Война в заполярье 1941 1945. Великая отечественная война на кольском севере

МУК Североморская ЦБС

Центральная детская библиотека

Великая Отечественная война

в Заполярье

Библиографический урок

Североморск

Сценарий

План урока

1. Война пришла на Север.

2. Ваенга в боях и походах.

3. Их именами названы улицы.

4. Трудовой тыл Кольского полуострова.

5. Петсамо-Киркенесская операция.

6. Ищем нужную книгу: навыки работы со справочным аппаратом библиотеки.

7. «Живые, помните о них!»: вместо заключения.

В этом году исполняется 65 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. 65 лет наш край живет без войны.

Война пришла на Кольскую землю в июне 1941 года.

Германское правительство поста­вило целью захватить не только никеле­вые рудники в Петсамо, но и весь Кольский полуостров, пытаясь тем самым решить как минимум три зада­чи: обеспечить себя стратегически важным сырьем; парализовать Се­верный флот, чтобы добиться господ­ства в Северной Атлантике; и пере­резать Мурманскую железную доро­гу, связывающую центр страны с внешним миром.

Более трех лет продолжалась оборона Заполярья. Три года, наполненные жестокими сражениями на земле, в небесах и на море.

Справочник по Великой Отечественной войне бесстрастно сообщает: оборона Заполярья (июнь 1941-октябрь 1944), боевые дей­ствия войск Северного (с 1 сентяб­ря 1941 Карельского) фронта, Северного флота и Беломорской военной флотилии на Кольском полуострове, в северной части Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях.

В ходе обороны советские войска, флот и трудящиеся Запо­лярья не позволили противнику изолировать Советский Союз от внешних связей через северные порты и пе­ререзать Северный морской путь на Дальний Восток, обеспечили бесперебойную работу сухопутных и морских внутренних коммуникаций на севере страны.

Понять, какой ценой была выиграна операция в Заполярье, что пережили люди на войне, нам помогают стихи поэтов, воевавших на Кольской земле.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

Павел Шубин «Полмига» 1943 г.

Безусловно, Северный флот принял активное участие в боевых действиях. После того как фашистский «разведчик» 17 июня 1941 года пролетел над Кольским заливом, Полярным и Ваенгой, боеготовность на флоте была резко повышена. Командующий флотом и член Военного совета ди­визионный комиссар лично выяснили, почему зенитчики не открыли огонь по немецкому самолету. Артил­леристы объяснили, что они боялись что-либо напутать. Приказ об открытии огня по нарушителям внес ясность, повысил бдитель­ность. В отношении фашистских самолетов, нарушающих нашу гра­ницу, командующий флотом отдал категоричное указание -- сби­вать. Весь флот накануне войны находился в наивысшей боевой го­товности.

В первый день войны артиллеристы 221-й батареи засек­ли у противоположного берега бухты, которую прикрывали ору­дия, вражеский тральщик. Раздалась команда: «К бою!» Снаря­ды первых трех залпов накрыли корабль. Командир батареи старший лейтенант Павел Космачев, сообщая об этом в штаб флота, не думал тогда, что докладывает об открытии боевого сче­та североморцев.

Фашисты обрушили на космачевские орудия огонь своих бере­говых батарей, находящихся на другой стороне залива. По 221-й батарее наносила жестокие удары авиация врага. Но артил­леристы Космачева продолжали вести огонь по врагу. И так месяц за месяцем, год за годом. После войны поднятое на постамент в Североморске орудие стало символом стойкости и мужества.

И страшно было небосводу

Смотреть на то, как моряки,

Бросаясь в огненную воду.

Держали шаткие мостки,

Чтобы советская пехота

Сухою на берег сошла

И, выкорчевывая доты,

Дорогу верную нашла.

Как прежде, мины шелестели.

В глухом ущелье ветер выл –

И раненые не хотели

Эвакуироваться в тыл.

И даже мертвые, казалось,

Уже не сдали б ни за что

Ту пядь, что с кровью их смешалась

На отвоеванном плато!

Александр Ойслендер «Высадка десанта»

Так писал в 1944 году фронтовой поэт Александр Ефимович Ойслендер. В ознаменование подвига войск, героизма и муже­ства населения Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 учреждена медаль «За оборону Советского Запо­лярья», которой награждено свыше 307 тыс. воинов и трудящихся – участников обороны.

