Можно ли выйти замуж за отца крестницы. Почему крестным нельзя жениться

Беседа с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым

- Каков богословский смысл Таинства Крещения?

Богословский смысл Таинства Крещения очень простой - соединение человека с Богом. Святитель Григорий Богослов писал: «Невоспринятое не уврачевано, но что соединяется с Богом, то и спасается». Поскольку, по слову Дионисия Ареопагита, спасение - это обожение и ничего больше, об этом у него прямо сказано, следовательно, Крещение - это начало обожения. То есть, как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, Сам Христос входит в человека, подобно семени, и пребывает в нем. А дальше, по слову блаженного Диадоха Фотикийского, эта благодать Божия, которая вошла в человека, помогает ему в деле обожения.

А значит, насколько простирается человеческое произволение, ровно настолько это произволение укрепляется благодатью Божией, поскольку сам человек совершенно изменить себя, переквасить себя в нового Адама не может. Все это делает благодать Божия, которую мы получаем в крещении. Если прислушаемся к словам святого праведного Николая Кавасилы, то поймем, что, по сути, благодать Божия сама спасает человека, сама просвещает и обоживает его. А дело человека заключается лишь в том, чтобы не мешать этой благодати. А что значит не мешать благодати? Не грешить. Всякий наш грех - это попытка закрыть себя от благодати, «скинуть с головы венец, погасить тот огонь, который зажег Господь…» А борьба с грехом требует от человека постоянных усилий. Поэтому совершенно неразумно говорить, что достаточно принять Таинство Крещения и больше ничего не делать. Это значит, что мы пустим в свою жизнь, в самого себя Бога и скажем: «Господи, посиди там где-нибудь у нас на задворках, а я этим временем буду решать какие-то свои земные задачи: поле куплю, волов, жену найду. Отсюда и все проблемы. Читая Евангелие, мы видим: притчи Спасителя как раз об этом и говорят. Например, притча о талантах. Талант можно развить, а можно зарыть в землю. Что за это ждет - известно. Тот, кто примет Таинство Крещения и ничего не будет делать, как раз уподобится тому человеку, который зарыл талант в землю. Опять же, притча о брачной одежде: хозяин пира пригласил гостей, и пришел туда человек без брачной одежды, и его выгнали во тьму кромешную. Это становится особенно понятно, если вспомнить древний обычай: богатый человек, приглашавший на пир знакомых, дарил каждому брачную одежду. Смыл притчи становится сразу понятен: я тебе одежду подарил, а ты ее куда-то дел. Это прямая аналогия с Таинством Крещения. И соответственно, становится понятна та роль, которая отводится крестным.

- Как выбирать крестных и почему их называют еще «восприемниками»?

Восприемниками их называют потому, что они воспринимают ребенка от купели. То есть по основному действию, в момент которого человек становится крестным, его и называют восприемником.
Дионисий Ареопагит пишет, что крестный подобен духовнику, это наставник духовной жизни. Но как может наставить в духовной жизни тот, кто сам ее не ведет? Крестный отец или мать, соответственно, должны учить ребенка духовной жизни, для этого сами должны ее вести, знать ее, разбираться в ней. Иначе смысла в их восприемничестве никакого не будет. По этому признаку и надо выбирать крестных: чтобы это были люди, которые реально могли, как минимум, молиться за восприемников, и крайне желательно, чтобы они могли давать какие-то советы по духовной жизни, помогать родителям. И хотя понятно, что в наше время главные функции духовного воспитания детей все-таки лежат на родителях, но крестные, я бы сказал, - люди несколько внешние для семьи, соответственно, ребенку к ним будет гораздо легче прислушаться. Это не папа и мама, к которым ребенок уже привык, а какой то, может быть, более авторитетный человек. Дай Бог, чтобы крестные пользовались таким авторитетом у детей.

Каковы обязанности крестных родителей по отношению к крестникам, крестников к восприемникам, а также кума и кумы друг к другу?

