Виды власти. Верховная власть Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов. Основные признаки государства. Верховная власть и механизм государственной власти Что такое тип верховной власти

Если же понимать под народом всех граждан государства или лиц, находящихся (проживающих) на территории страны, или только дееспособных лиц, обладающих активным и пассивным избирательным правом и т. д., то получается абсолютная монархия, тирания и любое другое государство с авторитарным или даже тоталитарным политическим режимом - это тоже демократии, т. к. и монарх, и тиран, и другой узурпатор, осуществляющий власть в государстве, - это тоже гражданин, лицо дееспособное, обладающее активным и пассивным избирательным правом и проживающее на территории страны. Тогда же в чем отличие демократии (народовластия) от не демократии (не народовластия)? Выходит, что при этом понимании народа таких отличий нет, а значит либо демократия невозможна вообще, либо любой режим (тоталитарный, фашистский, деспотический и т. д.) можно смело называть демократией. И в этом случае прав бывший американский президент и другие политики США, которые утверждают, что в Грузии активно культивируется демократия .
Справедливо по этому поводу подмечает Е. А. Цишковский и С. С. Кузакбирдиев, подвергнув Конституцию России систематическому толкованию. «Так, в ч. 1 и 2 ст. 3 постулируется принадлежность власти народу, а в ч. 4 этой же статьи допускается возможность захвата или присвоения власти. Если власть принадлежит конкретному лицу, например, Президенту РФ, то захватить или присвоить ее может другое лицо (группа лиц) путем, скажем, переворота. Однако ели власть принадлежит такой абстракции, как народ, то возможно ли в принципе ее отнять у народа? Кто в таком случае может присвоить ее себе? Другой народ? Другая часть народа? Та же группа лиц, присвоившая власть, - не является ли частью этого народа?»
Если же мыслить государственную власть как публичную, а соответственно, отличную от всего народа, обособленную, осуществляемую специальным аппаратом как бы отдельным изолированным от всего народа, то и здесь возникают проблемы воплощения народовластия (демократии). Это обусловливается тем, что публичный характер власти «... означает ее отдаленность от широких слоев населения и принадлежность узкой социальной группе, которая осуществляет данную власть на профессиональной основе. Таким образом, государственный, публичный характер власти уже исключает ее принадлежность народу, широким слоям населения». И действительно, если власть осуществляется государственным аппаратом якобы от имени всего народа, то уже возникает сомнение, почему от имени народа осуществляется власть, а не самим народом? Он что не способен руководить, умалишенный или чем- то болеет? Да и согласитесь, что выполнение каких-либо действий самим или кем-то другим, но от вашего имени, - это две большие разницы. Кроме того, возникает другой важный вопрос: Из кого состоит этот пресловутый аппарат управления, если не из лиц, принадлежащих этому же народу? Они что инопланетяне?
Остается еще один неразрешенный вопрос. Многие ученые и акторы высказывают мнение о существовании представительной демократии. Если невозможна, как мы выше выяснили, прямая демократия, то что уж говорить о представительной, ее тем более не может быть. Есть и более убедительные аргументы в защиту приведенного тезиса. Так, в «... Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» закрепляется, что референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Однако далее. речь идет о голосовании граждан... Таким образом, участниками являются граждане, а не народ. Возникает вопрос: относятся ли к народу граждане, которые не воспользовались соответствующим правом.., либо воспользовались правом, но испортили бюллетень, а также лица, лишенные законом права на участие в референдуме?» Г. Еллинек по этому поводу довольно справедливо подметил, что в «.демократической республике фактически только
368
меньшинство народа творит волю государства» .
Более того, давайте гипотетически сравним демократию в понимании ее как формы правления с любой другой. Получается, что в недемократических формах население разделяется на малочисленную группу - правителей (пусть, скажем, их 3000 человек) и народ, который властью не обладает. Теперь возьмем 3000 человек из народа и поменяем их местами с теми, кто обладает властью, правителями. Что-то изменится? Думается, что нет. Хотя на самом деле теперь властью обладают представители народа, но получается, что они уже не народ, а правители. Всем же обладать властью и управлять государством, согласитесь, невозможно, т. к. не будет тех, кем управлять. Поэтому народ составляют и властвующие, и подвластные, и, более того, эта дихотомия придает ему (народу) статус политической целостности, единства, государственного общества. Вот и получается, что демократия или народовластие как форма правления в буквальном понимании невозможна. Если же рассматривать демократию как политический режим, то еще выдающийся ученый Николай Михайлович Коркунов писал, «.под определение демократии как правления всех не подойдет в сущности ни одно действительно существующее государство. Нигде к участию в осуществлении функций власти не допускается все население без исключений. Еще в древности могло казаться иначе, т. к. там лишенные политических прав были вместе с тем и вообще лишены правоспособности, находясь в положении рабов. Определяя демократию как правление всех, имели в виду всех свободных.
