Православная икона божья матерь касперовская. Икона божией матери «касперовская


Вот как описывает обстоятельства обретения этого образа церковный историк протоиерей Сергей Петровский: "В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, - Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами".

Чудное обновление образа произошло без свидетелей, среди глубокой ночи, в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых, не известно, по каким обстоятельствам, настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг "стал столь светлым и живым", что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери.

Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила быть иначе! Образ обновился чудесным образом и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления...

В соседстве с селом Касперовкой в то время находилась деревня Кизим. В 40-х годах 19-го века жила здесь мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева; женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться, слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться св. образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.

"От сего случая, - говорила г-жа Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление".

На лето 1843 года падают три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах. Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием...

Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника о. Зелинкевича предложить владелице Касперовки перенести икону в церковь. В последних числах января 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, Касперовa лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм.

В 1846-м году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовaть факты исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей оглашали о явлении мнимых "святынь", а с другой стороны надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы.

К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. Искренняя чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной.

Вот заслуживающий внимания случай, произошедший весной 1922 года в селе Гниляково (ныне Дачное) Одесской области. На село обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи совершал отпевания. Тогда по рекомендации батюшки группа местных жителей отправилась в Одессу к правящему архиерею с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери. 13 июля, в день праздника Собора Св. Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства икона была доставлена в центр села прямо на площадь, перед ней был совершен общественный молебен, потом икона была внесена в местный Свято-Покровский храм. После молебна не умер ни один человек. В память этого события в благодарность Богу и Божией Матери за избавление от тяжкой эпидемии местные жители установили день Святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.

В 50-х годах XIX столетия, по благословению Священного Синода и разрешению Его Императорского Величества с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии - Херсон, Николаев, Одессу.

12 января 1852 года, согласно Высочайшего разрешения Его Императорского величества Государя Императора Николая I, в Херсоне учрежден крестный ход.

Для того чтобы приблизиться к пониманию, каким торжественным было это событие для жизни города, приведем краткое его описание, взятое из записей замечательных дат Херсона. "В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 июня".

В 1854 году во время Крымской войны граждане города Одессы отправили депутацию к преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: "При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения".

Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года.

26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни христиане вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Можно себе только представить состояние горожан, целую неделю находящихся под дулами смертоносных орудий эскадры, тем не менее, все недоумевали, что же мешает неприятелю напасть на практически беззащитный город.

Накануне 1 октября, перед соборной площадью собралось почти все население Одессы, служили молебны, перед Касперовским чудотворным образом, по благословению владыки, стали читать покаянный канон - все просили Царицу Небесную пощадить город. В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день - и флот внезапно ушел.

Одни считали это избавление случайностью, другие - незнанием врагом наших наличных сил и страхом перед огнем приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика благодарили Пресвятую Богородицу. Воистину Ее омофор был распростерт в эти дни над городом и спас его от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.

Великой опорой и укреплением духовных сил и веры нашего народа послужила эта икона во времена бедствий, которые обрушивались на наше Отечество в периоды испытаний, когда к границам нашим подступали иноземные вражеские полчища. Она являлась свидетельством присутствия Покрова Царицы Небесной и для одесситов, и для херсонцев и для защитников Севастополя, для всех, кто требовал Ее материнской помощи.

В молитве перед чудотворным образом находили все и ободрение, и утешение, и надежду на безопасный исход войны. Им благословлял преподобный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, проходившие через Одессу в Севастополь войска. Им осенялись устроенные на нашем морском берегу батареи и благословлялись приставленные к ним для защиты порта и города отряды. Этот образ носили по госпиталям и лазаретам. Перед ним давали обет и им напутствовали сестер милосердия, принимавших на себя нелегкое дело служения в войсках.

Благодаря благодатной помощи, которая являлась на морских рубежах нашей державы по молитвам у этого образа, Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причем не только морского, но и воздушного.

Любопытен один факт из истории Крымской войны, также связанный с нашим чудотворным образом. Когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А.С.Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать: "Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь".

На что высокомерный вельможа дал такой ответ: "Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нее обойдемся!...". Вскоре Севастополь пал...

В мирное время традиция прохождения крестных ходов по Херсонской губернии неукоснительно соблюдалась вплоть до пришествия богоборческой власти. Как об этом свидетельствуют описания того времени, чудотворная икона ежегодно крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу, и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го июля по 1 августа - в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читался акафист Пресвятой Богородице. Последний крестный ход был совершен в 1918 году. С приходом советской власти традиция совершения крестных ходов была прервана и возобновлена только в 90-х годах.

Официальным местом нахождения иконы считалось селение Касперовка, однако большее время года она проводила в Одессе и в данное время образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней.

Касперовская икона Божией Матери - это святыня, которую с благоговением почитают православные жители Одессы, Херсона, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма и многих других регионов нашего отечества. Далеко не один храм был устроен и освящен в честь нашего чудотворного образа и не только в Херсонской губернии, но и далеко за ее пределами. С обретением чудотворного образа многие благочестивые христиане считали необходимым прославить Божию Матерь, тем самым отвечая своим усердием на являемую Богом милость: кто в молитвах и крестных ходах, кто, устраивая приделы и храмы в честь святого образа.

Главной святыней Свято-Духовского кафедрального собора г. Херсона является список чудотворной Касперовской иконы Божией Матери, перед которым собором городского духовенства читается акафист Покрову Божией Матери.

Ежегодно в престольный праздник Свято-Духовского кафедрального собора, День Святого Духа, из Свято-Успенского собора г. Одессы привозится чудотворный Касперовский образ Божией Матери, который во главе с правящим Архиереем торжественно встречается духовенством Херсонской епархии и многочисленными верующими из различных храмов епархии, и пребывает несколько дней в Богоспасаемом граде Херсоне.

Как и в прошлые времена, Царица Небесная через Свой чудотворный образ продолжает помогать всем, притекающим к Ней с верою за помощью и утешением.


Празднование иконе Божией Матери "Касперовская" Среда Светлой седмицы, 12 июля, 14 октября (н.ст.)

Касперовская икона Божией Матери ─ наиболее известная чудотворная икона на Юге Украины.

