Путешествие в мир растений. план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему Наше путешествие в мир растений


Муниципальное бюджетное
государственное образовательное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 48 «Сказка»
Конспект занятия
«Путешествие в царство растений»
Старший возраст
Воспитатель первой квалификационной
категории по познавательному развитию
детского сада № 48 «Сказка»
г. Нарьян-Мар
2013г.
Тема. Путешествие в мир растений.
Цели. Ввести и обосновать классификацию растений. Подвести к выводу, что растения– это живая природа. Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания. Учить различать дикие и культурные растения. Вспомнить, почему цветы красивы и душисты.
Оборудование: серия иллюстраций с разными видами растений, фильм о растениях, муляжи фруктов и овощей, колоски ржи и пшеницы, дидактическая игра «Живая и неживая природа», цветик-семицветик, увлажнитель воздуха с запахами ромашки, костюм Василисы Премудрой, модель бабочки и птицы, грамзапись «Вальс Чайковского», голоса птиц.
Конспект.
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Входит Василиса Премудрая.
- Здравствуйте дети! Вы меня не ждали и, наверное, не узнали. Я – Василиса Премудрая в вашу «Сказку» пришла и загадки принесла. Люблю я загадки загадывать. А, знаете почему меня зовут Премудрой? Правильно, я много знаю и людям мир познать помогаю. Слушайте, детишки!
-Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички (ромашка - цветок)
- Столбы белы, на них шапки зелены (березы- дерево лиственное)
- Не огонь, а жжется (крапива - трава)
- Осенью не увядает, зимой не умирает, в стужу птиц укрывает,
Новый год без нее не бывает (ель - дерево хвойное)
О чем мы загадки отгадали?
Как назвать это одним словом?
На какие виды делятся все растения (травы, деревья, цветы, кусты)
Какая это природа?
Что мы еще называем живой природой?
А почему растения это живая природа?
Покажем, что растение - живая природа. (дети моделируют рост растения движениями)
Вырастает стебелек, появляется листок.
Солнышко сияет, стебелек подрастает.
Вот подрос стебелек, распустился там цветок.
Ночь – цветок закрылся, день – цветок раскрылся.
Вот подул ветерок, закачался стебелек.
Ветер все сильнее, стебелек все слабее.
Ветер тише, стебелек все выше, выше!
Показ фрагмента фильма о прорастании семени клевера.
Познавательная задача «Что здесь лишнее?» (дикие растения и одно культурное)
Почему «кукуруза» - культурное растение?
Какие растения называем дикими?
Дидактическая игра « Найди дикие и культурные растения»
Путешествие в среду обитания растений.
А, где же растут растения? (в лесу, на лугу, дома, в воде, в поле, на огороде, в саду)

Сейчас мы совершим путешествие к разным растениям, в их среду обитания, а поможет нам цветик-семицветик.

Какой лепесток оторвем? Закройте глаза и дружно говорим слова (волшебные)
- Ты лети,лепесток, через запад на восток, через север, через юг,
возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь, по-моему, вели
отнести нас в царство растений!
Лепесток попадает на луг с цветами, включается увлажнитель и чувствуется запах ромашки и других цветов, звучит музыка Чайковского «Вальс цветов».
Куда же мы попали?
Какие цветы вы узнали?
Назовите цветок, на который сядет бабочка.
Как вы думаете, эти цветы сами по себе выросли или их кто-то посадил? Какие это цветы?
Чем они вам нравятся?
А, зачем цветам быть такими красивыми и душистыми?
Рассказ воспитателя, почему цветам надо быть красивыми и душистыми с наводящими вопросами:
- кто прилетают к цветам?
-что они там делают? (насекомые)
Незаметно к лапкам насекомых прилипает пыльца, и насекомые разносят ее на другие цветы. А, когда пыльца одного цветочка соединится с пыльцой другого цветочка, образуются семена. Ветер, животные, люди помогают семенам попасть снова на землю и прорасти.
- Так зачем же цветы так красивы? (они хотят, чтобы у них появились детки –семена)
- А, кто помогает появиться семенам?
Цветы заманивают своим запахом и яркостью красок насекомых для образования семян.
Физминутка. Звучит «Вальс цветов». Дети изображают бабочек, летающих у цветов, садятся, пьют нектар и перелетают на другие цветы.

