О злых духах и их влиянии на людей. Против духов злобы поднебесных

Представив им побуждение к особенной бдительности от свойства брани, потом внушает им бодрость указанием предстоящих подвигов. Каким образом? Сказав, что враги сильны, он навел на мысль, что и многого мы от них лишаемся. Чего же? Борьба происходит в поднебесной, и не из-за денег, не из-за славы, но из-за пленения в рабство. Стало быть, вражда становится непримиримой. Соперничество и борьба бывают сильнее, когда они происходят из-за предметов важных. В поднебесной (έν τοΐς έπουρανίοις ) – это то же, что за (υπέρ) небесное. (Враги наши воюют с нами) не для того, чтобы, после победы, чем-нибудь воспользоваться, но для того, чтобы нас лишить (неба). Так, если бы кто-нибудь сказал: ή συνδήχη εv τινι χεϊται (договор заключается в чем-нибудь), то здесь: έν (в) соответствовало бы: υπέρ (за) или διά (для). Заметь, какую бдительность возбуждает в нас сила врага, и какая трезвенность происходит оттого, что мы узнаем, что действительная опасность предстоит нашему великому благу, и что также мы должны заботиться о победе из-за великого блага, – потому что враг наш старается свергнуть нас с неба. Кого это называет (Павел) «Против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» ? И какой тьмы? Не ночной ли? Нет, – греховной. Мы были, говорит он, некогда тьмой, – называя так грех в настоящей жизни, потому что он уже больше не будет иметь места ни на небе, ни в грядущем веке.

Миродержителями же называет (дьяволов) не потому, чтобы они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Греховные дела Писание обыкновенно называет миром, например, в изречении Христа: «Потому что вы не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14) . Разве, в самом деле, (апостолы) были не от мира? Не были ли они облечены плотью? Не принадлежали ли к находящимся в мире? И в другом месте: «Мир Меня ненавидит, а вас не может ненавидеть» : и здесь также миром называет злые действия. Или, быть может, здесь под миром он разумеет самих злых людей, потому что демоны на них преимущественно простирают власть свою. «Против начальств, против властей» , – говорит, – «против духов злобы поднебесных» . «Началами» и «властями» называет их, по подобию того, как и между небесными (духами) есть престолы, господства, начала, власти.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным

Причину показывает, почему заповедует быть всегда одетыми во всеоружие и находиться в постоянной бдительности и осторожности. Потому, говорит, это необходимо, что таковы враги наши и такова война, что этого требует злокозненность и невидимость врагов.

Яко несть наша брань - παλη, - борьба, бой, схватки у нас идут не с кровию и плотию , «не с людьми, подобострастными нам и нам равносильными» (блаженный Феофилакт). И в послании к Галатам, когда Апостол говорил, что по обращении он абие не приложился плоти и крови, - сею фразою означаются люди. Хочет сказать Апостол, что не такова у нас брань, как бывает у людей с людьми. Тут враги друг друга видят, видят, что один предпринимает против другого и последний противопоставляет ему соответственный отпор, как в фехтовании. Наши враги невидимы, невидимы и козни их. Надобно, следовательно, поставить себя так, чтобы, что бы они ни предпринимали, уловки их не имели в нас никакого успеха. Так это и бывает, ибо, хотя мы и не видим их, но всеоружие наше таково, что и без видения сего можно противостоять им. Надобно, однако ж, заметить, что опытные в духовной брани доходят до разумения ухищрений лукавого; по первым приражениям его догадываются, куда он метит, и соответственно тому противодействуют ему. И святой Павел говорил о себе, что он не неразумеет умышлений сатанинских. Заметив их, он тотчас давал им и отпор. Но это есть достояние совершенных, большею же частию мы бьемся с духами, как бьются в потемках.

Блаженный Иероним иначе взглянул в этом месте на кровь и плоть. Он говорит, что есть у нас брань с плотию и кровию, когда плоть похотствует против духа. Апостол не отвергает ее, но дает разуметь, что за плотию и кровию надо провидеть другие силы, действующие чрез них и нас борющие. Ибо есть духи похоти, как пророк Осия поминает о некиих, обольщенных духом блудным (Ос. 4, 12) ; есть духи гнева, вражды, ненависти и всякой страсти. Апостол хочет научить нас, что страсти в нас не от естества тела, не из плоти и крови, а от духов злобы возбуждаются; почему и говорит так (сокращено).