Давно отгремела война. Кровь и боль наших дедов и прадедов стали достоянием истории. А историю своей страны, своего края надо знать, чтобы быть полноценным человеком и гражданином.

Где можно прочитать об операции в Заполярье, как быстро найти информацию о Великой Отечественной войне? В этом нам поможет справочный аппарат библиотеки. Прежде всего, нам нужен Систематический каталог. В каталоге в ящике «Новейшая история (1917-)» есть разделитель «63.3Период Великой Отечественной войны ()», за которым собраны описания на все книги о войне, хранящиеся в нашем фонде. Хочу обратить ваше внимание на то, что в каталогах нашей (Центральной детской) библиотеки вы можете найти описания не только на книги, но и на электронные диски и видеозаписи .

Дополнительную информацию вы можете получить, воспользовавшись Систематической картотекой статей. Там можно найти сведения о газетно-журнальных публикациях на тему Великой Отечественной войны.

Если же вам надо прочитать об операции в Заполярье, тогда лучше обратиться к Краеведческой картотеке. Там собираются сведения о самых интересных статьях из газет и журналов про Мурманскую область и Североморск и о краеведческих книгах. Картотека организована по тематическим рубрикам, что облегчает поиск. В данном случае нас интересуют разделители «Историческое прошлое края» и «Краснознаменный Северный флот».

Для чего мы так подробно обсуждаем эти вопросы? Дело в том, что через какое-то время вы станете читателями взрослых (городских или областных) библиотек. И там вам придется самостоятельно работать с каталогами и картотеками, самостоятельно заполнять требования на литературу. А необходимые для этого навыки вы можете получить только у нас, в детской библиотеке.

Нас отделяют от освобождения Заполярья 65 лет. Это долгий срок для человека, целая жизнь. Все дальше и дальше уходят от нас герои отгремевших боев. Нам они оставили светлую память и спасенную страну. Помните о тех, кто своей жизнью оплатил победу в Великой Отечественной войне, помните свою историю и пусть это поможет вам строить будущее нашего Отечества.

Я не открою вам Америк

И рифмой броской не сверкну.

Я просто помню плоский берег

И моря жесткую волну.

К далеким северным широтам

Мне вас хотелось увести,

К мальчишкам из морской пехоты.

Которым нет и двадцати.

Они воюют?

Да, воюют –

Бои кругом и смерть кругом.

Еще - танцуют?

Да, танцуют

В подземном клубе фронтовом.

Мальчишкам мир для счастья нужен,

Их жажда не утолена…

Меж двух тревог, не сняв оружья.

Танцуют вальс.

Идет война.

Мальчишки чьими-то отцами

Могли бы стать... Могли бы стать.

Но в море, в сопках, у Петсамо

Им не воскреснуть, им не встать.

Им не любить, не улыбаться,

Не прикасаться к сотням дел.

Лишь вечно юными остаться

Досталось мальчикам в удел.

Еще досталось - жизни цену

Им заплатить за жизнь других,

Тех, кто приходят им на смену...

помните о них!

Елизавета Стюарт «Память»

Список использованной литературы

1. Была война…Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: сборник стихов / сост. Д. Коржов; Просветительский центр «Доброхот».- Мурманск: Добромысл, 200с.: ил.

2. Великая Отечественная война: словарь-справочник / сост. ; под общ. ред. .- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 198с.

3. Жданов, / , .- Мурманск: Книжное издательство,197с.: ил.- (Города и районы Мурманской области).

4. Заполярный плацдарм: / ред. .- СПб.: КиНТ-принт, 2005.- с.: ил.

5. Симонов, К. Стихи и поэмы: / Константин Симонов.- М.: Гослитиздат, 195с.

Список использованных иллюстраций

(записи расположены в порядке демонстрации).

1. [Карта Мурманской области] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

2. [Бои на полуострове Рыбачий] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

3. Средства ПВО [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 80.

4. Памятник героям-артиллеристам 221-й Краснознаменной батареи Северного флота [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

5. Нисский, торпедных катеров. 1944 [Изоматериал]// Художественная летопись Великой Отечественной / .- М., 1986.- № 000.

6. [Североморск в 1951 г.] [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

7. [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

8. Герой Советского Союза [Изоматериал]// Подвиг североморцев / И. Пономарев.- 2-е изд., испр. и доп.- Мурманск, 1970.- С.149.

9. [Портрет ] [Изоматериал ] // Военные моряки – герои подводных глубин (): биографический справочник.-М.; Кронштадт, 2006.-С. 60.

