Вырицкий чудотворец Преподобный Серафим (Муравьев). Иеросхимонах Серафим Вырицкий: в чем помогает и как молиться


Добро пожаловать в Вырицу!

ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ: Открылась маленькая трапезная во дворе Казанского Храма на пр.Кирова дом 49 в поселке Вырица.
В Трапезной Вы можете пообедать горячими блюдами и попробовать вкусные пирожки местной выпечки. Все очень доступно и вкусно .
Милости просим отведать разнообразную выпечку и чай из русского самовара.

В дальнейшем планируется постройка большой трапезной у храма для паломников и всех гостей.
Пожертвования принимаются во временной трапезной.

Информация для паломников
в Вырицу:
о гостинице "Оредеж" и коттеджах "Вырицкие тарханы" - в Вырице, недалеко от Храма.

Пункты питания в Вырице:
- Трапезная при Казанском храме, пр.Кирова, 49.
- "Сытный дворик"- ТК"Вырицкий двор" 2 эт. Коммунальный пр. 1/28.
- Мини-кафе "Полушка", ул.Жертв революции (работает с 8-00 до 23-00)
- Кафе "Фрегат"
- Кафе "У грека", ул.Футбольная.
- Кафе "Бистро", ул.Вокзальная.
- мини-кафе "Восток", в здании ж/д вокзала.
- Кафе "Узор", ул.Оредежская, 2.

Карта Вырицы(с улицами)



Как доехать до Вырицы:


Из г.Санкт-Петербурга до Вырицы (около 60 км. по железной дороге или около 120 км по шоссе на машине) - доехать легко на пригородной электричке (рассписание удобное и поезда ходят часто) с Витебского вокзала (станция метро - "Пушкинская") или с платформы Купчино (станция метро - "Купчино") .
Карта МЕТРО г.Санкт-Петербурга , связаны все вокзалы города.
Направление движения пригородных электро-поездов(с Витебского вокзала или со ст.Купчино) : на Вырицу или на Поселок(следует через ст.Вырица). Билеты можете купить(недорого, можно и "туда и обратно") там же - в кассах на вокзалах.
Подробнее о рассписании пригородных электропоездов смотрите или .

Если Вы прилетели в Санкт-Петербург на самолете, то из аэропорта "Пулково" можете доехать на городском автобусе или маршрутке до станции метро "Московская" и далее на метро до станции метро "Купчино" , там на поверхности и находится платформа "Купчино" , где садитесь на электричку до Вырицы(или до Поселка, следует через Вырицу).

Погода в Вырице.

(Прогноз погоды в Вырице)

Как доехать от станции Вырица до Храма:

Приехав в Вырицу и сойдя с электрички на станции Вырица - сразу спросите любого местного жителя - Как проехать к Казанскому Храму и к могилке преп. Серафима. И мы убеждены, что Вам будет оказано любезное содействие.



От станции Вырица, сходите с пратформы (Вокзал останется по другую сторону железнодорожной линии) и далее можно проехать (недалеко) к Храму на местных автобусах (до остановки ул.Ракеевская) или на такси (до Храма, можно заказать по телефону) . Недалеко, около 3 км, при желании, на обратном пути, можно и пешком при хорошей погоде.

Рассписание движения автобусов есть на автобусной остановке, недалеко от перрона (поинтересуйтесь на месте и об обратном рассписании автобусов или телефоне вызова такси).

13 апреля исполняется 150 лет со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого. Преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев; 1866-1949) - исповедник, принявший монашеский постриг в годы гонений на Церковь, великий старец, стяжавший многие дары Святого Духа, молитвенник за всех скорбящих и страждущих.

В детстве будущий старец зачитывался житиями святых и мечтал о монашестве. Но Господь судил иначе: умер отец, и вместо монашеского пострига Василию суждено было стать кормильцем семьи. Когда мечтающий о монашестве отрок пришел в Александро-Невскую Лавру, он услышал от одного из старцев-схимников пророческие слова, которые открыли Промысл Божий о нем: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя». Вся дальнейшая жизнь Василия Николаевича в миру стала подготовкой к иноческой жизни. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет.

