Тропой капитона. Семейный архив

Капитон – один из так называемых лесных старцев, инок-старообрядец, выступавший против распущенности нравов, а позднее боровшийся с церковными реформами Патриарха Никона. Капитон является довольно загадочной фигурой. Нет даже точных сведений о его смерти.

Дружба с царем и опала

Родился Капитон в простой крестьянской семье в селе Даниловском Костромского уезда. Где он принял монашество, неизвестно. Первые сведения о нем относятся к 1630-м годам, когда он поселился в Колесниковой пустыни. Есть свидетельства, что старец был лично знаком с царем Михаилом Федоровичем Романовым, предоставившим ему землю под скит. Постепенно там стали селиться и другие иноки, воспринявшие его идеи, что мирская жизнь ведет только к греху и вечной гибели и что необходимо отдалиться от Церкви, представители которой ведут себя неподобающим образом.
Это, конечно, не нравилось церковным властям. В 1639
году Патриарх Иосаф приказал закрыть Колесникову обитель, а Капитона отправить «на исправление» в Ярославский монастырь Христа Спасителя. Но тот успел скрыться и в конце концов перебрался в Вязниковские леса.
После никонианской реформы 1653 года Капитон остался в старообрядчестве. Он призывал поклоняться только старым иконам и креститься двумя перстами.

Постник и праведник

Переселившись в Вязниковские леса, Капитон собрал вокруг себя множество последователей, селившихся в кельях рядом с ним. Любопытно, что среди них были и женщины. Он выделялся среди других иноков своим одеянием, представляющим собой короткий, до пояса, плащ (затон), опоясанный цепью с двумя железными, а затем и каменными плитами-веригами (на груди и спине). Длина плаща не прикрывала ног: это делалось умышленно, чтобы нижние конечности пребывали в холоде.
Старец вообще проповедовал крайний аскетизм, даже спал, вися на крюке в вертикальном положении, и был великим постником. Даже на Пасху он вместо яиц вкушал луковицы красного цвета, предлагая их и своим ученикам. Учеников он заставлял поститься даже в обычные дни, а в среду, пятницу и субботу вообще ничего не разрешал им есть.
Поскольку Капитон открыто выступал против господствующей Церкви, его преследовали как духовные, так и гражданские власти. Ему не раз приходилось убегать от царских стрельцов, при этом он даже не снимал с себя вериг. Историк С. М. Соловьев называл Капитона союзником «опальных боголюбцев, обращавшим на себя внимание
необыкновенным постничеством и поэтому прослывшим праведником».

Мирно отошедший или убиенный?

Скончался старец в 1660-х годах. Место его погребения и по сей день остается в тайне. Меж тем он был так популярен среди своих последователей, что в официальных документах (например, в послании Игнатия Тобольского) старообрядцев довольно долго именовали «капитонами» - по имени их главного учителя и наставника. Несколько учеников Капитона - Прохор, Вавила и Леонид, известные как Вязниковские мученики, - впоследствии стали
почитаться в старообрядчестве в лике святых.
Новообрядческая церковь попыталась сформировать в сознании верующих зловещий образ старца, утверждая, что он якобы занимался не подавлением плотских желаний, а самым настоящим умерщвлением плоти, уча поститься до смерти, а также устраивать ритуалы самосожжения. Однако Капитон не оставил ни одного письменного документа с призывами к подобным саморазрушающим действиям. Кроме того, среди его учеников не было ни одного случая смерти от поста или же самоубийства.
О самом старце Семен Денисов в книге «Виноград Российский» сообщает, что тот мирно отошел к Богу. Хотя есть и другие версии его смерти. Так, в старообрядческих синодиках ХVII-ХVIII веков Капитон упоминается в числе «Вязниковских убиенных пустынников». Но кем и при каких обстоятельствах он был убит, нигде не сказано.

…пожаловали мы под пустыню затворнику старцу Капитону
нашего дворцоваго села Даниловскаго пустошь Колясниково
да пустошь Маремьянин починок…

Из царской грамоты Михаила Федоровича

Старец Капитон — один из наиболее таинственных персонажей русской истории. Память о старце жива и сегодня. Мы пообщались с московским старовером, собирателем старины Денисом Валерьевичем Пересторониным, уже не первый год совершающим поездки по местам, связанным с жизнью основателя Колясниковой пустыни. В одну из таких поездок, осенью 2017 г., мы отправились вместе с ним. В пути Дионисий поведал нам не только о самом старце, но и об истории основанных им обителей, а также о своем личном отношении к таинственному подвижнику.

***

Рассказывает Денис Пересторонин:

— Старец Капитон происходил из крестьян села Данилова (ныне город — прим. ред. ) на севере нынешней Ярославской области, что на границе с Вологодчиной.

Точная дата его рождения неизвестна. Вначале своего иноческого пути, на заре XVII столетия, Капитон подвизался на Ветлуге. Здесь его посетил тогда еще совсем юный Корнилий Выговский — один из основателей Выголексинского общежительства. Впоследствии упоминание о Капитоне мы встретим в его Житии, составленном в 1720-х гг…

В 1634 г. на отлогой возвышенной горе в четырех верстах от Данилова в пустоши Колясниково Капитон основывает мужскую пустынь во имя Святыя Троицы, получив от царя Михаила Федоровича жалованную грамоту на две пустоши — Колясникову и Маремьянин починок. Вероятно, уже на момент официального основания обители Капитона окружала ревностная, твердая в убеждениях и преданности старцу братия, что подтверждается дальнейшим ходом событий.

Сразу по получении жалованной грамоты в монастыре развертывается строительство. Строится церковь во имя Живоначальной Троицы с пределами в честь Вознесения Господня и Иоанна, мученика Белоградского. Последнее, кажущееся несколько необычным для храмов Севера посвящение, очевидно, связано с рождением в 1633 г. у царя Михаила Федоровича первого сына, крещенного Иоанном в честь Белоградского мученика.

Помимо мужской пустыни, около этих же лет на пустоши Маремьянин починок, отстоящей от Колясниково около двух верст, Капитон устраивает и женскую обитель в честь Рожества Христова. По документам XVII в. известно, что при Капитоне в пустыне было пострижено двенадцать стариц.