10. [Олень] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

11. Иванов, В. За Родину, за честь, за свободу!: плакат [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 82.

12. [Высадка десанта] [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 41.

13. Разделители краеведческой картотеки.

14. [Бойцы Советской армии] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

Компьютерный набор и оформление: библиограф ЦДБ

Ответственный за выпуск: заведующая ЦДБ


"Мы прошли, не зная пораженья, сквозь леса, болота и снега и, прорвав стальные укрепленья, разгромили злобного врага! " — этой бравурной песней завершается документальный фильм о войне с "белофиннами". Картина вышла на экраны Страны Советов весной 1940 года вскоре после заключения мира с Финляндией.

Главным театром боевых действий был Карельский перешеек, который пересекала полоса укреплений, известная как "Линия Маннергейма". Прорыву "Линии Маннергейма" и был посвящен одноименный фильм. В нем, что неудивительно, ничего не говорилось об огромных потерях, понесенных Красной Армией в лобовых атаках.

Бои в Заполярье носили куда менее интенсивный и кровопролитный характер, чем сражения на Карельском перешейке, севернее Ладожского озера и в Карелии и не удостоились упоминания в кинохрониках. Но именно на самом северном участке фронта советские войска добились наибольших успехов с наименьшими потерями.

На севере борьба шла за незамерзающий порт Петсамо (ныне Печенга), месторождения никеля и базы флота. В них были заинтересованы как СССР, так и Финлядия. Интерес к портам и рудникам проявляли Германия и западные союзиники – Британия и Франция.


Петсамо Лиинахамари, финская фотография, 1939 г.

Заполярный сюрприз

Боевые действия на всех участках фронта советско-финского фронта начались 30 ноября 1939 года. На Крайнем севере наступала советская 14-я армия. Ею командовал комдив Валериан Фролов. 52-я дивизия продвигалась на юг вдоль единственной дороги Петсамо — Рованиеми. 13-й и 104-й дивизиям и силам Северного флота была поставлена задача охраны побережья.

Финны, отмечают исследователи, не предполагали, что Советский Союз бросит в тундру целую общевойсковую армию в составе трех дивизий, пяти приданных артиллерийских полков, зенитного дивизиона и двух танковых батальонов.

2 декабря советские войска захватили порт Петсамо и отрезали Финляндию от Баренцева моря, заняли полуострова Рыбачий и Средний. Вскоре наступление было остановлено. Бои сводились к отражению налетов финских лыжников.

"Никакой сплошной линии фронта не было вообще севернее Ладожского озера, — рассказыает финский историк Карл-Фредерик Геуст. – Ничего похожего на "линию Маннергейма" на севере не было. Для финского командование оказалось сюрпризом, что Красная Армия наступает такими же оргомными силами там, где нет дорог. Финны думали, что невозможно вести наступательные бои крупными силами в условиях бездорожной тундры. Но в Кремле думали по-другому".

Неожиданностью для финнов, по словам российского историка Баира Иринчеева, стало и развертывание советской 9-й армии в Карелии. "Появленеие 52-дивизии, а также трех дивизий 9-й армии, 122-й, 163-й и 44-й было для финнов очень большим сюрпризом. Финнские довоенные планы не предусматривали возможности развертывания столь крупных соединений в тундре".

Историк Михаил Мельтюхов так описывает обстановку в Заполярье в ноябре-декабре 1939 года: "Полуострова Рыбачий и Средний были разделены границей. Объектами территориальных притязаний были именно эти полуострова. Началось наступление, и выяснилось, что финнов там просто нет".

В итоге, рассказывает Михаил Мельтюхов, 52-я дивизия заняла Петсамо и овладела никелевыми рудниками. Лишившись Петсамо, Финляндия потеряла возможность получать помощь от дружественных ей государств. Кроме того, 14-я армия должна была препятствовать возможной высадке, как говорит Мельтюхов, войск "третьих стран".

Сила духа, знание местности, сноровка

Летом 1939 года РККА, несмотря на неудачи первого этапа боев, убедительно разгромила японцев на Халхин-Голе. Во второй половине сентября Красная Армия совершила успешный поход в Восточную Польшу.

Эти победы сыграли с советским командованием злую шутку. В Наркомате обороны, Генштабе и Кремле полагали, что с Финляндией удастся покончить быстро и с незначительными потерями.

