Требования к лестницам на кранах. Общие сведения о монтаже мостовых кранов Площадки обслуживания мостовых кранов нормативы


Правилами по кранам регламентировано устройство лестниц, предназначенных для доступа с пола цеха на посадочные и ремонтные площадки и галереи, расположенные вдоль крановых путей, а также лестниц, расположенных на самом кране.
Требования к лестницам, расположенным вне крана, и к лестницам, расположенным на кране, различны.
Лестницы для доступа с пола цеха на площадки и галереи, расположенные вне крана, должны выполняться наклонными с углом наклона к горизонту не более 60° и шириной не менее 600 мм. За ширину лестницы принимается расстояние в свету между внутренними гранями перил. Ступени у этих лестниц выполняются шириной не менее 120 мм из стальных рифленых или гладких листов с наплавленным рельефом. Для вновь устанавливаемых лестниц применение ступеней из стержней не допускается.
Расположение лестниц должно исключать возможность зажатия находящихся на них людей движущимся краном или его кабиной. На ранее выполненных лестницах в опасных местах следует предусматривать сплошное или сетчатое ограждение. Лестницы на самом кране выполняются вертикальными или с любым требуемым углом наклона; ширина этих лестниц принимается не менее 500 мм.
Для лестниц высотой менее 1,5 м, расположенных на кране, а также для лестниц, предназначенных для выхода из кабины на галерею кранов мостового типа или передвижного консольного, допускается уменьшение ширины до 350 мм. Для удобства и безопасности пользования ступени вертикальных лестниц должны отстоять от металлоконструкции крана на расстоянии не менее 150 мм, поскольку иначе трудно установить ногу на ступень и не исключена возможность падения с лестницы.
Ограждение вертикальных лестниц производится дугами, расположенными на расстоянии не более 800 мм друг от друга и соединенными между собой не менее чем тремя продольными полосами. Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 700 и не более 800 мм при радиусе дуги 400 мм.
Такое ограждение выполняется для лестниц высотой более 5 м начиная с высоты 3 м. Если лестница на кране расположена под углом к горизонту более 75°, то на нее полностью распространяются требования об ограждении вертикальных лестниц. Ограждение в виде дуг не требуется, если лестница проходит внутри решетчатой колонны сечением не более 900 х 900 мм или трубчатой башни диаметром не более 1000 мм.
При высоте лестниц более 10 м должны устраиваться площадки через каждые 6-8 м. При расположении лестниц внутри трубчатой башни такие площадки могут не устраиваться.

Популярные статьи

   Стеклоблоки - элитный материал

ГОСТ 32576.5-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

Средства доступа, ограждения и защиты

Часть 5

Краны мостовые и козловые

Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes


МКС 53.020.20

Дата введения 2015-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "РАТТЕ" (ЗАО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14.11.2013 г. N 44-2013)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

Кыргызстандарт

Молдова-Стандарт

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 942-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32576.5-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2015 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 11660-5:2001* "Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes" (Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей . - Примечание изготовителя базы данных.


Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Введение

Настоящий стандарт является частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты" и устанавливает специальные требования к средствам доступа, защиты и ограждениям, применяемым в конструкции кранов мостовых и козловых для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях в целях защиты персонала от движущихся частей, падающих предметов или токоведущих частей.

Стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 11660-5:2001 "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые" (ISO 11660-5:2001 "Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes"). Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит общие требования к средствам доступа, ограждения и защиты мостовых и козловых кранов (далее - "краны") согласно классификации , установленных в рабочее положение, и регламентирует специальные требования к средствам доступа, защиты и ограждениям, применяемым в конструкции кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях в целях защиты персонала от движущихся частей, падающих предметов или токоведущих частей.

Общие требования к средствам доступа, ограждения и защиты для кранов устанавливают в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*.
_______________
ГОСТ Р 55178-2012


Этот стандарт применим ко всем новым мостовым и козловым кранам, изготовленным по истечении одного года после его утверждения. Стандарт не имеет цели требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с данным стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями данного стандарта должна определяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии - организацией, выполняющей его функции, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 13556-91 Краны башенные. Общие технические условия

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, приведенные в ГОСТ 27555 , -, а также следующие:

3.1 посадочная площадка: Площадка, стационарно закрепленная на конструкциях цеха или эстакады и служащая для обеспечения безопасного входа на кран.

3.2 мобильные средства доступа: Средства доступа, применяемые для выполнения работ по монтажу, обслуживанию или ремонту крана и доставляемые в зону проведения работ только на время их проведения.

4 Система средств доступа

4.1 Общие положения

В настоящей части стандарта рассматриваются средства доступа на краны, передвигающиеся по надземным или наземным путям, а также к их элементам и узлам для эксплуатации, ремонта и обслуживания.

