Кто такой вампир, чем питается, откуда появился и как охотится. Вампиры. Происхождение и суеверия

Сегодняшнее наше исследование будет посвящено вампирам, их истории, происхождению и суевериям, связанным с этими таинственными и могущественными существами. Они давно уже являются одними из самых популярных существ в фэнтези, хорроре, о них снято огромное количество фильмов самого разного качества и написано множество литературных произведений. Эти фантастические существа по праву занимают одно из первых мест по популярности в различных фэнтезийных произведениях.

Происхождение, места обитания

Люди всегда боялись смерти и мертвых, а также того, что мертвые вернутся к жизни, принесут несчастье. Чаще всего вампиров относят к нежити. Однако со временем представления о них в искусстве, к примеру, развивались. И вампиры стали смещаться из мистических романов в научно-фантастические, где они появлялись в результате какой-либо болезни, до неузнаваемости меняющей внешность, либо из-за мутации. Объяснений, как появляются вампиры, в искусстве множество. В биологии же о вампиризме говорят применительно к особому виду летучих мышей, омеле, пиявкам.

На самом деле вампирами можно было бы называть любых фантастических существ, пьющих кровь или питающихся человеческим мясом, энергией (вначале так и было), однако сейчас о них принято говорить в более узком смысле, слово стало использоваться в конкретном контексте. Считается, что слово «вампир» сербского или венгерского происхождения, но среди славян, обитавших на Балканоборачиваться в волков, отделение вампиров от оборотней произошло позже, изначально это был один вид. В русский язык слово вампир, согласно такому авторитетному источнику, как этимологический словарь Фасмера, пришло либо из французского (vampire) , либо из немецкого языка (Vampir) . Слово «вурдалак», кстати, было придумано и введено в употребление А.С. Пушкиным, а вовсе не пришло к нам из фольклора. Впервые, по всей видимости, одно использовано в стихотворении Вурдалак из цилка Песни западных славян .

На Руси этих существ называли упырями, слово «вампир» пришло позже, оно похоже по звучанию, а в некоторых родственных языках и по написанию и, быть может, поэтому прижилось. Упырями изначально называли злых духов, враждебных людям, как правило, духов мертвецов из враждебных племен, чужеродных групп. Постепенно представления менялись, и когда людей стали хоронить в земле, а не кремировать, как это делали в античности, упыри обрели плоть, трансформировались в восставших мертвецов. Этимологически первым, скорее всего, можно назвать именно слово «упырь». А уже от него образовалось слово вампир и пришло к нам в такой измененной форме. А вот слово «носферату» румынского происхождения.

Однако вампир и упырь изначально отличались, это два разных вида нежити, а не синонимичные понятия. Упырь больше соответствуют народному представлению, а представления о вампирах сформировались уже как художественный образ. Упыря славяне видели уродливым, с проваленным носом и красным лицом, а вампир щеголял аристократическими манерами, был красавчиком, умел нравиться людям, приспосабливаться к человеческому обществу. Вампир, к которому мы привыкли, на самом деле продукт литературного творчества, он сильно отличается от того существа, которым его считали в древности. Черты этого вида нежити в разных культурах различались, однако были и общие свойства. Об упыре как об отдельном виде вампиров мы поговорим более подробно в наших статьях, специально посвященных этим вопросам.

Балканы, Карпаты, Западная Украина считаются родиной вампиров. Особой дурной славой обладает Трансильвания, которую называют в художественных произведениях родиной Влада Дракулы. Она всегда считалась таинственным и мрачным местом. Образ живого мертвеца появлялся чаще всего в легендах Восточной Европы, обходя стороной Центральную ее часть, поскольку католичество в те времена относилось более строго к местным суевериям и не допускало возможности возвращения человека к жизни, делая исключение только для некоторых святых. На Балканах же к живым мертвецам относились терпимее и традиция была очень сильной.

Влад Цепеш (Цепеш в переводе означало Колосожатель или Пронзитель, это прозвище, а не фамилия) считается одним из первых (если не самым древним и самым главным) вампиром на Земле, прародителем всех остальных. В фильмах его обычно изображают как кровожадного монстра и мало внимания уделяют его политической деятельности, исторической роли. Ведь на самом деле он был строгим, но твердым и хорошим правителем, защищавшим Валахию от нападений турок, искоренявшим коррупцию и боровшийся с превосходством аристократии над простыми людьми. Он постоянно враждовал с боярами, которые были недовольны его деятельности и прислуживали врагам. Старнно, но хотя народ Валахии всегда боялся Дракулу, его там уважали. Да, он был жестоким и вел себя очень странно, однако его жестокость распространялась по большей части на внешних врагов или же предателей и преступников. Влад Цепеш был талантливым полководцем и сам участвовал в сражениях. По одной из версий, он пал в одной из ожесточенных битв с турками.