Но в современных государствах все свободны и однако все-таки нигде все не участвуют в функциях власти».
В литературе также поднимаются и другие неразрешенные аспекты, связанные с осуществлением демократии. Например, Е. А. Цишковский и С. С. Кузакбирдиев справедливо утверждают, что если народ обладает властью, значит, народ должен являться субъектом правоотношений, а соответственно, обладать правосубъектностью. Но естественно, что такое свойство ему не может принадлежать, т. к. народ «... не может быть учтен или зарегистрирован, у него нет и не может быть жизни, смерти, образования и ликвидации, прав, компетенции, территории функционирования, психического состояния, возраста, устава, положения и т. д.». А соответственно народ и не может быть субъектом права, что означает только одно - властью он обладать не может.
Фиктивность осуществления народовластия уже давно подмечена учеными. Так, Г. Еллинек писал: «Народ, который с первого взгляда кажется само собою разумеющейся реальностью, при ближайшем рассмотрении оказывается, таким образом, юридическим понятием, объект которого отнюдь не совпадает с отдельными индивидами. .Сама воля народа не есть физическая воля целого, а юридическая воля, возникшая на основании правоположений из физических волевых актов, ибо из воли многих психологически никогда не возникает единая воля, а всего менее, если большинству противостоит несогласное с ним меньшинство. Волевые акты отдельных людей не могут быть слагаемы и вычитаемы так, чтобы таким арифметическим действиям соответствовало и реальное явление. Необходимо, напротив, чтобы уже установленное правоположение определяло, что общей волей считается воля большинства - относительного, абсолютного, большинства двух третей.». Представляется «.только естественно-правовой абстракцией, когда называют народ в демократической республике носителем государственной власти и таким образом приписывают ему положение, отличное от действительно занимаемого им положения государственного органа».
Рассмотрев демократию (народовластие) в различных аспектах возможного осуществления, с уверенностью можно сказать, что в буквальном смысле власть народа невозможна. В связи с этим «...непосредственное осуществление народом своей власти - это фикция, выполняющая легитимирующую функцию в демократическом государстве. Это своего рода демократический эквивалент суверена-монарха. Народ здесь мыслится как носитель и источник всей полноты государственной власти. Идея народного суверенитета используется в политических документах в целях создания эффекта «народности» государственной власти, производности государственного суверенитета от народа как некоего сакрального источника власти, в Новое время занявшего место Бога. Народ обычно представляют как коллективное целое, что очень удобно для того, чтобы преподносить политически оформленную волю политической элиты или части общества как волю этого коллективного целого («всеобщую волю»). Так что серьезное восприятие идеологической конструкции «народ - носитель суверенитета» - это шаг назад.».
Демократия возможна, если ее воспринимать только как политический режим, при котором власть осуществляется не народам, а в интересах большинства населения страны. В этом отношении можно рассматривать возможность онтологии демократии. Однако стоит еще раз напомнить известное мнение величайшего ученого человечества - Платона, который говорил о демократии как наиболее худшей форме правления, т. к. она чужда добродетели. «Демократия установляется вследствие борьбы между богатыми и бедными, когда народная масса избавляется от своих изнеженных, потерявших всякую энергию притеснителей-олигархов. Демократия представляет разрушение государственного строя, уничтожение власти в силу необузданности личного произвола всех и каждого... Демократия есть искажение всех основных элементов государственного строя».
Проведенный анализ категории демократии как власти народа дает полное основание назвать ее фикцией, политическим лозунгом, конъюнктурным утверждением, идеологической декларацией, а тем более ее реальное воплощение в государственноправовой действительности какого-либо государства представляется скорее фантасмагорическим утверждением, чем реальностью.
Но если даже на мгновение в самых смелых представлениях вообразить себе, что существует государство, в котором власть полностью принадлежит всему народу, то это было бы самое неконтролируемое и анархичное государство, т. к. каждый человек, обладая властью, стремился бы удовлетворить свои личные интересы, а соответственно, каждый бы гражданин «тянул одеяла на себя». Ужаснее государства нельзя себе представить.
В начале данного параграфа мы поставили своей целью выяснение вероятности онтологии двух юридических категорий - демократии и правового государства. Рассмотрев первую, необходимо рассмотреть и вторую.