10. Путешествие в лесную зону при помощи цветика-семицветика. Звучат голоса птиц.
Куда мы попали?
Какие здесь растут растения?
Назовите деревья, кусты, ягоды (используется модель птички).
Что еще растет в лесу? (грибы). Назовите их.
Грибы хотя и растут, но это не растения, а живые организмы, он помогают старые растения превращать в почву.
А, кому еще нужны грибы? (животным, деревьям и людям)
У каких растений мы побывали в гостях? Это культурные или дикие растения?
- А, сейчас мы снова возвращаемся в детский сад и поможет нам опять лепесток. (дети отрывают лепесток, говорят волшебные слова и попадают в детский сад).
- Я прощаюсь с вами и на следующем занятии встретимся в царстве культурных растений.


Строение растения

Самые, самые, самые

Лекарственные растения

Отделы растений




Как называются почки, обозначенные цифрой под 1?







Назовите соцветия, изображенные на рисунках .


ГОЛОВКА

КОРЗИНКА

ЗОНТИК

ПРОСТОЙ КОЛОС

КИСТЬ


Это растение имеет самые большие плоды. Назовите его .



Это растение имеет самые большие семена. Назовите его.



Счастливый случай

Это растение имеет самый большой цветок. Назовите его.













Счастливый случай

Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца.



Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? Это лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах ?



О происхождении этих цветов существует много различных легенд. Одна рассказывает о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Также существует легенда о происхождении названия цветка - в то время, когда Господь давал имена цветам. Один из цветов забыл только что полученное имя и вернулся переспросить. "Не забудь меня!" - ответил Господь. Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты Меня. Отныне твое имя будет …". Назовите это имя.



В древности считали этот цветок - божественным цветком. Греческий миф гласит: богиня Флора однажды увидела красивую девушку и превратила ее в цветок; Афродита добавила цветку красоту; три Грации - блеск и шарм. Дионис пожертвовал ароматный нектар, Зефир раздул облака, чтобы Аполлон мог поливать цветок на солнце. Когда цветок вырос, он был передан Эросу (Купидону) и назван «Королевой цветов». Римляне имели собственную легенду о происхождении этого цветка. Согласно ей много женихов стремились жениться на красивой девушке по имени Rodanthe, но ни одним их них она не заинтересовалась. Эти люди были настолько полны любовью и желанием, они были столь рассержены ее равнодушием, что ворвались в ее дом, выломав дверь. Этот эпизод возмутил богиню Диану. В наказанье она превратила красавицу в цветок, а ее воздыхателей - в шипы.





Научное название этого растения- panax - с латинского переводится как "панацея" - то есть "лекарство от всех болезней". В китайская языке название намекает на сходство корня этого растения с фигурой человека.

Древние китайцы ценили это растение на вес золота. Они верили, что во время цветения растение пылает волшебным светом, и если в это время добыть его целебный, светящийся в темноте корень, то им можно не только вылечить от всех хворей больных, но и воскресить мертвых. Однако, добыть цветущее растение чрезвычайно трудно, потому что по легенде его стерегут дракон и тигр.



Древнегреческий миф рассказывает о наяде Нимфее, которая напрасно ожидала своего любимого. По одной из версий легенды это был сам Геракл. Много дней и ночей провела безутешная Нимфея на берегу озера, пока от горя не превратилась в белый прелестный цветок.

В древние времена немцы называли это растение лебединым или русалочьим цветком, поскольку верили, что нимфеи иногда превращаются в птиц или русалок. Древние славяне называли её"одолень-травой". Собираясь в дальнюю дорогу, путешественники надевают на шею оберег - маленький мешочек с сушеными цветками этого растения, надеясь на то, что он поможет одолеть все трудности пути. Отсюда и произошло русское название.



Была зеленой травка, глядь выросла добавка,

С коробочкой – крошкой да с бурой ножкой


мох кукушкин лен

МОХООБРАЗНЫЕ


Назовите растение и отдел, к которому это растение принадлежит.

Зеленая порода

Хранит запасы йода.

Хоть капустой и прозвали,

Но на грядках не сажали.


ламинария (морская капуста) Бурые водоросли


Назовите растение и отдел, к которому это растение принадлежит.

Змея лежит колючая,

Змея лежит ползучая.

Брюхом в землю упирается,

Головками к небу устремляется.

В чешуе-то, в чешуе!

А головки ровно две!

Счастливый случай


Плаун булавовидный Папоротникообразные


Назовите растение и отдел, к которому это растение принадлежит.

