Сообщение о традициях русского музыкального искусства. История русской музыки. Начало классического периода русской музыки — М.И. Глинка

Русскую музыку 19 века принято делить на два периода: до появления великого композитора , то есть, примерно до 1830-1840 годов, и после.

  • До – эпоха раннего романтизма , или «до – глинкинская»,
  • после в русской музыке наступает классический период .

Русская музыки 19 века — «до – глинкинская» эпоха

В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются , В.Ф. Одоевский, в живописи – В музыкальной культуре России 19 века также слышны отголоски , который по-настоящему захлестнет страну с приходом М.И. Глинки.

Основные жанры и направления

Самыми популярными течениями в русской музыке 19 века были:

  1. «городская» песня. Окончательно сформировывается к 19 веку. Чаще всего такие песни рождались из простой гитарной импровизации безымянных любителей на стихи поэтов (например, «Вечерний звон», «Чем тебя я огорчила»).
  2. запись и обработка народных напевов. В конце 18 века В.Трутовский выпустил сборник русских народных песен. Ими заинтересовались практически все жители столицы, после чего стало появляться множество музыкальных произведений в народном стиле («Вьется ласточка сизокрылая»).
  3. камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора , исполняемая на музыкальных домашних вечерах. Под влиянием романтизма появляется русский романс (особенно популярны были романсы А.А. Алябьева («Соловей») и А.Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метёт»)) и созданный на его основе цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например: «Твои глаза зелёные»).

Также был ещё жив такой музыкальный жанр, как водевиль – легкая пьеса с куплетами. В музыкальной культуре России «до-глинского» периода были особенно популярны водевили:

  • А.А. Шаховского («Любовное зелье», «Беглец от своей невесты»)
  • Ф.В. Булгарина («Разговор в царстве мёртвых», «Похождения Митрофанушки на Луне»),

однако каждый молодой дворянин считал своим долгом сочинить хотя бы раз в своей жизни водевильную пьеску для бенефиса какого-нибудь актера.

В театрах исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы; однако уже было заметно влияние романтизма (А.Н. Верстовский, например, часто использовал в своих произведениях романтические сюжеты – обращение к эпохальному прошлому).

Начало классического периода русской музыки — М.И. Глинка

С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом, ведь М.И. Глинка сам сказал:

«В музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор».

Так, в опере «Жизнь за царя» в образе простого крестьянина Ивана Сусанина М.И. Глинка показал всю силу и мощь русского народа. Самое главное новаторство оперы заключалось в том, что главным героем музыкального произведения стал мужик, крепостной. Неудивительно, что великосветское общество невысоко оценило оперу, однако многие классики литературы (например, ) были её настоящими поклонниками.

В эпической сказке с яркими романтическими мотивами «Руслан и Людмила» Глинка ещё дальше отошел от традиций французских и итальянских опер, поэтому и это музыкальное произведение не было встречено с восторгом. Тем не менее, именно после этих произведения русская музыка была признана во всем мире, а М.И. Глинка по праву признан основоположником музыкальной классики в России.

Русская музыка второй половины 19 века

Во второй половине 19 века музыка становится более доступной для разных слоев населения.

  • Открываются Московское и Петербургское отделения Императорского русского музыкального общества, постоянно проводящие доступные всем музыкальные собрания,
  • В Петербурге создается бесплатная музыкальная школа,
  • Основываются консерватории вначале в столицах (возглавляли их братья Рубинштейны), а концу века и в других городах.

Становятся популярными новые музыкальные жанры – симфонические циклы, симфонии (первая симфония (фа-мажор) была создана А.Г. Рубинштейном в 1859, но она не получила широкой популярности; более известна его симфония номер 2 до-мажор под названием «Океан». Настоящего расцвета в русской музыке этот жанр достиг в творчестве Римского-Корсакова и .

Композиторские школы 19 века в России

Также в стране в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы:

  • Первая – Новая русская школа в Петербурге , позже В.В. Стасов назовет её .

В нее входили Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью – воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа.

  • Вторая – московская школа;

возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Танеев, А.Е Варламов и другие.

Если петербургская композиторская школа стояла за эпичность в музыке, то московской школе русских композиторов были более свойственны лирические произведения. Например, природа, пейзаж у П.И. Чайковского всегда изображен через призму человеческих чувств, у композиторов « кучкистов» природа, скорее, сильный, полноправный герой, не имеющий ничего общего с человеком. Таких различий много, однако, самое главное – они относились к разным временным эпохам.

