Конспект занятия в доу опытно исследовательская деятельность. Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности свойства веществ. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

Задачи:

Развивать у детей старшей группы креативное мышление, речевую, творческую активность, интеллектуальные, артистические способности;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, доброжелательность.

Оборудование и материал: яйца куриные варёные, сырые, омлет, глазунья, яйца-инкубаторы перепелиные, заготовки сказочных героев из бумаги, яичная скорлупа, стаканы с солёной и пресной водой, скотч, книга, схема-модель куриного яйца для демонстрации, схемы экспериментов для записей на каждого ребёнка.

Предварительная работа: свободная экспериментальная деятельность детей, отгадывание загадок, изготовление поделок из яиц, драматизация сказки «Курочка Ряба».

Методы и приёмы: словесные (вопросы, рассказ воспитателя, диалог), наглядные, практические (игра, экспериментирование, конструирование).

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся в круг, воспитатель предлагает каждому ребёнку представить себя: дать себе определение по первой букве имени. Воспитатель начинает: «Ирина - интересная…» и т.д.

Игра «Что умеют мои руки».

Дети (поочерёдно). «Мои руки умеют…».

В уголке экспериментирования подготовленный ребёнок «пишет» что-то в блокноте.

В. (обращается к ребёнку). Скажи, пожалуйста, чем ты так увлечён?

Ребёнок. Сочиняю сказку.

В. Можно поинтересоваться, какую?

Ребёнок . Сказку про курочку Рябу.

В. Но мы эту сказку знаем ещё с яслей. Правда, ребята? А недавно инсценировали её для младших групп.

Ребёнок. Я сочиняю продолжение этой сказки.

В. Вспомните, ребята, чем закончилась сказка? (Курочка сказала, что снесёт целый короб не золотых, а простых яиц.)

Ребёнок. Ну, вот я и думаю, что случится с этими яйцами потом?

В. Это очень интересная мысль. Ребята, вы хотите сегодня узнать о яйцах что-то новое и интересное? А начать я предлагаю с загадок:

  • В какой праздник красят яйца?
  • Явился в жёлтой шубке, прощайте две скорлупки!
  • Почему курица откладывает яйца?

Молодцы! Вспомните, пожалуйста, кто выводится из яйца? (Выслушать предположения каждого ребёнка.)

Теперь я предлагаю пройти в наш инкубатор и посмотреть, кто же проклюнулся у нас?

Дети проходят в инкубатор и рассматривают яйца.

В. Ребята, как вы думаете, где ещё можно увидеть яйца? (версии детей.)

Мы имеем сегодня уникальную возможность побывать в «мини-маркете» и в «столовой».

Скажите, пожалуйста, яйца каких птиц можно купить в магазине? (куриные, перепелиные.) Как вы думаете, почему в магазине не продают голубиные или воробьиные яйца? (предположения детей.)

Педагог приглашает детей пройти в «столовую», где на тарелках лежат два яйца, приготовлены омлет и глазунья.

В. Кукла Маша заказала для себя варёное яйцо. Какую тарелку мы оставим на столе? (Дети исключают глазунью, омлет.) Но на тарелке два яйца, как нам определить, какое из них варёное?

Педагог предлагает одному из детей провести эксперимент.

В. Молодцы, справились с заданием. Кукла Маша вам очень признательна. А хотите ещё поучаствовать в эксперименте? Тогда проходите, пожалуйста, в нашу научную лабораторию, присаживайтесь.

Опыт 1.

На столе перед каждым ребёнком стоят два стакана (один с пресной водой, другой - с солёной). Воспитатель предлагает опустить в каждый стакан по одному яйцу.

В. Что произошло с яйцами? (одно всплыло, другое утонуло.)

Подводит детей к выводу: солёная вода обладает большей плотностью, чем пресная, и поэтому с большей силой выталкивает предметы.

Дети наблюдают, что яйцо покрылось пузырьками, и делают вывод о том, что внутри него есть воздух.

