Ревизия, как основной метод финансового контроля. Ревизия. Финансовое право

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»

Контрольная работа

Дисциплина: финансовое право

на тему: РЕВИЗИЯ, КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Работу выполнил:

Мартынова О.В.

ВОЛЖСКИЙ 2013

Введение

1. Понятие и сущность ревизии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов - часть финансового управления, которая включает в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Целью финансового контроля выступает получение достоверной информации о ходе процесса управления финансами, выявленных нарушениях для принятия эффективных управленческих решений.

Методы финансового контроля наиболее значимы, т.к. от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. При этом, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Актуальность данной темы несомненна, ведь ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период. Именно в ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным при осуществлении других способов финансового контроля. В отличие от них ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки проведения, определенные права и обязанности лиц, деятельность которых проверяется, а также порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Целью работы является исследование ревизии, как основного метода финансового контроля.

В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:

Раскрыть содержание и дать определение понятию ревизии

Рассмотреть порядок программы проведения ревизии

Определить особенности проведения отдельных видов ревизии

Объектом данного исследования является ревизия, как основной метод финансового контроля.

Предметом исследования выступают особенности ревизии и общественные отношения, затрагивающие ее.

Теоретической основой работы послужили научные статьи и работы отечественных юристов и экономистов таких как Волков А.Г., Чернышева Е.Н., Иванова Е.Л., Крохина Ю.А., Шуплецова, Ю.И. и др., а также материалы периодической печати и интернет-ресурсов.

Нормативная основа работы включает в себя законодательные акты РФ, комментарии к ним, а так же подзаконные и иные нормативно-правовые акты РФ.

Методологической базой исследования явились структурно-функциональный, сравнительно-правовой, общенаучный и другие частные методы.

Структура работы определена задачами и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

ревизия контроль финансовый законность

1. Понятие и сущность ревизии

В статье 267.1 Бюджетного Кодекса РФ указываются методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, в числе которых указана ревизия.

Под ревизией в Бюджетом Кодексе понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013).

Другими словами, ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на взаимосвязанное изучение хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Цель ревизии -- осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) операции с основными средствами и нематериальными активами;

10) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

11) операции, связанные с инвестициями;

12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

14) формирование финансовых результатов и их распределение. Иванова Е.Л. «Контроль и ревизия. Конспект Лекций» / Учебное пособие / М: «Ньютон», 2009 г. - с. 79.

Ревизия максимально охватывает все стороны хозяйственной деятельности субъекта и сочетает в себе различные приемы осуществления финансового контроля.

Классификации ревизии осуществляется по следующим категориям:

1. По способу назначения выделяют плановые и внеплановые ревизии.

Проведение плановых ревизий предусматривается в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов. Внеплановые ревизии проводятся при неудовлетворительном состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, наличии данных о невнимательности, нарушениях и злоупотреблениях, а также по требованию следственных и других органов.

2. По степени охвата данных различают сплошные, выборочные и комбинированные.

Сплошные ревизии предназначены для проверки всех хозяйственных операций проверяемой организации за период, прошедший после последней ревизии.

Выборочная ревизия -- разновидность сплошной. В этом случае ревизуется выборочно не вся хозяйственно-финансовая деятельность проверяемой организации, а лишь интересующий ревизоров круг вопросов за соответствующий промежуток времени. Выборочная ревизия может быть предназначена для проверки состояния складского хозяйства, порядка оформления приема, выдачи и списания материалов или для проверки кассовых и банковских операций, включая оплату нарядов рабочим и т. д. за проверяемый период времени. Выборочные ревизии проводят как в плановом, так и внеплановом порядке в зависимости от цели и назначения такой ревизии.

При комбинированном охвате данных, документы одних типов (например, кассовые ордера) изучаются сплошным порядком, а документы других типов (например, путевые листы) рассматриваются выборочно.

3. По степени охвата подконтрольного объекта различают полную, частичную, комплексную и тематическую ревизии.

Полная (сплошная) охватывает проверку всей документации за весь ревизуемый период;

Частичная ревизия так же затрагивает всю документацию, но ограничиваются более коротким промежутком ревизуемого времени. Примером может выступить квартальная ревизия.

