Разбор профессии: что должен знать и уметь дизайнер интерьера. Разбор профессии: что должен знать и уметь дизайнер интерьера Что сделать чтобы стать дизайнером

Дизайн интерьеров со стороны выглядит как профессия мечты: много свободы для творчества, высокий заработок, возможность стать известным в своей сфере и работать свободно, не подчиняясь офисному распорядку. Но после первого знакомства с профессией новички часто теряют весь энтузиазм и ставят крест на мечте. Екатерина Коновалова из Высшей школы «Среда обучения» рассказывает, как стать дизайнером интерьеров и уйти работать на фриланс.

От расчетов до обоев

А точнее, от оценки состояния помещения до расстановки статуэток на полках - это спектр задач, которые постоянно решает дизайнер интерьеров.

Специалисты в этой области готовы прийти клиенту на помощь и избавить его от всех сложностей, связанных с ремонтом. Дизайнер не только разрабатывает концепцию будущего помещения, но и контролирует работу на всех этапах.

Если вы решили изменить профессию и стать дизайнером интерьеров, будьте готовы к тому, что придется учиться считать сметы, читать техническую документацию, общаться с поставщиками и строителями. Недостаточно просто уметь придумывать интересные дизайнерские решения - требуется довести каждое до конца, до конкретного осязаемого результата, уложившись в заданный бюджет и удовлетворив запросы клиента, а не только собственные творческие амбиции.

Что требуется дизайнеру интерьеров

Чувство стиля

Самый очевидный пункт, но о нем важно помнить. Будьте готовы учиться и совершенствоваться всю жизнь, развивать «насмотренность», применять увиденные приемы на практике, избегая безвкусицы.

Чувство меры

Клиент, нанимая дизайнера, полагается на его компетенции, но обращается к нему со своими потребностями, которые необходимо помнить. Возможно, вам очень хочется сделать эффектную стеклянную кухню в стиле хай-тек, но подойдет ли она вашему клиенту?

ВАЖНО: успех интерьерного дизайнера основывается на успехе его проектов и на довольных клиентах. Испортив репутацию в начале карьеры, вы рискуете лишиться заказов на несколько лет.

Компьютерные программы

Для работы потребуются как минимум программы для выполнения чертежей и визуализаций: ArchiCAD , AutoCAD , 3Ds Max , SketchUp, Adobe Photoshop . Каждая из этих программ - сложный и многофункциональный инструмент, на освоение которого требуются время и силы.

Коммуникативные навыки

Значительно важнее ваше понимание цветовой палитры и сочетаемости цветов.

Способ обучения дизайну интерьеров

Итак, вы прошли по чеклисту, определили, какими навыками обладаете, а чему только должны научиться? Ваш следующий шаг - выбрать способ обучения. Их несколько, у каждого есть как плюсы, так и минусы.

Своим путем

Это один из самых ненадежных, сложных, но увлекательных способов. Убедившись в том, что вы понимаете, в чем состоит задача интерьерного дизайнера, вы просто идете… и делаете дизайн. На начальном этапе вам важно набрать портфолио, поэтому вы должны быть готовы к бесплатным заказам, обзвону потенциальных клиентов и яркой самопрезентации.

Павел Герасимов, дизайнер интерьеров и соруководитель мастерской Geometrium, в своем блоге так описывает начало работы:

«Я взял свой первый проект кафе-бара за “бесплатно”. В процессе проекта возникало огромное количество вопросов. Я бегал к дизайнерам и архитекторам за советом и так с их помощью закончил первый проект. В знак благодарности получил первые вполне приличные деньги от клиента».

Ищите небольшие проекты, владельцы которых готовы рискнуть и нанять самоучку-энтузиаста. Не пренебрегайте возможностью посоветоваться с профессионалами, смотрите телепередачи о дизайне, читайте авторские блоги.

Важно: обязательно фотографируйте свою работу на каждом этапе - позднее эти фотографии станут основой для портфолио.

Плюсы:

  • практика с первых дней;
  • полная свобода в выборе заказов;
  • ответственность за все этапы проекта;
  • очень быстрое обучение за счет решения ежедневных проблем и задач.

Минусы:

  • утомительный поиск клиентов;
  • очень низкая оплата;
  • отсутствие наставника, который может оценить работу.

Для кого подходит : для тех, кто не уверен в том, что хочет сменить профессию, но готов рискнуть и попробовать, а также обладает большим количеством свободного времени. Кроме того, чтобы идти этим путем, вы должны иметь хотя бы небольшую , которая поддержит вас до тех пор, пока дизайн не начнет приносить доход.

Мастерская

Этот способ похож на стажировку: вы обращаетесь к опытному дизайнеру с просьбой взять вас в подмастерья или ассистенты.

Конечно, далеко не факт, что ваш любимый дизайнер возьмет вас к себе и будет учить, но попробовать стоит. Каждый день работая над проектами вместе с профессионалом своего дела, вы постепенно сможете погрузиться во все тонкости работы.

Юлия Шаталова, арт-директор дизайн-студии интерьеров «Инстильер»,в интервью журналу Heroine так рассказывает о начале своей карьеры:

«Я устроилась дизайнером в австрийскую мебельную компанию, где под чутким руководством опытного интерьерщика отточила навыки разработки объемно-планировочных решений, декорирования, постановки света в интерьере. Эти умения дальше последовательно развивались в двух проектно-строительных компаниях, где добавилось понимание технологий, норм и правил в строительстве».

Плюсы:

  • живое обучение на реальных проектах;
  • возможность постоянно обращаться к наставнику;
  • интересные кейсы с первых дней работы.

Минусы:

  • сложно найти мастера, который согласится на обучение;
  • очень низкая оплата (или ее отсутствие);
  • придется выполнять рутинную, мелкую, скучную работу;
  • отсутствие собственных проектов, которые можно вложить в портфолио.

Для кого подходит : для тех, кто хочет посмотреть на профессию изнутри и не боится тяжелой и кропотливой работы. Стажировка потребует больших затрат времени и сил, поэтому будет хорошо, если вы перейдете на плавающий график на основной работе.

Дополнительное образование

Если вы не чувствуете уверенности в том, что справитесь с самообучением, выбирайте более долгий, но значительно более надежный путь - дополнительное образование или второе высшее .

В первом случае вам придется учиться два года, в программе будут только те предметы, которые направлены на профессиональное развитие.

Плюсы:

  • профильное обучение, диплом;
  • учебные проекты войдут в портфолио;
  • всегда будет возможность консультироваться с педагогами-практиками.

Минусы:

  • обучение не будет бесплатным;
  • вам придется заниматься, сдавать зачеты и учебные проекты.

Второе высшее

В этом случае вы получаете полноценное высшее образование. Это займет четыре года, но на выходе вы будете не самоучкой, а дипломированным специалистом.

Плюсы:

  • государственный диплом;
  • глубокие знания не только практической стороны вопроса, но и истории искусства и архитектуры, иностранного языка, смежных направлений;
  • наличие большого портфолио.

Минусы:

  • второе высшее образование будет платным;
  • за четыре года учебы вы можете изменить взгляды и отказаться от идеи стать дизайнером интерьеров;
  • вам придется изучать не только профильные предметы, но и смежные, а также сдавать по ним зачеты и экзамены.

Для кого подходит : дополнительное или высшее образование - хороший выбор для тех, кто не сомневается в своем выборе и готов тратить силы, время и деньги на овладение профессией.

В свободный полет

Вы овладели нужными навыками и готовы начать работу? Еще несколько советов, как перейти на и получать заказы.

1. Создайте . Потенциальные заказчики будут оценивать не отметки в вашем дипломе и не список программ, которыми вы владеете, - они будут смотреть на результаты и принимать решение исходя из того, нравятся ли им ваши прошлые проекты.

2. Не концентрируйтесь на одной . Ищите заказчиков на разных биржах, на рекрутинговых сайтах, в , среди знакомых и партнеров. Ваша задача - расширить базу проектов, поэтому не ограничивайте себя.

3. Предлагайте индивидуальные решения . Будьте готовы не работать с клиентами по выверенному шаблону, а создавать креативные концепции каждый раз. Это пойдет на пользу и клиенту, и вам. Помните: больше разноплановых кейсов - лучше портфолио!

4. Ищите постоянное сотрудничество . Если необходимо выбирать между разовым дорогостоящим заказом и хуже оплачиваемыми, но регулярными - отдавайте предпочтение регулярным. В начале работы вам важно иметь хотя бы одного-двух постоянных клиентов, которые будут основой вашего материального благосостояния.

5. Продолжайте учиться . Дополнительные курсы, профессиональная литература, блоги специалистов - ваши ступени развития. Пополняйте копилку знаний, повышайте свою ценность на рынке.

6. Не хватайтесь за первый попавшийся заказ . Идя в интернет на поиски работы, готовьтесь столкнуться с . Будьте осторожны, заключайте трудовой договор и избегайте сомнительных предложений. То же касается и заказов, которые вам однозначно не по силам. Лучше отказаться, чем выполнить работу некачественно.

Дизайн интерьеров - увлекательная профессия, которой можно овладеть самостоятельно. Не бойтесь развиваться и двигаться вперед, к работе своей мечты.

Как раскрыть в себе талант интерьерного дизайнера? И действительно ли эту профессию можно освоить в любом возрасте, не поступая в вуз? Где можно получить ценные базовые знания и собрать клиентскую базу?

Как раскрыть в себе талант интерьерного дизайнера? И действительно ли эту профессию можно освоить в любом возрасте, не поступая в вуз? Где можно получить ценные базовые знания и собрать клиентскую базу? На все эти вопросы Квартблог дает подробные ответы в сегодняшней статье.

Качества хороших дизайнеров

Начнем с того, что чуткий внутренний дизайнер живет в каждом человеке, который любит свой дом.

А если вы уверены, что способны создать оазис и красоту даже в чужом доме, интуитивно понимаете эстетические пожелания людей, освоить интересную специальность вам будет проще.

Вторая черта, которая важна в профессии, - собственное понимание красивой жизни и уюта.

Кто-то чувствует себя уютно в прогрессивной технообстановке (и с удовольствием создает такие комнаты). Для кого-то интерьер мечты похож на загородный дом из детских воспоминаний (а это уже стиль кантри в его разных вариациях).

У хороших дизайнеров обязательно есть свои предпочтения.

Вне зависимости от того, где вы учились, кем были, нужно четко определить гамму стилей, близких лично вам, чтобы затем работать именно в этих направлениях.

И третье. Психологи делят людей на 3 типа в зависимости от того, что доминирует в характере →

  • Мыслитель - человек, у которого преобладает логическое мышление, склонность к анализу, изучению мира.
  • Собеседник - тип с развитой эмоциональной сферой, способный к эмпатии, ценящий общение.
  • Практик - организатор и деятель.

Современный дизайнер должен в большей степени быть практиком. Он ставит задачи (для строителей, ремонтников), организовывает работу специалистов, контролирует расходы и время.

В то же время в нем обязательно есть:

– черты мыслителя (он должен генерировать идеи, быстро осваивать современные программы моделирования)
– и талант собеседника, умеющего налаживать связи, договариваться.

Директор Международной школы дизайна Надежда Лазарева подметила:

«Успешность на этой стезе зависит не только от уровня подготовки, но и от личных качеств человека, его жизненного опыта. Я бы отметила такие качества: умение слушать и слышать, умение проникать в мир другого человека (эмпатия ценится сейчас выше, чем IQ), образованность и кругозор, стрессоустойчивость, способность к разумному компромиссу, стремление учиться».

Надежда - человек, который придерживается международных стандартов обучения, подготовила выпускников из 47 стран мира!

Итак, обязательно ли поступать в вуз?

Что обычно включают программы образования дизайнеров? С этого начнем.

Высшее профессиональное образование дизайнера

1) Институт бизнеса и дизайна

В «Институте бизнеса и дизайна» (Москва, Протопоповский пер., дом 9, стр. 1) в направление «Дизайн интерьера» входят такие профессиональные предметы, как:

  • проектирование
  • проектная графика
  • пластическое моделирование
  • декорирование
  • современные интерьерные стили
  • материаловедение
  • текстиль в интерьере
  • проектирование мебели и оборудования
  • светология и лайт-дизайн
  • экспозиционный дизайн
  • управление проектами
  • колористика.

2) МЭИ НИУ

В гуманитарно-прикладном институте Национального исследовательского университета (МЭИ НИУ, г. Москва, Красноказарменная ул., дом 14), на кафедре «Дизайна интерьера», такие профильные дисциплины, как:

  • технический рисунок
  • пропедевтика
  • проектирование
  • основы производственного мастерства
  • информационные технологии в дизайне
  • специальные рисунок и живопись
  • профессиональный иностранный язык
  • история и стилевые характеристики дизайна
  • фотография и фотографика
  • эргономика
  • эстетика
  • менеджмент в дизайне
  • колористика
  • бумажная пластика
  • технологии мультимедиа
  • концепции современного дизайна
  • основы архитектурных конструкций
  • отделочные материалы в интерьере
  • проектирование визуальной информационной среды.

Подобная обязательная образовательная программа есть еще минимум в 8 вузах России.

То есть традиционно дизайнер должен знать основы проектирования, декорирования, интерьерные стили, виды отделочных материалов, основы менеджмента (управления проектами).

А дают ли краткосрочные курсы полный объем знаний?

Варианты ускоренного дистанционного обучения

Во-первых, стоит рассмотреть бесплатные рассылки и платные уроки от дизайн-студий. Например, студия Надежды Зотовой предлагает дизайн-уроки и курсы совершенно по разным тематикам.

Во-вторых, сразу несколько вариантов ускоренного обучения предлагает «Академическая школа дизайна» . Здесь предусмотрены программы и для обучения с нуля, и исключительно для защиты авторского проекта. Исходя из базовых знаний, можно подобрать курс на 2,5 мес., 3,5 мес., 10,5 мес.

Третий вариант быстрого входа в профессию - Международная школа дизайна . Это «золотая середина» между длительной вузовской подготовкой и узкопрофильными курсами.

Обучение здесь может длиться от 1 до 2 лет, включает все необходимые дисциплины и подготовку дипломного проекта. При этом учиться можно и очно, и дистанционно, а в числе преподавателей - много практикующих дизайнеров и декораторов.

«Это мировой опыт: профессиональные школы дизайна дают профессию за 1-2 года» - так сказала директор Школы Надежда Лазарева.

Перейдем к тому, какие книги и уроки нужны тем, кто хочет осваивать профессию быстро, в формате дистанционного обучения.

Полезные книги для начинающего дизайнера

Если вы самостоятельно осваиваете профессию, не имея специального образования, начните изучать литературу двух основных направлений →

1) Об истории развитии дизайна, появлении школ, стилей, архитектурных инноваций.

  • Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. Р. Ноэл

  • Элементы стиля. Энциклопедия архитектурных деталей. Стефан Кэлоуэй

  • Настольная книга дизайнера интерьера. Дженни Гиббс. Ее дарит за подписку Академическая школа дизайна.

2) О подборе цветовой палитры, мебели, отделочных материалов для интерьера.

  • Цвет. Энциклопедия. Советы по цветовому оформлению интерьера вашего дома. А. Стармер

1) Быстро восполнить пробелы в знаниях помогут и «видеотеки» (дайджесты видеоматериалов по определенным темам).

3) В есть подробные советы по использованию определенных цветов, описания интерьерных стилей.

Начало пути: как найти первых заказчиков

Первая ступенька к заказам для дизайнера - создание портфолио и резюме.

Работы для кейса вы можете подготовить в ходе практики на курсах. Ваша квартира, лаунж-зона или дача также могут стать вашим начальным проектом.

Главное - уже на этом этапе постарайтесь выделить те интерьерные стили, в которых вам интересно работать.

Первые заказы можно получить и во время стажировки. Потому в идеале стоит выбирать курсы тех студий, которые предлагают практику и возможность трудоустройства после обучения.

При заполнении резюме подробно опишите опыт (даже небольшой, полученный на практике или стажировке), порядок работы над проектами, тонкости решения нестандартных задач.

После этого используйте другие варианты самопрезентации:

  1. самостоятельно рассылайте резюме в студии или возможным заказчикам (владельцам гостиниц, пансионатов, кафе), например, через hh.ru
  2. предлагайте свои услуги в проектах на биржах строительного фриланса или YouDo
  3. соберите базу контактов потенциальных заказчиков и рассылайте личное коммерческое предложение через e-mail или Messenger.

В идеале постарайтесь напрямую связаться со студиями или компаниями, с которыми хотите работать.

Преодолеваем барьеры: как избавиться от непостоянства и непредвиденных трудностей

В карьере дизайнера есть не только престиж и интересные проекты, но и масса трудностей, о которых узнают не из книг, а уже на практике. Самые главные из них таковы →

  • Подрядчик не всегда реализует дизайнерские задумки. Бригада может подвести.
  • При этом дизайнер отвечает за результат работы. Его репутация зависит от качества решения клиентской задачи.
  • Если вы работаете не в студии, клиентов нужно постоянно искать. Без хорошей репутации это сложно.
  • Кроме творческой части проектов дизайнер выполняет массу рутинных задач - от поиска материалов до полного расчета затрат на ремонт.

Избежать множества таких непредвиденных ситуаций будет проще, если у вас есть круг партнеров и возможности для обмена опытом.

Например, если вы непосредственно работаете с ремонтниками, мебельщиками, специалистом по изготовлению текстиля для дома, шансы совместно найти проект увеличиваются.

Потому на первых этапах карьеры «Квартблог» рекомендует сделать такие дополнительные шаги →

2) Посещайте отраслевые выставки строительных товаров, предметов интерьера. Будьте в курсе, что сейчас модно.

3) Зарегистрируйтесь на специальных дизайнерских и строительных форумах. Например, на https://homemasters.ru/forums/ есть советы и мнения по отделке, дизайну.

На http://www.interior-design.club - консультации по работе, дневники ремонта, конкурсы.

На http://forum.vashdom.ru ищут специалистов, предлагают услуги.

А на форуме передачи «Квартирный вопрос» обсуждаются готовые проекты, их достоинства и недостатки.

Используя разные каналы и современные возможности, в любом возрасте можно развить способность к дизайну и заработать на этом.

Дайджест Квартблога

Мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими полезными с нашей точки зрения книгами, которые будут отличным дополнением к домашней библиотеке дизайнера интерьера.

Квартблог собрал список полезных ссылок из 70 сервисов, сайтов и книг, которые будут интересны не только дизайнерам интерьеров.

Делимся советами, которые будут полезны каждому дизайнеру, которому не безразлично его Инстаграм портфолио. Полезные советы и рекомендации от эксперта и Квартблога.

Дизайнер из Австралии делится советами, как обезопасить себя от цветовых подвохов.

Самые актуальные приемы и тренды в мире дизайна интерьера, которые можно воплотить у себя дома без больших затрат и ремонта.

9 советов - по одному от каждого из 9 известных дизайнеров интерьеров - чтобы сделать свой дом красивее и удобнее.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 8 минут

А А

Такая профессия, как дизайнер одежды, была и будет модной на все времена. Абитуриенты и сегодня выстраиваются в очередь. Правда, путь дизайнера или модельера не такой уж простой, как кажется. Одни начинали еще в школе, другие пришли в индустрию моды совершенно из другой сферы, а карьера третьих стала довольно длинной и многоступенчатой лестницей. Как попасть в мир моды? С чего начинать, и есть ли смысл?

Суть работы дизайнера одежды – где востребован специалист?

Кто такой дизайнер одежды? Это специалист, который представляет миру свои эскизы оригинальных моделей одежды, соответствующих последним модным тенденциям. Что входит в работу специалиста? Дизайнер…

  • Разрабатывает проекты изделий.
  • Составляет тех/задания по их проектированию.
  • Применяет информационные технологии в процессе конструирования (или на стадии проектирования) изделий.
  • Осуществляет организацию работы исполнителей.
  • Контролирует процесс создания одежды.
  • Занимается оформлением заявок на образцы для экспертизы проектов и предоставляет изделия для сертификации.
  • Осуществляет разработку лекал.

Что должен знать дизайнер?

  • Историю развития моды/костюма.
  • Все главные направления моды.
  • Основы моделирования/конструирования одежды.
  • Все ключевые положения нормативных документов.
  • Основы организации работы предприятия, а также основы управления им.
  • Методы изготовления одежды (прим. — промышл/технология).
  • Характеристики/назначения тех/оборудования.
  • И пр.

Где может работать дизайнер?

  • На предприятиях легкой промышленности.
  • В модных домах.
  • В индивидуальном порядке (частные заказы).
  • В салонах либо ателье.
  • В дизайн-студии.
  • На текстильно-галантерейном/швейном производстве.
  • В экспериментальной мастерской.

Дизайнер или модельер – кто важнее, и в чем отличие?

Сегодня на отечественном рынке труда популярны обе профессии. Они вполне успешно могут сочетать и заменять друг друга. Модельера можно классифицировать по направлению работы:

  • Конструктор (разработка чертежей, изменение особенностей одежды соответственно эскизу заказчика).
  • Технолог (подбор метода пошива, поиск способов обработки, упрощение процесса создания одежды).
  • Художник (создание эскизов, проработка отделки, прорисовка конструкции).

Наиболее востребованный — модельер-универсал, способный сочетать все этапы создания одежды.

Дизайнер же занимается больше проектированием вещей, генерированием новых идей.

  • Определение концепции коллекции.
  • Разработка эскизов, конструкции, технологии.
  • Создание сценария дефиле.
  • Участие в рекламных кампаниях.

Плюсы и минусы профессии дизайнер одежды

Перед тем, как окунуться с головой в мир моды, взвесьте все «за и против». Не все так гладко происходит в индустрии моды, и путь к звездам, минуя тернии — редкая редкость.

Минусы профессии:

  • Физически тяжелая работа — придется работать много и постоянно, часто в авральном режиме.
  • Нельзя выходить за рамки, что определены заказчиком.
  • Самостоятельная координация всего процесса.
  • Высокая конкуренция.
  • Нередко — самостоятельные поиски заказчиков.
  • Отсутствие гарантии в получении высоких доходов.

Плюсы:

  • При удачном стечении обстоятельств — мировая известность.
  • Высокие гонорары (опять же, если фортуна повернется лицом).
  • Любимая творческая работа.
  • Престижная профессия.
  • Развитие творческого потенциала.
  • Наработка полезных связей.
  • Участие в интересных проектах.
  • Востребованность на рынке труда.

Для участия в элитном показе (соответственно правилам «от кутюр») дизайнер предоставляет до 60-ти ансамблей. И каждое изделие должно быть создано вручную на 50-80 процентов. А учитывая, что на одно платье уходит иногда до 5-6 месяцев, в этом деле выживают лишь фанаты, что жизни не представляют без таких экспериментов.

Как стать дизайнером одежды без образования и опыта – нужно ли начинать обучение и где?

Конечно, без соответствующего обучения, взять старт в этой профессии практически невозможно. Дизайнер — это не только голый энтузиазм, но и знания, практика, постоянное движение вперед. Как приблизить свою мечту? Разбираемся…

Где учиться?

Образование будущие дизайнеры получают в художественных и специализированных училищах, в школах дизайна, а также в институтах моды, учебных центрах и других учреждениях. Самые основные:

  • МГТУ им. А.Н. Косыгина (гос.).
  • МГУДТ (гос.).
  • МГХПА (гос.).
  • МГУКИ (гос.).
  • МХПИ (коммерч.).
  • Национальный институт моды (коммерч.).
  • ОГИС, Омск (гос.).
  • Южно-Российский Университет Экономики и Сервиса, Шахты (гос.).
  • Институт дизайна костюма, СПГУ, СПБ (гос.).
  • К-ж лёгкой промышленности N 5, Москва.
  • К-ж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже N 36, Москва.
  • К-ж технологический N 24, Москва.
  • Инженерная школа одежды (СПГУ), СПБ.
  • Московский индустриальный техникум.
  • Ивановская текстильная академия.

Для тех, у кого есть подобные возможности:

  • Колледж Central Saint Martins.
  • Royal College of Art и London College of Fashion, Лондон.
  • Royal Academy of Fine Arts, Антверпен.
  • Британский курс BA Fashion Degree в БВШД, Москва.
  • Британская высшая школа дизайна.

А также Saint Martins, Istituto Marangoni, Istituto Europeo di Design, Parsons и пр.

С чего начинать и что нужно помнить?

  • Определитесь с предпочтениями. В чем вы сильны? Куда хотите двигаться? Заниматься созданием одежды для детей, штанов для йоги или, может быть, аксессуарами? Изучите свою целевую аудиторию.
  • Больше читайте. Подписывайтесь на все модные журналы и блоги, знакомьтесь с биографиями модельеров.
  • Следите за новыми трендами и ищите свои свежие идеи.
  • Развивайте художественный вкус и чувство меры, внутреннее чувство пропорций.
  • Ищите практику и пользуйтесь любой возможностью для развития: модные бутики, знакомые модельеры (в подмастерья или просто наблюдателем), фабрики одежды и пр.
  • Развивайте свои способности: трехмерное мышление, технические навыки, комбинирование фактур и цветов, рисование, история моды и пр.
  • Запишитесь на дополнительные курсы. Ищите возможность обучения у уже известных дизайнеров.
  • Оттачивайте свои способности владения любыми видами швейных машинок и шитья вручную.
  • Наиболее сложный навык — создание эскизов и выкроек. Уделите особое внимание этому моменту.
  • Расширяйте свои знания о тканях — их составе, качестве, драпировании, дыхании, деформации, видах и пр.
  • Ищите свой стиль! Собрать информацию о дизайнерах и позаимствовать что-то для себя — мало. Надо искать свой оригинальный и узнаваемый стиль.
  • Посещайте модные магазины и показы мод, анализируйте информацию в СМИ, наблюдайте за современными течениями. В общем, держите руку на пульсе.
  • Займитесь созданием своего портфолио. Без него сегодня — никуда. Складывайте в портфолио свои лучшие работы, подробное резюме, наброски от руки и комп/дизайны, страницы со своей концепцией, цветами и тканями, иную полезную информацию. Лучше всего создать под портфолио собственный сайт, чтобы ваши работы и изделия могли посмотреть в любой момент и из любой точки мира. Заодно займитесь разработкой своего логотипа.
  • Учитесь делать бизнес на своей любимой работе. Изучайте основы маркетинга и ведения бизнеса, ищите возможности для реализации своей оригинальной продукции — кино/театры, интернет-магазины (свой или чужие), выставки и пр.
  • Ищите работу, не стойте на месте. Пусть вам придется потрудиться в подмастерьях, но это тоже шаг вперед. Рассылайте резюме в дизайнерские мастерские и даже модные дома — может быть, именно вам повезет найти там стажировку, работу ассистентом и пр. Не забывайте про онлайн-объявления, про работу для театров/кино.

  • Старайтесь носить одежду, которую создаете сами.
  • Участвуйте в конкурсах для молодых дизайнеров — во всех, до которых можете «дотянуться», от своих внутренних (в ВУЗе) до внешних (ITS и Русский Силуэт, Grass Design Week и Адмиралтейская Игла, и др. Будьте в курсе всех значимых событий года и старайтесь не пропускать ни одного, в котором можете принять участие.

И верьте в себя. Конкуренты, «шпильки» и критика, периоды простоя и отсутствия вдохновения — это проходят все. Но зато впереди — любимая работа с солидным заработком.

Видов дизайна существует очень много, и все они сильно отличаются друг от друга. Интересы дизайнера далеки от деятельности дизайнера одежды. Для начала определитесь в своих желаниях и склонностях. Выбрав свое направление, переходите к формированию своего индивидуального стиля. Это значит, что занявшись, например, графическим дизайном начинайте изучать азы выбранной профессии, постепенно вырабатывая свой собственный, ни на кого не похожий, подход к нему. Не привязывайте свой талант к базовым знаниям, экспериментируйте, творите, пробуйте.

Образование, необходимое дизайнеру

Обычный сценарий развития событий таков, что человек поступает в высшее учебное заведение на специальный факультет. Учится там пять лет, получает диплом и нужные знания. Но на самом деле то, что преподнесут вам в институте в виде необходимого багажа знания, может в дальнейшем вам не пригодится. Поэтому качество образования может страдать, ведь преподаватель не знает, понимаете вы суть предмета или нет.

Такому образованию есть достойная альтернатива – это платные курсы. В основном, люди, работающие в платных учебных заведениях, заинтересованы в том, чтобы отработать полученные деньги. Поэтому есть возможность выбрать самое качественное образование. Еще одна причина выбрать платные курсы – это непродолжительность учебного процесса. Длительность учебы не превысит трех месяцев. К тому же ограниченность во времени избавит вас от изучения ненужных дисциплин, например, таких, как высшая математика и статистика.

Есть еще один вариант – это изучить азы профессии самостоятельно. Самообразование очень выгодно. Вы сами выбираете сферу своей деятельности и самостоятельно контролируете процесс обучения. Единственный минус такого образования – это отсутствие документального подтверждения наличия образования.

Как стать дизайнером самостоятельно

Для начала нужно собрать всю необходимую информацию, которую затем придется упорядочить. Это легко сделать с помощью компьютера. Отыскав что-то заинтересовавшее вас, не спешите применять это сразу на практике, попробуйте докопаться до первоисточника. Ведь там, наверняка, найдется что-то еще более полезное. Вам придется ежесекундно быть в курсе всего происходящего в выбранной вами области дизайна. Следите за новинками, слушайте советы более опытных коллег. Постарайтесь освоить компьютерные программы по дизайну. Это существенно облегчит вам работу. Ведь все эскизы, модели и наброски проще и быстрее делать на компьютере.

То, как вы работаете, может иметь огромнейшее влияние на ваш творческий успех. Мы представляем вам советы ведущих дизайнеров мира по организации различных стадий процесса творчества, чтобы ваши заказчики получали максимум удовлетворения от вашей работы, а ваш талант реализовывался на все 100%.

Что есть «дизайн»? Это одновременно и процесс, и результат решения творческой задачи - заданной самостоятельно, либо полученной от заказчика. Рисуете ли вы, занимаетесь веб-дизайном или придумываете новый продукт – в основе всего этого всегда лежит процесс творчества. Плохие дизайнерские работы появляются именно из-за сбоев в этом процессе.

Эти сбои могут быть обусловлены массой причин: слабым планированием, игнорированием очевидных особенностей медиа-носителя, недостатком теоретических знаний и практических навыков или же неумением наладить общение. Так как же усовершенствовать ваши методы работы? Как из человека, напряженно терзающего бумагу хаотичными набросками, превратить вас в безукоризненно работающую дизайн-машину?..

Мы опросили 17 ведущих дизайнеров, работающих в различных сферах дизайна – печатном, видео, веб-дизайне для того, чтобы услышать их мудрые советы по организации всех стадий творческого процесса: от планирования и генерации идей, до блестящей их реализации, воплощения в технологиях и финальной доводки. Мы также попросили каждого из наших экспертов припомнить худший опыт, который им довелось пережить в творческой жизни – и выводы, которые они из этого вынесли.

Несмотря на то, что наши опрошенные эксперты заняты в разных областях дизайна, многие из них первым делом дали один и тот же совет – внимательно читать бриф, и планировать свою работу на бумаге. Хотя восприятие дизайна субъективно и у каждого из нас для достижения цели есть свой способ– вооружившись изложенными далее советами, вы, наверняка, значительно его усовершенствуете.

Этап идей.

Чистый холст – ужасающее зрелище, так с чего же начать? Наши эксперты делятся способами, которые помогут вам расшевелить ваши идеи.

  1. Делайте черновые наброски. «Я собираю черновой вариант композиции, используя сканированные или найденные в сети изображения. Это позволяет мне использовать любые понравившиеся материалы, не заботясь о том есть ли они у меня в нужном качестве или нужного цвета. После того как черновой набросок готов – я перехожу к воспроизведению его в высоком разрешении – доснимаю, перерабатываю или покупаю материалы, необходимые мне для завершения работы». Supplied by: Darren Firth

  2. Используйте метафоры. «Темы и метафоры – это отличная основа для идей, поэтому я стараюсь разрабатывать их как с позиции целостной функциональной перспективы (например, разработка сайта, базируясь на метафоре игровой площадки), так и с позиции целостности дизайна (стили и цветовые схемы). Просто отлично, если вам удастся подчинить весь проект единой теме, которая будет органично вмещать контент». Supplied by: Laith Bahrani.

  3. Двигайтесь от слов к картинкам. «Первое, что я делаю после того как получаю задание – внимательно его читаю и подчеркиваю ключевые фразы. Затем напротив каждой я рисую маленькую смысловую картинку-набросок. После этого, имея такой набор маленьких тематических картинок, я смотрю на них и вижу, какие из них можно объединить в близкие к контенту символы». Supplied by: Derek Lea

  4. Думайте «брендово» «Я бы рекомендовал посетить какие-нибудь курсы по брендингу, поскольку умение мыслить в рамках бренда очень важно. Оно помогает вырабатывать визуальный стиль мышления и находить ключевые слова для выражения самой сути идей. Кроме всего прочего, не усложняйте. Чем сложнее идея или образ, тем меньше шансов, что это сработает». Supplied by: Jay Armitage

  5. Не затягивайте мозговые штурмы. «В процессе генерации новых идей очень важно общаться с коллегами как бы играя с идеями, как с мячиками. Однако основной секрет в том, чтобы не затягивать этот процесс - иначе идеи застаиваются. Лучше устроить парочку недолгих сессий, чем один длинный мучительный мозговой штурм». Supplied by: Jason Arber

  6. Используйте блокнот для набросков. «Я обычно использую блокнот для рисования формата А4 в твердой обложке, который всегда беру с собой. Туда попадает любая приходящая в голову идея (часто это происходит во время поездки в общественном транспорте, когда смотришь в окно), для того чтобы впоследствии уделить ей более пристальное внимание. Также туда попадают и все диаграммы, наброски, скетчи, названия книг и адреса сайтов в сети, которые пригодятся в дальнейшем». Supplied by: Oz Dean

  7. Выйдите из-за компьютера. «Нет ничего хуже, чем сидеть и тупо пялиться на пустой холст. Встаньте со стула, и прогуляйтесь минут 10 по свежему воздуху. Если вы не можете себе этого позволить, иногда освежить мысли помогает тезаурус – воспользуйтесь им для поиска слов-синонимов к ключевым словам дизайн-брифа». Supplied by: Rigel

  8. Пообщайтесь с коллегами в Интернете. «Путь фрилансера это, несомненно, путь воина-одиночки. Однако ничто не мешает вам использовать мнения других на этапе выработки концепции. Если у вас есть креативно мыслящие друзья – отлично!. Если же нет – просто вступите в какой-нибыдь творческий форум и поищите советов там». Supplied by: Dave Curd

  9. Примите душ. «Многие хорошие мысли пришли в мою голову именно в душе – скорее всего, это благодаря влиянию бегущих струй воды. Я стараюсь читать бриф незадолго до того, как приступлю к работе – это позволяет идеям «настояться» к моменту непосредственной их реализации». Supplied by: Oz Dean

  10. Планируйте все, что может вам понадобится. «Чрезвычайно важно заранее учесть, какие материалы и виды работ вам необходимы. Если вы будете использовать фотографии, иллюстрации, трехмерные модели, графики и диаграммы – всему этому нужно будет уделить внимание и на все должно хватить времени. Например, необходимые распечатки нужно сделать как можно скорее – неразумно откладывать это на последний момент. Вы должны помнить, что некоторые процессы занимают много времени – намного больше, чем кажется. Supplied by: Jeff Knowles

Этап разработки.

Работайте легко и непринужденно, следуя советам ведущих разработчиков.

  1. Используйте библиотеки. «Работая в Macromedia Flash, я в обязательном порядке даю значащие названия слоям и символам. Я также использую файл-библиотеку, содержащую таймеры, цикличные анимации, кнопки, куски кода и символы, которые я регулярно использую. Это намного ускоряет процесс разработки». Supplied by: Oz Dean

  2. Придерживайтесь веб-стандартов. «Много времени можно сэкономить при разработке веб-сайта, используя что-либо вроде таких расширений для Firefox, как Web Developer, HTML Validator и Fangs. Они помогают создавать соответствующие стандартам и легкие в работе сайты». Supplied by: Odog

  3. Будьте современны. «Посещайте такие сайты, как pixelsurgeon.com, designiskinky.com и читайте Computer Arts. Находиться в русле современных тенденций дизайна значит не только смотреть на то, что делают другие. Вам также необходимо знать общие тенденции отрасли в целом. Будьте лучше других – умейте применять новые перспективные технологии на практике. Однако, будьте осторожны - не стоит гнаться за сиюминутной модой». Supplied by: Jj Johnstone

  4. Не усложняйте. «Поскольку мои иллюстрации могут быть очень сложны, я всегда следую одному правилу: при большом количестве визуальных элементов и текстур всегда использовать простую цветовую палитру. При этом я могу быть уверен, что моя иллюстрация будет легка для восприятия, и что цвет и дизайн не станут бороться друг против друга». Supplied by: Derek Lea

  5. Автоматизируйте свои действия. «Если вы постоянно совершаете определенную последовательность действий в Photoshop, тогда стоит создать из нее Action. Однажды проделав это, вы поймете, насколько это экономит время». Supplied by: Rigel

  6. Сохраняйтесь. «Иногда кажется, что компьютеры знают о том, что у вас вот-вот наступит deadline, и выбирают для сбоя именно такие моменты. Поэтому сохраняйтесь как можно чаще». Supplied by: Jason Arber

  7. Храните рабочие версии файлов. «Каждый думает по-своему. Я всегда сохраняю несжатые и необрезанные версии всего что я делаю на случай, если клиенту придет в голову изменить размер или формат в последний момент. Это удобно, если кто-нибудь вдруг решит сделать из открытки постер размера А0. Рабочие материалы лучше всего хранить в максимально доступном для редактирования виде, например, не стоит сводить слои в Adobe Photoshop до самого последнего момента». Supplied by: Jon Burgerman

  8. Сотрудничайте. «Мы работаем вдвоем, поэтому ни одна работа не выходит в свет без одобрения обоих. Если кто-то из нас считает, что чего-то не хватает – он просто берет и работает над этим. Если же мне или партнеру не нравится промежуточный результат – мы запросто можем это отложить и начать заново. Работать вместе над проектом не только легче, но и веселее». Supplied by: Inksurge

  9. Делайте работоспособный продукт. «Даже если вы и внесли в план время на тестирование работоспособности веб-сайта, чаще всего проблемы и многочисленные пересогласования изменений сведут это время на нет. Неудивительно, что многие сайты выходят в свет лишь после поверхностного тестирования. Однако, для веб-дизайнера тестирование качества работы создаваемого им продукта жизненно важно, даже если на него наседает менеджер с криком о неустойке. Превосходно работающий с первых минут показа клиенту сайт – залог будущих заказов». Supplied by: Jason Arber

  10. Практикуйтесь. «Чем больше проектов вы выполните с использованием определенных инструментов или программ – тем быстрее и эффективней вы станете. Вы учитесь не только на своих ошибках, но и на своих победах – это значительно повышает вашу продуктивность». Supplied by: Laith Bahrani

Этап применения умений и навыков.

Плохой специалист винит не себя, а инструменты, которыми он пользуется. Поэтому убедитесь в том, что ваше программное обеспечение работает на вас, а не против вас.

  1. Альфа-каналы в Photoshop. «Попробуйте поэкспериментировать с выделением областей на основе альфа-каналов. Для меня это ключевой способ, с помощью которого я вписываю реальные объекты и текстуры в свои графические композиции. Как только вы научитесь мастерски обращаться с альфа-каналами – это изменит ваше восприятие мира». Supplied by: Derek Lea

  2. Купите больше оперативки. «Совет №1 – приобрести в компьютер столько оперативной памяти, сколько вы сможете себе позволить, потому что Photoshop все равно сожрет ее всю. Поскольку я использую множество слоев, то даже разработка дизайна небольшого веб-сайта оборачивается гигантскими файлами». Supplied by: Jason Arber

  3. Градиенты в Photoshop. «Чтобы избежать «ступенчатости» тона градиентной заливки при печати, добавьте к ее слою немного шума (noise). Варьируйте его степень в зависимости от размера и разрешения». Supplied by: Rigel

  4. Больше слоев. «Исходя из своего опыта, могу посоветовать при работе в Photoshop (особенно в сложной композиции) использовать побольше слоев – чем больше, тем лучше. Также, по возможности, избегайте их сведения - нет ничего хуже, чем обнаружить сведенным то, что вы вдруг решили удалить, особенно если на палитре History этого уже не вернуть». Supplied by: Darren Firth

  5. Airbrush в Illustrator. «Понизьте opacity пути, добавьте Gaussian Blur и объедините с помощью Clipping Mask - и вы получите прекрасные стили для airbrush, с недоступной для Photoshop степенью контроля параметров». Supplied by: Inkworm

  6. Дьявольский Flash. «Никогда-никогда не используйте стандартную «зеленый в черный» градиентную заливку в Macromedia Flash. Это немедленно обернется гибелью человечества». Supplied by: Laith Bahrani

  7. Согласованность имен файлов. «Как это ни печально, но я обычно веду проект не совсем верным способом – даже файлы я называю как придется. Они могут быть названы с суффиксами 01, 02 и 03 – для одного проекта, а затем с суффиксами A, B и С для другого. И даже несмотря на то, что работа спорится – я признаю, что есть еще место для усовершенствований рабочего процесса» Supplied by: Jason Arber

  8. Группировка слоев. «Назначение цветов группам слоев и shy-слоям в Adobe After Effects значительно экономит время, особенно когда дело доходит до клиентских правок и согласований. Обычно я осуществляю доводку векторных изображений по цветам в Photoshop. Примерно то же самое я делаю при работе в After Effects с помощью Pre-Comp – именно это добавляет недостающий штрих в согласованность цветов композиции». Supplied by: James Wignall

  9. Запретный плод. «Наверное многие из нас находятся на той стадии мастерства в использовании Photoshop, когда мы не пользуемся фильтрами и эффектами, считая их уделом дилетантов и «чайников». Но если вы все-таки позволите себе вкусить этот запретный плод, вы обнаружите много нового и полезного. Например, может вы и не станете использовать фильтр Difference Clouds для имитации бело-голубых облаков, однако применив его в режиме «быстрой маски» для создания выделения, вы получите новый способ для создания более реалистичного неба». Supplied by: Dave Curd

  10. Думайте на бумаге. «Используйте такие незаслуженно забытые инструменты, как карандаш и бумага. Полученный набросок, затем, можно отсканировать и «доводить до ума» уже с помощью компьютера. Принцип «сначала бумага – потом компьютер» поможет вам выработать свой, неповторимый стиль». Supplied By: Jeremyville

Этап финальной доводки.

Именно внимание к деталям отличает хорошую работу от великолепной. Вот несколько советов как «добавить изюминку».

  1. Сделайте паузу. «На финальных этапах работы лучший способ закончить иллюстрацию – это оставить ее без внимания, лучше всего на целый день. Чаще всего, когда дело близится к завершению, особенно когда близится «крайний срок» – я чувствую себя полностью «выжатым». Если в этот момент мне удается сделать перерыв, то после, включив компьютер и открыв финальный вариант иллюстрации – то даже если пока еще ничего в голову не пришло, только взглянув на нее, я сразу вижу те места, где требуется доводка». Supplied By: Derek Lea

  2. Акробатика. «Для дизайнеров-печатников проверка overprint, spot-цветов, trapping и knock-out в пакете Adobe Acrobat Professional – незаслуженно обойденный вниманием шаг, который может спасти ваши деньги и репутацию в случае, когда параметры печати заданы неверно». Supplied By: Jason Arber

  3. Уделяйте внимание кернингу «…и всегда держите под рукой пару «незамыленных» глаз. Я, например, всегда прошу свою подругу взглянуть на то, над чем я работаю. Поскольку она не дизайнер, она обращает внимание на детали, которых я не замечаю». Supplied By: Oz Dean

  4. Перечитайте бриф. «Спрашивайте мнение своих коллег и просто знакомых – вам нужно мысленно вернуться к началу, к мыслям и идеям, с которыми вы принялись за работу. Это поможет вам убедиться в том, что результат соответствует первоначальным замыслам». Supplied By: Ralph And Co

  5. «Достаточно!» «Самое важное на этапе финальной доводки – это вовремя остановиться. Всегда есть опасность «заулучшать» работу до полусмерти. Зная, что компьютеры позволяют сделать отмену своих действий, вы будете пытаться добавить в ваш «пирог» как можно больше изюма, тогда как все, что было нужно – лишь слегка присыпать сахарной пудрой». Supplied By: Inkworm

  6. Используйте возможности печати. «Печатные технологии – потрясающий способ придать финальной работе черты, недоступные для реализации на компьютере. Металлизированные чернила, выборочная лакировка, тиснение, фольгирование, ламинация или вырубка – вот некоторые из технологий, которые могут придать уникальность результату вашей работы». Supplied By: Jeff Knowles

  7. Добавьте фактурности. «Я полагаю, большинство моих работ производит органичное впечатление. Поэтому для меня финальная доводка – это привнесение в работу фактурности, свойственной, например, письму карандашом или рисованию мелом, углем. Инстинкт должен подсказать вам, когда остановиться – хотя это не так-то легко, когда дело касается своих проектов». Supplied By: Kerry Roper

  8. Будьте наготове. «Работа в сфере видео и анимации может быть непредсказуемой. Если в типографской печати все способы получения продукции высшего качества уже известны и обкатаны, то с анимацией все менее очевидно. Досконально разберитесь с компрессорами и выясните, какие из них лучше всего подходят для вашей работы. На промежуточных этапах сохраняйте материалы без сжатия – иначе в процессе работы погрешности и артефакты будут только накапливаться. Применяйте компрессию только в самом конце, не забыв при этом сохранить несжатый оригинал». Supplied By: Jj Johnstone

  9. Небольшая полировка. «Последнее, что я добавляю в свои работы, это некоторое количество бликов, теней и отражений, а также произвожу легкую цветовую коррекцию. Все это придает финальной работе цельный и «отполированный» вид». Supplied By: Jon Burgerman

  10. Всмотритесь. «Когда графическая работа, сайт или анимация почти готовы, полезно сделать шаг назад, всмотреться в вашу работу и стоять так до тех пор, пока ваше лицо не посинеет, а глаза не начнут вылазить из орбит – совсем как у Арнольда Шварцнеггера в фильме «Вспомнить все». Во время этой прцедуры ищите все, что может быть улучшено, отретушировано, уменьшено, увеличено, добавлено или убрано для более сильного эффекта. В графическом дизайне, например, я ищу цвета, которые могут быть усилены, или наоборот, приглушены, или же рассматриваю отдельные элементы - можно ли их убрать или добавить, и как это отразится на композиции». Supplied By: Laith Bahrani

Чего стоит избегать.

Учитесь на своих ошибках: 10 примеров того, чего стоит избегать в общении с клиентами.

  1. Читайте и перечитывайте. «При написании электронного письма не заполняйте поле «кому» до самого последнего момента. Перечитайте то, что вы написали в теле письма как минимум дважды. Нередки ужасные истории о письмах, посланных в адрес того, кому они совершенно не предназначались. Не становитесь одним из людей, прошедших через это - посланное письмо вернуть не удастся». Supplied By: Oz Dean

  2. Будьте конкретны. «Сразу оговаривайте с клиентом все детали, особенно те, что касаются дальнейших правок и изменений. Часто бывает так, что увлекшись легко продвигающейся работой, я не уделял должного внимания перечню возможных изменений, включенных в оплату. В итоге о фразе «о, да! Мелкие правки вполне допустимы!» можно очень сильно пожалеть – переделывая готовый проект чуть ли не на половину». Supplied By: Derek Lea

  3. Не полагайтесь на компьютерную проверку орфографии. «Всегда вычитывайте свои тексты максимально внимательно. Кроме того, лучше чтобы еще кто-то проверил текст, взглянув на него свежим взглядом». Supplied By: Rigel

  4. Придерживайтесь брифа. «В начале своей карьеры мы выкладывались по полной, выжимали из себя все соки в надежде, что это окупится – вследствие чего мы казались отчаявшимися вместо того, чтобы производить впечатление энтузиастов своего дела. Придерживайтесь брифа и старайтесь решить изложенные там задачи наиболее творческим способом – от вас ожидают именно этого, а вовсе не работы на износ». Supplied By: Ralph And Co

  5. Работайте с клиентом. «Все знают о том, что нужно «мыслить широко». На самом деле, выдающееся мастерство заключается как раз в том, чтобы найти лучшее решение задачи в пределах границ, очерченных клиентом. Попытайтесь думать о них не как о тюремных стенах, а как об отправной точке в ваших размышлениях и идеях». Supplied By: Dave Curd

  6. Придерживайтесь того, в чем вы сильны. «Однозначно старайтесь избегать браться за работу, в которой вы не сильны, не обладаете достаточными знаниями или просто к которой «не лежит душа». Несколько раз я пытался пойти против себя – но чувствовал себя при этом как лось, плывущий по горной реке против течения. Выбирайте клиентов так же, как они выбирают вас. Учитесь на своих ошибках вместо того, чтобы наступать на одни и те же грабли снова и снова». Supplied By: Jeremyville

  7. Не полагайтесь на предположения. «Когда нам предложили разработать макет упаковки, мы заверили клиента в том, что нам это по плечу – и взялись за дело. И хотя нам и показывали развертку упаковки и на ее основе мы и делали свой макет – когда дело дошло до печати выяснилось, что обложка расположена не на той стороне. Поэтому всегда все проверяйте и не полагайтесь на предположения». Supplied By: Inksurge

  8. Обоснуйте свои выводы. «Не так давно я работал с несколькими парфюмерными брендами, и они казались мне самыми капризными клиентами в мире. Однако я решил, что если я сделаю несколько вариантов по-своему, и при этом сумею логично и доходчиво обосновать то, почему я пришел к таким концепциям и выводам – я смогу взять контроль за процессом разработки в свои руки. Впоследствии этот метод блестяще сработал». Supplied By: Darren Firth

  9. Ведите историю своих действий. «Я никогда не сталкивался с серьезными проблемами, но, тем не менее, я всегда сохраняю резервные копии файлов. Пускай нереализованные, не принятые идеи или промежуточные этапы работы будут всегда под рукой – просто на случай, если заказчик передумает». Supplied By: Kerry Roper

  10. Знайте, чего ожидать. «Отличный способ избежать проблем с клиентами, это заранее отдавать себе отчет в том, чего можно от них ожидать – еще до того, как работа будет идти полным ходом. Лишь в таком случае вам удастся избежать возможных недоразумений и взаимных упреков. Более того, иногда оказывается полезным относиться к клиенту как к меленькому надоедливому чертенку из девятого круга ада». Supplied By: Laith Bahrani