Должны быть предусмотрены безопасные средства доступа ко всем элементам крана, требующим присутствия обслуживающего персонала для монтажа, обслуживания и управления.

Доступ на кран и к его составным частям в общем случае обеспечивается системой средств доступа, состоящей из лестниц, площадок и галерей, оборудованных перилами, и других элементов, обеспечивающих необходимый уровень безопасности обслуживающего персонала.

4.2 Мостовые краны в зданиях или на эстакадах

4.2.1 Доступ к посадочной площадке крана

Доступ на мостовые краны, управляемые из кабины, должен осуществляться с посадочных площадок, стационарно закрепленных на конструкциях цеха или эстакады.

Лестницы для входа с пола на посадочные площадки и их ограждения должны соответствовать требованиям к средствам доступа, ограждения и защиты для кранов, которые устанавливаются в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*.
_______________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55178-2012 (ИСО 11660-1:2008) "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения"


Рекомендуемые средства доступа на посадочные площадки в зависимости от высоты их расположения приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Рекомендуемые средства доступа

Высота расположения посадочной площадки от пола, м

от 1 до 15 включительно

Лестницы

Лестницы наклонные

Лестницы крутонаклонные

Лестницы вертикальные

св. 15 до 25

Лестницы

Средства доступа с приводом

Лестница

4.2.2 Посадочная площадка

4.2.2.1 Доступ на кран должен осуществляться с посадочной площадки. Ограждения посадочной площадки должны соответствовать требованиям к ограждениям, установленным на кране. Проем для доступа на кран должен быть снабжен самозакрывающейся дверью.

4.2.2.2 Дверь для доступа на кран может быть:

- распашной, открывающейся внутрь посадочной площадки;

- раздвижной в горизонтальном или вертикальном направлении.

Открывание распашной двери наружу посадочной площадки не допускается.

4.2.2.3 В тех случаях, когда при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины не может быть выдержан габарит по высоте, уровни настила посадочной площадки и настил соответствующей площадки на кране могут различаться по высоте не более чем на 10 мм при расположении настилов посадочной площадки и крана на одном уровне или от 180 до 250 мм при расположении настила крана выше уровня посадочной площадки (наезде на нее) (рисунок 1, в).

в - Зазоры при наезде на посадочную лощадку

1 - направление движения крана; 2 - площадка крана; 3 - посадочная площадка

Рисунок 1 а)

Рисунок 1 б)

Рисунок 1 в)

180250 (при расположении настила крана выше уровня посадочной площадки (наезде на нее))

Минимальные расстояния между перилами ограждения площадки крана и посадочной площадки

Все размеры в мм

Рисунок 1 - Зазоры между посадочной площадкой и конструкцией крана

4.2.2.4 Зазоры между посадочной площадкой и площадкой или кабиной крана должны соответствовать показанным на рисунке 1. Если указанные зазоры не могут быть обеспечены, то следует принять другие меры, обеспечивающие эквивалентную степень безопасности от зажатия, перерезания и падения с высоты.

4.2.3 Альтернативная система доступа на кран

4.2.3.1 Общие требования

Альтернативная система доступа (например, через мост) в кабину мостового крана допускается лишь в тех случаях, когда непосредственная посадка в кабину невозможна по конструктивным или производственным причинам. В этом случае вход на кран должен устраиваться в специально отведенном для этого месте через дверь в перилах моста.

Как правило, проход к крану осуществляется по лестницам, проходам и галереям, закрепленным на конструкциях цеха или эстакады. Все лестницы, проходы, пандусы на мосту крана и на галереях доступа к крану, а также троллеи токоподвода должны быть ограждены со всех открытых сторон в соответствии с требованиями к ограждениям, установленным на кране. При этом должны быть обеспечены соответствующие проходы и зазоры (рисунки 2 и 3). В тех местах, где невозможно обеспечить необходимые зазоры, например, в существующих зданиях, следует принять другие меры, обеспечивающие эквивалентную степень безопасности.

Доступ на мост крана и к троллеям по стационарным вертикальным лестницам допускается только в тех случаях, когда устройство лестниц и наклонных лестниц невозможно.

1 - перила А; 2 - перила Б; 3 - тележка

Рисунок 2 - Проход по галерее моста

1 - перила А; 2 - перила Б; 3 - колонна; 4 - стена

Рисунок 3 - Проход к крану по галерее в цехе или на эстакаде

Примечание - Перила А могут быть исключены, если 600 мм; перила Б могут быть исключены, если 1000 мм или существуют перила А. При расстоянии 100 мм и 500 мм от ограждения до силовых компонентов рекомендуется устанавливать два ограничителя для коленей, разделив перила по высоте на три части. Это снижает риск попадания ног в опасную зону, а также уменьшает риск зажатия при переходе на кран в тех местах, где отсутствует специальный проем в ограждениях.