Комплексная - охватывает комплекс взаимосвязанных документов производственной и финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Тематическими ревизия проводится в целях проверки состояния отдельных направлений экономической и социальной деятельности хозяйствующего субъекта для детального изучения конкретных вопросов, выявления и устранения в них недостатков. В качестве примера можно указать ревизию фондов специального назначения.

При документальной ревизии выполняется проверка и контроль первичных документов, бухгалтерской и статистической отчетности, нормативной и другой документации.

Фактическая ревизия основывается на изучении фактического плана проверяемых объектов, за данными их проверки в натуральном выражении, т.о. она не может быть всеохватывающей.

При производстве ревизии принимают участие эксперты и специалисты. Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия осуществляется только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить: Счетная палата РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России; Федеральное казначейство Минфина России; территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По окончании проведения ревизии составляется акт, в который вносятся результаты проверки. Шуплецова Ю. И. «Финансовое право: конспект лекций» - 3-е изд. доп. и перераб./ Учебное пособие -- М.: Юрайт-Издат, 2009. - с. 36.

2. Программа проведения ревизии

Проведению ревизии предшествует тщательная подготовка, в ходе которой участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, а также изучить имеющиеся в организации плановые, отчетные и статистические данные, материалы предыдущей ревизии и тематических проверок, поступившие сигналы и другую информацию, характеризующую работу и финансовое состояние.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

Исходя из программы ревизии и записей, сделанных в рабочей тетради, разрабатывается план ее проведения, который включает в себя перечень предстоящих работ в хронологическом порядке, приемы и способы их выполнения и при необходимости фамилии исполнителей.

План ревизии представляет собой рабочий документ ревизионной группы или индивидуального исполнителя, который составляется руководителем этих групп или исполнителем и подлежит утверждению руководителем органа, назначившего данную ревизию или проверку. В соответствии с этим планом выполняется весь комплекс контрольно-ревизионных работ, связанных с осуществлением данной ревизии.

Программа ревизии может включать в себя данные разделы:

Цель ревизии. При разработке цели ревизии определяются ее охват подконтрольного объекта, т.е. будет ли она, например, являться полной или частичной, при этом, часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений экономического субъекта, его дочерние предприятия и филиалы. Так же определяются главные задачи ревизии, которые могут в себя включать анализ финансового состояния, проверку эффективности использования внеоборотных активов и т.д.

Состав ревизионной группы. В данном разделе указывается перечень лиц, участвующих в проведении ревизии.

Сроки и место проведения ревизии. Указывается начальные и конечные время и дата проведения ревизии, ее возможные промежуточные сроки и месторасположение ревизуемых объектов.

Вопросы подлежащие проверке. В данном разделе определяются проверяемые направления финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и организация их проверки (сроки, способ и методы проверки и т.д.).

Формы документального оформления ревизии. Прилагаются образцы рабочих документов.

Ревизующие организации составляют перспективные и текущие планы

проведения ревизий.

Перспективные планы составляются на несколько лет (три, пять и более). Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного органа.

Текущие планы составляют на календарный год с разбивкой по кварталам. В первую очередь ревизии планируются в тех организациях, в которых продолжительное время их не было, имеются недостатки и сигналы о злоупотреблениях. Составлению планов предшествует изучение отчетности организаций, материалов ранее проведенных ревизий и т.д.

Годовой план контрольно-ревизионной работы состоит из двух разделов: документальные ревизии и тематические проверки. Мещеряков С.А. «Контроль и ревизия» / Учебное пособие / М: Санкт-Петербург, 2008 г. - с. 44

После проведения необходимой подготовительной организационной работы, которая помимо программы проведения ревизии включает в себя обследования проверяемого предприятия, ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

О направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;

О применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;

О направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;

О предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования). Крохина Ю.А. «Финансовое право России» - 3-е издание, переработанное и дополненное / Учебное пособие /М: Норма Москва, 2008 г. - с. 158.

В проведении ревизии можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный - включает в себя составление программы ревизии и ознакомление с ревизуемым экономическим субъектом.

