Условные обозначения запорной арматуры на схемах. Условное обозначение арматуры трубопроводов

При выполнении строительных чертежей элементы трубопроводной арматуры , которые на них необходимо изобразить, должны выполняться согласно тем требованиям, которые изложены в ГОСТ 21.205–93 .

Обозначение Наименование
Клапан проходной запорный (вентиль)
Клапан угловой запорный (вентиль)
Клапан трехходовой (вентиль)
Клапан проходной регулирующий (вентиль)
Клапан угловой регулирующий (вентиль)
Обратный клапан проходной
Обратный клапан угловой
Предохранительный клапан проходной
Предохранительный клапан угловой
Дроссельный клапан
Редукционный клапан
Задвижка
Затвор поворотный
Кран проходной
Угловой кран
Трехходовой кран
Водоразборный кран
Кран писсуарный
Кран (клапан) пожарный
Кран поливочный
Кран двойной регулировки
Смеситель
Смеситель с душевой сеткой
Водомер

В технике и строительстве под трубопроводной арматурой подразумевается та система приспособлений, крепежных узлов и деталей, которые монтируется при сооружении трубопроводов и различных агрегатов, применяемых при регулировании потоков рабочих сред.

Арматура представляет собой обязательную часть всех трубопроводных систем, а ее основным предназначением является управление потоками рабочей среды (жидкостей или газов), которые по ним передаются. Следует заметить, что выбор подходящей в каждом конкретном случае арматуры – задача нелегкая. При ее решении необходимо учитывать такие факторы, как конкретные условия работы, специфика тех требований, которые к ней предъявляются, надежность и долговечность. От того, насколько правильно подобрана арматура того или иного конструктивного типа, во многом зависит безаварийность работы систем в целом, осуществление тех или иных технологических процессов.

Современной промышленностью выпускается несколько типов трубопроводной арматуры . К основным из них относятся:

  • Задвижки
  • Клапаны
  • Краны
  • Затворы

Задвижкой называется разновидность трубопроводной арматуры, в которой регулирующий или запирающий элемент перемещается в направлении, перпендикулярном тому, в котором движется рабочая среда. При создании трубопроводных систем задвижки используются очень широко. Их активно применяют при проектировании и создании как транспортных, так и технологических трубопроводов.



Кран задвижка

Клапаном в технике называется специализированное устройство, которое монтируется на сосуде или трубопроводе, и предназначенное для того, чтобы открываться или закрываться тогда, когда наступают определенные условия, к примеру: меняется направление рабочей среды или же ее давление. Клапаны устанавливаются в трубопроводных системах и для того, чтобы пропускать двигающуюся по ним жидкость или раз в одну сторону и не пропускать – в другую.

Кран является одним из наиболее распространенных типов трубопроводной арматуры. Его регулирующий или запирающий элемент представляет собой тело вращения или же его часть, которое поворачивается вокруг собственной оси. Она может располагаться по отношению к направлению тока рабочей среды произвольным образом. С точки зрения своего предназначения краны – это запорные, распределительные и регулирующие устройства, которые предназначаются для работы с жидкими и газообразными средами. Последние могут быть загрязнены различными механическими примесями, шламами, пульпами и суспензиями. Краны чрезвычайно широко используются в системах газо- и водоснабжения, котлах и резервуарах, магистральных нефте- и газопроводах, а также во многих других областях.

Дисковые затворы представляют собой такую разновидность трубопроводной арматуры, в которой регулирующий или запирающий элемент, как нетрудно догадаться из самого названия, представляет собой диск. Он расположен перпендикулярно или же под некоторым углом по направлению движения рабочей среды, может поворачиваться вокруг своей оси. Довольно часто дисковые затворы называют гермоклапанами, герметичными клапанами, заслонками. Чаще всего арматура этого типа используется в трубопроводах, имеющих большой диаметр, а также при малых давлениях рабочей среды. Кроме того, их нередко применяют тогда, когда требования к герметичности рабочего органа невысоки.

4. Условные обозначения и маркировка арматуры

На корпусе арматуры указываются условный диаметр прохода и рабочее давление, а также условный индекс, обозначающий тип арматуры и ее основные данные. Обозначения выполняются либо путем отливки выпуклых знаков, либо клеймением. Применение системы индексов обеспечивает возможность правильного выбора арматуры, использование ее по назначению и повышает возможности контроля арматуры при монтаже. Система индексов облегчает решение организационных вопросов на производстве. Эта задача пока еще не решена удовлетворительно, так как существуют параллельно несколько систем обозначений. Наибольшее распространение получила система ЦКБА (Центральное конструкторское бюро арматуростроения), содержащая цифровой и буквенный код основных данных арматуры. Эта система описана ниже. Наряду с ней пользуются кодом, полученным путем сокращения названия изделия, например ктс - кран трехходовой стальной и т. д. Отдельные конструкции обозначаются только номером чертежа, по которому они изготовляются.

В настоящее время разрабатывается десятичная классификация арматуры, по которой изделия будут иметь шифр, состоящий только из цифр, кодирующих основные конструктивные и параметрические данные изделия. Применение этой системы позволит вводить требуемую информацию в расчеты по учету, планированию и организации производства, выполняемые с применением вычислительных машин.

По системе обозначений ЦКБА индекс изделия включает пять элементов, расположенных последовательно:

1) тип арматуры (цифровое обозначение - табл. 1.5);

2) материал корпуса (буквенное обозначение - табл. 1.6);

3) привод (цифровое обозначение - табл. 1.7); для обозначения привода используются однозначные числа (первая цифра трехзначного числа индекса; при отсутствии привода в индексе стоит не трехзначное, а двухзначное число);

4) конструкция по каталогу ЦКБА (цифровое обозначение);

5) материал уплотнительных колец (буквенное обозначение - табл. 1.8); при отсутствии вставных, или наплавленных уплотнительных колец, когда уплотняющие поверхности образуются непосредственно материалом корпуса, в индексе проставляется обозначение бк (без колец). В случае применения внутренних покрытий обозначение материала покрытия объединяется с обозначением материала уплотнительных колец (табл. 1.9).

Например, индекс 30ч925бр обозначает задвижку (30) чугунную (ч) с электроприводом (9) конструкции, обозначенной порядковым номером 25 по каталогу ЦКБА, с уплотнительными кольцами из латуни (бр).