Церковный историк протоиерей Сергей Петровский так описывает обстоятельства обретения этого образа: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, — Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского , Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

Первое чудо «обновления» иконы произошло в 1840 г. С тех пор у иконы начинают происходить многочисленные исцеления. Начало им положило выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей. После молитвы у иконы женщину обнаружили здоровой. «От сего случая, - говорила госпожа Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». Летом 1843 г. перед образом Божьей Матери исцелился крестьянский мальчик из Херсона Иван Шумков. До выздоровления он страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела. После молитвы перед образом и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.

После этого в январе 1844 г. с согласия И. Касперовой и по решению местного священника была помещена в Никольский храм с. Касперово. В 1846 г. Херсонское духовное правление поручает благочинному Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от иконы. Для этого создана специальная комиссия. после окончания работы она приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. Вскоре Синод русской православной церкви официально признал икону чудотворной. До начала ХХ в. Касперовская икона Божией Матери была единственной официально признанной чудотворной иконой на Юге Украины.

К этому времени о чудотворном лике знали уже по всей Новороссии. Поклониться ей приезжали из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

Жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворной иконой в г. Херсоне. Вскоре последовало благословение Священного Синода и разрешение императора совершать с иконой крестные ходы в главные Херсонской епархии — Херсон, Николаев, Одессу. «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».

С этого времени чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне.

Ежегодно 1 июля чудотворную икону торжественно крестным ходом, при большом стечении городских жителей встречали в Николаеве. Этот день считался одним из главных городских праздников, а Касперовская икона Божией Матери почиталась как одна из заступниц и покровительниц города и его жителей. Икона на пароходе прибывала на Спасскую пристань, оттуда ее доставляли в Адмиралтейский собор, где она находилась на протяжении 2-х дней, после чего икону переносили в Рождественский собор, затем ─ в Свято-Алексеевскую церковь, потом ─ в кладбищенскую Всехсвятскую, в церковь 58-го Прагского полка, в храм Марии Магдалины, в госпитальную церковь, далее ─ в Александро-Невскую, Симеоновскую, Богородичную, Единоверческую и снова в Адмиралтейский собор, откуда ее вновь провожали на Спасскую пристань. В каждом храме икона пребывала по 1-2 дня.

Икона находилась в Николаеве на протяжении месяца. 1 августа всем городом икону провожали в с. Касперово.

Одним из чудес совершенных Касперовской иконой Пресвятой Богородицы считается спасение Одессы от блокады и захвата англо-французским флотом во время Крымской войны 1853 — 1855 г. После молитвы горожан перед иконой и крестного хода, совершенного 1 октября 1855 г., неприятельский флот внезапно покинул Одесскую бухту. В связи с этим архиепископом Иннокентием (Борисовым) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября день Касперовской иконы Божией Матери. Жители Николаева также считали, что именно чудотворная икона спасла город от нападения врагов в ту войну. Летом 1855 г., по разрешению Николаевского военного губернатора в городе начат сбор средств на постройку храма Касперовской иконы Божией Матери, но строительство началось лишь в 1904 г., а в конце 1908 г. храм был освящен. Ныне храм является действующим и принадлежит общине Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Существует предание, что когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На это высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную — мы и без Нее обойдемся!…». Вскоре Севастополь пал…

Последний ежегодный крестный ход Касперовской иконы Божией Матери состоялся в 1918 г., с тех пор она постоянно находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

Самым известным чудом, связанным с этой иконой в ХХ в. Считается избавление с. Гниляково (ныне Дачное) Одесской области от эпидемии холеры в 1922 г.

В селе Кизомыс (Касперово) не сохранились ни дом помещицы Касперовой, ни храм, в котором находился образ. Храм был взорван немцами при отступлении в период Великой Отечественной войны. Местные жители вспоминали, что вернувшись из эвакуации, застали на месте церкви лишь груду камней. Из них выстроили небольшую сторожку, в которой и происходила вся церковная жизнь села. Сейчас на месте храма расположены спортивная площадка и новые постройки, материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома помещицы.

Описание иконы: «Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой - мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами». Судя по данному описанию (использование масляных красок и холста), время написания иконы можно отнести к середине XVIII в.

Касперовская икона относится к известному византийскому каноническому типу икон получивших название «Умиление» (по-гречески Елеуса ─ милующая) или Корсунская. Этот иконографический тип восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.

Из икон такого типа наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери; иконы «Взыграние младенца», «Взыскание погибших», «Достойно есть»; Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.

Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.

Эту святыню особо почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов.

В Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона находится чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу архиепископом Херсонским и Таврическим служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы и молебен.

В 1997 г. в с. Грузко-Ломовка Донецкой области основан женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери.

Официальные даты празднования (и служения акафиста) Касперовской иконы Божией Матери установлены православной церковью 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.

Икона Богородицы Касперовская

ПРАЗДНОВАНИЕ :
- 4 мая – переходящая (четвертый день Пасхи);
- 12 июля;
- 14 октября.

Икона Богородицы Касперовская

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.

Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.

В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась.
От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм.

В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.

В Севастопольскую войну 1853–1855 гг. Одесса, осажденная неприятельским флотом, переживала тяжелые времена. В августе 1854 года святой чудотворный образ крестным ходом был торжественно перенесен в городской кафедральный собор, где пребывал до 20 мая 1856 года.
В 1855 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после того, как одесский архиепископ Иннокентий при большом стечении верующих отслужил молебен перед Касперовской иконой, враг отступил, город остался невредим. По общему верованию Одесса была спасена благодатью чудотворного образа. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим».

Главным местопребыванием чудотворной иконы продолжает считаться село Касперовка, но образ находится там недолго. Ежегодно к 1 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, в праздник Вознесения переносится в Херсон, где пребывает до 29 июня, а затем до 1 августа ей поклоняются жители Николаева. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.