В лесу стоят высокие прямые деревья, словно доблестные воины охраняют покой и тишину. Кругом сумрачно. Под деревьями стелется мягкий мох. А когда посмотришь на свисающие лишайники, так и кажется, что где-то недалеко стоит избушка Бабы-Яги. Старые деревья падают, выворачивая корни. Их ветви похожи на руки лесных чудищ в сказочном царстве Берендея. Что это за деревья?



Назовите растение и отдел, к которому это растение принадлежит.

Могучее и гордое дерево имеет твердую и плотную древесину, которая сохраняется веками. Из нее люди бронзового века делали саркофаги, срубы могильников. В тайге много столетий тому назад возводили крепости, остатки их находят и сейчас. Бревна настолько крепки, что даже трудно топором разрубить.



УСТНЫЙ ЖУРНАЛ ПО БИОЛОГИИ

« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССА

Руководитель Антипова С.А..

Задачи: Воспитание коммуникативной культуры школьников, формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержание одаренности у детей.

Цели: Привить учащимся интерес к предмету, воспитывать у детей чувство ответственности за все живое на Земле

Оборудование: Презентация « Мир растений»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

« Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную»

К. Линней

Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, каждой росинке, каждом цветке.

Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ – «ВЕСНИКИ ВЕСНЫ»

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин назвал весну утром года. Ее воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зазеленевшим лугам, лесам, болотам. Пойдемте же и мы к тихим апрельским

Я предлагаю отправиться в лес. Правда, еще слишком рано, в природе еще не все пробудилось. Читаем у Н.В. Гоголя в «Мертвых душах»: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени зажелтел одуванчик, лилово - розовый анемон наклонил нежную головку»

Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют «эфемероидами». Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осенне- зимне- весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги- луковицы, клубни, корневища.

В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная, но самый красивый весенний цветок - голубая пролеска. Именно ему посвятил одну из своих пьес П. И. Чайковский.

Звучит пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского

Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу два неба - одно над головой, другое под ногами. Пролеске не страшны весенние заморозки, потому что в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,

Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.

Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,

И всю цветочную красу весна во мне являет.

Мне дни не долгие даны, но счастье пью я жадно.

И быть избранником весны мне любо и отрадно.

Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который можно принять за разноцветный букетик, Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые, Но пройдет несколько дней, и на стебельке, кроме розовых, появляются и голубые, и синие, и фиолетовые цветы. Оказывается, цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в пигментах-антоцианах. В молодых цветках клеточный сок в лепестках кислый, а в такой среде антоцианы окрашивают их в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, антоцианы придают лепесткам фиолетовую, а позже и синюю окраску. Это растение прекрасный медонос, недаром оно названо медуницей.

Пройдет несколько дней, расцветет желтыми цветками - первоцвет. Все цветки его опушены и смотрят в разные стороны. В России этот цветок часто называют «баранчиком»: его листья волнистые по краям, немного морщинистые и покрытые легким пушком - «шерсткой», отсюда и «баранчик». Называют его еще и ключиком: цветки, собранные в соцветие зонтик, немного напоминают связку ключей. Легенда говорит, что это ключи, открывающие дорогу весне, хорошей погоде, травам и цветам.

Издавна люди используют целебные свойства первоцвета. Хорошей славой пользовался он и на Руси. Сейчас первоцвет официально признан ценным лекарственным растением. Его собирают в больших количествах, поэтому встречается он все реже и реже. Первоцвет принадлежит к числу растений, нуждающихся в охране.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

С. Маршак

Конечно, он красив. Конечно, у его цветков приятный запах. Конечно, он украшает лес весной. И, все-таки, почему ландыш так знаменит и почему о нем сложено столько легенд?

У многих народов существуют легенды об этом цветке.

Украинская рассказывает, что ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси цветок связан с именем Садко и Любавы - своим появлением он якобы обязан слезам царевны, политым, когда ее разлюбил удалой купец. У древних скандинавов ландыш был цветком богини восходящего солнца, в честь него зажигались костры и устраивались праздники. Ландышем с давних времен интересовались садоводы: известно, что еще в 1 веке до нашей эры цветок вместе с розами и левкоями разводили египетские садоводы.

Итак, ландышу поклонялись, о нем складывали легенды, им занимались садоводы, но им же интересовались врачеватели. В разных странах из этого растения готовили различные снодобья. Официально как лекарственное растение ландыш был признан в 1681 году. О настойке из него в старинной медицинской книге было сказано, что она «дороже злата драгого и спригодна ко всем недугам». Из ландыша и сейчас изготавливают различные препараты.Самое известное лекарство – капли Зеленина, препарат для людей, страдающих сердечными заболеваниями.