1.5. Условные обозначения типов арматуры

Тип изделия

Условное обозначение

Тип изделия

Условное обозначение

Арматура

Пробно-спускной кран

Обратный клапан поворотный

Кран для трубопровода

Регулятор давления «после себя! и «до себя»

Указатель уровня

Запорный и отсечной клапаны

13; 14 или 15

Регулирующий клапан

Обратный клапан подъемный или приемный с сеткой

Задвижка

Предохранительный клапан

Затвор (кран большого прохода)

Конденсатоотводчик

Приводы, изготовляемые отдельно от арматуры

Механический привод с червячной передачей для ручного управления

Пневматический при-

Механический привод с цилиндрической передачей для ручного управления

Гидравлический привод

Механический привод с конической передачей для ручного управления

Электропривод (моторный}

Электромагнитный привод

1.6. Условные обозначения материала корпуса

Материал корпуса

Условное обозначение

Материал корпуса

Условное обозначение

Сталь углеродистая

Монель-металл

Сталь легированная

Винипласт

Сталь коррозионностой-ная или нержавеющая

Пластмассы (кроме винипласта)

Чугун серый

Чугун ковкий

Латунь или бронза

Алюминий

1.7. Условные обозначения привода арматуры

1.8. Условное обозначение материала уплотняющих колец

Материал уплотняющих колец

Условное обозначение

Материал уплотняющих колец

Условное обозначение

Латунь и бронза

Монель-металл

Коррозионностойкая и

Винипласт

нержавеющая сталь

Пластмассы (кроме винипласта)

Нитрированная сталь

Без вставных или наплавленных колец

Фторопласт

1.9. Условное обозначение материала внутренних покрытий арматуры

При отсутствии привода индекс изделия состоит из четырех элементов. Арматура, изготовляемая по проектам Государственного проектного института нефтяного машиностроения; обозначается по другой системе с применением

букв и цифр, например ЗКЛ2-200-16 - задвижка - клиновая литая, второй модификации с условным проходом 200 мм на условное давление 16 кгс/см 2 .

Чтобы иметь возможность при монтаже или в условиях эксплуатации быстро определить материал корпусных деталей и уплотняющих колец, стальная и чугунная арматура окрашивается в разные цвета. Арматура из цветных сплавов не окрашивается. После установки арматуры на трубопровод она закрашивается вместе с трубопроводом.


4. Условные обозначения и маркировка арматуры

На корпусе арматуры указываются условный диаметр прохода и рабочее давление, а также условный индекс, обозначающий тип арматуры и ее основные данные. Обозначения выполняются либо путем отливки выпуклых знаков, либо клеймением. Применение системы индексов обеспечивает возможность правильного выбора арматуры, использование ее по назначению и повышает возможности контроля арматуры при монтаже. Система индексов облегчает решение организационных вопросов на производстве. Эта задача пока еще не решена удовлетворительно, так как существуют параллельно несколько систем обозначений. Наибольшее распространение получила система ЦКБА (Центральное конструкторское бюро арматуростроения), содержащая цифровой и буквенный код основных данных арматуры. Эта система описана ниже. Наряду с ней пользуются кодом, полученным путем сокращения названия изделия, например ктс - кран трехходовой стальной и т. д. Отдельные конструкции обозначаются только номером чертежа, по которому они изготовляются.

В настоящее время разрабатывается десятичная классификация арматуры, по которой изделия будут иметь шифр, состоящий только из цифр, кодирующих основные конструктивные и параметрические данные изделия. Применение этой системы позволит вводить требуемую информацию в расчеты по учету, планированию и организации производства, выполняемые с применением вычислительных машин.

По системе обозначений ЦКБА индекс изделия включает пять элементов, расположенных последовательно:

1) тип арматуры (цифровое обозначение - табл. 1.5);

2) материал корпуса (буквенное обозначение - табл. 1.6);

3) привод (цифровое обозначение - табл. 1.7); для обозначения привода используются однозначные числа (первая цифра трехзначного числа индекса; при отсутствии привода в индексе стоит не трехзначное, а двухзначное число);

4) конструкция по каталогу ЦКБА (цифровое обозначение);

5) материал уплотнительных колец (буквенное обозначение - табл. 1.8); при отсутствии вставных, или наплавленных уплотнительных колец, когда уплотняющие поверхности образуются непосредственно материалом корпуса, в индексе проставляется обозначение бк (без колец). В случае применения внутренних покрытий обозначение материала покрытия объединяется с обозначением материала уплотнительных колец (табл. 1.9).

Например, индекс 30ч925бр обозначает задвижку (30) чугунную (ч) с электроприводом (9) конструкции, обозначенной порядковым номером 25 по каталогу ЦКБА, с уплотнительными кольцами из латуни (бр).

1.5. Условные обозначения типов арматуры

Тип изделия Условное обозначение Тип изделия Условное обозначение
Арматура
Пробно-спускной кран 10 Обратный клапан поворотный 19
Кран для трубопровода 11 Регулятор давления «после себя! и «до себя» 21
Указатель уровня 12 Запорный и отсечной клапаны 22
Вейтиль 13; 14 или 15 Регулирующий клапан 25
Обратный клапан подъемный или приемный с сеткой 16 Задвижка 30 и 31
Предохранительный клапан 17 Затвор (кран большого прохода) 32
Конденсатоотводчик 45
Приводы, изготовляемые отдельно от арматуры
Механический привод с червячной передачей для ручного управления 33 Пневматический при- 66
Механический привод с цилиндрической передачей для ручного управления Гидравлический привод 77
Механический привод с конической передачей для ручного управления 55 Электропривод (моторный} 87
Электромагнитный привод 88

1.6. Условные обозначения материала корпуса

Материал корпуса Условное обозначение Материал корпуса Условное обозначение
Сталь углеродистая С Монель-металл МН
Сталь легированная лс Винипласт ВП
Сталь коррозионностой-ная или нержавеющая нж П
Чугун серый ч Фарфор К
Чугун ковкий кч Титан тн
Латунь или бронза Б Стекло ск
Алюминий а

1.7. Условные обозначения привода арматуры

Привод Условное обозначение Привод Условное обозначение
Механический: Пневматический 6
с червячной передачей ,3 Гидравлический 7
Электромагнитный 8
с цилиндрической зубчатой передачей 4 Электрический (электромеханический) 9
с конической зубчатой передачей 5

1.8. Условное обозначение материала уплотняющих колец

Материал уплотняющих колец Условное обозначение Материал уплотняющих колец Условное обозначение
Латунь и бронза бр Эбонит Э
Монель-металл мн Резина Р
Коррозионностойкая и нж Винипласт вп
нержавеющая сталь Пластмассы (кроме винипласта) п
Нитрированная сталь нт
Баббит бт Без вставных или наплавленных колец бк
Стеллит ст
Сормайт ср Фторопласт фт
Кожа к

1.9. Условное обозначение материала внутренних покрытий арматуры

При отсутствии привода индекс изделия состоит из четырех элементов. Арматура, изготовляемая по проектам Государственного проектного института нефтяного машиностроения; обозначается по другой системе с применением

букв и цифр, например ЗКЛ2-200-16 - задвижка - клиновая литая, второй модификации с условным проходом 200 мм на условное давление 16 кгс/см 2 .

Чтобы иметь возможность при монтаже или в условиях эксплуатации быстро определить материал корпусных деталей и уплотняющих колец, стальная и чугунная арматура окрашивается в разные цвета. Арматура из цветных сплавов не окрашивается. После установки арматуры на трубопровод она закрашивается вместе с трубопроводом.

