Сосредоточение концентрация внимания. Как восстановить концентрацию внимания. Упражнения для развития концентрации внимания

В процессе обучения, как и в повседневной деятельности, мы используем внимание. Его возможности зависят от силы и объёма концентрации. О том, каким образом развить или восстановить необходимую способность, мы расскажем в этой статье.

Как развить и повысить концентрацию внимания

Концентрацией внимания называется осознанное сосредоточение внимания на выбранном объекте. Им может быть предмет, образ, идея, ситуация и многое другое. Ум целенаправленно выбирает из всех возможных точек ту, на которую он направит своё внимание. Из этого мы можем сделать вывод, что внимание избирательно, также как и концентрация. Иначе концентрацию ещё называют фокусом внимания. Для того чтобы повысить концентрацию внимания, нужно проанализировать, из каких составных элементов она состоит и для усовершенствования каких её частей следует приложить больше усилий.

Концентрация внимания человека

В учебниках по теоретической и практической психологии много пишут на тему концентрации внимания человека, потому что, куда ни посмотришь, мы везде её используем. Наша повседневная жизнь не обходится без концентрации внимания и фокуса. Даже для того чтобы совершить простые действия, принять решение, найти творческую идею, требуется:

  • Концентрация сознания, или иначе волевое усилие, с целью направить внимание в заданном ключе.
  • Следующей задачей является удержание внимания на выбранной задаче или предмете.
  • Во время удержания внимания на конкретном объекте происходит процесс обработки информации - обдумывание, поиск вариантов, исследование проблем.
  • Выход из состояния концентрации означает успешное выполнение поставленной задачи и знаменует окончание процесса. Фокус внимания лимитирован во времени, но его можно научиться развивать и сделать более протяжённым, чтобы за одну сессию концентрации внимания ваша работа стала продуктивней и приводила к качественным результатам.

Как улучшить концентрацию внимания

Для улучшения концентрации внимания существуют различные методологии. В них используют специальные техники. Но прежде чем мы поговорим о техниках концентрации внимания, нужно рассмотреть факторы, негативно воздействующие на сознание и его способность к концентрации.

Согласитесь, что если бы наш ум постоянно не отвлекался на внешние раздражители и был бы более сфокусирован, то мы бы и не искали способов для повышения эффективности внимания.

Часто мы изучаем способы, улучшающие внимание не от желания его развить, а потому что мы замечаем, как оно сократилось. Временной отрезок, в течение которого мы привыкли концентрироваться на чём-либо, стремительно уменьшился, и мы знаем причину этого ухудшения.

Зависимость человека от средств коммуникации

Развитие Интернета, мобильных технологий, социальных Сетей, фрагментированное общение, привычка работать в режиме мультитаск ведут к уменьшению объёма внимания и впоследствии даже к синдрому дефицита внимания.

Отдельно хотелось бы выделить так называемую способность мультитаск - выполнение нескольких дел одновременно. Новая концепция эффективности, которая ещё чуть ли не превозносится до небес и считается одной из характеристик эффективной работы, в действительности ведёт к противоположному - к дезорганизации, расфокусировке внимания, увеличению стресса и падению качества выполнения задания.

Мобильные устройства и бесконечная переписка в чатах кажутся милым и забавным развлечением или привычным средством коммуникации в профессиональной деятельности. Однако они приносят мало пользы для психики человека. Отрицательное влияние новейших технологий давно научно доказано. Только кого это интересует, когда большое количество современных людей жить не могут без того, чтобы ежечасно не проверять сообщения в социальных Сетях и мессенджерах.

Это уже стало своеобразной зависимостью. Но именно зависимость от технологий создаёт видимость действия, иллюзию полноты жизни. Исключи мы эту составляющую, и что останется? Пустота, когда человек, наконец, остаётся наедине с собой, тут-то он и не знает, чем себя занять. Мысли вертятся в голове, нужно опять что-то придумывать, очередное действие, что делать, куда идти, какой музыкой или фильмом в очередной раз себя развлечь.

Человек уже забыл, что такое тишина. В реальной внешней жизни её нет и не было. А как дело обстоит с внутренним миром? Есть ли там тишина? Казалось бы, странный вопрос - мы ведь не разговариваем сами с собой. Вот здесь мы ошибаемся. Ещё как разговариваем. Причём все без исключения. Прислушайтесь к своим мыслям в данную минуту. О чём вы думаете? Что ваш разум говорит себе? Так продолжается нескончаемый диалог с собой, а мы и не замечаем его, оглушённые внешним миром и шумом его развлечений.

Методики концентрации внимания

Огромное количество методик концентрации внимания направлено на то, чтобы сузить восприятие и направить область внимания по чётко ограниченному руслу. В этом, конечно, есть смысл, если мы хотим и дальше преобразовывать себя по образу и подобию работы хорошо отлаженного механизма. Напротив, если цель нашего поиска правильного метода состоит ещё и в том, чтобы совершенствовать себя как личность, то нужно подойти более ответственно к выбору методик и найти такие, которые были бы направлены на комплексное развитие внимания и других когнитивных способностей. При этом мы не только улучшим концентрацию внимания, но и направим усилия на усовершенствование себя как личности через изучение нашей духовной сущности. Глубокое осознание человеком себя как уникальной личности неотделимо от процесса самопознания.

Упражнения на концентрацию внимания

В практике йоги, полностью посвященной познанию своей сути, уделяют много внимания изучению психики человека, процессов познания и развитию духовности. Для того чтобы проиллюстрировать сказанное, мы приведём короткий список упражнений и техник, которые способствуют развитию интеллектуальных и психических способностей человека.

Медитация

Медитация способствует развитию осознанного внимания, аналитического мышления, интенсификации эмпирического опыта и познанию себя как духовной сущности, объединённой со всем миром. Виды медитаций, полезные для освоения на начальных стадиях познания себя:

  • Аналитическая
  • Динамическая

При подготовке к медитации можно попрактиковать дхарану. Это концентрация на объекте с последующим разотождествлением себя с чувственном опытом (только на время практики).