Опыт 2.

Педагог предлагает рассмотреть скорлупу яйца, обследовать её, потрогать на ощупь.

В. Какая скорлупа на ощупь? Почему она хрупкая? (подводит к выводу о том, что повреждены частички, из которых она состоит.)

Я предлагаю вам закрепить края скорлупы с помощью скотча и посмотреть, что получится.

Дети ставят на укреплённую скорлупу различные тяжёлые предметы, но скорлупа не трескается.

Вывод: частички яйца опять стали крепко держаться друг за дружку, и яйцо вновь приобрело свою прочность.

В. Как вы думаете, почему скорлупа яйца должна быть прочной? (Предположения детей.)

Ребята, три дня назад я поместила варёное яйцо в уксус.

Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Воспитатель достаёт яйцо, бросает его, яйцо отскакивает от пола.

В. У нас получился необыкновенный мячик! Какой из этого эксперимента можно сделать вывод?

Вывод: в уксусе скорлупа растворяется.

Воспитатель обращает внимание на схему-модель яйца и рассказывает, что яйцо состоит из скорлупы, белка, желтка и канатиков.

  • Скорлупа защищает внутреннее содержание яйца от высыхания, проникновения микробов, раздавливания. В ней имеются очень мелкие отверстия - поры. Через них внутрь яйца поступает кислород, который необходим для развития зародыша.
  • Под скорлупой находятся два слоя подскорлуповой оболочки. В тупом конце яйца один слой этой оболочки отходит от другого, и образуется воздушная камера.
  • Под скорлупой с её оболочками находятся белок и желток. Белок защищает желток от резких толчков и повреждений. В нём содержится запас воды и питательных веществ, без которых невозможно развитие зародыша.
  • Желток отделён от белка тонкой оболочкой, на его поверхности хорошо заметно небольшое беловатое пятнышко - это зародыш цыплёнка, а желток - запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша.
  • От оболочки желтка отходят канатики, поэтому во время высиживания яйца зародыш находится близко к источнику тепла - телу птицы.

В. Интересное строение у яйца? Скажите, пожалуйста, ребята, что вы сегодня узнали благодаря яйцу? Теперь я попрошу вас всё это записать в свои карточки.

Дети делают соответствующие записи, один ребёнок или несколько детей «зачитывают» их.

В. Разрешите пригласить вас в мастерскую, где мы изготовим персонажей сказок. Заготовки из бумаги у нас уже есть, теперь всё это я предлагаю закрепить на яйце.

Дети конструируют сказочных персонажей, используя пустые яйца.

Итог занятия:

В. Ребята, вы не будете против, если на вопрос о том, что вам сегодня понравилось на занятии, я попрошу ответить ваших персонажей?

Каждый ребёнок, используя свой сказочный персонаж, вступает в диалог с другим персонажем и делится с ним впечатлениями о занятии.

В. Большое всем спасибо за то, что внимательно слушали друг друга и меня. Вы много чего сделали своими руками. Теперь, я думаю, каждый из вас закончит самостоятельно свою сказку о курочке Рябе.

Конспект занятия по по исследовательской деятельности подготовила И. Дмитириева

Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе "Проделки Кощея"

Цель:
Систематизация знаний о магните на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
- Сформировать знания о магните.
- Формировать у детей интерес и представление о свойствах магнита, умение приобретать знания с помощью проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, расскажем о себе.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
1 слайд:
Звучит грустная музыка. (Заходит Иван- царевич).
-Посмотрите, кто – то к нам идет. Да это же Иван-царевич.
-Здравствуйте, ребята!
-Что случилось? Чем ты так расстроен?
-Кощей украл мой меч и прислал мне очень странное письмо.
-Ребята, давайте послушаем послание Кощея Бессмертного:
Меч твой на куски я разрубил,
Колдовские чары наложил.
Меч свой найдешь
Если все задания пройдешь.
-Вот и решил обратиться к вам, ребята, за помощью. Помогите, пожалуйста, вернуть меч, расколдовать чары колдовские.
-Ребята, поможем?
-Конечно, мы тебе поможем.
-Давайте посмотрим на задание.
2 слайд:
1 задание. В миске лежат различные предметы. Нам надо поднять железные предметы без рук.
-Чтобы выполнить это задание, какой предмет нам нужен?
-Магнит.
-Магнит! А что это такое?

Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы
- Да, так интересно, а откуда он появился?
-Послушай Иван-царевич, об этом тебе расскажет Миша.
В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни. Он пошел по этим камням и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой - камни сухие и к рукам не липнут.
Пошел опять - опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой - не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом - не прилипает; тронул железом - прилипло так, что отрывать надо.
Магнис рассмотрел камень,- видит, что похож на железо, и принес куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.
-Вот спасибо тебе за интересную легенду. Первый раз о таком камне я слышу. В моем царстве-государстве нет таких камней. Очень хочу, чтобы ваш магнит мне помог.
-Ну, что ж, ребята, перейдем к заданиям Кощея. Чтобы выполнить его задания нам надо пройти в лабораторию. А кто работает в лаборатории? (Ученые, лаборанты, исследователи)
- А как надо работать в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
-Приглашаем тебя, Иван царевич, в лабораторию. Ребята, а нам надо одеть халаты.(Дети одевают халаты).
- А теперь посмотрите еще раз на задание Кощея. Что нам надо сделать?
-Как выполним это задание?
-Проведем магнитом над предметами.
-Выполняем. Что произошло?


-С помощью магнитного поля магнит притягивает железные предметы.
3 слайд:
-Ой, какие вы, ребята, молодцы! Посмотрите ваш магический камень в самом деле мне помог.
-Выполнили 1 задание, и появилась одна часть меча.
4 слайд:
2 задание. Кощей спрятал в крупе железные предметы. Надо найти их без рук.
-Что нам опять поможет?
-Магнит.
-Как мы выполним это задание?
-Проведем магнитом над крупой.
-Выполняем. Что произошло?
-Железные предметы притянулись к магниту.
-Почему железные предметы притянулись к магниту?
-Магнитные силы проходят через крупу.
5 слайд:
-Выполнили и это задание Кощея и добыли еще одну часть меча.
-Посмотрите, посмотрите! И еще одну часть меча нашли. Как вы меня обрадовали, но вижу, что вы немножко уже устали. Приглашаю вас встать в круг. Немного поиграем и отдохнем.
Физминутка:

Если спорится работа, хлопай так.
Если спорится работа, хлопай так.

Если спорится работа, щелкай так.
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа, щелкай так.

Если спорится работа, топай так.
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа, топай так.

Если спорится работа говори: хорошо!
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа говори: хорошо!
-Давай те пройдем в лабораторию и продолжим.
6 слайд:
3 задание от Кощея . На дне стаканчика с водой лежит скрепка. Надо достать ее не намочив рук.
-Как мы выполним это задание? Что будем делать?
-Магнитом проведем вдоль стаканчика и поднимем скрепку над водой.
-Почему мы смогли поднять?
-Магнитные силы проходят и через стекло, и через воду.
7 слайд:
-Выполнив задание Кощея, мы добыли еще одну часть меча.
8 слайд:
4 задание . Кощей заколдовал бабочку. Только мы с вами можем расколдовать ее.
-На столе у каждого картонное поле с цветами и бабочка на магните. Надо помочь бабочке перелететь с одного цветка на другой цветок. Как сделать это без рук? Пробуйте.
-Как выполнили это задание?
-Поднесли под картон магнит и двигали по направлению к цветку.
-Мы смогли выполнить задание? Что можно сказать про магнитную силу?
-Магнитная сила проходит и через картон.
9 слайд:
-Выполнили задание и добыли еще одну часть меча.
10 слайд:
5 задание. Из гвоздя сделать магнит. Как мы это сделаем?
-Натираем гвоздь магнитом.
-Попробуйте поднять скрепку.
-Что произошло? Гвоздь поднял скрепку.
-Почему? Что мы с вами создали?
-Магнитное поле можно создать искусственно.
11 слайд:
-Выполнили и это задание и добыли последнюю часть меча.
-Да, части меча то вы нашли, но соединить то не смогли.
- Не переживай Иван-царевич. Давайте вспомним, какой предмет помог справиться с колдовством?
-Магнит.
-Что мы о нем узнали?
-Магнит притягивает железные предметы.
Магнитные силы проходят через картон, крупу, стекло и воду.
Магнитное поле можно создать искусственно.
12 слайд:
-Вот и расколдовали мы с вами меч.
-Спасибо, ребята, за помощь. Очень много полезного и интересного я от вас узнал. Без меча мне жить тяжело, какой же я тогда буду царевич. И хочу вас поблагодарить за помощь. Есть у меня сундук с золотом. Дарю его вам.
-Удачи тебе, Иван царевич!

