Презентация на тему: Социальная философия. Общество. Презентация на тему "общество в социальной философии" Презентация по философии на тему общество

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Возникновение философии и ее место в духовной жизни. Философия как форма общественного сознания «Может быть, другие науки и нужнее, но лучше ее нет» Аристотель о философии Философия в переводе с древнегреческого (fileo - любить, sofia - мудрость) – «любовь к мудрости» Считается, что слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор, имея в виду людей, стремящихся к знанию и правильному образу жизни. В дальнейшем истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» идет от Платона, который, в свою очередь ссылался на то, что термин «философия» ввел Сократ, для которого философия представляла исследование самого себя. Сократ жил во времена, когда активно действовали так называемые софисты - мудрецы, умные люди, которые обучали всех желающих различного рода наукам. Сократ же утверждал, что подлинным софистом, мудрецом, является один лишь Бог. Человек не может быть мудрецом, он может быть только лишь любителем мудрости, философом. Таким образом, Сократ противопоставлял себя софистам, и в этом противопоставлении и появились впервые термины «философия» и «философ». В этом смысле этот термин употребляется и у Платона, который утверждал, что философия - это учение о вечно сущем и неизменном, т.е. наука об идеях. Сократ

3 слайд

Описание слайда:

Аристотель еще более способствовал утверждению термина «философия». По Аристотелю, философия есть наука, исследующая все сущее как таковое, первое начало всего существующего. Начиная с Аристотеля термин «философия» прочно утвердился в древнегреческом языке. Рождение и становление философского знания, философии как науки, неотделимо от мировоззрения. Мировоззрение – потребность человека познать мир; совокупность (система) взглядов на мир в целом и отношение человека к этому миру. Основные формы мировоззрения: мифологическое; религиозное; художественное; натуралистическое; обыденное (повседневное); философское.

4 слайд

Описание слайда:

Особое место и роль философского мировоззрения состоит в том, что оно относится к н аучной сфере общественного сознания, имеет специфический категориальный аппарат, опирающий на данный разных наук и опыт развития человечества. Философская форма мировоззрения начинает вызревать в условия высокого уровня общественно-экономического и культурного уровня общества. Ее первые признаки проступают в 12-8 веках до н.э. (в Древней Индии. Китае, Египте). Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с культурным переворотом в Древней Греции в 8-5 веках до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, открывшей возможность свободного мышления. Соотношение и различие философии и религии РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ КОСМОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как устроен мир? КОСМОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: каково происхождение окружающего нас мира и как его свойства менялись во временит? АНТРОПОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: что есть человек и какое его место в окружающем мире? ГНОСЕОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: какими средствами познания сущего обладает человек по своей природе и как и в каком порядке следует употреблять их в деле познания? 1. ТЕОЛОГИЯ (богословие). Отвечает на вопрос: что есть творящая или организующая из хаоса мир божественная инстанция? 2. ТЕОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: как эволюционировала во времени божественная инстанция, соотв5ественно изменяя мир? 3. ЭСХАТОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: к какому концу направляет развитие мира божественное начало? 4. СОТЕРИОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как нужно вести себя человеку по отношении к миру.

5 слайд

Описание слайда:

Философия в течение долгого периода развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. Философией долгое время обозначали всю совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством – практические наблюдения и выводы, основы наук, раздумья людей о мире и себе, о смысле и цели человеческого существования. Так, Аристотель физику называл второй философией. Биология и психология (в нашем понимании) тоже были частью философии. Со временем от философии начинают отпочковываться другие науки. Сначала математика, в дальнейшем - геометрия и астрономия. После Гиппократа, Аристотеля и Галена - медицина. В эпоху Возрождения от философии отделяется физика, в потом появляется химия. В XIX веке отделяется психология. В XX веке появляется социология, культурология. политология и т.д. Понимание предмета философии связано с социально-историческими условиями. В античности смысл философии виделся в поиске истины (Пифагор), в познании вечных и абсолютных истин (Платон), в постижении всеобщего в самом мире (Аристотель). В эпоху разложения античного общества философия представала средством освобождения человека от страха перед будущим и страданиями, способствующая достижению счастья и душевного здоровья (Эпикур). Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы приспособить ее к соответственным интересам; одни устремляли свое взор к Богу, другие – на землю, одни утверждали, что философия самодостаточна, другие говорят, что ее задача – служить обществу. Аристотель Эпикур

