Vrf установка. Монтаж мультизональных VRF и VRV систем. Интересные сведения о мультизональных системах

Мультизональная система кондиционирования нашла свое применение там, где не справляются даже мощные сплит-системы. В отличие от бытовых версий, VRF и VRV – централизованные системы кондиционирования промышленного класса , представляющие собой целый комплекс модулей. VRF и VRV системы схожи с бытовыми или полупромышленными мульти-сплит-системами, но во многом их превосходят. Они разработаны специально для обслуживания жилых или административных зданий в несколько этажей.

Мультизональные системы предназначены для кондиционирования воздуха в нескольких зонах (помещениях или комнатах) посредством одного наружного модуля. Существуют и иные названия: VRF или VRV – значение одинаково, различие аббревиатур произошло после того, как родоначальник системы запатентовал свое изобретение (VRF). Следовательно, все три обозначения подразумевают один и тот же комплекс кондиционирования.

Конструктивно система представляет собой комплекс из одного внешнего и нескольких десятков внутренних модулей, откуда и берет начало приставка «мульти». Особенность VRV/VRF систем позволяет существенно снизить количество внешних модулей , что уменьшает расходы на установку, эксплуатацию, а также облегчает проектирование монтажа и обслуживание кондиционеров.

С технической точки зрения намного проще поддерживать стабильную работу одного или двух внешних блоков, чем двадцати, кроме того, большое их количество на фасаде здания портит внешний вид.

Мультисистемы VRV/VRF изготавливаются различными производителями — от элитных японских до бюджетных российских. Среди самых популярных торговых марок встречаются Mitsubishi, Daikin (автор системы VRF), Sanyo, Ballu и многие другие, каждая из них представляет собой одну и ту же систему с небольшими отступлениями.

Кондиционеры Daikin VRV IV-S RXYSCQ-TV Compact

Конструктивные особенности систем

Принцип работы комплекса напоминает мульти-слит-систему, но отличается большей производительностью, более сложной схемой. Каждая VRF/VRV система строится по блочному типу: чем больше помещений, тем больше внутренних модулей. Все блоки объединяются между собой единой фреоновой магистралью , состоящей из нескольких труб. В местах разветвления устанавливаются коллекторы или рефнеты. Система из двух труб предназначена для попеременного охлаждения или нагрева, а трасса из трех труб позволит нагревать и охлаждать воздух в разных помещениях одновременно.

Чтобы работа всего комплекса не зависела от надежности одного компрессора, допустимо устанавливать до трех наружных модулей . Это дает возможность использовать один блок в качестве резервного или расширять систему в будущем. Преимущество конструкции в том, что после запуска можно изменять комплекс кондиционирования, врезать дополнительные магистрали или заменять изношенные участки.

Горизонтальная протяженность трассы составляет порядка 150 м, а вертикальная – 50 м, что позволяет организовать систему кондиционирования на этаже, во всем здании или отдельной его части.

Схема монтажа мультизональной системы

Управление мультизональными VRF/VRV осуществляется несколькими способами:

  • через компьютер с помощью специализированной программы управления;
  • пультом ДУ для каждого внутреннего модуля;
  • с централизованного пульта управления, представляющего собой панель.

Следует учитывать, что мультизональные кондиционеры разных производителей могут отличаться, разница будет в максимальной численности внутренних модулей, протяженности трассы и составе хладагента.

Типы блоков

Как и сплит-системы, мультизональные комплексы кондиционирования имеют два модуля: внутренний, устанавливаемый непосредственно внутри помещения и внешний, который монтируют на уличной стороне здания. В качестве внешнего модуля чаще всего выбирают крышные модификации. Это выгоднее и проще в плане обслуживания: нет потребности прибегать к услугам альпинистов, кроме того, не страдает дизайн фасада здания.

Внутренний модуль не отличается от бытовых версий:

  • кассетный;
  • настенный;
  • настенно-потолочный;
  • канальный.

Выбор подходящего блока не ограничен и осуществляется на основании архитектуры или дизайна помещения.