Известно, что Влад всегда вел себя непредсказуемо и пугающе. По легендам, он устраивал пиры на полях с трупами поверженных врагов, посаженными на колья. Он был крайне неуравновешен и скорее всего имел определенные психические отклонения. Возможно, на него сильно повлияло нахождение в плену в Османской Империи- он был отдан туркам в качестве заложника еще ребенком и прожил у них четыре года. О Дракуле-вампире всем нам в основном известно благодаря книге ирландского писателя Брэма Стокера, который угадал в событиях жизни князя благодатную почву для мистического романа. Писатель создал традиционный для искусства образ вампира.

Однако на Руси о Владе Колосожателе знали задолго до этого, еще в XV веке, благодаря распространившейся книге «Сказание о Дракуле воеводе» Федора Курицына, русского посла в Венгрии, где, конечно, очень много вымысла. Те сведения, которые в ней имеются, собраны из различных фантастических преданий о господаре Валахии. Скорее всего, все эти пугающие истории специально распространялись венгерскими авторами по приказу правителей для дискредитации Влада, т.к. поводов сомневаться в анонимных источниках, которыми пользовался Курицын, много. Однако это сочинение довольно интересно и показательно в плане изучения народных легенд. Дракуле приписывается особая мудрость и хитрость, а также своеобразный черный юмор и крайняя жестокость. Так, турецким послам, которые отказались снимать шапки перед ним, по его приказу прибили их к голове гвоздями. Графу Владу Цепешу как очень интересной исторической фигуре и персонажу многих произведений нужно уделить много времени, возможно, мы подробнее поговорим о нем позднее.

Есть и некоторые другие версии происхождения вампиров. Так, прародителем вампиров некоторые называют Каина, убившего своего брата и проклятого богом, вынужденного прятаться в тени и пить человеческую кровь, другие говорят о Лилит, первой жене Адама, по версии некоторых апокрифов. Ее обычно изображают как высокую женщину с черными распущенными волосам. Лилит считали духом ночи, злым демоном, ведьмой.

Однако если обратиться к науке, то некоторые ученые пришли к выводу, что следы вампиров уходят куда дальше Средневековья. Археологи находили останки людей, захороненных в неестественных позах и прижатых к земле огромными каменными валунами. И эти могилы относились к бронзовому веку. Выходит, в вампиров верили уже тогда. А представления о живых мертвецах, пьющих кровь, существовали и у населения Древнего Египта.

Внешние черты и характерные особенности

Внешне вампиры отличаются от живых. У них мертвенно-бледная кожа, красноватые глаза и неестественно алые губы. Помимо этого, вампиров обычно еще представляют чертовски сексуальными, привлекательными для противоположного пола. Вампиры всегда умели очаровывать своим обаянием, вызывать скрытые желания. Вера в вампиров очень тесно переплетается с их привлекательностью, ведь эти существа часто нападают на спящих в своих постелях людей, обычно противоположного пола. Первыми жертвами чаще всего становились их возлюбленные или супруги. Кроме того, простые люди верили, что вампиры могут возвращаться к людям, жить среди них и даже заводить детей.

Особая разновидность вампиров - инкубы и суккубы напрямую связаны с соблазнением, сексом. А ламии, женщины со змеиным хвостом, к примеру, прежде чем выпить из человека кровь, доводили его до изнеможения сексуальными утехами, вытягивали из него жизненную силу. Ламиями, по представлениям древних греков, становились девушки, умершие, так и не познав любви, не выйдя замуж.

Вампиры, как считается, не отражаются в зеркале, ведь у них нет души. И зеркало - одно из самых надежных средств для их обнаружения. Из-за этого вампиры ненавидят зеркала и стараются их уничтожить, не держат их в своем доме. Еще они не отбрасывают тени, что тоже может кто-то заметить, однако для этого нужно быть поистине наблюдательным человеком.

Кровь дает им силу. И чем больше крови выпьет вампир, тем он станет сильнее. И не случайно кровь так важна для этих фантастических существ. Многие народы придавали крови большое значение, видели в ней особую субстанцию, наделенную определенной энергией. У северноамериканских индейцев, к примеру, кровь связывалась с душой, и некоторые врачи прошлого, спорившие о том, где помещается душа, считали, что она заключена именно в крови. Наверно, именно эти представления и повлияли на формирование образа.