Икона Богородицы Касперовская

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «КАСПЕРОВСКАЯ»
Кондак 1

Избранной от всех родов и дивной Заступнице всего рода христианского Пресвятой Богородице Деве Марии, похвалы приносим мы недостойнии, чудному и святому Ея образу Касперовскому, принесенному в землю нашу из Сербии православной на укрепление веры Христовой и нашего спасения с любовию прибегающих к Ней и поющих:

Икос 1

Ангелов превысшая явилася еси. Царице Пресвятая, явлением иконы Твоея Святые исполнила еси радостию христиане православные, к Тебе с верою и любовию прибегающий. Ты бо, Дева Пречистая, явила еси граду Одессы и всего Черномория живущии, дивныя заступления, озаряюще струями чудес твоих вся верныя, в радости вопиющая Ти:
Радуйся, верная Заступница наша пред образом Твоим молящихся.
Радуйся, бесчисленные щедроты Твоя, от Господа нам испрашивающая.
Радуйся, яко глагол Божий в Тебе николиже изнеможет.
Радуйся, яко от Тебе никто же тощь или неуслышан отходит.
Радуйся, яко пред образом Твоим многие получаще благословения.
Радуйся, яко пред Ним же оными исполняшеся просимая желания.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 2

Видя Тя, Заступницу усердную рода христианского на иконе Твоей Касперовской изображенную и многи чудесы от Нея совершаемии, всяк день вернии в молитвах своих к Тебе прибегают, прося помощи и заступления. Ты же, Мати Милосердная буди всем скорбящим радостию и обидимых Заступницею, во хвалу Твою Богови поющим: Аллилуйя.

Икос 2

Разум человеческий не возможет вместити дивныя чудеса Твоя, Дева Пресвятая. Како не может град укрытися вверху горы стоя, ниже вжигают светильника и подставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть, тако и образ Твой Касперовский святый. Яко светило Божественное сей бо образ изливает благодать прибегающих к Нему и поющим Ти, Богородице сице:
Радуйся, предстательнице Ты наша крепкая и непостижымая.
Радуйся, исполненное желание Ты наше всеблагое.
Радуйся, Ты веры благочестивыя недвижимое сохранение.
Радуйся, светильниче превысший на свещнице поставленный.
Радуйся, благочестивыя от бед и скорбей Ты чудно сохраняющая.
Радуйся, озлобленные души Ты от погибели отвращающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 3

Сила Всевышнего призва многи люди православныя в весь Касперовку на обретение иконы Твоея пречудныя. Ты бо, Царице Небесная, благоволила еси прославити образ сей Святой, знамения и чудесы величая. Людии же честь и славу образу Твоему возсылаху, в пении духовных Господу взываху: Аллилуйя.

Икос 3

Имея от юности крепкую веру православную некто серб благородный принесе из Трансильвании родовой образ сей Пресвятыя Богородицы в землю нашу. И яко святыня Велия, сия икона бысть благословением из рода в род в веси Касперовке. Пред Нею же молящиеся изливаше скорби своя и воздыхания молитвенныя, получаще просимая, с верою поя Богородице:
Радуйся, премилосердная наша Утешительница.
Радуйся, вернейшее наше спасение.
Радуйся, семейств христианских в благочестии сохранение.
Радуйся, в вере Христовой живущия укрепляющая.
Радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых.
Радуйся, благочестивых христиан защита и похвало.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 4

Буря помыслов смущаше супруги Касперовы, како чудное обновление святыя иконы Твоея, Владычице, явися в нощи глубокия и без свидетелей Ея. Хотяше скрытая чудо сие, и по взаимному согласию сказати неправду, супруги не смогше. Воля бо Божественная суди иначе, да не сокрыто бысть превелие чудо сие, но явлено всем верным, в радости поющим Богу:
Аллилуйя.

Икос 4

Слышаше о дивном чудесе обновления иконы Твоея, Владычице, многия верныя со всея земли Черномория стекахуся на поклонение сия Святыни великия, Хвалы и почитания Тебе, Пречистая Богомати, воздавая с верою и любовию поющия:
Радуйся, явлением святыя Иконы Твоея, многия люди православныя обрадовавшая.
Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая.
Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение.
Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение.
Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая.
Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 5

Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черномория вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу:
Аллилуйя.

Икос 5

Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Его и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением:
Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение. Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая.
Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления.
Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего.
Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей.
Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 6

Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святые иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертыми над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу:
Аллилуйя.

Икос 6

Проповедают грады и веси земли Черноморския Истину святые иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречиста, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знамениями и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в Радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:
Радуйся, радости Радости наша, печали наша в радость претворяющая.
Радуйся, Всеблагая заступница от всяких бед и искушений избавляющая.
Радуйся, Всемилостивая Владычице, милостию Твоею нас не оставляющая.
Радуйся, Взбранная Воеводо, врагов видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Вратарнице благая, во врата Рая путь верным указующая.
Радуйся, Скоропослушнице Божественная, молитвы наша приемлющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 7

Хотяще воззрети на святую икону Твою, Пресвятая Дево, и с верою усердно помолитеся, многотысячная стечения молящихся встретаху сию икону Касперовскую, коленопреклонения совершающе по пути шествия крестных ходов Великия Святыни, немолчно воспевая:
Аллилуйя.

Икос 7

Дивныя знамения милосердия совершашеся силою Благодати Божественные чудотворныя иконы Твоея, Дева Пречистыя: болящие исцеляхуся, расслабленые укрепляшеся, бесные от духов нечистых свобождашеся, слепые видяху Пречистый образ. Вси убо едиными усты и сердцем взываху:
Пресвятая Богородице, помогай нам, и спасай вся, имя Твое в радости величающе:
Радуйся, Предстательнице Ты наша к Богу непостыдная.
Радуйся, Ты с Сыном Твоим и Богом нашим вечно Царствующая.
Радуйся, Спасение Ты человеческое во благо устрояющая.
Радуйся, Болящих и страждущих Ты первая Целительнице.
Радуйся, яко Тобою грешнии от погибели спасаются.
Радуйся, яко Тобою от страстей нечестия мы избавляемся.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 8

Всем живущим града Одессы бысть велия радость, егда честная икона Касперовская пренесена была еси православными для молитвенного заступления от вражиих нападений, и яко видимый знак небесного покровительства града сего. Сей бо образ Твой Святый, Дева Пречистая, явися верным непреоборимым оплотом противу иноземных сил вражиих и надежнейшим залогом спасения нашего, прославляющих Бога Вышнего и поющих:
Аллилуйя.