Некоторое время спустя по неизвестным обстоятельствам между строителем Капитоном и неведомо как оказавшимся в Данилове, уволенным от должности неким Преображенского Рязанского монастыря архимандритом Герасимом произошел конфликт, следствием которого явились неоднократные доносы Герасима патриарху Иоасафу о якобы «неистовствах затворника Капитона». Ответом на эти доносы явилась грамота царя Михаила Федоровича Порфирию Секирину от 22 августа 1639 г., по которой тому следовало привезти Капитона в Ярославль и взять в Спасский монастырь архимандриту Никанору «под крепкий надзор старца духовного и искусного ». Монастырем же велено было заведовать строителю соседнего Даниловского Преображенского монастыря старцу Пимену, с тем, чтобы старцы этой пустыни «капитоново ученье и устав оставили ». Но черный поп Мирон и старцы не согласились оставить ни учения, ни устава своего наставника. Все они покинули обитель, оставив ее пустой. Вследствие этого царским указом было предписано Пимену с братиею переместиться из Данилова Преображенского монастыря в Колясниково, а Преображенский монастырь упразднить.

Так закончился даниловский этап жизни старца Капитона, а для основанной им Колясниковой пустыни — первый, наиболее яркий и драматичный период ее существования. Дальнейшая ее история не отличается приметными личностями или событиями. Разбирались и строились строения, менялись настоятели, пока обе пустыни не были окончательно упразднены в 1764 г. по знаменитому указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. В дальнейшем храмы существовали как приходские церкви при возникших поселениях Морозово и Троице-Колясниково до их закрытия и разрушения советской властью. Ныне же ничего не осталось и от самих деревень. Лишь поросшие деревьями два холма битого кирпича, а кругом вековечный лес, затянутые молодыми деревьями поля и бесконечная тишина берегут покой этих мест…

Возвращаясь в XVII в., для понимания инцидента со старцем Капитоном и рязанским архимандритом, весьма интересной оказывается история соседнего Даниловского Преображенского монастыря, развивавшаяся почти в эти же годы. Он был выстроен строителем старцем Сергием Булычевым в 1626 г. на прежнем дворцовом месте царя Михаила Федоровича.

Старец Сергий Булычев, усердный и деятельный основатель монастыря, завел в обители общежительство, нашел многих вкладчиков и был, как сказано впоследствии в челобитье к патриарху Филарету, «духовен и крепкожителен, хмельнаго ничего не пил и монастырское строение ему было за обычай ». Видя благоустройство и достаток монастыря, стали постригаться в нем и посадские люди села Даниловского. Но «учали жить не по монастырского чину: пить хмельное и ходить за монастырь и по сестрам и к дочерям, и ко многим посадским людем, и работать стали на себя. И как он, строитель, учал тем старцем, старцу Васьяну Антипычу и старцу Антонию Жареному, о том говорить, и те старцы с племенам своим и с советники села Даниловскаго с посадскими людьми учали ему, строителю, многия пакости творить и к патриарху нарядныя челобитья подавать ».

Вследствие таких доносов в 1632 г. по грамоте патриарха Филарета велено было «старца Сергия выслать из монастыря вон », а на его место был избран писавший доносы Антоний Жареной, «не страдавший духовностью и крепкожительством », при коим в монастыре начались различные беспорядки. Не правда ли похожая история?

Смещение деятельных, духовных и крепкожительных, строгих к себе и братии настоятелей и замена их аморфными Антониями Жаренами — общий поток русской церковной жизни этого периода, стремительно мчащейся к трагедии Раскола. Деятельность таких, как Капитон или Сергий Булычев, выбивалась из уютного мирка удобной и послушной миру Церкви, вызывая смутное подозрение, а то и неприкрытую ненависть многих — от посадских даниловских челобитчиков до церковных властей. Как в этой связи не вспомнить «Житие протопопа Аввакума»? Сколько раз его побивали, да и вовсе хотели убить, еще будучи ему в служении, в частности, в Юрьевце? При этом люди с обостренным духовным чутьем ясно сознавали общий вектор развития церковной жизни и общества в целом и провидели стремительно грядущую катастрофу. Для некоторых, видимо, сознание этого было непосильной ношей, а у иных же, наоборот, вырабатывало адамантову крепость в вере и готовность к любым испытаниям, передающуюся даже окружающим. К числу таких и относился старец Капитон.

Отправленный в Ярославский Спасский монастырь под строгий надзор, Капитон оставался там недолго и вскорости бежал, можно думать, воссоединившись со своей братией. В последующее десятилетие жизнь Капитоновой обители не оставила после себя ясных свидетельств (по крайней мере, выявленных по документам на настоящий момент). По некоторым сведениям Капитоновы скиты существовали непродолжительное время в Костромском уезде на реке Шаче и около Шуи (в Ивановской области — прим. ред. ), часто перемещаясь. Если это соответствует действительности, то, очевидно, что, живя на казенной или частной земле и не имея жалованных грамот, скитяне периодически сгонялись властями и вынуждены были уходить на новое место. События уже ожидаемой церковной смуты застали Капитона с учениками в Вязниковских лесах. Эти леса и доныне представляют собой дремучий и безлюдный лесной массив в среднем течении реки Клязьмы, уходящий за ее левый берег на 70 и более километров.

В Вязниковские леса, также как и в Заволжские и в Керженские, бежали многие несогласные с церковными новинами. Слава и подвижническое житие старца Капитона многих привлекали в его обители. В своих проповедях старец резко выступал против перемен, слухи о чем доходили до московских властей, но все попытки поймать Капитона оказывались безрезультатны. Как пишет о нем Симеон Денисов в «Винограде Российском»:

«Коль часто посланием воинов иском бяше всюду, следим по градом и пу-стыням, но никакоже обрестися можаше, самому Богу того покрывающу. Иже во оной пустыни добре пожив, благочестне ревновав, святопреподобне преставися».

Можно думать, что старец преставился около 1662 г., хотя точное время и место кончины, тщательно скрываемое его учениками, остались неизвестными. Став легендой еще при жизни, таковым он остался и отойдя в вечность — до XVIII в. в народе ходило преданье, что Капитон жив и, тайно преходя с места на место, проповедует Старую веру.

