Урок сокровища земли под охраной человечества. Сокровища земли под охраной человечества. II. Сообщение темы и целей урока

Семь чудес света

По-ра-зи-тель-ные тво-ре-ния рук че-ло-ве-ка на-зы-ва-ют «Семь чудес света». К боль-шо-му со-жа-ле-нию, мы не смо-жем их уви-деть, они были раз-ру-ше-ны че-ло-ве-ком.

Рис. 1. Ви-ся-чие сады Се-ми-ра-ми-ды (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но с по-мо-щью ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Ви-ся-чие сады Се-ми-ра-ми-ды (рис. 1) были за-топ-ле-ны.

Рис. 2. Храм Ар-те-ми-ды Эфес-ской () (Ис-точ-ник)

Храм Ар-те-ми-ды Эфес-ской (рис. 2) два-жды раз-ру-ша-ли.

Рис. 3. Ста-туя Зевса Олим-пий-ско-го (копия ) (Ис-точ-ник)

Ста-туя Зевса Олим-пий-ско-го (рис. 3) сго-ре-ла.

Рис. 4. Мав-зо-лей в Га-ли-кар-на-се (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но при по-мо-щи ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Мав-зо-лей в Га-ли-кар-на-се (рис. 4) разо-бра-ли в XV в. кре-сто-нос-цы для по-строй-ки кре-по-сти.

Рис. 5. Ко-лосс Ро-дос-ский (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но при по-мо-щи ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Рис. 6. Алек-сан-дрий-ский маяк (макет) (Ис-точ-ник)

Ко-лосс Ро-дос-ский (рис. 5) и Алек-сан-дрий-ский маяк (рис. 6) рух-ну-ли при зем-ле-тря-се-ни-ях.

И толь-ко одно чудо - еги-пет-ские пи-ра-ми-ды (рис. 7) - со-хра-ни-лись до на-ше-го вре-ме-ни.

Рис. 7. Еги-пет-ские пи-ра-ми-ды (Ис-точ-ник)

Всемирное наследие

Чтобы мир не ли-шал-ся в даль-ней-шем бес-цен-ных со-кро-вищ, воз-ник-ла идея объ-явить вы-да-ю-щи-е-ся до-сто-при-ме-ча-тель-но-сти при-ро-ды и куль-ту-ры Все-мир-ным на-сле-ди-ем.

Все-мир-ное на-сле-дие вклю-ча-ет объ-ек-ты при-ро-ды, объ-еди-нен-ные на-зва-ни-ем «Все-мир-ное при-род-ное на-сле-дие», и объ-ек-ты тво-ре-ния че-ло-ве-че-ских рук, объ-еди-нен-ные на-зва-ни-ем «Все-мир-ное куль-тур-ное на-сле-дие». Эти две части нераз-рыв-ны между собой, о чем го-во-рит и эм-бле-ма Все-мир-но-го на-сле-дия (утвер-жде-на в 1978 году) (рис. 8).

Рис. 8. Эм-бле-ма Все-мир-но-го на-сле-дия (Ис-точ-ник)

Круг сим-во-ли-зи-ру-ет при-ро-ду, а квад-рат в цен-тре - тво-ре-ние че-ло-ве-че-ских рук.

В на-сто-я-щее время со-здан Спи-сок все-мир-но-го на-сле-дия (более 900 объ-ек-тов), ко-то-рый еже-год-но по-пол-ня-ет-ся.

Го-су-дар-ство, на тер-ри-то-рии ко-то-ро-го на-хо-дит-ся объ-ект Все-мир-но-го на-сле-дия, берет на себя обя-за-тель-ства по его со-хра-не-нию.

Большой каньон

В Се-вер-ной Аме-ри-ке на-хо-дит-ся Боль-шой ка-ньон (Гранд-Ка-ньон), один из глу-бо-чай-ших ка-ньо-нов в мире (рис. 9).

Водопады Игуасу

Река Ко-ло-ра-до ве-ка-ми про-би-ва-ла себе путь, об-ра-зо-вав огром-ное уще-лье, по дну ко-то-ро-го со ско-ро-стью 20 км/ч мчат-ся ее крас-но-ко-рич-не-вые воды (рис. 10-11).

В Южной Аме-ри-ке рас-по-ло-жен во-до-пад Игуа-су. Это уни-каль-ный ком-плекс из 270 от-дель-ных во-до-па-дов, ко-то-рый имеет ши-ри-ну около 2,7 км. Во-до-па-ды рас-по-ло-же-ны на про-тя-же-нии всей реки (рис. 12-14).