Плюсы мультизональной системы

Подобные комплексы кондиционирования приобретают банки, офисные, торговые или административные здания. У VRF/VRV-систем множество преимуществ, что компенсирует высокую стоимость на стадии монтажа и установки.

  1. Такие системы отличаются гибкостью эксплуатации, благодаря тому, что каждый внутренний модуль используется по необходимости и может быть отрегулирован.
  2. Монтаж комплекса довольно прост, за счет малого веса внутренних блоков. Для организации системы кондиционирования «с нуля» достаточно нескольких специалистов.
  3. Подключаемые внутренние блоки представлены в различных модификациях и могут отличаться как по внешнему виду, так и по производительности, модели можно выбирать в соответствии с особенностями помещений (архивное, жилое, рабочее, складское).
  4. Несмотря на высокую стоимость монтажа, VRV/VRF системы кондиционирования экономичны в эксплуатации .
  5. Вентили с электронной регулировкой обеспечивают точную дозировку фреона, следовательно, заданная температура поддерживается с точностью до +/- 1°.
  6. Любую модификацию систем кондиционирования (ВРФ/ВРВ) можно совместить с вентиляционным блоком. Для этого к мультизональному комплексу подсоединяется приточно-вытяжная вентиляция (HRV), способная работать в трех режимах: полного теплообмена, перепуска или в автоматическом режиме.
  7. Доступна интеграция в интеллектуальную систему строения, на базе специального программного обеспечения осуществляется контроль, планирование и управление всеми модулями. Оптимизация эксплуатации в значительной степени экономит электроэнергию, исключая работу «вхолостую».

Такие показатели позволят использовать мультизональные кондиционеры не только в производственных целях, но и для кондиционирования воздуха в жилом доме.

Безопасность и надежность

Если в обычных сплит-системах при поломке наружного бока парализуется вся система кондиционирования, то в VRF/VRV допустима установка нескольких внешних модулей. Когда один из них выходит из строя, нагрузка автоматически перераспределяется на другие, поддерживая работоспособность всего комплекса.

Простота конструкции выгодна лишь с одной стороны — единые магистрали трубопровода снабжают хладагентом десятки внутренних модулей. При повреждении трассы есть вероятность протечки фреона, что парализует всю систему кондиционирования . Кроме того, несмотря на заверения производителей, хладагент может быть вреден для человека.

Альтернативные решения

Мультизональные кондиционеры VRF/VRV надежнее своих конкурентов, но в качестве альтернативы выступает чиллер-фанкойл . Несмотря на внешнее сходство, чиллер уступает VRF/VRV по нескольким ключевым пунктам:

  • стоимость чиллера ниже, но энергопотребление примерно в два раза больше, соответственно, эксплуатация обойдется дороже;
  • требуется постоянный обслуживающий персонал;
  • возможность устанавливать насосы, баки, теплообменники и прочие дополнения выражаются в больших трудозатратах при монтаже и проектировании;
  • нет возможности подсоединения к HRV.

Система чиллер-фанкойл

Режим работы челлера аналогичен VRF/VRV, управление осуществляется через централизованные панели, пультами ДУ или через персональный компьютер. Сравнение показывает, что VRF/VRV надежнее и практичнее челлера или мульти-сплит-систем.

По заявленным характеристикам мультизональные системы вполне подходят для установки в коттедже, но на практике это не рационально, ведь стоимость монтажа довольно высока.

Подводя итог, можно отметить высокую производительность VRF/VRV-систем, гибкость и надежность конструкции, простоту обслуживания. На сегодняшний день они нашли широкое применение для кондиционирования воздуха в административных и офисных зданиях, выставочных центрах или клубах.

VRV (VRF) система кондиционирования - вид системы конди- ционирования, предназначенный для охлаждения большого количества помещений удаленных друг от друга от одного-двух наружных блоков.

Назначение: охлаждение /нагрев помещений, с возможностью выставления различной температуры в разных помещениях. Широкую популярность VRV, VRF системы получили в гостиницах, офисах, бизнес-центрах, автосервисах, коттеджах и т.д.