Карательная экспедиция московского правительства 1665 г. под началом полковника А. Н. Лопухина, пройдя Вязниковские леса огнем и мечом, «имала из лесу » ряд учеников и последователей старца Капитона. Претерпев после жестоких пыток мученическую кончину, они явились достойными учениками достойного учителя. Имена их вписаны в «Староверский синодик» под главою «Вязниковские страдальцы»: Прохор, Вавила, Леонид и Ияков.

Биографии некоторых из них поистине удивительны. Так, Вавила, родившись в Западной Европе, будучи «веры люторския », много лет обучался в Парижской Академии, был искусен во многих науках, также и «языки многими; греческим, латинским, еврейским и немецкими всеми, напоследок и словенским добре и всеизрядне ведый глаголати ». Приехав в Россию в царствование Михаила Федоровича, Вавила искренне обратился в Православие, был крещен и постригся в иночество, более 30 лет смиряя себя постом и молитвою. Также как и прочие старцы, будучи пытаем, он отказался принять новины и в 1666 г. был сожжен в срубе.

По староверческим источникам, близким ко времени жизни Капитона, он был привержен сугубой аскезе, подобно древним инокам: строгому посту, молитве, носил на себе вериги в виде двух каменных плит.

Это был выдающийся человек, обладавший тонким чувством времени, воспринимаемым многими как пророческий дар. Еще до Раскола Капитон предвидел грядущее социальное разложение, распад, оскудение веры. А, точнее сказать, он просто умел увидеть эти процессы в настоящем и понимал по Писанию, к чему они должны неизбежно привести. Собственно, он готовился к этому времени и готовил к нему своих учеников.

Большое, мягко сказать, недоразумение вызывает оценка личности Капитона современными, даже весьма уважаемыми, людьми от науки, построенная на доверчивом использовании известного набора противостарообрядческих сочинений XVII-XVIII вв., единственной задачей которых являлось вылить как можно больше словестных помоев на староверцев. Если всерьез рассматривать как источник по истории Староверья опусы Игнатия Римского-Корсакова или Шушерина, то почему бы не ссылаться историкам на «Деяние на Мартина Армянина», а литургистам — на «Феогностов Требник»? И, уж точно, в источниках отмечено, что преображенские федосеевцы в 1812 г. поднесли Наполеону блюдо золотых червонцев и быка с золотыми рогами, а незаконорожденных младенцев массово топили в Хапиловском пруду. Ну а череда гарей XVII-XVIII столетий вызвана распространением странниками хлебцев, испеченных с золой сожженных специально для этого поморскими расколоучителями новорожденных младенцев — утверждает глава «О делех раскольнических» известного сочинения «Розыск о раскольнической брынской ве-ре». Сомневаюсь, что кто-то из уважающих себя ученых сегодня станет всерьез утверждать такое, даже со ссылками на авторитетные источники прошлого. Так почему можно утверждать подобные же нелепицы про старца Капитона?..

Только лес и ветер, да лесные звери хранят покой некогда бурлящих жизнью Колясников. Пустыня вернулась в первоначальное свое состояние. Может, так и лучше, и Капитон не оставил это место своим вниманием? А в десятке верст от Троицкой пустыни находится урочище с ключами, которое местное предание также связывает с именем Капитона. Вот к ним вначале и отправимся.

***

По прибытии в Ярославль наш путь лежал в деревню Чурилово Даниловского района, где в одном из четырех домов, составляющих ныне деревню, жил старый друг Дионисия — художник по дереву Сергей Саар. Кажущаяся необычной для коренного жителя Ярославщины фамилия объясняется тем, что Сергей — потомок эстонских колонистов, поселившихся на Ярославщине еще в царское время.

Сергей встретил нас на своем фирменном авто — сделанном на заказ гибриде УАЗа, Джипа и Тойоты. «Машина-зверь» не боится ни полей, ни лесов, ни болот.

После чашки крепкого утреннего чая, с которой Сергей начинает каждый свой день, мы отправились в урочище, к новооткрытым ключам. В XIX в. близ ключей Капитона располагалась усадьба.

К усадьбе примыкал парк с пихтовыми насаждениями. Если внимательно присмотреться, то кое-где еще виднеются следы регулярной посадки. У дома художника можно наблюдать остатки былого архитектурного великолепия: фундамент усадьбы, развалины храма во имя Казанской иконы Божией матери и величественную колокольню в стиле ампир начала XIX столетия, которую Сергей украсил деревянной статуей ангела. Сегодня приусадебный парк превратился в лес — вдоль заросшей тропы регулярно встречались кабаньи лежбища и медвежьи метки.

Уханье филинов, карканье воронов, повизгивание вепрей…— таковы звуки, сопровождавшие нас в пути. Где-то вдалеке послышался глухой треск — по спине невольно пробежал холодок: уж не хозяин ли здешних мест Михаил Потапыч идет «встречать» незваных гостей? — Позапрошлой зимой Денис обнаружил здесь обитаемую берлогу. Наконец, мы выходим на небольшую поляну.

Два небольших источника, отмеченные ныне деревянными голбецами, вначале были «открыты» Сергеем, о чем тот не преминул сообщить московскому другу. Приехав на место, Денис обнаружил здесь остатки древних строений. В 2014 г. совместными усилиями поляну облагородили: расчистили родники, смастерили желоб, вырезали из сосны пару голбецов. Так Капитоновы ключи стали местной достопримечательностью — теперь время от времени сюда наведываются за водой жители окрестных сел.

Следующей целью нашего паломничества были Троице-Колясникова пустынь и располагавшаяся близ нее Морозовская — вернее то, что от них осталось. Утром второго дня чудо-техника доставила нас до асфальтированной дороги, а затем на такси мы отправились в ближайшую точку, откуда до монастырей оставалось шесть километров пешего пути по полю и небольшому пролеску. Впереди почти полное отсутствие тропы, трава с человеческий рост, редкие кустарники, кабаньи следы…

Прошло уже более часа, и слева от нас показался соответствующий ландшафт — то был заросший пустырь на месте женской Морозовской пустыни. Никаких признаков былой жизни здесь уже не было, а потому останавливаться мы не стали. Вскоре пред нами предстали более внятные очертания: небольшой заросший березами холм с вросшими в землю кирпичами XVII столетия, поляна, поклонный крест. Этот крест был поставлен в 2008 г. местными краеведами в память о бывшей здесь пустыни и существовавшем до 1920-х гг. Колясниковско-Морозовском приходе.
Наконец-то привал.

