Детская риторика в дошкольных учреждениях. Рабочая программа по риторике общения. Методическое обеспечение программы

Риторика - это не просто умное слово, это то, что нас окружает в повседневной жизни: на работе, в школе, в компании друзей.… Если говорить научным языком, риторика - это наука об искусстве публичного выступления. Проще говоря, риторика учит с помощью речи воздействовать на других людей.

Выйти на публику и произнести даже самую простую речь порой становится невыполнимой задачей. Еще сложнее произнести ее так, чтобы аудитория услышала слова, восприняла их и запомнила.

Риторика помогает выступающему понять, что нужно говорить аудитории, как подать информацию: какие использовать жесты, куда нужно смотреть, где делать паузы и так далее.

Как это ни парадоксально, большинство людей совершенно не умеют выступать перед аудиторией: боятся, стесняются, начинают заикаться, путаться в словах.… А все потому, что основы риторики не были заложены в детском возрасте.

Современные образовательные программы обязательно включают в себя занятия по риторике в дошкольных учреждениях. Малыши в этом возрасте, как губка, впитывают в себя новые знания и навыки, поэтому процесс обучения для них становится веселым и интересным. Тем более уроки проходят в познавательной игровой форме, чтобы детям этот процесс доставлял только удовольствие.

В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому тренинги по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией.

Посещая курсы по риторике, дошколята учатся не только овладевать речью как инструментом взаимодействия, но и развивают свои личностные качества, учатся преодолевать комплексы (застенчивость, робость, неуверенность в себе).

Все возможности в «Возможности»

К сожалению, далеко не все детские сады уделяют внимание такому важному аспекту, как занятия по риторике. Чтобы ребенок рос воспитанным, уверенным в себе, коммуникабельным в детском саду «Возможность» проходит обучение риторике и этикету. Все занятия разработаны с учетом психологических и эмоциональных особенностей каждой возрастной подгруппы.

Уроки построены по средствам интерактивной игры. В процессе малыши учатся общаться, попадая в разные коммуникативные ситуации. Увлекаясь игрой, дошколята познают основы этикета, учатся общаться между собой и с окружающим миром.

С помощью таких занятий ребенок становится более раскрепощенным, открытым и уверенным. Они позволяют малышу раскрыть свои таланты и способности.

Каждый родитель желает видеть своего малыша на высоких должностях, лидером в своем деле, амбициозным начальником, и помочь ему в этом смогут занятия риторикой на самых ранних этапах. Не уделив этому должного внимания, ребенок может упустить много возможностей в будущем!

«Занимательная риторика» Использование риторики с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речевых умений и навыков общения Подготовил: Клаптюх И.Л., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 г.Шебекино Белгородской области»




Принципы программы: 1)Развитие ребенка. 2)Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка. 3)Бережное отношение к результатам детского творчества. 4)Научная обоснованность и практическая применимость и возможности реализации в массовой практике дошкольного образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения. 5)Сочетание развивающего компонента с обучающим. 6)Планирование и подбор тематики с учетом интересов, навыков и умений детей. 7)Интеграции речевой деятельности с другими видами деятельности (игра, наблюдения и др.).


Образовательные задачи: 1) Выявление и развитие речевых способностей детей. 2) Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения. 3) Научить владеть основными элементами правильной точной речи. 4) Формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь. 5) Формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности.


Развивающие задачи программы: 1) Развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений. 2) Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм. 3) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 4) Развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника. 5) Развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, телодвижений, интонации. 6) Развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др. 7) Развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение; 8) Развитие коммуникативных качеств ребенка.










2 компонент. Дыхательная гимнастика. Цель: приучать ребёнка контролировать своё дыхание, правильно дышать, укрепляя дыхательную мускулатуру, увеличивая «жизненный объём» лёгких. Это могут быть: - упражнения на развитие речевого дыхания по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко; - «Дыхательные» игры; - элементы дыхательной системы по Стрельниковой;


3 компонент. Артикуляционная гимнастика. Цель: - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. - биоэнегропластика (это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко); - сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка (упражнения для одновременной работы пальцев и языка).


