Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Православные молитвы на верных друзей Вот почему мы молимся друг за друга

Сложно представить себе человека, который никогда не мечтал бы иметь верного и преданного друга. Действительно, настоящая дружба - редкий и драгоценный Божий дар в наше время. Православный христианин во всем уповает на Господа, поэтому в поисках единомышленников также может обращаться к Нему. Так какой же должна быть молитва за друзей и близких?

В каких случаях нужно молиться за друзей

Настоящая дружба предполагает большое расположение и теплое отношение между людьми. Вполне закономерно, что судьба и жизнь близкого человека будет небезразлична любому верующему. Именно поэтому православные христиане призваны молиться за тех, кого считают своими друзьями.

Икона Ее Семистрельной

Обращаться к Богу с молитвой о дружбе и от одиночества можно в таких случаях:

  1. при отсутствии близких друзей, одиночестве по жизни;
  2. при желании или необходимости укрепления отношений;
  3. во время разладов, ссор и нестроений;
  4. если у близких людей возникли проблемы и сложности.

Где найти друзей верующим христианам? Приятельские отношения предполагают общность интересов между людьми, поэтому первым местом для поиска новых друзей должен стать храм. Конечно же, недопустимо ходить туда только лишь с целью обзавестись новыми знакомствами. Но при регулярном посещении богослужений и участии в церковно-приходской жизни новые связи появятся сами по себе. Особенно если сочетать активную церковную жизнь с молитвой ко Господу о даровании друзей.

Читайте о молитве за близких:

К сожалению, часто бывают ситуации, когда близкие по жизни друзья по каким-либо причинам теряют доверительные отношения. Это весьма прискорбно, поскольку найти в наше время близкого человека очень непросто. Нужно очень ценить сложившиеся отношения и стараться их поддерживать и укреплять. И если уж произошел какой-либо конфликт или ссора - смело можно обращаться за помощью к небесным силам.

Что дает молитва за друзей?

Не следует думать, что молитва - это разновидность заклинания или магическое действие. Просто вычитать текст и ждать, пока исполнится желание не стоит, это неверное понимание смысла молитвы и основ православной веры.

Евангелие

Молясь за друзей, верующий человек, прежде всего, выказывает Богу свое расположение за другого, готовность как-то поучаствовать в его жизни.

Важно! Из Евангелия мы знаем, что любовь к ближнему - это начало пути к любви к Богу.

Молитва за друга полезна и самому молящемуся - она настраивает сердце человека на попечение не о себе, а о другом. Очень часто все мы, и даже верующие христиане, слишком зациклены на своей персоне и не хотим или даже не можем видеть проблемы и нужды окружающих нас людей. Поэтому если наши друзья нуждаются в молитвенной поддержке - это прекрасный повод поупражняться в борьбе с собственным эгоизмом.

Интересно! Многие святые отцы настоящую дружбу, как и настоящую любовь, считают Божьим даром.

Если вам посчастливилось найти человека, которого можно искренне назвать хорошим другом - его нужно очень беречь и сердечно молиться за него. В случае, если вы наоборот страдаете от одиночества - Господь обязательно пошлет на жизненном пути близкого человека, если это будет полезно для души.

Что делать в ссоре с другом

Отдельного внимания заслуживает ситуация, в которой между близкими когда-то людьми начитается непонимание или даже откровенная вражда. К сожалению, в современном мире с его соблазнами очень сложно сохранить искренние близкие отношения. Верующим людям это сделать проще, ведь они могут призывать на помощь духовные силы.

Что делать в ссоре с другом

Первое, с чего нужно начать при возникновении вражды - это найти свою собственную вину в происходящем. Крайне редко бывают ситуации, когда долгую и близкую дружбу портит кто-либо один. Как правило, в нарушении контакта в той или иной степени виноваты оба человека. Иногда бывает достаточно просто признать свою вину, и конфликт будет исчерпан.

Но даже в ситуации, когда вторая сторона не идет на примирение и в случае признания вины, осознание своих ошибок позволит спокойно относиться к ситуации. Если человек признал, что был неправ и искренне ищет примирения, Господь обязательно ему поможет.

Важно! В любой ссоре нужно искать компромиссы и идти на уступки, ведь близкие отношения гораздо важнее горделивого доказывания собственной правоты.

Верующему человеку будет гораздо проще пойти навстречу другу в ссоре, ведь православная вера всегда призывает к смирению и прощению обид. Однако это вовсе не значит, что нельзя отстаивать собственные интересы, если друг превратился в откровенного обидчика и никак не стремиться исправить ситуацию. Если вы сделали все возможное со своей стороны для примирения, а в ответ получаете только сплошной негатив - остается только лишь молиться ко Господу о вразумлении обидчика и восстановлении добрых отношений.