4.2.3.2 Управление доступом на кран

Доступ на работающий кран обслуживающего персонала может осуществляться только с разрешения оператора крана (крановщика).

Если связь с крановщиком затруднена, следует рассмотреть необходимость использования системы "Запрос разрешения на посадку", которая должна информировать оператора крана (крановщика) о запросе на посадку человека, которому необходим доступ на кран. Запрос может производиться при помощи светового или звукового сигнала кнопкой на посадочной площадке, а также при помощи различных переговорных устройств.

Факторы, вызывающие необходимость применения системы "Запрос разрешения на посадку", следующие:

- скорость перемещения крана;

- видимость точки доступа с места крановщика;

- условия работы - недостаточная видимость, шум и т.п.

4.3 Доступ на козловые краны

Общие требования к устройству средств доступа на козловые краны, передвигающиеся по наземным путям, такие же, как и для мостовых кранов (см. 4.2).

При проектировании средств доступа на козловые краны следует учитывать, что главными факторами риска являются риск удара или наезда на людей, находящихся рядом с опорами крана или с тележкой. Лестницы доступа на кран должны располагаться по возможности так, чтобы исключался контакт с находящимися рядом людьми. Если это невозможно, то следует применять крутонаклонные или вертикальные лестницы, закрепленные на металлоконструкции крана. Расстояние от земли до первой дуги ограждения таких лестниц должно быть 3 м.

Если кабина козлового крана расположена на высоте более 20 м, следует использовать средства доступа с приводом (лифт, подъемник крановый). При использовании средств доступа с приводом должны устраиваться альтернативные средства доступа (лестницы).

4.4 Доступ в кабину расположенную на тележке крана

В случае расположения кабины управления на тележке крана (подвижная кабина), средства доступа в кабину должны отвечать требованиям 4.1-4.3 настоящего стандарта.

4.5 Требования к крановым подъемникам (лифтам)

4.5.1 Крановые подъемники (лифты) должны соответствовать требованиям ГОСТ 13556 .

4.5.2 Грузоподъемность подъемника должна быть не менее 160 кг.

5 Средства доступа для обслуживания крана

5.1 Общие требования

У мостовых и козловых кранов должен быть устроен безопасный выход на тележку крана.

При выборе средств доступа для проведения обслуживания и ремонта крана следует учитывать следующие факторы:

- периодичность необходимости доступа в соответствии с инструкциями изготовителя крана;

- время, необходимое для выполнения работ по техническому обслуживанию;

- время, требуемое для доступа к точке обслуживания;

- время, требуемое для выполнения работ в данной точке;

- размер перемещаемых элементов.

Предпочтительно использовать стационарные средства доступа (площадки, лестницы и т.д.). При невозможности устройства стационарных средств доступа для доступа к отдельным узлам крана допускается использовать мобильные средства доступа.

Если предполагается использование крана для обслуживания здания, его конструкцией должны быть предусмотрены соответствующие проходы и специальные площадки.

5.2 Мобильные средства доступа

5.2.1 Необходимость использования мобильных средств доступа должна определяться руководством по эксплуатации и ремонту крана. Ориентация и расположение в пространстве мобильного средства доступа должно облегчать его использование.

5.2.2 Рекомендуется использовать следующие мобильные средства доступа:

- вышки (леса);

- отдельные системы лестниц;

- подъемные платформы с механическим приводом;

- различные люльки, в том числе подвешиваемые на крюк самого крана (например, для осмотра металлоконструкции главных балок).

Примечание - использование переносных лестниц высотой более 2 м не обеспечивает необходимого уровня безопасности.

5.2.3 Требования к люлькам, подвешиваемым на крюк крана

5.2.3.1 Люльки должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к оборудованию для подъема людей.

5.2.3.2 Размеры (длинаширина) люльки должны быть не менее чем 0,500,35 м.

5.2.3.3 При выборе грузоподъемности люльки следует учитывать необходимую численность персонала и вес инструмента.

5.2.3.4 Руководство по эксплуатации люльки и информационные таблички на люльке должны содержать:

- допустимую нагрузку и число людей в люльке;

- способ посадки в люльку;

- предупреждения о возможных рисках (например, запутывание в канатах).