Состав VRV систем :

1. Наружный блок;

2. Внутренние блоки;

3. Фреоновая трасса;

4. Рефнеты и bc-блоки.

5. Пульт управления (возмощен центральный).

6. Дренажная система.

Приемущества VRV (VRF) систем: высокий КПД, 1-2 наружных блока при большом количестве внутренних блоков, высокая производительность, большая площадь "покрытия" и т.д.

Что мы предлагаем:

Проектирование VRV систем;

Расчет стоимости оборудования и работ;

Поставка оборудования и материалов;

Монтаж VRV систем;
- Монтаж фреоновох трасс;

Монтаж дренажной системы;

Пуско-наладочные работы;

Подготовка исполнительной документации;

Обслуживание VRV систем;

Гарантия от 2-х до 5-ти лет.

Стоимость работ

Этапы монтажа VRV систем:

1. Монтаж фреоновых трасс и кабелей управления.

Цель работ: прокладка коммуникаций для транспортировки хладагента к внутренним блокам. Монтаж фреоновых трасс VRV (VRF) систем является очень важным этапом, и проводится очень внимательно. Все элементы крепления трубок должны быть надежно смонтированы, а пайка трубок между собой должна производиться только с применением азота, иначе система долго не отработает.

2. Опрессовка фреоновых трасс.

Цель работ: определение герметичности фреоновой трассы. Опрессовка фреоновых трасс VRV (VRF) систем является ответственным этапом, при которов выявляются все пневматические дефекты системы. Опрессовка производится под давлением в 1,5 -2,5 раза превышающем рабочее.

3. Монтаж VRV блоков.

Монтаж VRV блоков осуществляются на заранее подготовленные места. Внутренние и наружние блоки высталяются с небольшим гидравлическим уклоном, для предотвращения перелива конденсата. Большое внимае уделяется эстетической стороне производства монтажа VRV систем.

4. Опрессовка VRV системы.

Цель работ: определение герметичности системы. Опрессовка системы в комплексе является заключительным этапом, перед вакуумированием и заправкой фреона в систему. Опрессовка производится также под давлением в 1,5 -2,5 раза превышающем рабочее.

Что такое мультизональные На самом деле, это устройства для контроля температуры, которые используются в закрытых помещениях. Отличие от обычных сплит-систем кроется в наличие одного Фреон в данном случае находится в единой магистрали. Внешний блок чаще всего устанавливается на крыше здания.

Для соединения кондиционеров применяется разветвитель. Недостатком устройств данного типа считается их дороговизна. Однако надо отметить, что у моделей высокий коэффициент эффективности. Чтобы детальнее разобраться в мультизональных устройствах, надо рассмотреть их схему.

Мультизональная система кондиционирования: схема

Мультизональная система включает в себя один наружный блок, который устанавливается с мощным вентилятором. Компрессор для него подбирается высокочастотного типа. Межблочный кабель отходит от блока питания. Для управления системой применяется сетевой конвертор. Модули в мультизональных системах используются разной частоты.

Внутренние блоки соединяются с магистралью. Дополнительно схема мультизональной системы включает в себя пульты для управления. Сигнал при этом поступает на центральный блок управления. Для регулировки температуры применяются обычные инфракрасные пульты. Расширитель подключается через общую магистраль. Для управления фреоном используется выносной вентиль.

Как работает система?

Работают мультизональные системы за счет подачи фреона по общей магистрали. Циркуляция воздуха происходит при помощи вентилятора, который находится во внешнем блоке. Для подачи напряжения на устройство имеется компрессор, который управляется сетевым конвертором.

Также стоит отметить, что в цепи располагаются разветвители. Они отвечают за отдельные внутренние блоки, которые подсоединены к общей системе. Центральный модуль контролирует электропитание оборудования. Чтобы настраивать температуру в помещениях, используется пульт, от которого на центральный блок поступают сигналы, которые в дальнейшем подлежат обработке.