Многие части и соединения, воевавшие в Монголии и Польше, были переброшены в Ленинградский военный округ. Однако война на севере оказалась совершенно иной.

Финская армия, по словам историка Карла-Фредрика Геуста, обладала, по меньшей мере, тремя преимуществами. "Во-первых, финны защищали свою страну. Во-вторых, финны в определенной мере были подготовлены к войне в арктических условиях, в частности, все они умели ходить на лыжах. И в третьих, — это в течение долгого времени было секретом — у финской армии была очень эффективная радиоразведка".

Благодаря хорошо поставленной службе радиоперехвата, рассказывает Геуст, финны имели полное представление о намерениях советского командования и могли успешно маневрировать своими небольшими силами, бросая их на самые угрожаемые участки фронта. Этим отчасти объясняется, парадоксальное, казалось бы, обстоятельство, что финнам в ходе войны не раз удавалось окружать части и соединения РККА.

"54-я горно-стрелковая дивизия, местом довоенного дислоцирования которой был город Кандалакша, комплектовалась местными жителями, дивизия была хорошая. Если 163-ю и 44-ю дивизии финнам удалось разбить и заставить отступить, то 54-я, хотя и попала а окружение, продержалась до конца войны и отвлекла на себя всю 9-ю пехотную дивизию финской армии", — рассказывает Баир Иринчеев.

Разгромленная под Суомусалми 44-я дивизия, как и дейстовавшая в районе Петсамо 52-я, понесшая небольшие потери, относились к числу тех соединений Красной Армии, который принимали участие в Польской кампании в сентябре 1939 года.

52-я дивизия 2 декабря 1939 года заняла Петсамо, — восстанавливает ход событий Михаил Мельтюхов, — "и к 18 декабря продвигается до Рованиеми... А 44-я дивизия попала в очень неприятную ситуацию, там же паника началась, и значительная часть потерь связана именно с паникой. Понятно, что потери 44-й были просто несопоставимы с потерями 52-й".

Финская Д.О.Т. на Рыбачьем, июль 2009 г. globant.narod.ru

"Открытая местность в тундре, — замечает Баир Иринчеев, — не позволяла финнам безнаказанно наносить удары и отходить. К тому же Фролов, командующий 14-й армии очень быстро отдал приказ поставить разъезды, болкгаузы, блок-посты вдоль дороги в тундре, чтобы обезопасить коммуникации 52-й дивизии и всей своей армии от налетов финских лыжников".

"Не нужно забывать, — продолжает Баир Иринчеев, — что против 44-й дивизии была развернута целая 9-я дивизия финнов. Часто встречается в литературе, особенно в западной, что финны уничтожили 44-ю дивизию чуть ли не одним батальоном. Это не так. После того как финны заставили 163 дивизию отойти, 44-я оказалась перед сопоставимой финской группировкой".

Экзотический генерал

Действиями финнских войск в районе Петсамо и Салла руководил командующий Лапландской группы генерал Курт Валлениус, известный симпатиями к нацистам. Лапландская группа вместе с Северо-Карельской входила в состав Северо-Финляндской группы.

В районе Салла финны имели четыре отдельных батальона, пехотный полк и артиллерийскую батарею. Их силы в окрестностях Петсамо были еще скромнее: три отдельные роты, отдельная артиллерийская батарея и разведгруппа.

"Маннергейм, главнокомандующий финской армии, в начале марта 1940 года направил Валлениуса в район Выборгского залива. Считалось, что поскольку Валлениус организовал очень крепкую оборну в Лапландии, он также успешно сможет организовать оборону Выборга. Однако из этого ничего не получилось, и через день-два после прибытия Валлениуса под Выборг, его сняли", — рассказывает Карл-Фредрик Геуст.

Баир Иринчеев говорит, что причина опалы была весьма прозаичной: "Валлениус, когда его вызвали из Лапландии на Карельский перешеек, через три дня ушел в запой, и был отправлен в отставку Маннергеймом".

"Поскольку 52-я дивизия получила приказ остановиться и фактически большую часть войны стояла на месте, то, наверное, финский командующий тоже как-то отличился. Но я с трудом себе представляю, что бы он делал, если бы 52-я дивзия получила приказ двигаться дальше. У него просто сил не было, чтобы ее остановить", — рассуждает Михаил Мельтюхов.