Пранаяма

Техники управления и концентрацию на дыхании имеет смысл практиковать сразу после медитации или одновременно с её освоением. - отличный способ обратить ваше внимание на процесс дыхания. С помощью него можно не только полностью восстановить утраченную концентрацию, но и погрузиться во внутренний мир, лучше понять себя. Четыре вида пранаямы, с которых лучше всего начать практику:

  • попеременное дыхание - Анулома Вилома;
  • прерывистое дыхание - Вилома;
  • «квадратное» дыхание - Самавритти;
  • растянутое дыхание - .

Способы концентрации внимания

Остановить внутренний разговор с собой - это самый действенный метод, способствующий концентрации ума и очищению сознания. Обычно этот способ не освещают в специальной литературе, посвящённой работе человека над общей эффективностью и саморазвитию. Вместо этого отдают предпочтение техникам низшего порядка, повышающим концентрацию процентов на 20. Коэффициент полезного действия таких программ и методов по развитию концентрации внимания весьма низок.

Но результаты преподносятся публике как выдающиеся, нужно дать слушателям курсов ощутить гордость за себя. Поэтому, установив планку пониже, гораздо легче достичь заявленного в программе. Если ставить перед собой более высокие цели и думать о том, как радикально увеличить силу концентрации, то тут нужна работа над собой. Всё начинается с начала, с самоанализа, осознавания себя как личности и того, какие качества вам бы хотелось развить.

Нужно создать образ себя, каким бы вы хотели видеть себя в будущем. Когда такой образ сформирован, появилась его ментальная картинка, то можно начинать работать над приобретением желаемых качеств, которые нужно развивать.

Многие люди говорят, что нет концентрации внимания, - что делать в этом случае

Большое количество людей задаётся вопросом: «Что делать, если нет концентрации внимания?». С причинами отсутствия концентрации мы уже разобрались. Нужно начинать решать проблему с того, чтобы минимизировать воздействие отвлекающих факторов на психику:

  • постараться установить временной контроль над пребыванием в социальных сетях;
  • проводить время с друзьями лицом к лицу;
  • увеличить время вашего присутствия в реальной жизни;
  • посвящать больше времени занятиям вне сферы, захваченной Интернетом;
  • уменьшить использование мобильных устройств;
  • увеличить физическую нагрузку;
  • найти новое хобби и посвящать ему больше времени.

Для того чтобы воплотить в реальность план действий по сокращению времени пребывания в Интернете и, следовательно, перенесению сферы общения в реальный мир, где собеседники находятся друг напротив друга, хорошо подходит участие в совместных мероприятиях и ретритах.

Методы концентрации внимания

Если вы настроились очень решительно, то можно устроить и своеобразную коммуникационную «диету» или ещё лучше «пост». Он выглядит таким образом:

  • вы полностью отключены от внешнего мира - никаких СМИ, мессенджеров, общения с друзьями;
  • пребываете в тишине, изолированы от внешних раздражителей;
  • практикуете медитацию, что способствует установлению внутреннего молчания;
  • инициируете занятия духовными практиками, что способствует установлению связи с внутренним «Я», воссоединению разобщённых частей внутреннего образа и самопониманию.

Вследствие всего этого вы ощутите перемены и в вашем восприятии действительности. Утерянная концентрация внимания вновь вернётся, потому что вы научитесь управлять своими мыслями. Вы начнёте их осознавать. Именно этому учит нас медитация. Вы сможете следить за направленностью своего внимания и ясно отслеживать те моменты, когда оно вот-вот готово отвлечься. Вы сумеете вернуть его в нужную вам сторону и перестанете попусту переживать из-за невозможности сконцентрироваться.

Определяющий фактор целенаправленности внимания - любознательность

Достичь концентрации мыслей невозможно без выбора цели внимания. Выбрав то, на чём нужно сосредоточиться, осознав ваши цели, все «почему» и «для чего» вы хотите сконцентрироваться, вам станет гораздо легче направить сознание по заданному руслу. Понимать смысл того, что вы делаете, очень важно. Перефразировав Ницше, можно сказать, что если у человека есть ДЛЯ ЧЕГО концентрировать внимание, он найдёт возможность КАК это сделать. Выясните, по какой причине вы хотите изучать определённую тему, прочитать книгу, слушать лекцию и т. д. Ваше внимание само собой последует за найденной целью.

Интерес, любознательность - старайтесь разбудить в себе эти качества. К сожалению, они забыты, мотивом многих действий служит отнюдь не внутреннее желание как таковое, а давление необходимости. Получается, что человек обречён на скучное существование, где долженствование преобладает над радостью познания и открытия.

Верните в свою жизнь энтузиазм и здоровое любопытство, и вам не придётся страдать от осознания тусклого течения повседневной жизни. Вы поймёте, что не существует пустого и мелкого. В жизни нет мелочей. Разница состоит лишь в том, какую позицию вы решили занять, открыть ли ваш ум для нового или продолжать пребывать в старой парадигме мышления.

Изменив свой взгляд на жизнь, вы начнёте яснее осознавать свои цели, обретёте себя, и каждый миг вашей жизни наполнится смыслом. Оглянувшись назад, вы с улыбкой вспомните, с чего начиналось ваше , путешествие вглубь себя - с той самой работы над концентрацией внимания! Как бы ни велика была ваша проблема, вы сумели её решить, а вместе с ней и обрести самого себя.

Глава 15. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Каждый музыкант играет гаммы. Когда вы начинаете учиться игре на фортепьяно, вы прежде всего осваиваете это занятие; и вы никогда не перестаете играть гаммы. Лучшие концертные пианисты мира все еще продолжают играть гаммы. Это - основное уменье, которому нельзя позволить покрыться ржавчиной.

Каждый игрок в бейсбол практикует упражнения с битой. Это - первое, чему вы учитесь в Малой Лиге; и вы никогда не перестаете практиковаться. Каждая игра мирового первенства начинается с практики ударов битой. Основные уменья должны всегда оставаться отточенными.

Сидячая медитация - это арена, на которой медитирующий практикует свои собственные фундаментальные уменья. Игра, в которую играет медитирующий, представляет собой переживание его собственной жизни, а инструмент, на котором он играет, - аппарат его собственных ощущений. Даже самый закаленный медитирующий продолжает практиковать сидячую медитацию, потому что она настраивает и обостряет основные душевные уменья, которые ему нужны для своей особой игры. Однако нам никогда не следует забывать о том, что сама по себе сидячая медитация - это не игра. Это практика. Игра, в которой нужно применять эти основные уменья, - остальная часть нашего опытного существования. Медитация, которая не применяется в повседневной жизни, бесплодна и ограничена.