Водопад Виктория

В Южной Аф-ри-ке рас-по-ло-жен один из самых гран-ди-оз-ных во-до-па-дов мира - во-до-пад Вик-то-рия (рис. 15-17). Его ши-ри-на - при-мер-но 1800 мет-ров, вы-со-та - 108 мет-ров. Падая с такой огром-ной вы-со-ты, капли воды раз-би-ва-ют-ся на мель-чай-шие ча-сти-цы во-дя-но-го ту-ма-на, под-ни-ма-ю-ще-го-ся более чем на 400 м и ви-ди-мо-го с рас-сто-я-ния 20 км.

Национальный парк Серенгети

В Аф-ри-ке есть уни-каль-ное место - На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти, в ко-то-ром со-бра-ны ис-че-за-ю-щие виды жи-вот-ных и рас-те-ний (рис. 18-20).

Рис. 18. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

Рис. 19. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

Рис. 20. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

В гу-стых за-рос-лях ака-ций можно уви-деть сло-нов и жи-ра-фов (рис. 21, 22),

Рис. 21. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Слоны (Ис-точ-ник)

Рис. 22. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Жи-ра-фы (Ис-точ-ник)

в са-ванне па-сут-ся аф-ри-кан-ские буй-во-лы, га-зе-ли, ан-ти-ло-пы гну (рис. 23-25),

Рис. 23. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Аф-ри-кан-ский буй-вол (Ис-точ-ник)

Рис. 24. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Га-зель (Ис-точ-ник)

Рис. 25. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Ан-ти-ло-пы гну (Ис-точ-ник)

в за-рос-лях гу-стой травы при-та-и-лись львы и ге-пар-ды (рис. 26-27),

Рис. 26. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Лев (Ис-точ-ник)

Рис. 27. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Ге-пард (Ис-точ-ник)

в из-ви-ли-стых реках много бе-ге-мо-тов и кро-ко-ди-лов (рис. 28-29).

Рис. 28. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Кро-ко-ди-лы (Ис-точ-ник)

Рис. 29. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Бе-ге-мо-ты (Ис-точ-ник)

Большой Барьерный риф

У бе-ре-гов Ав-стра-лии рас-по-ло-жен Боль-шой Ба-рьер-ный риф, ко-то-рый яв-ля-ет-ся самой боль-шой эко-си-сте-мой в мире (рис. 30-32). Он пред-став-ля-ет собой ко-ло-нию ко-рал-ло-вых по-ли-пов, из ко-то-рых за сотни лет сфор-ми-ро-ва-лись ост-ро-ва, воз-вы-ша-ю-щи-е-ся над по-верх-но-стью оке-а-на.

Рис. 30. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Рис. 31. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Рис. 32. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Здесь оби-та-ет более 400 видов ко-рал-лов, 500 видов рыб, зе-ле-ные че-ре-па-хи, раз-лич-ные мол-люс-ки (ра-ко-ви-ны неко-то-рых из них могут ве-сить более 200 кг) (рис. 33-37).

Рис. 33. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-ло-вые по-ли-пы (Ис-точ-ник)

Рис. 34. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-лы, рыбы (Ис-точ-ник)

Рис. 35. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-лы, рыбы (Ис-точ-ник)

Рис. 36. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Зе-ле-ная че-ре-па-ха (Ис-точ-ник)

Рис. 37. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ра-ко-ви-на (Ис-точ-ник)

Алтай

В Рос-сии рас-по-ло-же-ны Зо-ло-тые горы Евра-зии - Алтай. Такое на-зва-ние свя-зы-ва-ют с тюрк-ским сло-вом «алтын» - зо-ло-той. Алтай - си-сте-ма самых вы-со-ких хреб-тов в Си-би-ри (рис. 38-40).

Вулканы Камчатки

В Рос-сии на-хо-дит-ся еще один объ-ект Все-мир-но-го на-сле-дия - вул-ка-ны Кам-чат-ки, точ-ное ко-ли-че-ство ко-то-рых невоз-мож-но опре-де-лить (около 1000, 28 из них - дей-ству-ю-щие). Этот район из-ве-стен боль-шим ко-ли-че-ством вул-ка-нов, гей-зе-ров, гор-ных хреб-тов, озер, рек и во-до-па-дов (рис. 41-43).