СТРАНИЦА ВТОРАЯ – «ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТЫ»

В конце весны – начале лета цветущих растений в лесу, на лугу, в поле много, Мы расскажем о самых любимых.

Мой любимый цветок – анютины глазки. Эти цветы – символические. Во Франции анютины глазки - символ верности. В Польше их ласково называют «братки» и девушки дарят эти цветы женихам. А в Англии цветок до недавнего времени служил для объяснения в любви: достаточно было послать его и написать свое имя, и не требовалось больше никаких слов. В некоторых странах анютины глазки - символ мудрости.

А немцы называют эти цветки мачехой. У цветка 5 лепестков. Самый крупный нижний-мачеха, два боковых - поменьше, не менее красивые ее родные дочери, а два верхних, самые маленькие, почти не раскрашенные,- бедно одетые падчерицы. Научное название растения - фиалка трехцветная. 350-400 лет назад человек начал выводить садовые анютины глазки, которые ярче и крупнее лесных. Но мне милее лесные цветы.

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки.

Как белые звезды средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша поляна одета.

Качает цветы ветерок на лугу.

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу!

Ромашка может поведать не только о девичьих тайнах. Ромашка хороший медонос, используется она в парфюмерии. Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, а у тех, кто часто умывается ее крепким отваром, кожа на лице становится бархатистой и нежной. Народная медицина рекомендует при болезнях горла полоскать его отваром ромашки и пить тёплым цветочный чай, заваривая щепотку ромашки и липового цвета. Все хвори уходят. А, может, вам посчастливится, и вы, внимательно прислушиваясь к тихому трепету её белых ресниц, откроете для себя еще какую-нибудь тайну.

Колокольчики вроде бы обычные цветы. А сколько песен и стихов про них сложено! И наверное, не зря: цветы не просто красивы, они необыкновенно нежны и трогательны.

Колокольчики мои.

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь нескошенной травы

Головой качая?

Конь несет меня стрелой

На поле открытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой,

А куда? Не знаю!

А. Толстой

Колокольчики тоже любимые цветы. Когда ночью холодно и выпадает роса, цветы наклоняются и чуть прикрываются. Таким образом, они спасают нежную пыльцу от каплей дождя и ночной росы. В цветок, спасаясь от ночного холода и непогоды, забираются мелкие насекомые. Здесь им тепло и сухо и уютно. Выйдет солнышко, поднимет головку колокольчик, и вылетят из него насекомые.

Василек был завезен в Европу вместе с рожью еще во времена Плиния Старшего. Там издавна он считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит даже в изображение государственного герба. Очень любил васильки И. А. Крылов. До наших дней дошла такая история. Когда в 1823 году у Крылова случился сильный гипертонический криз, мать императора Александра 1, Мария Федоровна, прислала ему букет васильков и пригласила баснописца к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». И действительно, поправившись, Иван Андреевич написал басню «Васильки», где под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца - императрицу.

Василькам посвятили свои работы многие художники, например Игорь Грабарь. Эти цветы популярны также в вышивках, где их обычно изображают вместе с колосьями ржи.

Синий василек - хороший медонос.

Я хочу рассказать еще об одном любимом цветке кипрее. Это растение любят все. Пчелы любят за то, что он щедро одаривает их нектаром, одна пчелиная семья собирает с кипрея до 12 кг меда, нектар в цветке лежит открыто, на поверхности, и яркую капельку хорошо видно. Люди также любят кипрей. Это растение - землепроходец, оно поселяется на лесных пожарищах и быстро залечивает ожоги земли. Стебель кипрея в старину использовали для изготовления веревок и тканей, правда, ткань получается грубая, ведь кипрей - не лен! В неурожайные годы корень кипрея высушивали, толкли, пекли лепешки, Сколько людей растение спасло от голода! А уж чай из него получался такой вкусный, что кипрей второе название получил – Иван-чай.

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ - « ЦВЕТЫ, КОТОРЫЕ НАС УДИВИЛИ»

В жизни цветов много таинственного и необычного. На этой странице вы узнаете о цветах, которые нас удивили.