6 слайд

Описание слайда:

В 19-20 веках возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. Общее в различных философских концепциях Исследование наиболее общих вопросов бытия Философское учение о бытии - онтология (от греч ontos - сущее и logos – учение) Анализ наиболее общих вопросов познания Философское учение о познании - гносеология (от греч. gnosis - знание, познание и и logos – учение) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества Социальная философия Исследование наиболее общих и существенных проблем человека Философская антропология Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира; это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру; это размышление над всеобщими проблемами в системе «мир – человек» (П.В. Алексеев)

7 слайд

Описание слайда:

Предмет философии – всеобщее в системе «мир-человек». Предмет философии может быть представлен в общих своих контурах как предмет мировоззрения, имеющий две подсистемы субстратного типа – Человек и Мир; и четыре подсистемы отношений между ними: генетические; познавательные; аксиологические; праксиологические. человек мир Философия выступает как: информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; комплекс принципов познания. Функции философии: Мировоззренческие Методологические Мировоззренческие функции философии: гуманистическая (место, роль человека в мире, вопросы жизни и смерти, поиски смысла жизни, отчуждение человека и т.п.); социально-аксиологическая (разработка представлений о ценностях, формирование представлений о социальном идеале, интерпретация, критика социальной действительности); культурно-воспитательная; объяснительно-информационная (отражательно-обобщаю-щая). Методологические функции философии: эвристическая; координирующая; интегрирующая; логико-гносеологическая. генетические познавательные аксиологические праксиологические

8 слайд

Описание слайда:

Сущность философских проблем (вопросов). В философии проблемы концентрируются вокруг отношения человека к миру в целом. Эти проблемы можно разделить на: онтологические (онтология – учение о бытии, философия бытия)); антропологические (жизневоззренческие, экзистенциальные); аксиологичесие (ценностные); гносеологические (гносеология – теория познания); праксиологические (духовно-практические). Основные философские проблемы (вопросы): Как дух соотносится с материей? Существую ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная? Имеет ли Вселенная цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти вопросы неразрывно связаны с существованием человека, с его потребностью осмысления мира и своего отношения к нему.

9 слайд

Описание слайда:

Средства познания в философии Философия как вид знания. В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания – они переплетены и дают интегральное целое, т.е. философское знание есть комплексный вид знания. Философское знание имеет сущностные признаки, свойственные: естественнонаучному знанию; идеологии; гуманитарному знанию; художественному знанию; трансцендирующему постижению объекта (религия, мистика); обыденному (повседневному) знанию людей. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) МЕТОДОЛОГИЯ (учение о методе) ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭСТЕТИКА СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТИКА ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ ЛОГИКА

10 слайд

Описание слайда:

Средства познания в философии. Средства исследования в философии можно разделить на: научные – в отличие от средств обыденного познания, художественного освоения действительности и средств религии); умозрительные (в отличие от экспериментальных наук); всеобще-категориальные; критически-конструктивно-рефлексивные. Методом философского исследования является диалектика, которая немыслима без правил и законов формальной логики. В философском познании также используются: индукция и дедукция; формально-логические определения; метод эктраполяции; метод идеализации; метод мысленных экспериментов; метод герменевтической интерпретации (раскрытие внутреннего смысла текстов); интеллектуальная интуиция. Философия и другие науки. Философия - наука, которая занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира в целом и внутреннего мира человека. Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Кратко и условно можно назвать философию наукой обо всем. Но не обо всем вообще, а о самых главных чертах и основных признаках мироздания и человека. Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук и даже противопоставляет ее им. Сходство всех наук в том, что они изучают один и тот же окружающий нас мир. А их различие в том, что они изучают его по-разному, подходят к нему с разных сторон. Ботаника изучает растительный мир, зоология - животный, астрономия исследует небесные тела, география - материки и океаны и т.д. Каждая наука смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью, стремится увидеть, описать ее интересующую грань мироздания. Философия же пытается увидеть весь окружающий целиком. Любая наука, изучая что-либо одно, хочет получить только часть знания, философия же, изучая все, стремится добыть все знание. Философия как метанаука, ставит перед собой глобальные цели в постижении окружающего мира.