4 компонент. Речевая гимнастика. Цель: -формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции. - дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.) -ортологическая гимнастика (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка)


5 компонент. Пальчиковые игры. Цель: - формирование речи импульсами, идущими от рук. - упражнения для массажа (или самомассажа) рук (японская методика пальцевого массажа) - упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга; -упражнения без предметов; - упражнения с различными предметами; - гимнастика для пальцев; - упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.


6 компонент. Новая информация. Цель: - активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; - научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; - развивать умение чувствовать и понимать другого.


7 компонент. Моделирование речевых ситуаций. Цель: Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр в соответствии с содержанием разделов «Азбука общения» и «Искусство спора и диалога». Сюда входят: коммуникативно – лингвистические игры, игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.






В качестве отдыха, физкультминутки используются координационно – подвижные игры. Ценность координационно – подвижных игр заключается в том, что они: - являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; - дают возможность детям «играть» своим телом как инструментом, передающим творческую активность; - развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;


Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка: - принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А. и др.); - принцип воспитывающего обучения; - принцип доступности; - принцип постепенности, последовательности и систематичности; - принцип наглядности; - принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка); - принципа мотивации к риторической практике; связи теории с практикой.




К основным видам деятельности на занятии относятся: - игровая деятельность; -познавательно-исследовательская деятельность; -показ воспитателем особенностей речевой деятельности; -риторический анализ текстов различных речевых жанров; -рассматривание изобразительного материала; -риторические игры; -пятиминутки речевой гимнастики; -ортологические разминки; -импровизационные игровые задачи;




Литература: Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова. – М.: АСТ. Астрель, 2002 – 163 с. Гин А.Л. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя./А.Л.Гин. -М.: Вита Пресс, – 203 с. Гризик Т. Г. Познавательное развитие детей 4-5 лет/ Т.Г. Гризик. - М.: ТЦ Сфера, – 92 с. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О.М. Ельцова. – Санкт – Петербург,2009. – 208 с. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ З.И. Курцева. – М. : – 64 с.


Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного занимаемся на массажных ковриках, расположенных по кругу. Воспитатель собеседник детей, который помогает им раскрепоститься; делится своими мыслями, знаниями; советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации.

людмила юхарева
Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты - словечко, я - словечко…»

Программа

дополнительного образования детей

по дошкольной риторике общения на тему :

«Ты – словечко , я – словечко

Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

«Ты – словечко , я – словечко

Направленность : коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность : воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста .

Цели программы :

Развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

Развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания ;

Использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.

Задачи программы :

Учить дошкольников видеть в слове не только средство общения , но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;

Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;

Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

Совершенствовать невербальные средства общения .

Основные линии программы :

Нравственный аспект речевого поведения;

Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);

Средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т. д.) ;

Культура слушания;

Невербальные средства) общения (мимика, жесты, телодвижения) .

Коммуникативно-речевые умения :

Оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;

Ориентироваться в разных ситуациях общения ;

Внимательно слушать собеседника;

Соотносить вербальные и невербальные средства общения .

Отличительные особенности программы :

проведение занятий по дошкольной риторике с детьми и развитие творческих способностей детей .

1. Занятия с детьми из многодетных (сложных) семей :

Умение общаться;

Умение пользоваться «волшебными словами » .

2. Развитие творческих способностей :

Разыгрывание «историй»

Участие в создании сказки.

Возраст детей , участвующих в реализации программы : 5 – 6 лет

Сроки реализации программы : 1 год

Первоначальный этап :

Диагностика детей

Основной этап :

Проведение занятий с детьми

Заключительный этап :

Творческий отчет о проведенной работе

Формы и режим занятий :

продолжительность занятий – 25 – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с группой детей по 12 – 14 человек . Для проведения занятия необходимо иметь пособие для дошкольников «Ты – словечко , я – словечко Занятие состоит из трех частей : вводной, основной, заключительной.