Василий Николаевич жил под духовным руководством знаменитого старца иеромонаха Варнавы из Гефсиманского скита, по благословению творил Иисусову молитву и стяжал непрестанную молитву уже в молодом возрасте. По благословению отца Варнавы Василий обвенчался с благочестивой девушкой Ольгой Ивановной.

Господу было угодно, чтобы молодой подвижник, прежде чем отречься от мира, прошел школу жизни, научился понимать людей разных сословий и помогать неимущим. Незаурядные способности позволили молодому человеку стать одним из крупнейших мехоторговцев Петербурга.

Василий Николаевич отличался поразительным милосердием и жертвенностью. Ольга Ивановна впоследствии признавалась, что, несмотря на ее доброту, даже ей порой было трудно понять супруга, который раздавал из дома последнее и при этом несказанно радовался. Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих горячих молитвах его имя.

В годы революции, когда многие состоятельные люди России переводили за границу капиталы, Василий Николаевич выплатил щедрые выходные пособия своим служащим и пожертвовал монастырям весь свой капитал. В 1920 году супруги приняли монашеский постриг.

Василий Николаевич быстро вырос от послушника до схииеромонаха, духовника Лавры. При постриге в великую схиму его нарекли именем Серафим - в честь святого преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами стремился он подражать в течение всей своей жизни. С 1930 года и до своей кончины отец Серафим жил в Вырице и стал здесь тем, кем знает и помнит его вся Россия, - знаменитым старцем, который нес пророческое служение, наставлял людей, утешал их в скорбях, исцелял в болезнях, молился за всю Россию.

Наставления старца

Обязательно молись за врагов

«Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто в огонь керосин льешь - пламя всё больше и больше разгорается».

О скорбях

«Всегда и за всё, даже за скорби, благодари Господа и Пресвятую Богородицу».

«Всемогущий Господь управляет миром, и всё, вершащееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека… Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными».

Молитва - меч духовный, истребляющий всякий грех

«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».

«Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим»

«Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех».

О священстве

«Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос».

«Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

Болезнь - это школа смирения

«Буди на всё воля Божия. Болезнь - это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою».

«От Меня это было»

«Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя, - от Меня это было. Я - Бог твой, располагающий обстоятельствами, и неслучайно ты оказался на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в ту именно среду, в ту школу, где этот урок изучается».

«Помни, что всякая помеха есть Божие наставление»

«Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказался прикованный к одру твоему - от Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы познал ты еще глубже Меня в немощах твоих телесных и не роптал бы за сие ниспосылаемое тебе испытание и чтобы ты не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонил бы главу твою под благость Мою о тебе».

«Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе, в сей день от Меня это было. Храни их, знай и помни - всегда, где бы ты ни был, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всём видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей».

Свидетельства о чудесной помощи преподобного Серафима Вырицкого

Отец Серафим ответил пророчески: «Владыко! А на кого вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь вам ее пасти!»

В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский) приехал к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он опасался очередного ареста за свое дворянское происхождение и спрашивал совета, не уехать ли ему за границу, дабы его не расстреляли. Отец Серафим ответил пророчески: «Владыко! А на кого вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь вам ее пасти! Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит вас. Будет много тяжких искушений, но всё, с Божией помощью, управится». И владыка Алексий навсегда оставил мысли об отъезде за границу. Отец Серафим за 18 лет до избрания владыки Алексия патриархом предсказал его будущее служение, указал и срок его патриаршества - 25 лет.

Врач-профессор Михаил Сергеевич Фаворский: «Я, по нерадению, “провалил” вступительные экзамены в медицинский институт, и мы тут же поехали к батюшке. Как сейчас помню его слова: “Не расстраивайся, всё хорошо будет. На будущий год поступишь и еще профессором будешь”».

Клавдия Ивановна Печковская: «Сразу после войны моя подруга обратилась к старцу: “Муж пропал без вести. Как мне за него молиться?” “Молись о здравии, скоро он вернется из плена”, - ответил батюшка. Действительно, через недолгое время пришел ее муж, побывавший в плену в Австрии. Батюшка исцелил от ряда заболеваний и мою престарелую маму. Он накрыл ее епитрахилью и, возложив руки на главу болящей, сказал: “Сойдут с тебя все грехи, и пройдут тогда все болезни”».