5.3 Использование местных площадок обслуживания

Местные площадки обеспечивают доступ к отдельным элементам крана для обслуживания и ремонта. Такие площадки рекомендуется использовать как альтернативу мобильным средствам доступа (см. 5.2). К этим площадкам должен быть обеспечен доступ при помощи мобильных средств или стационарных средств доступа, установленных на кране.

Если доступ на площадку осуществляется с крана, то проход на площадку должен быть обеспечен необходимыми лестницами и ограждениями (рисунок 2). Площадка должна быть ограждена со всех сторон. Если эквивалентный уровень безопасности обеспечивается элементами крана, перила могут не устанавливаться.

6 Габаритная высота

6.1 Высота до потолка здания, до нижнего пояса стропильных ферм или до предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше, определяется как расстояние от наивысшей точки крана до самой низкой их точки.

Указанное расстояние должно быть не менее 400 мм. При этом следует учитывать возможную деформацию перекрытия (например, под действием снеговой нагрузки). В особых случаях (например, установка кранов в существующих зданиях) допускается уменьшение габаритной высоты до 100 мм с обоснованием безопасности.

6.2 Габаритная высота прохода в кабину управления должна быть не менее 2,0 м.

6.3 Габаритная высота проходов и площадок для обслуживания крана должна быть не менее 1,8 м. На отдельных участках высота может быть уменьшена до 1,4 м на протяжении не более 1 м. Такие места должны снабжаться предупредительными надписями и/или соответствующей предупредительной окраской.

6.4 Аварийный выход

6.4.1 Если доступ в кабину управления невозможен в любом положении крана, следует обеспечить запасной (аварийный) способ выхода из кабины в случае неисправности крана или необходимости срочной эвакуации.

6.4.2 Устройства и приспособления, указанные в таблице 2, обеспечивают достаточный уровень безопасности при условии, что не менее 25% площади пола под краном свободно от оборудования и продукции, а продукция не представляет опасности (не горячая, не токсичная и т.п.).


Таблица 2 - Рекомендованные устройства для аварийного выхода

Высота кабины или примыкающей площадки до земли или пола, м

Устройство

Веревочная лестница, канат с узлами или с безопасным замком, канатно-спусковое устройство

Телескопическая или складная лестница, канатно-спусковое устройство

от 1 до 15 и выше

Инерционные катушки и ремни, канатно-спусковое устройство

7 Защита и ограждения

7.1 Защита от поражения электрическим током должна соответствовать требованиям .

7.2 Ограждение движущихся частей

Краны, передвигающиеся по рельсам, должны быть снабжены устройствами для очистки рельсов от посторонних предметов. Зазор между нижней частью устройства и рельсом должен быть не более 10 мм.

Подвижные части механизмов кранов (выступающие концы валов и осей, ременные, цепные и зубчатые передачи, муфты, шкивы, колеса и т.п.), расположенные в зоне проходов, должны быть ограждены.

Библиография

ИСО 4306-1:2007 Краны - Словарь. Часть 1. Общие термины (ISO 4306-1 Cranes - Vocabulary - Part 1: General).

ИСО 11660-1:2008 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1: Общие положения (ISO 11660-1:2008 Cranes - Access, guards and restraints - Part 1: General).

ИСО 14122-1:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями (ISO 14122-1:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 1. Choice of fixed means of access between two levels)

ИСО 14122-1:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями. Изменение 1. (ISO 14122-1:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 1: Choice of fixed means of access between two levels - Amendment 1)

ИСО 14122-2:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Рабочие платформы и мостики (ISO 14122-2:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 2. Working platforms and walkways)

ИСО 14122-2:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Рабочие платформы и мостики. Изменение 1 (ISO 14122-2:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 2: Working platforms and walkways - Amendment 1)

ИСО 14122-3:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 3. Трапы, приставные лестницы и перила (ISO 14122-3:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 3. Stairs, stepladders and guard-rails)

ИСО 14122-3:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 3. Трапы, приставные лестницы и перила. Изменение 1. (ISO 14122-3:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 3. Stairs, stepladders and guard-rails - Amendment 1).

ИСО 14122-4:2004 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 4. Стационарные лестницы (ISO 14122-4:2004 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 4: Fixed ladders)

ИСО 14122-4:2004/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 4. Стационарные лестницы. Изменение 1 (ISO 14122-4:2004/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 4: Fixed ladders - Amendment 1)

МЭК 60204-32(2008), Электрооборудование промышленных машин. Безопасность. Часть 32. Требования к грузоподъемным механизмам (IEC 60204-32(2008) Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 32: Requirements for hoisting machines).

