узнал….

Меня удивило….

Мне было интересно….

На уроке мне не понравилось…

Я хотел бы узнать о……


Организация: ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ивушка»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Ровеньки

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы.

Лекарственные растения родного края. Калина.

Программное содержание занятия: углубить знания детей о калине, и ее целебных свойствах.

Познакомить дошкольников с традициями народа. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Развивать наблюдательность и желание познавать мир. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к родной природе. Развивать творческие способности и аккуратность во время выполнения работы - наклеивания материала (веточки калины) на альбомные листы бумаги.

Материал и оборудование к занятию: игрушка зайчика, веточка калины с ягодами, иллюстрации с изображением куста калины, калиновое варенье, чайная посуда, салфетки, гуашь, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости я пригласила зайчика, но его почему-то нет. По-видимому, с ним что-то случилось… Может он заболел? Нужно пойти к нему в гости, вдруг ему нужна помощь?

А где живет маленький зайчонок, как вы думаете?

(Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Давайте дорогой будем петь об этом песню.

Ох, ты маленький, зайчонок!

Где живешь ты? Где твой домик?

А мой домик за бугром,

Рядом с елкой и дубком.

(Дети отправляются на поиски зайчонка и находят его. Он заболел и лежит в кроватке.)

Воспитатель: Вот мы и добрались в гости к зайчику. А вот и наш зайчик-попрыгайчик. Дети, что нужно сделать, когда мы приходим в гости?

Дети : Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. Давайте поздороваемся с зайчонком. Здравствуй, Зайчик! Какой хороший день сегодня! Мы ждали тебя в гости! Почему ты не пришел? Что с тобой случилось?

Зайчик: Добрый день, друзья! Мне очень плохо. Вчера на прогулке я увидел снег. Он был такой белый и пушистый, словно сладкая вата. А сосульки такие красивые и прозрачные, словно леденцы. Мне очень захотелось их попробовать. Я попробовал снег и сосульки на вкус. А сегодня утром понял, что заболел. У меня очень болит голова, болит горло, я кашляю и чихаю.

(Зайчик чихает, закрывает лапкой нос.)

Воспитатель: (к детям) Дети, посмотрите, зайчик закрывает нос лапкой.

(к зайчику) Зайчик, есть ли у тебя носовой платок?

Зайчик: Нет.

Воспитатель: Это очень плохо, потому что когда чихаешь и кашляешь – нужно пользоваться носовым платочком. Это предмет, который нужен для личной гигиены. Он должен быть в кармане всегда. А еще его можно протянуть как помощь своему ближнему. У наших детей есть носовые платочки, и у каждого свой. Понял, зайчонок?

Зайчик: А что же мне делать?

Воспитатель: А мы тебе подарим платочек. Вот, держи (дарят носовой платочек зайчику). Теперь и у тебя есть свой носовой платочек.

(Зайчик берет платочек, благодарит, и продолжает чихать и кашлять.)

Воспитатель: Да, зайчонок, действительно ты простудился. Нужно тебя лечить.

Воспитатель: Ребята, с чего начнем лечение? Как вас лечат мамы, когда вы болеете, что они делают?

Ответы детей: Дают лекарства;

Вызывают доктора;

Меряют температуру;

Поят горячим чаем;

Ставят горчичники;

Делают компрессы.

Воспитатель: Хорошо! Сначала поставим градусник и измерим температуру, а пока зайчик будет лежать, заварим лечебный чай, и накроем стол. Дети, а давайте вспомним, как нужно сервировать стол?

(Дети накрывают стол скатертью, ставят чайный сервиз)

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как называются предметы, которые мы будем ставить на стол, чтобы напоить зайчонка чаем?

(Дети сервируют стол, уточняя названия предметов и чайной посуды.)

Чайная ложечка;

Салфетки;

Скатерть.

Воспитатель: Итак, стол готов. Давай, зайчонок, посмотрим, высокая ли у тебя температура? Температура в норме. Можно обойтись без врача.

