Детская риторика в дошкольных учреждениях. Рабочая программа по риторике общения. Методическое обеспечение программы
Риторика - это не просто умное слово, это то, что нас окружает в повседневной жизни: на работе, в школе, в компании друзей.… Если говорить научным языком, риторика - это наука об искусстве публичного выступления. Проще говоря, риторика учит с помощью речи воздействовать на других людей.
Выйти на публику и произнести даже самую простую речь порой становится невыполнимой задачей. Еще сложнее произнести ее так, чтобы аудитория услышала слова, восприняла их и запомнила.
Риторика помогает выступающему понять, что нужно говорить аудитории, как подать информацию: какие использовать жесты, куда нужно смотреть, где делать паузы и так далее.
Как это ни парадоксально, большинство людей совершенно не умеют выступать перед аудиторией: боятся, стесняются, начинают заикаться, путаться в словах.… А все потому, что основы риторики не были заложены в детском возрасте.
Современные образовательные программы обязательно включают в себя занятия по риторике в дошкольных учреждениях. Малыши в этом возрасте, как губка, впитывают в себя новые знания и навыки, поэтому процесс обучения для них становится веселым и интересным. Тем более уроки проходят в познавательной игровой форме, чтобы детям этот процесс доставлял только удовольствие.
В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому тренинги по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией.
Посещая курсы по риторике, дошколята учатся не только овладевать речью как инструментом взаимодействия, но и развивают свои личностные качества, учатся преодолевать комплексы (застенчивость, робость, неуверенность в себе).
Все возможности в «Возможности»
К сожалению, далеко не все детские сады уделяют внимание такому важному аспекту, как занятия по риторике. Чтобы ребенок рос воспитанным, уверенным в себе, коммуникабельным в детском саду «Возможность» проходит обучение риторике и этикету. Все занятия разработаны с учетом психологических и эмоциональных особенностей каждой возрастной подгруппы.
Уроки построены по средствам интерактивной игры. В процессе малыши учатся общаться, попадая в разные коммуникативные ситуации. Увлекаясь игрой, дошколята познают основы этикета, учатся общаться между собой и с окружающим миром.
С помощью таких занятий ребенок становится более раскрепощенным, открытым и уверенным. Они позволяют малышу раскрыть свои таланты и способности.
Каждый родитель желает видеть своего малыша на высоких должностях, лидером в своем деле, амбициозным начальником, и помочь ему в этом смогут занятия риторикой на самых ранних этапах. Не уделив этому должного внимания, ребенок может упустить много возможностей в будущем!
«Занимательная риторика» Использование риторики с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речевых умений и навыков общения Подготовил: Клаптюх И.Л., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 г.Шебекино Белгородской области»
Принципы программы: 1)Развитие ребенка. 2)Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка. 3)Бережное отношение к результатам детского творчества. 4)Научная обоснованность и практическая применимость и возможности реализации в массовой практике дошкольного образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения. 5)Сочетание развивающего компонента с обучающим. 6)Планирование и подбор тематики с учетом интересов, навыков и умений детей. 7)Интеграции речевой деятельности с другими видами деятельности (игра, наблюдения и др.).
Образовательные задачи: 1) Выявление и развитие речевых способностей детей. 2) Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения. 3) Научить владеть основными элементами правильной точной речи. 4) Формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь. 5) Формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности.
Развивающие задачи программы: 1) Развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений. 2) Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм. 3) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 4) Развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника. 5) Развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, телодвижений, интонации. 6) Развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др. 7) Развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение; 8) Развитие коммуникативных качеств ребенка.
2 компонент. Дыхательная гимнастика. Цель: приучать ребёнка контролировать своё дыхание, правильно дышать, укрепляя дыхательную мускулатуру, увеличивая «жизненный объём» лёгких. Это могут быть: - упражнения на развитие речевого дыхания по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко; - «Дыхательные» игры; - элементы дыхательной системы по Стрельниковой;
3 компонент. Артикуляционная гимнастика. Цель: - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. - биоэнегропластика (это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко); - сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка (упражнения для одновременной работы пальцев и языка).