УДК 621.873:531.2:006.354

МКС 53.020.20

Ключевые слова: грузоподъемные краны, краны мостовые, краны козловые, средства доступа, ограждения, защита



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014

Необходимость устройства специальных площадок для осмотра и обслуживания механизмов расположенных вне крана, Правилами по кранам (ст. 229) предусматривается только для однобалочных (опорных и подвесных) и двухбалочных подвесных кранов, если они установлены в здании и не имеют площадок и галерей, расположенных на самом кране. В остальных случаях целесообразность устройства площадок определяется организацией, проектирующей установку кранов, или предприятием, эксплуатирующим их.

Площадки могут выполняться стационарными или передвижными. В стационарных площадках расстояние от настила до нижнего габарита обслуживаемого крана должно быть не менее 1800 мм, однако при этом расстоянии доступ к механизмам весьма затруднителен. Для создания нормальных условий обслуживания это расстояние может быть уменьшено при условии устройства на лестнице запирающейся двери с автоматической электроблокировкой, снимающей напряжение с главных троллейных проводов ремонтного участка.

Лестница должна иметь дверь, при открывании которой автоматически обесточивается секция троллей в зоне площадки. Включение троллей после ремонта крана производится рубильником ремонтной зоны. Электросхему блокировки входа на ремонтную площадку см. 7. 13.

Примерные решения стационарных ремонтных площадок приведены на рис. 4. 16-4. 22.

Требование к двери ремонтной площадки однобалочных и двухбалочных подвесных кранов, когда расстояние от пола ремонтной площадки до нижних частей крана менее 1800 мм и когда токопровод к крану осуществляется не троллейными проводами, а гибким кабелем. В связи с этим необходимость устройства блокировки для автоматического снятия напряжения с гибкого кабеля в этом случае

Рисунок 4.18 Ремонтная площадка в конце пролета для мостовых электрических однобалочных кранов с управлением из кабины грузоподъемностью 1-5 тс пролетом от 4, 5 до 10, 5 м: 1 - площадка; 2 - цепочка; 3 - упор; 4 - кабина

должна быть определена с учетом количества кранов, работающих в одном пролете, способа управления кранами (из кабины или с пола) и возможности принятия других мер, предупреждающих выход людей на ремонтную площадку во время работы кранов и наезда на них. Ремонтная площадка рассчитывается на равномерно распределенную нагрузку кранов 20U кгс/см2, а участок площадки, назначаемый

Рисунок 4.19. Ремонтная площадка в конце пролета мостовых электрических однобалочных кранов с управлением из кабины грузоподъемностью 1-5 тс пролетом от 13, 5 до 23, 5 м (1-4-см. рис. 4. 18):

для ремонта электротали, на сосредоточенный вес электростали соответствующей грузоподъемности. Для двух балочных мостовых опорных кранов целесообразно предусматривать в ремонтном вагоне (см. 7. 5) площадки для осмотра и смены ходовых колес крана, если от торцовой части крана до стены здания имеется расстояние не менее 600 мм. Доступ на такие площадки предусматривается с моста крана или через люк в настиле, закрытый во время работы кранов. Доступ на такую ремонтную площадку производится по наряду - допуску.

Управляемые из кабины мостовые краны (кроме однобалочных и подвесных) должны быть оборудованы кабинами для обслуживания главных троллейных проводов и токоприемников, если они расположены ниже настила галереи моста (ст. 230 Правил по кранам). Люк для входа с настила моста в эту кабину должен быть снабжен крышкой с запором.

Размеры кабины для обслуживания главных троллеев и их токоприемников не регламентированы и обычно принимаются 1000X1400 при высоте не менее 1800 мм. Принимать площадь кабины менее чем 800X800 мм не следует. Кабина должна быть ограждена перилами высотой не менее 1 м со сплошной подшивкой по низу па высоту 100 мм. Она подвешивается на расстоянии 1000-1100 от оси подкранового рельса. При токоподводе кабелем кабины не устраиваются. Пол кабины застилается диэлектрическим ковриком.

Рисунок 4.20. Ремонтная площадка для подвесных двух и трехпролетных электрических однобалочных кранов грузоподъемностью 1-5 тс (1-3 - см. рис. 4. 18)

Автоматическая блокировка гарантирует работу с закрытой дверью, предупреждает выпадение человека из кабины в ходе эксплуатации, а также исключает посадку и выход «на ходу» (при незапертой двери).

Кабины электрических кранов помещаются под галереей моста и сообщаются с ней лестницей. При этом расположение лестницы в кабине не должно мешать работе крановщика. На тех кранах, где кабина мала и стеснена оборудованием и аппаратурой управления, лестницу выхода на галерею, если позволяют условия, рекомендуется выносить наружу, за пределы кабины. Такая практика на некоторых предприятиях оправдывает себя.