После небольшого отдыха Дионисий пропел литию по старцу Капитону и его ученикам.

Поминальная песнь смешивалась со звуками леса — шумом деревьев и пением птиц: казалось, что сама природа вторила «божественным словесам»…

На этом основная часть нашего путешествия закончилась. Обратная дорога вывела нас к Данилову. Впереди ждал не менее интересный путь домой — через Данилов, Любим, Ярославль.

Приложение

(Тексты царских грамот XVII в., относящихся к истории Троице-Колясниковой и Морозовской обителей, приводятся по изданию: Титов А. А. Город Любим и упраздненные обители в Любиме и его уезде // На реке Обноре: Любим и его окрестности. Ярославль, 2005. С. 53-55.)

№ 1. «От царя и в. князя Михаила Феодоровича всея Русии в Ярославль воеводе нашему Порфирью Ивановичу Секирину да дьяку нашему Филатову. В нынешнем 143 году писал к отцу нашему и богомольцу к великому господину к святейшему Иоасафу, патриарху Московскому и всея Русии, Преображенского монастыря, что на Рязани, бывшей архимандрит Герасим села Даниловскаго Троицкаго монастыря на затворника Капитона в его неистовстве. И по нашему указу про то обыскивано и нам то ведомо, и мы указали затворника Капитона из села Даниловскаго взять в Ярославль и отдать в Спасский монастырь под начало, а Троицкий монастырь, где Капитон жил, указали отписать и ведать Преображенскаго монастыря строителю старцу Пимену со всяким церковным и монастырским строением. И как сия наша грамота придет, и вы б в село Даниловское в Троицкий монастырь послали дворянина или сына боярскаго добра да подьячева от места добра ж и из посадских людей человека лучшаго и велели затворника Капитона взять и привести в Ярославль; а как привезут, и вы б его отдали в Спасский монастырь архимандриту Никандру да строителю старцу Антонию и велели его отдать под крепкое начало старцу духовному и искусну, который бы грамоте был горазд и хмельнова питья не пил, чтоб ево в вере и в иноческих правилах поразсмотрил и в чувство привести, и к церкви Божией к пению ему велели ходить и с братиею вместе всегда и божественным иконам поклоняться подобно, по заповеди святых апостол и святых отец и жить по монастырскому чину и церковному правилу был навычен гораздо, и никово сторонних людей к нему не пускали и беседовать с ним мирским людем ни о чем не велели. А Троицкий монастырь, где он, Капитон, жил, приказали б ведать Преображенскаго монастыря, что в селе Даниловском, строителю старцу Пимену и велели ему в том Троицком монастыре описать церкви и в церквах образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и кадила, и паникадила, и свечи, и на колокольнице колокола, и в казне деньги, и на монастыре кельи, и старцев, и служебников по именам, а описав все подлинно, велели написать в книги имянно и приказали ему, строителю, и старцам жить по преданию и уставу монастырскому, к церкви Божией к пению приходить всегда и пост имети, как в иных прочих монастырях Российскаго государства бывает, и Капитоново учение и устав велели оставить и тово велели беречь, чтобы в старцах и ни в ком никаких плутень, что делалося при Капитоне, не было. И как затворника Капитона под начало отдадите и Троицкий монастырь Преображенскаго монастыря строителю старцу Пимену велите отписать, и вы б о том отписали и отписныя книги прислали к нам, к Москве, и велели подать в приказ Большаго дворца боярину нашему и князю Алексею Михайловичу Львову да дьякам нашим Григорью Нечаеву да Максиму Чиркову. Писан на Москве лета 7147 года августа в 22 день». (У подлинной государевой грамоты припись дьяка Григорья Нечаева. Справка подьячего Собакина.)

№ 2. «От царя и в. князя Алексея Михайловича всея Руссии на Кострому воеводе нашему Ивану Григорьевичу Судакову да подьячему Родиону Борзову. Били нам челом Костромскаго уезда Живоначальныя Троицы и чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы Казанския Колесниковы пустыни строитель старец Пимен с братиею: 20 братьев, все древние, в нашем богомолье живут и питаются Бога ради и земли распахали сторонними людми, а нашего жалованья вотчины ни единаго бобыля за ними нет; а близко де их живут старицы на Морозове от них с версту, 15 стариц, а все древния ж, питаются Бога ради; и они де строитель с братиею из монастыря для их скудости хлебом и дровы и иною земною пищею по силе Бога ради зделяются, и нам бы их, строителя старца Пимена с братиею и старцами, пожаловати нашим жалованьем милостынею на одежду. А на челобитной их помета думнаго нашего дьяка Семена Забородскаго 159 года генваря в 22-й день. Пожаловали мы, велели им чернецам и черницам из Костромския четверти на год по рублю человеку. И как к вам сия наша грамота придет, и вы б велели костромскому земскому старосте и таможенным целовальникам Костромскаго уезда Живоначальныя Троицы и чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы Казанския Колесниковы пустыни строителю старцу Пимену с 20 человеками да черницами, что на Морозове, 15 старицам, на год по рублю человеку из наших из костромских из таможенных доходов выдать. А в тех деньгах у строителя Пимена с братиею велели земскому старосте и целовальником имети отписи впредь спору для. А прочтя сию нашу грамоту, велели с нея списать список слово в слово, да тот список держали у себя в съезжей избе, а сию нашу подлинную грамоту дали бы есте, Костромскаго уезда Колесниковы пустыни строителю старцу Пимену с братиею для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 7159 февраля в 20-й день».

Капито́н (~ конец XVI века - 50-60-е годы XVII века) - старец, деятель старообрядчества , инок, протестовавший против распущенности нравов и своеволия начальников, а впоследствии против церковной реформы патриарха Никона .