Цель медитации Випассаны - коренное и постоянное преобразование всего вашего чувственного и познавательного переживания. Она предназначена ни больше, ни меньше, для того, чтобы революционизировать ваше жизненное переживание. Такие периоды сидячей медитации представляют собой время, оставленное для практики внедрения новых привычек ума. Вы учитесь новым способам получения ощущений и понимания их. Вы развиваете новые методы обхождения с сознательной мыслью, новые виды внимания к непрерывному порыву своих собственных эмоций. Это новое поведение ума нужно заставить перенестись на остальную часть нашей жизни. Иначе медитация останется сухой и бесплодной, теоретическим сегментом вашего существования, не связанным со всем остальным его содержанием. Чрезвычайно важно совершить некоторое усилие, чтобы связать оба эти сегмента. Некоторое количество переноса произойдет спонтанно, но такой процесс будет медленным и ненадежным. Весьма вероятно, вы останетесь с чувством, что вы ничего не достигли, что весь процесс надо оставить, как неплодотворный.

Одним из самых приятных событий в вашей медитационной карьере является тот момент, когда вы впервые поймете, что медитируете среди какой–то совершенно ординарной деятельности. Вы едете по скоростному шоссе или выносите мусор - и вот сама собой включается медитация. Это незапланированное излияние столь тщательно вынашиваемых вами умений будет подлинной радостью. Оно откроет перед вами крошечное окошечко в будущее. Вы улавливаете спонтанный проблеск действительного значения практики. Вас поражает открывшаяся возможность: это преображенное состояние могло бы на самом деле стать постоянной чертой вашего переживания. Вы уясняете тот факт, что действительно могли бы провести оставшиеся дни жизни, стоя в стороне от изнурительного гомона собственных навязчивых мыслей, более не подвергаясь преследованиям собственных потребностей и вожделений. На мгновенье вы ощущаете вкус того состояния, когда вы просто стоите в стороне и наблюдаете текущий мимо поток. Это мгновенье чудесно.

Однако это виденье, вероятно, останется неосуществленным, если вы не будете активно стремиться содействовать процессу переноса. Самый важный момент в медитации - это тот, когда вы покидаете подушку. Когда завершена ваша сидячая практика, вы можете подскочить и утратить все, что получили, - и тогда лишитесь возможности принести это уменье в остальные виды своей деятельности.

Решающее значение для вас имеет понимание того, что такое медитация. Это не какая–то особая поза, не просто какой–то комплекс упражнений ума. Медитация - это культивирование внимательности и применение этой культивированной внимательности. Вам не нужно сидеть для того, чтобы медитировать. Вы можете медитировать во время мытья посуды, можете медитировать, принимая душ, катаясь на роликовых коньках или печатая на машинке письма. Медитация - это осознание; и необходимо применять осознание во всех без исключения видах деятельности нашей жизни. Это нелегко.

Мы в особенности культивируем осознание при помощи сидячей позы и спокойного места, потому что в такой ситуации сделать это легче всего. Медитация в движении более трудна. Еще труднее медитация среди шумной деятельности в быстром темпе. И наивысшего напряжения сил требует медитация среди напряженной эгоистической деятельности - как любовная история или споры. Для начинающего будет вполне достаточно и менее напряженной деятельности.

И все же конечной целью практики остается доведение своей сосредоточенности и осознания до уровня такой силы, которая останется неколебимой даже среди давления жизни в современном обществе. Жизнь предлагает множество вызовов, и серьезный медитирующий очень редко испытывает скуку.

Перенести медитацию в события вашей повседневной жизни - не просто процесс. Попробуйте, и вы увидите. Такой переходный пункт между окончанием вашего сиденья в медитации и началом «настоящей жизни» представляет собой долгий прыжок; для большинства из нас он оказывается слишком долгим. Мы обнаруживаем, как наше спокойствие и сосредоточенность испаряются в считанные минуты, оставляя нас, по–видимому, не в лучшем положении, чем раньше. Для того чтобы перекинуть мост через эту пропасть, буддисты на протяжении столетий изобрели целых комплекс упражнений, нацеленных на смягчение этого перехода. Они берут такой прыжок и разбивают его на малые ступени. Каждую ступень можно практиковать самостоятельно.

1. Медитация во время ходьбы

Наше повседневное существование наполнено движением и деятельностью. Сидеть целыми часами в полной неподвижности - почти противоположно нормальному переживанию. Те состояния ясности и спокойствия, которые мы вынашиваем среди абсолютной тишины, склонны растворяться, как только мы станем двигаться. Нам нужно какое–то переходное упражнение, которое научит нас искусству сохранять спокойствие и осознание среди движения. Медитация при ходьбе помогает нам совершить такой переход от статического покоя к повседневной жизни. Это медитация в движении; ею часто пользуются в качестве альтернативы сиденья. Ходьба особенно полезна в те периоды времени, когда вы чрезвычайно беспокойны. Зачастую один час медитации при ходьбе даст вам возможность пройти через эту беспокойную энергию и все же принесет значительную долю ясности. И тогда вы сможете продолжить сидячую медитацию с большей пользой.

Стандартная буддийская практика советует частые периоды уединения в дополнение к вашей ежедневной практике сиденья. Такое уединение - сравнительно долгий промежуток времени, посвященный исключительно медитации. Уединенная практика в течение одного или двух дней обычно для мирян. А опытные практики медитации могут проводить так целые месяцы без перерыва в обстановке монастыря, где они ничем другим не занимаются. Это строгая практика; она предъявляет к уму и телу значительные требования. Если вы не занимались такой практикой в течение нескольких лет, у вас возникнут ограничения в вопросе о том, как долго вы сможете просидеть с пользой для себя. Десять полных часов сидячей позы вызовут у большинства начинающих мучительное состояние, которое далеко превосходит силу их сосредоточения. Поэтому полезная уединенная практика должна проводиться с применением движения. Обычный стереотип практики заключает в себе чередование периодов сиденья с периодами медитации во время ходьбы. Обычная длительность такого периода - час; между периодами сиденья и ходьбы существуют краткие перерывы.