Обязанности крестных родителей по отношению к крестникам - руководствовать их ко спасению, помогать им в этом деле. А обязанности крестников, соответственно, слушаться своих крестных, внимать их советам. Между собой же крестные обязанностей никаких не имеют, поскольку, строго говоря, канонически нужен только один крестный, того же пола, какого и ребенок. мальчику обязательно необходим крестный отец, девочке - крестная мать. А восприемник второго пола, если будет - хорошо, а не будет его - не страшно. Это просто сомолитвенник по сути своей, и основная обязанность по отношению к крестнику, конечно, лежит на восприемнике того же пола.

Правда ли что восприемниками одного ребенка не могут быть монахи, супружеская пара и родители собственных детей?

Монах вообще удаляется от мира. Следовательно, он не должен иметь никакого отношения к мирской жизни. Тем более, монах не должен заниматься воспитанием детей. Потому что даже если говорить о древних монастырских традициях, то любой монах имел право покинуть монастырь при одном из трех условий: если игумен монастыря является еретиком, если в монастырь разрешен доступ женщинам и если при монастыре воспитываются дети. одной из этих трех причин достаточно, чтобы монах совершенно законно и спокойно мог покинуть свою обитель. Поэтому заниматься воспитанием детей монахам все-таки негоже.

Если говорить о супружеской паре, то каноническое правило такого запрета на них не налагает, хотя бы потому, что, по сути, крестным является только один из представителей этой пары, тот, который соответствует полу ребенка. А родители собственных детей никак не могут быть одновременно и крестными по той простой причине, что крестный входит в духовное родство как с ребенком, так и, соответственно, с его родителями. И, скажем, родная мать ребенка не может ни при каких условиях выйти за крестного отца своего сына, а родной отец своей дочери никак не может жениться на крестной матери ни в каком случае, даже если он овдовел. Жениться на своей куме или выйти замуж за своего кума нельзя. Это канонически запрещено.

До революции существовала практика заочных крестных. Если один из восприемников не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

До революции много нехороших правил существовало… Крестные все-таки должны реально присутствовать.

Некоторые священники учат, что согласно церковным законам, крестный не может быть мужем мамы мальчика, которого он крестил; а крестная не может быть супругой отца девочки, которую она крестила. Получается, что все остальное разрешено, например: кум и кума могут пожениться и повенчаться?

Это не некоторые священники говорят, а каноническое право. Кум и кума могут пожениться и повенчаться. В 19 веке было разъяснение Святейшего Синода по поводу того, что это не возбраняется. Хотя существует благочестивая русская традиция этого не делать, а брать крестную и крестного из разных семей… Но опять-таки, если мы обратимся к каноническому праву, то запретов на это не существует. Это принцип народного благочестия, который можно соблюсти. Но если этот принцип будет нарушен, ничего страшного.

Строка поиска: крестные

Найдено записей : 234

Можно ли брать в крестные мусульманина?

мария

Нельзя. Только православного христианина, и не просто крещеного, а исполняющего обеты христианские, знающего вероучение, воцерковленного.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Я 4 месяца назад родила ребенка. И так случилось, что мне срочно надо было найти крестного. Этого парня я до последнего не хотела брать за кума, потому что я его рассматривала как потенциального будущего молодого человека. Мама у меня верующая, и очень торопила это событие, чтобы можно было его причащать, подавать записочки и тому подобное. А времени до крещения оставалось совсем чуть чуть. Вот я и попросила своего знакомого стать крестным папой. Прошло несколько месяцев, я поняла, что у меня есть чувства к нему, и он меня любит тоже. И я немного путаюсь, крестные родители ведь отрекались друг от друга, и между ними запрещены отношения. А у кума и матери своего крестника? Что с этим делать? Может ли кум женится на матери своего крестника?

Вероника

Здравствуйте, Вероника. Крестные родители называются "восприемниками", т.к. воспринимают младенца от купели, и воспринимают меру ответственности за него. Восприемник должен быть одного пола с ребенком. У мальчика мужчина, у девочки женщина. Двух восприемников не бывает. Но, если по народной традиции и было двое - "папа" и "мама" крестные, то ни в какое родство друг с другом они не вступают. Первая степень духовного родства устанавливается только между восприемником и младенцем. Вторая степень духовного родства устанавливается между восприемником и родителями младенца. Восприемник мальчика не может вступить в брак с его матерью. Вторая степень родства это та же, что и между родными братьями и сестрами. Ни один священник не благословит такой брак. Идите на прием к епископу.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. На крещении сына присутствовал только крестный отец, крестная мама по серьезным причинам не могла присутствовать на крещении. Можно ли дать сейчас ребенку крестную маму, или это не возможно? Спасибо за ответ.