Биография

Капитон был родом из крестьян села Даниловского Костромского уезда.

Строгая монашеская жизнь старца Капитона привлекала к нему многих последователей, которые покидали мир и строили кельи рядом с кельей Капитона. Старец Капитон был великим постником. Известно, что на Пасху Капитон вместо пасхального яйца предлагал красную луковицу, которую вкушал вместе со своими учениками.

Все усилия церковных и гражданских властей поймать его оказывались тщетными, несмотря на то, что он бегал от стрельцов вместе с тяжёлыми плитами (веригами), которые никогда не снимал. Умер в начале 1660-х годов где-то в лесах к северо-востоку от Костромы. Место его погребения старообрядцы оставили в тайне. По имени его многие русские старообрядцы довольно долго в официальных документах назывались «капитонами» (например, в послании Игнатия Тобольского , в «Увете духовном», в «Записках» Андрея Матвеева , Сильвестра (Медведева) и других).

Среди его учеников известны Прохор, Вавила и Леонид - Вязниковские мученики - почитаемые в старообрядчестве в лике святых.

В дальнейшем противостоянии между стаообрядцами и новообрядцами последние часто всех старообрядцев презрительно называли «капитонами». Среди миссионеров-новообрядцев, боровшихся против старого обряда, был введён мрачный и зловещий образ Капитона как создателя и проповедника самосожжения . Рассуждения строились на следующем: по мнению реформаторов-миссионеров, Капитон учил поститься до самоуморения, до смерти; раз это так, то в дальнейшем произошёл переход в сознании последователей Капитона от самоуморения с помощью поста к самоуморению с помощью самосожжения. Но ни один исторический документ это не подтверждает. Капитон не оставил ни одного письменного документа, призывающего к самоуничтожению ни с помощью поста, ни тем более с помощью самосожжения, неизвестен ни один случай среди учеников Капитона смерти от поста; сам старец Капитон не закончил жизнь самоубийством. Хотя сведения о его смерти различны. Семён Денисов в книге «Виноград Российский» пишет, что старец Капитон мирно отошёл к Богу. Ряд старообрядческих синодиков XVII-XVIII веков прямо упоминали Капитона в числе «Вязниковских убиенных пустынников». Сергей Соловьев считал Капитона союзником «опальных боголюбцев, обращавшим на себя внимание необыкновенным постничеством и поэтому прослывшим праведником».

См. также

Примечания

Литература

  • Агеева Е. А.

Планы Москвы по освобождению Константинополя от мусульманского владычества, влекли за собой мысли о возрождении Византийской империи под эгидой России. «Византийские прелести» сулили царю Алексею Михайловичу наследование престола византийских императоров, а русскому патриарху Никону становление Вселенским патриархом. Разногласия греческой церковно-обрядовой практики с русским обрядом могли вызвать недоверие в истинности верований Московской Руси и ее единства с греческой. И патриарх Никон и сам царь Алексей Михайлович были заинтересованы в установлении полного тождества между греческой и русской церковной службой. Важную роль в стремлении унифицировать русское церковное служение на греческий манер сыграло также присоединение Малороссии, которая к тому времени полностью служила по новогреческому образцу. В 1653 г. Никон начинает вносить грекофильские изменение в русский обряд. На Земском Соборе 1654 г. Никон добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским», которая по факту равнялась не на старые образцы, а на современную греческую практику.

Эти правки обрядов и книг ознаменовали раскол русской православной церкви, породивший огромное количество различных духовных движений, противостоящих никоновским реформам. Одним из наиболее радикальных движений, можно считать «капитоновщину». Это чрезвычайно пессимистическое движение зарождалось преимущественно в лесах Верхнего Поволжья, расположенных вокруг Костромы, Ярославля, Владимира и Нижнего Новгорода. Руководителей этого движения потому и называли «лесными старцами».

Сведения об этом движении, к сожалению, чрезвычайно скудны. О нем не осталось никаких письменных данных, большую часть информации историки черпают из практического применения доктрины «капитоновцев».

«Лесных старцев» можно по праву называть наиболее пессимистическими и аскетическими сподвижниками, которых породил раскол русской церкви. Движение характеризовалось страхом перед грехами мирского общества, которые погубят весь мир, без какой-либо надежды на его спасение. Единственная возможность избежать греха, усматривалась ими в полном уходе от обреченного на гибель мира, в глушь лесов, подальше от соблазнов светской жизни. Спасение в миру считалось фактически невозможным. Строгие посты, ношение вериг и другие проявления аскетизма, были призваны подавить плоть и желания плоти на пути к духовному совершенству. Этот аскетизм являлся единственной возможностью для осуществления личного спасения.

Наиболее видным аскетом того время являлся лесной старец Капитон, в честь которого и названо это духовное движение.

В исторический оборот мрачную фигуру монаха Капитона ввел П.С. Смирнов. Капитон считается уроженцем Вологодского края. Дата рождения старца нам неизвестна. Предположительное место рождения - окрестности села Даниловского Костромского уезда. Вероятно, крестьянин. Сведения об образовании старца Капитона тоже отсутствуют. Митрополит Игнатий говорил о его неграмотности, что, скорее всего, клевета, так как до конфликта с руководством Русской православной церкви Капитон был настоятелем монастыря, вел поземельные и межевые дела. Первые сведения об этом старце относятся к 30-м годам XVII века, но судя по имеющимся о нем данным он задолго до 30-х годов развил значительную религиозную деятельность. Так, из жития Корниллия, мы знаем, что тот был послушником Капитона в ските Преображения Христова в 1610-1620х годах. Из данных государственных грамот видно, что в конце 20-х - начале 30-х годов XVII века Капитон оставляет этот скит и у с. Данилова основывает новый.

Указ царя Михаила Федоровича от 1634 г. санкционирует существование Колесникова скита. Капитон открыл две пустыни - сперва мужскую, затем - женскую около деревни Морозовой в котором под его руководством проживало около 15 монахинь.