Презентация на тему: Проделки Кощея

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

«лаборатория воды»

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

    Образовательные задачи:

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.

    помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

    развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

    Способствовать развитию любознательности;

    Развивать внимание детей;

    Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

    Продолжать воспитывать культуру поведения;

    Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

    Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Сюрпризный момент,

Первая часть: (информационно-познавательная)

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

Где работают ученые? (в научной лаборатории)

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте )

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

(звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Отдохнули, ребята?

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

В: Чтовы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Спасибо вам ребята.

Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.

Конспект ООД в области познавательного развития

(опытно-экспериментальная деятельность)

«Свет мой, зеркальце»

(старшая группа)

Составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» р.п. Мордово Коростелева Т.И.

Программные задачи:

    Расширить представления детей об окружающем мире;

    Познакомить с историей появления зеркала;

    Закрепить знания о необходимости этого предмета;

    Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами;

    Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;

    Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, делать соответствующие выводы;

    Активизировать речь детей, расширять словарный запас;

    Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:

    Шкатулка;

    Зеркала различной формы;

    Семена плодовых деревьев и овощей, крупы, бобы;

    Металлические предметы;

    Ноутбук со слайдами.

На каждого ребенка:

    Прозрачные ванночки с водой на каждого ребенка;

    Листы белого, желтого, зеленого и черного картона;

    Металлические пластины;

    Шерстяные тряпочки;

    Стекла;

    Пластилин;

    Салфетки.

Ход занятия

( «Минутка вхождения» в НОД)

Дружно за руки возьмемся,

Все друг другу улыбнемся,

1, 2, 3, 4, 5 – пора занятие начинать!

Т-с-с, к нам идет тишина,

В историю вещей зовет нас она.

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этой шкатулке. Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку

Не смотря в окошко, был один Антошка.

Посмотрел в окошко, там второй Антошка.

Что это за окошко, куда смотрел Антошка?)

Правильно, ребята, это зеркало. (Достаю из шкатулки и показываю) Кто мне ответит, какие бывают зеркала? Для чего нужно зеркало? (Ответы детей) Что будет, если исчезнут зеркала? (Размышления детей) Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? Тогда где же люди могли увидеть свое отражение? (Ответы детей) Откуда вы это знаете? (Ответы детей)

Действительно, давным-давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там свое отражение. Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста, к столам. (Дети подходят к столам, где на белом картоне стоят ванночки с водой, рядом лежат листы цветного картона) Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите свое отражение? Как вы думаете, почему? Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (Ответы детей) Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? (Предложения детей) Проверьте свои предположения.

Опыт №1 «Найди свое отражение»

Опытным путем приходим к выводу: чтобы увидеть свое отражение, дно должно быть темным.

Такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (Высказывания детей) Подуйте на воду, что происходит с отражением? (Выводы детей) Действительно, такое зеркало не очень удобно: с собой его не возьмешь, и безветренная погода бывает не всегда.

Поэтому человек продолжил свои поиски. Он научился добывать руду и делать металлические предметы. Однажды человек заметил, что если хорошо отполировать металл, то в нем можно увидеть отражение. Что значит «отполировать»? (Ответы детей) Давайте проверим, действительно ли это так. Игра «Возьми и объясни». (Каждый ребенок подходит к столу, выбирает металлический предмет и объясняет полированный он или нет.) Подходим к выводу: для получения более четкого отражения помимо темной основы, необходима гладкая, полированная поверхность.

Ребята, как вы думаете, легко ли было делать такие зеркала? (Ответ детей) Давайте с вами вот из этих металлических пластин попробуем сделать зеркало. Опыт №2 «Полируем металл»

Дети шерстяными тряпочками пытаются отполировать металлическую пластину, чтобы увидеть свое отражение и приходят к выводу, что это сделать очень трудно.

Устали, мои изобретатели? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Зеркало»: Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья.

1, 2, 3 – мое движенье повтори!

Вот видите, ребята, какая это трудоемкая работа – сделать зеркало из металла, поэтому металлические зеркала были очень дорогими и иметь их могли только очень богатые люди. (Слайды вельможей с зеркалами на золотых цепочках у пояса, на шее, у дам на веере)

Прошло время, и человек научился производить очень гладкий, прозрачный, но хрупкий материал. Кто догадался, о чем идет речь? (Ответы детей) Как необходимо обращаться со стеклом? (Ответы детей) Аккуратно возьмите стекло, посмотрите на свет, вы видите там свое отражение? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Как же люди использовали стекло для изготовления зеркал? (Предположения детей) Давайте проверим ваши предположения.

Опыт №3 «Изготовление зеркала»

Дети из стекла, черного картона и пластилина делают простые зеркальца, украшая рамку природным материалом (косточками плодовых деревьев, семенами овощей, крупами и бобами)

У каждого из вас получилось замечательное зеркальце. Настоящие зеркала изготавливают, соблюдая те же условия. Какие, назовите мне (Ответы детей). Только в настоящем зеркале отражение дает тонкий слой серебра, нанесенный на одну из сторон стекла, а чтобы его не поцарапать, зеркало помещают в специальную рамку или футляр, посмотрите (Рассматриваем разные зеркала, в том числе и те, которые находятся в группе, раздевалке, обращая внимание на их обратную сторону).

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.)

Тема: Вода и подсолнечное масло.

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становления сознания;
  • развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • продолжать учить читать схемы;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации растений;
  • круги Эйлера;
  • схема свойств воды;
  • две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал:

  • рабочие карточки для исследования;
  • фишки красного и зеленого цвета;
  • одноразовые стаканчики;
  • ложечки;
  • соль;
  • кисточки;
  • набор картинок подсолнуха и капельки воды;
  • клей;
  • салфетки;
  • дощечки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде.
  2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
  5. Экскурсия на кухню.

Ход НОД

1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.

— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?

2. Мотивация

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что- то важное.

(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)

— Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы?

3. Беседа

Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

4. Дидактическая игра «Назови растение»

Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец.)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5. Исследовательская деятельность

— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию.

6. Практическая деятельность

Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

  1. Дети нюхают воду.
  2. Пробуют на вкус.
  3. Кладут сахар и размешивают.
  4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

  1. Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
  2. Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
  3. Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
  4. Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
  5. Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
  6. Растворитель? (Да – зеленый кружок)
  7. Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7. Физминутка

Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой

  • определить прозрачность;
  • имеет ли вещество цвет;
  • есть ли запах;
  • растворяет ли сахар в нашем случае;
  • остается ли след на руках.

9. Вывод

— Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10. Работа с кругами Эйлера

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

(посмотреть по листу)

11. Работа с микроскопом

— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Итог занятия

— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.