  • Московская школа представляла эпоху уходящую, «век минувший»,
  • Петербургская же (или «новая русская», как её называли) заключала в себе все, что было свойственно «веку нынешнему».

Антагонизм этих двух школ повлиял на творчество не только их приверженцев, но и тех композиторов, которые не причисляли себя ни к той, ни к другой школе.

Исполнительское искусство 19 века

Что касается исполнительского искусства, в России очень многое поменялось в течение этого периода. До него распространено было лишь любительское домашнее музицирование (об этом уже говорилось выше), к началу же 20 века музыкальные произведения стали исполняться в огромных залах оперных театров, стали формироваться отечественные школы игры и пения и открываться высшие учебные заведения.

Музыкальные инструменты

Одно из главных изобретений 19 века – механизм вентилей для духовых инструментов, с помощью которого возможности духовых музыкальных инструментов стали гораздо шире; появились новые инструменты – например, туба и флейта-пикколо. Кроме того, то пианино, на котором мы играем сегодня, было изобретено в то же время в Америке и сразу же приобрело небывалую популярность и в России.

Подведем итог.

В русской музыкальной культуре 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и отечественных композиторов признал и начал уважать весь мир.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Русская музыка XIX в. – это яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Она связана с формированием национальной композиторской и исполнительской школы, имеющей мировое значение. Приобщение к лучшим музыкальным достижения Западной Европы благотворно сказалось на общем характере её развития, а самобытность и оригинальность во многом определяло следование народным традициям. В XIX в. сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки. Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве. Творчество таких замечательных русских композиторов, как М.И.Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А.Римский - Корсаков, П.И.Чайковский, вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры.




Романсы «Не искушай»; «Сомнение»; «Не пой, красавица, при мне»; «Я помню чудное мгновенье». Симфоническая музыка «Камаринская»; «Арагонская хота»; «Ночь в Мадриде»; Русская национальная опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Опера-сказка «Руслан и Людмила».


М.А. Балакирев (1836 – 1910); Ц.А. Кюи (1835 – 1918); А.П. Бородин (1833 – 1887); М.П. Мусорский (1839 – 18810; Н.А. Римский- Корсаков ().




Организатором и идейным вдохновителем этого дружного союза, созданного в конце 1850 годов, стал Милий Алексеевич Балакирев – замечательный пианист и композитор, сумевший объединить вокруг себя не только любителей музыки, но и талантливых исполнителей и композиторов. Его незаурядные способности, превосходные исполнительские и артистические данные, разносторонние музыкальные познания и острый, проницательный ум приводили в восхищение и обеспечивали ему незыблемый авторитет.


М.А. Балакирев – автор многих замечательных произведений. Им созданы музыка к трагедии «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара» на стихи М.Ю. Лермонтова, «Русь» и «В Чехии», «Испанская увертюра», «Увертюра на темы трех русских песен». Для фортепиано, своего любимого музыкального инструмента, он создал восточную фантазию «Исламей», навеянную впечатлениями от путешествия по Кавказу. Сорок романсов, сонаты, мазурки, ноктюрны и вальсы, сборники русских песен являются лучшим достижениями композитора.






Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма- отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации.Сын мандарина 1859Вильям Ратклифф Генриху Гейне 1869Анджелосюжет драмы Виктора Гюго 1875Сарацин Александра Дюма- отца 1898Капитанская дочка А. С. Пушкину 1909 фортепиано скрипки виолончели романсы






Алексей Порфирьевич Бородин, будучи крупным ученым – химиком, отдавал все свое время научным исследованиям. По его собственному признанию, сочинять музыку ему приходилось лишь в период болезни. Музыкальное творческое наследие композитора невелико, но существенен вклад развитие русской музыкальной культуры. Произведения Бородина составляют славу и гордость отечественной музыки. Три симфонии; 15 романсов на стихи русских поэтов; Единственная опера «Князь Игорь»







Необозримо и уникально творческое наследие Модеста Петровича Мусоргского, одного из выдающихся русских композиторов XIX в. Его недолгая жизнь была отмечена яркими произведениями в области симфонической и оперной музыки. Окончив школу гвардейских прапорщиков, он отказался от блестящей военной карьеры и в 1858 г. вышел в отставку с единственной мыслью – всецело посвятить себя музыке. Один за другим он создает целый ряд музыкальных шедевров, знаменующих собой новую эпоху в истории музыкального искусства.