Наступило время рассказать вам, дети, и тебе, зайчонок, кое-что интересное. Когда я была маленькой и часто болела, то мама лечила меня необычными лекарствами, которые дарит нам природа. Их очень много. Но сегодня я расскажу вам об одном из них - это ягоды калины. Вот ее я и взяла сегодня к зайчику, потому что догадалась, что он больной.

Вот посмотрите, как выглядит калина. Ее красивые кусты можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. Давайте вспомним, где мы могли уже видеть похожий куст калины?

Дети: В саду. Во дворе детского сада.

Воспитатель: Правильно. Куст калины растет во дворе нашего детского сада. Калина хорошо очищает воздух от пыли.

А я знаю загадку о ней. Вот послушайте:

Кто ж эти ягоды не знает?

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода?

Дети: Калина!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим внимательно куст калины. Смотрите, какой он яркий, пышный, красивый. Калина цветет весной. Она увенчана белыми соцветиями. А когда начинает падать первый снег, на кусте калины появляются красные ягоды. Как вы думаете, кто может питаться этими ягодами?

Дети: Ягодами зимой питаются птицы.

Воспитатель: Правильно.

Куст калины очень красив.

Какой куст калины? (пышный, красивый)

Какого цвета листочки? (зеленого)

Какие листья калины (широкие)

Посмотрите, как ягодки собрались в гроздь. На что они похожи? (на маленькие бусины, на гроздья рябины)

Люди очень ценят и любят калину не только за то, что она красивая, а еще и за то, что она обладает целебными свойствами и имеет особенный вкус. Попробуйте ягоды калины. Какие они на вкус?

А что вы нашли в середине ягоды?

На что похожее зернышко?

Давайте соберем зернышки калины на блюдце и подсушим их. Как вы думаете, для чего они нам могут пригодиться?

(Предположительные ответы детей: сделать аппликацию, украсить рамку картины и т.д)

Воспитатель: А еще из них можно сделать бусы для ваших мам.

В давние времена, каждая хозяйка готовила лекарства из калины на долгую зиму:

Сушили ее цвет, ягоды, листья;

Перетирали с медом и сахаром.

Калиновый чай - это первый помощник при простуде. Свежие ягоды употребляют при кашле. Калина - лекарственное растение, потому что содержит много витаминов.

Теперь вы знаете, что калина может вылечить любого от простуды. А давайте зайку будем лечить калиновым чаем. Заварим лечебный чай. Возьмите ягоды калины и положите в этот чайник. А я возьму другой чайник с горячей водой, и налью воду туда, куда вы положили ягоды. Накрою салфеткой - пусть настаивается.

А пока наш калиновый чай настаивается, давайте сделаем зайчонку подарок – нарисуем для него веточку калины.

(Дети дорисовывают ягоды калины на альбомных листах, используя нестандартную технику рисования).

Воспитатель: Посмотрите, какие пышные и красивые гроздья калины вы нарисовали. В народе говорят: «Как была молода – была бела, а как повзрослела – так и покраснела».

(Воспитатель предлагает детям выучить эту пословицу).

Воспитатель: Эти калиновые гроздья, которые так старались рисовать дети, мы подарим тебе, зайчонок. Будь здоровый всегда! (Дарят свои рисунки, зайчик благодарит каждого ребенка по имени.)

Воспитатель: А вот и наш лечебный калиновый чай готов. Садитесь все к столу.

(Дети рассаживаются за столом)

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, сколько вкусных сладостей можно приготовить из ягод калины? Из калины варят сок, кисель, готовят мармелад, варенье, пекут пироги с ягодами калины. (Берет варенье). Попробуйте калиновое варение. Оно очень вкусное и полезное. Какое варенье на вкус?

(Дети угощаются чаем и калиновым вареньем).

Зайчик : Благодарю вас, мои друзья, за помощь! Мне уже намного лучше. Голова не болит, горло тоже не болит. Мне так хорошо, что хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Зайчонок, мы охотно с тобой поиграем. Наши дети очень любят игру «Заинька серый умывается».

Ход игры.