Ирина

Здравствуйте, Ирина. Для крещения младенца уставом требуется лишь один восприемник, одного пола с ребенком. У мальчика - мужчина, у девочки - женщина. Все остальное - крестные "папы" и "мамы" - народная выдумка.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, можно ли крестить ребенка 27 сентября, и должны ли присутствовать оба крестных? Спасибо.

Раиса

Здравствуйте, Раиса. Крещение можно совершить в любой день, и в двунадесятый праздник тоже. Но необходимо заранее договориться со священником в храме. Крестные обязательно присутствуют на крещении, если пришел только один, второго не записывают как крестного, "заочно". Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Мой муж переспал с крестной нашего сына, мальчик очень часто стал болеть, скажите, может это быть связано, и как это событие может повлиять на судьбу?

Наталья

Близкие, крестные должны молиться за крестника. А какие они молитвенники, если даже не покаялись в грехе? Мальчик Ваш за грехи взрослых не отвечает. Молитесь сами, берегите его.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. Пожалуйста, подскажите, как поступить. Моя двоюродная сестра решила крестить своего сына. Выбрала крестной мою дочь, а крестного хочет выбрать моего мужа, так как из близких ей некого выбрать, а чужого человека она не хочет брать крестного. Т. е. дочь с отцом крестные, как я понимаю, кумовья друг другу. Или выбрать крестного моего родного брата, но он крестный моей дочери. Т.е. крестный с крестницей будут крестить ребенка. Такое можно допустить?

Марина

Не надо запутывать ситуацию - крестят мальчика, а для него достаточно только крестного отца.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. Пожалуйста подскажите как поступить. Моя двоюродная сестра решила крестить своего сына. Выбрала крестной мою дочь, а крестного хочет выбрать моего мужа так как из близких ей некого выбрать, а чужого человека она не хочет брать крестного. Т. е. дочь с отцом крестные, как я понимаю, кумовья друг другу. Или выбрать крестного моего родного брата, но он крестный моей дочери. Крестный с крестницей будут крестить ребенка. Такое можно допустить?

Марина

Здравствуйте, Марина. Крестные друг с другом ни в какое родство не вступают. По уставу, да и самой сути учения об институте восприемников, у младенца должен быть, да и по существу так и есть, только один восприемник - одного пола с ребенком. У мальчика - мужчина, у девочки - женщина. Восприемник вступает в духовное родство с родителями ребенка и с самим ребенком. В Вашем случае восприемником будет Ваш муж, и только он.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день, батюшка! Я человек верующий, крестилась сама, т.е. будучи взрослой сама сознательно захотела этого, но как-то подзадержалась на уровне новоначального (5 лет назад было крещение). В храме на службах бываю, но недостаточно часто, в таинствах участвую редко. Последний раз причащалась перед рождением ребенка 8 месяцев назад. Но несмотря на это, мои родственники, которые и вовсе в храме не бывают, считают меня очень церковным человеком и многие хотят, чтобы была крестной у их детей. Но я-то понимаю, что это не просто так, и какая это большая ответственность, и что на причастие детей они водить не будут, а живут в другом городе, и вряд ли я смогу поучаствовать в их духовном воспитании. Как мне быть в этих ситуациях? Отказывать? Но как это сделать мягко, чтобы не обидеть? Я думаю, изложенные выше мотивы не все поймут, и решат, что я просто не хочу. Или соглашаться? Я читала, что восприемники чуть ли не принимают на себя грехи своих крестников. Спаси Господи!

Татьяна

Дорогая Татьяна, постепенно воцерковляясь, когда будете в храм с ребеночком ходить, сможете принять и приглашение стать крестной. Грехи на себя крестные, конечно, не принимают, а, хоть и в другом городе, молятся за своих крестников. Это не такое малое участие в их возрастании в вере. Да благословит Вас Господь!