4 компонент. Речевая гимнастика. Цель: -формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции. - дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.) -ортологическая гимнастика (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка)
5 компонент. Пальчиковые игры. Цель: - формирование речи импульсами, идущими от рук. - упражнения для массажа (или самомассажа) рук (японская методика пальцевого массажа) - упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга; -упражнения без предметов; - упражнения с различными предметами; - гимнастика для пальцев; - упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.
6 компонент. Новая информация. Цель: - активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; - научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; - развивать умение чувствовать и понимать другого.
7 компонент. Моделирование речевых ситуаций. Цель: Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр в соответствии с содержанием разделов «Азбука общения» и «Искусство спора и диалога». Сюда входят: коммуникативно – лингвистические игры, игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.
В качестве отдыха, физкультминутки используются координационно – подвижные игры. Ценность координационно – подвижных игр заключается в том, что они: - являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; - дают возможность детям «играть» своим телом как инструментом, передающим творческую активность; - развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка: - принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А. и др.); - принцип воспитывающего обучения; - принцип доступности; - принцип постепенности, последовательности и систематичности; - принцип наглядности; - принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка); - принципа мотивации к риторической практике; связи теории с практикой.
К основным видам деятельности на занятии относятся: - игровая деятельность; -познавательно-исследовательская деятельность; -показ воспитателем особенностей речевой деятельности; -риторический анализ текстов различных речевых жанров; -рассматривание изобразительного материала; -риторические игры; -пятиминутки речевой гимнастики; -ортологические разминки; -импровизационные игровые задачи;
Литература: Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова. – М.: АСТ. Астрель, 2002 – 163 с. Гин А.Л. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя./А.Л.Гин. -М.: Вита Пресс, – 203 с. Гризик Т. Г. Познавательное развитие детей 4-5 лет/ Т.Г. Гризик. - М.: ТЦ Сфера, – 92 с. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О.М. Ельцова. – Санкт – Петербург,2009. – 208 с. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ З.И. Курцева. – М. : – 64 с.
Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного занимаемся на массажных ковриках, расположенных по кругу. Воспитатель собеседник детей, который помогает им раскрепоститься; делится своими мыслями, знаниями; советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации.
людмила юхарева
Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты - словечко, я - словечко…»
Программа
дополнительного образования детей
по дошкольной риторике общения на тему :
«Ты – словечко , я – словечко .»
Пояснительная записка
к программе дополнительного образования
«Ты – словечко , я – словечко .»
Направленность : коммуникативное развитие, культура речевого поведения.
Актуальность : воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста .
Цели программы :
Развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
Развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания ;
Использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.
Задачи программы :
Учить дошкольников видеть в слове не только средство общения , но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;
Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;
Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
Совершенствовать невербальные средства общения .
Основные линии программы :
Нравственный аспект речевого поведения;
Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
Средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т. д.) ;
Культура слушания;
Невербальные средства) общения (мимика, жесты, телодвижения) .
Коммуникативно-речевые умения :
Оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;
Ориентироваться в разных ситуациях общения ;
Внимательно слушать собеседника;
Соотносить вербальные и невербальные средства общения .
Отличительные особенности программы :
проведение занятий по дошкольной риторике с детьми и развитие творческих способностей детей .
1. Занятия с детьми из многодетных (сложных) семей :
Умение общаться;
Умение пользоваться «волшебными словами » .
2. Развитие творческих способностей :
Разыгрывание «историй»
Участие в создании сказки.
Возраст детей , участвующих в реализации программы : 5 – 6 лет
Сроки реализации программы : 1 год
Первоначальный этап :
Диагностика детей
Основной этап :
Проведение занятий с детьми
Заключительный этап :
Творческий отчет о проведенной работе
Формы и режим занятий :
продолжительность занятий – 25 – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с группой детей по 12 – 14 человек . Для проведения занятия необходимо иметь пособие для дошкольников «Ты – словечко , я – словечко .» Занятие состоит из трех частей : вводной, основной, заключительной.
1. Вводная часть : оргмомент, речевая разминка (упр-ия : дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные) :
цели речевой разминки :
Подготовка речевого аппарата к говорению;
Развитие речевого дыхания;
Отработка четкой дикции;
2. Основная часть : вспоминаем и узнаем новое.