Американская газета Pittsburgh Post-Gazette в номере от 18 декабря 1939 года приводит выдержки из интервью генерала Валлениуса шведским журналистам. Он утверждал, что война может продлиться не менее года, и так характеризовал противника:

"Советская артиллерия хороша, танки ничего из себя не представляют, а самолеты пилотируются неумело, — заявил генерал. – У некоторых захваченных в плен советских летчиков были обнаружены отпечатанные таблицы умножения, с помощью которых они должны были решать технические проблемы".

Шведский союзник

На помощь Финляндии в течение всей войны прибывали иностранные добровольцы – венгры, норвежцы, датчане, британцы, эстонцы. Мало кто из них успел побывать на передовой. Самый крупный контингет выставили шведы, которым и в самом деле пришлось понюхать пороха.

В северной Финляндии действовал шведский добровольческий корпус общей численностью около восьми тысяч человек. Добровольцами командовал генерал Эрнст Линдер. С разрешения шведского правительства был сформирован добровольческая эскадрилья, имевшая 12 легких бомбардировщиков и 12 истребителей.

"У Валлеинуса был шведский добровольческий корпус, который прибыл на фронт в Салла в последних числах февраля 1940 года. Шведская эскадрилья прибыла в Лапландию январе. Это был единственный авиаотряд в Лапландии, — говорит Карл-Фредрик Геуст. – Шведская эскадрилья воевала два месяцаю, а шведская пехота и артиллерия только две недели".

По словам финского историка, до прибытия шведской эскадрильи Финляндия не располагала авиацией в Лапландии. Советские бомбардировщики действовали без сопровождения истребителей. По данным Карла-Фредрика Геуста, шведские летчики сбили 9 советских самолетов. Потери шведов составили 5 самолетов. Три пилота погибли, а двое попали в плен.

"Шведская пехота встала в оборону и высвободила финский 40-й пехотный полк, который в полном составе был отправлен на Карельский перешеек. Шведы приняли фронт от 40-го пехотного полка 28 февраля 1940 года", — рассказывает Баир Иринчеев.

"Шведы оказали реальную помощь. Не только тушенкой, как говорится. Они снабжали финнов вооружением, добровольцев там полно служило. Для шведова, Финляндия всегда являлась передовой линией обороны. То есть, чем дальше будет советская граница от Швеции, тем лучше. Именно поэтому шведы оказали самую большую помощь", — объясняет Михаил Мельтюхов.

Десант отменяется

Порт Петсамо, никелевые рудники и пункты базирования флота интересовали практически всех – СССР, Германию, британцев, французов, американцев.

Захват Петсамо для советского командования объяснялся стратегическими соображениями. Карл-Фредрик Геуст напоминает, что западные державы – Британия и Франция – планировали высадить десант на побережье Баренцева моря.

Баир Иринчеев полагает, что угроза британско-французского десанта стала одним из факторов, который побудил советское командование "закончить дело миром", хотя финская армия держалась уже из последних сил.

"Англичанам и французам советско-финская война была, мягко говоря, не очень интересна, — говорит Михаил Мельтюхов. Одно дело на словах поддерживать финнов и что-то им посылать, совсем другое – ввязываться из-за них в войну. Дело было скорее в том, чтобы под шумок захватить железнорудные месторождения в Швеции, которые на 75 процентов снабжали Германию рудой".

Британия и Франция, продолжает Мельтюхов, могли попытаться с одной стороны через Норвегию и Нарвик, а с другой через Петсамо оккупировать этот регион и контролировать его. Западные союзники, считает российский историк, во-первых, не слишком спешили с высадкой. Они расчитывали, что война затянется, и всячески этому способствовали.

Впрочем, для высадки франко-британского десанта требовалась просьба правительтва Финляндии, а также согласие Норвегии и Швеции. Операцию предполагалось начать 20 марта. Мирный договор между Финляндией и СССР был заключен 12 марта.

Британским, французским и польским частям, которым не довелось высадиться в Петсамо, пришлось в апреле воевать уже не с советскими, а с немецкими войсками под Нарвиком в Норвегии. Для проведения операции Weserubung немцы в разрешении не нуждались.

Советский Союз, который с Германией после заключения пакта о ненападении и договора о дружбе и границе связывали партнерские отношения, предоставил немецким военно-морским силам пункт снабжения в Западной Лице на Кольском полуострове.

Документы:

  • Меморандум СССР правительству Финляндии, 14 октября 1939 г.
  • "Новые провокации финляндской военщины", г. "Правда", 29 ноября

Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия "Норвегия" в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.