Икос 8

Вся немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая худородная мира и уничтоженная, избра и не сущая, да сущая упразднит. Тако образом Твоим Святым, Пресвятая Богородице, благословение и защищение снизошло на людей кротких и смиренных, молчаливых, трепещущих пред словом Божиим. Вся прибегающая к Тебе спасти, даруя чадам – послушание, обидимым терпение, скорбящим благодушие, и вси чтущий Тя, пред образом молящихся, приемлют исцеления воспевая Ти:
Радуйся, граду Одессы в молитвах пред образом святым ободрение и утешение явившая.
Радуйся, яко град сей и от вражеских пленений избавляющая.
Радуйся, вся живущия в нем к народному покаянию и молитве призвавшая.
Радуйся, свою милость и пощаду граду иконою Касперовскою явившая.
Радуйся, вражеский флот от разорения града Одессы отгнавшая.
Радуйся, вся живущая града Одессы верою во спасение укрепившая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 9

Всякое естество небесных и земных похвальное пение приносит Ти, Царице Небесная, яко Твой образ Святый явися покровом небесного заступления и защиты града Одессы в трудныя годины бедствий и нападений вражиих, сохраняя живущия в нем и вопиющих Богу:
Аллилуйя.

Икос 9

Ветии человечестии не возмогут исчести щедроты Твоя, Дево Пречистая, ниже изъяснити божественную силу исходящую от святыя иконы Касперовския. Вси бо прибегающии к Ней и с верою молящиеся Тебе, Богордице, получаше желаемая и радости воспевающи Ти:
Радуйся, Хранительнице Ты наше и Утверждение.
Радуйся, лучами чудес Твоих всех верных просвещающая.
Радуйся, тихое и доброе ты наше пристанище.
Радуйся, Ты радосте градов и всея земли Черномория.
Радуйся, Ты Церкви Православныя Похвало и Слава.
Радуйся, Ты злые начинания разрушающая и козни вражии расторгающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 10

Спасти хотяше нас грешных, благоволила еси Богородице, явите икону Твою Касперовскую на Покров и спасение не токмо града Одессы, но всея земли Черноморския. Многи милости и щедроты Твоя, образом сим Ты даровала еси верным. Со благоговением и верою притекающий к Тебе вопиют: «Буди Заступницей нашей усердной у Престола Бога Вседержителя, и да сподобит нас Господь деснаго стояния и пети Ему со всеми святыми»:
Аллилуйя

Икос 10

Стена еси необоримая, стража неусыпна от всяких напастей и бед всем к Тебе прибегающим. Твой бо образ святый явися неиссякаемым источником благодати, источающий исцеления всем, с верою к Нему молитвенно обращающимся. Темже и мы, к Тебе припадающи в скорбех и болезнех умильно глаголем Ти::
Радуйся, едина наша Мати милосердия, умилосердися над нами грешными.
Радуйся, яко Ты Покрове наш благодатный, покрый нас от всякого зла.
Радуйся, яко Тобою вся болезни наша душевныя и телесныя исцеляются.
Радуйся, яко Твоею помощью вся наша страсти и недуги истребляются.
Радуйся, яко веру, надежду и любовь к Богу укрепляти Ты нам помогаеши.
Радуйся, яко и во всяких обсточниих на стезю спасения Ты направляющая.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение наше недостойное со умилением Тебе приносящее приими. Дева Пречистая, и теплой молитве нашей внемлюще, услыши всех к Тебе прибегающих. Ты бо еси воистину наша Заступнице, грозные беды от нас отвращающая, страсти и распри вся утешающая, и под Твою милость вси мы прибегаем поющия Богу:
Аллилуйя.

Икос 11

Светоприемную свещу света невечернего зрим икону Твою Святую. Образ Ея Касперовский немерцаемо сияет во храме святем града Одессы, озаряя благодатию Божественною всех прибегающих под покроветельство единой Заступнице всего рода христианского. Сей бо образ Святый силою Божию вражия действия отгоняет, вся недуги наша исцеляет и благословение дарует вопиющих Богородице:
Радуйся, яко Ты еси Заступница обидимых и помоще страждущих.
Радуйся, яко Ты еси по милосердию Своему удерживала десницу Господа, простертую для наказания грешных.
Радуйся, яко Ты милосердием Своим отвращала бедствия от нашего Отечества и утешала распри и войны.
Радуйся, яко Тобою останавливались опустошительные проказы и утолялся голод.
Радуйся, яко помазанием елейным от лампады иконы Твоея возвратися рассудок многим, одержимым силою бесовскою.
Радуйся, яко многи получаша здравие на молебнах у святыя иконы Твоея.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 12

Благодать Божественная обильно явися через икону Святую Твою, Благоблаженная Дева. Твой бо образ Касперовский верным даровался во священие и спасение душ наших, во ограждение от нападков от враг видимых и невидимых, и в знамение величайшего заступления всея нашей отчизны. Темже с верою приносим Ему поклонение и молитвенно Богу поем:
Аллилуйя.

Икос 12

Поюще и прославляя чудеса Твоя, Дева Пресвятая от святыя иконы Твоя совершаемыя, вси со страхом и трепетом Тебе припадаем, и молим Тя, Владычицу Миру. Буди всем нам щитом непобедимым и стеною необоримою, покровом нерушимым и Ходательницей к Сыну Твоему и Богу нашему Тебе непрестанными гласы поющими:
Радуйся, Ты врагов наших видимых и невидимых всегда побеждающая.
Радуйся, Ты благие желания всем верным исполняющая.
Радуйся, Ты явлением иконы святые Твоея вся верныя люди просвещающая.
Радуйся, яко взирая на икону святую Твою, Тебе истинней Богородице поклоняемся.
Радуйся, яко Ты еси всех славящих имя Твое прославляющая.
Радуйся, яко и во всякой нужде нашей, ты полезная и благая всем помогающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 13

О, Пречистая и Милосердная Владычице наша, Дево Богородице! Пред святою Твоею иконою услыши нас, предстоящих Ти с верою и любовию молящихся. Вонми гласу молебному нашему, и избави нас от всяких бед и напастей, скорбей и болезней и грядущего изми мучения всех имя Твое призывающих и Сыну Твоему вопиющих:
Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. (Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)


Икона Богородицы Касперовская

Молитва ко Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи. Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих. Избави нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами. Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам. Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши. Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Copyright © 2016 Любовь безусловная

Эта небольшого размера икона, написанная масляной краской и наклеенная на кусок доски, в течение нескольких веков производит на верующих сильное впечатление.