3. Заключительная часть : работа в тетради (пособие для дош-ка)
Основные принципы построения занятий :
общение педагога с детьми ;
Индивидуальный и дифференцированный подход;
Систематическое проведение занятий;
Подбор доступного материала для детей ;
Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
Соблюдение необходимых условий , обеспечивающих благоприятную психоэмоциональную обстановку :
Создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию;
Использовать музыкальное сопровождение для эмоционального раскрепощения детей
Использование (целесообразное ) средств наглядности (СН) :
Раздаточный изобразительный материал ;
Аудиозаписи, иллюстрирующая устная речь;
Фрагменты диафильмов;
Видеоматериалы (фрагменты мультфильмов, детских кинофильмов, сказок) .
Взаимодействие с семьей :
Оформление стенда для фиксации достижений, т. е., чему научились дети и каких успехов достигли.
1. общение ;
2. речевой этикет;
3. техника речи.
Примерное планирование деятельности по дошкольной риторике
(32 – 33 занятия)
№ занятия Тема занятия Кол-во
I полугодие – 16 занятий
1 Знакомьтесь! 1
2 Что такое общение ? 1
3 Для чего люди общаются? 1
4 Общение бывает разным . 1
5 Устное общение . 1
6 «Говорит она беззвучно.» 1
7 Письменное общение . 1
8 Зачем быть вежливым? 1
9 Здравствуйте! 1
10 До свидания! 1
11 Кто? Кому? Зачем? Как? 1
13 Тихо или громко? 1
14 Поспешишь – людей насмешишь. 1
15 Не ломай язык. 1
16 Каким тоном. 1
II полугодие – 16 – 17 занятий
17 Благодарность. 1
18 «От улыбки стало всем светлей.» 1
19 Можно ли общаться без слов ? 1
20 Отгадай, что я сказал? 1
21 Как обратиться к собеседнику ? 1
22 Как обратиться с просьбой ? 1
23 В магазине. 1
24 Не забудь извиниться! 1
25 Алло! Алло! 1
26 Ты – слушатель. 1
27 Какой ты слушатель? 1
28 Правила общения . 1
29 «День рожденья только раз в году» 1
30 Ты – зритель. 1
31 Слово не воробей , вылетит – не поймаешь. 1
32 Человек без труда, что дерево без корней. 1
33 Играем и вспоминаем. 1
Занятие №1
Тема : ЗНАКОМЬТЕСЬ!
Цель : знакомим дошкольников с общими задачами курса, с пособием и героем Риториком .
Занятие №2
Тема : ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ ?
Цель :
Показываем дошкольникам , что :
Без общения жизнь человека невозможна;
- общение предполагает взаимопонимание людей;
- общение должно быть доброжелательным;
Воспитываем любовь к животным.
Занятие №3
Тема : ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ОБЩАЮТСЯ?
Цель :
Знакомим дошкольников с основными (типовыми) коммуникативными целями;
Занятие №4
Тема : ОБЩЕНИЕ БЫВАЕТ РАЗНЫМ
Цель :
Знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – дистантным, устным – письменным) ;
Показываем, что может быть «посредником» , с помощью чего можно общаться на расстоянии;
обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении .
Занятие №5
Тема : УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
Цель :
Показываем дошкольникам значимость устного общения ;
Знакомим с дыхательными упражнениями.
Занятие №6
Тема : ГОВОРИТ ОНА БЕЗЗВУЧНО
Цель :
Показываем роль книги в жизни человека;
Доказываем, что чтение книги – это тоже общение ;
Прививаем любовь к книге, бережное к ней отношение.
Занятие №7
Тема : ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
Цель :
Показываем дошкольникам , что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, каких-либо знаков, символов) ;
Знакомим детей с техникой разгадывания ребусов;
Развиваем логическое мышление
Занятие №8
Тема : ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ?
Цель :
Объясняем дошкольникам , что :
Вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником;
Вежливым нужно быть всегда;
Вежливость должна быть искренней.
Занятие №10
Тема : ДО СВИДАНИЯ!
Цель :
Продолжаем работу по речевому этикету;
Знакомим дошкольника с формулами речевого этикета в ситуации прощания;
Объясняем детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата.
Занятие №11
Тема : КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? КАК?
Цель :
Знакомим дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как : кто говорит, зачем, с какой целью он говорит, как говорит;
обращаем внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего;
Показываем, что только доброжелательная интонация является залогом успешного общения .
Занятие №12
Тема : ТИХО ИЛИ ГРОМКО?