Еще по теме Кому же в конечном счете принадлежит власть в государстве?:

  1. Глава вторая. О ТОМ, ЧТО ОСНОВНОЮ И КОНЕЧНОЮ ЦЕЛЬЮ РЕВОЛЮЦИИ НЕ БЫЛО, КАК ЭТО ДУМАЛИ, РАЗРУШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ И ОБЕССИЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
  2. По отдельным сырьевым товарам ведущая роль в установлении уровня цен принадлежит странам-экспортерам или странам-импортерам. По другим таким товарам определяющее значение для установления уровня цен имеют биржевые котировки, цены международных торгов, аукционов. Что касается готовых изделий, то решающая роль в установлении уровня цен на мировом рынке принадлежит ведущим фирмам, производящим и поставляющим на внешние рынки данные виды товаров и оказывающие услуги. 8.4. БАЗОВАЯ ЦЕНА
  3. КАК РАЗМЕНЯТЬ КВАРТИРУ, ЕСЛИ ЕЕ ПОЛОВИНА ПРИНАДЛЕЖИТ УМЕРШЕЙ МАМЕ?
  4. § 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти
  5. Единство государственной власти в правовом государстве
  6. § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
  7. § 2. Судебная власть какинструмент самоограничения государства

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Это организация высшей власти в государстве. Высшую власть в государстве в различных соотношениях представляют глава государства, законодательная власть, а также правительство – центральное звено исполнительных, управленческих органов (при наличии третьей власти – судебной, органов правосудия, а также муниципального самоуправления).

При характеристике формы государства должен быть получен ответ на вопрос, кто и как «правит» в государстве, т.е. осуществляет высшую власть. Отсюда название «форма правления» (а не

«управления», относящегося лишь к исполнительному звену власти). Основные формы правления – монархия и республика.

Часть первая. Государство

Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей – законодательной и исполнительной и которая принадлежит одному лицу – монарху, представителю правящей династии, обретающему власть обычно в порядке наследования. Среди монархий выделяются две разновидности:

абсолютного, имперского, единодержавного типа, в которых монарх

в своей высшей власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление (таковы в настоящее время некоторые монархии Среднего Востока, например Саудовская Аравия). Данная разновидность монархии характерна для авторитарного политического режима;

конституционного типа, в которых власть монарха ограничена за-

коном, прежде всего основным законом – конституцией, сосредоточивается на функциях главы государства; законодательство осуществляется выборным органом – парламентом; под известным контролем главы государства и парламента, а в ряде случаев и одного парламента создается ответственное правительство; формируются независимое правосудие и муниципальное самоуправление (таков ряд стран

«старой» демократии в Европе, например Великобритания, Швеция). Для конституционных монархий характерен демократический политический режим.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая

власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они формируют и осуществляют контроль над правительством; существуют независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Республики тоже имеют две основные разновидности. Это парламентская республика и президентская республика, различаемые в зависимости от того, какой из органов высшей власти – президент или парламент – формирует правительство и осуществляет прямое руководство им и, следовательно, перед кем – президентом или парламентом – непосредственно несет ответственность правительство.