Такой мысли нельзя не дать веса. Ибо она совершенно истинна. И всякий может осязательно удостоверяться в ней при наблюдении над проявлениями страстей, когда они доходят до мании, каковы: пьянство, блуд, воровство, обжорство. - Не дать ли даже этому пониманию преимущества пред первым?

Но к началом и ко властем , - и проч. При невидимости и спрятанности, враги наши еще многочисленны, и такие все властные, чиновные. Словами: начала и власти означаются ранги нечистых духов. В каких чинах пали, те и в падении удержали за собою. Как между чистыми Ангелами есть девять чинов, так есть свои ранги и между нечистыми. Апостол только два указал здесь. Так святой Златоуст: «Началами и властями он их назвал по подобию того, как между небесными духами есть Престолы, Господства, Начала и Власти». Феодорит прибавляет: «Злые демоны были в числе святых чинов, но за злобу лишились сего чина. Но и доныне имеют они сии наименования в обличение их растления».

Враги наши не только численны и властны, но и знатоки своего дела, от чего и титулует их Апостол: миродержители тмы века сего, духи злобы .

Миродержители не мира, Богом созданного и во вседержительстве Его состоящего, но мира, который во зле лежит и в котором только и есть что похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, с достаточным количеством людей, увлеченных сими похотями и множеством обычаев в удовлетворение им. В этом мире люди толкутся по сим обычаям, разжигаемые похотями и их более и более разжигая. От толчения и смятения - никто разобрать ничего не может, от чего что, для чего и как. Тьма покрывает всю эту область и есть ближайшая причина того, что мир сей еще стоит и цену какую-то имеет. Этого-то мира злые духи суть держатели. Они прельщают людей, они и держат их в прелести. Власть их не по естеству принадлежит им, а по неразумию людей, падких на похоти. Люди сами себя предают в рабство им и рабствуют. Сатана и стал случайно князем, по избранию грешных людей. Но как только кто отказывается жить по похотям и страстям, тотчас выходит из-под власти диавола. Если б все образумились, совсем бы пала власть сатаны, и бесы перестали бы быть миродержителями. Но так суждено, что люди будут грешить до конца века, - до конца века будет и миродержительство бесов. Оттого они и называются миродержителями тьмы только века сего. Святой Златоуст говорит:

«Миродержителями Апостол назвал демонов не потому, что они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Ибо Писание обыкновенно называет миром греховные дела. Может быть, под миром разумеет он и злых людей, ибо демоны на них преимущественно простирают власть свою». Феодорит же пишет, что демоны потому стали миродержителями, что люди, нерадиво живущие, добровольно возлюбили их рабство (сокращено).

Другое титло бесов есть духи злобы , - πονηριας, - лукавства. Лукавство так углубилось в них, что стало составлять будто их природу: они стали будто самое лукавство, и ничего от них не ожидай, кроме лукавства.

Наше слово - поднебесным , по-гречески стоит - εν επουρανιοις. Eπουρανιος - не поднебесный, а наднебесный, потому к духам злобы слово сие относиться не может, ибо они свержены с неба. Не можно его относить к духам и по грамматическому сочетанию. Наши толковники все и не относят его к ним, а разумеют под сим духовные небесные блага, полагая, что предлог εν стоит здесь вместо υπερ - из-за, - на что они приводят и примеры. Выходит такая мысль: брань у нас с духами злобы идет из-за небесных благ. Так, святой Златоуст говорит: «Борьба происходит εν επουρανιοις, - не из-за денег, не за славу. Eν επουρανιοις то же, что υπερ επουρανιοις - за небесное. Враги наши не затем воюют с нами, чтобы после победы чем-либо воспользоваться, но для того только, чтобы нас лишить неба». Так и Экумений с Феофилактом. Обыкновенный же образ перевода и понимания сего слова: поднебесным , означает, что духи витают между небом и землею, в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте.

По цели Апостола то и другое уместно здесь. Феодорит будто хотел совместить обе мысли, ибо говорит, что борьба происходит с поднебесными, но из-за небесного. «Указывает Апостол и выгоды победы, чтобы воинов соделать более ревностными, потому что, говорит он, борьба с поднебесными, то есть с небесными чинами, и наградою за борьбу сию уготовано Царство Небесное».