Цель :
Что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения ;
Учим детей «управлять» своим голосом;
Воспитываем у детей такие качества , как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника.
Занятие №16
Тема : КАКИМ ТОНОМ?
Цель :
Учим дошкольников использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра;
Воспитываем в детях чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.
Занятие №18
Тема : «ОТ УЛЫБКИ СТАЛО ВСЕМ СВЕТЛЕЙ.»
Цель :
Показываем дошкольникам , что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу.
Занятие №19
Тема : МОЖНО ЛИ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ ?
Цель :
Знакомим дошкольников с невербальными (несловесными ) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями) ;
Формируем умение адекватно воспринимать несловесную информацию , отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника.
Занятие №22
Тема : КАК ОБРАТИТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ ?
Цель :
Учим дошкольников вежливо обращаться с просьбой к собеседнику;
Объясняем, что просьба должна быть мотивированное.
Занятие №24
Тема : НЕ ЗАБУДЬ ИЗВИНИТЬСЯ!
Цель :
Знакомим детей с речевыми формулами, которые используются при извинении;
обращаем внимание дошкольников на то , что извинение должно быть с объяснением;
Объясняем детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт, поэтому не нужно стесняться в признании своей вины;
Воспитываем в детях внимательное отношение к окружающим.
Занятие №25
Тема : АЛЛО! АЛЛО!
Цель :
Знакомим (первично) дошкольников с тем , как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок;
Как реагировать на ситуацию, если плохо слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит;
обращаем внимание детей на то , что нужно быть не только вежливым, разговаривая по телефону, но и осмотрительным в случае беседы с незнакомым человеком.
Занятие №26
Тема : ТЫ – СЛУШАТЕЛЬ
Цель :
Объясняем детям, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем.
(слушать – значит принимать активное участие в диалоге) ;
Помогаем детям осознать, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.
Занятие №27
Тема : КАКОЙ ТЫ СЛУШАТЕЛЬ?
Цель :
Объясняем детям суть не рефлексивного слушания;
Формируем умение адекватно воспринимать информацию;
Учим детей оценивать себя как слушателя.
Занятие №28
Тема : ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Цель :
Вспоминаем с дошкольниками правила общения , с которыми мы познакомились;
обращаем внимание детей на то , что одними из главных правил являются такие : будь вежливым, внимательным, доброжелательным и искренним.
Занятие №30
Тема : ТЫ – ЗРИТЕЛЬ
Цель :
Знакомим детей с правилами поведения в театре;
Объясняем дошкольникам , сто значит зрительская культура.
Занятие №31
Тема : СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ , ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
Цель :
Объясняем детям, что слово человека могущественно : словом мы можем пожалеть , приободрить, обидеть, огорчить и т. п. ;
Предупреждаем дошкольников : прежде чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник;
Убеждаем детей , что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание.
Занятие №32
Тема : ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ
Цель :
Объясняем детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения.
Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.
Искусство риторики
Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.
Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.
С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?
Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.
Все эти проблемы с успехом решает риторика.
Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:
- правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
- верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
- грамотно выстраивать выступление
- улучшить дикцию
- стать более уверенным в себе
- понятно и доступно доносить информацию
- научиться общаться.
Цели и задачи
«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».
Задачи риторики:
- обучение красивой речи
- совершенствование коммуникативной культуры
- моральное воспитание
- стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
- выразительное чтение
- обучение нормам литературного произношения
- тренировка дикции
- приобретения навыков публичных выступлений
- приобретение уверенности в себе
- развитие творческих и литературных способностей.
Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.
Уроки риторики
Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.
- «Общение». Ученики узнают о:
- целях, задачах и причинах общения
- выборе тона и темпа речи
- необходимости учитывать мимику, позу, жесты
- важности уметь слушать собеседника
- силе слова
- вербальном и невербальном общении
- правилах вежливости.
- «Речевые жанры». Дети получают представление о:
- устной и письменной речи
- письме, поздравлении, объявлении
- словарной статье
- рассказе
- информации, хронике, заметке.
Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.
Учимся выступать
Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:
- Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
- Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
- Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
- Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
- Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
- Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
- Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
- Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
- Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
- Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.
Упражнения по технике речи
Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:
- «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
- «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
- «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
- «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
- «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
- «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
- «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
- «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».
«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».
Учимся общаться
Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.
Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.
Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.