Для выполнения медитации во время ходьбы вам нужно отдельное место с пространством достаточным, по крайней мере, для пяти–десяти шагов по прямой линии. Вы будете очень медленно шагать взад и вперед; в глазах большинства жителей Запада вы будете выглядеть необычно, как бы не связанными с повседневной жизнью. Поэтому желательно, чтобы вы не занимались выполнением подобного упражнения на видном месте, где это будет привлекать ненужное внимание. Изберите закрытое место.

Физические условия просты. Изберите место, свободное от помех, начните шагать с одного конца. Постойте минуту в выжидательном положении. Руки можно держать, как вам будет удобно: спереди, за спиной или спустив по бокам. Затем, делая вдох, поднимите пятку одной ступни; выдыхая воздух, держите эту ступню на пальцах. При новом вдохе поднимите ступню, переместите ее вперед и, делая выдох, опустите и поставьте на пол. Повторите то же самое с другой ступней. Шагайте очень медленно к противоположному концу, постойте одну минуту. Затем очень медленно повернитесь кругом, постойте еще минуту прежде чем шагать назад. Затем повторите процесс. Держите голову поднятой, шею расслабленной. Держите глаза открытыми, чтобы сохранять равновесие, но не смотрите на какой–то отдельный предмет. Шагайте естественно, как можно медленнее, но без ощущения неудобства; не обращайте внимания на окружающую обстановку. Наблюдайте за возникающими внутри тела очагами напряженности и освобождайтесь от них, как только их заметите. Не делайте особых попыток быть грациозными, не старайтесь выглядеть привлекательными. Это не упражнение в атлетике и не танец. Здесь - упражнение в осознании. Ваша задача - достижение тотальной бдительности, повышения чувствительности и полного, беспрепятственного переживания движения ходьбы. Направьте все свое внимание на ощущения, приходящие от ног и ступней. Старайтесь регистрировать как можно больше информации о движении каждой ступни. Погрузитесь в чистое ощущение ходьбы и отмечайте любой тонкий оттенок движения. Прочувствуйте каждый отдельный мускул в движении. Переживайте каждое мельчайшее изменение в ощущении прикосновения, когда ступня прижимается к полу и затем снова поднимается.

Отмечайте, каким образом эти по видимости плавные движения состоят из сложной совокупности едва заметных рывков. Постарайтесь ничего не упустить. Для того чтобы повысить чувствительность, вы можете разбить движение на отдельные составные части. Каждая ступня проходит через подъем, перемещение вперед и движение вниз. Любая из этих составных частей имеет начало, середину и конец. Для того чтобы подстроиться к этой серии движений, вы можете начать с того, что будете делать подробные отметки каждой ступени.

Сделайте в уме отметку: «подъем», «движение вперед», «опускание», «касание пола», «давление» - и так далее. Такова тренировочная процедура, которая ознакомит вас с последовательностью движений и придаст уверенность в том, то вы не пропускаете ни одно из них. По мере того как вы полнее осознаете бесчисленное множество происходящих тонких событий, у вас не останется времени для слов. Вы обнаружите, что погружены в текучее непрерывное осознание движения. Ступни станут для вас целой вселенной. Если ваш ум уклоняется в сторону, отмечайте отвлечение обычным способом, затем возвращайте внимание к ходьбе. При выполнении этого упражнения не глядите на ногу и не наблюдайте в уме за картиной своих ног и ступней, когда шагаете взад и вперед. Вообще не думайте, только чувствуйте. Вы не нуждаетесь в понятиях ступней, вам не нужны и картины. Просто регистрируйте ощущения, когда они протекают. В начале вы, вероятно, будете испытывать затруднения с равновесием. Вы пользуетесь мускулами ног по–новому, так что период обучения будет естественным. Если возникнет разочарование, просто отметьте его - и дайте ему уйти.

Техника ходьбы Випассаны задумана для того, чтобы затопить ваше сознание простыми ощущениями; и это делается настолько основательно, что все прочее отброшено в сторону. Нет места для мысли, нет места для эмоций. Нет времени для страстного желания, нет времени для замораживания деятельности до серии понятий. Нет необходимости в чувстве «себя». Существует только непрестанное движение тактильных и кинестетических ощущений, бесконечный и все время меняющийся поток сырого переживания. Здесь мы учимся бегству в реальность, а не бегству от нее. Какие бы прозрения мы ни приобрели, они непосредственно применимы к остальной части нашей наполненной фантазиями жизни.

2. Позы

Цель нашей практики состоит в том, чтобы приобрести полное осознание всех граней нашего переживания в непрерывном ежемгновенном потоке. Многое из того, что мы делаем и переживаем, остается полностью бессознательным в том смысле, что мы делаем это с малым вниманием или вообще без него. Наш ум целиком направлен на что–то другое. Большую часть времени мы тратим как бы на движение под контролем автопилота, заблудившись в тумане мечтаний и забот.

Один из наиболее часто пренебрегаемых аспектов нашего существования - это наше тело. Зрелище многоцветной мультипликации в нашем уме настолько увлекательно, что мы склонны отвести все внимание от кинестетических и тактильных ощущений. Их информация ежесекундно льется по нервам в мозг, но мы достаточно плотно преграждаем ей доступ к сознанию. Она вливается в нижние уровни ума и не доходит до более высоких. Буддисты выработали упражнение, рассчитанное на то, чтобы открыть все шлюзы и пропустить этот материал в сознание. Это еще один способ, дающий возможность сделать бессознательное сознательным.

За один лишь день ваше тело подвергается всевозможным искривлениям. Вы сидите и стоите; вы ходите и лежите; вы нагибаетесь, бегаете, ползаете, валяетесь. Учителя медитации побуждают вас осознавать этот постоянно продолжающийся процесс. В течение всего дня каждые несколько минут производите кратковременную проверку своей позы. Это упражнение не предназначено для исправления положения тела или улучшения внешнего вида. Пройдитесь своим вниманием по всему телу и прочувствуйте, как вы его держите. Сделайте в уме безмолвную отметку: «ходьба», «сиденье», «лежанье» или «стоянье». Все это звучит до нелепого просто; но не относитесь к этой процедуре с пренебрежением. Это - мощное упражнение. Если вы выполняете его основательно, если вы действительно глубоко внедряете эту умственную привычку, она сможет революционизировать ваше переживание; она проталкивает вас в совершенно новое измерение ощущений, и вы чувствуете себя подобно слепому, который вновь обрел зрение.

3. Действия с медленными движениями

Каждое выполняемое вами действие состоит из отдельных частей. Такое простое действие как завязывание шнурков на ботинках составлено из сложной серии мелких движений. Детали этих движений большей частью проходят незамеченными. Для того чтобы способствовать созданию общей привычки внимательности, вы можете выполнять простые действия с очень малой скоростью - делая усилие обращать полное внимание на каждый нюанс действия.

Вот один пример: вы сидите за столом и пьете чай. Здесь налицо много материала для переживания. Бросьте взгляд на свою позу, когда вы сидите и чувствуете ручку чашки между пальцами. Уловите аромат чая, отметьте местонахождение чашки, находящегося внутри чая, своей руки и стола. Наблюдайте, как у вас в уме возникает намерение поднять чашку, почувствуйте руку, когда она поднимается, почувствуйте своими губами чашку и жидкость, вливающуюся в рот. Ощутите вкус чая, затем наблюдайте возникновение намерения опустить руку. Весь этот процесс захватывающе прекрасен, если вы вполне в нем присутствуете, обращая беспристрастное внимание на каждое ощущение и на поток мыслей и эмоций.

Ту же тактику можно применять ко многим видам вашей повседневной деятельности. Намеренное замедление мыслей, слов и движений позволяет вам проникнуть в них гораздо глубже, чем это можно было бы сделать при других обстоятельствах. То, что вы при этом обнаруживаете, крайне удивительно. В начале во время наиболее регулярной деятельности сохранять преднамеренно замедленный темп очень трудно; но уменье растет со временем. Глубокие постижения происходят во время сидячей медитации; но когда мы по–настоящему рассматриваем собственную внутреннюю работу среди повседневных форм деятельности, могут иметь место даже более глубокие откровения; это и будет той лабораторией, где мы начинаем действительно видеть механику собственных эмоций и действие своих страстей. Как раз здесь мы можем правильно измерить надежность своих рассуждений и уловить проблеск различия между нашими истинными мотивами и теми претенциозными доспехами, которые мы носим для того, чтобы дурачить себя и других.

Мы найдем в этой информации очень много удивительного; но вся она будет полезной. Чистое внимание вносит порядок в тот мусор, который собирается в этих неопрятных уголках ума. Когда вы достигаете ясного понимания среди обычной повседневной деятельности, вы приобретаете способность оставаться разумными и мирными, направляя проницательный свет внимательности в эти иррациональные закоулки и расщелины ума. Вы начинаете видеть степень своей ответственности за собственные душевные страдания. Вы видите, что ваши горести, страхи и напряжения порождены вами самими; вы видите, каким образом вы оказываетесь причиной собственных страданий, слабостей и ограничений. И чем глубже вы понимаете этот душевный процесс, тем меньше власти имеет все это над вами.

4. Координация дыхания

Во время сидячей медитации нашим первичным фокусом сосредоточения оказывается дыхание. Тотальная сосредоточенность на постоянно изменяющийся момент. Тем же самым принципом можно воспользоваться среди движения. Вы можете координировать со своим дыханием деятельность, которой заняты. Это придает вашему движению плавный ритм, сглаживает многочисленные резкие переходы. Облегчается сосредоточенная деятельность, возрастает внимательность. Таким образом ваше осознание с большей легкостью пребывает в настоящем времени. В идеальном понимании нужно практиковать медитацию в течение всех двадцати четырех часов в сутки. Это в высшей степени практическое указание. Состояние внимательности есть состояние готовности ума. Ум не отягощен заботами, не связан тревогами. Ежемгновенно можно иметь дело с тем, что появляется. Когда вы по–настоящему внимательны, ваша нервная система обладает свежестью и эластичностью, а это благоприятствует прозрению. Возникает проблема, и вы просто решаете ее, решаете быстро, действенно, с наименьшей суетой. Вы не остаетесь в состоянии возбуждения, вы не убегаете от суеты в какой–то тихий уголок, а потому можете сесть и медитировать о ней. Вы просто заняты ей. И в таких редких случаях, когда любое решение кажется невозможным, вы не испытываете тревоги по этому поводу, а просто переходите к следующему предмету, который нуждается в вашем внимании. Ваша интуиция становится весьма практической способностью.

5. Украденные мгновенья

Для серьезного практика медитации не существует понятия времени, потраченного впустую. Можно обратить к выгоде малые участки мертвого пространства, возникающие в течение дня; каждым свободным мгновеньем можно воспользоваться для медитации. Если вы в состоянии тревоги сидите на приеме у зубного врача, медитируйте об этой тревоге. Стоя в очереди в банке и испытывая чувство раздражения, медитируйте о раздражении. Когда вы томитесь от безделья на автобусной остановке, медитируйте о скуке. Старайтесь оставаться весь день бдительными и осознающими. Будьте внимательны к тому, что происходит сию минуту, даже если происходящее представляет собой утомительную и нудную работу. Пользуйтесь моментами, когда вы оказываетесь в одиночестве; пользуйтесь теми видами деятельности, которые в большей части своей механичны. Используйте каждую секунду свободного времени, чтобы проявлять внимательность. Пользуйтесь всеми свободными мгновениями, какими сможете.

6. Сосредоточение на всех действиях

Вам следует стараться в течение всего дня поддерживать внимательность к любой деятельности и к любому восприятию, начиная с первого восприятия, когда вы только что пробудились, и кончая последней мыслью перед тем, как вы заснете. Это невероятно высокая цель, к которой мы стремимся. Не ожидайте, что вы сумеете в скорости осуществить этот труд. Занимайтесь им лишь медленно; пусть ваши способности растут со временем. Наиболее выполнимый способ подойти к этой проблеме - разделить день на отрезки. Посвятите определенный промежуток времени внимательности к положению тела, затем распространите эту внимательность на другие простые формы деятельности: на еду, умывание, одевание и тому подобное. Иногда вы в течение дня можете уделить практике наблюдения особых состояний ума, например, приятных, неприятных и безразличных, пятнадцать минут или около того; или наблюдайте препятствия, или мысли. Специальная рутина зависит от вас. Идея здесь в том, чтобы вести практику, занимаясь разнообразными вопросами, чтобы на протяжении всего дня сохранить состояние внимательности с возможной полнотой.