иерей Сергий Осипов

Можно ли брать в крестные свою куму, у которой я крестил ребенка?

Вова

Да, Владимир, можете.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Моему сыночку будет 1 годик, можно ли переносить дату празднования? И кто из крестных родителей должен проводить обряд пострижин, и обязательно ли это?

таня

Церковь не предусматривает никакого "обряда пострижин", это - просто народная традиция. Крестные же занимаются духовным воспитанием ребенка: молятся о нем, приводят в храм причащаться, рассказывают о Боге и вере (сообразно возрасту). Празднование дня рождения - это тоже просто традиция, не имеющая отношения к церкви. Вы можете перенести торжество на более удобный день.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Я крещеная, но замужем за мусульманином, детей у нас пока нет, но заведомо решено, что воспитываться они будут в религии мужа. У меня вопрос, могу ли я при этих обстоятельствах стать крестной матерью? И если нет, то какие аргументы я должна привести родителям ребенка, чтобы объяснить им и не обидеть их своим отказом?

Юлия

Я бы не взял Вас в крестные. Не потому, что Вы замужем за мусульманином, не потому, что муж настаивает на мусульманстве ваших детей. А потому, что у Вас из-за этого не болит душа и не плачет сердце... Какая Вы христианка?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, у меня двое детей, мальчик и девочка, оба некрещеные. Сам я грузин, и живу в Краснодаре, крещен в Грузии. Крестные детей будут армянская семья, муж с женой. Они крещены в Армянской православной церкви. Могут ли возникнуть какие-то недопонимания, если крестить будем в Русской православной церкви?

Владимир

Здравствуйте, Владимир. Обязательно возникнут. Во-первых, и Грузинская и Русская Церкви находятся в каноническом общении и являются Православными, а Армянская - нет. Восприемники должны быть православными. Во-вторых, на тот случай, если Ваши друзья решать перейти в православие, - супруги не могут быть крестными одного ребенка одновременно. Их придется "поделить": женщина будет восприемницей девочки, а мужчина восприемником мальчика.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли брать крёстную, если ей только двенадцать лет?

Наталья

Наталья, крестные нужны, прежде всего, для того, чтобы наставлять своего крестника в вере, водить его в храм, учить молиться и т.д. Дети до 14 лет не могут становиться крестными, так как они не способны еще во всей полноте исполнять обязанности восприемника.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Мы подали заявление на регистрацию брака на 27 сентября 2014 года, без венчания. В этот день можно ли после регистрации гулять свадьбу?

Ирина С

Ирина, 27 сентября - день Воздвижения Креста Господня. Это постный день, в который мы вспоминаем крестные страдания нашего Спасителя, Его жертву за грехи всех людей. Для православного человека веселиться и гулять в такой день неприемлемо. Я бы посоветовал Вам расписаться, а свадебные торжества перенести на день Венчания.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшка, подскажите, как мне реагировать на родственников мужа? С мужем живем хорошо, выйдя за него замуж, я поменяла веру, приняла христианство, мне очень хорошо в этой вере. Крестный у меня - дядя мужа, я их очень всех полюбила, но получилось так, что мой крестный вместе с другими родственниками начали распускать обо мне слухи: то я воровка, то еще что-нибудь, я очень болезненно переживала все, тем более от крестного. Муж метался между мной и родственниками, но я никогда не препятствовала их общению. Спустя некоторое время крестные поняли, как меня обижали, и попросили прощения, я им сказала, что зла не держу ни в коем случае, и мне стало приятно, что мы стали общаться как раньше, дружно! Но вот опять что-то случилось, не знаю, крестный позвонил моему свекру (мы с родителями живем на одном участке) и наговорил на меня, что я колдую на свекра, чтобы их быстрее со свету сжить, теперь свекор боится меня, сторонится, мои угощения не ест и говорит, что действительно чувствует, что я что-то делаю. Батюшка, я беременная, и очень боюсь всяких колдовских дел. Как мне себя вести, не знаю. Как доказать, что я очень боюсь Божьего наказания, и ничего не делала черного? Как крестному не стыдно наговаривать про беременную крестницу?! Подскажите, как мне вести себя, мне нервничать нельзя, но такие разговоры переходят все рамки!