  • Абраимов Н.В. Высокотемпературные материалы и покрытия для газовых турбин (Документ)
  • Крылова Т.Н. Интерференционные покрытия. Оптические свойства и методы исследования (Документ)
  • Данилин Б.С., Сырчин В.К. Магнетронные распылительные системы (Документ)
  • Клиначёв Н.В.Теория систем автоматического регулирования. Учебно-методический комплекс (Документ)
  • Зыкина А.В. Лекции по кибернетике (Документ)
  • Мальцев И.М. Лекции по материаловедению (Документ)
  • Крамаренко А.А., Широких Л.А. Лекции по строительной механике стержневых систем. Часть 4. Статически неопределимые системы. Метод перемещений (Документ)
  • n1.doc

    Условные обозначения арматуры

    Государственными стандартами предусмотрены условные обозначения арматуры, которые включают в себя наименование, номер (номер типа арматуры, например, 1 - кран, 2 - вентиль, 3 - задвижка и т.д.) , конструктивный тип (римские цифры I, II, III), исполнение (буквы А, Б, В), условный проход (мм), условное давление (МПа), ГОСТ.

    Однако в ведомостях для заказа арматуры, в прейскурантах широко используются не стандартные, а отраслевые условные обозначения.

    Поэтому для удобства учета, заказов, хранения Центральным конструкторским бюро арматуростроения (ЦКБА) разработан каталог (классификатор), в котором приняты условные обозначения выпускаемой арматуры, не отраженные в стандартах на арматуру, но относительно широко используемые на практике. Условные обозначения (ЦКБА) арматуры состоят из последовательно располагаемых цифр и букв.

    Первые две цифры соответствуют виду арматуры (группе), которая имеет следующее обозначение:

    Краны:

    Пробково спускные - 10

    Для трубопроводов - 11.

    Запорные устройства указателей уровня - 12

    Вентили - 14.15

    Клапаны:

    Обратные подъемные - 16

    Предохранительные - 17

    Редукционные - 18

    Обратные поворотные - 19

    Регуляторы давления - 21

    Клапаны:

    Запорный и отсечной - 22

    Регулирующий - 25

    Смесительные - 27

    Задвижки - 30,31

    Затворы - 32

    Инжекторы - 40

    Сталь:

    Углеродистая - с

    Легированная - лс

    Коррозионностойкая (нержавеющая) - нж

    Чугун:

    Серый - ч

    Ковкий - кч

    Латунь, бронза - б

    Алюминий - а

    Монель-металл - мн

    Винипласт - вп

    Прочие пластмассы - п

    Титан - тн

    Стекло - ск

    Первая цифра после буквенного обозначения указывает вид привода:

    Механический с червячной передачей - 3

    То же, с цилиндрической передачей - 4

    То же, с конической передачей - 5

    Пневматический -6

    Гидравлический - 7

    Электромагнитный - 8

    Электрический - 9

    Последние одна-две буквы обозначают материал уплотнительных поверхностей запорного элемента:

    Латунь, бронза - бр

    Монель-металл - мн

    Сталь нержавеющая (коррозионностойкая) - нж

    Нитрированная сталь - нт

    Баббит - бт

    Стеллит - ст

    Сормайт - ср

    Эбонит - э

    Резина - р

    Винипласт - вп

    Прочие пластмассы - п

    Уплотнительные поверхности без вставных колец, т.е. с уплотнительными поверхностями выполненными непосредственно на самом корпусе или затворе - бк

    Внутреннее покрытие уплотнительных поверхностей имеет следующее обозначение:

    Гуммирование - гм

    Эмалирование - эм

    Свинцование - см

    Футерование пластмассой - п

    То же, нейритои - н

    Пример обозначения:

    Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем фланцевая чугунная с уплотнением поверхности без вставных колец - 30ч7бк

    Здесь 30 - группа изделия - задвижка; «ч» - материал корпуса - чугун серый; цифра 7 характеризует разновидность задвижки; «бк» - запорный элемент уплотняется без вставных колец.

    На лицевой стороне корпуса арматуры или на фирменной табличке, приклепанной к арматуре, наносят товарный знак завода-изготовителя, условное давление, диаметр условного прохода, стрелку - знак направления потока (арматура, предназначенная для подачи среды в любом направлении. А также имеющая выпускные концы, не должна иметь стрелки-указателя). Для арматуры,изготовляемой на определенное рабочее давление, вместо условного должны указываться рабочее давление и температура.

    На арматуре, изготовленной из стали со специальными свойствами (жаростойкой, кислотостойкой) дополнительно указывается марка материала корпуса.

    В зависимости от материала корпуса арматура окрашивается в определенный цвет по ГОСТ 4666-75:

    Чугун серый и ковкий - черный

    Углеродистая - серый

    Легированная - синий

    Кислотостойкая и нержавеющая - голубой

    Цветные сплавы - не окрашивается

    В зависимости от материала уплотнительных деталей затвора применяются следующие дополнительные отличительные окраски приводного устройства (маховика (рычага)

    Бронза, латунь - красный

    Сталь кислотостойкая и нержавеющая - голубой

    Нитрированная - фиолетовый

    Баббит - желтый

    Пластмасса - серый с синими полосками по периметру

    Эбонит, фибра - зеленый

    Без колец - цвет окраски корпуса и крышки.


    1. Характеристика основных видов арматуры

    1. Запорная арматура

    Назначение запорной арматуры заключается в перекрытии потока или пуске его в соответствии с требованиями технологического процесса. Кроме того, при помощи запорной арматуры производится переключение направления потока и изменение его расхода, давления, скорости.

    Главная задача при конструировании запорной арматуры - обеспечение герметичности как в запорном элементе, так и по отношению ко внешней среде (сальник, соединения корпуса с крышкой и с трубопроводом). Особенно важно обеспечить герметичность в запорном элементе, так как небольшой пропуск рабочей среды в запорном элементе может оказать решающее влияние на технологический процесс. Герметичность запорного элемента регламентируется ГОСТ 9544-75, который разделяет запорную арматуру по степени герметичности на 3 класса.

    Наиболее распространена запорная арматура 4-х типов: задвижки, вентили, краны и затворы. Данные типы различаются характером перемещения запорного элемента и формой этого элемента.

    Задвижка - запорное устройство, в котором перекрытие потока осуществляется поступательным перемещением запорного элемента (затвора) в направлении, перпендикулярном направлению потока (см.рис.2.1а).


    Рис. 2.1. Схемы перекрытия потока запорной арматурой

    а - задвижкой; б - вентилем; в - краном.

    Принципиальная особенность задвижек заключается в том, что при их закрывании запорный элемент не преодолевает существенные усилия от давления среды, т.к. он двигается поперек потока. В задвижках при закрывании необходимо преодолеть только трение. Площадь уплотнительных поверхностей задвижек невелика: два узких кольца вокруг прохода, вследствие чего в задвижках обеспечивается относительно надежная герметичность.