Дети становятся в круг, у одного ребенка – зайчик. Он «зайчик» и становится в середину круга. Дети, которые стоят в кругу, вместе с воспитателем проговаривают:

Зайчик серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

«Зайчик» имитирует движения в соответствии с текстом (моет и вытирает нос, уши, хвост). Потом прыгает на обеих ногах – идет в гости к кому-либо из детей, и тот становится «зайчиком», берет игрушку и игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо играли с зайчиком. Давайте весело попрыгаем с ним?

Воспитатель: Ну что, зайчик-попрыгайчик, вижу я, что тебе уже намного лучше. И запомни, что кушать снег и сосульки нельзя, а то можно заболеть. Надевай теплую шубку. А если вдруг заболеешь, то теперь знаешь чем нужно лечиться.

А вы, ребята, запомнили, чем нужно лечить простуду?

Дети: Да! Калиновым чаем, вареньем.

Воспитатель: Как быстро пролетело время. Нам очень понравилось у тебя, зайчонок, но ребятам нужно возвращаться в детский сад. А ты ложись в теплую кровать и отдыхай. А когда будешь здоровым, приходи к нам в гости, мы тебя будем очень ждать. До свидания!

(Дети прощаются с зайчиком и уходят).

Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности

для детей средней группы. Лепка.

Тема : Гроздья калины.

Программное содержание занятия : Закреплять умение детей передавать форму предметов круглой формы и разной величины. Учить предавать в лепке впечатления от окружающего (поспели ягоды калины). Развивать воображение. Воспитывать правильное отношение к результатам.

Материалы и оборудование к занятию : Веточки с гроздьями калины для рассматривания, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому мы вчера помогали лечиться?

Дети: Зайчику!

Воспитатель: А как мы это делали? Чем мы помогали ему лечиться? Лекарствами?

Дети: Нет! Мы лечили его калиновым чаем!

Воспитатель: А кто помнит, где растет калина?

Дети: Ее можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. А еще она растет во дворе нашего детского сада.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня принесла вам веточку калины. Давайте рассмотрим ее. Какие у нее ягоды в гроздьях?

Дети: Маленькие, красные, округлой формы.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На маленькие бусины.

Воспитатель: А на ягоды какого дерева они похожи?

Дети: На ягоды рябины.

Воспитатель:

Красавица лесная у оврага:

Кустом густа, широкий лист

И гроздья ягод-бус, как будто

Красный дождь пучком повис.

Калину молодую из леса принесу

И дома у окошка с любовью посажу,

Пусть зимой калина бусами краснеет,

А пурга зимою злится и седеет.

Воспитатель: Давайте сейчас устроим конкурс на лучшую работу. Сегодня мы будем лепить гроздья калины. Поделимся на две команды. А чья команда победит – ту работу и отправим в посылке нашему другу Зайчику.

Рассмотрите еще раз внимательно гроздья калины. Какие они?

(Ответы детей)

Какими приемами вы будете пользоваться, выполняя работу?

(Ответы детей)

Приступайте к работе. Работать будем энергично, не отвлекаясь.

(Дети приступают к работе)

Воспитатель: А теперь давайте разместим на стенде ваши работы и рассмотрим, как справилась с заданием первая команда и вторая.

(Обсуждение проводится живо и эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики, подчеркнуть выразительность. Например: пышные гроздья калины, сочные ягоды и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Обе команды справились с заданием. Даже не знаю, чья работа лучше. Давайте отправим в посылке нашему другу Зайчику гроздья калины, которые старательно лепили обе команды.

Список используемой литературы:

  1. Э.С. Вильчковский. Подвижные игры в детском саду. – К.: Рад. шк., 1989. – 176 с. - На укр. яз.;
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.;
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., и.л.;
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 198 – 223 с., ил.
  5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-001634-8.

Урок «Растения родного края»

Цели:

    обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

    повторение отличительных признаков разных групп растений;

    расширение знаний о растениях Кемеровской области;

    формирование представления о ценности для человека мира растений;

    воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

    развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся, развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
    Оборудование:

    компьютер;

    презентация к уроку «Растения родного края»;

    Растения Кемеровской области.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.