11 слайд

Описание слайда:

Философия в современном мире Как мы видели, зарождение науки было тесно связано с философской ориентацией на постижение начал и причин всего сущего. Однако сегодня наука радикально отличается от этой первоначальной античной установки. В современной жизни обнаруживается противоречие – наука, порвав с философской традицией, все больше вторгается нашу жизнь, а философия и гуманитарное знание в целом стали влиять на человеческое поведение в гораздо меньшем масштабе. Научно-техническое знание, оторванное от гуманитарных (гуманистических) оснований, превращается в орудие манипуляции природными и социальными процессами. Наука и научное творчество в современном мире оказалось оторванными от жизненных ценностей и потребностей, человек стал придатком машины, технологических процессов. Достижения науки и техники оборачиваются трагедией, человечество стоит на пороге экологической катастрофы. В этой связи задача философии и философов, и в целом гуманитарного знания, состоит в гуманитарной экспертизе и выработке стратегических ориентаций современного научно-технического прогресса. Без философского знания, без философского осмысления действительности невозможно построение свободного государства и гражданского общества, невозможно развитие духовных ценностей. Знание философии раскрепощает людей, помогает им разобраться в сложных жизненных противоречиях. Философия в наши дни выступает как форма ориентирования в нестандартных ситуациях.






































1 из 37

Презентация на тему: Социальная философия. Общество

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

1.Понятие общества В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. Общество - это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности («феодальное общество»). Или круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество»). Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо цели («общество филателистов»). Та или иная среда людей, компания («попасть в дурную компанию»).

№ слайда 6

Описание слайда:

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Общество - не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Социальная реальность (Эмиль Дюркгейм) отличается от природной реальности и несводима к последней. Но она столь же «реальна», как и природа, хотя и имеет свою специфику. Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощённой в человеческих индивидах. Ведь человек, с его биологической и психической организацией, может существовать только в условиях общественной жизни.

№ слайда 7

Описание слайда:

ОБЪЁМЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» Во-первых, под обществом могут пониматься разные по своим масштабам социальные организмы: Отдельное общество, имеющее место на некоторой территории в течение определённого исторического времени (древнегреческое общество, современное российское общество и т.п.). Региональное объединение нескольких отдельных обществ (социокультурный мир). Например, западноевропейское общество, мусульманский мир. Человеческое общество – множество всех отдельных обществ, рассматриваемое как единое исторически развивающееся целое.

№ слайда 8

Описание слайда:

СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» Во-вторых, понятие «общество» обретает разный смысл в зависимости от уровня абстракции, на котором рассматривается общество: На первом уровне понятие общества отражает конкретный исторически образовавшийся социальный организм – отдельное общество, социокультурный мир, человеческое общество как целое. На более высоком уровне абстракции это понятие означает определённый тип общества: первобытное общество, индустриальное общество и т.п.

№ слайда 9

Описание слайда:

«ОБЩЕСТВО ВООБЩЕ» Наконец, на высшем уровне имеется в виду «общество вообще». Оно строится путём абстрагирования от специфических особенностей, которыми различные социальные организмы отличаются друг от друга, и фиксируют лишь такие черты и признаки, которые присущи любым типам общества. Иначе говоря, в этом понятии отражаются свойства социальной реальности вообще.

№ слайда 10

Описание слайда:

2.Структура (устройство) общества. К подсистемам или социальным структурам общества относят различного рода социальные общности, группы, организации, - такие, как семья, этнос, нация, классы и др. Здесь внимание привлекают вопросы, касающиеся их природы, их взаимосвязи, их социальных функций, их места и роли в развитии общества, эти вопросы будут рассмотрены позже.

№ слайда 11

Описание слайда:

ТРИ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: во-первых, производительную, утилитарную деятельность, связанную с удовлетворением жизненных потребностей; во-вторых, организационную, управленческую деятельность, призванную обеспечить согласованность коллективных действий, общественный порядок; в-третьих, информационную деятельность, состоящую в накоплении, сохранении и трансляции знаний, ценностей и норм поведения.