    Достоинства задвижек: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью отрытом проходе: отсутствие поворота потока рабочей среды; простота обслуживания; относительно незначительная строительная длина; возможность подачи среды в любом направлении; возможность использования для перекрытия потоков среды большой вязкости.

    Недостатки задвижек: невысокая скорость срабатывания запорного элемента; большая высота; трудности замены изношенной уплотнительной поверхности запорного элемента при эксплуатации; невозможность их применения для сред с кристаллизирующимися включениями; невысокий допускаемый перепад давления на затворе (в сравнении с вентилями); возможность возникновения гидравлического удара в конце хода; невозможность применения постоянной смазки уплотняющих поверхностей седла и затвора.

    Строительная длина задвижек, т.е. расстояние между наружными плоскостями фланцев, должна соответствовать ГОСТ 3706-67, а технические условия на их изготовление - ГОСТ 5762-74*. Основные параметры задвижек нормированы ГОСТ 9698-67.

    По конструкции запорного элемента задвижки бывают параллельные и клиновые. В свою очередь параллельные задвижки подразделяются на однодисковые (шиберные) и двухдисковые; клиновые задвижки подразделяются на задвижки с цельным, упругим и составным клином.

    По конструкции шпинделя задвижки делятся на задвижки с выдвижным и не выдвижным шпинделем, по типу привода - задвижки с ручным (маховик, цепное колесо, конический редуктор) и электрическим приводом. Задвижки с не выдвижным шпинделем должны иметь указатели степени открытия.

    В некоторых задвижках, предназначенных для работы при высоких перепадах давления на затворе, с целью уменьшения усилий, необходимых при открывании и закрывании прохода, полная площадь прохода выполняется несколько меньше, чем площадь сечения входных патрубков. На основании данного признака задвижки подразделяются на полнопроходные и с суженым проходом. В полнопроходных задвижках диаметр прохода равен диаметру патрубков, в задвижках с суженным проходом он меньше диаметра патрубков.

    В параллельных задвижках уплотнительные поверхности параллельны друг другу и расположены перпендикулярно к направлению потока рабочей среды. Затвор в них называется диском или шибером. Преимущества параллельных задвижек: простота изготовления затвора, легкость сборки ремонта, отсутствие заедания затвора в полностью закрытом положении. Недостатки данных задвижек: высокий расход энергии на закрывание и открывание, в связи с тем, что на всем пути движения привод преодолевает трение между уплотнительными поверхностями седел и затвора, а также значительный износ уплотнительных поверхностей.

    Параллельная задвижка с выдвижным шпинделем (рис.2.2.) состоит из чугунного корпуса 4, его крышки 8, шпинделя с червячной резьбой 7, маховика 14 с гайкой 13, в которую входит шпиндель. В нижней части шпинделя закреплен шибер, состоящий из двух параллельных дисков 3 с обоймой 5. Между дисками располагается распорный клин 2. При вращении маховика вправо шпиндель вместе с дисками и клином опускается вниз. Клин касается низа корпуса задвижки и при дальнейшем движении шпинделя вниз раздвигает диски и прижимает их к бронзовым кольцам 1, закрывая проход. Чтобы задвижка не пропускала рабочую среду, диски плотно прижимаются к кольцам. При вращении маховика влево шпиндель вместе с дисками поднимается вверх и открывает проход. В верхней части шпинделя ниже резьбы находится крышка сальника 12, а под ней в кольцевом канале крышки корпуса 8 имеется сальниковая набивка 10. Крышка сальника, притянутая к крышке корпуса двумя болтами сжимает сальниковую набивку, которая плотно схватывает шпиндель и препятствует проникновению рабочей среды через крышку корпуса вдоль шпинделя. Крышка соединяется с корпусом болтами с гайками.

    Рис. 2.2. Параллельная задвижка с выдвижным шпинделем

    1 - кольцо; 2 - клин; 3 - диск; - корпус; 5 - обойма диска; 6 - прокладка; 7 - шпиндель; 8 - крышка корпуса; 9 - болт с гайкой; 10 - сальниковая набивка; II - болт; 12 - крышка сальника; 13 - гайка;14- маховик.
    Основные размеры параллельных задвижек с выдвижным шпинделем на Р у  1 МПа должны соответствовать ГОСТ 8437-75. Задвижки с латунным уплотнением запорного элемента 30ч6 бр применяются для воды и пара с температурой до 225 о С, а с чугунным уплотнением запорного элемента 30ч6 бк - для нефти и масел температурой до 90 о С. Такие задвижки изготавливаются условным проходом от 50 до 400 мм. В газоснабжении применяют задвижки 30ч7 бк.

    Параллельная задвижка с не выдвижным шпинделем представлена на рисунке 2.3 (чугунная задвижка с латунными уплотнительными кольцами на Р у  1 МПа для воды температурой не более 50 о С). Особенности конструкции задвижки следующие. В верхней части шпинделя имеется кольцевой выступ 1, который, защемляясь между корпусом задвижки и фланцем 2, препятствует перемещению шпинделя вдоль его оси. На нижней части шпинделя нарезана прямоугольная резьба, которая входит в такую же резьбу в отверстии верхнего клина 3. С верхним клином соединен нижний клин 4, сцепленный с дисками 5 и 6. При вращении маховика вправо верхний клин и соединенный с ним нижний клин задвижки опускаются вниз. Когда нижний клин упрется в корпус задвижки, скошенная плоскость верхнего клина начнет скользить по скошенной плоскости нижнего клина. В итоге клинья прижмут диски к кольцам корпуса, герметично закрывая проход.

    Задвижка данного типа обеспечивает более плотное закрытие прохода по сравнению с задвижкой с выдвижным шпинделем, однако последняя имеет следующее достоинство - по положению шпинделя можно определить, достигнута ли заданная величина прохода. Параллельно задвижки с не выдвижным шпинделем изготавливаются условным проходом от 50 до 300 мм.

    Клиновые задвижки - задвижки, у которых затвор имеет вид плоского клина. В клиновых задвижках седла или уплотнительные поверхности, параллельные уплотнительным поверхностям затвора, расположены под некоторым углом к направлению перемещения затвора. Затвор в данных задвижках носит наименование клина. Достоинства клиновых задвижек: повышенная герметичность прохода в закрытом положении. Незначительность усилия, необходимого для обеспечения уплотнения. Т.к. угол между направлением усилия привода и усилиями, действующими на уплотнительные поверхности затвора, близок к 90 о, то даже небольшая сила, передаваемая шпинделем, может вызвать значительные усилия в уплотнении. Недостатки таких задвижек: необходимость применения направляющих для

    Рис. 2.3. Параллельнаязадвижкатипа «Москва»
    перемещения затвора, повышенный износ уплотняющих кромок затвора, технологические трудности получения герметичности в затворе.