Какими молитвами молятся о друзьях

Не имеет принципиального значения, какой именно текст выбрать для того, чтобы обратиться к Небесным силам с прошением о дружбе. Это может быть молитва к Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери или каким-либо святым.

Иисус Христос – Господь Вседержитель

Важно! Главное условие действенной молитвы - сердечный настрой молящегося, искреннее желание встать на путь христианской жизни и готовность следовать Промыслу Божьему.

Кондак

Избранной Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Его же даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти:

Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Молитва

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да неприидеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По свидетельствам верующих христиан, такое обращение к Пречистой способно угасить самую ярую вражду и подарить дружбу даже непримиримым врагам в прошлом.

Что же касается святых, то о примирении и смягчении вражды принято молиться святым князьям Борису и Глебу. Если в вашей семье есть какой-либо другой почитаемый святой, то с любыми прошениями о дружбе можно смело обращаться к нему. Главное не забывать, что на все воля Божья и вверять свою жизнь Господу.

Молитвы о ближних

Молитва, возносимая во имя Господа Иисуса Христа всегда угодна Богу (ср.Ин.14.14). Но молитва наша оказывается еще более действенной, когда она сочетается с литургической молитвою Церкви.

Ап. Иаков пишет: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). И чем искреннее, пламеннее наша молитва о прощении грехов, о помиловании нами поминаемых, тем более они очищаются Господом от грехов своих. Так и при ежедневном поминовении умерших без покаяния, обреченных Богом на мучения за свои грехи, поминаемым сообщается облегчение от тяжести мучения, поскольку изо дня в день Святейшая Кровь Христова очищает души от грехов их. При этом, нечестивые грешники все более и более очищаются от омрачения греховного, а благочестивые – еще более просветляются и освещаются.

Устанавливается некая незримая связь между лицами, творящими поминовение и самими поминаемыми на молитве. Так при поминовении и первые и последние получают великую пользу. Творящий на молитве поминовение о других и сам не остается без награды от Бога за свою любовь к поминаемым.

Прп. Макарий Великий молился даже об умершем язычнике. Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как например великомученица Фекла и Св. Григорий Двоеслов. Великая польза для творящего пред Богом молитвенное поминовение за тех людей, о которых некому молиться. … Тут, прежде всего, усматривается материальная бескорыстность молящегося (ведь ему никто и ни чего за их поминовение не заплатит!) и исполнение им следующих заповедей Спасителя: «Да любите друг друга»; «и во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Ин.13, 34; Мф7, 12).

Некоторые говорят: «к чему поминовение усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого». Но так говорящие забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашей сердечною молитвою, которую Господь по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.

Христианин! Молись и благотвори за усопшего. А молясь за усопшего, готовься и сам к своему успению. Об усопшем молись дома, молись в храме вместе со священнослужителями; попостись, очисти и свои грехи в таинстве покаяния, соединись и сам со Христом в причащении Его пречистого Тела и Крови. Поэтому и ты, если хочешь, чтобы молитва твоя была вполне благотворна для поминаемого и для тебя спасительна, то дай ей крылья: пост и милостыню. И, несомненно, знай: «твоя молитва дойдет до Господа Бога и твой ближний получит милость Божию, и сам ты будешь благословен от Господа за твою любовь.

Нам же самим, - дабы сделать действенными наши благодеяния, совершаемые ради блага ближних, - следует испросить у Господа Бога, прежде всего помилования нас самих; надо молиться о прощении наших грехов. Иначе говоря, кто молиться Богу о помиловании ближних, тот сам должен прежде обрести помилование у Бога.

Схиигумен Савва. Сборник трудов и писем.

Хотя и говорится в Писании, что «много может молитва праведного », но «поспешествуема », т.е. воспомоществуемая раскаянием и исправлением тех, за кого она возносится. А у кого образ жизни нераскаянный и неисправимый, тем как может она принести помощь, когда они сами препятствуют этому своими делами?

На слова пророка Исаии: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном».

Прп. Никодим Святогорец

Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете

Сказав об оставлении грехов, которое приемлют недужные от освящённых, сразу же присовокупляет здесь божественный Иаков и исповедание грехов, говоря, что подобает вам христиане, исповедовать свои грехи, один другому и призывать Бога, Который есть Врач душ и телес, чтобы принять от Него исцеление греховных ран и язв. Изначально исповедание грехов было обще для всех, а не только принадлежало кающимся, которые обращались от смертных грехов, но и тем, которые исправили свою жизнь к добродетели и справедливости, но согрешали простительно по человеческой немощи. С одной стороны, в божественном Евангелии написано о Крестителе Иоанне: «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудея, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя » (Матф. 3:5 -6), с другой же, Иов так говорит: «аще помыслит сердцем обратитися ко Господу, повесть же человеку свой зазор (т.е. исповедание своих грехов), и безумие свое покажет, заступит и (т.е. Бог), еже не впасти ему в смерть, обновит же тело его якоже повапление на стене, кости же его исполнит мозга; умягчит же его плоть якоже младенца, и устроит его возмужавша в человецех. Помолится же ко Господу и прият Им будет, внидет же лицем веселым со исповеданием (т.е. славословием), воздаст же человеком правду свою . (Иов 33:23 -26).

Говорит же и другое слово, этот праведный столп терпения, Иов: «Аще же и согрешая неволею, скрых грех мой; не посрамихся бо народнаго множества, еже не поведати пред ними » (Иов 31:33 -34). Из этих слов, яснейшим образом видно, насколько удивительное и достославное целительное средство, для прощения грехов, есть исповедание их другим. Оно открыто и победоносно, для разумных, совершенных и духовных, при рассуждении и добродетели; ходатайствует же, греховных ран умное исцеление с наставлениями и епетимиями духовных мужей, подобно смягчающему и стягивающему пластырю. Поэтому и Екклесиаст сказал: «Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных » (Еккл. 5:6) , и Давид говорит: «Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея » (Пс. 140:5) . Эти слова явно показывают, что должно предпочитать и любить, разумное уязвление и наказание, праведных и добродетельных как полезное для души, чем похвалы лукавых как по настоящему душевредные. Достойно замечания и то, что от этих слов, которые говорит здесь брат Божий, чтобы исповедовать, друг другу грехи, обличаются те, которые пустословят и суесловят, что нет нужды исповедоваться людям, но только одному Богу, приводя Давидское «рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви; и Ты оставил еси нечестие сердца моего » (Пс. 31:5) . И не только, от этого изречения Иакова, заграждаются сии уста, но и от прочих изречений ветхого Писания и Евангелия, которые мы привели уже выше.

много бо может молитва праведного поспешествуема

Этими словами, брат Божий как бы говорит следующее, по святому Митрофану: да христиане, братья мои, много помогает в прощении грехов, исповедующимся христианам, прошение и молитва добродетельных духовников, которые их исповедают. Но каким христианам? Тем, которые осуждают своё «я», с чистым и нельстивым расположением сердца, за прежде соделанные грехи; тем, которые возненавидели грех, и поэтому восторжествовали над ним и посрамили его, через исповедь. И тем, которые не имеют цели, вернуться опять на ту же самую блевотину своих грехов, но более приносят достойные плоды покаяния. За таковых, говорю, очень сильна молитва и прошение к Богу - моление духовников. Бывает же она действенна у тех, которые исповедаются, так как, ей не препятствует никакая злая причина их грехов, но более того, ей содействует смирение и добродетельные их дела. За тех же, исповедующихся христиан, кото- рые имеют развращённые и лукавые помыслы, возвратиться опять ко греху, и они ещё как бы держат в объятиях и любят зло, за таких, говорю, если будет просить Бога сам праведный Ной, угодивший Богу, и пророк Даниил, и засвидетельствованный от Бога Иов, то не будут услышаны. Об этом ясно засвидетельствовал Бог, пророку Иезекиилю говоря «сыне человечь, земля аще согрешит Ми, еже пастися грехом, и простру руку Мою на ню и сотру утверждение хлебное и пущу на ню глад… и аще будут сии трие мужие среде ея, Ное и Даниил и Иов, тии во правде своей спасутся, глаголет Адонаи Господь… не избавят ни сынов, ни дщерей своих, но тии едини спасутся » (Иез. 14:13 -14,18). И к Иеремии говорит: «Ты же не молися о людех сих и не проси еже помилованым быти им, и не моли, ниже приступай ко Мне о них, яко не услышу тя » (Иер. 7:16) . Смотри также толкование на «Есть грех к смерти » (1 Ин. 5:16) .