Татьяна Николаевна Алихова, ученый-геолог: «Мою маму в течение многих лет мучил хронический тромбофлебит. На ногах у нее были открытые раны, которые приходилось перевязывать до одиннадцати раз в день. В феврале 1946 года у нее начался сепсис… Врачи сказали, что мама вряд ли доживет до утра. 8 февраля ранним утром приехали к батюшке в Вырицу. По его виду мы догадались, что случай наш далеко не простой. Тем не менее старец сказал: “Будем молиться! Бог даст - поживет…” Сепсис миновал через три дня! После этого мама прожила еще 15 лет».

Нина Кароль: «Отец, будучи членом КПСС и занимая ответственные посты, тайно веровал и молился. Мама же была откровенной безбожницей. Не исключено, что такое положение было одной из причин ее бесплодия. Весной 1947 года родители отправились к старцу. Они даже не успели представиться, как батюшка с ласковой улыбкой произнес: “А, Наташенька ко мне из Латвии приехала! Ну, рассказывай, рассказывай…” Впервые что-то открылось у мамы в сердце, и она полностью доверилась старцу, который сказал им: “У вас будет девочка. Она родится в первый день нового года. Будет счастливой и будет хорошо учиться!” Родилась я 1 января, спустя десять минут после боя курантов… Училась на самом деле всегда легко и закончила медицинское училище. Духовное воздействие, которое оказал на маму вырицкий старец, было настолько мощным, что она стала глубоко верующим человеком».

Игумения Георгия, настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме: «В 1942 году погиб папа, в 1943-м - мама. До 1944 года мы с младшей сестренкой Лидочкой были в детском доме, а затем нас взяла на воспитание наша тетушка. В 15 лет появилось у меня сильное желание уйти в монастырь. Всё больше и больше возгоралась моя душа, но когда человек становится на путь спасения, тогда-то и начинаются для него искушения. Тетушка Матрона категорически воспротивилась моему благому намерению. Немало пролила я слез и постоянно просила Царицу Небесную, чтобы смягчила Она тетушкино сердце. Когда приехала к отцу Серафиму, старец ласково сказал: “Вот, деточка, это твой путь. Сама Матерь Божия тебя избрала!” Он показал рукой на фотографию, которая висела на стене. Я увидела чудную обитель. Это была Пюхтица. Старец благословил тете приехать к нему. Матрона Степановна несколько дней не могла собраться с духом, чтобы поехать к батюшке Серафиму, но не выполнить благословение старца она не могла. Вернулась тетя из Вырицы совершенно другим человеком - только тихо плакала, приговаривая: “Ты ведь еще совсем ребенок, но да будет воля Божия!” 25 января 1949 года мы с сестрой приехали в Пюхтицу. Здесь нас сразу устроили к старицам по келлиям и началась наша монашеская жизнь».

Александр Альбертович Савич, инженер-гидролог: «Из эвакуации я вернулся в Ленинград в крайне истощенном состоянии, с пороком сердца и очень неустойчивой нервной системой. Моя физическая неполноценность вызывала, естественно, ущербность нравственную. В семье и среди знакомых я вел себя безобразно - кривлялся, дерзил, передразнивал людей. По дороге к дому отца Серафима тетя сказала мне, что я должен преклонить колени перед старцем. Я, конечно, наотрез отказался делать это и вообще вел себя так, будто бы делаю своей тете одолжение. Но когда мы вошли в келлию батюшки, я был совершенно потрясен тем, что очень ясно ощутил свет, исходящий из глаз его и как будто наполняющий меня. Меня наполнило ощущение необыкновенной радости и любви ко всему миру… После первого посещения старца у меня по всему телу стали возникать большие нарывы, которые прорывались с выделением значительного количества гноя. Очевидно, при этом вышли из организма какие-то внутренние болезни. С тех пор я на здоровье не жалуюсь. Соответственно нормализовалось и мое поведение - у меня появилось много друзей, в том числе и очень близких».

Наталия Н. Симакова, от рождения инвалид по зрению, член Общества слепых: «Я никогда ни о чем не просила батюшку по части каких-то земных благ или здоровья. Господь благословил меня быть слепой. Я даже и не помышляла о каких-то исцелениях и надеялась, что за эту скорбь Господь, может быть, снимет с меня часть моих прегрешений и поможет в другом. Когда я приехала к старцу за благословением, он вдруг сказал мне: “А детки будут с глазками! Бог пошлет человека…” Со временем я, действительно, вышла замуж. Родила двоих детей - сына и дочь. Работала на дому. Плела сумки, чтобы поддержать семью. Дома также всё делала сама».