В 1639 году Капитон был арестован по доносу архимандрита Рязанского Преображенского монастыря Герасима, его предписывалось взять и привести в Ярославский Спасский монастырь «на исправление». Патриарх Иосаф приказал также закрыть обе обители, а проживающих в них монахов поставить под наблюдение соседнего монастыря. Капитону было вменено в вину: «к церкви Божьей не ходит, с братией мало бывает, Божественным иконам не кланяется, живет не по монастырскому чину, церковных правил не соблюдает». Запрещалось «пускать к нему сторонних людей» и «не давать беседовать с мирскими людьми».

В результате ареста Капитона отправили в Тобольск, откуда он бежал, предположительно в 1650 году.

Затем Капитон продолжал свою религиозную активность в непроходимых лесах Заволжья. Откуда вновь бежал еще дальше на юг в Шуйский уезд, а затем под Вязники, где он уже окончательно исчезает из поля зрения правительства, и продолжает свои проповеди, приобретая немалое количество учеников, которые, впоследствии, продолжат его дело уже на территории всей России.

Сведения о смерти Капитона противоречивы. Симеон Денисов утверждает, что Капитон умер мирно, но ряд старообрядческих синодиков XVII-XVIII веков указывают на то, что Капитон был в числе «Вязниковских убиенных пустынников». Дата смерти старца приходится на середину - конец 1660-х годов. капитон старец аскетизм церковный

Учение Капитона, мы, к сожалению, можем рассмотреть лишь из объяснения свидетелей его деятельности.

Монах старообрядец Евфросиний описывает Капитона, как великого подвижника, носящего на себе вериги «плита созади, а другая спереди, по полтора пуда в обеих». Спал Капитон, со слов монаха, вися - прицепившись ремнем о потолочный крюк. Знавший Капитона в более ранний и более умеренный период его жизни Корниллий, пишет, что тогда «лесной старец» носил еще каменные, а не железные вериги, а спал хоть и не в крюке, но стоя. Корниллий также указывает, что Капитон носил не длинную монашескую традиционную одежду, а короткий до пояса плащ, специально оставляя свои ноги незащищенными от холода. Спал старец очень мало, большую часть времени проводя в молитве, работе и чтении псалмов. Система поста Капитона тоже отличалась суровостью: даже в большие праздники, например, на Пасху и Рождество, он не разрешал своим ученикам есть ничего кроме «семен и ягодичия и прочих, растущих на земле». Кроме того, он заставлял своих учеников не только поститься по средам, пятницам и субботам, но вовсе не позволял им есть в эти дни. Последователи Капитона, также, были обязаны давать обет безбрачия.

Вышеуказанное стало отличительным признаком его аскетического учения, но отнюдь не исчерпывало его. Капитон старался не получать благословения от священников, злоупотреблявших спиртным, после чего перестал подходить под благословение, затем вообще перестал ходить в церковь и принимать причастие. Он критиковал поклонения некоторым иконам, особенно новым, в которых просматривалось западное изображение Христа.

В основном, мы делаем заключения о сущности учения Капитона на основании лишь обрядовой практики, поэтому тяжело говорить что именно повлияло на возникновение этого пессимистического движения. Но, вероятно, корни учения Капитона стоит искать в ставших популярными во второй четверти XVII в. рассуждениях о пришествии Антихриста. Широко распространенна была в России, например, книга эсхатологических теорий - «Орел от Эздриных книг». В ней обосновывалось, что критический момент в истории православия наступит в 1666 году. После никоновской правки священных книг, «капитоновцы» могли уже с полной убежденностью говорить о пришествии Антихриста и грядущем Страшном суде. Эти предсказания могли привести к мнению, что только полный разрыв с миром может избавить верующего от полной погибели. Также вероятно, что на учение Капитона повлияли более ранние русские ереси. В частности, ересь стригольников XIV в., которая так же как и Капитоновское движение, характеризовалось отречением от церковной иерархии и скептическим отношением к иконам и силе обрядов.

Не смотря на стремление Капитона полностью отречься от всего мирского, Капитон не был аскетом-одиночкой, а активно проповедовал свои идеи. В самые ранние годы религиозной деятельности Капитона, Корниллий насчитывает у него около 30 учеников. В конце 60-х эта цифра достигает уже нескольких сотен, а в Вязниковских лесах вокруг о.Кшаро, образовывается целая колония «капитоновцев». Помимо Вязниковских лесов сподвижники проникают в Вологодские и Кастромские леса, Нижегородские, Муромские и суздальские пределы. Все они также не ходили в церковь и скрывались от властей. Его ученики, в большинстве своем, даже не были пострижены в монахи, являясь таковыми скорее по практике, а не в силу обряда, так как Капитон был не иереем, а простым монахом и не имел власти для пострижения своих учеников. В связи с этим, можно утверждать, что Капитон не пытался организовать монашество по новым строгим правилам, скорее, он хотел распространить им созданную аскетическую практику, не делая различения на мирян и монахов.

Старец Капитон, как мы видим, доводит аскетизм до изуверских крайностей, практикуя уже не просто подавление плоти, а скорее ее умерщвление. Но главное - он учит, что этот радикальный аскетизм является единственным путем спасения христианской души. Образ аскета был столь значителен, что долгое время всех противников никоновских реформ власти и Русская православная церковь называла «капитоновцами». Смерть Капитона совпала с пиком популярности учения. В последующие за его смертью годы активные правительственные сыски частично ликвидировали «капитонствующие» общины. Движение распалось, утратило массовость, а затем исчезло. Оно, однако, воплотилось в более ужасающих формах в деятельности его последователей. Последователи Капитона создали учение гораздо более радикальное, чем учение самого Капитона.

Такие ученики как Вавила, Леонид, Василий Волосатый и другие в 1660-х годах развивают его учение в обряд духовного спасения самоубийством. Некоторые из них проповедовали постоянный пост с полным воздержанием от еды, то есть самоубийство голодом. Они запирали себя в избах и норах, и там держались страшного поста до последнего дыхания. Сами вожди в этих массовых смертях не участвовали, но только потому, что, по их мнению, на них был возложен долг, нести свою проповедь миру. К 1665 году эти проповедники придумали еще более действенный способ очищения грехов - самосожжение. Запираясь группами в избах, они сжигали строение вместе с собой. Можно с уверенностью утверждать, что искру пожару массовых самосожжений, охвативших впоследствии весь Север России, дал именно Капитон и его учение.