Первый раз я увидел это в прошлом году на рыбалке. На рассвете мы пришли на берег озера ловить рыбу. Не теряя времени, размотали удочки, забросили лески в воду и сразу поняли: клев хороший. Вдруг я заметил, что неподалеку от моего поплавка что-то зашевелилось и стало подниматься вверх. Через минуту на поверхности воды показался большой бутон, а еще через несколько мгновений он раскрылся и сверкнула белизна лепестков. Чуть дальше всплывали все новые и новые бутоны. Мне казалось, что я стал свидетелем волшебства. Знаете ли вы, что это за цветок?

Научное название белой кувшинки нимфея (нимфа- русалка). Цветок этот действительно поэтичный и легендарный. Я расскажу вам легенду северо-американских индейцев о происхождении белой кувшинки.

Умирая, великий индейский вождь выпустил в небо стрелу. Ее очень хотели заполучить Венера и Полярная звезда. Они бросились за стрелой, но столкнулись, и посыпались на землю искры. Из этих небесных искр и родились белые кувшинки.

У славянских народов белая лилия считалась не только прекрасным, но и могучим цветком, уберегающим от нечистой силы и излечивающих от всех болезней. Отправляясь в далекую дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки- ладанки листья и цветы белой кувшинки. Они твердо верили, что это принесет удачу, убережет от несчастий.

На самом деле прекрасный цветок даже за себя постоять не может. И не он нас, а мы должны оберегать его, чтобы не исчезли белые кувшинки совсем и чтобы по утрам мы могли иногда видеть маленькое чудо.

А знаете, у какого растения самый маленький цветок? У ряски! Для того чтобы увидеть растение, надо отправиться к раке или на пруд. Во второй половине лета обычно говорят – «вода зацвела». Это явление вызывает ряска - одно из удивительных и загадочных растений. Долгое время считали, что ряска-водоросль, но потом обнаружили у нее цветки. Ряска - самое маленькое цветковое растение. Есть еще много неясного в ее жизни. Например, за счет чего растение за несколько дней покрывает всю поверхность водоема?

У желто-синей травки

Корешки-пиявки.

Сама нарядная,

А повадка неладная:

Крадет у соседа еду для обеда.

Эта загадка о растении иван-да-марья. Цветки у разноцветной травы желто-фиолетовые. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что лепестки у него действительно желтые, а фиолетовый прицветный лист оттеняет скромный цветок и делает его заметным для насекомых – опылителей. Остальные листья, как и полагается зеленые. В общем, обычное растение. Обычное, да не совсем. Корешок иван – да – марьи (иначе марьянника дубравного) беленький, маленький и хрупкий. Но он, как клещ, впился в мощный корень растения – соседа проник глубоко внутрь его и высасывает оттуда воду с минеральными веществами, добытую соседом из земли.

Вы думаете марьянник один такой «хитрый»? Точно также поступают и некоторые его родственники - погремок, очанка, мытник.

А знаете ли вы, какие растения самые редкие у нас? Я расскажу вам об одном из них. Венерин башмачок-растение из семейства архидных. Издавна орхидеи привлекали внимание людей необыкновенным разнообразием и сказочной красотой. Большинство из них растет в тропиках. Были времена, когда в тропические страны отправлялись специальные экспедиции охотников за этими удивительными цветами. Северные орхидеи скромнее своих тропических родственников, но по - своему прекрасны и трогательны. Из наших орхидей самая, несомненно, красивая – венерин башмачок настоящий. Именно о нем сложены легенды, связанные с богиней красоты Венерой. В переводе с латинского название рода означает «башмачок Киприды». Причидливую форму придает цветку сильно вздутая бледно – желтая губа, которая является ловушкой для насекомых- опылителей. Из нее насекомое выбирается, задевая тычинки, и пыльца прилипает к нему. Так происходит перекрестное опыление. У этого растения сложная биология развития, зацветает он только на 14-18 - й год жизни. Цветок этот становится очень редким, Он занесен в Красную книгу, а в 1980 году в нашей стране прошел специальный симпозиум, посвященный вопросам охраны орхидей. И так, мы подошли незаметно к самому главному – необходимости охраны наших верных друзей.

СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ – «ОХРАНЯЙТЕ РАСТЕНИЯ!»

Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Но понятие «природа» довольно общее. Мы не можем охранять ее всю, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас. Цветы дарят людям красоту, учат доброте, лечат нас, служат убежищем для маленьких насекомых. А судьба растений нередко зависит от нашего поведения в природе.