Вампир обладает огромной силой, раны на нем быстро заживают, он почти неуязвим для обычного оружия, намного быстрее людей, передвигается неслышно и незаметно. Наиболее могущественные вампиры способны управлять погодой, некоторыми природными явлениями, вызывать ветер, тучи, грозу. С возрастом вампиры, в отличие от людей, не становятся слабыми, наоборот, чем древнее вампир, тем он могущественнее и тем сложнее его убить.

Считается, что вампиры могут усыплять одним взглядом или же прикосновением, он обладает даром гипноза и способен очаровывать человека. Нужна очень сильная воля, чтобы противостоять внушению. Обычно вампир не убивает человека с первого раза, он растягивает удовольствие, приходя к жертве несколько раз. И если поначалу человек сопротивляется и сражается за свою жизнь, то в последующие разы он сам желает прихода вампира.

Часто в фильмах человек, подвергшийся нападению нежити, сам затем превращается в одного из них. Однако иногда для этого требуются особые условия, сознательное решение самого вампира, какой-то ритуал вроде обмена кровью. Ведь если бы любой укушенный превращался в вампира, на Земле давно бы не осталось пищи для них. Звери легко распознают вампиров, собаки, лошади пугаются и сторонятся их, чувствуют в них врагов. А вот людей вампиры могут обмануть довольно просто, за много веков они научились имитировать их поведение, растворяться в толпе, отводить глаза. Внимательный наблюдатель может отметить, что они ничего не едят и не пьют, однако не всякого человека, который так себя ведет, нужно непременно считать нежитью. Может, у человека просто диета строгая…

Вампиры способны обращаться в различные природные явления и некоторых животных. Превращаться в летучих мышей вампиры стали, кажется, только у Брэма Стокера, раньше они принимали совсем другие формы. Вампир мог обращаться в волка, черную кошку, крыс, туман и проникать в любое труднодоступное место. Причем если хотя бы часть вампира оставалась цела, то он мог полностью восстановиться. Летучие мыши-вампиры, кстати говоря, стали ассоциироваться с вампирами уже позднее, считается, что это они были названы по своему сходству с мифическими существами, а не наоборот. Однако сейчас представления о летучих мышах и о нежити тесно связаны. Они, а также совы, давно ассоциировались со сверхъестественным из-за своего ночного образа жизни.

Помимо значительных преимуществ, вампиры обычно имеют ряд опасных уязвимостей и ограничений. Они пережидают дневные часы в своем Убежище, где спят в гробах или в земле, долгое время пребывая без движения и ничем не отличаясь от обычных мертвецов. Из-за необходимости избегать солнечного света они обычно не уходят слишком далеко от своего укрытия, чтобы успеть вовремя вернуться. Засыпать же не на своем месте слишком беспечно и опасно для них. Соответственно, их можно выследить и убить во сне.

В большинстве произведений вампиры боятся солнечного света. Он для них губителен, попав под прямые солнечные лучи вампиры моментально сгорают. Вампиры не всегда сразу же гибли при попадании на солнце. Изначально они просто теряли часть своих сил, если мы вспомним произведения Брэма Стокера и более ранние варианты вампиров. Но с развитием спецэффектов нам очень часто стали показывать в кино, как кровососущая нежить вспыхивает, словно спичка.
Вампир - неживое существо и ему постоянно нужна кровь для продления своей активности. Если же он долгое время не получает подпитку, то постепенно теряет свою силу, становится малоподвижным, раздраженным, бледнеет все больше, его внешние черты искажаются. Несмотря на все эти слабости, вампиры очень живучи и выносливы, их очень сложно до конца уничтожить, т.к. они легко восстанавливают силы, излечиваются, способны надолго притворяться мертвыми, а потом воскресать, дождавшись нужного часа.

Народные представления

Необразованные, суеверные люди в разные времена видели вампиров в тех, кто чем-то отличался от них, как-то выделялся внешне. Подозревали в вампиризме рыжих, родившихся в «сорочке» или с зубами, людей, имеющих какие-либо физические изъяны, деформации черепа и конечностей. Предрасположенными к обращению в вампиров считались люди, рожденные с хвостом, избыточно волосатые или имеющие какие-либо другие аномалиями. А также вампирами могли стать те, кто рожден или зачат в определенные сроки, связанные с луной, святыми праздниками, когда запрещено было прикасаться к женщине, требовалось воздержание. Превращению в вампира могли способствовать чье-то колдовство либо проклятье, безнравственная жизнь, предательство своей веры, неправильные, неполноценные похороны или их отсутствие. Кстати, именно в этом обвиняли простые люди и Влада Цепеша, однако, скорее всего, это ложь.