Постарайтесь осуществлять такую повседневную рутину, в которой различие между сидячей медитацией и остальными вашими переживаниями было бы как можно меньшим. Пусть одно состояние плавно переходит в другое. Ваше тело почти никогда не бывает спокойным. Всегда можно наблюдать какое–то движение; а в самом крайнем случае у вас остается дыхание. Ваш ум никогда не перестает болтать, исключая лишь самые глубокие состояния сосредоточенности. Всегда появляется нечто, пригодное для наблюдения. Если вы будете серьезно применять свою медитацию, вы никогда не упустите что–нибудь, достаточное внимания.

Следует сделать практику применимой к ситуации нашей повседневной жизни. Это - ваша лаборатория. Она представляет вам возможность проводить испытания, обеспечивает вас стимулами, необходимыми для того, чтобы сделать практику глубокой и подлинной. Это пламя, которое очищает вашу практику от ошибок и обмана, это самая серьезная проверка, которая показывает вам ваши отклонения и самообман. Если медитация не помогает вам справляться с ежедневными конфликтами и борьбой, тогда она поверхностна. Если ваши повседневные эмоциональные реакции на становятся более ясными, если вам нелегко с ними справляться, тогда вы напрасно тратите время. И вы никогда не узнаете, как вы делаете дела, пока по–настоящему не пройдете это испытание.

Практика внимательности по предположению универсальна. Вы заняты ею все время, а не только в течение каких–то кратких периодов; вы не прекращаете ее по окончании этих периодов. Медитация, которая бывает успешной только тогда, когда вы удаляетесь в некоторую звуконепроницаемую башню из слоновой кости, все еще остается неразвитой. Медитация прозрения - это практика ежемгновенного осознания. Медитирующий учится обращать внимание в его чистом виде на рождение, рост и распад всех явлений ума. Он не отворачивается ни от одного из них, не позволяет ни одному пройти незамеченным. Мысли и эмоции, действия и желания - таково это зрелище в целом. Он наблюдает все - и наблюдает непрерывно. Неважно, приятно ли это зрелище или отвратительно, прекрасно или постыдно. Он видит, каким образом все существующее живет и каким образом изменяется. Не исключается ни один аспект переживания, ни один аспект не избегается. Эта процедура весьма бескомпромиссна.

Если в своей повседневной деятельности вы обнаруживаете, что оказались в состоянии утомления, медитируйте о своем утомлении. Выясните, как оно чувствуется, как действует, из чего состоит. Если вы сердитесь, медитируйте о гневе, исследуйте механику гнева. Не бегите от него. Если вы обнаружите, что сидите, охваченные мрачной подавленностью, медитируйте об этой подавленности в духе бесстрастия и пытливости. Не убегайте от нее, закрыв глаза. Исследуйте лабиринт и схему ее путей. Таким образом вы сумеете лучше справиться со следующей депрессией, когда она придет.

Идти своим путем в состоянии медитации, двигаться через все подъемы и падения повседневной жизни - такова вся суть Випассаны. Практика подобного рода чрезвычайно сурова и требовательна, но она порождает состояние душевной гибкости, не имеющее себе равного. Каждую секунду медитирующий сохраняет открытость ума, постоянно исследует жизнь, проверяет собственные переживания, рассматривает существование бесстрастно, в духе исследования. Таким образом он постоянно открыт для истины в любой ее форме, из любого источника и в любое время. Это состояние ума нужно для освобождения.

Сказано, что если ум держится в состоянии медитативной готовности, мы можем достичь просветления в любой момент. Стимулом иногда оказывается самое незначительное, самое обычное восприятие: вид Луны, крик птицы, шелест ветра среди деревьев. Важен не столько объект восприятия, сколько то, как именно вы следите за этим восприятием. Существенно такое состояние открытой готовности; и если вы готовы, просветление может произойти с вами прямо сейчас. Сигналом может послужить даже ощущение прикосновения этой книги к вашим пальцам; достаточным мог бы оказаться звук этих слов в вашем уме. Вы могли бы достичь просветления сию секунду, если бы были готовы. автора Кит Вон Кью

Память в повседневной жизни /продолжение/ Как запомнить ваш распорядок дня (и не забыть назначенных встреч) Если вы планируете на следующий - день несколько дел и встреч, вы можете использовать память для составления накануне вашего распорядка дня.Для этого достаточно

Из книги Лоджонг автора Тинлей Геше Джампа

Из книги Почему с хорошими женщинами случаются плохие вещи. 50 способов выплыть, когда жизнь тянет тебя на дно автора Стивенз Дебора Коллинз

Советы по практике лоджонг в повседневной жизни Я надеюсь, что этих учений хватит в качестве материала для вашего размышления, в качестве методов, которыми вы можете пользоваться. Если я дам еще больше материала, я опасаюсь, что у вас в уме все это рассыплется, как

Из книги Совершенное владение телом и разумом [Как добиться успеха в спорте и жизни] автора Миллмэн Дэн

Из книги Медитация: практическое руководство автора Уоллес Алан Б

Из книги Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют [Как разумно и мудро подбирать слова] автора Телушкин Джозеф

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Из книги Эрос, сознание и Кундалини автора Соватски Стюарт

13. Воплощение принципов нравственной речи в повседневной жизни Те, кто возвращается к жизни после алкоголизма – знают, что для достижения успеха им необходимо всегда быть очень осторожными с алкоголем. Если им доведется попасть на вечеринку, где на столе будут спиртные

Из книги Таинственный помощник внутри тебя автора Шмидт К. О.