Источники и литература

  • 1. Бородкин А.В. «Предивный» инок Капитон // Сайт «Новый исторический вестник».
  • 2. Бородкин А.В. Общины старообрядцев-капитонов центральной России в 50-60 гг. XVII в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика № 9 (64) / том 11 / 2009 С. 103-108
  • 3. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовное движение семнадцатого века. М., 2009. - 688 с.
  • 4. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986. С. 73.

Свя-тые свя-щен-но-му-че-ни-ки Ва-си-лий, Еф-рем, Ев-ге-ний, Ел-пи-дий, Ага-фо-дор, Ефе-рий и Ка-пи-тон нес-ли бла-го-ве-стие Хри-сто-во в зем-ли Се-вер-но-го При-чер-но-мо-рья от Ду-ная до Дне-пра, вклю-чая Крым, и за-пе-чат-ле-ли свое апо-столь-ство му-че-ни-че-ской смер-тью в IV ве-ке в го-ро-де Хер-со-не-се Та-ври-че-ском. Еще за-дол-го до Кре-ще-ния свя-то-го Вла-ди-ми-ра хри-сти-ан-ская ве-ра уже про-ник-ла в Крым, ко-то-рый в древ-но-сти на-зы-вал-ся Та-ври-дой и был под-вла-стен рим-ским им-пе-ра-то-рам. На-ча-ло про-све-ще-ния Та-ври-ды ве-рою Хри-сто-вой по-ло-же-но свя-тым апо-сто-лом Ан-дре-ем Пер-во-зван-ным († 62; па-мять 30 но-яб-ря). Даль-ней-ше-му рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ства там спо-соб-ство-ва-ли, по-ми-мо сво-ей во-ли, са-ми же его вра-ги: рим-ские им-пе-ра-то-ры ссы-ла-ли ту-да го-судар-ствен-ных пре-ступ-ни-ков, ко-то-ры-ми в пер-вые три ве-ка хри-сти-ан-ства счи-та-лись и ис-по-вед-ни-ки Хри-ста. Так, в прав-ле-ние Тра-я-на (98-117) был со-слан на за-то-че-ние в Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни свя-той , епи-скоп Рим-ский († 101; па-мять 25 но-яб-ря). Там про-дол-жал он свою про-по-ведь, там при-нял и му-че-ни-че-скую кон-чи-ну.

На-се-ляв-шие крым-ские зем-ли языч-ни-ки упор-но со-про-тив-ля-лись рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ства. Но ве-ра Хри-сто-ва через сво-их са-мо-от-вер-жен-ных про-по-вед-ни-ков креп-ла и утвер-жда-лась. Мно-гие бла-го-вест-ни-ки по-ло-жи-ли свои жиз-ни в этой борь-бе.

В на-ча-ле IV ве-ка в Хер-со-не-се бы-ла учре-жде-на епи-скоп-ская ка-фед-ра. Это бы-ла пе-ре-лом-ная эпо-ха, ко-гда Хер-со-нес, слу-жив-ший ба-зой для рим-ских во-и-нов, по-сте-пен-но пе-ре-хо-дил в за-ви-си-мость от Ви-зан-тии. В цар-ство-ва-ние Дио-кли-ти-а-на (284-305), в 300 го-ду (то есть еще до на-ча-ла го-не-ния, ко-то-рое им-пе-ра-тор на-чал с 303 го-да) Иеру-са-лим-ский пат-ри-арх Ер-мон (303-313) для Еван-гель-ской про-по-ве-ди разо-слал в раз-ные стра-ны мно-гих епи-ско-пов. Двое из них, Еф-рем и Ва-си-лий, при-бы-ли в Хер-со-нес и на-саж-да-ли там Сло-во Бо-жие. За-тем свя-ти-тель Еф-рем по-шел к на-ро-дам, жив-шим по Ду-наю, где в бла-го-ве-стии Хри-сто-вом пре-тер-пел мно-го скор-бей и тру-дов. Во вре-мя на-чав-ше-го-ся го-не-ния он был обез-глав-лен (точ-но из-ве-стен лишь день его кон-чи-ны - 7 мар-та). Про-по-ведь в Хер-со-не-се про-дол-жал свя-той Ва-си-лий - спо-движ-ник свя-то-го Еф-ре-ма. Мно-гих идо-ло-по-клон-ни-ков он на-ста-вил на путь ис-ти-ны. Дру-гие за-блуд-шие жи-те-ли го-ро-да, оже-сто-чен-ные его де-я-тель-но-стью, ока-зы-ва-ли ярост-ное со-про-тив-ле-ние: свя-той ис-по-вед-ник был схва-чен, нещад-но из-бит и из-гнан из го-ро-да. Уда-лив-шись в го-ры и по-се-лив-шись в пе-ще-ре, он непре-стан-но мо-лил Бо-га за из-гнав-ших его, чтобы Он оза-рил их све-том ис-тин-но-го Бо-го-ве-де-ния. И Гос-подь по-слал невер-ным чу-до. У знат-но-го жи-те-ля Хер-со-не-са умер един-ствен-ный сын. По-кой-ный явил-ся ро-ди-те-лям во сне и по-ве-дал, что некто свя-той Ва-си-лий сво-и-ми мо-лит-ва-ми к Ис-тин-но-му Бо-гу мо-жет вос-кре-сить его из мерт-вых. Ко-гда ро-ди-те-ли разыс-ка-ли свя-ти-те-ля и про-си-ли его со-вер-шить чу-до, свя-той Ва-си-лий от-ве-чал, что сам он - греш-ный че-ло-век и не име-ет сил вос-кре-шать мерт-вых, но Гос-подь все-мо-гущ и мо-жет ис-пол-нить их прось-бу, ес-ли они уве-ру-ют в Него. Дол-го мо-лил-ся свя-той, при-зы-вая Имя Свя-той Тро-и-цы. За-тем, освя-тив во-ду, воз-лил ее на умер-ше-го, и тот ожил. С по-че-том был воз-вра-щен в го-род свя-ти-тель, мно-гие уве-ро-ва-ли и кре-сти-лись.