В процессе занятий школьники научатся:
- оценивать и анализировать ситуации общения
- общаться в соответствии с речевым этикетом
- правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
- верно выбирать при общении
- ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
- успешно вступать в контакт.
Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:
- Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
- Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
- Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.
«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».
Выводы
Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.
«РИТОРИКА»
«Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
Воронова
Елена Сергеевна
Педагог
дополнительного
образования
Уровень развития коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Благодаря им у ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста складываются особые формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие задачам и условиям нового вида деятельности – учебной. Предпосылки этого процесса закладываются в дошкольном возрасте, если педагоги продумывают и четко выстраивают образовательную ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Именно в возрасте 6-7 лет, как в наиболее благоприятном, необходимо стимулировать проявление собственной речевой активности и правильному изложению своей точки зрения, развивать умение слушать собеседника и уважительно относится к его мнению, учить бережному отношению к слову, с которым обращаешься к собеседнику и учитывать его эмоционально-личностные особенности.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и со взрослыми остается одной из главных проблем некоторых дошкольников. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно.
А как известно, коммуникативная компетентность – это умение на котором основывается не только успешное обучение в школе, но и успешная презентация себя в жизни; – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении.
Поэтому, в курсе «Риторики», главная цель речевого воспитания состоит в овладение детьми старшего дошкольного возраста основными коммуникативными способностями.
Курс «Риторика» выстроен таким образом, что регулярное проведение упражнений и заданий приводит к тому что:
- Речь детей становится более четкой и выразительной;
- Улучшается ритмико – интонационная сторона речи;
- Формируется речевое внимание;
- Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- Нормализуется речевое дыхание;
- Формируется умение выстраивания межличностных отношений и согласованности действий;
- Формируется умение видеть конечную цель высказывания;
- Воспитывается культура общения (речевой этикет);
- Повышается речевая активность детей.
Основные направления курса «Риторика»:
1. Речевое (техническое) направление:
- Дикция;
- Темп, ритм речи;
- Голос;
- Выразительность, эмоциональность высказывания;
- Речевое внимание.
2. Развитие коммуникативных умений:
- Умение понимать настроение, эмоциональный настрой собеседника;
- Умение вызвать интерес, эмоциональный отклик к содержанию высказывания;
- Воспитание внимательного и бережного отношения к другому в процессе общения;
- Развитие произвольности и саморегуляции;
- Воспитание межличностных отношений у дошкольников;
- Согласованности действий, взаимопомощи;
3. Культурно – эстетическое направление (культура общения):
- Умение ждать своей очереди высказывания в диалоге;
- Ознакомление с алгоритмами речевого поведения;
- Понимание возрастных и социо-культурных отличий речевого поведения.
Каждое занятие реализуется через несколько этапов:
1 этап. Активизация пассивного и активного словаря ребенка (знакомство ребенка с заранее известной темой в семье, знакомство с опытом другого человека, получение дополнительной информации по заданной теме, обсуждение проблемы в кругу семьи. К каждому занятию родители обсуждают с детьми заранее известную тему. Это позволяет ребенку на занятии быть не просто пассивным слушателем, а активно участвовать в разговоре, речевой ситуации. Готовность к занятию мотивирует ребенку к высказыванию.
2 этап. Создание благоприятной речевой среды. Организация возможности для высказывания заранее накопленного речевого материала, выстраивание ситуации, провоцирующей ребенка на речевую активность. На занятии ребенок имеет возможность высказаться, получить опыт общения и образцы речи других детей.
3 этап. Налаживание коммуникации в предложенной ситуации. Речевые и психологические задания и игры на развитие коммуникативных способностей детей. Педагог создаете игровые ситуации, дидактические игры, которые способствуют общению детей, способствует налаживанию контакта и разрешению конфликтных ситуаций.
Закрепление речевого материала. Закрепление речевого материала осуществляется как педагогом в группе, так и родителями дома. Обсуждение детьми проблемной ситуации, созданной на занятии, на новом уровне с учетом появившегося или поменявшегося мнения ребенка. Разрешения конфликтных ситуаций возникших на занятии. При необходимости консультация с психологом.
Курс «Риторика» рассчитан на сотворчество взрослого (педагога, родителя) и ребенка, для того чтобы ребенок более комфортно и уверено ощущал себя в среде как сверстников так и взрослых.