Озеро Байкал

Жем-чу-жи-ной Си-би-ри на-зы-ва-ют озеро Бай-кал - глу-бо-чай-шее озеро в мире (мак-си-маль-ная глу-би-на - 1637 м) (рис. 44-46). Бай-кал - не толь-ко огром-ный ре-зер-ву-ар прес-ной воды, но еще и место оби-та-ния мно-гих видов жи-вот-ных и рас-те-ний, ко-то-рые не встре-ча-ют-ся боль-ше нигде в мире. На бе-ре-гу озера Бай-кал был по-стро-ен цел-лю-лоз-но-бу-маж-ный завод, за время ра-бо-ты ко-то-ро-го в озеро было сбро-ше-но огром-ное ко-ли-че-ство сточ-ных вод. Чтобы за-щи-тить уни-каль-ные виды жи-вот-ных и рас-те-ний, озеру Бай-кал был при-сво-ен ста-тус объ-ек-та Все-мир-но-го при-род-но-го на-сле-дия.

Абу-Симбел

К объ-ек-там куль-тур-но-го на-сле-дия от-но-сят-ся тво-ре-ния че-ло-ве-че-ских рук.

В Егип-те на-хо-дит-ся храм Абу-Сим-бел, ко-то-рый был спа-сен от за-топ-ле-ния (рис. 47).

Это одна из самых круп-ных ин-же-нер-но-ар-хео-ло-ги-че-ских опе-ра-ци-ей по спа-се-нию объ-ек-та Все-мир-но-го на-сле-дия: храм был ак-ку-рат-но разо-бран и бе-реж-но пе-ре-не-сен в без-опас-ное место. Те-перь мы можем лю-бо-вать-ся ве-ли-че-ствен-ны-ми ста-ту-я-ми храма, вы-се-чен-ны-ми прямо в скале.

Мемфис

Мем-фис - древ-няя сто-ли-ца Егип-та, во-круг ко-то-рой со-хра-ни-лись древ-ние храмы и пи-ра-ми-ды (рис. 48, 49).

Рис. 49. Мем-фис. Некро-поль. Пи-ра-ми-ды. Сфинкс (Ис-точ-ник)

Афинский Акрополь

Афин-ский Ак-ро-поль - еще один объ-ект Все-мир-но-го куль-тур-но-го на-сле-дия. Ак-ро-поль - воз-вы-шен-ная укреп-лен-ная часть древ-не-го го-ро-да. Храм Афины, Пар-фе-нон, - цен-траль-ный объ-ект Ак-ро-по-ля, ве-ли-че-ствен-но воз-вы-ша-ю-щий-ся над го-ро-дом (рис. 50).

Рис. 50. Афин-ский Ак-ро-поль. Пар-фе-нон (Ис-точ-ник)

Тадж-Махал

Тадж-Ма-хал - это па-мят-ник неж-ной любви му-суль-ман-ско-го ко-ро-ля Ве-ли-ких Мо-го-лов Шаха Джа-ха-на к своей жене - ска-зоч-ной кра-са-ви-це Мум-таз Махал. Горюя о своей усоп-шей су-пру-ге, шах при-ка-зал воз-ве-сти ве-ли-че-ствен-ный мав-зо-лей, для по-строй-ки ко-то-ро-го со всего мира съе-ха-лось 20 тысяч луч-ших ма-сте-ров. И через 22 года белые мра-мор-ные ку-по-ла устре-ми-лись ввысь, а сам Тадж, от-ра-жа-ясь в воде, будто парит в небе. Бес-спор-но, это пре-крас-ней-шее стро-е-ние Индии (рис. 51).

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



















































Назад Вперёд

Цели :

  • Ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, с семью чудесами света и России;
  • Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;
  • Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние Всемирного наследия и природной среды;
  • Воспитывать патриотические чувства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке я хочу вам предложить поговорить о сокровищах и чудесах.

С чем у вас ассоциируются эти слова?

Что можно назвать чудом? Сокровищем?

Предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова и узнать значение этих слов.

Сокровище - 1. Драгоценность или дорогая вещь; 2. Ценности духовной и материальной культуры.

Чудо, чудеса - 1. Нечто небывалое, сверхъестественное (в религиозных представлениях: то, что вызвано божественной силой). 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычностью.

О каких чудесах мы с вами будем говорить?

III . Работа над темой урока.

Как вы думаете, много ли на свете чудес и сокровищ?

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».

К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до наших дней.

(Просмотр презентации 1)

Семь чудес света описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот:

  • пирамиду Хеопса (Египет, III век до нашей эры);
  • висячие сады Семирамиды (Вавилон, VIв. до н. э.);
  • статую Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н. э.);
  • храм Артемиды в Эфесе (Греция, IVв. до н.э.);
  • Галикарнасский мавзолей (Кария, IVв. до н.э.);
  • маяк на острове Форос (Александрия, Египет, IIIв. до н.э.);
  • колосс Родосский (остров Родос, III в. до н. э.).

Об этих чудесах нам расскажут ученики нашего класса. (Сообщения в Приложении 1 .)

Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения рук человеческих.