В Греции, где люди в основном имели темные глаза, с подозрением относились к обладателям голубых глаз. В этой стране вера в вампиров вообще была очень сильна. Кандидатами на роль живых мертвецов были люди, умершие не своей смертью, самоубийцы, которых отлучили от церкви. Считалось также, что вампир будет отказываться от угощения, его раздражает запах соли и чеснока. Он не может прикасаться к священным предметам: святым книгам, иконам и крестам. Также вампиры, по многим поверьям, боятся серебряных предметов, поскольку серебро считалось особым, магическим металлом, который может очищать. Серебро было доступно только богатым. Используя его, они охотились на вампиров, заряжали серебром ружья.

Миф о кровососах поддерживали случаи, когда закопанными в землю оказывались еще живые, однако сильно больные люди, впавшие в каталепсию. Они потом могли приходить в себя уже в гробу и пытаться вылезти наверх, раздирая до крови пальцы, ужасно мучаясь. Если кто-нибудь раскапывал тела умерших, скрючившихся в муках, изменивших положение, со следами крови на губах или ногтях, это, естественно, подкрепляло страхи простых людей. Иногда же им удавалось откопать еще шевелящегося «вампира», и тогда его избавляли от мук, вбивая осиновый кол в грудь. Много невинных людей были убиты именно из-за этих предрассудков. Все случаи, когда человека находили в гробу в измененой позе, с необычной внешностью, покрасневшей кожей сейчас уже легко объяснимы с научной точки зрения. И даже рассказы о том, что, когда вампира убивали колом, он шевелился и издавал устрашающие звуки вполне обыденное явление. При разложении трупа в нем скапливаются газ, все тело раздувается, меняет цвет, кровь не находит выхода. Из-за этого безжизненное тело может совершать непроизвольные движения, переворачиваться. И, когда грудь пробивали колом, газ резко выходил наружу с громкими звуками. Так что подобные факты, которые, кстати, задокументированы и встречаются достаточно часто в архивах, не служат прямым доказательством существования реальных вампиров. Не обязательно было вбить кол в сердце и не обязательно он должен быть осиновым (хотя осина считалась деревом, отнимающим энергию, вытягивающим жизнь (на осине, кстати, повесился Иуда)). Кол вбивали, чтобы пригвоздить вампира к земле, не дать ему вылезти наружу. Или же вырывали сердце, как один из наиболее важных органов, энергитических центров. Многие суеверия связаны с цыганами, которые сыграли не последнюю роль в возникновении мифов. Вампиры встречаются и в мифологии Индии, они есть среди их богов.

Греческая церковь подливала масла в огонь, рассказывая о том, что тела отлученных от церкви не разлагаются после их смерти, если им не отпустили грехи. Неразлагающиеся тела, по мнению древних людей, несомненный признак вампиризма. Деревенские жители устраивали настоящую охоту на вампиров, они вскрывали подозрительные могилы и если люди в них лежали в неестественной позе, выглядели живыми, с краской на щеках, а волосы и ногти продолжали расти, их признавали нежитью и уничтожали. Для того чтобы узнать, где похоронен вампир, у крестьян существовал проверенный способ. По кладбищу водили лошадь и заставляли ее перешагивать через могилы. Если она откажется и заупрямится у какого-нибудь места, значит, там лежит кровопийца. Могилами вампиров могли считаться и просто очень старые, провалившиеся захоронения.

Многие народы, боясь возвращения мертвых, хоронили их особым образом. Греки клали им в рот обол (древняя монетка), чтобы злые силы не вошли в них через рот, венгры и румыны привязывали покойникам серп у шеи или у сердца. Они верили, что если вампир попытается вылезти, он отрежет себе серпом голову. Некоторые связывали покойникам руки и ноги, разрезали подошвы ног или вбивали в могилы колья, пришпиливая тела к земле. До сих пор находят гробы, связанные цепями, чтобы покойники не открыли крышку. Чтобы бороться с нежитью, использовали и совсем странные способы: разбрасывали возле могилы просо или семена мака, и вампиры должны были собрать или пересчитать все зерна, прежде чем займутся своей жертвой. За этим занятием могло наступать утро, и тогда вампир сгорал на солнце. На дверях и окнах домов в Восточной Европе вешали ветви боярышника (считалось, что им украсили венец Иисуса) или крушины. Считалось, что вампиры издают зловоние, однако и сами боятся резких запахов. Например, чесночного. Поэтому головки чеснока клали даже в могилы, вешали связки на шею покойника. Опытные хозяйки чесноком натирали двери домов. А чтобы вычислить вампира среди жителей, людей аставляли есть чеснок, и тот, кто откажется, - вампир. Обычно эти слабости есть и у вампиров в художественных произведениях, однако далеко не всегда, есть и нестандартные представители. Как например в произведениях известной писательницы Энн Райс или фильме Джона Карпентера .