Яркая страница русской музыкальной культуры XIX века. Связана с творчеством Николая Андреевича Римского – Корсакова. Начало его музыкальной карьеры было блистательным. В 1867 г. он пишет симфоническую картину «Садко» по мотивам известной новгородской былины. Через год композитор пишет симфоническую картину «Антар» на сюжет арабских народных сказок. Позднее, в 1888 г., Римский – Корсаков вновь обратился к восточным мотивам в сюите «Шехеразада» по средневековым арабским сказкам из известного сборника «Тысяча и одна ночь»


Оперы «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный», «Майская ночь», «Ночь пред Рождеством», «Моцарт и Сальери»; Около 80 романсов («Ненастный день потух», «Не ветер, вея с высоты», «Редеет облаков летучая гряда»)






Всего 53 года вместила жизнь выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840 – 1893), а в обширном списке созданных им произведений десять опер, три балета, девять программных симфонических произведений, концерты, квартеты, музыку к драматическим спектаклям, более ста романсов и множество других сочинений. Чайковскому принадлежат слова: «Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, которые признают ее».


Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особе место в истории мировой музыкальной культуры. В области симфонической музыки он разработал жанр программной симфонической поэмы («фантазии», или «увертюры – фантазии»). Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы. Лучшие оперные произведения композитора – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Сказочно – романтическим светом озарена балетная музыка П.И. Чайковского, в которой он выступает не только как блестящий реформатор, но и как первооткрыватель. Музыкальный критик Г.А. Ларош писал: «По музыке «Лебединое озеро» – лучший балет, который я когда – нибудь слышал….»










Дата « _____________ »

Тема урока .

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с классиками мировой музыки

    Р азвивать навыки выразительного исполнения песни.

    Воспитывать чувство уважения к казахской национальной культуре, богатому музыкальному наследию казахского народа.

Х од урока:

1. Организационный момент . Приветствие, Распевание

2. Распевка.

3.Новые технологии «Вертикальный тематизм»

4 . Формирование новых знаний .

Музыкальные традиции русского народа

Кто поёт, того беда не берёт.

Русская пословица

Музыкальный фольклор русского народа богат мелодичными песнями, весёлыми частушками, задорными дразнилками, величественными былинами, заводными хороводами и плясками. Музыканты, скомо рохи сопровождали пение игрой на неугомонной балалайке, любимой гармошке.


А пастушьи наигрыши исполнялись на гнусавой, немного печальной жалейке и звонкой свирели.

Народная песня - самый любимый музыкальный жанр, который русские композиторы использовали в своём творчестве. Одним из них был Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Музыканты называют его «отцом» или основоположником русской классической 1 музыки.

Детство композитора прошло в русской деревне. Здесь его окружали любовь близких и пение крестьян, картины и звуки родной природы, звон колоколов церквей.

М.И. Глинка вспоминает: «...Во время ужина обыкновенно играли русские прсни. Эти грустно-нежные, но вполне доступные для меня звуки мне чрезвычайно нравились. Они были источником самых живых восторгов. Может быть, поэтому я и стал разрабатывать народную русскую музыку. Музыка - душа моя!» Знамениты и другие слова композитора, в которых он говорит о великом значении народной музыки:

"Классический - в переводе с латинского языка - лучший, образцовый. «Музыку создаёт народ, а мы - композиторы - только её аранжируем 2 ». Эту мысль он подтверждает своей знаменитой фантазией для симфонического оркестра «Камаринская». М.И. Глинка использовал в фантазии для симфонического оркестра две мелодии русских народных песен: «Из-за гор, гор высоких» и «Камаринская» 3 . Обе песни постоянно меняют свой облик, как человек - настроение. Начинается произведение с небольшого былинного вступления, будто композитор говорит нам: «Жили-были...»

В «Камаринской» композитор воплотил свою музыкальную мечту, выдумку. Музыка произведения причудлива, непредсказуема. Может быть, это картинка деревенского быта, природы или образ русского человека, который то грустит, то веселится.

В создании музыкальных образов в симфонической фантазии М. Глинки участвуют инструменты симфонического оркестра. Они подражают тембрам русских народных инструментов. Деревянные духовые создают простое, искреннее звучанйе жалейки, свирели, рожка. Струнные инструменты воспроизводят весёлый наигрыш балалаек.