- Посмотрите, ребята, эмблему «Всемирное наследие» (приложение 2 .) Круг символизирует природу, квадрат в центре – творения человеческих рук.

(Карточка №1)

В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

Природа и люди создали новые уникальные чудеса.

Летом 2007 году в Европе проводился конкурс «Семь новых чудес света». К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России. Поэтому решили провести свой конкурс. Каждая республика, каждая область, каждый субъект Федерации выдвигали на конкурс свои «чудеса». Выборы происходили через SMS и интернет-голосование. В них приняли участие около 26миллионов человек. 12июня 2008года,на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса.

IV . Работа в группах.

А кто стал победителем, я предлагаю вам узнать самим, расшифровав с помощью ключа шифровку, которая находится у вас на парте.

(Карточка №2)

Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием и абсолютно правильно назвали победителей.

V . Работа с Физической картой Российской Федерации.

На Физической карте Российской Федерации мы сейчас найдем местонахождение этих чудес.

(Дети работают с картой.)

Замечательно. Ребята, у вас на партах лежат карточки с пояснением некоторых географических терминов. Давайте с ними познакомимся.

(Карточка №3)

VI . Работа над темой урока.

(В ходе работы идет просмотр презентации 2.)

а) Озеро Байкал.

Сейчас пришло время познакомиться с одним удивительным озером России.

«Золотое озеро» - зовут его алтайцы.

«Лама – море» - зовут эвенки.

«Далан – Нор» (Великое озеро)- монголы.

«Бай – Куль» - богатое озеро – тюрки.

Догадались, о каком озере пойдет речь?

Озеро Байкал. (Просмотр слайдов презентации о Байкале.)

Это удивительное озеро, в него впадает 336 рек и речушек, а вытекает из озера только одна река Ангара. Об этом есть прекрасная легенда.

Прочитайте ее на карточках, которые лежат на партах.

(Карточка №4)

Понравилась вам, ребята, легенда об удивительной реке Ангаре и суровом Байкале? Давайте найдем на карте реки, которые упоминаются в легенде.

(Просмотр следующих слайдов об озере Байкал)

Озеро Байкал - самое глубокое озеро на земном шаре. Наибольшая глубина его- 1637 метров.

Леонид Леонов сказал о Байкале: «Байкал не только бесценная чаша с живой водой, но кроме того часть нашей души».

В Байкале проживает 2600 видов растительного и животного мира, большинство из них - эндемики. Вот почему Байкал надо беречь.

б) Долина гейзеров на Камчатке.

Долина гейзеров одно из величайших открытий 20 века, жемчужина Камчатки, спрятанная в глубоком каньоне на территории Кроноцкого биосферного заповедника.

Среди гор Восточного вулканического пояса на высоте более пятисот метров, в бассейне одного из притоков реки Шумной находится эта Долина. Долиной гейзеров называют чашу древнего, исчезнувшего много веков назад озера, глубоко рассеченную по дну горной рекой. Гейзеры – струи кипящей воды, которые вырываются на поверхность из раскаленных недр – отрогов вулкана Кихпиныч.

Открыли Долину в 1941 году. Первооткрыватель Татьяна Ивановна Устинова, геолог заповедника, вместе с проводником Крупениным, пытаясь найти ответ на вопрос, почему вода в одной из рек теплее, чем в других, угодила под струю гейзера. Этот гейзер впоследствии был назван «Первенцем». Так было сделано одно из крупнейших географических открытий двадцатого века.

Что же представляет собой Долина гейзеров? Об этом прочитаем в тексте «Долина гейзеров на Камчатке». Который есть у вас на парте.

(Карточка №5)

Долина гейзеров – уникальный объект для экологического туризма. Среди знаменитых посетителей Долины были президенты, космонавты, премьер-министры, артисты и бизнесмены.

Долина гейзеров встречает струями клубящегося пара, легким запахом серы и сверкающим дождем разноцветных брызг.

Теперь в долину ходят регулярные туристические группы. В качестве составной части «Вулканов Камчатки» Долина гейзеров является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

в) Скульптура Родины-Матери на Мамаевом кургане.

В Центральном районе бывшего Сталинграда, а ныне Волгограда, возвышается одно из чудес нашей страны – Мамаев курган со стоящей на нем скульптурой Родины-матери, вечно зовущей своих сыновей и дочерей на защиту Родины. Здесь во время Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, во время Сталинградской битвы, особенно в сентябре 1942 года и январе 1943 года (продолжительностью 200 дней).

В 1959 году началось возведение мемориального комплекса, призванного увековечить подвиг защитников Сталинграда и вообще всех воинов, отдавших свои жизни в этой ужасной войне.