Вампиров убивали не только с помощью кола, их также могли обезглавливать, сжигать тела. А иногда сочеталось сразу несколько способов. Вампирам приписывались различные беды, не только проблемы со здоровьем у местных жителей. Например, считалось, что они могут вызывать засуху, выпивая всю воду из туч. Они могли пить кровь из скотины, не обязательно из людей, и лишали коров молока. Различные постоянные несчатья, загадочные смерти, болезни, беды объяснялись присутствие вампиров.

Вампиры. Реальность или миф?

Кое-где в маленьких румынских деревушках до сих пор верят в существование вампиров, а также живы традиции охоты на них, избавления от навязчивой нечисти, мешающей живым. И сегодня известны случаи, когда молодые люди, верящие в обычаи своих предков, чтобы избавиться от предполагаемого вампира, вскрывали могилу недавно умершего загадочной смертью человека и вырывали у него сердце. Иногда рассказывают, что сердце нежити нужно было сжечь и выпить пепел.

Существуют ли вампиры в реальности? Почему вера в них существовала в разных культурах, никак не связанных, и в разные времена? Быть может, реальные заболевания, явились причиной появления мифов об этих фантастических существах. К примеру, такое заболевание как порфири´я действительно во многом напоминает описание вампиризма. Больные, у которых в крови перестают вырабатываться красные тельца, боятся солнечного света, т.к. под действием ультрафиолета в тканях и крови нарушается пигментный обмен, часть гемоглобина становится токсичной и разъедает ткани. Кожный покров приобретает коричневые тона, становится тонким, лопается на свету, от этого на теле могут оставаться язвы и шрамы. Повреждаются хрящи, деформируются нос и уши, скручиваются пальцы. Кожа вокруг губ высыхает, обнажая резцы, которые из-за отложения порфирина могут приобретать красновато-коричневый цвет. Кроме того, больные не могут есть чеснок, т.к. от него им становится хуже. Правда, именно есть, самого запаха они не боятся. В дневное время такие пациенты чувствуют сильную усталость, ночью они становятся намного активнее. На психику эта болезнь, правда, не влияет, поэтому не совсем ясно, почему в представлениях людей вампиры ведут себя агрессивно. Но общее очень плохое состояние, неизвестность, боль, мрачная атмосфера средневековой жизни могли дополнить картину. Порфирия в те времена была неизлечима, а чем дальше распространялось христианство, тем с большей жестокостью уничтожали подобных больных.

Эту болезнь вполне могли раньше принимать за какие-то демонические превращения, действие мистических, темных сил. И некоторые люди могли думать, что с редким заболеванием можно справиться, выпивая кровь, хотя на самом деле это, конечно, ерунда. Протекание порфирии было описано лишь во второй половине 20-го века. Это заболевание крови очень редкое, оно бывает у одного человека из 100 или 200 тысяч. Некоторые врачи сами (доктор Ли Иллис из Хэмпшира) говорили о возможной связи порфирии с мифами о вампирах. И это не единственная болезнь, которая похожа по своему протеканию на вампиризм. К примеру, бешенство вызывает у больных боязнь солнечного света, воды, агрессивное и странное поведение. Однако это всего лишь теория, пусть и очень правдоподобная, проверить ее сложно и не все она объясняет.

С другой стороны, некоторые маньяки и сумасшедшие вполне могли пить кровь своих жертв, а вечный страх людей перед темной, таинственным и неизвестным послужил толчком для появления различных суеверий. А некоторые люди и всерьез могли считать себя вампирами, пить кровь девственниц, чтобы обрести необычные способности или остаться вечно молодым (адепты многих мистических учений в это верили).

Сейчас ученые лечат порфирию и в скором времени, как утверждает медицина, ее будет возможно блокировать уже на ранних стадиях. И тогда, возможно, исчезнет сам прототип фантастических вампиров. И в то же время археологии продолжают находить захоронения «вампиров» в разных частях света. В их останках находят деревянные или металлические колья, их гробы перетягивают цепями, рассыпают сверху семена мака. Вампиры внушали страх людям даже в 20-м столетии, вряд ли вера в них исчезла повсюду и с приходом нового века.

В этой статье мы лишь наметили тему и специально не стали говорить о разновидностях вампиров (а их в действительности очень много в различных культурах), об этих существах в искусстве и играх, конкретных представителях, исторических личностях и художественных персонажах. Обо всем этом мы еще будем рассказывать и писать. Чтобы не пропустить самое интересное, не забудьте подписаться на обновления сайта.