2. Проведение ревизии - ознакомление со свободной документацией, журналами - ордерами, требующими детального исследования, проверка операций по первичным учетно-бухгалтерским документам.

3. Оформление результатов ревизии - составляется акт с результатами ревизии, который имеет силу закона в следственной и судебной практике. На основе данного акта проверяемая организация обязана незамедлительно устранить недостатки, выявленные в ходе ревизии.

4. Контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии - проверка исполнения решения по данным отчетности, либо на предприятии, получение письменных отчетов и т.д.

Контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений. При этом систематически изучают и обобщают материалы ревизий, после чего на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодательных и других нормативных правовых актов.

3. Особенности проведения отдельных видов ревизии

Ревизия может охватывать не только весь спектр деятельности организации, но и ёё отдельные направления. Например, рассмотрим особенности проведения ревизии кассы и кассовых операций экономического субъекта.

Ревизия кассы -- это проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций с наличными денежными средствами и другими ценностями, хранящимися в кассе хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту. Ревизия кассы может осуществляться в рамках мероприятия финансового контроля (например, документальной ревизии) либо как отдельная проверка и является элементом внутреннего контроля в организациях и предприятиях.

Ревизия кассы и кассовых операций подразделения представляет собой существенную составную часть ревизии в целом.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным ЦБ РФ от 22.09.93 г. №40, в сроки, установленные руководителем субъекта хозяйствования, но не реже одного раза в квартал, производится внезапная ревизия кассы.

Ревизия кассы субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, не реже одного раза в квартал производится их ревизионными комиссиями или привлеченными аудиторами (аудиторскими организациями). Волков А.Г., Чернышева Е.Н. «Контроль и ревизия»/ Учебное пособие /М: Москва, 2011г. - с. 96

Кассовые операции подразделения являются одним из важнейших участков его финансово-хозяйственной деятельности и учётной работы. Денежные средства, составляющие предмет кассовых операций, используются при расчётах с юридическими и физическими лицами; кассовая наличность подразделения, её размеры и степень сохранности служат своего рода введением в финансовую жизнь подразделения.

Именно ревизия кассовых операций является наиболее важной по нескольким причинам:

Денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов подразделения;

Денежные операции носят массовый и распространённый характер;

Подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности подразделения наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.

В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап проверки является достаточно трудоёмким.

В то же время кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке кассовых операций, являются следующие: кассовая книга; отчёты кассира; приходные и расходные кассовые ордера; журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платёжных (расчётно-платёжных) ведомостей; книга учёта выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчёты.

Необходимо иметь в виду, что операции по движению денежных средств проверяются сплошным порядком.

К проверке кассовых операций руководитель ревизионной бригады, исходя из объёма работы, может привлекать ассистентов (членов ревизионной бригады, соответствующих специалистов из других подразделений). В то же время категорически не допускается привлечение к проверке кассовых операций специалистов ревизуемого подразделения и подчинённых ему подразделений.

Для проведения проверки кассовых операций в подразделении запрашиваются кассовые книги за ревизуемый период, а также сшивки всех кассовых документов за этот период.

Отдельно ревизору следует проверить полноту и своевременность оприходования поступающих в кассу денежных средств. Для этого необходимо произвести сплошную сверку данных выписок банка (дата, сумма) с данными в приходных кассовых ордерах, кассовой книге и журнале учёта приходных и расходных кассовых документов (при поступлении денег из банка). Также необходимо сверить данные приходных кассовых ордеров с данными в кассовой книге и журнале учёта кассовых документов (при поступлении денег от физических и юридических лиц).

В процессе ревизии кассовых операций в части проверки кассовых документов ревизору следует подвергать логическому контролю все проверяемые кассовые операции, все приложенные к кассовым ордерам и ведомостям оправдательные документы. Кассовые операции, как правило, отражают хозяйственные, имущественные, расчётные и иные виды действий ревизуемого подразделения. Это делает информацию, получаемую при проверке кассовых операций, важным элементом в дальнейшем проведении ревизии других участков финансово-хозяйственной деятельности подразделения.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением наличных денежных средств в кассе хозяйствующего субъекта могут являться:

1. Отсутствие налаженной системы проведения внезапных проверок кассы с полным пересчётом денежной наличности и других ценностей, находящихся в кассе;

2. Формальное проведение таких проверок:

Назначение в инвентаризационную комиссию постоянно одних и тех же лиц

Проведение проверок в заранее известные отчётные даты (когда кассир может подготовиться к проверке)

Отсутствие у кассира навыков подготовки к проверке кассы, (что свидетельствует о том, что такая процедура не является для него обычной);

3. Отсутствие договора с кассиром о полной материальной ответственности (в этом случае недостача денежных средств в кассе не будет иметь юридических последствий);

4. Факты подписания кассовых ордеров вместо руководителя и главного бухгалтера другими лицами без письменного распоряжения руководителя хозяйствующего субъекта;

5. При временном отсутствии кассира (отпуск, лечение) -- возложение его функций на другого работника без письменного распоряжения руководителя и без заключения с этим работником договора о полной материальной ответственности.

Завершающим этапом ревизии кассы является обобщение, рассмотрение и реализация ее результатов.

Составляется акт, в котором указываются нарушения, недостатки или положительные стороны деятельности ревизуемого экономического субъекта. Акт ревизии является основанием для принятия решений по установленным нарушениями и недостатками, в том числе, для разработки мероприятий по устранению последних. От квалифицированного освещения и обобщения в акте фактов выявленных нарушений и недостатков зависит качество ревизии.

Заключение

Итак, ревизия представляет собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности и является основным методом финансового контроля.

Ревизия проводится на хозяйствующих субъектах с целью осуществления контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их достоверности и целесообразности.

Ревизию могут проводить разные контролирующие органы, в особенности финансовые и органы государственного управления, которые проверяют подведомственные организации. Одним из основных ревизуемых органов является Счетная Палата РФ. Также ревизионные проверки могут быть проведены по указанию других компетентных органов, служб, т и т.д.

Проведение ревизии? это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.

При проведении контрольных действий обязательно проверяются кассовые и расчетные операции, операции по лицевым, расчетным и валютным счетам, а также с материальными ценностями.

Результаты ревизии или проверки оформляются актом. Акт должен содержать вводную и описательную части. Заключительный раздел акта -- информация о выявленных нарушениях, сгруппированная по их видам.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них.

На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.

Исходя из всего этого, можно сказать, что проведение ревизии на предприятии - это наиболее эффективный способ контроля над осуществлением финансовых и хозяйственных операций с целью подтверждения их обоснованности, а также над имуществом организации и использованием ресурсов, как материальных, так и трудовых. Проверка позволяет выявить, насколько компетентными в своей отрасли являются наемные управляющие, соответствует ли их работа основным требованиям организации.

Ревизия - комплекс сложных процедур, от результатов которых во многом зависит дальнейшая эффективность работы предприятия или его филиала.

Список используемой литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013)

2. "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22394)

3. Волков А.Г., Чернышева Е.Н. «Контроль и ревизия»/ Учебное пособие / М: Москва, 2011г.

4. Иванова Е.Л. «Контроль и ревизия. Конспект Лекций» / Учебное пособие / М: «Ньютон», 2009 г.

5. Крохина Ю.А. «Финансовое право России» - 3-е издание, переработанное и дополненное / Учебное пособие / - М: Норма Москва, 2008 г.

6. Мещеряков С.А. «Контроль и ревизия» / Учебное пособие / М: Санкт-Петербург, 2008 г.

7. Шуплецова Ю.И. «Финансовое право: конспект лекций» - 3-е изд. доп. и перераб. Учебное пособие /М.: Юрайт-Издат, 2009 г.

8. Интернет-портал: «Википедия. Свободная энциклопедия»: http://ru.wikipedia.org/

9. Интернет-портал «Правовая система нового поколения Референт»: http://www.referent.ru/

10. Интернет-портал «Экономическая библиотека. Финансы и бизнес»: http://economedu.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие налогового контроля как разновидности финансового контроля. Особенности правового регулирования и организации выездной налоговой проверки. Роль налогового контроля в едином механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2013

    Значение финансового контроля для соблюдения установленного правопорядка в процессе деятельности государственными и общественными органами, физическими лицами. Проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности воинских частей в органах МВД РФ.

    лекция , добавлен 10.07.2015

    Понятие, сущность и формы налогового контроля. Камеральная проверка, порядок ее проведения. Построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей. Формальная, логическая и арифметическая проверка документов на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Значение документальной ревизии в процессе расследования уголовных дел, ее законодательное закрепление и основания для проведения. Вынесение постановления о производстве ревизии. Составление акта документальной ревизии с соответствующими приложениями.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Правовая характеристика налогового контроля. Эволюция налогообложения и налогового контроля в РФ, понятие и значение налоговой проверки как его основной формы осуществления. Виды налоговых проверок и правонарушений и ответственность за их совершение.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2010

    Сущность административного контроля и его отграничение от надзора. Нормативное правовое регулирование осуществления контроля в административном праве России. Административный контроль как способ обеспечения законности в служебной деятельности ОВД.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2015

    Понятие и значение судебного контроля за законностью уголовном процессе. Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора. Особенности судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса. Взаимодействие следователя с органами дознания.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    Анализ контрольной деятельности государства. Сущность и классификация видов государственного контроля. Механизм осуществления контроля Президента РФ. Особенности контроля органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2012

    Понятие налогового контроля. Виды и формы налогового контроля. Камеральная и выездная налоговая проверка. Осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Направления совершенствования налогового контроля.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Понятие государственного финансового контроля. Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан. Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан.

Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Ревизия призвана установить законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает всегда конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.

Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использование»» материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и Используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

27. Общая классификация ревизий.

Ревизии классифицируются по различным признакам.

В зависимости от ревизующих органов различают ревизии: 1) вневедомственные. Осуществляют органы государственного и общест­венного контроля, наделенные контрольными правами по отношению ко всем организациям независимо от их ведомственной подчиненно­сти (налоговые и другие органы); 2. ведомственные. Назначаются распоряжением руководителя выше­стоящей организации или учреждения и проводятся контрольно-ревизионным аппаратом министерств, ведомств, служб; 3. внутрихозяйственные. Осуществляются работниками объединения в отношении деятельности внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

Смешанные ревизии назначаются органами ведомственного, государствен­ного и общественного контроля и осуществляются ими одновременно.

- По признаку полноты проверки различают следующие ревизии: 1. полную. Охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности организации; 2. частичную. Охватывает лишь отдельные виды деятельности или хо­зяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производст­венные и т. п.).

- По организационному признаку ревизии бывают: 1. плановыми - проводятся за определенный период времени (один, два или три года), охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), предусмотрены соот­ветствующим планом; 2. внеплановыми - проводятся в отдельных случаях, по разным причи­нам: выявление недостач; наличие сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях; контроль качества ревизии и т. п.; 3. перманентными - проводятся непрерывно контрольным аппаратом объединения в структурных подразделениях.

- В зависимости от звенности ревизуемых объектов ревизии подразделяются: 1. на отраслевые - включают проверку деятельности организаций всей отрасли (легкой промышленности, здравоохранения и пр.); 2. сквозные - проводятся, когда ревизуется деятельность всех организа­ций одного звена управления; 3. однозвенные - проводятся, когда проверяется деятельность одного хозяйственного звена, например склада.

- Исходя из полноты проверки хозяйственных операций различают следую­щие ревизии: 1. сплошные - проверка всех без исключения хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период; 2. выборочные - проверка хозяйственных операций и записей в учетных регистрах только за определенные ревизором промежутки времени; 3. комбинированные - сочетают сплошные и выборочные проверки от­дельных хозяйственных операций.