1. Вводная часть : оргмомент, речевая разминка (упр-ия : дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные) :

цели речевой разминки :

Подготовка речевого аппарата к говорению;

Развитие речевого дыхания;

Отработка четкой дикции;

2. Основная часть : вспоминаем и узнаем новое.

3. Заключительная часть : работа в тетради (пособие для дош-ка)

Основные принципы построения занятий :

общение педагога с детьми ;

Индивидуальный и дифференцированный подход;

Систематическое проведение занятий;

Подбор доступного материала для детей ;

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

Соблюдение необходимых условий , обеспечивающих благоприятную психоэмоциональную обстановку :

Создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию;

Использовать музыкальное сопровождение для эмоционального раскрепощения детей

Использование (целесообразное ) средств наглядности (СН) :

Раздаточный изобразительный материал ;

Аудиозаписи, иллюстрирующая устная речь;

Фрагменты диафильмов;

Видеоматериалы (фрагменты мультфильмов, детских кинофильмов, сказок) .

Взаимодействие с семьей :

Оформление стенда для фиксации достижений, т. е., чему научились дети и каких успехов достигли.

1. общение ;

2. речевой этикет;

3. техника речи.

Примерное планирование деятельности по дошкольной риторике

(32 – 33 занятия)

№ занятия Тема занятия Кол-во

I полугодие – 16 занятий

1 Знакомьтесь! 1

2 Что такое общение ? 1

3 Для чего люди общаются? 1

4 Общение бывает разным . 1

5 Устное общение . 1

6 «Говорит она беззвучно.» 1

7 Письменное общение . 1

8 Зачем быть вежливым? 1

9 Здравствуйте! 1

10 До свидания! 1

11 Кто? Кому? Зачем? Как? 1

13 Тихо или громко? 1

14 Поспешишь – людей насмешишь. 1

15 Не ломай язык. 1

16 Каким тоном. 1

II полугодие – 16 – 17 занятий

17 Благодарность. 1

18 «От улыбки стало всем светлей.» 1

19 Можно ли общаться без слов ? 1

20 Отгадай, что я сказал? 1

21 Как обратиться к собеседнику ? 1

22 Как обратиться с просьбой ? 1

23 В магазине. 1

24 Не забудь извиниться! 1

25 Алло! Алло! 1

26 Ты – слушатель. 1

27 Какой ты слушатель? 1

28 Правила общения . 1

29 «День рожденья только раз в году» 1

30 Ты – зритель. 1

31 Слово не воробей , вылетит – не поймаешь. 1

32 Человек без труда, что дерево без корней. 1

33 Играем и вспоминаем. 1

Занятие №1

Тема : ЗНАКОМЬТЕСЬ!

Цель : знакомим дошкольников с общими задачами курса, с пособием и героем Риториком .

Занятие №2

Тема : ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ ?

Цель :

Показываем дошкольникам , что :

Без общения жизнь человека невозможна;

- общение предполагает взаимопонимание людей;

- общение должно быть доброжелательным;

Воспитываем любовь к животным.

Занятие №3

Тема : ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ОБЩАЮТСЯ?

Цель :

Знакомим дошкольников с основными (типовыми) коммуникативными целями;

Занятие №4

Тема : ОБЩЕНИЕ БЫВАЕТ РАЗНЫМ

Цель :

Знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – дистантным, устным – письменным) ;

Показываем, что может быть «посредником» , с помощью чего можно общаться на расстоянии;

обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении .

Занятие №5

Тема : УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель :

Показываем дошкольникам значимость устного общения ;

Знакомим с дыхательными упражнениями.

Занятие №6

Тема : ГОВОРИТ ОНА БЕЗЗВУЧНО

Цель :

Показываем роль книги в жизни человека;

Доказываем, что чтение книги – это тоже общение ;

Прививаем любовь к книге, бережное к ней отношение.

Занятие №7

Тема : ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель :

Показываем дошкольникам , что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, каких-либо знаков, символов) ;

Знакомим детей с техникой разгадывания ребусов;

Развиваем логическое мышление

Занятие №8

Тема : ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ?

Цель :

Объясняем дошкольникам , что :

Вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником;

Вежливым нужно быть всегда;

Вежливость должна быть искренней.

Занятие №10

Тема : ДО СВИДАНИЯ!

Цель :

Продолжаем работу по речевому этикету;

Знакомим дошкольника с формулами речевого этикета в ситуации прощания;

Объясняем детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата.

Занятие №11

Тема : КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

Цель :

Знакомим дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как : кто говорит, зачем, с какой целью он говорит, как говорит;

обращаем внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего;

Показываем, что только доброжелательная интонация является залогом успешного общения .

Занятие №12

Тема : ТИХО ИЛИ ГРОМКО?

Цель :

Что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения ;

Учим детей «управлять» своим голосом;

Воспитываем у детей такие качества , как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника.

Занятие №16

Тема : КАКИМ ТОНОМ?

Цель :

Учим дошкольников использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра;

Воспитываем в детях чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Занятие №18

Тема : «ОТ УЛЫБКИ СТАЛО ВСЕМ СВЕТЛЕЙ.»

Цель :

Показываем дошкольникам , что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу.

Занятие №19

Тема : МОЖНО ЛИ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ ?

Цель :

Знакомим дошкольников с невербальными (несловесными ) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями) ;

Формируем умение адекватно воспринимать несловесную информацию , отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника.

Занятие №22

Тема : КАК ОБРАТИТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ ?

Цель :

Учим дошкольников вежливо обращаться с просьбой к собеседнику;

Объясняем, что просьба должна быть мотивированное.

Занятие №24

Тема : НЕ ЗАБУДЬ ИЗВИНИТЬСЯ!

Цель :

Знакомим детей с речевыми формулами, которые используются при извинении;

обращаем внимание дошкольников на то , что извинение должно быть с объяснением;

Объясняем детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт, поэтому не нужно стесняться в признании своей вины;

Воспитываем в детях внимательное отношение к окружающим.

Занятие №25

Тема : АЛЛО! АЛЛО!

Цель :

Знакомим (первично) дошкольников с тем , как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок;

Как реагировать на ситуацию, если плохо слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит;

обращаем внимание детей на то , что нужно быть не только вежливым, разговаривая по телефону, но и осмотрительным в случае беседы с незнакомым человеком.

Занятие №26

Тема : ТЫ – СЛУШАТЕЛЬ

Цель :

Объясняем детям, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем.

(слушать – значит принимать активное участие в диалоге) ;

Помогаем детям осознать, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

Занятие №27

Тема : КАКОЙ ТЫ СЛУШАТЕЛЬ?

Цель :

Объясняем детям суть не рефлексивного слушания;

Формируем умение адекватно воспринимать информацию;

Учим детей оценивать себя как слушателя.

Занятие №28

Тема : ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Цель :

Вспоминаем с дошкольниками правила общения , с которыми мы познакомились;

обращаем внимание детей на то , что одними из главных правил являются такие : будь вежливым, внимательным, доброжелательным и искренним.

Занятие №30

Тема : ТЫ – ЗРИТЕЛЬ

Цель :

Знакомим детей с правилами поведения в театре;

Объясняем дошкольникам , сто значит зрительская культура.

Занятие №31

Тема : СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ , ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ

Цель :

Объясняем детям, что слово человека могущественно : словом мы можем пожалеть , приободрить, обидеть, огорчить и т. п. ;

Предупреждаем дошкольников : прежде чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник;

Убеждаем детей , что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание.

Занятие №32

Тема : ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ

Цель :

Объясняем детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения.