Никто да не думает здесь, по написанному: «Исповедайте убо друг другу согрешения », чтобы мы исповедовали простым людям, наши согрешения, и получали от них прощение в грехов. Это совсем не подобающе и чуждо чину, нашей Святой Церкви. С самого начала и можно сказать свыше, сама Церковь установила Таинство исповеди и прощения грехов, чтобы совершали его мужи облечённые священством, посвящённые в тайны и немногословные, как пишет Сократ в Церковной Истории кн. 5, гл. 19. И Созомен 7-ой книге, гл. 16 по этому же поводу пишет, чтобы имели таковые разрешение от архиерея вязать и решать грехи исповедающихся. Но более сами епископы в первую очередь должны являться духовниками, как имеющие власть вязать и решать грехи и примирять кающихся, в соответствии с 6-м правилом Карфагенского Собора. Что ещё сказать? Не только мирские не могут исповедовать, но и не все облечённые священством. Только опытные и добродетельные, могущие мудро исцелять греховные раны. Также как и не все врачи могут врачевать болезни, но только испытанные и опытные во врачебном искусстве, как сказал Великий Василий: «как не всем, и не случайным открывают люди телесные страсти, так и исповедание грехов должно быть тем, которые могут их исцелить». Духовникам подобает быть искуснейшими, более прочих священников, и совершеннейшими в слове добродетели, как говорит святой Митрофан. Если же кто утверждает, противное сказанному нами, ссылаясь на слово брата Господня, «исповедайте убо друг другу », то кратко даём на это ответ, что это было сказано, тогда, когда Церковь не имела ещё совершенного и соответствующего устройства, находясь посреди гонителей и идолопоклонников. Позже когда воцарился Великий Константин, и были Вселенские и Поместные Соборы, всё устроилось в совершенное и гармоничное состояние, в том числе и Таинство исповеди. Прибавим же ещё и то, что не запрещается исповедовать грехи другому, также как и Иов исповедовал перед множеством, если сделал, что сатанинское (Иов 31:33 -34), но связать или разрешить от грехов, другой не может, кроме имеющих власть вязать и решать, т.е. архиереев и иереев как выше было сказано.

Толкует это изречение богоносный Максим: «Много может молитва праведного поспешествуема », как сказано. Поспешествуема же она бывает двояко: первое (когда молящийся сам праведен), и возносит к Богу молитву при делах по заповедям, как такую, которая не в одном только слове состоит, и не пустым звуком голоса произносится, и предлежит праздной и ничего твердого под собою не имеющей, но есть действенна и жива, воодушевляема будучи делами по заповедям. Ибо сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей чрез творение добродетелей; в следствие чего праведный имеет сильную и многомогущую молитву, поспешествуемую заповедями. Второе, когда кто, прося молитвы у праведного, сам творит дела молитвы, обещая исправить и действительно исправляя прежнюю жизнь, и таким добрым своим обращением делая молитву праведного сильной и многомогущей. (Умозрительные и деятельные главы, гл.200). И ещё: «Многое есть неисправление, более же скажу безумие, в удобстве живущему, просить спасения молитвами праведных, в то время как они просят прощения грехов, сей по свободному произволению остаётся в нечистоте… если молитва праведного остаётся не действенной, не подобает нисколько медлить… но деятельно и со тщанием совершать и творить добродетели».

Феофилакт и Икумений толкуют это изречение: «Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевной скорбью, ибо если тогда, когда за нас молятся другие, сами мы проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас, и сбывается на нас слово премудрого Сираха: «Един созидаяй, а другий разоряй, что успеет более, токмо труд? Единому молящуся, а другому проклинающу, коего глас услышит Владыка? » (Сир. 34:23 -24).

И ещё говорит святой Максим: «Никакой нет пользы от молитвы праведного для прибегающего к ней, когда он более услаждается грешными делами, чем добродетелями. Так некогда и великий Самуил оплакивал Саула грешащего, но умилостивить за него Бога не был силен, не прияв в поспешество плачу своему подобающего исправления грешащего. Почему Бог, останавливая раба Своего от бесполезного плача, говорит ему: «доколе ты плачеши о Сауле. Аз же уничижих его, не царствовати во Израили » (1Цар. 16:1) . (Умозрительные и деятельные главы, гл.201).

Сказал и великий в отцах Варсонофий: «Если человек сам не потрудится, по силе своей, и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут и поститься, и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва их о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: един созидаяй, а другий разоряяй, что успеет более, токмо труд? (Сир. 34, 23) . Если бы возможно было, чтобы тот, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом и всех грешных людей мира сего? Но хотя грешный и потрудится несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного. Ибо апостол говорит: много может молитва праведного поспешествуема , то есть когда святой и праведный молится за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он приносит малое, а молитвы святых - многое» (Ответ 622). О том же сказано и в 70-ом ответе.

Говорит и святой Иоанн Лествичник: «Не ленись просить и молить Бога за самых ленивейших; не о том, чтобы они были помилованы, ибо это без их содействия невозможно, но чтобы Господь воздвиг их к усердию» (Слово к пастырю 12:11).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Если же кто в молитве будет молиться Богу о какой-либо добродетели, а сам между тем предается нерадению, никаких на стяжание сей добродетели определенных средств не приемля и никаких для того дел не делая, и подвигов не подъемля, то поистине такой паче искушает Бога, а не молится. Почему божественный Иаков и сказал, что «много бо может молитва праведнаго поспешествуема» . Споспешествованием здесь бывает и то, когда кто, прося праведного помолиться о чем для себя, и сам о том молится, и то, когда кто, молясь о чем Богу, и сам всеусердно делает все, потребное для стяжания просимого, как разумеет св. Максим.

Невидимая брань.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного

Лопухин А.П.

Ст. 16-18 После речи о таинстве елеопомазания, служащем главным образом врачеванию телесных недугов, Апостол дает средство против недугов духа - разнообразных греховных падений (paraptwmata), именно: разъясняет необходимость взаимной молитвы христиан друг за друга, как верного и всеобщего средства духовного врачевания. «Но такая молитва предполагает взаимное исповедание верующими своих грехов, ибо нужно знать, в чем виновен наш брат, что лежит на его совести, чтобы наша молитва о нем была благоуспешна» (проф. прот. Д. И. Богдашевский). Отсюда - увещание св. Апостола: «исповедайте друг другу (exomologeisqe allhloiV) согрешения …» Вопреки мнению некоторых древних и новых толкователей, здесь нет речи о таинстве покаяния или исповеди; Апостол говорит лишь о простом взаимном признании христиан пред другими верующими в своих проступках, в целях взаимного примирения, утешения, облегчения, совета, главным же образом для того, чтобы дать возможность христианам молиться о согрешившем брате. Конечно, не исключается здесь и исповедь пред пресвитерами, облеченными от Господа властью прощения грехов (Мф 18:18; Ин 20:23). Но ближе всего Апостол говорит не о таинстве покаяния, а о взаимообщении христианском, которое так неизменно требуется в жизни Церкви, как единого тела, единого организма. Рядом с взаимною исповедью христиан Апостол сейчас же поставляет взаимную же молитву христиан друг за друга: «и молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (iaqhte), т. е. духовно исцеляете от душевных немощей - грехов, имеющих опору в чувственных вожделениях (см. IV:1-2). В качестве же побуждения к христианской взаимопомощи в форме молитвы Апостол указывает на великую силу молитвы праведника: «много бо может молитва праведного споспешествуема» (energoumenh). «Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевною скорбью. Ибо если тогда, когда молятся за нас другие, проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас» (блаж. Феофил.). Впрочем, выражение energoumenh может быть передано и без всякого условного оттенка, напр., так: «сильно действует молитва праведного».

В пример того, как много может молитва праведного, Апостол приводит двукратную молитву пророка Илии - сначала о засухе (ст. 17, см. 3Цар. 17:1) , а затем о дожде (ст. 18, см. 3Цар. 18:42) , причем в обоих случаях молитва пророка была точно исполнена Богом. Для того, чтобы пример великого пророка (см. Сир XLVIII:1-15) не сочтен был неподходящим для обыкновенных людей, Апостол при самом упоминании имени великого Илии называет его подобным, подобен страстным нам, omoiopaqhV hmϊn, т. е. человеком одинаковой со всеми смертными ограниченной природы (ср.

Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами?

У нас, живущих еще на земле христиан, самая близкая связь с нашими братьями, переселившимися ко Господу: соблаговолил «все небесное и земное соединить под главою Христом» (). Таким образом, мы с умершими – одна семья, а Глава нашей семьи – Христос.

Нет ли большой разницы между живущими и умершими христианами?

Апостол Павел так отвечает на это: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (). Значит, во Христе нет разницы между мертвыми и живыми: все христиане составляют тело Христово, все они братья, обязанные любить друг друга и заботиться друг о друге.

В чем должна выражаться любовь христиан друг к другу?

Главным образом в молитве. «Молитесь друг за друга» , – говорит Ап. Иаков (). И Ап. Павел наставляет: «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... о всех святых» (), т.е. о всех христианах.

Но, быть может, здесь говорится о молитве к Богу только за таких христиан, которые живут еще на земле?

У Господа такого деления нет, потому что Бог «не есть мертвых, но живых, ибо у Бога все живы» ().

Умершие христиане нуждаются-ли в том, чтобы Церковь Христова возносила за них молитвы к Богу?

Несомненно, нуждаются.

Чем вызывается эта их нужда?

Она вызывается тем, что они люди, и, как люди, не свободны от недостатков () и никто из них, умирая, не мог сказать: «я очистил сердце мое, я чист от греха моего» (, ср. ; ).

Какое может быть основание для умилостивления Божия за грехи людей умерших?

Ап. Иоанн разъясняет, что Христос «есть умилостивление за грехи наши и не только наши, но и за грехи всего мира» (). К этому умилостивителю, Грядущему Судии и обращаются христиане с молитвами о прощении грехов братьев своих по вере.

Можно ли думать, что эти христианские молитвы будут услышаны?

Можно, ибо Сам Спаситель сказал, что христианам «должно всегда молиться и не унывать» (). Спаситель также говорит истинно верующим: «если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам» ().

Но, может быть, Христос не имеет власти облегчить участь многогрешных () христиан, переселившихся в загробный мир?

Господь имеет полную возможность и власть сделать это, потому что Он Сам сказал о Себе: «дана мне всякая власть на небе и на земле» (). Если так, то у Спасителя есть власть облегчить участь согрешивших грехами несмертными.

Правильно ли рассуждают сектанты, когда доказывают, что нельзя изменить судьбу человека в мире загробном и ссылаются при этом на слова Господни в притче о богатом и Лазаре?

Нет, не правильно. В приводимой притче о богатом и Лазаре, действительно, говорится о том, что перехода из ада в рай нет, но говорится это не о новозаветных, а о ветхозаветных людях, о бывшем прежде, а теперь уже отмененном.

О каком времени говорит притча о богатом и Лазаре?

О времени ветхозаветном, т.е. о времени до совершения Христом Спасителем искупления.

Откуда это видно?

Из слов Господних видно, что тогда действовал закон Моисеев и пророки: "у них" , т.е. у тогдашних людей, говорит Спаситель, «есть Моисей и пророки; пусть их слушают» (). Спаситель Сам объяснил в той же 16 главе Ев. Луки, что «закон и пророки до Иоанна (Крестителя), а с сего времени, т.е. после Иоанна, Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (). Что теперь не Моисеев закон царствует, это говорится и в Еванг. Иоанна: «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (). Моисеев закон был «детоводителем ко Христу» () «и конец закона Христос» ().

Как же объяснить слова Господа, что между адом и раем утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти из «ада в рай» не могут сделать этого ()?

Эти слова Господни вполне справедливы: перехода из ада в рай не было до того времени, пока Сам Спаситель наш не перешел этой пропасти. Господь в Апокалипсисе говорит о Себе: «имею ключи ада и смерти» (). Своею на кресте Он сокрушил вереи (затворы) вечные, содержащие связанных, т.е. отворил двери ада. "Христос , – повествует Ап. Петр, – чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом Своим Божественным) Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ().

Что это за непокорные духи, которым проповедал Христос?

Это современники патриарха Ноя. Перед потопом люди очень развратились, так что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (). Господь повелел праведному Ною сто двадцать лет призывать их к покаянию (), а самому строить ковчег. И так как люди не покаялись в своем развращении, то Господь повелел Ною войти с семьею в построенный ковчег, и навел на всех потоп. Никто из непокорных людей не остался живым на земле, все погибли в воде. Но когда затопляла их вода, тогда они вспомнили Ноеву проповедь и каялись, однако, наказания избежать было уже невозможно, и плодов покаяния они не могли принести. Они были в адской темнице и ожидали милосердия Божия. К ним-то и пришел Спаситель «духом Своим» в то время, когда плоть его, умерщвленная на кресте, лежала во гробе. Об этом событии поет наша Церковь так, что Христос был «во гробе плотски, в аде же с душею, яко Бог»...

Вывел ли, действительно, Спаситель из ада в райскую жизнь Божию находившихся в темнице духов, с верою ожидавших Его?

Да, вывел, "ибо , – говорит Ап. Петр, – для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, т.е. значит, умерши плотски, как все люди, жили (далее) по Богу духом» (). Посему и Ап. Павел говорит о ветхозаветных людях, что «они не без нас достигли совершенства» () . Итак, переход из адской жизни к райской, (по Богу), возможен. И сектанты, если отвергают его, то только потому, что «не знают Писаний, ни силы Божией» ().

Можно ли доказать, что Господь действительно сходил к пребывавшим в адской жизни?

Это доказывает убедительно Апостол Павел, когда говорит, что Христос «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает , – говорит вопросо-ответно Апостол, – как не то, что Он (Спаситель) и нисходил прежде в преисподние места земли!» ().

А как думают сектанты о состоянии умерших?

Они считают, что все умирающие тотчас после смерти получают полное воздаяние за свою жизнь.

Можно ли думать по сектантски, что души отшедших людей теперь же получают полное и окончательное воздаяние за свою жизнь на земле?

Такое понятие неразумно и неосновательно. Если бы загробное состояние людей окончательно определялось тотчас после их смерти, тогда и Страшный суд, о котором предсказал Господь, был бы совершенно не нужным. Но Спаситель сказал, что Страшный суд непременно будет, и тогда воздастся всем должное: грешники пойдут в «муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ().

Все ли люди должны предстать на Страшный суд, или, может быть, верующие на суд не пойдут?

Все люди, все до одного, будут на Страшном суде, ибо, говорит Апостол, всем нам «должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ().

Как же сектанты говорят, что они не подвергнутся суду, потому что сказано-де: «Верующий в Него (Сына Божия) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в имя Единородного Сына Божия» ()?