Мемориал начинается памятником «Память поколений» - горельефом из фигур, несущих цветы, венки и приспущенные знамена в память тех, кто отстоял жизнь и свободу.

С Входной площади широкая гранитная лестница, ведет нас на Аллею пирамидальных тополей, она поднята над площадью на 10 метров. С двух сторон посажены пирамидальные тополя и кустарник. Слева расположен мемориальный парк.

С Аллеи тополей мы попадаем на площадь «Стоящих насмерть!» В центре расположен круглый водный бассейн, в котором монументальная скульптура представляет глубоко эмоциональный обобщенный образ нашего народа, победившего страшного и коварного врага. Высота скульптуры – 16,5 метров. У основания скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!», «За Волгой для нас Земли нет», «Не посрамим священной памяти». От площади «Стоявших насмерть» к площади Героев идет широкая гранитная лестница, которую с обеих сторон обрамляют две стены-руины. Они поставлены под углом друг к другу, своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов.

Тематическое содержание левой стены - клятва Сталинградских защитников «Ни шагу назад!». Правой стены – сама битва «Только вперед!» Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий.

За стенами-руинами открывается следующая площадь ансамбля – площадь Героев. В центре площади прямоугольный водный бассейн. Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги, вода символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти.

Слева – стена напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей стены-Знамени, крупными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывает противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Стена-Знамя длиной 112 м, высотой 8 м. С правой стороны на площади Героев расположены шесть монументальных двуфигурных скульптурных композиций, которые в художественной форме раскрывают героику подвига советского народа в Сталинградской битве.

Зал Воинской Славы – это цилиндрическое здание. В центре здания рука с факелом Вечного огня, вокруг руки расположены динамики, излучающие звуки траурной мелодии «Грезы» Шумана. На стене, по кругу, расположены 34 мозаичных траурных Знамени, символизирующих всех погибших в Сталинградской битве. На Знаменах увековечены имена погибших защитников города (всего 7200 человек). В Зале выставляется почетный караул.

Из Зала Воинской Славы мы попадаем на площадь Скорби. В правом углу площади композиция скорбящей матери с умершим воином на руках. Его лицо накрыто боевым знаменем символом последних воинских почестей.

На пощади Скорби находится могила Дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командора 62-й Армии В.И.Чуйкова.

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента – «Родина – мать зовет!» Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34505 воинов – защитников Сталинграда, также 39 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» представляет собой 52 метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Общая высота скульптуры 85 метров. Монумент покоится на 16-ти метровом фундаменте. Общий его вес составляет 8,0 тысяч тонн.

Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещенная лучами прожекторов, величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастая из кургана, сливаясь со снежным его покровом. Видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева кургана, она господствует над всем Волгоградом и видна на десятки метров.

г) Петергоф – еще одно чудо России.

Петергоф- город в России, расположенный на южном берегу Финского залива, в 30 километрах от Санкт-Петербурга. Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, является памятником мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Петр I решил устроить место для отдыха, затмевающее своей роскошью лучшие дворцы Европы. Большой дворец, центральное строение комплекса, сооружен в стиле барокко.

Но славен «Северный Версаль» не дворцом, а своими фонтанами. С южной стороны расположен Верхний парк с пятью фонтанами, а в северной – Нижний парк с самым большим в мире комплексом фонтанов. Здесь находится 150 фонтанов и 4 каскада, среди которых Самсон, Чаши, Адам, Солнце, Пирамида, Львиный, Золотая гора, Фаворитный, Ева, Китовый и множество других.

Парк соединен с Финским заливом Морским каналом, отходящим от самого Большого дворца. После революции Петергоф превратился в музей. Во время войны он был оккупирован немецкими войсками, и, хотя много ценностей удалось вовремя эвакуировать и спасти, но дворец и фонтаны сильно пострадали от обстрелов.

После войны комплекс восстановили. Постепенно были пущены фонтаны, отстроен дворец, открыты музейные залы, и сегодня мы имеем возможность любоваться уникальной красотой этого дворцово-паркового ансамбля Петербурга.

д) Гора Эльбрус – высшая точка России и Европы.

Гора на Кавказе, которая расположена севернее Главного Кавказского хребта, является высочайшей вершиной и еще одним из чудес России. Она носит названия:

  • Минги-Тау- вечная гора (карачаево-балкарское);
  • Ошхамахо – гора счастья (адыгское);
  • Джин-падишах – царь горных духов (тюркское);
  • Альбар(Альборс) – высокий, высокая гора (тракское);
  • Ялбуз – грива снега (грузинское);
  • Кускамафь – гора, приносящая счастье.

Вы, ребята, догадались –это гора Эльбрус. Давайте прочитаем о нем на карточках, которые есть у вас.

(Карточка №6)

е) Храм Василия Блаженного

Подошло время познакомиться с еще одним чудом России. Это храм Василия Блаженного, но на самом деле он называется Собор Покрова Божией Матери на Рву. Этот храм был построен на Красной площади в 1555-1561 годах и по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

В XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий. Московский «Христа ради юродивый» Василий с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Вскоре после кончины Василия, началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

А построен собор в честь взятия Казани. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей построить одну большую, каменную – на века. Храм имеет десять куполов. Девять куполов над храмом и плюс один купол над колокольней.

Собор много раз реставрировался, например, причудливое оформление куполов, ставшее теперь визитной карточкой Красной площади, появилось только в XVIIвеке, до этого купола были золотыми. После революции в храме долго не проводилось богослужений, и только в 1991 году службы возобновились.

С 1990 года собор вновь собирает коллекцию колоколов, и сейчас в его музее 19 уникальных колоколов, самые старые из которых были отлиты в середине XVI века. В храме девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIXвеков. Храм Василия Блаженного функционирует и как музей, и как церковь – службы в нем проводят священнослужители храмов Зарядья и Китай-города.

Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ж) Столбы выветривания на горе Мань-Пупу-Нер.

И, наконец, последнее чудо России. Это - «Мансийские болваны», так их еще называют. Это культовое место народа манси, расположенное в Троицко-Печерском районе Республики Коми, на Северном Урале. Вершину хребта Мань-Пупу-нер_украшают оригинальные фигуры – останцы выветривания древних метаморфических сланцев. Никто их не ваял, не обтачивал, создавались они бесконечно долго – в течение 200 миллионов лет! Морозным выветриванием.

Этот памятник природы заслуженно стал финалистом и победителем всероссийского конкурса»7 чудес России». 200-300 миллионов лет назад, здесь были полноценные горы, но дождь и ветер вымыли мягкие известняковые породы. Оставив твердые в виде столбов. Высота столбов от 30 до 42 метров.

С этим местом связаны многочисленные легенды. Одну из легенд нам прочитает ученик.

(Карточка №7)

VII . Закрепление темы урока.

Конечно, сегодня мы лишь поверхностно познакомились с чудесами России. Чтобы узнать о них больше, я предлагаю вам, ребята, эту тему сделать нашим проектом, над которым мы будем работать весь год.

Таким образом, мы узнаем много нового, интересного и познакомим с этим других.

VIII . Работа в парах.

А сейчас, хотелось бы узнать, насколько внимательно вы слушали учителя и работали на уроке. Перед вами лежат карточки, где с левой стороны написаны чудеса России, а с правой – местонахождение этих чудес. Ваша задача соединить Чудо с его местонахождением стрелками.

Озеро Байкал

Долина гейзеров

Иркутская область, Бурятия.

Мамаев курган

Петергоф

Храм Василия Блаженного

Кабардино-Балкария,

Карачаево-Черкесия.

Столбы выветривания

Санкт-Петербург.

Гора Эльбрус

- Проверка выполнения задания.

- Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с этим заданием.

Сегодня на уроке мы потрудились на славу. Благодарю вас.

IX . Итог урока. Рефлексия.

Используемая литература:

  1. О.И. Дмитриева «Окружающий мир», Москва, издательство «Вако», 2007г.
  2. С.И. Ожегов «Словарь русского языка», Москва, издательство «Русский язык»,1986г.
  3. «Советский энциклопедический словарь», под редакцией А.М.Прохорова, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1985г.
  4. Энциклопедия «Большая Серия Знаний», «Страны. Народы: Европа и Россия»,Москва, издательство «Мир книги», 2001г.
  5. Е.Бондаренко «Семь чудес России»,Москва, 2009г.

Всемирное наследие
С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

Всемирное наследие - это самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране.

Серёжа и Надя предлагают тебе закончить схему, используя таблички из Приложения. Вырежи таблички и правильно расположи их. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей таблички.

Используя карту «Всемирное наследие» в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 50-51), заполните таблицы.

Какие ещё объекты Всемирного наследия, находящиеся в России, тебе известны? Напиши.

Объекты всемирного наследия в России

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников
- Архитектурный ансамбль Кижского погоста
- Московский Кремль и Красная площадь
- Исторические памятники Новгорода и окрестностей
- Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»
- Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
- Церковь Вознесения в Коломенском
- Девственные леса Коми
- Озеро Байкал
- Вулканы Камчатки
- Золотые Алтайские горы
- Западный Кавказ
- Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»
- Ансамбль Ферапонтова монастыря
- Куршская коса
- Центральный Сихотэ-Алинь
- Убсунурская котловина
- Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
- Остров Врангеля
- Ансамбль Новодевичьего монастыря
- Исторический центр Ярославля
- Геодезическая дуга Струве
- Плато Путорана
- Ленские столбы
- Архитектурно-исторический комплекс Булгар
- Древний город Херсонес Таврический и его хора
- Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане
- Ханский дворец в Бахчисарае
- Ростовский кремль

Узнай объекты Всемирного наследия по фотографиям. Вырежи фотографии из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей фотографии.

С помощью энциклопедии или другой дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из объектов Всемирного наследия (по своему выбору).

Тема сообщения: Ростовский кремль

План сообщения:
1. Место нахождения.
2. Время постройки.
3. Архитектурные особенности храма.

Важная информация для сообщения: Кремль в Ростове Великом - очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры. Ростовский Кремль - это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский кремль был построен в 1670-1683 гг. Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро. Кремль имеет одиннадцать башен.
Источник (источники) информации: Интернет.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Рассказать о причинах появления списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного культурного наследия. Работать в паре: знакомиться по карте - схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника и читать о животном из Международной Красной книги. Готовить сообщения об объектах Всемирного наследия.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. - формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое Всемирное наследие и международная Красная книга. Научимся приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги.

Подумай, что могут означать слова «Всемир-ное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги

Изучение нового материала

Сокровища Земли ПОД ОХРАНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ

В 60-е годы XX века в Египте на реке Нил была построена гигантская плотина. Образова-лось искусственное озеро, протянувшееся на сотни километров. Вода в нём всё прибывала, и под угрозой затопления оказался уникальный памятник древности — храм Абу-Симбёл. Весь мир был в тревоге: неужели удивительный храм исчезнет с лица земли?! Срочно был разрабо-тан проект его спасения. И людям удалось со-вершить чудо: в короткий срок огромный храм, высеченный в скале, перенесли в безопасное место! Для этого он был разрезан на тысячи блоков и воссоздан на более высоком участке, где вода не угрожала ему.

Из этого случая человечество извлекло очень серьёзный урок. Люди осознали, что из-за непродуманной хозяйственной деятельности весь мир может лишиться бесценных сокровищ. Возникла идея объявить самые выдающиеся достоприме чательности природы и культуры Всемирным наследием, подлежащим обязательной охране. Так появился Список Всемирного наследия. Его ведёт авторитетная международная организация — ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по
вопросам образования, науки и культуры).

Всемирное наследие включает объекты природы (Всемирное природное наследие) и трения человека (Всемирное культурное наследие). Это две неразрывные части одного целого. Их единство подчёркивает эмблема Всемирного наследия, в которой круг символизирует природу, а квадрат
в центре — творения человека.

Как и большинство стран мира, Россия под-держала идею создания Списка Всемирного наследия. Сейчас в него включён целый ряд объектов природы и культуры нашей страны. Ежегодно Список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополняетс

Осмысление и понимание полученных знаний

Изучите карту.(1,2,3) . С её помощью узнайте, какие объекты внесены в Список Все-мирного наследия. Какие из них относятся к ГЛ) природному наследию, а какие — к культурному? Какие из объектов этого списка находятся в России? Выполните задание в рабочей тетради.

1

2


3

Определите по фотографиям объекты Все-мирного наследия. Проверьте себя на «Стра-ничках для самопроверки». Найдите эти объекты на карте.

Прочитай текст. Используй его как образец для подготовки собственного сообщения.

Озеро Байкал

Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1642 метра! В нём содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира оста-лись без питьевой воды, то в озере Байкал во-ды хватило бы для всего человечества на 7 ты-сяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные. Почти 2/з из них встречают-ся только здесь и нигде больше!

К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испортить немалую часть чистейшей бай-кальской воды. От загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны профильт-ровывать, очищать воду. Рыба в Байкале ста-ла медленнее расти, уменьшилась её плодо-витость. Погибают не встречающиеся больше нигде в мире живые организмы...

Обсудим!

Как вы дополните свой рассказ о мире с точ-ки зрения эколога, используя знания, получен-ные на уроке?

Самостоятельное применение знаний

Что такое Всемирное наследие? 2. Приведи примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия. 3. Какие объекты Всемир-ного наследия находятся в России? 4. Что та-кое Красная книга МСОП? 5. Приведи примеры животных из международной Красной книги.

Вывод.

Всемирное наследие — это самые выдающие-ся достопримечательности природы и культу-ры всего мира, подлежащие обязательной охране. Международная Красная книга (Крас-ная книга МСОП) — это книга, в которую вносятся самые редкие виды растений и жи-вотных разных стран.

Задание для домашней работы

С помощью энциклопедии, другой дополнитель-ной литературы или Интернета подготовь сооб-щение об одном из объектов Всемирного насле-дия, об одном из животных международной Красной книги (по своему выбору).


Учитель приветствует учащихся, проверьте свои рабочие места.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать нашу Землю. Наша цель изучить историческое прошлое Земли и понять ценность этого прошлого.

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до нашего времени.

Чем же уникальны эти пирамиды?

Кто был в Египте и видел эти пирамиды?

Как же человек смог разрушить бесценные сокровища?

Работа с учебником:

Прочитай в учебнике на стр.54.

9 – Ключевская Сопка – один из самых активных (извержение 1 раз в 5 лет).
-Как вы думаете, пополняется ли список Всемирного природного наследия?

Почему? (Рассуждения учащихся)

А может ли этот список уменьшиться?

1. Статуя Свободы - скульптурное сооружение, расположенное на острове Свободы в гавани Нью-Йорка. Всемирно известный памятник архитектуры и символ Америки.

Статуя в виде женщины с горящим факелом в поднятой правой руке символизирует свободу. В левой – табличка, на которой написано: «4 июля 1776». Это дата подписания Декларации Независимости. 1 нога стоит на разбитых оковах. 7 лучей на голове – 7 мировых океанов и континентов.

2. Венеция - город в Сев. Италии.Был заложен в середине V века

1 - Гондола возле маленького моста через канал.

2 - Большой канал

3 - Мост Реальто, перекинутый через Большой канал.

4 - Церковь Санта-Мария
3. Афинский Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города.
4. Великая Китайская стена имеет длину в 6000 км.

1. Москва
1 – Красная площадь

2 – Кремль

3 – Исторический музей

4, 5, 6 – Храм Василия Блаженного.

7 – Мавзолей

8 – Древние соборы Кремля

9 – Колокольня Ивана Великого и Царь-колокол

10 – Царь-колокол мост через Москву-реку

11 и 12 – Грановитая палата (конец 15 века)

13 – Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у кремлёвской стены

2. Санкт-Петербург

№ картинок:

1 и 2 – Дворцовая площадь Казанский собор

3 – Зимний дворец – Эрмитаж

5 – Кунсткамера

6 - Дворцовый мост

7 и 8 - Петропавловская крепость

9 - Медный всадник

6 – Исаакиевский собор

7 – Крейсер «Аврора»

К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений.
- С какой целью была создана Всемирная Красная книга?
- Какие Красные книги знаете ещё?
-Игра «Найди животных, занесённых в Красную книгу» и объясни, почему они там оказались

Большая панда – это гигантский енот. Живёт в бамбуковых горных лесах, потому что питается исключительно листьями и побегами бамбука, на высоте 3 км. Панда внешне так похожа на медведя, что её называют «бамбуковым медведем» Является редким животным. Панда – символ Всемирного фонда защиты диких животных.
Белый носорог – самый крупный из носорогов. Может достигать в длину 4 м, в высоту – 2 м, вес более 4 тонн (как 2 «Волги»). Особенность белого носорога в том, что они едят побеги на уровне земли, для этого у них специально приспособлена верхняя губа. Проживают на равнинах, у подножия горы, в Африке. Любит принимать грязевые ванны. Поэтому, несмотря на название , имеет тёмно-серый цвет, а не белый.
Гребнистый крокодил – самый крупный представитель крокодильего племени. Длина от 6 до 9 м, вес около 500 кг. Проживает вдоль побережья Индии, Индонезии и Австралии. Скрытен, редко выходит наружу, его нигде не бывает много.

Зелёная морская черепаха (суповая) обитает во всех океанах, кроме Северного Ледовитого океана. Весит от 200 до 450 кг. Длина панциря достигает 1 м. Жизнь её в опасности. Морские черепахи часто принимают пластиковые пакеты, плавающие в воде, за свою пищу – за медуз. А когда хватают этот мусор челюстями, то задыхаются.
Орангутаны Они обитают во влажных лесах, таких как в Юго-восточной Азии. Строят на деревьях гнезда, на землю спускаются редко. Однако лишь несколько тысяч орангутанов уцелели в Индонезии и Малайзии , потому что им негде жить – их леса вырубает человек.
Жук-геркулес в Южной Америке.

Орнитоптера Александры – одна из самых длиннокрылых и быстрых бабочек. Проживает в тропиках.
-Какие объекты относятся к природе?

- Какие объекты сделаны руками человека?
- Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего запомнилось на уроке?