фелофея

Здравствуйте, Фелофея. Никому ничего не доказывайте. Заботьтесь о своем здоровье. Больше гуляйте, кушайте фрукты. Все подобные разговоры обрывайте сразу словами: "Я такие слова слушать не буду, беременным можно только о хорошем говорить," и улыбайтесь! Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Можно ли быть крестным отцом дважды?

Александр

Александр. Быть крестным это большая ответственность перед Богом за своих крестников. Крестные обязаны молиться за них, принимать участие в их православном воспитании. Крестным можно быть у многих людей, но нужно за всех их потом молиться.

Иеромонах Викторин (Асеев)

Возможен ли церковный брак между биологической матерью ребёнка и его крёстным отцом? Спаси Господи. Вера

Во время совершения Таинства Крещения между крещаемым, восприемниками и родителями устанавливается духовное родство. Церковь учит, что эта духовная связь куда глубже чем кровное родство. Если вы загляните в Кодексы императора Юстиниана , то увидите там целый свод, посвященный вопросам брачного регламента (код.V, разд.IV). В этом своде, который был одобрен VI Вселенским Собором, юридически уравнивается духовная связь и связь кровная.

Подобные вопросы поднимались ещё в древние времена и по всей видимости причиняли немалые волнения среди желающих вступить в брак, не смотря на духовные связи. В связи с этим в 680 году на VI Вселенском Соборе, Церковь сделала следующее постановление:
«Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Если же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящие сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих ». (53 правило VI Вселенского Собора)

Вот как это правило объясняет знаменитый толкователь канонов Зонара – «Это правило повелевает, чтобы те, которые берут в брачное сожитие женщин, детей которых воспринимали от святого крещения (своих кум), когда оне находятся во вдовстве, отступили от такового сожительства с расторжением незаконного брака, и чтобы подвергаемы были епитимиям любодействующих ».

В настоящее время существует мнение, что если люди по незнанию начали встречаться и даже заключили брак, то этим правилом можно и поступиться. Это мнение ложно. Как видим, Церковное правило твердо требует расторгать такие браки, если они были заключены — «да отступят от сего незаконнаго супружества ». Пребывающие в таком браке, рассматриваются, как блудники. Это страшный грех, апостол Павел учит – «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники , ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют » (1Кор.6:9-10).

Яна, Липецк

Можно ли выйти замуж за сына своей крестной?

Я уже полтора года встречаюсь с сыном моей крёстной. Сначала я не знала, что нельзя, но когда сказали, то было поздно, т.к. влюбились в друг друга и не знаем, что нам делать. Парень не верит в это всё и говорит, что мы не кровные родственники, а значит можно. Моя мама говорит, что нельзя нам быть вместе т.к. его мама мне крёстная и могут родиться дети инвалиды, а я этого не хочу. Мы очень сильно друг друга любим, планируем свадьбу, детей, но я хочу здоровых детей. Была интимная связь. Цепляюсь за любую надежду, что всё у нас будет хорошо. Помогите, пожалуйста, что нам делать, и правда ли, что нам нельзя, или всё-таки можно что-то сделать?

Добрый день. За всю историю Церкви вопрос о духовном родстве рассматривался соборно только единственный раз — на Трулльском (иначе Шестом) Вселенском Соборе.

Правило 53 Шестого Вселенского Собора:

Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.

Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещеных детей (вторая степень).

С течением времени греческим законодательством были утверждены брачные препятствия в духовном родстве до степеней, в которых брак воспрещался и в кровном родстве, а именно до 7-й степени включительно, на основании того места в трулльском правиле, по которому духовное родство важнее родства по крови.

В Иосифовской Кормчей 17 века (то есть сборнике церковных и светских законов) есть глава «О сродстве еже от святаго крещения». На стр. 1207 есть схема, описывающая ваш случай.

Захария родил Георгия, крестил Ирину. Между Георгием и Ириной вторая степень родства и брак «не бывает».