Сектанты «заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией» (). В приведенном месте из Ев. Иоанна Спаситель говорит о том, что искренно верующие в Него не подвергнутся наказанию, тогда как неверующие в Божество Его осудятся. А что суд будет одинаково и для праведных и для грешных, это видно из слов Ап. Петра: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви Христовой, которая есть дом Божий ()), «если же прежде , – говорит Апостол, – с нас начнется , то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (). Пусть же не думают сектанты, что по смерти они сразу в рай пойдут; будет и на них еще суд!

Если притчей о богатом и Лазаре Спаситель не отвергает молитв за умерших, то какой-же истинный смысл ее?

Главная мысль Господня в притче та, что, если люди на земле закона Божьего слушать не хотят, то их ничем не исправишь: если даже мертвый воскреснет, то и тогда не поверят.

Чем можно доказать, что главная мысль притчи именно такова?

Для доказательства нужно рассмотреть самую притчу и некоторые события, случившиеся после ее произнесения. Фарисеи не хотели верить Христу, хотя все, что Он говорил и что делал – было согласно с законом Моисеевым и с предсказаниями пророков о Мессии. Фарисеям хотелось признавать только то, что им нравилось, и потому жили они не по Моисееву закону, но по прихотям своим. Вот Спаситель и говорит притчею, что таких людей ничто не изменит: если они закона Божия не слушают, то, пусть даже мертвый воскреснет, не поверят. В притче Господь показывает нечестивца богатого и благочестивого нищего. Богатого Он никак не называл, а нищему дал имя – Лазарь. Затем Господь изображает загробную судьбу обоих. Богач в муках узнал, что ему нет помощи, и жалея своих братьев, которые еще жили на земле, начал просить Авраама о том, чтобы к ним для вразумления был послан вестником Лазарь. Но Авраам на эту просьбу ответил так: "у них (у братьев богача на земле) есть Моисей и пророки; пусть их слушают... Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (). Тогда многие говорили, что они поверили бы только воскресшему мертвецу, и теперь многие повторяют то же; также и сектанты иные говорят, что не желают молиться за умерших, и что, пожалуй, они стали бы молиться, если кто-либо с того света сказал бы, что за умерших полезна. Но Спаситель прямо объясняет, что, кто Писания не слушает, тот даже воскресшему из мертвых не поверит. А чтобы никто не сомневался в словах Господних, Христос доказал это и на деле. В притче Он назвал человека нищего Лазарем, а через некоторое время воскресил Лазаря из Вифании.

Что же, враги Христа стали ли верить в Него после того, как Он воскресил четырехдневного мертвеца?

Нет, не поверили. Узнав о воскрешении Лазаря, враги Господа, посоветовавшись между собою (), «положили убить его» (Господа) (). Таким образом, Спаситель притчей о богатом и Лазаре объяснил и предсказал, что кто Писания не слушает, тот даже и воскресшего не признает за достоверного свидетеля и не поверит ему. Против же молитв за умерших Господь ничего здесь не говорит.

Чего должно просить у Господа в наших молитвах об умерших?

Того же, чего мы просим в своих молитвах о живых: должно просить милости Господней к умершим и благодати Божией, очищающей души их и доставляющей им блаженное состояние.

Молились ли за умерших верующие в истинного Бога?

Молитвы за умерших были еще в Ветхом Завете. Из жизни народа Израильского узнаем, что после одного сражения Иуда Маккавей от всего общества Божия молился о павших воинах: «на другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям.... и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ().

Также и премудрый Сирах говорит: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не минай милость» ().

Что отвечать сектантам, если они скажут, что не верят книгам Маккавейским, потому что это книги неканонические?

Нужно спросить у сектантов, где в слове Божием сказано, что Маккавейские книги не хороши? – А что они называются неканоническими, так это так их назвала древняя Православная , когда диавол не выдумал современных сектантских глупостей. Но Церковь всегда признавала книги Маккавейские как книги правильные, рассказывающие о жизни Иудеев далеко до пришествия Господня, а 85 правило св. Апостолов повелевает признавать книги Маккавейские.

Что означает слово «апокриф», как любят сектанты называть Маккавейские и другие неканонические книги?

Наименование: «книги апокрифические», по переводу с греческого, означает: «книги сокровенные». Древние еретики давали это наименование составлявшимся в их среде подложным книгам, дабы лучше уверить других, будто эти книги не вновь составлены, а только неизвестны были, как сокрываемые.

Наши неканонические книги вовсе не апокрифы, потому что все лживые книги, как, например, Ев. Петра, Ев. Фомы, сон Богородицы и др. отвергнуты .

Можно ли найти подтверждение молитв за умерших в книгах канонических?

Такие подтверждения есть.