    Задвижка клиновая дисковая с выдвижным шпинделем фланцевая с электроприводом изображена на рис.2.4. Она изготовлена из стали, что дает возможность использовать её при Р у  1 МПа для воды и пара температурой до 300 о С. Задвижка имеет затвор в виде сплошного клина с направляющим и связанный с ним выдвижной шпиндель. В задвижке имеется верхнее уплотнение для разгрузки сальника при поднятом до отказа затворе, которое даёт возможность при необходимости заменить сальниковую набивку, не прекращая подачу газа.

    Рис. 2.4.Задвижка клиноваядисковаяс выдвижным шпинделем, с электроприводом

    1 - корпус; 2 - клин запорного элемента; 3 - шпиндель; 4 - крышка задвижки;

    5 - электропривод.
    Тип и основные размеры задвижки регламентированы ГОСТ 10738-76. Обозначение задвижки 30с964нж. Цифры 964 показывают, что задвижка имеет электропривод. Электропривод позволяет облегчить обслуживание задвижек и автоматизировать управление ими.

    Электропривод состоит из трех узлов: электродвигателя, редуктора и конечных выключателей. Редуктор применяется для уменьшения числа оборотов при передаче движения от электродвигателя к шпинделю. Используются обычно червячные редукторы. Конечные выключатели обеспечивают автоматическое отключение электродвигателя при достижении запорным элементом задвижки крайних положений, размыкая электрическую цепь электродвигателя. Реверсивные магнитные пускатели или контакты, используемые для управления электроприводом, позволяют пускать электродвигатель с вращением по часовой или против часовой стрелки.

    Задвижка клиновая двухдисковая с не выдвижным шпинделем 30ч47бкч (см рис.2.5.) применяется для газопроводов. Запорный элемент задвижки состоит из двух дисков и вкладыша. При вращении маховика по часовой стрелке затвор раздвигает диски, прижимая их к уплотняющим поверхностям корпуса. При этом обеспечивается плотное прилегание дисков за счет распора дисков, осуществляемого благодаря наличию сферического элемента внутри запорного устройства. Указатель положения затвора состоит из стержня и диска перемещающегося по резьбе шпинделя. На стержне имеются красные отметки «0» (открыто) и «З» (закрыто). При износе уплотнительных поверхностей плотность затвора восстанавливают при помощи регулировочных прокладок. В качестве сальниковой применяют набивку марки ЛП (по ГОСТ 5152-84) и уплотнительное кольцо из маслобензостойкой резины. Конструкция и размеры задвижки нормированы ГОСТ 11933-66*. Задвижки изготовляют на Ру  0,6 МПа и Ду = 50...600 мм для температуры рабочей среды до 100 о С.



    Рис. 2.5. Задвижка клиновая с невыдвижным шпинделем 30ч47бк4.

    1 - регулировочная прокладка; 2 - вкладыш; 3 -диск клинового затвора; 4 - шток;

    5- уплотнительное кольцо; 6 - стержень; 7 - диск; 8 - выступ сальниковой гайки.

    Вентиль - запорное устройство с поступательным перемещением запорного элемента(затвора) в направлении, совпадающем с направлением потока транспортируемой среды.(см. рис.2.1.б). Перемещение затвора осуществляется вследствие ввинчивания шпинделя в ходовую гайку. Вентили в основном применяются для перекрытия потоков газообразных и жидких сред, когда к надежности и герметичности запорного устройства предъявляются высокие требования. Однако на базе вентилей достаточно просто могут быть созданы дросселирующие устройства с любой расходной характеристикой.

    Достоинства вентилей: возможность работы при высоких перепадах давления на золотнике и при больших рабочих давлениях; простота конструкции, обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации; малый ход золотника (затвора), необходимый для полного перекрытия прохода (по сравнению с задвижками), обычно 0,25 Ду; сравнительно небольшие габаритные размеры и масса; герметичность перекрытия затвора; возможность использования в качестве регулирующего органа и установки на трубопроводе в любом положении (вертикальном или горизонтальном); исключение опасности возникновения гидравлического удара; возможность изготовления уплотнения золотника из резины или пластмассы, что снижает усилие, требуемое для герметизации, повышая при этом коррозионную стойкость уплотнения.

    Недостатки вентилей: высокое гидравлическое сопротивление; невозможность использования для сильно загрязненных сред и сред с высокой вязкостью; большая строительная длина в сравнении с задвижками; подача среды только в одном направлении, определенном конструкцией вентиля; большие в сравнении с другими видами арматуры габаритные размеры и стоимость.

    В то же время для управления потоками с высокими рабочими давлениями, а также низкими или высокими температурами рабочей среды вентили являются единственным экономически целесообразным видом запорной арматуры.

    Многочисленные конструкции вентилей классифицируются по нескольким признакам. По конструкции корпуса различаются проходные, угловые, прямоточные и смесительные вентили. По конструкции крышки корпуса - вентили с крышкой на резьбе и с крышкой на шпильках. По способу уплотнения шпинделя - сальниковые и сильфонные вентили, по способу присоединения корпуса к трубопроводу - фланцевые и муфтовые вентили, по конструкции запорного элемента - тарельчатые и диафрагмовые. По назначению вентили подразделяются на запорные, запорно-регулирующие и специальные. Регулирующие в свою очередь делятся по конструкции дроссельных устройств на вентили с профилированными золотниками и игольчатые.

    Конструкция наиболее распространенного проходного вентиля представлена на рис. 2.6. Он состоит из корпуса, в котором смонтирован узел запорного элемента, верхней крышки с сальниковым устройством и шпинделя. Внутренние поверхности корпуса и крышки образуют рабочую полость вентиля. Корпус вентиля представляет собой литую конструкцию, симметричную относительно продольной плоскости сечения, и имеет два соосных патрубка с резьбой для присоединения к трубопроводу.

    Узел запорного элемента включает клапан и кольцевое седло. Клапан (золотник) затвора крепится на шпинделе с помощью гайки и шайбы. Вверху шпинделя расположен маховик. В средней части шпинделя и в крышке корпуса имеется резьба.

    При вращении маховика вправо шпиндель опускается по резьбе крышки корпуса и клапан закрывает седло. При обратном вращении маховика клапан поднимается и открывает проход.

    Крышка присоединяется к корпусу на резьбе. Шпиндель вентиля проходит через крышку корпуса, сальниковую втулку и накидную гайку. Во избежание просачивания среды вдоль шпинделя применяется сальниковая набивка, уплотняемая при необходимости вращением накидной гайки. Вентиль устанавливается таким образом, чтобы рабочая среда поступала под клапан; движение среды должно совпадать с направлением стрелки на корпусе.

    Основные параметры вентилей регламентируются ГОСТ 9697-67* .ГОСТ 5761-74* устанавливает технические требования на изготовление вентилей с Ру  2,5 МПа.

    Рис. 2.6. Вентиль проходной

    1 - гайка; 2 - шайба; 3 - седло; 4 - корпус; 5 - крышка корпуса; 6 - шпиндель; 7 - сальниковая набивка; 8 - втулка сальника; 9 - накидная гайка; 10 - маховичок;

    11 - клапан; 12 - прокладка.
    Вентили проходные запорные латунные муфтовые (рис.2.7.), рассчитанные на Ру = 1 МПа и Ру = 1,6 МПа, по своей конструкции, размерам и исполнению должны соответствовать ГОСТ 9086-74. Согласно данному стандарту вентили выпускаются в трех исполнениях: 1,2,3 с уловным проходом Ду = 15...50 мм. Исполнения 1и 2 полностью идентичны, отличаясь лишь материалом уплотнительной поверхности запорного элемента в золотнике: для исполнения 1 применяется резина, для исполнения 2 - специальная масса. Золотник в вентилях исполнения 3, как и корпус изготовлен из латуни.

    Рис. 2.7. Вентиль проходной муфтовый

    1 - корпус; 2 - золотник; 3 - шпиндель; 4 - крышка; 5 - кольцо подбивочное; 6 - гайка накидная; 7 - втулка сальника; 8 - маховик; 9 - гайка; 10 - шайба; 11 - набивка сальниковая; 12 - прокладка; 13 - кольцо уплотнительное: 14 - гайка;15 - шайба.
    Вентили исполнения 1 рассчитаны на Ру=1 МПа и температуру среды не более 50 о С, вентили исполнения 2 и 3 рассчитаны на Ру=1,6 МПа и температуру среды не более соответственно 200 о С и 225 о С. Диаметр маховика у вентиля исполнения 3 больше, чем у вентилей исполнения 1 и2.

    Пример обозначения вентиля в техдокументации. Вентиль исполнения 1 на Ду = 32 мм и Ру=1 МПа - 15БЗр на Ру 1 МПа и Ду 32 мм.

    Вентиль фланцевый изображен на рис. 2.8. Основание плунжера вентиля имеет уплотнительное кольцо, изготавливаемое из металла, резины или фторопласта. При вращении маховика против часовой стрелки шпиндель с плунжером поднимается и открывает затвор для прохода среды. Вентили должны устанавливаться на трубопроводе так, чтобы поток газа был направлен под тарелку клапана (плунжера). При подаче газа в обратном направлении увеличивается гидравлическое сопротивление и для больших типоразмеров открытие вентиля затрудняется вследствие давления на клапан.

    Данный вентиль применяется в системах газоснабжения. Его обозначение вентиль 15 кч 16 п.

    Вентили проходные запорные из серого чугуна изготовляются по ГОСТ 18722 -73* четырех видов: муфтовые с крышкой на резьбе или на шпильках и такие же фланцевые. Все указанные виды вентилей из серого чугуна выпускаются в различных исполнениях (5 исполнений) в зависимости от материала уплотнения, применяемого в запорном элементе. Вентили исполнений 1-5 с материалом уплотнения фторопластом - 4 применяются для рабочей среды воды и пара с температурой не более 225 о С. Вентили исполнений 1-4, в которых материалом уплотнения является резина кислотощелочестойкая используются только для воды с температурой не выше 50 о С. Вентили исполнения 1,2 изготавливаются диаметром Ду = 15-80 мм и имеют муфтовое присоединение к трубопроводу. Вентили исполнения 3,4 выпускаются диаметром Ду = 25-50 мм, а исполнения 5 Ду = 65-200 мм. Вид присоединения к трубопроводу - фланцевый.

    Рис. 2.8. Вентиль 15кч1бп.

    1 - маховик; 2 - резьбовая стойка; 3 - шпиндель; 4 - откидные болты;

    5 - сальник; 6 - плунжер; 7 - корпус.
    Вентили проходные запорные из ковкого чугуна выпускаются трех видов: муфтовые с крышкой на резьбе по ГОСТ 18161-72*, с Ду=15-50 мм и Ру = 1,6 МПа, фланцевые с крышкой на резьбе по ГОСТ 18162-72*, с Ду=25-50 мм и Ру = 1,6 МПа, с крышкой на шпильках по ГОСТ 18163-72* с Ду=32-80 мм и Ру = 2,5 МПа. Вентили каждого вида имеют два исполнения. Вентили первых двух видов исполнения 1 в качестве уплотнительной поверхности запорного элемента имеют материалом резину кислотощелочестойкую средней твердости и применяются для воды температурой не выше 50 о С, в исполнении 2 в качестве материала уплотнительной поверхности запорного элемента используется фторопласт-4, область применения - пар с температурой до 225 о С. Вентили фланцевые с крышкой на шпильках исполнения 1 применяются для воды и пара с температурой 225 о С, материал уплотнительной поверхности запорного элемента - фторопласт - 4; исполнения 2 используются для пара с температурой 300 о С, материал уплотнительной поверхности запорного элемента - коррозионностойкая сталь.

    Краны - это запорные устройства, в которых запорный элемент (пробка) имеет форму тела вращения с отверстием для пропуска потока и при перекрытии потока поворачивается вокруг своей оси (рис.2.1в.) Каждый кран имеет две основные детали: вращающуюся - пробку и неподвижную - корпус.

    В зависимости от геометрической формы уплотнительной поверхности запорного элемента различаются краны конические, цилиндрические и шаровые, или со сферическим затвором. Кроме того, краны классифицируются по способу создания удельного давления на уплотнительных поверхностях, по форме окна прохода пробки, по числу проходов, по наличию или отсутствию сужения прохода, по типу управления и привода, по материалу уплотнительных поверхностей.

    Для санитарно-технических систем в основном используются краны с конической пробкой (в газоснабжении и шаровые).

    Поверхность уплотнения конических кранов имеет форму конуса. Конусность пробки (конуса) обычно принимается в зависимости от антифрикционных свойств применяемых материалов равной 1:6 или 1:7. Краны, выполненные из хорошо притирающихся материалов (чугун, латунь, бронза), имеют конусность 1:7, так как в данном случае легче создается необходимое давление на уплотнительной поверхности и проще получить требуемую герметичность. Конусность 1: 6 принята для кранов из стали и пластических масс.

    В зависимости от способа создания удельного давления между корпусом и пробкой краны с коническим запорным элементом подразделяются на натяжные, сальниковые со смазкой и с прижимом пробки.

    Натяжные краны различаются только по способу создания удельного давления между корпусом и пробкой. Наиболее распространены муфтовые краны с резьбовой затяжкой. Их достоинства: простота конструкции, удобство и простота регулировки усилия, затяжки.

    Отличительная черта сальниковых кранов не наличие сальника вообще, а то, что требуемые для герметичности удельные давления на конических уплотнительных поверхностях корпуса и пробки создаются при затяжке сальника. Усилие затяжки передается на пробку, прижимая ее к седлу. Сальниковые краны со смазкой используются, когда необходимо уменьшить усилия управления при средних и больших диаметрах условного прохода, удельные давления на уплотнительных поверхностях и возможность задирания контактирующих поверхностей, а также защитить уплотнительные поверхности от коррозии.