В необычных условиях работают краны, занятые в копровых цехах по разделке металлического лома с помощью электромагнитов и бойных шаров. Кабины таких кранов должны иметь надежную зашивку понизу, защищающую кабину и крановщика от металлических осколков. В этом случае открытая часть кабины должна заполняться стойким, прозрачным материалом.

Все краны, работающие на открытом воздухе, должны иметь утепленные, зашитые со всех сторон и застекленные кабины Летом в них устраиваются солнцезащитные козырьки, а зимой для их отопления разрешается устанавливать электрические обогревательные приборы. Однако они должны быть электро- и пожаробезопасными, присоединяться к электрической сети после главного рубильника в кабине крана. Рекомендуется также теплоизоляция кабин таких кранов, установка механических стеклоочистителей и оконных обогревателей. Это исключает необходимость открывания окон в зимнее время.

Чтобы создать крановщику удобства в работе, Правилами предусматривается оборудование кабин новых кранов стационарными сиденьями, регулирующимися по высоте и в горизонтальной плоскости. На кранах запрещено использовать для сидения случайные предметы (перекладины). Предусматривается электрическое освещение, которое не зависит от того, есть ли напряжение на электрооборудовании крана. Подкрановое освещение устанавливается на самом кране.

Площадки, галереи, лестницы и оградительная техника

В соответствии с Правилами для удобного и безопасного обслуживания кранов, их механизмов и электрического оборудования, расположенных вне кабины, предусматривается устройство соответствующих галерей, площадок и лестниц.

Посадочные площадки. Для входа крановщика в кабину управления краном устраиваются посадочные площадки с постоянными лестницами. Посадочные площадки бывают двух типов: торцевые и промежуточные. Торцевые устраиваются в тупике в торце пролета, у стены здания. Промежуточные - при работе в одном пролете нескольких мостовых кранов на технологически выгодном, удобном и безопасном участке пути их работы.

Наиболее безопасны посадочные площадки, размещаемые у торцевой стены здания. Поэтому если в пролете на одном подкрановом пути действует не более двух кранов, их следует размещать с обоих торцов е здания. Промежуточные посадочные площадки, расположенные вдоль пролета цеха, требуют особого внимания во время эксплуатации. Из-за небольшого расстояния между кабиной и площадкой создается угроза травмирования людей.

На одном из заводов бригада подсобных рабочих литейноro цеха использовала промежуточную посадочную площадку для побелки здания. По окончании работы штукатур опускал на пол цеха пульверизатор и шланги. В этот момент мимо проходил мостовой кран и кабиной травмировал рабочего.

Важное требование правил техники безопасности к устройству посадочных площадок - обязательно размещать их с противоположной стороны троллейных проводов. Исключение, как и при размещении кабин кранов, допускается только тогда, когда троллейные провода недоступны для случайного прикосновения к ним с посадочной площадки, лестницы, кабины. Посадочная площадка должна быть достаточно свободной и соответствовать Правилам. Рис. 10. Ограждение промежуточных посадочных площадок.

Расстояние от пола до нижних частей перекрытия или выступающих частей конструкций - не менее 1800 мм. Пол площадки должен быть расположен на одном уровне с полом кабины для нормального и безопасного перехода с площадки в кабину и наоборот. Зазор образующийся между кабиной и площадкой, должен быть не менее 60 мм и нс более 150 мм. Иногда разрешается устройство посадочной площадки ниже уровня пола кабины (не более чем на 250 мм), если при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины нельзя обеспечить габаритный размер (1800 мм) по высоте. Разрешается также наезд кабины на площадку (не более чем на 400 мм) при полностью сжатых буферах, если посадочная площадка в торце здания сделана ниже уровня полз кабины. Правилами предусматривается, что при этом необходимо соблюдать следующие зазоры: между посадочной площадкой и нижней частью кабины (по вертикали) - не менее 100 мм: между кабиной и ограждением посадочной площадки не менее 400 мм; со стороны входа в кабину - не менее 700 мм.

В некоторых случаях, когда по конструктивным или другим производственным причинам невозможен непосредственный вход в кабину крана, с ведома местных органов Госгортехнадзора разрешается вход в нее через крановую галерею. При открывании двери в ограждении галереи автоматически обесточиваются троллеи, пролегающие вдоль моста крана.

При расположении главных крановых троллей выше уровня подкрановых путей посадка на кран разрешается только с той стороны, где не проходят главные троллейные провода; во всех случаях у стоянки крана они должны быть зашиты щитом из изолирующего материала. Вход в кабину через мост крана, у которого. грузоподъемные и транспортные операции выполняются с помощью электрического магнита и расположение троллей для питания магнита не исключает случайных прикосновений к ним, запрещается.