Монтаж модели

Монтаж мультизональной системы кондиционирования в жилом доме занимает много времени. Внешний блок, как правило, ставится на крыше помещения. Межблочный кабель разрешается устанавливать на фиксаторах. При этом блок питания с расширителем должны находиться возле модуля. Внутренние блоки разрешается устанавливать только через разветвители. Для этого придется прокладывать дополнительные сети. Для закрепления внутреннего блока на стенку устанавливаются стойки. Выносные вентили должны находиться за разветвителями.

Отзывы об устройствах на два внутренних блока

Мультизональные системы на два блока отзывы от покупателей получают положительного характера. Если верить потребителям, то современные модели способны легко поддерживать температуру в доме площадью до 150 кв. метров. Коэффициент холодопроизводительности у модификаций доходит до 10 БТЕ.

Также стоит отметить, что на рынке представлено много устройств с фильтрами, которые не сушат воздух. Показатель потребления энергии у мультизональных систем данного типа не превышает 340 Вт. Осушители применяются с блоком управления и без него. Высота установки магистрали у разных производителей может отличаться. Коэффициент эффективности у систем данного типа стартует от 80 %.

Устройства с тремя внутренними блоками

Системы центрального кондиционирования на три внутренних блока, как правило, устанавливаются с несколькими модулями. Фильтры в устройствах используются разного класса защиты. Современные модели выделяются не только высоким коэффициентом эффективности, но и мощным вентилятором. Компрессоры применяются на 2, или 5 кВт. При этом рабочая частота у них равняется 45 Гц.

Многие системы кондиционирования производятся с защищенными магистралями. Распределители устанавливаются, как правило, с блоками управления. Уровень шума у моделей равняется около 75 дБ. Для регулировки температуры часто применяются инфракрасные пульты. Датчики у мультизональных систем используются встроенного типа. Блоки питания имеются на 230 В. Многие покупатели считают эффективными данные устройства, однако они дорого стоят.

Системы на пять блоков

Высокой мощностью отличается пятиблоковая мультизональная система кондиционирования. Описание устройств стоит начать с перечисления показателей. Коэффициент эффективности у них располагается на уровне 85 %. Также стоит отметить, что у моделей имеется несколько модулей. Распределители могут устанавливаться с преобразователями, либо без них. Некоторые специалисты говорят о том, что модели сложны в установке.

Каждый внутренний блок нуждается в отдельном расширителе. Площадь обслуживания устройств составляет 120 куб. метров за час. Фильтры у моделей применяются с системами защиты. На рынке имеется много модификаций мультизонального типа со встроенными датчиками. Параметр холодопроизводительности у них стартует от 35 БТЕ. Вентиляторы применяются разного диаметра. В данном случае многое зависит от мощности оборудования.

Отзывы об устройствах с технологией VRV Plus

Системы с технологией VRV Plus пользуются большой популярностью. Как правило, на рынке представлены модификации на два внутренних блока. Коэффициент холодопроизводительности у них стартует от 30 БТЕ. Многие модели способны похвастаться качественными блоками, которые работают в экономном режиме. Модули в устройствах используются с блокираторами.

Модели замечательно подходят для панельных домов. Блоки питания используются на 200 В, а рабочая частота в среднем равняется 40 ц. Вентиляторы используются с мощными компрессорами. Охладители в данном случае управляются центральным блоком. Магистрали разрешается устанавливать на высоте около двух метров. Многие модели работают от нескольких модулей.

Модели с технологией VRF

Мультизональная система кондиционирования с технологией VRF производится с двумя или тремя блоками. Показатель эффективности у моделей очень высокий. Если верить отзывам покупателей, то устройства легки в управлении. Для подключения блоков необходим расширитель. Модули у систем применятся только проводного типа. Блоки питания под них подбираются на 220 В. Рабочая частота у систем мультизонального типа составляет в среднем 45 Гц. Вентиляторы, как правило, работают напрямую через компрессоры. Оптимальная высота внутреннего блока - 1.8 метров.