№ слайда 12

Описание слайда:

3.Специфика социальной реальности Социальная жизнь - это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надиндивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Социальная реальность складывается из явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами. Это особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они содержат в себе какую-то исходящую от людей духовность, которой нет в физических, химических, биологических фактах.

№ слайда 13

Описание слайда:

4.Состав социальной реальности Выделим некоторые важнейшие компоненты социальной реальности. Сами люди, их объединения, отношения, действия – это главная составляющая социальной реальности, созидающая её сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. И это «двухслойное» - материальное и духовное – содержание социальной реальности в человеческом мире.

№ слайда 14

Описание слайда:

ЯЗЫК Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке. Общаясь с помощью языка, люди приписывают звукам устной речи (или буквам письменной речи) смыслы, которыми они физически – как колебания воздуха (или какие-то закорючки) – сами по себе не обладают.

№ слайда 15

Описание слайда:

АРТЕФАКТЫ Мир материальных артефактов. Артефактами (от лат. арте – искусственный и фактуз – сделанный) в широком смысле слова называют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путём. К артефактам относятся сделанные руками людей вещи, рождённые в их головах мысли, найденные ими средства и способы действий, формы совместной жизни и пр.

№ слайда 16

Описание слайда:

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ вовлечённые в сферу социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл – ценность, пользу и т.д. – также и в естественно возникших её явлениях. Так, например, нефть, не имевшая когда-то никакого отношения к социальной реальности, вошла в неё и превратилась в общественное богатство страны.

№ слайда 17

Описание слайда:

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют и общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э.Дюркгейм назвал их «коллективными представлениями». Они существуют в головах людей, но не зависят от личной природы индивидов.

№ слайда 18

Описание слайда:

5. Гражданское общество и государство. Особое место среди всех социальных организаций занимает государство. Конфуций уподоблял государство большой семье и считал, что опорой государственной власти служит нравственность, любовь и уважение младших к старшим. Против этого выступала школа фацзя («законников»), которая утверждала, что государственная политика несовместима с моралью и власть должна строиться не на нравственных принципах и совести, а на законе и страхе наказания.

№ слайда 19

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 1. Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления (парламент, правительство, министерства и т.д.) и принуждения («силовые» органы: армия, полиция др.). 2. Система правовых норм, юридических законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе, юридические законы устанавливаются государством и реализуются благодаря его силе).

№ слайда 20

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 3. Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе, государство объединяет своей властью и защищает всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени). 4. Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, а также организаций и людей, находящихся на государственном обеспечении (в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения), и для осуществления функций, которые государство должно выполнять.

№ слайда 21

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Охрана правопорядка – обеспечение соблюдения законности всеми лицами государства, борьба с правонарушениями, охрана прав и свобод граждан. 2. Экономическая – регулирование хозяйственной жизни страны через систему налогообложения, регулирования цен, поддержку приоритетных отраслей экономики и т.д.

№ слайда 22

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 3. Социальная – защита нетрудоспособного и малоимущего населения, создание условий для развития здравоохранения, образования, общественного транспорта и т.д. 4. Культурная – обеспечение деятельности учреждений науки, искусства, религии, средств массовой информации и т.д. В современных условиях всё большее значение приобретает 5. экологическая функция государства.

№ слайда 23

Описание слайда:

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Оборона страны или военная экспансия в отношении других стран. 2. Внешнеполитическая деятельность – проведение интересов государства в международных отношениях с другими государствами. 3. Внешнеэкономическая деятельность – торгово-промышленные и финансовые контакты с другими государствами. Среди внешних функций в современном мире важное место занимает 4. международное сотрудничество в сфере социально-гуманитарного, культурного, технического, научного взаимодействия и обмена.

№ слайда 24

Описание слайда:

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Ныне государства обычно различают по формам правления, государственного устройства и политического режима. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: власть передаётся по наследству; власть принадлежит властителю (монарху) бессрочно. Различаются монархии неограниченные и ограниченные. Признаки республики: выборность власти; выборность на определённый срок. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Особой формой считают диктатуру.

26

Описание слайда:

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА: 4.Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 5.Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. 6.Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти.

№ слайда 27

Описание слайда:

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА: 7.Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 8.Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом. 9.Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

№ слайда 28

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Одним из феноменов современной демократии является гражданское общество. Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Становление его концепции относится ко второй половине 18 – началу 19 веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость чёткого различия между государством и гражданским обществом, отдавали приоритет государству (особенно Гегель).

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: 1. Полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей; 2. Защита частных сфер жизни людей; 3. Рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства; 4. Стабилизация общественных отношений и процессов.

№ слайда 31

Описание слайда:

6.Развитие общества Говоря о развитии общества, зададим себе вопрос: действуют ли в человеческой истории законы, определяющие поведение социальных систем и подсистем - этносов, классов, государств и человечества в целом? Или же исторические явления уникальны и неповторимы, а, следовательно, как писал С. Франк, здесь нет места для закономерности?

Описание слайда:

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Ныне развёртывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идёт одновременно в двух основных направлениях: 1. становление нового типа общества в наиболее развитых странах; 2. образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).

№ слайда 34

Описание слайда:

«ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» Новый тип общества который приходит на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество» (Дж.Белл, Дж.Гэльрейт); «сверхиндустриальная цивилизация» (О.Тоффлер); «информационное общество» (М.Маклюэн, Е.Масуда); «технотронное общество»(З.Бжезинский). Постиндустриальное общество – продукт НТР 20-21 веков.

№ слайда 35

Описание слайда:

Литература: Аристотель. Политика. Соч.6 в 4-х т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.,1993. С.23. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории /Общественные науки и современность. 1999, № 6. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. – М.: Политиздат,1990. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Философия. - СПб.: Издательство ДНК. 2001. Гл. 7. Социальная философия. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову, 28 дек. 1846 г. //Маркс К.Энгельс Ф. Соч., т.27. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997. С.303-304. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

№ слайда 36

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА: Ф.А Хайек. Дорога к рабству // Вопросы философии,1990. №10, 11, !2. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. – М.,1992. С.220. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. С.24. Статья «общество». Платон. Государство /Платон. Диалоги. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. С.86-98.

№ слайда 37

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА: Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992. С.24. Томас Джефферсон о демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии,1989, № 3, 4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983: статьи «государство», «общество». Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.

    Слайд 1

    Тема 1. Мировоззрение: понятие и проблемы. Общественно-исторический характер мировоззрения Мифогенная и гнесеогенная концепции происхождения философии Многообразие областей философского осмысления действительности Проблема предмета философии. Две стороны основного вопроса философии и его решение Специфика философского знания. Функции философии

    Слайд 2

    Мировоззрение: понятие, структура, уровни

    мировоззрение Теоретический уровень - миропонимание знания Обыденно-практический (житейский) – мироощущение (житейская философия, здравый смысл) верования убеждения Ценности и нормы навыки эзотерия Традиции. обычаи идеалы деятельность оценки

    Слайд 3

    Общественно-исторический характер мировоззрения

    человек мир мировоззрение мифологическое религиозное философское Миф – предание, сказание. Синкретичный взгляд на мир Удвоение мира – естественный, сверхъестественный, главный компонент -вера Любовь к мудрости, проблема взаимоотношения человека и мира Общественно -исторические типы

    Слайд 4

    Проблема происхождения философии

    Философия – не только учение о величайших вопросах, способных волновать человека, она сама – одна из труднейших проблем, которые пытается разрешить Мифогенная концепция происхождения философии Гносеогенная концепция происхождения философии Мифотворчество – как основная предпосылка философии Зачатки научного знания – как предпосылка философии проблема Не объясняет философский рационализм Не объясняет умозрительную метафизику первых философских школ

    Слайд 5

    Специфика философского знания

    мифология Мифология Художественно-образное освоение мира Философия Понятийно-логическая форма мышления и освоения мира Понятия, категории Методы. принципы Теории, системы Главные вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек? (И.Кант) Ответ на них: Не может быть найден экспериментальным путем Имеет ценностную окраску, ориентирован на человеческое присутствие, человеческий интерес и оценку

    Слайд 6

    Многообразие областей философского осмысления мира

    онтология гносеология диалектика методология

    Слайд 7

    Проблема предмета философии

    проблема взаимоотношения человека и мира (в широком смысле) 1. Не локализован в конкретной области действительности 2. Исторически подвижен и конкретен (решение зависит от достигнутого уровня общественно-исторической практики: уровень развития материального и духовного производства, уровень развития научного знания) Для того, чтобы судить о философии надо жить ею и тот кто не может жить философским предметом обязан воздерживаться и от суждений и о самой философии и о ее предмете (Ильин И.А.)