Парламентская – такая республика, парламент которой прямо, пре-

имущественно из своего состава фракций, формирует правительство (однопартийное, коалиционное), и оно несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.

Президентская – такая республика, президент которой непосред-

ственно при известном парламентском контроле формирует прави-

Государство и право

тельство, и оно несет перед президентом ответственность за свою деятельность.

Существуют смешанные формы республиканского правления – пар-

ламентско-президентские или президентско-парламентские, когда парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Например, кандидатуры в правительство отбирает президент, а назначает их парламент, или парламент только дает согласие на назначение членов правительства или лишь его главы (вариант, который уже ближе к президентской республике). Кроме того, в государственной жизни последнего времени наметилась тенденция придавать большую самостоятельность и «собственную» ответственность правительству, глава которого (как, например, канцлер в Германии) занимает самостоятельное высокое положение среди высших должностных лиц страны. Обе разновидности республики, а также конституционная монар-

хия связаны с институтом парламентаризма, т.е. такой организацией

власти в стране, при которой парламент неизменно остается одним из органов высшей власти, его исключительным правом во всех случаях являются законодательство и парламентский контроль. Принцип парламентаризма нужно отличать от принципа всевластия представительного органа, который (как это было характерно для якобинской диктатуры и в качестве ширмы диктатуры партократии – для советского государства) свойствен авторитарному политическому режиму, тоталитарному государству.

Государство как форма организации политической власти в обществе. Власть и управление.

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Формы осуществления государственной власти - это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - Правотворческую, Правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От Правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. Е. властная оперативная и Правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

Основные признаки государства. Верховная власть и механизм государственной власти.

Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.


1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний.

4. Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. .

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства.

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество.

Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства

Особый состав - государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей

Специальные цели деятельности - фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства;

Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

3. Основные концепции происхождения и сущности государства .

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Государственная власть - это средство управления обществом, которое опирается на авторитет силы. Она является публичной и политической. Публичная власть государственная имеет возможность управлять всем общество в целом, а являясь одновременно политической, она реализует волю политических сил, которые стоят у власти.

Выражаясь иначе, государственная власть - это возможность государства подчинять себе составляющие элементы общества, принимая за основу методы государственного принуждения.

Государственная власть считается развитой в случае, если ее формирование и осуществление носит правовой характер, если она признает и обеспечивает права и свободы человека, которые формируются обществом, если государственная власть включена в систему культуры права общества.

Государственная власть - это, прежде всего, всеобщность. То есть, в данном случае государственная власть должна распространяться на все слои общества. Понятие развитого состояния государственной власти используется как критерий оценки ее других состояний, в том случае, если учитывается уровень развития правовой культуры и правосознания субъектов власти.

Кроме этого, государственная власть - это публичность, суверенность, легитимность, легальность.

Современное понимание государственной власти выделяет ее первичные и вторичные субъекты. Под первичными субъектами подразумевается на котором основывается легитимность государственной власти. Только оно наделено правами учреждать или изменять государственную власть. Присвоение этих прав любым другим субъектом с правовой точки зрения является преступлением и рассматривается как произвол.

Вторичным субъектом государственной власти является любой власти. Им может быть руководитель государства, национальное собрание, правительство. Данные органы государственной власти невозможно создать без непосредственного участия первичных субъектов государственной власти, то есть народа. Органами государственной власти являются также министерства, комитеты, ведомства, посредством которых осуществляются конкретные полномочия, реализующие субъект государственной власти выполняет ее особую функцию, что является важным условием, которое обеспечивает системность власти.