Галереи. Настил галерей, всех ремонтных и других площадок должен быть металлическим, из стальных рифленых или дырчатых листов с отверстиями не более 20 мм. Вместе с тем Правилами разрешается устройство деревянного настила, если он достаточно прочный и отвечает противопожарным требованиям. Металлический или деревянный настил должен быть уложен по всей длине и ширине галерей, площадок, переходов. Все галереи, и площадки, предназначенные для обслуживания грузоподъемных кранов, а также концевые балки мостовых кранов обязательно ограждаются перилами высотой 1 м со сплошной зашивкой понизу защитной полосой высотой не менее 100 мм. Галереи для прохода вдоль подкрановых путей должны отвечать указанным выше требованиям и иметь удобные безопасные лестницы. Проходная галерея имеет перила со стороны пролета и с противоположной стороны, если она не ограничена стеной. Ширина прохода - не менее 400 мм, а высота - не менее 1800 мм. Для электробезопасности людей галереи располагаются со стороны пролета, противоположного троллеям. Наиболее удачным следует считать устройство легкой переходной галереи, расположенной выше уровня подкрановых путей со специальными проходами в металлических колоннах здания. Оставлять у колонн неогражденный участок галереи не разрешается. При устройстве прохода внутри колонны за 1 м до подхода к ней ширина прохода по галерее уменьшается до ширины прохода в колонне.

Каждая галерея обязательно имеет выходы не реже чем через 200 м. Если есть непроходные подкрановые пути (неогражденный проход менее 400 мм), пребывание на них людей запрещено.

Лестницы. Обслуживание кранов вызывает необходимость устройства лестниц для выхода на площадки, галереи. Лестницы должны быть удобными и безопасными. Правила предусматривают ширину лестниц не менее"600 мм, а расстояние между сту- пенями - не более 300 мм. Ширина лестниц на самом кране - не менее 500 мм. Исключение допускается для лестниц высотой менее 1,5 м. Эти лестницы, в том числе предназначенные для выхода из кабины на крановую галерею, могут выполняться шириной не менее 350 мм. Ступени вертикально расположенных лестниц должны отстоять не менее чем на 150 мм от металлоконструкций крана.

Лестницы для выхода на посадочные, ремонтные площадки и на галереи (для прохода вдоль крановых путей) необходимо располагать так, чтобы находящихся на них людей не зажать случайно краном или его кабиной. Угол наклона лестниц к roризонту не должен превышать 60 град. Если высота лестниц более 10 м, то через каждые 6 - 8 м устраиваются площадки.

Специальные требования предъявляются и к наклонным лестницам. При наклоне их к горизонту на 75.град..и менее они должны иметь перила и плоские ступени из стальных рифленых или гладких с направленным рельефом листов. Разрешается выполнять ступени из двух-трех стержней.

Лестницы с углом наклона к горизонту более 75 град. или вертикальные при высоте более 5, начиная с высоты 3,5 мм, должны иметь защитные дугообразные ограждения. Дуги располагаются друг от друга на расстоянии не более 800 мм и соединяются между собой не менее чем тремя продольными полосами.

Полезная информация:

Для каждого мостового крана и передвижного консольного, снабженных кабиной управления, должна быть устроена посадочная площадка для доступа с пола цеха в кабину. Расстояние от пола посадочной площадки до низших частей конструкции, расположенных над полом, должно быть не менее 1800 мм.

Схема первого варианта посадочной площадки изображена на рис. 4. 11. Вход в кабину с такой площадки осуществляется с продольной стороны корпуса или эстакады (со стороны колони), а настил ее располагается на одном уровне с полом кабины или тамбура, сели кабина снабжена тамбуром. Допускается устройство посадочной площадки ниже уровня поля кабины, но не Солее чем па 250 мм, в случаях, если при расположении ее на одном уровне с полом кабины не может быть выдержан габарит (1800 мм) по высоте. Зазор между посадочной площадкой и порогом двери кабины (тамбура) должен быть в пределах от 60 до 350 мм.

Рис. 4 11. Схема посадочной площадки (вариант 1).

Посадочные площадки по второму варианту (рис. 4. 12) устраиваются в конце подкранового пути с доступом в кабину со стороны торца здания.

Для такой площадки допускается наезд на нее кабины, по не более чем на 400 мм при полностью сжатых буферах крана. При этом зазор между настилом площадки и нижней частью кабины (по вертикали) должен быть не менее 100 мм и не более 250 мм, между кабиной и ограждением посадочной площадки - не менее 400 мм, а со стороны входа в кабину - не менее 700 мм.