    Слайд 8

    Основной вопрос философии

    бытие сознание дух материя «Я» «НЕ-Я» Основной вопрос философии Онтологический аспект (1-я сторона) Гносеологический аспект (2-я сторона) Что первично? Бытие или сознание Познаваем ли мир? (проблема тождества мышления и бытия)

    Слайд 9

    Решение основного вопроса философии

    Решение 1-ой стороны овф Решение 2-ой стороны овф Что первично: бытие или сознание познаваем ли мир (природа, общество) монизм дуализм Мир познаваем Достоверное познание мира невозможно Материя первична сознание вторично Материя зависит от духовного начала Материальное и духовное начало существуют независимо (Декарт) Агностицизм (Д.Юм.И.Кант) Оптимизм (материалисты, некоторые идеалисты) скептицизм материализм, (Гераклит, Демокрит, Дидро, Маркс) идеализм Субъективный (Беркли,Юм, экзистенциализм,неопозитивизм) Объективный (Платон, Гегель, неотомизм)

    Слайд 10

    Основные философские направления и классические представители

    материализм идеализм субъективный объективный Античность: Платон Средние века: Фома Аквинский Немецкая классическая философия: Гегель Античность: Сократ Новое время: Беркли, Юм, Кант. Фихте

    Слайд 11

    материализм идеализм метафизический диалектический Атомистическое учение Демокрита (античность) (допускает движение атомов в пустоте) Механистический материализм Нового времени: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ламетри, Гольбах (абсолютизация принципов механики) Философия марксизма: К.Маркс (признает возможность изменения, развития общества (природы), и как следствие мышления)

    Слайд 12

    ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

    ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - ЗНАНИЕ О ВСЕОБЩЕМ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИЧЕСКИ-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные понятия и предмет философии Основы философии

учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира Философия (phileo и sofia)

Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек - природа Человек - мир Ч Е Л О В Е К ОБЩЕСТВО ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 10 Ф И Л О С О Ф И Я 1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру 3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Философия С В Я З И

Структура философского знания: Онтология (ontos и logos)-учение о бытии. Гносеология (gnosis и logos)-учение о познании. Философская антропология (antropos и logos) -учение о человеке. Этика – философская теория морали и нравственности. Логика – учение о последовательном, непротиворечивом и доказательном мышлении. Аксиология – учение о ценностях. Эстетика – учение о прекрасном, его законах и нормах др.

Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции культуры оценка всех видов человеческой практики и принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. 11

это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Мировоззрение -

Тип ы мировоззрения Мифологи ческое Религ иозное Философ ское формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа

Основной вопрос философии Онтологическая сторона основного вопроса Гносеологическая сторона основного вопроса Что первично: материя или сознание? Познаваем ли мир? 1. Первичная материя – материализм («линия Демокрита ») 2. Первично сознание – идеализм («линия Платона») 3. Материя и сознание являются равными и независимыми основами бытия – деизм. 1. Мир познаваем А) Эмпиризм (Ф.Бэкон) – «нет ничего в мыслях (разуме), чего до этого не было бы в чувствах и опыте» Б) Рационализм – (от лат. rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. 2. Мир непознаваем А) Агностицизм (И. Кант) – существуют загадки и противоречия, которые не будут разгаданы человечеством никогда (например, существует ли Бог) Б) Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ? (ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

Философия Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни Обучить принципам « мудрой жизни » (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.) Укрепить внутренний духовный « стержень » и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности (никогда не сдаваться). Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее Научить познанию будущего Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил

Домашнее задание Объясните, к ак Вы понимаете выражение – "найти философский камень"? Откуда пришло это выражение? "Философия…одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют" (Р.Декарт). Что такое "философствование"? В чем смысл этого понятия?