Растения реагируют на «фактор вытаптывания». Сколько у нас сейчас лесов и рощ вытоптанных, с тропинками и тропками, проложенными вдоль и поперек! В таких лесах редко встречаются травянистые растения и грибы, постепенно вымирают деревья.

А как часто приходится видеть: несут люди из леса букеты – кто маленькие, хорошо подобранные букетики, кто большие охапки. Цветы быстро вянут, и их выбрасывают. Некоторые считают, что сбор цветов – безобидное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян – ведь они еще только цветут.

Каждый человек сам должен твердо следовать правилу – возвращаться домой без сорванных цветов. Пусть они растут на лесной полянке или опушке. Может быть, вместо букета ты привезешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с прекрасным.

Каждый вид животных или растений – уникальное творение природы. Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь,

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый.

В. Солоухин.

СТРАНИЦА ПЯТАЯ – «ЦВЕТОЧНАЯ ВИКТОРИНА»

    Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска?

    Назовите первые весенние цветы.

    Название какого цветка связано со звоном?

    Какой золотой цветок даёт белый пушок?

    Во лугах, лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.

    Этот цветок называют царицей цветов.

    Название какого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия?

    Какие цветы издают запах только ночью и почему?

    Какие цветы пахнут мёдом?

ЛИТЕРАТУРА

    Внеклассная работа по биологии Р.М. Евдокимова Саратов Издательство «Лицей» 2005

    Тематические игры и праздники по биологии Л. В. Сорокина Творческий центр «Сфера» Москва 2003

    Веселая биология на уроках и праздниках И.Д. Агеева Творческий центр «Сфера» Москва 2005

Наше путешествие в мир растений

Как часто мы гуляем во дворе и не замечаем, что нас окружает вокруг удивительное царство - царство растений.



Рядом с футбольным полем растет этот белоснежный цветок в серединке которого маленькое солнышко.
Ромашка не только радует глаз, она еще и является лекарственным растением. Отвар ромашки используют при воспалениях, когда болит горло. А учёные древности советовал применять ее в качестве противоядия при укусах змей!

А если вдруг я упаду, играя в догонялки, то мне поможет неприметный подорожник. В листьях этого растения содержатся витамин С, каротин и фитонциды.

Еще, я люблю собирать одуванчики, как только потеплеет. Эти яркие цветы можно встретить рядом с домом, а в парке их видимо - невидимо. Девочки из них плетут венки. А когда одуванчики станут белыми и пушистыми, можно дунуть, и белые парашютики разлетятся кто куда, чтобы, в скором времени, опять расцвести и радовать нас. Одуванчик – растение целебное и очень полезное. Он может помочь в лечении заболеваний печени, воспалительных заболеваниях почек, при отравлениях.

Как интересен мир растений! Для того чтобы его изучать, не обязательно отправляться в далекое путешествие. Просто осмотритесь внимательно вокруг, сколько интересного рядом с нами.

Зоя Разумная
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений»

Занятие: «Путешествие в мир растений»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области.

Образовательные задачи: дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, уточнить и расширить представления детей о растениях, закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

Развивающие задачи : развивать диалоговую речь детей, развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать чувства гордости, ответственности за родную природу, любовь и бережное отношение к ней.

Оборудование:

Карта «Живая природа; предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов; плакат «Части растения».

Воспитатель : Дети, сегодня мы пойдем в гости к богине Флоре. Эта богиня является покровительницей всех растений на земле.

Дети, скажите, растения – это живая или неживая природа?

Дети : Растения – это живая природа.

Воспитатель: Почему вы считаете, что растения – это живая природа?

Дети: Растения рождаются, растут, размножаются и умирают.

Воспитатель: Ребята, отправляемся в путь. Находим начало пути, идем по дороге, которая обозначена значком «Флора».

Остановка первая - ДЕРЕВЬЯ

Вопросы детям:

1. Какие деревья вы знаете?

2. Почему деревья называются лиственными? Назовите лиственные деревья, которые растут на территории нашей области.

3. Почему деревья называются хвойными? Какие хвойные деревья нашей области вы знаете?

4. Что общего у всех деревьев? Назовите части растений.

5. Расскажите о пользе деревьев?

Остановка вторая - КУСТАРНИКИ

Вопросы детям:

1. Какие кустарники вы знаете? Назовите их.

2. Чем отличается кустарник от дерева?