Глава 8 Обоснование в обыденном Тантрические отношения в повседневной жизни Как насчет всех словесных баталий любви? Как насчет каждодневных стараний «добиться толка»? Мы рассмотрели высоты тонкости; а как насчет более обыденных ситуаций, когда мы говорим друг другу

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Из книги Истинное восприятие. Путь дхармического искусства автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Искусство в повседневной жизни Практика осознанности – это не только лишь сидячая медитация или медитация в действии. Это уникальная практика тренировки в поведении вдохновлённого человека. Именно это значит быть художником.В практике осознанности, на санскрите

Из книги Медитация и осознанность автора Паддикомб Энди

Из книги автора

Из книги автора

Упражнения на осознанность в повседневной жизни Конечно, ежедневно по 10 минут или даже больше сидеть и практиковаться в медитации очень приятно. И все же потенциал осознанности раскрывается в полной мере, лишь когда вы начинаете применять ее в повседневной жизни. В этой

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа . Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа . Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа . Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за , постоянных , а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. . Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования . Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови , при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы ;
  • проведение с допплером ;
  • (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов (ВП);
  • проведение .

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Сегодня мы поговорим о том, как развить концентрацию внимания, о методиках ее улучшения, невольно вырывается слово «оптимизация»:), но, как вы понимаете, этот пост скорее относится к психологии и лайфхаку, хотя, конечно, и затрагивает интернет-маркетинг.

А знаете ли вы, что во время чтения внимание человека достаточно сильно рассеивается и поддается внешним раздражителям. В среднем от 20% до 40% общего времени проведенного за этим действием вы витаете совершенно в другом месте.

Но если в случае поглощения информации всегда есть возможность возвратиться и перечитать упущенный материал, то в рабочем процессе негативный эффект потери фокусировки на определенной задаче куда более значителен. Как выработать концентрацию внимания, чтобы повысить свою эффективность?

Рассеянность внимания негативно сказывается на качестве работы и времени ее выполнения. Сознательно контролировать внимание на определенной цели задача довольно непростая и как показывает практика изнурительная, но зная принципы функционирования и физиологию центральной нервной системы, а в свою очередь — и концентрации, можно с легкостью справится с этой проблемой.

2 отдела мозга, ответственные за контроль внимания

Перед тем как перейти непосредственно к вопросу о том, как тренировать концентрацию внимания, к причине рассеянности и снижения способности сконцентрироваться на определенной задаче, нам стоит понять, как функционирует наш мозг. Даниэль Канман в своей книге «Думай медленно, решай быстро» разделяет головной мозг на 2 системы (условное название: Система 1 и Система 2)

Система 1— наше подсознание — безостановочно функционирует без наших усилий; реагирует на внешние и внутренние раздражители, вследствие чего и генерирует позыв или импульс к определенному действую — например, обернуться, услышав свое имя. Система 2 (сознание) представляет собой критические, рациональные и сознательные мысленные процессы и является своеобразным процессором позывов исходящих от Системы 1 — если возвратиться к примеру о реакции человека повернутся, услышав свое имя, то именно Система 2 принимает решение либо откликнуться, либо проигнорировать потенциального собеседника.

Подведем короткий итог: Система 2 отвечает за все процессы, требующие осознания и приложения усилия воли, в то время как Система 1 является рефлективной, подсознательной частью мозга, напрямую реагирующей на внешние раздражители и создающей определенные позывы к действию. На данной картинке можно довольно наглядно рассмотреть функции обеих систем.

(Система 1— красная часть мозга; Система 2 — серая часть мозга.)

Причины потери или ухудшения концентрации

Система 2 нашего мозга отвечает за мыслительные процессы, и именно при помощи нашего сознания мы концентрируемся на определенной задаче или объекте. Дело в том, что наше сознательное мышление подвергается влиянию множества внешних источников отвлечения или помех, что в свою очередь делает задачу фокусировки довольно сложной.

В своей книге «Концентрация: скрытый ингредиент превосходства» (Focus: The Hidden Power of Excellence), Даниэль Гольман (Daniel Goleman) делит источники отвлечения на 2 типа: сенсорные и эмоциональные.

Если от сенсорных раздражителей — шум, визуальные раздражители и т. д.— можно довольно легко избавится, устранив их физически, то эмоциональные причины потери концентрации, вызванные Системой 1 нашего мозга, устраняются совершенно другим путем.

Эмоциональные раздражители (внутренний диалог, поток мыслей о событиях в нашей жизни) вызваны насущными проблемами, стрессами, расстройствами и т. д. — все мы знаем, как тяжело приняться за работу, когда эмоциональный груз домашних проблем целиком и полностью занимает наш разум, и вас мучает вопрос, как повысить внимание.

Попытки волевым усилием забыть о проблемах и сконцентрироваться на поставленной задаче еще больше истощат ментальные резервы и, скорее всего, не увенчаются успехом. Помимо этого, нашему разуму присуще свойство фокусироваться именно на негативных и беспокоящих нас задачах и событиях, поскольку они чрезвычайно важны, и Система 1 стремится к их быстрейшему решению.

В данном случае не стоит пытаться блокировать источник дискомфорта — качественное восстановление и отдых являются лучшими способами регенерировать умственные способности и улучшить концентрацию.

Как восстановить концентрацию?

Вашему мозгу требуется восстановление и отдых так же, как и мышцам после изнурительной физической нагрузки; как и тело, разум не сможет полноценно функционировать, будучи перегруженным и изнуренным. Но если телу требуется определенный период времени на полноценную регенерацию, ментальные ресурсы восстанавливаются простыми, приятными и эффективными способами. Как развить концентрацию внимания?

Упражнения, описанные ниже, стоит внести в свою ежедневную рутину, и тогда вам удастся предотвратить рассеянность внимания и поддерживать здоровые функционирование Системы 2.

1. Медитация

Поскольку целью медитации является фокусировка внимания при осознании самого факта вашей рассеянности, то постоянные усилия весьма быстро положительно скажутся на качестве концентрации — скоро вам будет намного проще концентрироваться на определенной задаче и предотвращать потерю внимания. Помимо улучшения концентрации, медитация способствует снижению уровня стресса, улучшению памяти и творческих способностей, а также увеличивает количество серого вещества в мозгу — что в результате положительно влияет на эмоциональную стабильность и позитивность эмоций.

Как повысить концентрацию внимания? Эффективный совет, касающийся медитации: не стоит предполагать, что для нее требуется несколько часов провести вне мира сего — уделив медитации 10-15 минут на работе, вам удастся довольно качественно восстановить и очистить свое сознание.