Работа неизвестного художника

Неизвестный автор изобразил Владычицу и Богомладенца только до верхней части груди. Печально взирая на прихожан, Богоматерь, прижимая к себе Иисуса, обеими руками придерживает Его голову, а Он левой ручкой ухватился за край её головного платка. В правой руке маленького Спасителя зажат свиток.

Откуда взялась Касперовская икона Божией Матери? О чем молятся перед ней?

История этой чудотворной иконы началась в те времена, когда российский престол принадлежал императрице Елизавете Петровне, а границы Российской Империи атаковали турецкие и татарские войска. Российскому правительству пришлось создать так называемую Славянскую епархию, населённую преимущественно выходцами из Сербии и Трансильвании.

Если верить легенде, Касперовская была привезена в Россию в конце XVI столетия неким сербом, прибывшим из Трансильвании и впоследствии осевшим в Херсонской губернии (Ольвиопольский уезд).

В течение нескольких веков икона передавалась от одного поколения к другому, пока не оказалась в собственности у помещицы Касперовой, проживавшей в имении Касперовка Ольвиопольского уезда.

Обветшавшая и потемневшая от времени святыня к тому времени изменилась до неузнаваемости: очертания ликов Богородицы и Христа Спасителя были едва различимы.

Февраль 1840-го принёс в дом Улиании Касперовой, владелицы села Касперовки (согласно другому источнику - Ново-Ивановки), множество невзгод. Долгие зимние вечера хозяйка коротала в молитвах, выпрашивая помощи у святых образов, среди которых находилась семейная реликвия - Касперовская икона Божией Матери. Значение святыни долгое время оставалось тайной - икона просто переходила из одного поколения в другое - от отца к сыну.

Однажды помещица молилась особенно усердно и не заметила, как наступила глубокая ночь. Касперова решила не прекращать молитву и поднялась с колен только на рассвете. Уставшим взглядом обвела она горницу, а когда взглянула на древнюю, ветхую икону, с удивлением отметила, что изображённые на ней лики очистились от пыли веков и просветлели (такими они сохранились до наших дней). Весть о том, что древняя икона восстановилась сама собой, быстро распространилась по деревне, а вскоре и за её пределами.

С этой поры местные и пришлые христиане стали молиться перед святыней, ожидая от неё защиты от всяких хворей. Икона Божией Матери Касперовская прославилась также как избавляющая от козней клеветников и злобных людей, насылающих на православных горе и болезни.

Реальные чудеса

Согласно свидетельству старожилов, однажды имение Касперовых посетила дворянка Вера Бурлеева, живущая по соседству. Богородица, явившись Бурлеевой во сне, велела женщине помолиться у иконы, хранившейся в доме её соседей, дабы исцелить паралич руки. Помолившись, Бурлеева немедленно выздоровела.

Ещё одна женщина - мещанка из Очакова, много лет страдавшая параличом и доведенная болезнью до такого состояния, что уже не могла самостоятельно передвигаться, - была привезена в поместье Касперских и, помолившись, встала на ноги.

Известна также история о 13-летнем крестьянском мальчике, страдавшем от приступов падучей, который выздоровел, помолившись перед иконой. Такое же чудесное исцеление произошло после того, как местная крестьянка, потерявшая рассудок, была подведена к иконе и исцелена после молитвы и помазания маслом из лампадки.

Много радостных событий произошло в семьях прихожан Ново-Ивановского храма - немало людей исцелилось благодаря чудотворной силе древней святыни. Икона Касперовых очень быстро прославилась и из превратилась в общехристианскую святыню.

Всеобщее достояние

С тех пор прошло много лет. Много чудес явила прихожанам писанная икона Божьей Матери. Касперовская Пресвятая Богородица и Богомладенец помогли многим страждущим православным, многих исцелили, а когда весть о чудесном божественном вмешательстве облетела окрестности Херсонской губернии и вышла далеко за её пределы, Святейший Синод признал икону с изображением ликов Пресвятой Заступницы и Христа Спасителя, написанную неизвестным живописцем, чудотворной.

Число верующих, желающих прикоснуться к святыне, росло с каждым днём, а когда нескончаемые реки паломников слились в огромный людской поток, Касперовы посчитали невозможным держать чудесную реликвию у себя дома взаперти и в 1844 году прошлого столетия подарили икону местному храму.

В 1852-м верующие Херсона добились, чтобы икона Божией Матери (Касперовская) находилась на их территории ежегодно, во время традиционного празднования Вознесения Господа. С тех пор образ ежегодно, крестным ходом, приносят в этот город.

Прихожане, проживающие в Николаеве, также получили возможность поклоняться древней реликвии, не покидая пределов родного населённого пункта. В чудотворная святыня находится с первых дней июля до конца августа.

Как уцелела Одесса

Во время войны в Крыму, которая началась в 1853-м, а закончилась в 1855 году, чудодейственую икону торжественно перенесли в осаждённую неприятелем Одессу, а с августа 1854-го до середины мая 1856-го молитва Касперовской иконе Божией Матери постоянно доносилась из городского кафедрального собора. Здесь же, в одесском храме, пребывал и сам чудотворный образ.

Англо-французская эскадра из 96 линейных кораблей отступила в 1855 году по непонятным причинам... после того, как одесситы, взяв Касперовскую икону, обошли крестным ходом родной город. Война фактически закончилась после богослужения, которое 1 октября отслужил возле Касперовской иконы архиепископ Одессы Иннокентий. На богослужении в честь находилось большое количество верующих, причём каждый из присутствующих был уверен, что своим спасением город обязан благодати чудотворной иконы. С тех пор этот день почитается в Одессе как великое религиозное торжество.

Сегодня чудодейственная икона Божией Матери Касперовская - святая святых и защитница Одессы и Херсона. Здесь она находится в течение примерно шести месяцев ежегодно. В Одессе, например, дни, когда икону приносят и уносят - первый день октября и четвёртый Пасхальный день соответственно, - почитаются наравне с наиболее значительными религиозными праздниками.