У посадочных площадок, выполненных по второму варианту, приближать ограждение к кабине менее чем на 400 мм нельзя, так как это может быть причиной несчастного случая: стоящий у перил ограждения человек может быть прижат кабиной или сбит при наезде ее на площадку. Для предупреждения падения крановщика в зазор между ограждением и кабиной вход в кабину следует предусматривать со стороны, наиболее удаленной от края площадки.

Устройство посадочных площадок, предусматривающих посадку в кабину через мост (ферму крана), допускается только в обоснованных случаях, когда выполнение посадочных площадок для непосредственной посадки в кабину крана затруднено по конструктивным или производственным причинам (например, при расположении кранов в два или три яруса, креплении кабины к грузовой тележке крана и т. п.). В этом случае вход на кран должен предусматриваться в специально отведенном месте, через дверь в перилах моста, оборудованную электрической блокировкой. Устройство такого входа у магнитных кранов допустимо только в том случае, когда блокировка не обесточивает троллейные провода, питающие его, расположены в недоступном для соприкосновения месте крана или ограждены (ст. 233 Правил по кранам).

Для посадки в кабину через мост также должны устраиваться посадочные площадки. Допускается предусматривать такую посадку с общей проходной галереи (если она имеет ширину не менее 500 мм и со стороны подкранового пути ограждена перилами).

Рис. 4. 12. Схема посадочной площадки (вариант 2) a - кабина

В этом случае для каждого крана на галерее отводится определенное место и устраивается переходная лестница с посадочной площадкой. Примерная высота концевых балок мостовых электрических кранов общего назначения, по которой определяется высота посадочных площадок для входа в кабину через мост, может быть принята по табл. 4. 7 и рис. 4. 13.

Таблица 4. 7 Высота концевых балок

При устройстве посадочных площадок следует выполнять еще одно очень важное требование безопасности: конструкции крепления посадочной площадки, расположенные на высоте более 1 м от настила ее, должны отстоять от кабины на расстояние не менее 400 мм.

Рисунок 4.13. Схема концевой балки


Рисунок 4 14. Варианты площадки для доступа на настил моста: 1 - площадка; 2 - упор: 3 - проем в перилах моста; 4- сторона механизма передвижения крана

Специфика устройства посадочной площадки для непосредственного входа в кабину, подвешенную к грузовой тележке крана, в Правилах по кранам не отражена. В связи с этим зазоры между площадкой и кабиной при подходе последней к площадке должны быть приняты с учетом обеспечения безопасности пользования площадкой и предупреждения повреждения площадки возможным наездом на нее кабины.

Вход в кабину, подвешенную к грузовой тележке крана, можно выполнить через настил моста с соблюдением определенных требований.

Рисунок 4.15. Посадочные площадки. а - вариант 1; б - вариант 2; в - вариант 3; г - вариант 4; д - вариант 5

Посадочные площадки должны быть расположены с той стороны, где не проходят главные троллейные провода. Исключение допускается в том случае, когда троллейные провода не доступны для случайного прикосновения людей, находящихся на лестницах и площадках.

Для доступа на галерею (площадку) мостовых кранов, не снабженных кабиной управления (управляемых с пола или дистанционно), должны быть устроены площадки с лестницей, установку которых можно произвести по одному из следующих вариантов:

а) площадка и лестница располагаются в плоскости строительных колонн, и вход на мост производится с торца крана через концевую балку (рис. 4. 14, а). Отметка площадки делается на высоте головки под кранового рельса плюс высота концевой балки. Устройство площадки по такому варианту должно быть увязано со строительной частью проекта корпуса. Высоту концевых балок следует принимать по табл. 4. 7. Выход с площадки на подкрановый путь должен быть закрыт;

б) площадка устанавливается у торцовой стены здания, а выход на крап произ водится с фронта моста, для чего в перилах крановой галереи делается проем (рис. 4. 14, б). Площадка размещается па уровне головки подкранового рельса. При устройстве такой площадки в установочных чертежах крана необходимо обязательно обозначать сторону крана, где расположена площадка для механизмов крана. Вход на кран может быть устроен только с этой стороны;

в) при наличии проходной галереи вдоль подкрановых путей вход на мост крана может производиться с этой галереи через концевую балку крана.

Во всех трех вариантах дверь в перилах моста крана следует снабдить электроблокировкой.

Примерные конструкции посадочных площадок приведены на рис. 4. 15.

При разработке проекта не всегда имеются фактические размеры, определяющие положение кабины крана, поэтому на рабочих чертежах посадочных площадок следует указывать: «При монтаже посадочной площадки необходимо уточнить ее вертикальную отметку и горизонтальное положение по фактической привязке кабины устанавливаемого крана».