2. Прогулки на природе

Автор книги «Концентрация: скрытый ингредиент превосходства» Даниэль Гольман советует проводить время на природе — прогулки способствуют восстановлению нервных процессов посредством своеобразного отключения от суеты и забот; также в ходе эксперимента было доказано, что прогулка по улицам города уступает в своей пользе времени проведенному в парке — месту, более удаленному от раздражителей, и менее стимулирующему умственную активность. Чем ближе вы к природе и чем дальше от городской суеты, тем лучше вам удастся восстановить свой «умственный резервуар».

3. С головой в любимое занятие

Как повысить уровень внимания, развлекаясь? Погрузившись в свое любимое занятие, вам с легкостью удастся восстановить ресурсы своей системы рационального мышления, в то время как ваше внимание будет сконцентрировано на простой, не требующей умственных усилий задаче. Например играя в популярное и всеми любимое приложение Angry Birds, вы полностью отдадите внимание простой и забавной игре, в то время как внутренний диалог, потребляющий умственные ресурсы, будет остановлен, что даст возможность вашему разуму восстановиться.

Вместо заключения

От нашей способности концентрироваться зависит как качество нашей работы, так и возможность ее выполнения вообще. Помимо этого, неспособность сфокусироваться и рассеянность внимания не только негативно влияют на работоспособность, но и на эмоциональное и умственное здоровье, которое еще сильней ухудшается в следствии попыток концентрации волевым усилием.

Помните о способах умственной регенерации и основных принципах работы мозга и о том, как улучшить внимание. Упражнения из этой статьи могут вам пригодиться.

Для здорового и эффективного функционирования сознания за благосостоянием ментальных ресурсов стоит следить так же внимательно и бережно, как и за телом. Поддерживайте свой разум в хорошей форме, и он отблагодарит вас эффективной работой, хорошим настроением и креативными идеями.

Можно представить все сложности медитации в виде хорошо знакомого образа мишени. Подобно тому как мишень служит для указания нашей цели, так и предмет медитации служит в качестве мишени внутри ума. Просто во время медитации практикующий стремится удерживать свой ум сосредоточенным на предмете медитации. Иными словами, мысли будут устремлены к определенной цели. Подобное представление мы встречаем в традиции иудаизма в виде классического талмудического обозначения умственного сосредоточения внимания, развития концентрации, кавваны, что значит «нацеленность». Само слово происходит от корня кавен - стремиться, нацеливаться. Развитие практики кавваны является главной темой иудейской мистической традиции.

Хотя вначале наша концентрация может быть и весьма краткой, но если же мы будем упорствовать в своей практике, то ее длительность будет постепенно увеличиваться. (Геше Рабтен. «Сокровище Дхармы»). Это то же самое, что и одноточечное сосредоточение ума, иначе именуемое самадхи. Проще всего созерцание, медитацию можно выразить как состояние сосредоточенного внимания.

Сосредоточение внимания — путь к концентрации

С помощью идеи о мишени, расположенной внутри нашего ума, наглядно видно, что нашей целью должно быть попадание как можно ближе к «яблочку». Конечно, легче сказать, чем сделать, что известно каждому, кто пытался осуществить подобное. И все же не следует впадать в отчаяние при первых неудачах. Трудность такой, на первый взгляд легкой, задачи признавали мудрецы и духовные наставники во все времена. В «Бхагавад- гите» Арджуна говорит: «Ум столь беспокоен, непостоянен. Ум строптив, упрям и своеволен, что трудно его обуздать, как и ветер». Нетрудно убедиться в правдивости таких слов. Достаточно часто мы сталкиваемся с сумятицей наших собственных мыслей, с мучащей нас тоской, собственным упрямством и неспособностью сосредоточиваться. И, встав на путь созерцательной практики, мы, возможно, впервые начинаем присматриваться к свойствам собственного ума. Здесь многое должно открыться и многому нужно научиться. Геше Рабтен описывает медитацию как «средство управления, укрощения и, при случае, преображения ума». Путь к подобной честолюбивой цели начинается с самого простого: мы приступаем к развитию концентрации внимания. Сюда входит уровень длительно сосредоточенного внимания и дополнительно включается элемент самонаблюдения. Подобное состояние ума существенно отличается от повседневного сознания. Простой пример позволит уяснить вам представление об одной части ума, наблюдающей за другой его частью. Наблюдайте за потоком вашего собственного сознания, следя за своими мыслями.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Непосредственное наблюдение

Просто посидите спокойно некоторое время; достаточно будет нескольких минут. Закройте глаза и обратите внимание вовнутрь себя. Попытайтесь следить за тем, что происходит в вашем уме, и запоминать все (это легче сказать, чем сделать). По окончании запишите все мысли, что пронеслись у вас в голове за этот короткий период времени. Результаты обычно поражают; давние воспоминания, ассоциации, будущие планы и бессвязные мысли пробегают в стремительном темпе. Здесь приходит на помощь идея замедления потока сознания. Первые попытки сосредоточить внимание часто обескураживают.

Нежелательные мысли возникают как бы ниоткуда. Развитие такого умения в виде постоянной и устойчивой способности нашего сознания требует времени и усилий. Это произойдет не в течение недели, и здесь не избежать разочарований. Добиться подобного без личной самоотверженности будет нелегко. Напутствие со стороны людей опытных всегда звучит благожелательно и ободряюще: не сдавайтесь, идите вперед. Не давайте вашим мыслям увлечь себя, позвольте им уйти . Обратите ум на предмет созерцания, поставленную цель. Пусть мысли текут своим чередом. Сохраняйте сосредоточенность и внимание.

Сосредоточенное внимание требует для своего развития выработки способности концентрации сознания. К сожалению, это особое качество несет на себе налет ученической работы и принудительного обучения, которые часто оказываются бесполезными. Слишком упорно мы связываем концентрацию с умственным напряжением, интенсивным усилием и трудным занятием. Концентрация - это не цель сама по себе, а необходимое предварительное условие, которое исключает отвлечение и рассеянность внимания. Без концентрации невозможно удерживать в уме ни один из предметов медитации. Медитация начинается с концентрации, сосредоточенного внимания. Это первый шаг, но не последний. Концентрация нуждается в предмете, мишени, на которую мы должны нацелиться.

Просмотры 2 449