Блицкриг в Арктике сорван

Великая Отечественная война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года.


Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури.

Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.


8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года.

Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.


К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Все для фронта, все для победы

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек.

Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.


Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов.

Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые, устанавливали на траулерах вооружение, ремонтировали военные корабли и подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы.


Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.

Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях составлял 10, 12, а порой и 14 часов.

Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Работать приходилось в районе боевых действий, отражая атаки самолетов и подводных лодок противника, без радиосвязи. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.


Для улучшения продовольственного снабжения населения области при предприятиях создавались подсобные хозяйства, возделывались огороды, шел сбор грибов и ягод, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались отстрелом лосей, диких оленей, куропаток. На внутренних водоемах полуострова был организован лов озерной рыбы.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным - вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу. Но население Заполярья не жалело ни сил, ни самой жизни для оказания помощи фронту, приближения разгрома захватчиков.

Союзники в Заполярье

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).


Фашистское командование пыталось прервать советские морские коммуникации, сорвать поставки стратегических грузов. Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. Действия моряков-североморцев и британского королевского флота позволили караванам совершать переходы без больших потерь (по пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400).


В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

Оборона Мурмана

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.


Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны громили гарнизоны противника, нарушали его коммуникации и связь, проводили диверсии, захватывали пленных, собирали ценную разведывательную информацию.

Несколько партизанских отрядов действовали и на Кандалакшском направлении.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.


Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Вражеская авиация регулярно бомбила Кировскую железную дорогу. За время военных действий на каждый километр магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. Но, невзирая на опасность, мурманские портовики и железнодорожники делали свое дело, и связь с Большой землей не прерывалась, по артерии Кировской дороги на юг следовали составы с боевой техникой и другими военными грузами.


Противодействие гитлеровской авиации оказывали части противовоздушной обороны. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

В сентябре 1942 года для координации действий советских, партийных, хозяйственных органов, учреждений и предприятий в Мурманске и Кандалакше были созданы городские комитеты обороны, которые проводили военно-организаторскую, мобилизационную работу, решали вопросы, связанные с организацией противовоздушной и противохимической защиты городов.

Разгром захватчиков

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.


7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья.


Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ходе трехдневных ожесточенных боев советские войска прорвали вражескую оборону на главном направлении, создали угрозу окружения противника в районе Луостари и вынудили его к отходу. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты, которая вышла во фланг и тыл немецко-фашистским войскам, оборонявшимся на перешейке полуострова Средний, и во взаимодействии с 12-й бригадой морской пехоты, наступавшей с полуострова, сломили сопротивление врага в этом районе. 12 октября был высажен десант в порт Лиинахамари. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.


Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

Никто не забыт, ничто не забыто

Подвиги советских воинов и тружеников тыла на Кольской земле были по достоинству оценены Советским государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были награждены более 300 тысяч защитников северных рубежей Отчизны и 24 тысячи трудящихся области. 136 участникам боев присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик-истребитель Б.Ф. Сафонов и командир отряда торпедных катеров А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Еще один североморец - Герой Советского Союза разведчик В.Н. Леонов награжден второй Золотой Звездой в сентябре 1945 года на Тихоокеанском флоте. Десятки кораблей, частей и соединений Карельского фронта и Северного флота преобразованы в гвардейские, награждены орденами, удостоены почетных наименований. В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.


В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.


За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.

Таким образом, главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота . Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.

Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье .

Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.

Шедшей к Мурманску армии «Норвегия» противостояла 14-я отдельная армия под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова, при поддержке кораблей и авиации Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко.

С первых же дней бои приняли крайне ожесточенный характер. Наибольшего успеха немцам удалось достичь на Мурманском направлении. Часть сил армии Фролова оказалась заблокирована неприятелем на полуострове Средний, но продвинуться дальше хребта Муста-Тунтури, соединяющего полуостров с материком, противник так и не смог. На третий день после начала наступления, преодолев 30 километров, войскам Вермахта удалось захватить плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, в районе губы Большая Западная Лица, создав реальную угрозу Мурманску.

Расширить и перебросить значимые силы на плацдарм немцам не удалось, но возможность в любой момент нанести удар с плацдарма сильно тревожила советских военачальников. Штабом 14-й армии совместно с командованием Северного флота был разработан план по сковыванию сил противника на плацдарме, а при благоприятном стечении обстоятельств — полной ликвидации подразделений неприятеля. Суть замысла заключалась в высадке оперативных десантов на занятый немецкими войсками берег с целью нарушения снабжения плацдарма .