Таким образом, первичные субъекты осуществляют учредительную власть, а вторичные субъекты - исполнительную, законодательную, контрольную и судебную государственную власть.

Совокупность органов, которые свободно называется система государственной власти.

Рассмотрим разновидности. Во-первых, - это учредительная власть, которая принимает и, конечно же, вносит поправки в конституцию государства, учреждает новую власть, принимает решение о смене действующей власти на качественно новую.

Таким образом, всеми этими функциями и правами на их осуществление наделен народ. Учредительная власть в принадлежит народу.

Как уже говорилось выше, остальными элементами, которые входят в систему государственной власти, являются власть руководителя государства, исполнительная, или как ее еще называют, правительственная коей является парламент страны, судебная и контрольная власти. Все перечисленные органы являются учреждаемыми, но власть, которую они осуществляют, является, в какой-то мере, самостоятельной.

Каждый орган госвласти - это достаточно сложная организация, которая имеет разветвленную структуру.

Приведенная выше информация - это краткий ответ на вопрос о том, что такое государственная власть, каковы ее и разновидности.

Читайте также:
  1. II. По принадлежности к государственной власти выделяют теории плюралистической демократии, элитарные и технократические.
  2. III. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.
  3. IV. Среди форм осуществления государственной власти видное место занимают правовое регулирование и государственный контроль.
  4. А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом. Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними.
  5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ.
  6. Акты Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Верховная власть Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.

Верховная власть имеет следующие основные признаки, вытекающие из ее принципиального содержания и государственного значения:

  • Единство (неделимость) . "Государственная власть всегда одна и, по существу своему, не может допустить конкуренции другой такой же власти в отношении тех же лиц, на пространстве той же территории ." Принцип разделения властей распространяется на государственные органы, подчинённые верховной власти, которая делегирует им соответствующие полномочия (законодательные, исполнительные, судебные и т. д.).
  • Неограниченность . Юридическое подчинение носителя верховной власти какой-либо внешней силе (другому государству, надгосударственному образованию) означает переход верховной власти к этой силе.
  • Полнота . В государстве отсутствует какая-либо власть, не подконтрольная верховной.
  • Постоянство и непрерывность . Прекращение существования верховной власти равносильно исчезновению самого государства (утрате им независимости). Смена типа верховной власти возможна не эволюционным, а лишь революционным путём - через ликвидацию старого государственного строя и учреждение нового.
  • Носитель верховной власти называется сувереном. В зависимости от его природы выделяется три исторических типа верховной власти (впервые выделены Аристотелем):
  • Монархическая - верховная власть сосредоточена в руках одного лица.
  • Аристократическая - верховная власть принадлежит знати.
  • Демократическая - верховная власть принадлежит народу.

· Законодательная власть- власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).



· Исполнительная власть- один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

· Судебная власть Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а её государственная природа - обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет её место и роль в системе разделения властей, а так же политических акторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти.

  • Политическая власть способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
  • Управленческая власть
  • Публичная власть- это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
  • Символическая власть способность формировать или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию. Основным источником символической власти является символический капитал. Также важным условием эффективности символической власти является адекватность описания действительности.

4. Государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

    • конституция,
    • военная доктрина,
    • законодательство.
  • Наличие руководства (аппарат управления):
    • президент (правительство),
    • парламент,
  • Управление и планирование:
    • нормирование жизни общества (система права),
    • государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,
    • хозяйственная деятельность (экономика),
      • собственная денежная система,
      • налоговые сборы.
  • Собственность (ресурсы):
    • территория,
    • население,
    • государственная казна,
    • границы и т. д.
  • Наличие подчиненных организаций:
    • охрана правопорядка,
    • вооружённые силы,
    • периферийные административные организации.
  • Наличие государственного языка (языков).
  • Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).
  • Публичная власть.
  • Гражданство.
  • Государственные символы.

Типология государств - это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

1. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии порокам и потому стали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро. Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется (санкционируется) Богом. Поэтому каждый обязан подчиняться государственной власти во всём, что касается земного порядка