Вско-ре по по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на Га-ле-рия (305-311) го-не-ние на хри-сти-ан раз-ра-зи-лось с но-вой си-лой. Хри-сто-не-на-вист-ни-ки во-ору-жи-лись и про-тив свя-ти-те-ля Ва-си-лия: 7 мар-та 309 го-да они но-чью во-рва-лись в его дом, свя-за-ли его, по-во-лок-ли по ули-цам и за-би-ли до смер-ти кам-ня-ми и пал-ка-ми. Те-ло свя-ти-те-ля бы-ло бро-ше-но за го-ро-дом на съе-де-ние псам и пти-цам и мно-го дней ле-жа-ло без по-гре-бе-ния, но оста-лось нетро-ну-тым. По-том хри-сти-ане тай-но по-хо-ро-ни-ли в пе-ще-ре свя-тое те-ло му-че-ни-ка.

Через год, узнав о му-че-ни-че-ской кон-чине свя-ти-те-ля Ва-си-лия, три его спо-движ-ни-ка - епи-ско-пы Ев-ге-ний, Ел-пи-дий и Ага-фо-дор, оста-вив про-по-ведь в Гел-лес-понт-ской стране, при-бы-ли в Хер-со-нес про-дол-жить его свя-тое де-ло. Они по-ло-жи-ли мно-го тру-дов для спа-се-ния че-ло-ве-че-ских душ. Все три епи-ско-па раз-де-ли-ли участь сво-е-го пред-ше-ствен-ни-ка - бес-ну-ю-щи-е-ся языч-ни-ки так-же по-би-ли их кам-ня-ми 7 мар-та 311 го-да.

По про-ше-ствии несколь-ких лет, уже в цар-ство-ва-ние свя-то-го рав-ноап-о-столь-но-го Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го (306-337; па-мять 21 мая), из Иеру-са-ли-ма в Хер-со-нес при-был епи-скоп Ефе-рий. Сна-ча-ла он то-же встре-тил про-ти-во-дей-ствие со сто-ро-ны языч-ни-ков, но свя-той им-пе-ра-тор, объ-явив-ший сво-бо-ду хри-сти-ан-ской ве-ры во всей им-пе-рии, не до-пу-стил на-силь-ствен-ных дей-ствий про-тив про-по-вед-ни-ка: он из-дал указ, по ко-то-ро-му хер-со-нес-ским хри-сти-а-нам бес-пре-пят-ствен-но раз-ре-ша-лось со-вер-шать бо-го-слу-же-ния. Ста-ра-ни-я-ми свя-ти-те-ля Ефе-рия в го-ро-де был по-стро-ен храм, где свя-той мир-но пра-вил сво-ей паст-вой.

Чтобы от-бла-го-да-рить им-пе-ра-то-ра за по-кро-ви-тель-ство хри-сти-а-нам, свя-ти-тель Ефе-рий ез-дил в Кон-стан-ти-но-поль. На об-рат-ном пу-ти он за-бо-лел и скон-чал-ся на ост-ро-ве Амо-се (в Гре-ции) 7 мар-та. На ме-сто свя-ти-те-ля Ефе-рия свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин при-слал в Хер-со-нес епи-ско-па Ка-пи-то-на. Хри-сти-ане встре-ти-ли его с ра-до-стью, но языч-ни-ки по-тре-бо-ва-ли от но-во-го епи-ско-па зна-ме-ния, чтобы уве-ро-вать в Бо-га, Ко-то-ро-го он про-по-ве-ду-ет. Воз-ло-жив всю на-деж-ду на Гос-по-да, свя-той Ка-пи-тон в свя-ти-тель-ском об-ла-че-нии во-шел в раз-ве-ден-ный ко-стер, дол-го мо-лил-ся в огне и вы-шел из него невре-ди-мым, на-брав в свою фе-лонь го-ря-чих уго-льев. То-гда мно-же-ство неве-ру-ю-щих убе-ди-лись в си-ле Бо-га хри-сти-ан-ско-го.

Об этом чу-де и о ве-ли-кой ве-ре свя-то-го Ка-пи-то-на бы-ло воз-ве-ще-но свя-то-му Кон-стан-ти-ну и свя-тым от-цам на Пер-вом Все-лен-ском Со-бо-ре в Ни-кее (325).

Через несколь-ко лет свя-ти-тель Ка-пи-тон по де-лам на-пра-вил-ся в Кон-стан-ти-но-поль, но ко-рабль бу-рею при-би-ло в устье Дне-пра. Мест-ные жи-те-ли (языч-ни-ки), за-хва-тив ко-рабль, уто-пи-ли всех быв-ших на нем, в том чис-ле и свя-то-го Ка-пи-то-на. Это про-изо-шло 21 де-каб-ря. Па-мять свя-то-го епи-ско-па Цер-ковь уста-но-ви-ла от-ме-чать с про-чи-ми хер-со-нес-ски-ми свя-щен-но-му-че-ни-ка-ми, 7 мар-та.

Про-по-ведь свя-щен-но-му-че-ни-ков укре-пи-ла ве-ру Хри-сто-ву в Хер-со-не-се. С на-ча-ла V ве-ка этот го-род ста-но-вит-ся ду-хов-ным цен-тром, от-ку-да хри-сти-ан-ство рас-про-стра-ня-ет-ся на се-вер в сто-ро-ну Ру-си. С IX ве-ка Хер-со-нес все бо-лее при-вле-ка-ет вни-ма-ние рус-ских, на-чав-ших се-лить-ся в го-ро-де. Совре-мен-ные ар-хео-ло-ги-че-ские рас-коп-ки по-ка-за-ли, что в го-ро-де на-хо-ди-лось бо-лее пя-ти-де-ся-ти хра-мов, от-но-ся-щих-ся к V-XIV ве-кам. В 987 го-ду в Хер-со-не-се при-нял Кре-ще-ние свя-той рав-ноап-о-столь-ный князь Вла-ди-мир. Этот древ-ний го-род явил-ся ко-лы-бе-лью хри-сти-ан-ства для Ру-си.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.