5. Слушание: симфоническую фантазию «Камаринская»

6. Пение:

7. Итог урока

8. Домашнее задание

Введение

1. Песенная культура России в 19 веке

2. Русская композиторская школа

2.1 Михаил Иванович Глинка

2.2 Александр Сергеевич Даргомыжский

2.3 «Могучая кучка»

2.4 Петр Ильич Чайковский

3. Русская музыкальная культура начала 20в.

Заключение

Список литературы

Введение

Россия в 19в. сделала огромный скачок в развитии культуры, внесла неоценимый вклад в мировую культуру. Это было предопределено рядом причин. Культурный подъем был обусловлен процессом формирования русской нации в период перехода к новым капиталистическим отношениям, ростом национального самосознания. Еще один фактор, способствовавший интенсивному развитию русской культуры, - это тесное взаимодействие с культурами других стран и народов. Большое влияние на культуру России оказала западноевропейская общественная мысль. Русское общество воспринимало передовые достижения культур европейских стран, При этом сохраняя самобытность своей национальной культуры. В развитии национальной культуры начинает принимать активное участие интеллигенция. В начале эта прослойка общества формировалась из среды дворян и духовенства, но уже в 18в. появляются разночинцы, а в начале 19в. - крепостная интеллигенция (актеры, художники, архитекторы, музыканты, поэты). В 18 - первой половине 19 века главная роль в культурном развитии принадлежит дворянской интеллигенции, во второй половине 19 века - разночинцам. К разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, чиновники, мещане, купцы и крестьяне. Именно поэтому в 19в. в России происходит процесс демократизации культуры. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий.

В этом реферате я попытаюсь дать общую характеристику музыкальной культуры России 19 - начала 20вв., проследить истоки и преемственность русского музыкального искусства. Нужно подчеркнуть важность изучения истории культуры, так как настоящее зиждется на прошлом. Даже самые революционные музыкальные произведения современности испытывают либо прямое, либо косвенное влияние прошлого. Задача реферата - проанализировать состояние музыкальной культуры России 19 - начала20 века, выявить ее особенности, рассказать о композиторах этого времени и их произведениях, а также выяснить значение русской музыки того периода для мировой культуры.

1. Песенная культура России в 19 веке

В 19 в. русские композиторы большое внимание уделяли изучению фольклора, считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях. Появляются новые музыкальные жанры, старые формы (обиходные песни, песни на тему скитаний, сатирические песни) трансформируются под влиянием новых жизненных условий, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств. В бытовой народной песне получают отражение крупные общественно-политические события общенациональной важности. Широко отразилась в народной песне Отечественная война 1812 г. До нас дошел цикл песен о 1812 годе, связанных с устной фольклорной традицией. По своему содержанию и музыкально-поэтическим формам они очень разнообразны. Эта война стала причиной появления лирических песен, запечатлевших глубокую народная скорбь, печаль, горе, вызванные бедствиями Родины, разорением родного края, гибелью близких.

Русская народная песня приобрела большую популярность, распространялась во множестве оригинальных обработок - для хора, голоса с сопровождением и отдельных инструментов. В 1806 - 1815 годах несколько раз переиздается сборник Прача. На его основе создавались песенные сборники общедоступного типа.

Большую известность приобрел Данила Кашин, выходец из крепостных крестьян, создал много обработок народных песен. В 1833-1834 гг. был издан его сборник «Русские народные песни» в трех частях. В сороковых годах сборник был переиздан, что говорит о его популярности.

Иван Рупин так же собирал крестьянские песни, подвергал их обработке, для его работ характерен синтез народно-песенных и городских романсных интонаций. Его фамилию современники произносили с итальянским окончанием - Рупини, что свидетельствует о его известности. В 1831г. издан его песенный сборник. Одновременно с бытовыми переложениями народной песни развивается лирический сентиментальный романс. В этом жанре простота средств сочетается с непосредственностью и душевностью выражения. Большое значение в эволюционировании русского романса 19 века имели композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851) был родом из дворян. Служил в армии, участвовал в Отечественной войне 1812г. Уйдя в отставку, посвятил себя творчеству. Алябьев - автор популярных романсов: «Я вас любил», «Зимняя дорога» (оба на стихи А.С. Пушкина), «Соловей» и других. «Соловей» - одна из наиболее известных песен Алябьева. Всё в ней просто и в тоже время искренне. Песне предшествует фортепианное вступление. С первых же интонаций вокальной партии развертывается пленительно плавная, задумчивая мелодия. Она сразу же покоряет своей одухотворенностью.