Но все это, говорит Апостол, для того, чтобы показать, как необходимо всегда быть во всеоружии, быть бдительными и трезвенными. Из невидимости и скрытности врагов видно это само собою, видно и из того, что они суть духи злобы - лукавства, и из того, что многочисленны. Как же видно это из того, что они миродержцы тьмы века сего, когда христиане изъяты из-под их власти? - Тем, что изъяты, злобу их раздражают и вооружают против себя. Если так, то и себе надо вооружаться против них.

Блаженный Феодорит ставит в этом смысле одну общую мысль: «Божественный Павел подражает доблестному военачальнику, который с тем намерением, чтобы в воинстве его не было лености, описывает мужество врагов». Святой Златоуст свою об этом мысль прикрепляет к слову: из-за небесного. «Заметь, какую бдительность возбуждает в нас сила врага и какая трезвенность происходит оттого, что мы знаем, что действительная опасность предстоит нашему великому благу, и что также мы должны заботиться о победе из-за великого блага, потому что враг старается свергнуть нас с неба».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

Прп. Петр Дамаскин

Несть наша брань к крови и плоти , то есть к людям, как в древности было с иудеями, когда побеждавший иноплеменников совершал дело Божие, но к началом, и ко властем , то есть к невидимым демонам. И побеждающий мысленно побеждает или бывает побеждаем страстями. Та война была прообразованием нашей брани.

Творения. Книга вторая.

Блаж. Феофилакт Болгарский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

потому что наша брань не против крови и плоти

И это не для возбуждения страха говорит, но для того, чтобы сделать внимательными. Ибо тот, кто указывает на силу врага, делает тем самым своих более осторожными. У нас дело, говорит, не с обыкновенным врагом, и не с людьми, подобными и равносильными нам.

но против начальств, против властей

Как Бог начала и власти имеет, так и надменный тиран устроил у себя подобные же порядки.

против мироправителей

Не в смысле обладателей мира или твари. Потому что писание миром обыкновенно называет лукавые деяния и тех, кто совершает оные, как в выражении: вы не от мира (Ин. 15:19) , то есть не из числа творящих злое. Теми же обладают демоны, потому что они добровольно отдали себя в рабство им.

тьмы века сего

Тьмой называет непотребство, которое является и существует в сем веке, но далее его не простирается.

против духов злобы

Так называет демонов. А так как и ангелы суть духи, то он прибавил злобы ; потому что те - духи добра и света. Говоря же, что мы воюем не с плотью и кровью, он чрез противопоставление дает знать, что воюем с подвижными, непобедимыми в коварстве и трудно уловимыми.

поднебесных (έν τοις έπουρανίοις)

Чрез это опять побуждает к бодрости слушателя. Опасность, говорит, в великом деле, ибо дело идет не о земном и тленном, а о небесном. Предлог «в» (έν) употреблен вместо «за» и «ради» (διά), как бы говорит: ради небесного воюем, и потому нужно быть бдительным.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

Я полагаю, что брань против плоти и крови - это та, которая называется искушением человеческим. А именно: когда плоть похотствует вопреки духу и побуждает нас к деланию дел своих, т.е. блудодеяния, нечистоты, невоздержания, идолослужения, вражды, раздоров, ревности, греха, споров, несогласия, разделений, козней, пьянства, бесчинства и прочего«. Потому [то, о чем говорит здесь апостол,] это не просто человеческое искушение или борьба против плоти и крови , когда сам сатана или преображается в ангела света (2 Кор 11:14) и старается убедить нас, чтобы мы его почитали ангелом света, или делает нечто подобное, употребляя всякие усилия, ложные чудеса, и пророчества, и всякий неправедный обман. В самом деле, когда враг уловляет кого- либо, чтобы обмануть его, и утверждает в нем: Так говорит Господь, - то обманывает его не так, как плоть и кровь или искушение человеческое, а как начало и власть, правитель тьмы и духовное непотребство.

Следует знать также и то, что, за исключением этого места, мы не встречаем нигде - ни в Ветхом Завете, ни в Новом - слова κοσμοκράτωρ (мироправитель ). Это слово апостол Павел составил сам, чтобы, вследствие необходимости, обращаясь к ефесянам, новым и невидимым предметам дать новое наименование [В Библии данный термин действительно используется только однажды - в Послании к Ефесянам, однако Иероним ошибается, полагая, будто апостол Павел изобрел это слово, поскольку оно встречается в орфической литературе: см. Orphei hynmi, ed. W. Quandt (Berlin: Weidmann, 1962); см. также соответствующее место в словаре H.G. Liddel and R. Scott, A Greek-English Lexicon, revised and augmented by H.S.Jones (Oxford: Oxford University Press, 1996), стр.984].

Мы должны понимать, что наша борьба не против плоти и крови, но против некоторых духовных и невидимых сил, против правителей тьмы, которая облегает этот мир, распространяя заблуждения среди людей неверующих, и против духов непотребства, которые обитают в небесных пространствах. Это значит не то, что демоны проводят жизнь в небесах, а то, что находящийся над нами воздух получил это имя [небес]. Поэтому-то и птицы, летающие по воздуху, называются небесными…

Сергей Есенин
Черный человек

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный...

Жизнь закончится у многих именно так.
«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Еф.6,12.
Борьба со страстями главное в христианской жизни. Святые отцы православной церкви учат, что любой грех начинается с прилога вражия, помысла, мысли, если человек принимает эту греховную мысль соглашается или услаждается ей, то она переходит в слова и дела. Именно и это называется духовной бранью, которую должен вести каждый христианин. «И надо нам с вами всем помнить, что в душе светлой и чистой и одна какая-нибудь мысль, брошенная от диавола, тотчас произведет смущение, тяжесть и сердечную боль, в душе же, омраченной грехом, еще телесно и оскверненной, даже и само присутствие его будет неприметно. И этой неприметности помогает сам дух злобы, ибо она ему выгодна. И он, тирански властвуя над грешником, старается держать его в обольщении, будто бы человек действует сам собой..» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

В. Высоцкий
«Меня опять ударило в озноб...»

Меня опять ударило в озноб,
Грохочет сердце, словно в бочке камень:
Во мне живёт мохнатый злобный жлоб
С мозолистыми цепкими руками...

Он не двойник и не второе «я»...
Все объясненья выглядят дурацки:
Он плоть и кровь, дурная кровь моя -
Такое не приснится и Стругацким.

Он ждёт, когда закончу свой виток, -
Моей рукою выведет он строчку,
И стану я расчётлив и жесток,
И всех продам гуртом и в одиночку.

Я оправданья вовсе не ищу -
Пусть жизнь проходит, ускользает, тает,
Но я себе мгновенья не прощу,
Когда меня он вдруг одолевает...

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого». Лк.11, 24-26.

Домом называет бес человека, а как не дом, коль человек живёт в страстях, гордости, блуде, жадности, воровстве, курении, сквернословии, пьянстве, безбожии. Когда само тело изменяется от действия страстей, искажается лицо: напыщенной гордыней, злым взглядом, раздражением на всех, маской лицемерия, блудным развращением. И нет никакой борьбы со страстями.

"Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой - то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве... Все должны были погибнуть, кроме весьма немногих избранных. Появились какие - то новые... существа микроскопические, вселившиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как эти зараженные... Целые селения, целые города и народы заражались и сумашествовали". Страшный сон приснился Раскольникову. О массовом забесовлении Достоевский пророчествовал удивительно точно".

"Мы в своем обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность. И на этой почве всецелого погружения людей в плотскую жизнь разрастается чудовищный разврат.
Младенцы, зачатые в беззаконии, появляются в мир больными, одержимыми от рождения духом злобы, и лукавством превосходят взрослых. Отроки, не зная детского простодушия, играют во взрослых, и в одуряющих химических реактивах ищут особых видений и ощущений. Юноши и девушки, не зная и самого понятия невинности и чистоты, погружаются в блато такой грязи, о которой и помыслить страшно, и срамно глаголати. И наркотический угар для многих становится единственно реальной жизнью. А грохот бесовского шума, ворвавшийся в дома наши с телевизионных экранов, оглушил, одурил всех от малого до большого, и вовлек всех в водоворот адского кружения, поработив души насилием.
…И нормой жизни становится – ходи по трупам задавленных тобою, рви кусок из чужого рта и плюй на всяческие заветы. А тот враг, что посеял страшные плевелы злобы и гордыню лжеименного разума, человекоубийца искони, лжец и отец лжи (Ин.8,44) – любуется плодами дел своих. Он преуспел. Он одолел людей. И Бог теперь не столько отрицаем, сколько вытесняем из сердца человека всякими его пристрастиями и житейскими попечениями. Бог просто забыт." Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Ефрем Сирин писал, что страшный змей влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить, и оттого грех умножается, не имея сопротивления себе.

В школе учат преподаватели, что они произошли от обезьян. Достоевский писал:"если нет Бога, то всё позволено". Вот мы и видим людей без моральных принципов, только деньги.

"ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный...
Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь - вот чего надо!"
Бесы. Ф.М.Достоевский

О бесноватом в храме

Совершая неправедные поступки в течение жизни своей, человек отдаляется от Бога и попадает в сети злых духов, иногда сам того не ведая. Спасением в такой ситуации могут стать молитвы от злых духов.

Как защитить себя и семью свою от злых духов?

К сожалению, человек нередко попадет в ситуации, когда отчаяние и злоба поселяются в сердце его, сила искушений намного сильнее воли его, а заблуждение приводит во тьму неверия. И тогда армия нечистой силы вовлекают грешника в царство тьмы, отвлекая его от чистоты душевной, соблазняя и приводя к грехопадению.

В противовес Царству тьмы Господь наш создал пристанище, где каждый грешник может покаяться и найти защиту от дьявола – Церковь, где раскаявшийся может очиститься, произнося молитву против злых духов и вернуть чистоту души своей.

Нечистая сила и злые духи, по убеждению священнослужителей, не могут противиться изображению креста и знамения крестного, теряя свою силу и власть над человеком. Происходит это вкупе с чтением молитвы от злых духов, которая укрепляет веру человека.

Спасение души

Бороться со злыми духами человеку в одиночестве было бы трудно, поэтому Господь дал ему помощников. Первый из них - сын его, искупивший грехи наши человеческие, пройдя путь на Голгофу. Поэтому, борясь с нечистью, чаяния наши должны быть обращены именно к нему, сыну Божьему, Христу.

Второе - Таинство Крещения. Совершая это таинство, душа человека освобождается от всех грехов и заново рождается. Однако, после Крещения, человеку надо помнить и о силе злых духов и не поддаваться искушению.

Как защититься?


Злые духи действуют исподтишка, расставляя невидимые сети людям. Часто встречаются люди, называемые в народе бесноватыми: в них вселяется дьявол и полностью меняет облик и поведение грешника. Защитить человека можно в Церкви, проведя специальный ритуал и читая молитвы от злого духа.

Нередко люди жалуются и на действия, происходящие в их собственной квартире: слышатся непонятные шумы, пропадают вещи, передвигается мебель, а ребёнка мучают кошмары. В этом случае необходимо читать молитву от злых духов в квартире, чтобы избавить её от непрошенных и темных гостей.

Бессилие, непонятная слабость, а иногда и болезнь – такие признаки характерны в случае, когда на вас навели порчу или сглаз, что тоже является орудием нечистой силы. Как и в предыдущих случаях, лучшей защитой и исцелением в такой ситуации являются молитвы от злого духа.

Молитва «Отче наш»


Самой сильной молитвой от всякой нечисти является «Отче наш»:

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Молитва от злых духов Серафиму Саровскому

О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва против антихриста и нечистой силы

Православная молитва Святому Архистратигу Михаилу от злых духов в квартире

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злохитрого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания имени Твоего святого, да не отступлю страха ради дьявольского, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь мне, Господи, день и ночь плачь и слезы о грехах моих, и пощади мя, Господи, в час Страшного Суда Твоего. Аминь.

О том, как были найдены, отреставрированы и изданы уникальные проповеди Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) мы уже рассказали на сайте в статье «Обретение голоса святого Целителя». Разместили о нем статью «Святой Целитель» и проповедь на Преображение Господне.

– Жизнь всех тех блаженных людей, которые всем сердцем возлюбили Господа нашего Иисуса Христа и неуклонно идут за Ним тесным и тернистым путем, который начинается узкими вратами, жизнь этих блаженных полна борьбы. Какой борьбы? Не борьбы с плотью и кровью, а с гораздо более тяжелой борьбы – с духами злобы поднебесными.

И блаженны те, кто ведет эту тяжкую, непрестанную борьбу с духами злобы поднебесными. Это гораздо более тяжкая борьба. Блаженны они, кто ведут эту борьбу.

И какими слезами оплачем мы тех близ нас, которые ничего не хотят знать об этой борьбе, о духах злобы поднебесных, которые смеются над верой нашей в нечистых духов? Какими слезами оплачем их?

Ибо, конечно, для бесов, для самого дьявола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали, чтобы никогда не ощущали близости их. Ибо скрытный, неведомый враг гораздо опаснее врага видимого.

Послушайте, как говорит святой апостол Павел об этих духах злобы поднебесных, о борьбе с ними:

– Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6.12).

О, как огромна эта окаянная армия бесовская! О, как неизмерима их черная толпа, неуклонно, неустанно, день и ночь стремящаяся к тому, чтобы нас, всех нас, верующих во имя Божие, совратить на путь неверия, совратить на путь зла и нечестия. В одном гадаринском бесноватом был целый легион бесов!

Называется эта армия бесовская, называется страшным именем – врагов Христовых, врагов Божиих. И эти враги Божии – бесчисленные – ставят своей единственной задачей день и ночь заботиться о том, чтобы губить нас, чтобы толкать нас на путь зла, на путь неверия, на путь нечестия.

Как в сонме бесчисленном добрых и святых Ангелов есть девять чинов, есть высшие чины: Начала, Власти, Престолы, Силы, Господствия, и есть более низкие чины: Архангелов и Ангелов, так и во всем воинстве духов злобы поднебесных тоже есть такие же высшие и низшие чины. Тоже есть начала и власти, о которых говорит святой Павел.

Эти высшие чины ведут борьбу с самыми твердыми, с самыми верными слугами Христовыми: со святыми, с праведными. И трудна, чрезвычайно трудна эта задача их. Ибо именем Христовым отражают святые и праведные все нападения их.

Есть и бесы средней силы, которые воюют непрестанно с нами, с несовершенными, слабыми христианами. Борьба с ними очень тяжка, очень трудна. Ибо ум этих ангелов сатаны неизмеримо превосходит наш человеческий ум. Ибо не спят они не едят. И все время жития своего посвящают только на злое дело – погубление, совращение людей Божиих.

Есть и мелкие бесы, задача которых не трудна. Ибо они сами то только тем занимаются, чтобы все дальше и дальше подталкивать во тьму тех несчастных, которые больше возлюбили тьму, чем свет, неправду, чем правду.

Как же нам, обуреваемым такой напастью, как же нам, которых обступает такое воинство бесовское со всех сторон, как нам бороться с ними? Где взять силы на борьбу с ними?

Ответ на это дал нам святой Павел. Его послушайте братия:

– Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6. 10-11).

Не своими силами, не своим умом, не своим тщанием и стремлением к победе можем мы бороться и побеждать это окаянное черное, темное воинство. А только силой Божией! А только Его помощью! А сами мы бессильны.

И для того, чтобы мы хорошенько поняли это, сравнивает святой Павел нашу брань с воинством бесплотных тех сил с той борьбой, с тем положением, в котором находились древние воины.

Он говорит, что должны мы препоясать чресла наши правдой. Подобно тому как воины в древнее время, прежде чем идти на сражение с врагами туго подпоясывали чресла свои. Подобно тому как всякий, идущий в дальний путь, трудный и опасный путь, подпоясывает туго чресла свои – кожаными поясами подпоясывались они. А нам нужны не кожаные пояса. Нам нужно совсем другое препоясание. Препоясание чресл правдой – Божией правдой. Ибо только правдой можем мы победить всю неправду окаянного воинства бесовского. Только правдой!

Ибо главное единственное оружие бесовского воинства против нас состоит в неправде, во лжи, которая составляет истинную их сущность, духовную сущность.

И только тогда, когда будут чресла наши препоясаны святой Божией правдой; только тогда, когда мы будем постоянно помнить о том, что не должны мы отдыхать, не должны останавливаться, не должны на пути своем мешкать; только тогда, когда будут чресла наши всегда и всюду туго препоясаны правдой Христовой – только тогда мы будем побеждать, побеждать окаянных. Побеждать врагов Божиих и врагов наших.

И прибавляет апостол святой, что это особенно нужно нам помнить в день злой, в день, когда зло, всяческое зло умножается и умножается вокруг нас!

И дальше говорит святой апостол, что надлежит нам облечься в броню. Подобно тому, как древние воины облекались в броню металлическую, железную или медную, в кольчуги облачались для защиты от ран, так надлежит и нам облечься в броню. Но иную, совсем иную броню! Ибо никакая медная и железная броня не страшна для духов злобы поднебесных. Могут они свободно ранить нас, заключенных в такую броню. Иная броня нужна нам.

Броня правды! Нам нужно чтобы тела наши облекались святой и пречистой Божьей правдой, а не кольчугой металлической. А правду эту можем мы стяжать только неустанным соблюдением заповедей Христовых, неустанной молитвой. И только за эту неустанную работу Богу получим мы броню правды.

Нужны ли нам эти латы? Нужны ли железо и медь для того, чтобы ноги наши были защищены от козней вражеских? Нет, нет – совершенно не нужны!

Ибо если ноги наши будут всегда направлены на путь мира, если всю быстроту ног наших мы будем использовать на то, чтобы благовествовать везде и всюду мир, если заслужим того, чтобы к ногам нашим относилось блаженное слово великого апостола Павла:

– Как прекрасны ноги, благовествующих мир, благовествующих благое! (Рим. 10.15).

О, если будут так прекрасны наши ноги! О, если будут они спешить всегда туда, где нужна наша помощь, помощь несчастным, больным, увечным, беспомощным людям!

Если будем мы всегда спешить на совет праведных и подальше уходить от совета нечестивых, тогда никакие металлические латы нам не нужны будут. Тогда ноги наши будут защищены силой Божией, и никакое зло не коснется их.

– Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6. 16).

Медный щит, тяжелый большой щит был главной защитой для древнего воина. А нам нужен ли такой щит, защитит ли он нас от разжженных адским пламенем стрел врагов наших и врагов Божиих? Конечно, нет! Конечно, ничто для них медный щит!

У нас есть другой щит. Неизмеримо более крепкий. Щит веры, веры нашей! Веры в Господа нашего Иисуса Христа!

Ибо если всем сердцем будем веровать в Него, если будем неуклонно творить заповеди Его, то всегда будет пребывать Он с нами. И будем мы друзьями Его, по святому слову Его. И вера в Него защитит нас неизмеримо лучше, чем всякий тяжелый медный щит.

И дальше говорит святой апостол, чтобы мы покрыли, подобно воинам древним головы свои шлемами. Какими шлемами? Конечно не медными! Ибо они ничто против силы вражеской. Не медными, не медными, говорю я вам! А совсем другими шлемами.

Шлемами глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа. Глубокой любви к Нему. Ибо сказал Он Сам пречистыми устами Своими нам:

– Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6. 56).

О Господи, Господи, Какая нам нужна еще защита, если Ты будешь пребывать с нами, в нас, в умах и сердцах наших? Если будешь защищать развращение умов и сердец наших Своим постоянным присутствием в нас, в умах и сердцах наших? Какая еще нам помощь нужна нам? О, конечно же, довольно! О, конечно же, исчерпывающе довольно нам!

И если так будем защищены, то останется нам только взять в свои руки обоюдоострый меч, как брали его в руки древние воины.

Послушайте же теперь, что говорил святой Павел об этом мече обоюдоостром:

– Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12).

Так вот какой меч нам нужен! Меч слова Божия, пред которым трепещут все бесы и сам диавол. Ибо словом Божиим побеждаются все они, окаянные. И если будем мы всегда владеть этим святым и сильнейшим оружием, оружием слова Божия, то никакие враги нам не страшны. Ибо все они побеждены уже давно Крестом Христовым. Ибо стерта глава древнего змия – диавола – подножием страшного Креста Голгофского.

Помните же, помните все вы, братья и сестры мои, что своими силами не можем мы воевать с духами злобы поднебесными.

Помните, что все наши надежды должны мы возлагать только на помощь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который подножием Своего страшного Креста стер главу древнего змия.

Здесь вы можете услышать уникальную запись самой проповеди Святителя Луки. И ее текст, который читает Народный артист России Владимир Заманский.

"Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6,12). Можно ли понимать выше написанное именно так, что наша брань имеет духовную, а не душевную (разум и чувства) природу?

Заранее вам благодарен.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Уже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и произошло грехопадение, Господь сказал соблазнителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Это самое раннее обетование о Спасителе исследователи называют Первоевангелием. С того времени не прекращается борьба. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Их мнимая сила проявляется только тогда, когда мы бессильны, когда придаем им значимость. Поэтому св. апостол Павел призывает «стать против козней диавольских» (Еф.6:11). Главный способ врагов нашего спасения – в мыслях боримого представлять истинным то, что является ложью, предлагать под видом добра то, что оказывается худым, внушать обманчивые надежды, побуждать делать то, что превосходит наши силы в одних случаях и расслаблять нашу волю неуверенностью в себе - в других. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:14-18).