В кн. Второзакония, 26 гл. 14 ст говорится: «я не ел от нее (от десятины, посвященной Богу) в печали моей... и не давал из нее для мертвого» (). Следовательно, из оставшегося имущества можно было уделять на поминовение мертвецов.

Молились ли за умерших свв. Апостолы?

Да, молились. Ап. Павел в благодарность своему ученику Онисифору, который верно служил ему, молился о здравствовавшей еще семье его так: «да даст Господь милость дому Онисифора» (). Видим, что самого Онисифора Апостол не поминает; через несколько слов Ап. Павел молится и о самом Онисифоре, очевидно, уже умершем: «да даст ему Господь обрести милость у Господа в день оный» ().

Точно так же и теперь Православная молится за умерших, прося им «милости Божией у Христа, – бессмертного Царя и Бога нашего».

Было ли у христиан с первых дней существования Церкви Христовой поминовение усопших в Церковном богослужении?

Несомненно, было. В литургии Ап. Иакова, которая и поныне ежегодно совершается в Иерусалиме в день памяти этого Апостола Господня, 22-го октября; в этой литургии есть молитвы об умерших; точно так же и в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустого , совершающихся постоянно у нас.

Ап. Иаков поучал христиан так молиться об умерших: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их.... В Царстве Твоем, в наслаждениях райских, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, святых отцев наших, откуда удалились болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего, и сияет свет непрестанный.» Молитвы св. Иоанна Златоустого и Василия Великого очень схожи с изложенной.

Какие еще мы имеем доказательства, что у христиан всегда были молитвы за умерших?

Это доказывают нам памятники первых веков христианства. В римских катакомбах, где христиане хоронили своих мертвых с первых дней христианства, там над гробами их сделаны надписи, в которых христиане выражают свои молитвы к Богу об умерших. Вот какие надписи там есть: «Господи, да никогда душа Венеры не будет омрачена. Антония сладкая душа, Бог да освежит тебя. Бог, да освежит твою душу! Господи, прошу Тебя, да увидит он свет рая. Покойся спокойно. Вечный свет тебе, Тимофей во Христе». Мученически сгоревшим сделана такая надпись: «Да освежит, да прохладит нас Тот, Кому все возможно.» Таковы надписи на гробницах, доказывающие, что у христиан всегда были молитвы за умерших.

Вот еще одно доказательство от истории. В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноап. Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод. Если бы у христиан не было молитв за умерших, то и равноапостольный епископ не завещал бы их.

Прежде всего, здесь говорится не о молитве, а про избавление от смерти. Как это выясняют дальнейшие слова псалма: «дорога цена искупления души их, и не будет того во век, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» (). Действительно, никто не избавил человека от смерти, как только Богочеловек Иисус.

Затем, если сектанты понимают слова псалма – «человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него» – в том смысле, что молиться за мертвых нельзя, то пусть они и за живых не молятся, потому что для человека и живых искупить невозможно. Однако сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицание молитвы за умерших.

Какими вопросами можно доводить сектантов до признания необходимости молитв за умерших?

Прежде всего должно спрашивать сектантов об их отношениях к живущим на земле их братьям: «Любите ли вы ваших братьев живущих в этом мире?» Они скажут: «Любим». – «В чем выражается любовь к ним?» Они скажут: «Мы братьям нашим желаем добра, помогаем, когда можем, и молимся о них Богу». Если сектанты так любят живущих еще здесь своих братьев, то пусть скажут: продолжают ли они любить их отошедших в загробный мир? Они скажут, что любят. Тогда должно спрашивать сектантов: в чем выражается ваша любовь к покойным? Хлеба они теперь не едят, и деньги им не нужны, ваша материальная помощь им не требуется. Как же вы выражаете свою любовь к своим усопшим? Сектантам ответить нечего, потому что благожелательства к своим умершим братьям без молитвы они выразить не могут, а молиться тоже не хотят, значит, и любовь сектантов к своим братьям, со смертью последних, прекращается.

Из этого видно, что у сектантов не Христова вера, не христианское понятие об отношениях к умершим. Слово Божие говорит, что христианская «любовь никогда не перестает» (), она никогда не прекратится, «хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (). Значит, у христиан любовь к братьям некогда не может закончиться, хотя бы эти братья и отошли в загробный мир. И действительно, у нас в Церкви Православной любовь никогда не прерывается: когда наши братья живут здесь, мы выражаем к ним свою любовь в благожелательстве и молитве за них; мы, не прерывая своей любви к ним, продолжаем благожелать и молиться за них и после их отшествия на тот свет. У сектантов же любовь не христианская, не по слову Божию: она у них прерывается в тот час, когда те, кого они любят, умирают. Плохая это, никуда негодная, любовь.