Некоторые системы кондиционирования производятся с датчиками. Они работают от модулей, которые соединяются с центральным блоком управления. Наружный блок мультизональной системы кондиционирования может устанавливаться на крыше. Модели данного типа замечательно подходят для складских помещений. у них равняется 4 кВт. Магистрали используются с ионизатором и без него. Осушители устанавливаются в основном возле модуля.

Модели мощностью 3 кВт

Мультизональная система кондиционирования на 3 кВт производится, как правило, с тремя внутренними блоками. Средняя площадь охлаждения составляет около 220 кв. метров. Некоторые модификации имеют несколько компрессоров. Внутренние блоки устанавливаются за расширителями. Модели с блоком питания на 200 Вт способны поддерживать рабочую частоту на отметке 45 Гц. У них используется Фреон может применяться разных классов.

Современные системы кондиционирования работают от канального модуля. При этом температура настраивается непосредственно через пульты. Монтаж магистрали осуществляется при помощи фиксаторов. Внутренние блоки разрешается устанавливать на небольшой высоте. В данном луче многое зависит от производителя системы.

Устройства на 5 кВт

Мультизональная система кондиционирования на 5 кВт имеется высокий параметр холодопроизводительности. Расширители в данном случае подходят только с переходниками. Если говорить про недостатки, то следует помнить о высоком уровне шума. Также модели данного типа не допускают высокого перепада магистрали. На вешний блок оказывается большая нагрузка. Также стоит отметить, что датчики у моделей применяются только встроенного типа.

Если рассматривать устройства на три внутренних блока, то коэффициент эффективности у них не превышает 65 %. Многие модели применяются с контактными расширителями, которые управляются от модулей. Осушители встречаются очень редко. Показатель теплопроизводительности находится на уровне 35 БТЕ. На рынке имеется много систем кондиционирования, способных работать при частоте 55 Гц, а блоки питания для них подбираются на 200 В. Показатель расхода энергии у моделей мультизонального типа, как правило, находится в районе 340 Вт.

Модели мощностью 10 кВт

Мультизональная система кондиционирования на 10 кВт может работать от нескольких модулей. Если верить отзывам покупателей, то модели замечательно подходят для офисных помещений. Коэффициент холодопроизводительности равняется 30 БТЕ. При этом частота у систем составляет около 45 Гц. Некоторые модели производятся двумя компрессорами. Таким образом, во внутреннем блоке устанавливается мощный вентилятор.

Ионизаторы встречаются только в современных модификациях. Уровень шума у них составляет 60 дБ. Если рассматривать устройства на три блока, то у них имеется два модуля. Разветвители устанавливаются с расширителями, либо без них. Внутренние блоки часто делаются с фильтрами. Выносные вентили разрешается монтировать через центральную магистраль. Для отвода фреона применяется кабель межблочного типа.

Монтаж VRV систем

Монтаж VRF систем это трудоемкий процесс который требует соответствующих навыков и умений от выполняющих работы по монтажу мультизональной системы монтажников, другими словами занятые на производстве работ по монтажу VRV систем работники должны обладать соответствующей квалификацией.

Работы по монтажу VRV или VRF систем можно условно разбить на несколько этапов. Первый этап, который позволит избежать ошибок в процессе производства работ по монтажу мультизональной системы кондиционирования состоит в изучении проектной документации. Подход к вопросу изучения проекта системы VRV носит фундаментальный характер, от которого зависит конечный результат работы системы. В связи с общим снижением уровня знаний, подготовки и квалификации инженеров занятых в работах по проектированию инженерных систем, и отсутствием должной аттестации выполняющих данные работы, что к сожалению стало общероссийской тенденцией во всем строительном бизнесе, зачастую при выполнении проектирования VRV систем допускаются ошибки.

Из наиболее распространенных ошибок встреченных на практике, это неправильный подбор оборудования, который условно можно разделить на две группы: это использование несовместимого оборудования и несоблюдение технологических регламентов производителя при проектировании систем. Для защиты от «дурака» компания Daikin выпустила специальные программы для подбора VRV систем, однако в процессе выполнения работ по проектированию VRV систем, зачастую в систему добавляются новые блоки, как говориться «на лету», изменяются места прокладки, длины и диаметры труб прохождения хладагента. Как следствие монтажная организация не обратив внимание на эти моменты до выполнения работ получает, и к сожалению это случается достаточно часто, неработающую или неправильно работающую систему, которая становится головной болью как монтажников так и заказчика.

Далее необходимо проверить соответствие проекта так сказать жизни, для этого необходимо обследовать объект на котором планируется выполнять работы по монтажу VRV систем. Зачастую встречаются ситуации, когда невозможно разместить оборудование в местах предусмотренных проектом, например расположение наружных блоков на кровле на которой невозможно или крайне затруднено выполнение опорных конструкций для расположения наружных блоков VRV систем. Не редко отсутствует возможность проложить межблочные коммуникации, трассы прохождения хладагента, дренажа или отсутствует возможность установить внутренние блоки, в местах указанных в проекте. Все эти вопросы лучше разрешить до выполнения работ по монтажу. Инженер курирующий выполнение работ на объекте заказчика должен уметь вовремя выявлять и устранять ошибки на подготовительном этапе, эти умения зачастую позволяют сэкономить как средства, так и время отведенные на производство работ по устройству инженерных сетей.

Вторым не менее важным этапом при проведении работ по монтажу VRV систем, это непосредственно сами монтажные работы. На этом этапе производства работ по монтажу VRV систем необходимо четко соблюдать технологические регламенты производителя оборудования. Кроме этого компании проводящей работы необходимо уделять должное внимание мероприятиям по охране труда, и противопожарным мерам. Не для кого не секрет, что монтаж трасс прохождения хладагента выполняется методом пайки при помощи горелок с открытым пламенем, а подключение электропроводки связано с электричеством. Не проводя четкого контроля за данным видом работ не редки случаи травматизма работников, как впрочем не исключено и возникновение внештатных ситуаций связанных с использованием открытого огня. При производстве данного вида работ обязательно оформление наряда-допуска на производство работ повышенной опасности и ведение журналов инструктажа по технике безопасности и журнала проведения работ.

Теперь в особенности остановимся на технологии производства работ по монтажу VRV систем. Первым на что следует обратить внимание это квалификация монтажников выполняющих работы по монтажу VRV системы. Инженеру курирующему производство работ на объекте перед выполнением работ по монтажу VRV системы, необходимо проверять квалификацию монтажных бригад выполняющих работы, особенно привлеченных для выполнения ответственных этапов работ.
К выполнению работ, по монтажу VRV системы можно, и в целях сокращения издержек, нужно привлекать рабочих не обладающих высокой квалификацией, для выполнения общестроительных работ, к которым можно отнести такие работы как: пробивка отверстий с их последующей заделкой в местах где это необходимо для выполнения работ по монтажу VRV системы, установка крепежа и лотков для трасс прохождения хладагента, и электрических коммуникаций, установки внутренних и наружных блоков VRV систем.


Выполнение ответственных работ по монтажу VRV системы, среди них можно выделить три вида работ, это электромонтажные работы к которым кроме прокладки силовых питающих кабелей необходимо отнести и работы по прокладке сигнального или управляющего кабеля, работы по прокладке трассы прохождения хладагента а именно особенное внимание необходимо уделять таким видам работ как пайка трубопроводов и присоединение медных труб к внутренним и наружным блокам. Третий вид работ требующий соответствующих навыков и умений, это работы по устройству дренажной системы. Остановимся на значимых деталях при выполнении работ по монтажу VRV систем в отдельности.