    Отличие кранов с прижимом пробки от обычных кранов состоит в том, что перед поворотом пробка отрывается от корпуса, а после поворота прижимается к нему. Такие краны также носят наименование кран-задвижка. Данное конструктивное исполнение дает возможность решить сразу несколько задач: уменьшить крутящий момент, требуемый для поворота пробки; выполнять поворот при отсутствии контакта пробки с корпусом, что исключает опасность задирания уплотнительных поверхностей; возможность регулирования в очень широких пределах усилия прижатия пробки к корпусу и удельные давления на уплотнительных поверхностях, независимо от затяжки крана.

    Конические краны представляют собой проходной кран, который имеет входной и выходной патрубки на общей оси. В то же время, в отличие от вентилей и задвижек, они дают возможность легко осуществлять управление потоками сразу через несколько патрубков, число которых доходит до 6-8. Наиболее распространены трехходовые краны. Они бывают двух основных типов: с L и Т -образными проходами в пробке.

    Достоинства конических кранов: простота конструкции, прямоточность, низкое гидравлическое сопротивление, постоянство взаимного контакта уплотнительных поверхностей.

    В последнее время широко используются (особенно за рубежом) шаровые краны, которые обладая всеми преимуществами конических кранов, отличаются от них следующими достоинствами: пробка и корпус вследствие сферической формы, имеют меньшие габаритные размеры и массу, а также большую прочность и жесткость; при небольшом совпадении радиусов сферы пробки и уплотнительного кольца теоретический контакт между ними происходит по окружности вокруг прохода, т.е. даже при точном изготовлении поверхность контакта уплотнительных поверхностей корпуса и пробки полностью окружает проход и герметизирует затвор крана; меньшую трудоемкость в изготовлении, что объясняется отсутствием очень трудоемкой механической обработки и притирки уплотнительных поверхностей корпуса и пробки; в шаровых кранах с кольцами из пластмассы вообще отпадает необходимость в притирке уплотнительных поверхностей, пробку обычно хромируют и полируют.

    Все конструктивные разновидности шаровых кранов можно разделить на два типа: краны с плавающей пробкой и краны с плавающими кольцами.

    Строительная длина и основные параметры пробковых кранов нормируются ГОСТ 14187-69* и ГОСТ 9702-67, а технические требования к ним при Ру  1МПа - ГОСТ 7520-66*.

    Краны натяжные (рис.2.9) - простейшие конические краны. Плотность в данных кранах достигается тщательной притиркой пробки к корпусу и натяжением ее при помощи гайки. На квадратной головке пробки под ключ имеется риска, указывающая положение крана (открыт или закрыт). Краны натяжные из латуни муфтовые изготовляются по ГОСТ 6223-67*.


    Рис.2.9. Кран натяжной муфтовый Рис. 2.10. Кран натяжной пробковый для газопроводов

    1 - корпус; 2 - конусная пробка с а - корпус; б - шайба; в - пробка

    с резьбой внизу и квадратной головкой

    вверху; 3 - шайба; 4 - гайка
    Краны для газопроводов (рис.2.10) несколько отличаются от ранее рассмотренных. Выпускаются эти краны по ГОСТ 19612-74 из латуни с ниппелем (исполнение 1) или без него (исполнения 2 и 3) и по ГОСТ 12154-74 из чугуна.

    По условиям эксплуатации систем газоснабжения пробковый кран, установленный на газопроводе должен обеспечивать два жестко фиксированных положения - «открыт» и «закрыт», т.е. поворот пробки на 90 о.

    Это требование достигается при помощи следующего устройства: на нижней части корпуса имеется два выступа, а на шайбе имеется язычок. Хвостовая часть пробки в том месте, где на нее надевается шайба и отверстие в шайбе выполнено таким образом, что шайба жестко фиксируется на хвосте пробки. Когда кран собран, то язычок шайбы при повороте пробки упирается в выступы корпуса, ограничивающие ее вращение. Так как угол раскрытия выступов на корпусе и угол язычка на шайбе составляют в сумме 90 о, то для свободного поворота пробки также остается угол в 90 о. Краны из латуни выпускаются Ду = 15 и 20 мм трех исполнений. Рабочее давление для исполнений 1,2 составляет Р раб = 0,01 МПа, а для исполнения 3 условное давление - Р у = 0,1 МПа.

    На рис. 2.11 представлен пружинный муфтовый кран для газопроводов 11Б12бк. В этом кране давление между корпусом 1 и пробкой 3 создается пружиной 5, расположенной в его верхней части между крышкой 4 и пробкой 3. Крышка крана имеет резьбу и ввертывается в тело корпуса с помощью отвертки, вставляемой в прорезь (шлиц). На теле корпуса отлиты упоры, ограничивающие поворот пробки ручкой на 90 о. Пространство между крышкой и пробкой заполняется смазкой. Для смазки уплотнительных поверхностей крана без разборки достаточно нажать на ручку - пробка прижмется к крышке, и смазка поступит в образовавшийся зазор, покрывая уплотнительные поверхности. Выпускают краны по ГОСТ 16155-70 на давление Р раб =0,01МПа диаметром Д у = 15 мм и Д у = 20 мм. Краны предназначены для установки на внутренних газопроводах природного и сжиженного газа с температурой до 50 о.

    Сальниковые краны обеспечивают более надежную защиту от утечки рабочей среды в атмосферу за счет сальника. Их используют при более высоких параметрах среды. Сальниковые краны находят применение при жидких и газообразных средах и давлении 0,6-4 МПа. Недостаток данных кранов - наличие быстроизнашивающегося элемента - мягкой набивки сальника, что влечет необходимость частого обслуживания крана (подтяжка сальника, смена его набивки).

    Рис. 2.11. Кран пружинный муфтовый 11Б12бк

    1 - корпус; 2 - ручка; 3 - пробка; 4 - крышка; 5 - пружина.
    Герметизация запорного элемента и сальникового узла производится затяжкой накидной гайки сальника. В сальниковых кранах с Д у  32 мм применяют отжимной болт, т.к. при сильной затяжке сальника пробку трудно повернуть, и для облегчения поворота её надо слегка отжать, используя для этого болт. Гайка обеспечивает фиксацию отжимного болта в требуемом для работы крана положении. Отжимной болт используется для отжима пробки в случае заклинивания или «прикипания», что происходит, когда кран долго не работает. Кран сальниковый муфтовый латунный на Р у  1 Мпа выпускается по ГОСТ 2704-77 с Ду = 10-50 мм.

    Кроме кранов муфтовых по ГОСТ 2704-77 промышленность выпускает латунные краны с фланцами по ГОСТ 16394-70. Крышка сальника у них соединяется с корпусом болтами. Изготовляются данные краны диаметром Д у = 25,40,50,80 мм на Р у 1 МПа для рабочих сред с температурой до 100 о С.