В статье также можете ознакомиться со страницами из рукописи «О родстве и о его определении степеней в коих разрешаются браки, и в коих запрещаются», основанными на Кормчии. И несмотря на то, что Номоканон (то есть та часть Кормчей, которая излагает церковные законы, принятые на Вселенских и поместных Соборах) не признает производных степеней духовного родства в качестве препятствия к браку, у вас с сыном вашей крестной вторая степень духовного родства. Запрет на ваш церковный брак освящен авторитетом патриарха Иосифа, а именно местными постановлениями, принятыми в его время.

Понимаю, что расставание может проходить через сердечную боль, но чем позже, тем больнее вам будет. Возможно, одному из вас стоит переехать, для того чтобы оборвать общение. Пока вы еще молоды, время лечит, а новое окружение, новая работа и проблемы по обустройству могут чуть смягчить недостаток общения с близким человеком. Церковные устроения выстроены не из «головы» какого-то человека, как и правила безопасности на авиа-транспорте, они написаны «кровью». Слишком многие «обожглись». Десять заповедей в Ветхом Завете и заповеди блаженства, церковные правила о строении семьи даны нам для предостережения: «не жги спички в детской — сделаешь пожар. Не лезь руками в кипяток — обожжешься».

Вы говорите о сильной любви, но похоже, что пока речь идет о страсти: гормоны, близость и красота тела — всё это производит очень сильное впечатление, особенно вместе с привычкой. Постарайтесь поговорить со своим духовным отцом, священником, которому Вы доверяете, молитесь, просите Божией помощи. Мои духовные советники рекомендовали молиться Псалтырь с покаянными молитвами. Господь управит ситуацию и умирит ваши души.

Христа ради, не рискуйте будущим своей семьи и своих детей. Дай, Господи, Вам духовного разума и овладения страстями!

Я прошу прощение за мои возражения, хотя они скорее не мои, а моей крестной матери. Вот она упорно пытается мне доказать, как, впрочем, и ее муж, что все-таки такая ситуация не в мою пользу. Видите ли, вся их семья служит в церкви уже в котором поколении, люди они знающие и во всем разбирающиеся. Это вот я такая неученая пытаюсь разобраться. Вы вот считаете, что брак между мной и их сыном вполне возможен, если мы любим друг друга? Это не будет нарушением каких-либо канонов?

Очень прошу ответить на вопрос, мне это очень надо!!!

Спасибо ещё раз за терпение.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос, заданный вами, весьма серьезен, поэтому необходимо точно руководствоваться церковными правилами. VI Вселенский (Трулльский) собор в 53-м правиле определил: «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы увидели, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: определяем, дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодествующих». Других соборных постонавлений нет. Епископ Никодим (Милош) так толкует решение Трулльского собора: «С течением времени на основании того места в трулльском правиле, по которому духовное родство важнее родства по крови, установлены были и церковным, и гражданским греческим законодательством брачные препятствия в духовном родстве до степеней, в которых брак воспрещался и в кровном родстве, а именно до 7-й степени включительно. Но так как ни в этом трулльском, ни в другом каком-либо общецерковном правиле не упоминается, кроме 2-й степени, дальнейшие степени духовного родства, в которых бы брак запрещался, то и воспрещение или разрешение браков в дальнеших степенях предоставлено законодательтвам поместных церквей и усмотрению подлежащих епископов» (Правила Православной Церкви, М.,2001, т.1, с.539 – 540). Приведенный комментарий касается византийского законодательства. Наша поместная Российская Церковь принятых в Византии запретов до 7-й степени не ввело, а в духе 53-го правила Трулльского собора установило два запрещения (Указ Святейшего Синода от 19 января/ 17 февраля 1810 г.): 1.восприемник не может взять в жены свою духовную дочь; 2.кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери. В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В.Булгакова (М.,1993, т.2) на основании принятых священноначалием постановлений делается вывод: «Таким образом, как плотские дети восприемников с самими воспринятыми, так и имеющие одних и тех же восприемников, между собою в родстве не состоят и потому могут вступать в брак» (с.1184, примечание 2).

Поскольку по этому вопросу возникли разногласия между близкими, было бы духовно полезно для окончательного решения вопроса обратиться в епархиальному епископу. Нужно также помнить, что согласно православной традиции, дети не могут вступить в брак без родительского благословения.