Электромонтажные работы при монтаже VRV систем, должны выполняться персоналом имеющим соответствующие образование и допуск к выполнению данного вида работ. Из тонкостей при выполнении электромонтажных работ следует помнить, в идеале все внутренние блоки одной VRV системы должны включаться с одного автомата, а при невозможности выполнить это на практике, необходимо исключить возможность подачи питания с одного автомата на внутренние блоки разных (соседних) VRV систем. Это может создать проблемы в процессе наладки и эксплуатации. При прокладке управляющего кабеля VRV системы лучше всего работают системы где внутренние блоки подключены один за другим шлейфом. На практике к это не всегда возможно выполнить, в таком случае необходимо прокладывать сигнальный кабель VRV системы, следующим образом, прокладывается центральная линия на которой делаются ответвления на внутренние блоки. К сожалению автоматика VRV системы устроена таким образом что при выполнении прокладки сигнального кабеля нельзя делать ответвления после того как часть сигнальной линии уже соединена шлейфом.

Работы по прокладке трасс прохождения хладагента при монтаже VRV систем. К выполнению данного вида работ следует отнестись с особенным вниманием, допуск ошибок и недочетов при производстве работ, влечет большие затраты для их устранения и нередко приводит к фатальным последствиям для всей VRV системы. При монтаже медных труб и рефнетов необходимо уделять должное внимание как материалам используемым в работе, так и используемому при монтаже VRV системы инструменту. Нередки случаи использования тонкостенной медной трубы, некачественного припоя. Кроме этого довольно часто встречается, что труба в хлыстах приходит на объект без заглушек защищающих ее от попадания внутрь трубы пыли или посторонних предметов. Из наиболее распространенных ошибок монтажа необходимо отметить такие, как пайка медных труб без азота, это приводит к образованию окалины на спаиваемых поверхностях, заломы медных труб при их изгибе, плохая развальцовка при выполнении работ по соединению медных трубопроводов с внутренними блоками, несоблюдение предусмотренных проектом диаметров трубопроводов и их длин. Заключительным этапом проведения работ по устройству трубопроводов является проверка на герметичность трассы прохождения хладагента VRV системы путем опрессовки. Опрессовка медных трубопроводов VRV системы, производится азотом, под давлением 41 бар. Подробно данная процедура описана в руководстве по монтажу VRV системы.

Наладка VRV системы. По завершении монтажа и опрессовки VRV системы, необходимо вакуумировать систему, при этом необходимо помнить, что до выполнения данной процедуры нельзя подавать питание на внутренние блоки, так как электронные расширительные клапана, находящиеся во внутренних блоках при подаче питания автоматически закроются, и в этом случае при вакуумировании системы и подключении вакуумного насоса, только к одному порту, воздух и влага не будут удалены полностью из VRV системы. Далее необходимо подать питание, проверить с наружного блока количество внутренних блоков системы, осуществить дозаправку системы. Современные VRV системы позволяют производить автоматическую дозаправку системы, однако в целях контроля настоятельно рекомендуется проводить расчет необходимого для дозаправки количества хладагента и в случае возникновения расхождения расчетного и фактически заправленного хладагента, необходимо выяснить причины произошедшего и их устранить. Все работы связанные с запуском компрессора в том числе и заправку хладагента необходимо выполнять после того, как на наружный блок VRV системы подано питающее напряжение и он находится под питающим напряжением не менее 6 часов, это делается для исключения возможности скапливания хладагента в компрессоре в жидкой фазе, и случае несоблюдения данного правила возможно возникновение гидроудара в момент запуска VRV системы и как следствие это вызовет поломку компрессора. Заключительным этапом наладки является пробный запуск VRV системы. Если данная процедура не выполнена то при включении система VRV выдаст ошибку U3 и системой нельзя будет пользоваться.

В заключение несколько слов о процедуре передачи готовой VRV системы заказчику. После завершения монтажных и пусконаладочных работ необходимо провести комплексное опробование системы и передать смонтированное оборудование заказчику. При этом необходимо предать заказчику, акты выполненных работ, на скрытые коммуникации акты скрытых работ, и акты о проведении комплексного испытания системы. Кроме этого необходимо предать исполнительную схему на смонтированное оборудование, все эти документы составляются в двух а иногда в трех экземплярах, один из которых должен храниться у монтажной организации выполнившей работы. Составление данных документов значительно облегчит отстаивание позиции монтажной организации в случае возникновения спорных моментов.