Слова великих патриархов

Касперовскую икону Богоматери почитает весь православный мир. Некоторые одесситы ещё помнят, как после окончания Великой Отечественной войны их родной город навестил Патриарх Алексий I, в планах у которого было помолиться у знаменитой иконы и поблагодарить Заступницу за то, что не позволила врагу прорваться через южные рубежи Советского Союза.

Несколько поучений об этой иконе оставил христианам Патриарх Пимен, который, посещая южный город, непременно всякий раз присутствовал на акафисте (последние 150 лет акафист Касперовской иконе Божией Матери поют в здании кафедрального собора по пятницам).

Однажды (12.07.1975) признался одесситам, что во время пребывания в Москве нередко вспоминает о величественном Успенском соборе, радуясь за одесских православных, которым посчастливилось в любой момент посетить храм и принести сюда свои скорби и печали.

Жизнь матери Бога

О жизни матери Бога на Земле верующим практически ничего не известно. В евангельском повествовании нет ни одного слова даже об исторических фактах, имевших непосредственное отношение к Пресвятой Деве. Служители церкви объясняют это смирением - величайшим достоинством Богоматери.

Один из дней светлой седмицы - среду - православные христиане-одесситы почитают как великий праздник. В этот день во всех приморских храмах прославляется Касперовская икона Божией Матери. В чём помогает и от чего спасает верующих эта икона? От всевозможных скорбей и бед, от всяческих недугов и внезапной смерти, от демонских происков и клеветы, распространяемой злыми людьми...

1 октября святыню вновь увидят одесситы

Основным местом пребывания чудотворного изображения Божией Матери и Богомладенца по-прежнему считается Касперовка (Ново-Ивановка) - село, жители которого стали первыми свидетелями чудесных свойств этого образа. Правда, здесь он хранится недолго.

С приходом октября святыню каждый год перемещают из Касперовки в Одессу, где икона Божией Матери Касперовская находится до наступления Пасхальной среды.

Где ещё можно увидеть древнюю святыню

Остальные дни Пасхальных праздников, а затем и некоторое время после Пасхи, реликвия хранится в доме Касперовых, а накануне Вознесения её приносят в Херсон, где она находится там до конца июня. Верующие, живущие в Николаеве, знают, что поклониться чудотворному образу они могут до 1 августа. Где бы ни находилась святыня, каждую пятницу перед ней читают акафист.

В настоящее время Касперовская реликвия хранится в стенах Свято-Успенского кафедрального собора города Одессы по адресу: улица Преображенская, дом 70. Празднику, посвящённому Касперовской иконе, в Одессе и других городах южного края теперь отводится два дня: 12 июля и 14 октября.

Касперовская икона Божьей Матери согласно официальной информации распространяемой РПЦ (аналогично и УПЦ Московского Патриархата), это чтимый всем югом Украины чудотворный образ и главная святыня Успенского собора города Одессы.

Обычным штампом в описании истории икон, является предложение: "Как повествует церковное предание...".

На этом самом пресловутом "церковном предании" в бесчисленной церковной литературе, распространяемой РПЦ среди верующих, без учета исторически сохранившихся данных, и обосновываются большинство легенд о "явлении" чудотворных икон или "житий" того или иного святого.

Так вот, церковное предание, относительно Касперской иконы Божией Матери, гласит, что данная икона была принесена из Трансильвании (ныне это пограничная часть Румынии и частично Венгрии) в Россию в XVI веке! В других "авторитетных источниках" эта дата уже переносится на 17-ое и начало 18-го столетий!

Но, все "источники" сходятся во мнении, что икону "принесли" в Россию, в ту ее часть, что называлась в те времена Малороссией, выходцы, вернее беженцы, от турок из Сербии!

Далее из церковного предания можно узнать, "что в 1809г. эту икону получила от родителей, в благословение при заключении брака, Иулиания Касперова, помещица из села Новая Ивановка, недалеко от г. Херсонеса.

В феврале 1840 года, с иконой случилось первое "чудо". Во время молитвы Иулиания Касперова, увидела, что сильно потемневшее изображение Божией Матери на иконе стало светлым, то есть икона как бы обновилась сверхъестественным образом".

Ну, и как и бывает в таких случаях, вскоре от новоявленного чудотворного лика Богородицы последовал ряд исцелений, и она по решению местного священника была помещена в Никольский храм села Касперовка.

26 сентября 1855 года во время Крымской военной кампании у берегов Одессы появились вражеские суда, которые намеревались обстрелять город.

На первый взгляд Одесса была обречена, однако, но по просьбе жителей перед иконой в течение недели, неустанно совершались молебны, и в день праздника Покрова Божией Матери вражеский флот без единого выстрела покинул Одессу.

Этот факт подается как одно из главных чудес, совершенных мистическим образом данной иконой.

При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1 октября.

В дальнейшем после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году икона была признана Святейшим Синодом РПЦ чудотворной.

Празднование Касперовской иконе Божией Матери совещается 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.

Вот такая исходная информация. В ней имеется, все необходимые данные, чтобы начать наше историческое расследование: примерное время и место появления иконы, год и место совершения первого чуда, год и место совершения "главного чуда" и основные данные о главных лицах, причастных к признанию данной иконы как "чудотворной" – Иулания Касперова и архиепископ Иннокентий (Борисов).

ч.1 Предыстория

При выяснении вопроса о происхождении иконы, из разрозненных и отрывочных исторических данных можно сложить следующую картину.

Что "В конце XVI века Касперовская икона Богоматери перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии."

Этой версии "упорно" придерживаются все церковные историки РПЦ.

Но основное противоречие, заключается в том, что в XVI веке, никакой Херсонской губернии не существовало. А эти земли находились у подчинении Крымского ханства, и жили в этих местах только его подданные – кочевые орды ногайцев.

Правда, по берегам р.Днепр стояло пара небольших турецких крепостей, периодически разоряемых вольными запорожскими казаками.

Да, и вместо г. Одессы была небольшая турецкая крепость – Хаджибей!