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

«РИТОРИКА»

«Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»


Воронова

Елена Сергеевна

Педагог

дополнительного

образования

Уровень развития коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Благодаря им у ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста складываются особые формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие задачам и условиям нового вида деятельности – учебной. Предпосылки этого процесса закладываются в дошкольном возрасте, если педагоги продумывают и четко выстраивают образовательную ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Именно в возрасте 6-7 лет, как в наиболее благоприятном, необходимо стимулировать проявление собственной речевой активности и правильному изложению своей точки зрения, развивать умение слушать собеседника и уважительно относится к его мнению, учить бережному отношению к слову, с которым обращаешься к собеседнику и учитывать его эмоционально-личностные особенности.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и со взрослыми остается одной из главных проблем некоторых дошкольников. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно.

А как известно, коммуникативная компетентность – это умение на котором основывается не только успешное обучение в школе, но и успешная презентация себя в жизни; – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении.

Поэтому, в курсе «Риторики», главная цель речевого воспитания состоит в овладение детьми старшего дошкольного возраста основными коммуникативными способностями.

Курс «Риторика» выстроен таким образом, что регулярное проведение упражнений и заданий приводит к тому что:

  • Речь детей становится более четкой и выразительной;
  • Улучшается ритмико – интонационная сторона речи;
  • Формируется речевое внимание;
  • Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • Нормализуется речевое дыхание;
  • Формируется умение выстраивания межличностных отношений и согласованности действий;
  • Формируется умение видеть конечную цель высказывания;
  • Воспитывается культура общения (речевой этикет);
  • Повышается речевая активность детей.

Основные направления курса «Риторика»:

1. Речевое (техническое) направление:

  • Дикция;
  • Темп, ритм речи;
  • Голос;
  • Выразительность, эмоциональность высказывания;
  • Речевое внимание.

2. Развитие коммуникативных умений:

  • Умение понимать настроение, эмоциональный настрой собеседника;
  • Умение вызвать интерес, эмоциональный отклик к содержанию высказывания;
  • Воспитание внимательного и бережного отношения к другому в процессе общения;
  • Развитие произвольности и саморегуляции;
  • Воспитание межличностных отношений у дошкольников;
  • Согласованности действий, взаимопомощи;

3. Культурно – эстетическое направление (культура общения):

  • Умение ждать своей очереди высказывания в диалоге;
  • Ознакомление с алгоритмами речевого поведения;
  • Понимание возрастных и социо-культурных отличий речевого поведения.

Каждое занятие реализуется через несколько этапов:

1 этап. Активизация пассивного и активного словаря ребенка (знакомство ребенка с заранее известной темой в семье, знакомство с опытом другого человека, получение дополнительной информации по заданной теме, обсуждение проблемы в кругу семьи. К каждому занятию родители обсуждают с детьми заранее известную тему. Это позволяет ребенку на занятии быть не просто пассивным слушателем, а активно участвовать в разговоре, речевой ситуации. Готовность к занятию мотивирует ребенку к высказыванию.

2 этап. Создание благоприятной речевой среды. Организация возможности для высказывания заранее накопленного речевого материала, выстраивание ситуации, провоцирующей ребенка на речевую активность. На занятии ребенок имеет возможность высказаться, получить опыт общения и образцы речи других детей.

3 этап. Налаживание коммуникации в предложенной ситуации. Речевые и психологические задания и игры на развитие коммуникативных способностей детей. Педагог создаете игровые ситуации, дидактические игры, которые способствуют общению детей, способствует налаживанию контакта и разрешению конфликтных ситуаций.

Закрепление речевого материала. Закрепление речевого материала осуществляется как педагогом в группе, так и родителями дома. Обсуждение детьми проблемной ситуации, созданной на занятии, на новом уровне с учетом появившегося или поменявшегося мнения ребенка. Разрешения конфликтных ситуаций возникших на занятии. При необходимости консультация с психологом.

Курс «Риторика» рассчитан на сотворчество взрослого (педагога, родителя) и ребенка, для того чтобы ребенок более комфортно и уверено ощущал себя в среде как сверстников так и взрослых.