Что это? (Растение).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях.) - Итак, тема нашего урока: "Растения родного края”. Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Кемеровской области, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения.

III. Обобщение о растениях. 1) Группы растений. - Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения? - Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения.

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2) Деревья. - Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.

В лесостепной зоне Кемеровской области растут леса, состоящие из березы, осины, и других деревьев.

Это лиственные деревья, форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашей области. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна).

Какие это деревья?

Хвойные деревья, форма листа – иглы.

Каких еще представителей хвойных растений вы знаете? (Пихта, лиственница, кедр.).

Верно. Только растут они в таежных лесах. - Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

    Дуб – 54кг в год.

    Клен – 33кг в год.

    Сосна – 35кг в год.

    Ель – 32кг в год.

3) Игра "Отгадай деревья”. -А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива.)

Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.)

Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.)

Какое из этих деревьев часто называют символом России?

Березу.

Почему? (Ответы детей.)

4) Кустарники.

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?

Сирень – это кустарник.

Охарактеризуйте кустарник.

Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники. (Шиповник, бузина, сирень…)

5) Травянистые растения.

К какой группе растений можно отнести ромашку? (Ромашка относится к травянистым растениям.) Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?.

Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров.

Назовите травянистые растения. (Ответы детей.)

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей, полынь, тимофеевку, ковыль.

6) Растение – земли украшение.

Говорят: "Растение – земли украшение”. Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.

7) Игра "Отгадай цветы”. - Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом. Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Кемеровской области.

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде. «Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек.

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Кемеровской области есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомьтесь с некоторыми растениями из Красной книги нашей области.

Кувшинка чисто белая.

Адоникс Весенний.

А знаете ли вы, что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.

VII. Итог урока.

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами… «Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».



Тема исследования: Лекарственные растения родного края Объектная область: Медицина Объект исследования: Лекарственные растения, растущие в Калининградской области. Предмет исследования: Значение лекарственных растений для здорового образа жизни. Проблема В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной, поэтому на помощь могут прийти лекарственные растения. Знаний в этой области было недостаточно, и мы решили пополнить их, исследуя лекарственные растения нашего края.


Актуальность и новизна Данная тема сейчас очень актуальна, так как болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Гипотеза Если изучить разные виды лекарственных растений, научиться их правильно заготавливать и применять, то можно предупредить и излечить много болезней и прекрасно выглядеть без применения химических таблеток.


Цель работы: Сбор необходимой информации о пользе лекарственных растений в лечении разных заболеваний. Задачи: 1) Развитие умения работать с дополнительной литературой. 2) Знакомство с историей лекарственных растений, с правильной их заготовкой. 3) Определение роли лекарственных растений нашей местности в здоровом образе жизни. 4) Поднятие интереса к здоровому образу жизни. Методы исследования Изучение и использование энциклопедий, научно- публицистических изданий, словарей, метод сравнения, сопоставления. Практическая значимость: каждый школьник может открыть работу и найти нужное лекарственное растение от разных болезней и как им лечиться в домашних условиях.








На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.




Правила сбора лекарственных растений. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.






Чёрная бузина Малин а В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим средством при гриппе, бронхитах, ларингитах, отхаркивающем при кашле. В народной медицине отвар, приготовленный из цветков и плодов черной бузины, применяют как жаропонижающее, потогонное, мочегонное средство




Крапива В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она применяется при различных кровотечениях, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно - при ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления волос.



Заключение В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной. Но почему мы забываем, что у нас за спиной тысячелетний опыт наших предков, которые веками складывали в копилку народной медицины рецепты лечения различных недугов. Болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Поэтому мы и изучали лекарственные растения нашей местности, их действие и применение.


Литература. Д.Ткач «Домашний доктор» В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины» А.Ф.Гаммерман «Растения- целители».Москва, 1986 г. «Лекарственные растения и их применение».Владивосток. МП «Экслибрис», 1992 г. Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «АВF». Москва. В.И.Даль «Толковый словарь»