3. Знаете ли вы хвойные кустарники? Назовите их.

4. Какие кустарники произрастают на территории района, в котором мы живем?

4. Расскажите о пользе кустарников?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Остановка третья – ЦВЕТОЧНЫЕ РАСТЕНИЯ

Вопросы детям:

1. Какие цветы растут в поле?

2. Какие цветы растут на лугу?

3. Какие цветы растут в воде?

4. Какие цветы растут на клумбе?

5. Какой мир образуют деревья, кустарники и цветы?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Ребята, и деревья, и кусты, и цветы можно назвать одним словом – растения.

Воспитатель: Какие части имеют все растения?

Дети: Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

(Дети под руководством воспитателя рассматривают иллюстрации)

Воспитатель: Дети, какие части растения расположены под землей?

Дети: Под землей у растений корень

Воспитатель: Какие части растения находятся над землей?

Дети: Над землей у растений стебель (ствол, листья, цветок, плоды.

Воспитатель: Как вы думаете, а солнце и дождь – это живая или неживая природа?

Дети: Это неживая природа.

Воспитатель: Угадайте, о каком растении идет речь?

У него есть листья? Что это может быть?

(ответы детей)

У него есть листья и корень. О чем идет речь?

(ответы детей)

У него есть листья, корень, большой ствол, покрытый корой.

Что это же это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Какой из этих трех признаков характеризует именно деревья?

(ответы детей)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (наклоны корпуса в стороны)

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше. (встать на носки, руки поднять вверх и потянуться)

Воспитатель: Назовите существенные признаки, которые характеризуют кустарники, травянистые растения.

(ответы детей)

Что вы можете сказать о цветах? (ответы детей)

Воспитатель: Человек, наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и отразил это в приметах:

1. Даст небо дождь, а земля - рожь.

2. Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

4. Коли в мае дождь, то будет и рожь

5. Будет дождичек - будут и грибки.

Воспитатель: ребята, скажите, что такое флора? Что такое Фауна? Связаны ли Фауна и Флора между собой?

(ответы детей)

Воспитатель: Птицы, звери, рыбы, и насекомые не могут жить без растений. А растения не могут жить без насекомых, птиц и зверей. Насекомые необходимы для опыления растений, птицы и животные помогают разносить семена растений по всему земному шару. Растительный и животный мир необходим человеку. Растения и животные -это наша природа. Польза и красота, которую дарит природа, -бесценна.

Воспитатель: какую пользу приносят растения для человека?

(ответы детей)

Воспитатель: Дети, а можно ли ломать ветки деревьев. Рвать цветы в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Дети, что будет, если каждый из нас сорвет всего по одному цветку на лугу? А землю населяет огромное количество людей.

(ответы детей)

Воспитатель: Если мы все-таки сорвали цветок, то, что мы должны сделать? (мы должны посадить не один цветок, а гораздо больше)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

(Т. Собакин)

Воспитатель: Путешествие наше закончилось. Но мы с вами каждый день совершаем настоящее путешествие по природе. Природа дарит нам свои плоды.

Нам с вами нужно не только самому пользоваться богатством природы, но охранять, защищать их и оставлять эти богатства для других.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. В. Берестов

Человек должен бережно и разумно относиться к растительному и животному миру. Проявляя милосердие и заботу о братьях наших меньших, мы сами становимся лучше.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в весенний лес» Цели и задачи: -закрепить у детей представления о лесе, об обитателях леса, учить различать животных по внешним признакам. - развивать умение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с «Путешествие в Пуговичную страну» Конспект занятия с «Путешествие в Пуговичную страну» Цель: Обобщить знания детей о пуговицах; развивать речь детей Задачи: 1. Расширять.

Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в различных видах деятельности в соответствии с региональным компонентом.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на мебельную фабрику» Познавательная игра- путешествие на мебельную фабрику: «Второе рождение стульчика в д/с».Цель: *развитие познавательных способностей детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Зелёное царство» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» Тема занятия: «Прогулка в зимний лес» Дидактическая цель: обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции познавательной,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Подкормка растений» Подкормка растений. Цель: Уточнить знания о приёмах ухода за растениями (мытьё листьев, рыхление почвы) и их последовательности, закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» Цель: закрепление и углубление знаний детей деревьев наших лесов. Задачи: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Размножение растений» Размножение растений Цель: Уточнить знания о том, из чего можно вырастить растение; Формировать представление о новом способе выращивания.

Библиотека изображений: