Открытый урок в старшей группе дикие животные. Тема «Дикие животные наших лесов». Старшая группа. Отправление в лес

Ольга Галкина
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»

Тема : «Дикие животные » .

Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных , их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.

Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные » (животное , зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-) .

Развивать связную речь детей , речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа : Добиваться полного ответа у Вани, Данилы; продолжать учить правильно держать карандаш Кирилла.

Оборудование :

Аудиокассета с голосами животных ; схема описания животного ; схема-модель жилищ животных ; рисунок «Звери у Айболита» ; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных ; карточки с изображением животных ; простые карандаши; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда; елочки.

Предварительная работа : Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой . Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка» .

Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк» , рассказа Е. Чарушина «Лисята» . Заучивание загадок о диких животных . Ознакомление со схемой описания животного . Посещение совместно с родителями циркового представления и школы юннатов.

Ход занятия.

Дети входят в группу под тихую музыку .

Воспитатель : - Дети, какое время года наступило? (Зима) .

Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе ! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных ) .

Как одним словом можно их назвать? (Дикие ) .

Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .

Как животные готовились к зиме ? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли : поменяли летние шубки на зимние.)

(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка) .

Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь : их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)

Конечно, это добрый доктор Айболит, но мы не можем попасть на волшебную поляну, поэтому я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть картину, которую я нарисовала, когда была в гостях у Айболита.

(Воспитатель вывешивает рисунок.)

Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком).

Очень боялись детеныши животных Айболита : ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково :

Зайчонка - (зайчоночек) .

Медвежонка - (медвежоночек) .

Бельчонка - (бельчоночек) .

Лисенка - (лисеночек) .

Волчонка -(волчоночек) .

Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.

(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных )

Дети, посмотрите на схему : догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?

Это нора. В ней живет лиса.

Это берлога. В ней живет медведь.

Это дупло. В нем живет белка.

Это куст. Под ним прячется заяц.

Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.

Игра с мячом «Большие и маленькие» .

А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч , вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

В. - У лисы рыжая голова.

Р. – У лисенка рыженькая головка.

В. - У волка острые зубы.

Р. – У волчонка остренькие зубки.

В. – У зайца короткий хвост.

Р. – У зайчонка коротенький хвостик.

В. – У белки черные глаза.

Р. – У бельчонка черненькие глазки.

В. – У лося длинные ноги.

Р. – У лосенка длинненькие ножки.

В. – У медведя короткий хвост.

Р. – У медвежонка коротенький хвостик.

Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных : Кирилл и Матвей - медведи, пройдите, по-медвежьи. Катя – лисичка, пробеги, по-лисьи. Семен будет волком, а Данила с Ваней – зайцами : проскачите по-заячьи.

Раз, два, три - мы опять превратились в детей.

У меня для вас есть сюрприз : вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.

(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных .)

А теперь составьте описания тех животных , которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное , дикое оно или домашнее, где живет : в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, строение, чем питается.

Вывешивается схема рассказа о животном .

Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме .

Молодцы, ребята! Отдохнем немного?

Физкультминутка.

Как на горке снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

Дети, взгляните на свои столы. Перед вами – конверты. Достаньте оттуда карточки. Кто изображен на них? (дети перечисляют животных ) .

Все ли в порядке с вашими животными ? (у лисы не хватает хвоста; у медведя – уха; у белки – лапки и т. д.)

Вот видите, художник торопился и не успел нарисовать некоторые части тела. Возьмите карандаши и дорисуйте сами.

Катя, чье ухо ты нарисовала? (Я нарисовала медвежье ухо) .

Кирилл, а ты, чью лапку дорисовал? (Я дорисовал заячью лапку) и т. д.

Вот теперь порядок! Все животные будут довольны .

Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят : ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?

Мед – для медведя.

Орехи – для белки.

Морковка – для зайца.

Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными .

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов».

Тема занятия: Дикие животные наших лесов

Цель :

  • Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных от сущ., согласовании сущ. и прилагательных.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.
  • развитие мелкой моторики.
  • Закрепить представления детей о месте обитания животных, активизировать словарь сущ.: берлога, нора, логово, дупло.
  • Уточнение значений пространственных предлогов, умения их употреблять в речи.
  • Согласование числительных с существительным
  • Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Аудио запись «звуки леса», сюжетные картины семей диких животных, картины берлоги, норы, дупла, «лабиринты» на каждого ребенка, «найди маму и малыша» на каждого ребенка,

Ход занятия

Орг. момент

Скажите мне ребятки, вы умеете отгадывать загадки? Ну, сейчас посмотрим!

1. Огадывание загадок про животных наших лесов.

Живёт в норке,
грызёт корки
Короткие ножки,
боится кошки
(мышь)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
(медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный.
(волк)

Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
(заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(лиса)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж).

Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжый хвост, а не лисица…
(белка)

Скачет зеленая зверушка.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
(лягушка)

Какие вы все молодцы!
А где живут эти животные? (в лесу)
А вы хотите попасть в лес? (да)

2. Отправление в лес.

Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от детского садика. Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Когда музыка замолкнет, электричка сразу же останавливается. Двери открываются: «Ш-ш-ш-ш-ш. Станция «Городская». Это не наша остановка, ведь мы едем в лес, значит, нам нужна станция «Лесная». Запомните названия станций, которые мы будем проезжать, чтобы правильно назвать их на обратном пути. Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Речная», «Полевая». (на каждую станцию слайд: лес, река город поле)

Игра продолжается до станции «Лесная».

Теперь мы приехали в лес, садитесь на пенёчки (стульчики).

3. Релаксация (звуки леса)

Ручки положите на коленочки, закрывайте глазки и прислушиваемся.

4. «Прятки с зайчиком»

В лесу много интересного. Посмотрите, кто это прячется за ёлкой… Ой, да это же зайчик который нам писал письмо. Посмотрите он от нас прячется, может, он хочет поиграть с нами в прятки? Посмотрите где теперь спрятался зайчик (заяц прячется за деревом, за пнем, под деревом, между деревьев, за пнем и т.д.) (слайды «зайка прячется»)

5. Игра «Какой? Какая?»

Но зайчик все еще боится к нам выходить и чтобы он понял, что мы в лесу не посторонние, надо поговорить с ним на лесном языке – я скажу слово, а вы добавляйте к нему слово «лесной». Гриб какой? Дорога какая? Озеро какое? Ягоды какие? Поляна какая? Воздух какой? Тропинка какая? Запахи какие? Речка какая? Звуки какие?

Молодцы, вот и вышел к нам зайчик, и он предлагает нам прогуляться по лесу.

6. Физ.минутка

Осенним днём, лесной тропой (маршируют спокойным шагом)
Звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался лисёнок. (крадутся на носках)
За мамой ежихой катился ежонок. (приседают и медленно двигаются вперёд)
За мамой медведицей шёл медвежонок. (идут вперевалку)
За мамой белкой скакали бельчата. (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата. (скачут на месте)
Волчица вела за собою волчат, (шагают)
Все мамы и дети напиться хотят. (хлопают)

После игры “На водопой” дети садятся за столы.

Логопед. Часто теряются дети в пути-
Мамам поможем мы деток найти.

7. «Помоги мамам найти своих детёнышей». Задание на индивидуальных листах.

8. «Назови семью животного»

Логопед вместе с детьми рассматривают презентации и называют “семьи” животных (мама- лиса, папа- лис, ребёнок — лисёнок)- белка, ёж, волк, медведь, заяц.

Зайчика наверно уже дома ждут, он с нами совсем заигрался и забыл где живет. Мы поможем ему?

9. «Кто где живет».

Отлично! Вы молодцы, напомнили зайчику что он живет в норке, а теперь давайте ему поможем найти дорожку до его дома.

«Лабиринт»

Сначала проведите дорожку до норки пальчиком, потом обведите цветным карандашом.

10. «Возвращение в детский сад»

Какие вы все молодцы. Наше путешествие в осенний лес подошло к концу и нам надо возвращаться в детский сад. Как мы это сделаем? (На электричке)

Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Когда музыка замолкнет, электричка сразу же останавливается. Двери открываются: «Ш-ш-ш-ш-ш. Станция «Полевая». Это не наша остановка, ведь мы возвращаемся в детский сад, значит, нам нужна станция «Детский сад». Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Речная» «Городская».

Игра продолжается до станции «Детский сад».

На каждую станцию слайд (город, поле, речка, лес)

Итог занятия

Молодцы, ребята! Что вам понравилось больше всего на занятии?

Михеева Е.П.,
учитель-логопед

натальяС Светикова
Конспект занятия «Дикие животные» (старшая группа)

Цели :

1. Закрепить знание детей о диких животных ;

2. Обогащать словарный запас детей по лексической теме.

Задачи :

Образовательные задачи :

1) активизировать словарный запас по теме "Дикие животные ";

2) учить отвечать на вопросы полными ответами;

3) учить согласовывать в роде, числе, падеже;

Развивающие задачи :

1) способствовать развитию слухового внимания;

2) способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;

3) способствовать развитию логического мышления;

Воспитательные задачи :

1) стремиться воспитывать уважение детей друг к другу;

2) стремиться воспитывать у детей чувство любви

3) бережного отношения к природе.

Оборудование :

1. Картинки с изображением диких животных ,

2. маски диких животных ,

3. загадки про диких животных ,

4. картина медведя (отдельные части тела) .

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Вспомним наше правило :

Говорим всегда красиво.

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

2. Сюрпризный момент “Письмо”.

Воспитатель : Ребята сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла конверт, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может тогда узнаем от кого оно.

Это что за мужичок

Сел у дуба на сучок?

Невелик, да деловит,

Зря нисколько не сидит :

Он без молотка, без рук

По стволу стучит : тук-тук.

Трещинку в коре найдет -

Длинный нос в нее сует,

Вытащит за спинку

Всякую личинку.

Мужичок тот не простой -

Это доктор наш лесной.

Дети : Дятел

В : Ну вот теперь мы знаем от кого это письмо. Прочитаем его?

Д : Да

В : Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, была метель. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста. А чтобы найти животных , отгадайте загадки :

1. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

3. Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

4. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

5. Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

В : Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных ?

Д : Дикие животные .

В : Животных мы с вами нашли , а помните в письме дятел говорил, что метель занесла все их домики, поможем отыскать их?

Д : Да.

3. Игра : “Кто, где живет?”

В : Соединим линией дикого животного с его жилищем .

Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.

В : Молодцы и с этим заданием вы справились. Но у нас еще есть задания от дятла :

4. Игра “Собери животное”

В : Когда дятел летел к нам с письмом, он нёс рисунок животного , но помните была метель, сильный ветер разбросал все части рисунка, давайте найдем и соберем их.

Д : Это медвежья голова. Это медвежье ухо. Это медвежье туловище. Это медвежьи передние лапы. Это медвежьи задние лапы. Это медвежий хвост.

В : Какое животное у нас получилось ?

Д : Медведь.

В : Молодцы, справились. Теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка

Волк и заяц

(Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.)

Раз, два, три, четыре - (Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кон­чая мизинцами.)

Заяц уши оттопырил (Дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши» ).)

Вот он серый волк, волк,

Он зубами щелк, щелк! (Педагог выполняет хлопки перед собой (волк щелкает зубами) .)

Зайка, я, и ты, и ты, (Пружинящие полуприседания.)

6. Сказка : “Как зайчонку маму искали”

В : Однажды дятел в лесу услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных , чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – “Мама! Мама!”

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила :

– Что случилось? Ты потерялся?

– Да я потерял маму.

– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?

– Нет,– горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала :

– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.

– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.

– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?

– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму : с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?

– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

– Моя мама самая красивая!

– Знаем, знаем, – загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы. И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!

В : Дети, а вы узнали этого малыша?

Д : Это зайчонок.

В : Расскажите, какая у него мама?

Д : У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные.

В : Какие животные предлагали стать его мамой?

Д : Белчиха, ежиха, лисица, медведица.

В : А вы рады, что зайчонок нашел свою маму?

Д : Да.

В : мы с вами нашли зайчонку маму, давайте и другим лесным малышам отыщем их мам. Но прежде чем мы их отыщем, давайте поиграем с пальчиками.

7. Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки (стучать кулачками по столу)

Лисичке – сестричке,

Волчице, ежихе,

Мишки косолапому,

Заиньке усатому. (Загибать пальцы на каждого животного , начиная с большого)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)

8. Игра : “ Найди маму”.

В : На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша. Вы должны обвести изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке.

9. Итог занятия .

Молодцы вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые вам

предложил дятел в своем письме.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний у ребёнка младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1.

«Дикие животные». Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа) Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (Старшая группа)Тема занятия: «Лесной урок» (к лексической.

Конспект НОД «Дикие животные в зимнем лесу» (средняя группа) Конспект НОД «Дикие животные в зимнем лесу» Образовательная область: познание Вид деятельности: непосредственно -образовательная Возрастная.

Цель: Создать условия для уточнения и систематизирования знания детей о диких животных. Задачи: Закрепление знаний детей о диких животных,.

Программное содержание: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания.
Развивать активную речь детей, память и сообразительность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:игрушка "Гном". книжка с загадками, картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа: Прочитать и вспомнить с детьми рассказы и сказки, где героями являются дикие животные(«Колобок», «Лиса и волк». «Три медведя», «Айболит», «Заюшкина избушка», « Красная шапочка», «Теремок» и другие.)

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад,то увидела, что около нашей группы сидит маленький человечек и плачет. Ребята, как вы думаете, кто это? (достаю куклу)
-Дети:гномик.
- Я спросила гномика, почему он плачет и знаете, что он мне сказал.
Дети: нет.
В.: Оказывается, вчера к нему в гости приходил Буратино и подарил ему книжку. Читал, читал гномик книжку, да никак понять не мог: про кого эта книга.Грустно стало ему, вот он и заплакал. И сегодня пришел он к нам в сад, чтобы мы помогли ему.
В.: А вы хотите помочь гномику?
Дети: Да
В.: А вот и книжка, в этой книге, ребята загадки. А про кого эти загадки, гномик не знает.
- Давайте, мы ребята попробуем отгадать их. Слушайте меня внимательно.

Сердитый недотрога
Живет в глухом лесу.
Иголок очень много, а ниток не одной.

Воспитатель.: Про кого эта загадка? (про ежа)
- А почему вы решили, что это ежик?(он маленький и у него есть иголки и т.д.)
- Правильно, ребята, значит первая загадка про ежа.

(Читаю другие загадки и задаю аналогичные загадки)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна
Просыпается от сна (медведь)

Комочек пуха.
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет.
В деревне кур крадет(лиса)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)

Воспитатель: Вот видишь, гномик, все твои загадки ребята отгадали (гном шепчет на ухо)
- Ребята, гномик говорит, что он почти ничего не знает про этих животных, кто они такие и где они живут?
-Давайте дети, расскажем гномику, все, что мы о них знаем. Про кого мы сейчас отгадывали загадки?
Дети: Про животных.
_ А какие это животные?
Дети: дикие. (хором)
- А почему этих животных называют « дикие животные»
(ответы детей).
-Ребята, гномик, говорит, что у него тоже дома живут животные:кошка,собака, корова, и поросенок.
- скажите, ребята, а как называют этих животных?
(ответы детей)
- Назовите еще раз гномику всех животных, которых вы знаете.
(ответы детей)
-А как, вы думаете,ребята, дикие животные живут в лесу все вместе или каждый в своем домике?
Дети: каждый в своем домике.
А где же живет еж?
Дети: в норке.
-А норка у него большая или маленькая?
Д.: маленькая.
- А почему?
Д.:потому что он маленький.
- Правильно, ребята, а еще для того чтобы он прятаться от своих врагов. Ведь,в маленькую норку не сможет залезть крупное животное.
- А какие у ежика могут быть враги?
Д.: Лиса
-Правильно, лиса. Лиса любит охотиться на ежей. А где же сама живет лиса
Д.: в норе.
- А какое животное очень похоже на на лису?
Д.: Волк
-А чем он похож на лису? Где он живет?

Аналогичные вопросы задаю и про других животных.

_ Правильно, ребята, у каждого животного в лесу есть свой домик.У белки –дупло на дереве, у лисы, волка и ежа-нора, заяц живет и прячется под ветками и деревьев. А медведь не делает себе ни норы, ни дупла. Но как только наступает зима, медведь находит удобное место, строит себе берлогу и до самой весны ложится в спячку.
-А что же делают другие дикие животные? Как они спасаются от холодной зимы?
(ответы детей)
-А Чем же питаются дикие животные в лесу? Я буду показывать вам картинки с изображением животных,а вы будете называть кто это, а потом перечислять, что он ест.
(ответы детей)
-Правильно, ребята,все животные питаются по-разному. Вот, например, заяц очень любит грызть сочную травку, а зимой –кору деревьев и кустарников.Белка тоже любит грызть, но т.к. она живет на дереве, то грызет орешки, семена, шишки, любит корешки и даже грибы.
-Как ребята, можно еще назвать белку и зайца)
Дети: грызуны.
В.: А почему мы их так называем?
(ответы детей)
-А вот волк, лиса и еж не едят траву, они охотятся на мелких животных. Как мы их называем?
Д.:хищники
-А почему мы их так называем?
(ответы детей)
- А как вы думаете, кто такой медведь? Медведь –это тоже хищник, хотя он любит полакомиться и ягодами, корешками растений и медом диких пчел.
_ А еще живут животные, которых мы называем травоядные. Какие это животные?
Дети: Лось, кабан.
- А почему мы их называем травоядными животными
(ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, все ли дикие животные похожи друг на друга.
Дети: нет
-А чем они отличаются? А чем они похожи?
(сравнивают по два животных)

- А теперь, каждый из вас мысленно представит себя каким –либо животными мы с вами поиграем
Физкультминутка: Мы проверим осанку
И свели лопатки.
Мы походили на цыпочках,
А потом на лопатках.
Пойдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как зайка-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
(Дети садятся на свои места)
- Вот, видишь гномик, какие разные дикие животные живут в лесу.

-А давайте вместе с гномиком поиграем. Игра «Закончи предложение»
Хитрая, как ….(лиса)
Колючий, как …(еж)
Трусливый, как …(заяц)
Косолапый, как …(медведь)
Шустрая, как … (белка)
Злой, как …(волк)

-Ребята, а вы знаете ли сказки, стихи и рассказы про диких животных? В каких произведениях они встречаются?
(Дети перечисляют)
-Молодцы, ребята, давайте мы на память подарим книжку гномику.
(Гномик благодарит детей и уходит.)


Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с дикими животными нашей страны
2. Уточнить части тела животных
3. Развивать умение образовывать сложные прилагательные
4. Развивать умение называть однокоренные слова
5. Упражнять в назывании животного в сочетании со словом «много»
6. Воспитывать бережное отношение к животным

Ход занятия:

Орг. момент.
На мольберте размещены картинки диких животных России.



Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, кого вы видите?
Дети: Лису, волка, медведя, зайца, лося, ежа, белку, кабана, барсука.
Воспитатель: Правильно, ребята, а кто это? Как их всех можно назвать одним словом?
Дети: Животные
Воспитатель: Вы правы, это животные. Скажите, где живут эти животные?
Дети: В лесу
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: Дикие
Воспитатель: Да, это дикие животные. Они живут на территории нашей страны. Это дикие животные России. Давайте немного им поподражаем, выполним артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика
1. «Белочка» (рот закрыт, тонкий язык толкается сначала в одну, затем в другую сторону, упираясь в щеки)
2. «Зайчик» (верхняя губа отведена вверх, чтобы виднелись верхние зубы. Нижняя губа прижата к нижним зубам. Держать 10 секунд)

Воспитатель: Ребята, у нас с вами бывает разное настроение: и хорошее, и плохое. Как вы думаете, а может ли оно меняться у животных?
Дети предлагают варианты ответов
Воспитатель: Выполним упражнение


Упражнение «Животные»
Мимикой изображают, как злится волк, трясется от страха заяц, тревожится белка, радуется лисичка.

Воспитатель: А вы любите животных?
Дети: Да
Воспитатель: Назовите их ласково

Игра «Назови ласково»
(еж – ежик, белка – белочка, заяц –зайчик и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам немного рассказать о ежике. Ежик – это дикое животное, которое живет в лесу. У него колючие иголки на спинке. Когда он боится, он сворачивается в клубок. Он хищник, питается мышами. Бывает, что люди берут ежика домой и поят его молоком. Хотя еж и маленький, но ходит он шумно. Давайте потопаем вместе с ежиком.

Пальчиковая гимнастика «Ежик»
По сухой лесной дорожке –
поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь
Топ – топ – топ – топочут ножки.
постукивают кулаками по столу поочередно
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем

Воспитатель: А теперь, встаньте на ножки, представьте, что мы – дикие животные

Физминутка «Дикие животные»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Воспитатель: Отлично. А вы знаете, что из двух слов можно сделать одно? Попробуем?
Дети: Да

Игра «Назови новое слово»
(у медведя толстые лапы – медведь толстолапый, у зайца длинные уши –заяц длинноухий, у волка острые зубы –волк острозубый и т.д.)

Воспитатель: Посмотрите на картинки, какие части тела есть у животных?
1 ребенок: у волка есть голова, морда, клыки, зубы, нос, глаза, уши, лапы, хвост, пасть, когти, туловище, шея
2 ребенок: у медведя есть голова, морда, зубы, нос, глаза, уши, лапы, хвост, пасть, когти, туловище, шея
Воспитатель: У нас на мольберте изображены дикие животные. Их много.

Игра «Один – много»
(одна лиса – много лис, один заяц – много зайцев, один еж – много ежей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. К нам кто-то стучится.
Входит почтальон
Здравствуйте, ребята, мне велено передать вам посылку от белочки.
Передает посылку.
Воспитатель: Ребята, что же там?
Открывают посылку, там орехи и записка «Приятного аппетита! С уважением белочка»