Композитор Александр Егорович Варламов (1801-1848) - автор популярных романсов. Он создал более ста произведений этого жанра, большей частью на стихи русских поэтов («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий» и др.). Варламов проявил себя также как певец, дирижёр, гитарист и педагог. Его перу принадлежит учебное пособие для певцов - «Полная школа пения» (1840 г.).

Александр Львович Гурилёв (1803-1858) был сыном крепостного музыканта. Композитор, пианист, скрипач, альтист и педагог, Гурилёв известен как автор песен и романсов. Наиболее известны его песни «Матушка голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьётся ласточка» и романсы «Разлука», «Вам не понять моей печали». Помимо вокальной лирики композитор работал в жанрах фортепианной музыки, собирал и обрабатывал народные песни.

Творчество Алябьева, Варламова и Гурилева - бесценный вклад в сокровищницу русской музыки. Их песни и романсы до сих пор входят в концертный репертуар певцов, хоров и исполняются обычными людьми.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 общеразвивающего вида Калининского района города

Санкт – Петербурга.

Консультация для педагогов ДОУ.

Технологии:

Санкт – Петербург 2015 г.

Музыкальные традиции русского народа в классической музыке .

Выступление на педагогическом совете.

Цели и задачи:

1. Познакомить с традициями русского народа в творчестве русских композиторов – классиков.

2. Расширение представлений о музыкальной культуре рус ского народа.

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира .

Технологии: Информационно – компьютерные (ИКТ).

Информационно – коммуникативная.

«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».

Д. Б. Кабалевский

Расцвет музыкальной культуры в 19 веке был подготовлен всем ходом развития ее в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Русская народная песня - сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня - это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, величальные, эпические, танцевальные, хороводные и лирические песни, плачи и причитания, частушки. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме).

Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Бережно собирали и изучали народную песню русские композиторы – классики. Некоторые из них – Балакирев, Римский – Корсаков, Лядов – составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано. В своих произведениях они нередко использовали русские напевы. А сочиняя собственные мелодии, вводили в них характерные для русских песен интонации, попевки и мелодические обороты. Музыка Бородина и Мусоргского, Глинки и Чайковского понятна и доступна широкому слушателю именно потому, что она богата прекрасными мелодиями, песенна.

В 18 веке на мелодической основе старинной народной песни, которую называли «крестьянской», появляется бытовая городская песня. Почти в каждой городской песне используются попевки, ладовые и ритмические особенности старинной песни. Мы привыкли называть городскую песню русским романсом. Часто для романса характерна куплетная форма, исполнялись романсы под аккомпанемент гитары, фортепиано арфы. В романсе, как и в русской песне, отразились думы, настроения и переживания простых людей. Лучшие из них распространялись устно, свободно варьировались и постепенно превращались в народные песни. Так было с песней – романсом «Колокольчик» Александра Львовича Гурилева, с «Красным сарафаном» и «Вдоль по улице метелица метет» Александра Егоровича Варламова

История русской классической музыки начинается с творчества Михаила Ивановича Глинки. (1804 – 185 7) Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

«Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда – то М. И. Глинка.

Во многих его произведениях мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся музыка Глинки проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и придают неповторимый национальный колорит его произведениям.

Опера «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» - героическая народная музыкальная драма. В своем произведении композитор прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Давайте обратимся к арии Сусанина из 4 действия «Ты взойдешь, моя заря »; к песне – романсу Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» – трогательные интонации народных причитаний; хор из эпилога «Славься» , в котором народ славит родную землю и погибших героев. Сам Глинка называл его гимном – маршем .

Михаил Иванович первым обратился к сказочному жанру. Первая русская сказочно – эпическая опера «Руслан и Людмила » написана на бессмертное произведение основоположника национальной русской поэзии - А. С. Пушкина. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизма. В. Ф. Одоевский написал после премьеры: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он наша радость, наша слава».

К лучшим произведениям М.И. Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Она написана в 1848 году на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой

Вторая половина 19 века – время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о «Могучей кучке», в которую входили: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский – Корсаков. Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

Среди композиторов «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881) был наиболее ярким выразителем в музыке революционно – демократических идей 60-х годов 19 века. Именно Мусоргский сумел с большой обличительной силой раскрыть в музыке суровую правду о жизни русского народа, воссоздать, как сказал В. В. Стасов, «весь океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности».

Вся сила таланта Мусоргского раскрылась в опере «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина. В пушкинской трагедии Модеста Петровича привлекала возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в открытое недовольство, а под конец – в стихийное восстание. Народ в опере Мусоргского – главное действующее лицо. Уже в первой картине звучит скорбная тема, близкая к русским народным протяжным песням, «На кого ты нас покидаешь, отец наш». В этом плаче встает образ самого народа – угнетенного и голодного.

В кульминации третьей картины звучит хор восставшего народа «Расходилась, разгулялась сила молодецкая» , построенный на интонациях удалых молодецких песен. Создание народной музыкальной драмы, глубоко раскрывающей жизнь русского народа, его исторические судьбы, явилось важным этапом в развитии музыкального театра.

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника Виктора Гартмана, друга композитора, внезапно умершего. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления увлекла Мусоргского. Каждая пьеса этого цикла, который можно назвать сюитой, - музыкальная картинка, навеянная тем или иным рисунком. Тут и бытовые картинки, и мелкие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин.

«Избушка на курьих ножках» рисует сказочный образ Бабы – Яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Но в музыке Мусоргского воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка – Баба-Яга. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.

Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка русским народным песням. Характер пьесы величаво – спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) во многом продолжал традиции Глинки. В своей музыке композитор воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются образы лирические, задушевные, чарующе – искренние, полные страсти и нежности. Основным средством музыкального высказывания всегда является мелодия - широкая, песенная, пластичная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина.

Замечательное произведение древне – русской литературы 12 века – «Слово о полку Игореве» - увлекло композитора и вдохновило его на создание оперы. Он отыскивал в библиотеках материалы по истории Киевской Руси, старинные русские песни и мелодии восточных народов. «Князь Игорь» - лирико-эпическая опера , основана на интонациях народных песен – русских и восточных. Русь и Восток показаны в опере многогранно и правдиво. В этом Бородин был последователем М. И. Глинки.

Торжественный народный хор «Солнцу красному слава!» в прологе построен на мелодических оборотах русских песен. По своему складу близок к величальным хорам опер Глинки. Мелодия хора близка напевам древних обрядовых и эпических русских песен.

Ария Игоря – одно из лучших мест оперы. В ней ярко обрисован главный герой – мужественный, доблестный воин, готовый бороться за родную землю, и в то же время страдающий человек с любящим сердцем. В ней звучат три темы: тема душевных страданий, героическая и лирическая.

Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями. В своем плаче Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь подчеркиваются сравнением ее с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре.

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. В ней прославляется героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.

Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908) среди композиторов «Могучей кучки» занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью.

Оперу «Садко» Римский – Корсаков назвал былиной. Долго изучал он различные варианты былины о новгородском гусляре и мореплавателе Садко. Действие в этой опере происходит в Новгороде. Как живой встает город в опере – с шумом богатых торговых рядов, с иноземными гостями, скоморохами и с обычаями древней старины. Главный герой оперы – молодой, удалой гусляр и певец Садко. Велика сила его песен – приворожил он к себе красавицу – царевну, дочь грозного Морского царя – владыки. Много чудес в этой опере – былине – величественно простой и немного печальной. И неповторимо прекрасна музыка оперы. Степенным распевным былинным говором написан ряд сцен, например речитатив и ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Использованы и подлинные былинные напевы, например в хоре «Высота ли, высота поднебесная».

Опера «Снегурочка» на сюжет пьесы А. Н. Островского одно из самых прекрасных и вдохновенных произведений Римского – Корсакова. Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добры и справедливы, любят искусство. Ложь и обман считают преступлением. Берендеи поклоняются природе и солнцу. С большой теплотой воспроизвел в своей опере композитор старинные обычаи и обряды. Правдивое изображение жизни и быта людей сочетается с миром фантастики, сказки. Царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха – образы реалистические. Человеческими чертами наделены Весна – Красна, Дед Мороз.

В пролог оперы Римский – Корсаков вставляет древний русский обряд: проводы Масленицы . Соломенное чучело наряжали, величали Масленицей и с пением возили по деревенским улицам, а к вечеру сжигали. Этим надеялись ускорить приход весны. Веселая возня с чучелом отражена в хоре «Прощай, масленица». Мелодия построена на мелодических оборотах старинных обрядовых песен.

«Песня Леля» начинается с соло кларнета, исполняющего подлинный народный наигрыш. Сама мелодия песни основана на народных оборотах и попевках. Характерна смена мажорного и минорного наклонения, характерного для народных песен, указывающая на переменность. Песня начинается медленно, протяжно. Но постепенно темп ее ускоряется и песня переходит в грациозную хороводную с припевом «Лель мой, Лель мой, лели, лели, Лель»

Петр Ильич Чайковский (1840 – 1898) все свое творчество посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. Важное место в творчестве Чайковского занимает симфоническая музыка. Содержание Первой симфонии «Зимние грезы» - это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. В темах этой симфонии слышатся выразительные интонации русских лирических протяжных песен. Вступление финала построено на мелодии русской народной песни «Цвели цветики». Главная партия финала – светлая, жизнерадостная с чертами танцевальности. По характеру она близка удалым плясовым напевам.

Великого советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 – 1953) по праву называют классиком 20 века. Он передал в своем творчестве строй чувств современников, острые драматические столкновения эпохи и веру в победу светлого начала в жизни. Прокофьев – смелый художник-новатор. Он открыл новые миры в музыке – в области мелодии, ритма, гармонии, инструментовки. Вместе с тем его искусство связано с традициями русской классики. В прокофьевских сочинениях оживает перед нами история в кантате «Александр Невский», опере «Война и мир», в музыке к фильму «Иван Грозный». Написанные в 30-40-е годы эти сочинения проникнуты любовью к отчизне, воспевают народ, его величие и силу духа. В них развивается героико-эпическая линия русской музыкальной классики, идущая от «Ивана Сусанина» Глинки, «Князя Игоря» Бородина, «Бориса Годунова» Мусоргского.

Кантата «Александр Невский» возникла из музыки к фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями. В кантате 7 частей.

«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты. Музыка величавая, строгая. Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». И текст и музыка выдержаны в эпическом духе, характерном для древнерусских былин.

«Вставайте, люди русские» - четвертая часть кантаты – призыв к бою за русскую землю. В мелодии, в ее настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки. И здесь мы наблюдаем сочетание песенных традиций с прокофьевскими современными музыкальными приемами. В средней части звучит тема «На Руси большой, на Руси родной не бывать врагу - певучая, светлая, привольная.

«Ледовое побоище» - пятая часть кантаты. В ней композитор показывает образы псов – крестоносцев и воинов русской дружины. Если в характеристике русских звучали мелодии, опирающиеся на различные песенные интонации, то в музыке, характеризующей захватчиков, появляется тема, написанная в духе католического хорала. Вместо ясных, красочных диатонических гармоний – устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих «человеческих» тембров струнных – режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов .

Основные темы рыцарей прозвучали уже в Третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове». В музыке Прокофьева тевтонские рыцари скачут «с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков» (так говорил Эйзенштейн, потрясенный музыкой.) Вступление в бой дружины князя отмечено энергичным звучанием у трубы темы хора «Вставайте, люди русские». В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются друг с другом, причем темы звучат одновременно каждая в своей тональности: русская в ре-мажоре, крестоносцы – в до-диез миноре. Возникает битональное звучание, которое своей резкостью подчеркивает остроту схватки. Удивительная «зримость» образов и в картине гибели крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, и мрачный драматизм происходящего. Огромное симфоническое напряжение разрешается в заключение всей картины. Тихо и светло звучит русская тема «На Руси большой». Это музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле.

В шестой части «Мертвое поле» - воплощен образ лирический и скорбный. После Ледового побоища девушка - невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей. Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических плачей (плач Ярославны), слышатся в музыке Прокофьева. Вокальная мелодия замечательна сочетанием напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение ее ровно и строго.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом «Въезд Александра Невского во Псков» , где звучат знакомые русские темы. В кантате «Александр Невский» Прокофьев прославил победу русского народа над захватчиками, победу человечности над жестокостью и несправедливостью.

Итак, всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.

Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.

Этот чудесный мир музыки стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя длительное испытание временем.