Всего вам доброго и светлого, счастливых праздников и побольше хорошей фантастики в новом году! И как бы вы ни относились к вампирам, оставайтесь при этом людьми!

Маленький вампир

Продолжительность:

Жанр:

Страна:

Режиссер:

Сценарий:

Оператор:

Художник:

Композитор:

Возраст:

Продюсеры:

83 мин

2017

ужасы, фэнтези

Нидерланды, Германия

Рихард Клаус

Ларри Уилсон

Нильс Грёнлюкке

Эдвин Ремрев

Виджай Бирепут

IMDb: 5.80

Крис Броувер

По сюжету мультфильма "Маленький вампир":

Из сюжета мультфильма «Маленький вампир онлайн», относящегося к разряду приключенческих, можно узнать о событиях, которые произошли в жизни юного паренька по имени Тони. Он увлекается всем, что связано с вампирами, а еще верит в то, что их можно встретить и в реальном мире. Другие люди не особо разделяют его увлечение, но подростка это не печалит. Еще его очень привлекают разные таинственные и мрачные истории, легенды, а заодно и старинные замки.

Что таит в себе старинное поместье?

Как-то раз герой мультика Маленький вампир оказался вместе со своими родителями в одном древнем поместье, расположенном довольно далеко от города. Для взрослых это было просто место для ночлега, самое обычное и ничем не примечательное, разве что архитектурой, а вот Тони считал, что здесь могут водиться вампиры. Если у него получится, то он, возможно, даже их сможет увидеть. Как ни странно, но его интуиция оказалась права.

Тони знакомится с новым миром!

Во время пребывания в замке, герой мультфильма Маленький вампир случайно познакомился со своим сверстником по имени Рудольф. Ему тоже 13 лет, только он не совсем обычный мальчик. Да, он самый настоящий вампир. Одна ситуация ребят сближает, после чего они становятся друзьями. Рудольф берет Тони с собой и показывает ему тот мир, о существовании которого простые люди даже не догадываются. Паренек в восторге и с трудом верит, что все это происходит с ним наяву.

Может ли Тони помочь своему другу?

Чем больше ребята общаются, тем больше секретов о маленьком вампире узнает Тони. Например, о том, что за семейством Рудольфа охотится человек, который хочет истребить всех вампиров и любых других монстров. Тони начинает сопереживать своему новому другу, потому вызывается помочь в борьбе с этим охотником. Но смогут ли ребята что-то сделать действительно столь серьезное и весомое, чтобы решить проблему, с которой не справились взрослые?

]

В большинстве случаев вампиры являются нежитью , то есть неупокоенными мертвецами. Они обладают плотью, но способны превращаться в туман. В отличие от прочей корпореальной нежити , вампиры не имеют на себе печати разложения и вполне могут сойти за очень бледных людей. Тело вампира регенерирует от любых повреждений, нанесенных после перерождения, но сохраняет весь ущерб, полученный при жизни.

С возрастом могущество вампира растет, и если он умудряется дожить лет до тысячи, то приобретает почти божественную мощь. Единственное блюдо на столе вампира - человеческая кровь. Кровь животных при необходимости также может быть употреблена, но такая диета ведет к отупению и утрате магических способностей. Как-либо законсервированная кровь также малополезна - важнейшей частью вампирского ужина являются психические эманации жертвы, ее страх, боль, экстаз и так далее.

Элементарная арифметика опровергает распространенное заблуждение о том, что всякий, от кого откушал вампир , в свою очередь встает в ряды кровососов. В играх, сохраняющих элемент здравого смысла, для создания себе подобного вампиру требуется провести определенный ритуал, обычно заключающийся во взаимном кровопитии.

Вампиры сохраняют все способности, которые имели при жизни, и отличаются невероятной физической силой. Понятно, что на них распространяются все преимущества нежити - иммунитет к ядам, болезням (впрочем, многие источники утверждают, что, скажем, употребление крови больных чумой приводит их к безумию), магии смерти и так далее. Вампир может превращаться в животных - обычно это летучая мышь либо волк - и командовать оными (чаще всего это те же два вида плюс крысы). Он также обладает могущественными ментальными способностями - на охоте всегда полезно загипнотизировать, усыпить или, скажем, вызвать глубокую симпатию. А питие крови реализовано в играх путем высасывания у «героев» их с таким трудом заработанных уровней.

Вампирам напридумывали целую кучу уязвимостей. Hекоторые из них исключительно бредовы и, к счастью, мало распространены - например, неспособность зайти в дом без приглашения или, скажем, пересечь проточную воду даже по мосту. Среди более традиционных - отвращение к чесноку, осине, святым символам, зеркалам (в которых вампиры не отражаются). Hо больше всего вампиры не любят солнечный свет - он умерщвляет их почти мгновенно.

Типичные игровые вампиры обычно, увы, обладают менталитетом проапгрейженных упырей - они живут бандами и набрасываются на все живое с криками «о, кровушка!». Внешность у них тоже соответствующая - синяя кожа, лысые головы, красные глаза и клычищи до пупа. Что резко расходится с заявляемой в тех же самых играх теорией о том, как вампиры легко маскируются среди людей (что и делает их настолько опасными).

Hормально реализованный вампир - это одиночка, либо глава клана, и его практически невозможно даже вычислить, не говоря уже о том, чтобы уничтожить. Увы, чаще всего вампиры проявляют удивительную беспечность в выборе места дневного отдохновения, как бы мало беспокоясь о собственной уязвимости для света. А ведь что может быть проще, чем убежище в толще скалы, куда можно попасть только через трещинку, превратившись в туман?.. Охотники на вампиров чаще всего либо снаряжаются осиновыми кольями, чесноком и святыми символами всех известных им религий, либо рассчитывают на дневной сон противника. В первом случае проверенный метод заключается в протыкании колом, отрубании головы и набитии рта несчастного кровопийцы специями, во втором - в банальном вытаскивании под лучи дневного светила.

Источник Форумы SkyNet по материалам Monstrum Magnum Игромании

Монстр в Baldur"s Gate (пример)
Вампир (VAMANC01.CRE)
Тип * Нежить
Характеристики : Сила 19, Ловкость 18, Сложение 9, Интеллект 18, Мудрость 9, Харизма 18
96 Спасброски Сопротивление Оружие
1 Смерть 5 Огонь 0 / Маг. огонь 0 Рубящее 0 Тип дробящее
THAC0 9 Полиморф 6 Холод 50 / Маг. холод 50

Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями , нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией , мог обращаться в собаку, свинью или волка).

Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому , 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за теми, кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того, чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.

Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К XIX веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.

Цыганские верования в вампиров

Современные верования в вампиров

Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира , каким он предстаёт в фильмах и литературе.

В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт (Highgate Cemetery) в Лондоне . Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище. Среди нескольких книг, описывающих этот случай, можно отметить книги Шона Манчестера (Sean Manchester), местного жителя, который один из первых предположил существование «Вампира Хайгейта» и который заявлял, что изгнал и уничтожил всё вампирское гнездо в районе.

В январе 2005 года появились слухи, что кто-то укусил нескольких людей в Бирмингеме , Англия . Следом появились слухи о вампире, блуждающем по окрестностям. Однако местная полиция утверждала, что о подобных преступлениях не сообщали. Видимо, этот случай был городской легендой .

Считается, что этой редкой формой генной патологии страдает один человек из 200 тысяч (по другим данным, из 100 тысяч), причём, если она зафиксирована у одного из родителей, то в 25 % случаев ею заболевает и ребёнок. Также считается, что болезнь является следствием инцеста . В медицине описано около 80 случаев острой врождённой порфирии, когда болезнь была неизлечима. Эритропоэтическая порфирия (болезнь Гюнтера) характеризуется тем, что организм не может произвести основной компонент крови - красные тельца , что в свою очередь отражается на дефиците кислорода и железа в крови. В крови и тканях нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина . Более того, в процессе болезни деформируются сухожилия , что в крайних проявлениях приводит к скручиванию. При порфирии небелковая часть гемоглобина - гем - превращается в токсичное вещество , которое разъедает подкожные ткани. Кожа начинает приобретать коричневый оттенок, становится всё тоньше и от воздействия солнечного света лопается, поэтому у пациентов со временем кожа покрывается шрамами и язвами . Язвы и воспаления повреждают хрящи - нос и уши, деформируя их. Вкупе с покрытыми язвами веками и скрученными пальцами, это невероятно обезображивает человека. Больным противопоказан солнечный свет, который приносит им невыносимые страдания. Кожа вокруг губ и дёсен высыхает и ужесточается, что в результате приводит к тому, что резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Ещё один симптом - отложение порфирина на зубах, которые могут становиться красными или красновато-коричневыми. Кроме того, у пациентов сильно бледнеет кожа, в дневное время они ощущают упадок сил и вялость, которая сменяется более подвижным образом жизни в ночное время. Надо повторить, что все эти симптомы характерны только для поздних этапов болезни, кроме того, существует множество других, менее ужасающих её форм. Как уже писалось выше, болезнь была практически неизлечима вплоть до второй половины XX века. Есть сведения, что в Средние века , якобы, больных лечили свежей кровью, дабы пополнить дефицит красных телец, что, конечно, невероятно, так как употреблять в таких случаях кровь «перорально» бесполезно. Страдающие порфирией не могли есть чеснок , так как сульфоновая кислота, выделяемая чесноком усиливает повреждения, вызываемые заболеванием. Заболевание порфирии может быть вызвано и искусственным путём, путём употребления некоторых химических препаратов и ядов .

Некоторые формы порфирии связаны с неврологическими симптомами, которые могут вызвать психические расстройства . Однако предположение что страдающие порфирией страстно желают гема из человеческой крови или что потребление крови может уменьшить симптомы порфирии, основаны на серьёзном недопонимании заболевания.

Трупы распухают из-за того, что газы от разложения собираются в туловище, и кровь пытается покинуть тело. Это придаёт телу «пухлый», «откормленный» и «румяный» вид - изменения, которые наиболее заметны, если при жизни человек был бледен и худ. В случае с Арнольдом Паоле, эксгумированный труп старой женщины по словам соседей выглядел более упитанным и здоровым, чем она была при жизни. Следует отметить, что фольклорные записи почти всегда отмечают, что подозреваемый в вампиризме имеет румяную или тёмную кожу. Потемнение кожи также вызывается разложением.

У разлагающегося трупа можно увидеть кровь, текущую изо рта и носа, что может создать впечатление, будто труп - это вампир, недавно пивший кровь. Если вбить в тело кол, то тело может начать кровоточить, а накопившиеся газы начнут покидать тело. Может послышаться стон, когда газы начнут проходить мимо голосовых связок или характерный звук, когда газы будут выходить через анус. Официальные доклады о случае Петера Плогожовица говорят о «других диких признаках, которые я не буду упоминать из-за высшего уважения».

После смерти кожа и дёсны теряют жидкость и сжимаются, обнажая часть волос, ногтей и зубов, даже тех, которые были скрыты в челюсти. Это создаёт иллюзию того, что волосы, ногти и зубы отросли. На определённой стадии ногти отпадают, кожа сходит, как было в докладе о случае Плогожовица - появившаяся кожа и ногти были восприняты как «новая кожа» и «новые ногти». Наконец, при разложении тело начинает двигаться и искривляться, добавляя иллюзию того, что труп двигался.

Летучие мыши-вампиры

См. также

Родственные мифические существа

Примечания

  1. См. этимологические словари М. Фасмера (т. 4, стр. 165), П. Я. Черных (т. 1, стр. 133-134), А. Брюкнера (стр. 594-595, 597, 605).
  2. Известен некий «попъ Оупирь Лихыи », переписавший в 1047 году в Новгороде «Книгу Пророков» (одну из частей «Библии») или «Толковых пророков» с толкованиями Феодорита Кирского .
  3. По мнению знаменитых немецких языкрведов и сказочников братьев Гримм заимствовано в начале XVIII века, см. Deutsches Wörterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm. 16 Bde. (in 32 Teilbänden). Leipzig: S. Hirzel, 1854-1960.
  4. См. Trésor de la Langue Française informatisé или Dauzat, Albert, 1938. Dictionnaire étymologique. Librairie Larousse.
  5. По одним источникам, из серб. вампир , см. Vampire // Merriam Webster Online Dictionary, по другим - из венгерского, см. Online Etymology Dictionary .
  6. Стихотворения А. С. Пушкина, отсортированные по годам
  7. А. С. Пушкин «Вурдалак» (Песни западных славян)
  8. «Вурдалак» // Крылов П. А. Этимологический словарь русского языка. / Сост. Крылов П. А. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. - 432 с.
  9. Фасмер, Макс
  10. McNally Raymond T. In Search of Dracula. - 1994. - P. 117. - ISBN ISBN 0-395-65783-0
  11. monstropedia.org
  12. Spence, Lewis . «An Encyclopaedia of Occultism». Published by University Books, Inc., 1960.
  13. Jaramillo Londoño, Agustín: Testamento del paisa . Medellín. Editorial Bedout, 1967.
  14. Massimo Introvigne Satanism Scares and Vampirism from the 18th Century to the Contemporary Anti-Cult Movement . . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 7 февраля 2012. //CESNUR; Рукопись была представлена на Всемирном конгрессе Дракулы проходившем в Лос-Анджелесе , 1997.
  15. Sledzik, Paul S. (National Museum of Health and Medicine , Armed Forces Institute of Pathology , Washington, DC) and Nicholas Bellantoni. (