Для современного читателя, изучающего историю по "правильным" учебникам одобренными в Российской федерации, где ничего не пишется о крепости Хаджибей, а утверждается, что Одессу основала Екатерина II, даю короткую справку:

Хаджибей - известное с 1415 г. поселение, появившееся на берегах Одесского залива Чёрного моря в период Великого княжества Литовского при правлении Витовта и основанное, по преданию, знатным литовцем – Коцубом Якушинским.

В XV в. поселение было разрушено турками, а затем снова заселено под названием Хаджибей (дословный перевод: "князь, побывавший в Мекке").

В 1765 г. рядом с Хаджибеем, населённом греками и едисанскими татарами, турки построили новую крепость Ени-Дунья (Новый Свет).

Во время Русско-турецкой войны 1787-92 эта крепость была взята 14 сентября 1789 передовым отрядом Х. де Рибаса русских войск под командованием генерала И. В. Гудовича (при участии черноморских (запорожских) казаков, под командованием З. Чепеги и А. Головатого).

По Ясскому мирному договору 1791 г. крепость отошла к России.

Под руководством О. М. Дерибаса в 1793 г. по проекту голландского военного инженера Ф. де Воллана была на месте турецкой крепости была построена русская крепость, и начаты работы по строительству порта и расширению поселения Хаджибей, до масштаба города.

И в 1794 г. согласно указу Екатерины II был основан уже русский город под названием Хаджибей, который в 1795 г. был переименован в Одессу.

Как видите сами христиане в этих херсонских степях, могли быть до 1787года, только в качестве рабов -"ясыря", да и то "транзитом" – до рынка работорговцев в г. Кафе (ныне г. Феодосия).

Относительно ж Херсонской губерни, то и ее до 1802 г. ее так же небыло. На ее месте была Новоросийская губерния.

И только указом Сената от 8 октября 1802 г. Новороссийская губерния была разделена на Екатеринославскую, Николаевскую и Таврическую губернии. Херсонский же уезд вошел в состав Николаевской губернии.

Николаевская губерния просуществовала меньше года. Указом Сената от 15 мая 1803 г. губернское управление из Николаева было переведено в Херсон и губерния стала именоваться Херсонской. Губерния существовала до 1922 г., затем часть её стала Николаевской областью.

В первоначальном же виде, в Херсонскую губернию входила территория охватывала современных Херсонскую, Николаевскую, часть Одесской и Кировоградской областей.

А уж, что до "сербов" перешедших в подданство Российской империи и как их поселили в Малороссии назвав эту ее часть "Новая Сербия".

Это отдельная история, но поскольку в этом очерке, без дополнительной информации не обойтись, то снова краткая справка:

Новая Сербия - административно – территориальная единица в России, созданная российским правительством в северо-западной части Запорожья (территория Родацкой и Бугогардовской паланок Войска Запорожского), куда в 1751-1764 годах были переселены выходцы из Сербии, Черногории, Валахии, Македонии и других балканских регионов.

Первый отряд переселенцев, численностью в 218 человек, прибыл в Россию в 1751 году.

Начиная с 1752 года, переселенцы стали прибывать регулярно. Им были отведены для поселения земли в заднепровских степях, между реками Донец и Лугань. Столицей Новой Сербии стал город Бахмут. Ново-Сербия имела автономный статус и подчинялась непосредственно Сенату и Военной Коллегии. Её первым главой был Хорват, произведённый в России в генералы. Поселенцы делились на полки, роты и шанцы, являвшиеся одновременно и территориальными и военными и административными единицами.

В то время Новороссия состояла из центра- города-крепости Елисаветград (ныне г.Кировоград), Новой Сербии, военных поселений южнее Новой Сербии и южных земель запорожских казаков.

Её стратегическое значение было обусловлено тем, что она находилась на пути набегов крымских татар по их излюбленному маршруту, а также, являлась важным плацдармом для переброски русских войск на юг, в Крым.

В 1754 году в Новую Сербию были переселены и часть украинских казаков, которые были сформированы в Ново – Слободской полк.

13 апреля 1764 года Новая Сербия вошла в состав созданной Екатериной Новороссийской губернии.

В конце 18 века жители её были приписаны к государственным крестьянам, офицеры получили дворянство, поместья.

Часть сербов ушла на Кубань, где они слились с местными казаками.

Исходя из вышеизложеного, можно утверждать, что если "Касперская икона Божией Матери" и была принесена сербами, в Малороссию, то не ранее 1751г.

Теперь переходим ко второй, уже условно более точно установленной дате. Почему условной, да потому что никто из историков не пытался проверить в Херсонских или Одесских исторических архивах, важные для нашего расследования обстоятельства.

Скажем такие: "А имел ли в 1809г. место церковный брак Иулании Касперовой? За кого она была выдана? Когда и кем построено с. Ново- Ивановка Херсонской губернии? Что мы вообще знаем о Иулиании Касперовой и ее родителях? Откуда они переселились в Херсонскую губернию?

Эти вопросы требуют своего ответа в связи с утверждением церковного предания о том, что "Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась госпоже Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра".

А вот если бы такие поиски были проведены, то церковные составители истории иконы и с ними верующие, узнали бы, что Иулианию, в девичестве звали Ионовой, и ее родители мелкопоместные дворяне, причаленные к Войску донскому. а замуж ее выдали за отставного штабс-капитана Николая Касперова, тоже мелкопоместного дворянина их псковских помещиков.

И, что село Касперово сейчас именуется Кизомыс и находится на территории Белозерского района Херсонской области. И многое другое...

Грешили упрощениями и историческими неточностями и дореволюционные церковные историки. К услугам, которых казалось бы все архивы.

"В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения.

Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд.

Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, – Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены.

Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством.

В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере.

И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье.

Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова – Иулианией Ионовой.

Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области-автор) в семье незнатной и по мирскому положению, далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами".

Так, что без восстановления родословной Иулиании Ионовой, через работу в гос.архивах, что позволит разобраться с важным вопросом, как и когда "сербская" икона попала в руки ее родителей Иулании, не обойтись. Но эта задача для будущих искателей истины.

Теперь зададимся вопросом: Что же собой представляет икона Касперской Божией Матери так сказать в материальном плане?

Вот небольшое описание данной иконы: "Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой – мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину.

Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток.

Это описание, уже дает нам важные обстоятельства, позволяющие определить тип иконы и примерный период ее написания, и возможную школу иконописи!