- В зависимости от полноты проверки деятельности организации ревизии подразделяются: 1. на комплексные - проводятся с целью проверки торговой и финансо­во-хозяйственной деятельности организации и ее структурных под­разделений бригадой специалистов различных профессий. Участие в ревизии специалистов в различных областях знаний позволяет вы­явить все недостатки деятельности организации, вскрыть резервы улучшения ее производственной и финансовой деятельности; 2. некомплексные, т. е. ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации, проводимые одним ревизором; 3. тематические - проводятся при проверке отдельных сторон деятель­ности предприятия, отрасли для детального изучения некоторых во­просов хозяйственно-финансовой деятельности. Темами таких реви­зий, например, могут быть: "Ревизия сохранности имущества", "Реви­зия состояния расчетов", "Ревизия кассовых операций".

- По источникам контрольных данных различают следующие ревизии: 1. фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объ­ектов в натуре и направлены на выяснение законности и целесооб­разности использования ресурсов обычно в ходе осуществления хозяйственных операций; 2. документальные – проводятся преимущественно по документальным данным и представляют собой чаще всего форму последующего контроля.

Перечисленные виды ревизий при рациональной их организации обеспечивают сохранность имущества, предупреждают факты злоупотреблений, повышают эффективность работы субъектов предпринимательской деятельности.

ОТВЕТ: Ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, законности действий руководителя и главного бухгалтера.
Законодательством закреплен обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Ревизии могут проводить:
- Счетная палата РФ;
- Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ;
- Федеральное казначейство Минфина РФ;
- территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина РФ;
- контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.
Ревизия является формой последующего контроля.
Срок проведения ревизий со стороны контрольно-ревизионных органов Минфина РФ не может превышать 45 дней.
В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется:
- проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях осуществления законности и правильности производственных операций;
- проверка фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов;
организация проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета;
- проверка достоверности отражения производственных операций в бухучете;
- проверка использования и сохранности бюджетных средств.
Результаты проверок (ревизий) оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Акт подписывается лицами, производящими ревизию, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. В акте ревизии указывается:
- цель ревизии;
- основные результаты проверки;
- выявленные факты нарушений финансовой дисциплины;
- причины, повлекшие данные нарушения;
- виновные лица в данных нарушениях;
- меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности должностных лиц.
Если у руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации имеются возражения, то они их прилагают к акту ревизии.
После подписания акта начинается реализация материалов ревизии или проверки, которая состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной только после того, как все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.
При необходимости принятия срочных мер могут составляться промежуточные (отдельные) акты ревизии, на основании которых делаются выводы о том, есть ли нарушения в финансовой сфере. Материалы передаются в следственные органы, не ожидая окончания ревизии. При этом делается соответствующая запись в акте ревизии.
Должностные лица, по вине которых по результатам ревизии допущены нарушения, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.

Еще по теме ВОПРОС 13 Ревизия как основной метод финансового контроля, его цели, права ревизоров, сроки проведения ревизии:

  1. 19. ОТЛИЧИЕ АУДИТА ОТ ДРУГИХ ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: РЕВИЗИИ, ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  2. Саурова Н.А.. Контроль и ревизия: метод. рекомендации. по по выполнению контрольных работ / Н. А. Саурова. - Оренбург: Оренб. гос. ин-т менеджмента,2009. - 18 с., 2009

Ревизия — это основной метод , она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми принято понимать способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Принято различать следующие формы финансового контроля:

‣‣‣ ревизия,

‣‣‣ наблюдение,

‣‣‣ обследование,

‣‣‣ проверка,

‣‣‣ анализ.

Проверка осуществляется на базе отчетной документации и расходных документов. В ходе проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (к примеру: проверка правильности удержаний из заработной платы, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателœей. Результатом является определœение финансового состояния объекта контроля и перспектив его развития.

Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния организации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат - выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой базе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регист­ров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Сегодня единого законодательного акта͵ в котором регулировались бы всœе вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в т.ч. Федеральным законом ʼʼО Счетной палате Российской Федерацииʼʼ, постановлениями Правительства РФ

об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия должна быть определœена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (к примеру, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделœенные данными полномочиями органы и субъекты (к примеру, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности, Счетная палата РФ; Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделœения отраслевых министерств и ведомств.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере - не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определœенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объёму ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителœем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На базе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причинœенного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае крайне важно сти в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.