6 и 7 июля 1941 года первые два десанта были высажены на южный и западный берега губы Западная Лица. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения. Руководство армии «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление на Мурманск и перебросить часть сил для устранения угрозы у себя в тылу.

9 июля 1941 года советские десанты были сняты с плацдармов. 14 июля, используя опыт двух первых десантов, Красная Армия начала третью, более крупную, десантную операцию.

Силами 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты под общим командованием А.А.Шакито советским войскам удалось закрепиться на западном берегу реки Западная Лица. Таким образом, создалась уникальная ситуация — на одной реке буквально в нескольких километрах друг от друга сформировалось два плацдарма советский и немецкий .

В течение двух недель, стянув на себя значительные силы, советский плацдарм продолжал держаться. 2 августа 1941 года все еще не сломленные десантники были переброшены на большую землю для укрепления сухопутной группировки.

К этому моменту немецкое наступление захлебнулось как на кандалакшском, так и на лоухском направлениях. Кировская железная дорога — основной путь сообщения Кольского полуострова — осталась под нашим контролем, а значит заблокировать снабжение как города Мурманска, так и Северного флота немцам не удалось . После этого фронт на какое-то время стабилизировался.

Поняв, что распыляя силы, прорвать советскую оборону не удастся, ставка немецкого командования решила сфокусироваться на Мурманском направлении.

Закончив перегруппировку, 8 сентября 1941 года немцы начали новое наступление. Но и оно закончилось полным провалом. За 9 дней боев армия «Норвегия» продвинулось всего на 4 километра, а 17 сентября советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого была полностью разгромлена 3-я горнострелковая дивизия, а войска Вермахта были отброшены за Западную Лицу. Данное обстоятельство заставило руководство Вермахта полностью отказаться от наступательных действий на данном участке фронта.

Весной 1942 года в рамках Мурманской операции Красная Армия предприняла попытку отодвинуть немецкие войска с занимаемых позиций и одновременно упредить готовящееся противником наступление . Если первую задачу решить не удалось, то вторая была выполнена — весеннего наступления на Мурманск так и не произошло. С этого времени фронт окончательно стабилизировался по реке Западная Лица до осени 1944 года.

Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.

То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны , так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.

Если на сухопутном театре военных действий, в районе Кольского полуострова, наступило относительное затишье, то в отношении северных морей такого сказать нельзя. Наоборот, морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначало немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска . Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты, топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).

Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд . В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».

Десятый сталинский удар

Военная операция

Мурманск мы не отдадим

Согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.

Из директивы №21:

«а) с началом операции, а если потребуется и раньше, вторгнуться в район Петсамо и надежно оборонять его совместно с финскими войсками против нападения с суши, моря и воздуха. Особое значение приобретает удержание никелевых рудников, чрезвычайно важных для немецкой военной экономики (операция «Реннтир»);

б) имеющимися в распоряжении войсками окружить Мурманск, являющийся опорной базой для наступательных действий сухопутных, морских и воздушных сил противника. В последующем, если позволят имеющиеся в наличии силы, осуществить захват Мурманска (операция «Зильберфукс»)»

Таким образом, главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота . Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.

Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье .

Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.

Шедшей к Мурманску армии «Норвегия» противостояла 14-я отдельная армия под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова, при поддержке кораблей и авиации Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко.

С первых же дней бои приняли крайне ожесточенный характер. Наибольшего успеха немцам удалось достичь на Мурманском направлении. Часть сил армии Фролова оказалась заблокирована неприятелем на полуострове Средний, но продвинуться дальше хребта Муста-Тунтури, соединяющего полуостров с материком, противник так и не смог. На третий день после начала наступления, преодолев 30 километров, войскам Вермахта удалось захватить плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, в районе губы Большая Западная Лица, создав реальную угрозу Мурманску.

Расширить и перебросить значимые силы на плацдарм немцам не удалось, но возможность в любой момент нанести удар с плацдарма сильно тревожила советских военачальников. Штабом 14-й армии совместно с командованием Северного флота был разработан план по сковыванию сил противника на плацдарме, а при благоприятном стечении обстоятельств - полной ликвидации подразделений неприятеля. Суть замысла заключалась в высадке оперативных десантов на занятый немецкими войсками берег с целью нарушения снабжения плацдарма .

6 и 7 июля 1941 года первые два десанта были высажены на южный и западный берега губы Западная Лица. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения. Руководство армии «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление на Мурманск и перебросить часть сил для устранения угрозы у себя в тылу.

9 июля 1941 года советские десанты были сняты с плацдармов. 14 июля, используя опыт двух первых десантов, Красная Армия начала третью, более крупную, десантную операцию.

Силами 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты под общим командованием А.А.Шакито советским войскам удалось закрепиться на западном берегу реки Западная Лица. Таким образом, создалась уникальная ситуация - на одной реке буквально в нескольких километрах друг от друга сформировалось два плацдарма советский и немецкий.

В течение двух недель, стянув на себя значительные силы, советский плацдарм продолжал держаться. 2 августа 1941 года все еще не сломленные десантники были переброшены на большую землю для укрепления сухопутной группировки.

К этому моменту немецкое наступление захлебнулось как на кандалакшском, так и на лоухском направлениях. Кировская железная дорога - основной путь сообщения Кольского полуострова - осталась под нашим контролем, а значит заблокировать снабжение как города Мурманска, так и Северного флота немцам не удалось . После этого фронт на какое-то время стабилизировался.

Поняв, что распыляя силы, прорвать советскую оборону не удастся, ставка немецкого командования решила сфокусироваться на Мурманском направлении.

Закончив перегруппировку, 8 сентября 1941 года немцы начали новое наступление. Но и оно закончилось полным провалом. За 9 дней боев армия «Норвегия» продвинулось всего на 4 километра, а 17 сентября советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого была полностью разгромлена 3-я горнострелковая дивизия, а войска Вермахта были отброшены за Западную Лицу. Данное обстоятельство заставило руководство Вермахта полностью отказаться от наступательных действий на данном участке фронта.

Весной 1942 года в рамках Мурманской операции Красная Армия предприняла попытку отодвинуть немецкие войска с занимаемых позиций и одновременно упредить готовящееся противником наступление . Если первую задачу решить не удалось, то вторая была выполнена - весеннего наступления на Мурманск так и не произошло. С этого времени фронт окончательно стабилизировался по реке Западная Лица до осени 1944 года.

Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.

То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны , так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.

Если на сухопутном театре военных действий, в районе Кольского полуострова, наступило относительное затишье, то в отношении северных морей такого сказать нельзя. Наоборот, морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначало немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска . Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты, топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).

Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд . В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».

Так, Энтони Хартвел Рук в разгар воздушного боя влетел в гущу «Мессершмиттов» и в одиночку принял бой с девятью самолетами противника. В другом сражении он дрался, снижаясь с 3 000 метров до самой воды, сбив один немецкий самолет и повредив другой. Энтони Гарфорс Миллер, поднявшись со своей шестеркой в воздух, увидел над головой 14 «Юнкерсов», идущих к аэродрому «Ваенга-1», где базировались наши силы, и мгновенно разогнал их. Два других летчика, Бош и Хоуменс, во время внезапного налета на аэродром, когда вокруг рвались снаряды, добрались до своих самолетов и, вырулив между воронками, поднялись в воздух и приняли бой . В ноябре 1941 года четыре летчика 151-й эскадрильи были награждены орденами Ленина.

Силы немецкого и финского флота к концу 1941 года были значительно усилены, а с весны 1942 года против каждого каравана судов силами кригсмарине и люфтваффе стали проводиться регулярные спецоперации. Усилило морскую группировку и советское командование: часть кораблей была передана союзниками, часть - переброшена с тихоокеанского флота.

Благодаря морякам-североморцам, а также помощи английских ВМС, несмотря за настоящую охоту устроенную немецким флотом за караванами, большую часть грузов удавалось доставить в порты назначения. Всего же Северным флотом за годы Войны было проведено свыше 1 400 конвоев, в которых участвовало более 2 500 судов. Но помимо успешных операций были и серьезные неудачи. Так, печально известный конвой PQ-17, отправленный в СССР 27 июня 1942 года, был практически полностью уничтожен немецкой авиацией и подводными лодками . До порта назначения из 35 судов смогли добраться лишь 13.

Тем не менее, северный маршрут стал важным транспортным коридором между СССР, Англией и США. В общей сложности через него было доставлено около 20% всех грузов, поставленных союзниками в СССР по ленд-лизу.