В принципе любой искусствовед или работник музея специализирующийся по древней живописи, взгляну на изображение (фото) Касперовская икона сразу может определить, что она относится к типу икон получивших название "Умиление" (ЕЛЕУСА) или Корсунская.

В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление всечеловеческого греха.

Это соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; это Христос и Церковь Христова, в которой Богородица представляет собой совершеннейшую из всех рожденных на земле людей.

Иконографический тип "Умиление" или Елеуса (по-гречески Милующая) восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.

Но в исторической науке этот миф давно опровергнут. Ни праволавная и римо-католическая церкви не могут привести доказательств того, что св. Лука является автором одной их сохранившихся икон.

А самые древние иконы, хранящиеся в церквах Рима и на Синае в Пинакотеке монастыря Св. Екатерины, где они счастливо избежали уничтожения в период правления императоров-иконоборцев, датируются VI в.

Из икон типа "Умиление" наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, икона "Взыграние младенцам, икона "Взыскание погибших", икона "Достойно есть", Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.

Тот факт, что Касперская икона Божией Матери написана масляными красками, говорит нам, что это икона не явно древняя.

Ибо самые древние иконы из числа сохранившихся до ныне. как правило, они написаны на доске восковыми красками – в технике, общей для всего эллинистического мира.

Энкаустика и ее разновидность "восковая темпера" – самая совершенная живописная техника античности. А вот начиная с IX в. техника живописной иконы, то есть исполненной кистью и красками, – исключительно темпера.

Снова справка: Темпера, в строгом смысле слова, это способ смешения краски со связующим веществом.

Краска – это сухой порошок – пигмент. Он мог быть получен при растирании камней (минералов и земель), металлов (золота, серебра, окиси свинца), остатков органического происхождения (корешков и веточек растений, насекомых), высушенных и измельченных, или выварен из окрашенных тканей (пурпура, индиго). Связующее чаще всего – желтковая эмульсия.

Но средневековые мастера могли в качестве связующего применять и эмульсию яичного белка, и камедь, то есть смолу деревьев, и животные и растительные клеи.

ч.2 Первое чудо "Обновление иконы"

Теперь переходим к первому чуду!

"В 1840 году, в феврале, И. Касперова, "имея много горестей", долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богородицы и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались".

Другой же церковный источник этот же факт нам преподносит так:

"Чудное обновление произошло без свидетелей, среди глухой ночи в феврале 1840 года. В своих печалях и нуждах помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом.

Однажды во время такой молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг "стал столь светлым и живым", что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божьей Матери.

Посовещавшись, супруги Касперовы решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божья судила быть иначе!"

Пока оставим наш рассказ о чуде и попытаемся рассмотреть вопрос "Обновления икон" в общем плане и теоретически.

Что нам по этому поводу говорит практика, как критерий истины?

А то, что старые картины и иконы, написанные красками на основе свинцовых белил (масляные краски), со временем темнеют.

Однако, если такое изображение протереть слабым раствором перекиси водорода, которая известна с 1818 г., то образовавшийся под воздействием сероводорода черный сульфид свинца перейдет в бeлoe соединение – сульфат свинца. Картина просветлеет, обновится.

Используя это явление, церковники неоднократно "чудесным образом" "обновляли" иконы, дурача верующих.

Когда икона была написана темперой, а потом покрыта для защиты "олифой", то для ее обновления сначала использовали концентрированный раствор уксуса, а в конце XIX – начале XX в. пользовались для этой цели уксусной эссенцией, прекрасно смывавшей черневший от времени слой олифы, которой всегда покрывалась живопись икон. Как видно, никакого чуда в таком "обновлении" нет.

Но обращает внимание читателей, что иные недобросовестные священнослужители с успехом использовали вышеописанные способы обновления икон.

Для тех читателей, у которых остается сомнение в воможности "ручного" обновления икон или старых картин продолжу приводить доказательства.

Все дело в том, что по технологии изготовления православной иконы, предполагала нанесения на иконы завершающего прозрачного слоя.

Готовился состав по особой технологии из растительных масел, который у русских Иконников назывался "олифой". На раннем этапе истории русского иконописания олифу варили из ввозимого с юга оливкового масла с добавками янтаря. Позже ее стали получать из распространенного на Руси льняного масла

Она придавала краскам особенную яркость и являлась своеобразной защитой живописи от влаги, грязи и легких механических повреждений.

Но, к сожалению, через 50-80 лет "олифа" сама темнела, впитывая копоть свечей и пыль из воздуха. Исходя с утверждения "источников" что икона на 1840 г. Была совергено потемневшей, то мы можем отсчитать от этой даты 80 лет и получим искомую дату написания иколны 1760г.!

Как видите, знание техники написания иконы и несложные математические вычисления позволяют нам установить точную дату написания иконы. Между 1750-1760 годами.

А если судить по схожести типа иконы с уже имевшимся в Российской империи вышеназванным иконам сходного типа, то можно смело утверждать, что и икона не имеет "сербского" происхождения, а написана неизвестным мастером уже в России.

С учетом того, что родители Иулании Касперовой (отец) был приписан к дворянскому сословию Войска Донского, то и писали икону явно русские иконописцы.

Теперь вернемся к истории иконы: "Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших, чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее".

Начало им положило полное выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей.

После напрасных попыток излечиться, она по весне 1840 года в сонном видении услышала голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться Св. образу.

Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Касперовой, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.

Про детали, история умалчивает. Констатируется только факт. "После молитвы у иконы все с удивлением обнаружили женщину здоровой.

От сего случая, – говорила госпожа Касперова, – в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление".

Летом 1843 года произошли сразу три "выдающихся" исцеления.

После молитв перед образом Божьей Матери обрёл здоровье крестьянский мальчик из города Херсона Иван Шумков.

До выздоровления 13-летний мальчик страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание.

Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела.

Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием..."

Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника о. Зелинкевича, а в то время за идеологию населения вместо КПС отвечала православная церковь, предложил владелице Касперовки перенести икону в церковь.

Надо сказать, что появление" чудотворной "иконы" в сельском храме, способствовало и притоку прихожан, а значит и росту авторитета и "благосостояния" самого отца Зелинкевича!