    По ГОСТ 19193-73 выпускаются чугунные сальниковые краны на Р у = 1 МПа для рабочих сред с температурой до 100 о С; муфтовые Ду = 15-80 мм и фланцевые Ду = 25-100 мм.

    В газоснабжении применяется кран шаровой сальниковый муфтовый 11ч 38п1 (рис.2.12.) состоящий из чугунных корпуса и пробки сферической формы с круглым отверстием диаметром, приблизительно равным внутреннему диаметру газопровода. Плотность затвора обеспечивается двумя уплотнительными фторопластовыми кольцами со сферической уплотнительной поверхностью и резиновыми прокладками. Корпус состоит из двух частей, соединенных болтами. Кран имеет ручку и ограничитель поворота, характеризуется невысоким гидравлическим сопротивлением, может устанавливаться в любом рабочем положении.



    Рис. 2.12. Кран шаровой сальниковый муфтовый 11ч38п1

    1 - корпус; 2 - фторопластовое кольцо; 3 - шаровая пробка; 4 - соединительные болты; 5 - сальниковая набивка; 6 - рукоятка; 7 - сальниковая гайка; 8 - резиновая прокладка.

    Кран шаровой сальниковый муфтовый 11Б24п (рис.2.13) по конструкции аналогичен крану 11ч38п1, но имеет меньший диаметр проходного отверстия в сферической пробке по сравнению с условным диаметром.

    Рис. 2.13. Кран шаровой сальниковый муфтовый 11 Б24п
    Кран с устройством для спуска воды сальниковый муфтовый выпускается для систем отопления с температурой теплоносителя до 100 о С. Их изготовляют в соответствии с ГОСТ 16549-71 на Р у  1 МПА и Д у = 15...50 мм. Данные краны устанавливаются на стояках систем отопления в местах их подключения к магистрали. Применение этих кранов дает возможность не делать специальные устройства для выпуска воды из стояка при его отключении. Краны выпускаются в исполнениях I II. В исполнении I используется трубная цилиндрическая резьба, а уплотнением служит лён, пропитанный суриком или белилами, разведенными на натуральной олифе. В исполнении II применяется метрическая резьба, а в качестве уплотнения используется паронит или другие уплотнительные материалы.

    Пробно-спускные краны являются разновидностью кранов сальниковых, их используют для контроля уровня воды в резервуарах и котлах для отбора проб воды. Изготавливаются данные краны из латуни в соответствии с ГОСТ 8730-67* трех типов: с изогнутым спуском, с прямым спуском, с прямым спуском и ниппелем. Промышленность производит краны на Р у  1МПа условным проходом 6,10,15,20 мм. Пробно-спускной кран имеет цапковый конец с трубной резьбой 1/4,3/8,1/2,3/4. Ручки пробно-спускных кранов должны изготовляться из теплопроводных материалов (дерево, фенопласт). Направление ручки соответствует направлению прохода в пробке.

    Кран фланцевый со смазкой КС (рис.2.14) по конструкции идентичен обычному сальниковому крану. Новым элементом является система смазки. На пробку крана действуют большие усилия, прижимающие ее к уплотнительной поверхности корпуса, вследствие чего при больших давлениях и диаметрах для управления краном необходимы значительные усилия. Данное обстоятельство, а также стремление защитить уплотнительную поверхность от коррозии обусловливают необходимость смазки контактирующих поверхностей кранов. Кран называется самосмазывающийся, что достигается следующим образом: в систему канавок, расположенных в пробке и в корпусе, при ввертывании болта 1 подается смазка из верхней полости 2 в полость 5, под нижний торец пробки. Под давлением смазки пробка немного приподнимается, а образующаяся пленка смазки между пробкой и корпусом обеспечивает плотность затвора и уменьшает трение при повороте пробки. Для смазки используется специальная кальциевая паста на касторовом масле. Уплотнительная мембрана изготовляется из листовой латуни или белой жести.



    Рис. 2.14.Кран фланцевый со смазкой КС.

    а - с ручным управлением; б - с червячной передачей; 1 - болт для подачи смазки;

    2,5 - полости для смазки; 3 - уплотнительная мембрана; 4 - корпус; 6 - пробка;

    7 - ре гулировочный винт; 8 - ограничитель поворота; 9 - шариковый обратный клапан; 10 - рукоятка; 11 - червячная передача; 12 - опорный шарик; 13 - колпак;

    14 - регулировочный болт; 15 - крышка.
    Краны КС-80 и КС-100 (рис.2.14а) имеют накидные ключи, с помощью которых пробка поворачивается на 90 о и фиксируется ограничителем поворота. На выступе пробки нанесена стрелка, а на верхней крышке корпуса приводятся отметки: 0 (открыто) и З (закрыто). Направление стрелки относительно букв указывает положение отверстия пробки.

    Кран КС-150 (рис. 2.14б) имеет червячную передачу, которая дает возможность поворачивать пробку на 90 о. Регулирование зазора между пробкой и корпусом крана осуществляется при помощи болта 14, который через мембрану и шарик изменяет положение пробки.

    Выпускаются краны на Ру = 0,6 МПа, наиболее широкое применение находят в системах газоснабжения, в частности на газопроводах среднего и высокого давления.

    Краны газовые лабораторные пробковые выпускаются на Ру = 0,1 МПа и предназначаются для подключения газовых горелок резиновыми шлангами к газопроводу. Корпус крана изготавливается из алюминиевого сплава, пробка - из латуни. Направление ручки соответствует направлению прохода в пробке. Выпускаются данные краны двух типов:

    I - однорожковый, П - двухрожковый.

    Кран трехходовой муфтовый с фланцем (рис.2.15) используется для отсоединения манометра и при необходимости его замены, продувки сильфонной трубки, при помощи которой манометр присоединен к котлу, трубопроводу или другому устройству, и переключения давления на контрольный манометр, присоединяемый во время проверки к фланцу 3 для сравнения его показаний с показаниями рабочего манометра.





    Рис. 2.15. Трехходовойкран для манометра

    а - кран в сборе; б - пробка крана; в - положения пробки при работе крана; 1 - корпус; 2 - пробка; 3 - контрольный фланец; 4 - штуцер для присоединения к сильфонной трубке; 5 - штуцер для ввинчивания манометра; 6 - шайба; 7 - гайка; 8 - сквозной канал; 9 - короткий канал; 10 - Т-образная метка.
    В конической пробке трехходового крана просверлены 2 канала: один сквозной, а второй лишь до центра первого канала. Пробка вставляется в корпус крана, один конец которого 4 навинчивается на соединительную трубку. В другой конец 5 ввинчивается манометр. На ручке для вращения крана имеется Т-образная метка, указывающая положение каналов. Корпус крана и пробка выполняются из латуни.