Анна Яковлевна Рябова: «Во время войны жила в Вырице моя подруга. Случилось так, что ее шестилетний сын упал с очень высокого дерева. Мальчик не двигался и не дышал. По всем признакам он был мертв. На руках принесла плачущая Мария ребенка к старцу: “Батюшка! Мой Толик убился!” Отец Серафим сказал: “Положи его”. Затем помолился над мальчиком и благословил. Ребенок неожиданно встал и через несколько минут уже бегал по улице»…

Она же вспоминала, как старец говорил: «Я скоро от вас уйду, митрополит Григорий устроит мне новую келлийку… А вы не забывайте молиться за меня». Эта встреча происходила за семь месяцев до кончины старца, после которой стало известно, что гроб для погребения батюшки Серафима, действительно, прислал митрополит Григорий (Чуков).

Келейница старца монахиня Вероника (Котляревская): «Отец Серафим принимал несчетное количество посетителей. Иногда он буквально падал с ног от усталости. Чаще всего он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить. Сколько человеческого горя и страдания проходило перед нами! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждущие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни - интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши. Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным».

Протоиерей Василий Ермаков: «Неизмеримы заслуги отца Серафима перед Церковью. В течение многих лет, живя в Александро-Невской Лавре, а затем в Вырице, до самой своей праведной кончины поддерживал он православную веру среди безбожного, атеистического мира. Это было и в довоенные годы, когда казалось, что Церковь уже разрушена. Это было и в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны, когда его вдохновенная молитва помогла устоять России перед натиском вражеского нашествия. Особенно ярко воссиял свет вырицкого праведника в послевоенные годы, когда из многих городов и весей ехали к нему бесчисленные паломники за утешением в скорбях и болезнях, за духовным советом, молитвой и благословением».

Он имел особый дар - взывать к покаянию

Протоиерей Иоанн Миронов: «Духовное воздействие вырицкого старца имело необычайную силу. Людские сердца сами открывались перед ним. Без слез от батюшки Серафима никто не уходил. Прикосновение небесной чистоты заставляло людей ощущать собственную греховность, а старец своей чуткой душою сразу всё прозревал. Он имел особый дар - взывать к покаянию. Дух Святый на нем почивал, и это ясно ощущал всякий, кто перешагивал порог его келлии».

Андрей Никифорович Титов: «В 1952 году я получил травму ноги. Диагноз звучал как приговор: острый остеомиелит. Несмотря на все старания врачей, болезнетворный процесс принимал всё более и более тяжелые формы. Я постоянно терпел невообразимые муки. Мои сослуживцы поехали в Казанский храм, отслужили там панихиду по отцу Серафиму и молебен о моем здравии. Привезли мне оттуда святой воды, пакетик песочка с могилки. Вечером я перемешал песочек с водичкой и приложил эту смесь на ночь к больной ноге, помолившись. После этого спокойно уснул. Проснулся очень поздно и к великой радости своей обнаружил, что отек почти исчез. Всего за одну ночь! Боль также уменьшилась. Я продолжал прикладывать песочек с молитвой, и дела мои пошли на поправку. Отец Серафим буквально вытащил меня с того света, а Всемилостивый Господь даровал мне время на покаяние. Слава Богу за всё!»

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Наверное всем известен подвиг преподобного Серафима Саровского — тысячу ночей он стоял на коленях на камне с молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному». Но мало кто знает, что его подвиг в 20 веке повторил преп.Серафим Вырицкий.

В Вырицу (Ленинградская область) он приехал уже 64-х летним старцем. За плечами была счастливая семейная жизнь, монашеский постриг обоих супругов, жизнь в Александро — Невской Лавре, где последние годы он был духовником братии.

Причиной тому послужило пошатнувшееся здоровье. Появились застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Медики настоятельно советовали выехать из города в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица.

Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. Окружающим порой казалось, что отец Серафим обрекает себя на голодную смерть. То, что он ел в те дни, когда принимал пищу, едой можно было назвать с большим трудом: в некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой, в иные - не съедал и одной картофелины, а иногда ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с очень малым количеством хлеба. Пища на самом деле была для подвижника как бы лекарством. При этом в своих непрестанных трудах на пользу ближних он проявлял завидную бодрость и неутомимость.

преп.Серафим Вырицкий

Священники вырицкой Казанской церкви еженедельно причащали батюшку Святых Христовых Тайн. Помимо этого, в келии старца всегда хранились запасные Святые Дары и было все потребное для причащения. Ощущая в том необходимость, он приобщался Тела и Крови Христовых самостоятельно. «Я же подкрепляюсь Святыми Дарами, а что может быть дороже Пречистых и Животворящих Тайн Христовых!» - говорил батюшка родным.

Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары.

С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно.

Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. Молился батюшка и о спасении вырицкого храма, и здесь уместно описать удивительный случай, о котором знают многие старожилы Вырицы.

В первых числах сентября 1941 года немцы наступали на станцию Вырица и вели ее интенсивный обстрел. Кто-то из командиров нашей армии решил, что в качестве объекта наводки используется высокий купол храма, и приказал взорвать церковь. Для этого со станции была послана команда подрывников, в которую вошли лейтенант и несколько бойцов. Когда подвода со смертоносным грузом прибыла к храму, лейтенант приказал бойцам подождать его у ворот, видимо, сославшись на то, что должен ознакомиться с объектом подрыва. Офицер вошел в ограду, а затем и в храм, который в общей суматохе не был заперт… Через некоторое время солдаты услышали звук одиночного револьверного выстрела и бросились к храму. Лейтенант лежал бездыханным, рядом валялся его револьвер. Бойцов охватила паника и, не выполнив приказа, они бежали из храма. Тем временем началось отступление и о взрыве забыли. Так вырицкая церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим была сохранена от уничтожения.

И еще чудо: немцы заняв Вырицу, расквартировали в ней часть, состоящую из… православных. Известно, что Румыния была союзницей Германии, но о том, что вырицкая команда будет состоять из румын, уроженцев восточной ее части, где исповедуется Православие, да еще говорящих по-русски, вряд ли кто мог предположить. Осенью 1941 года по многочисленным просьбам жителей Вырицы храм был открыт, в нем начались регулярные богослужения.

Истосковавшиеся по церковной жизни люди заполнили храм (он был закрыт богоборцами в 1938 году, но, слава Богу, не разорен). Поначалу прихожане косились на солдат в немецкой форме, но видя, как последние молятся и соблюдают чин службы, постепенно привыкли. Невозможное людям возможно Богу - это был единственный православный храм, который действовал во фронтовой полосе, причем по ту сторону фронта!

С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви преподобный Серафим Вырицкий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Множество паломников едет в Вырицу поклониться преподобному и получить от него помощь. В Вырице около Храма в честь иконы Божией Матери Казанской, находится часовня преподобного Серафима Вырицкого, в которой покоятся его мощи.

В паломничество к преподобному можно отправиться с Паломническим отделом Чувашской Митрополии 9 августа.

Они особенно почитаются православными христианами . Одним из таких мест является церковь Серафима Вырицкого в Ленинградской области. Она не только уцелела во время Великой Отечественной войны, но и продолжает привлекать все больше людей, обращающихся к святому за помощью, как при его жизни. Преподобный Серафим поражал многих своей силой воли и жизнелюбием .

Он подавал пример соотечественникам и наставлял на путь истинных тех, кто его об этом просил.

История жизни

Детство

Серафим Вырицкий родился в 1866 году. Родители его были истинно верующими крестьянами. Крестили сына с именем Василий, первыми его книгами, самостоятельно прочтенными, были Евангелие и Псалтырь.

Отец умер, когда мальчику было всего 10 лет, а мать, без того болезненная, стала еще хуже себя чувствовать. Чтобы прокормить семью, он был вынужден покинуть родную деревню Вахромеево и уехать по рекомендации доброго соседа в Петербург и иметь возможность заработать на жизнь.

Карьера

Он работал рассыльным, в Гостином дворе хозяин одной небольшой лавочки согласился взять мальчика, а позже последний обрел духовного наставника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который позже обвенчал своего духовного сына с его женой Ольгой. Почти все заработанные деньги отрок отправлял больной матери, а себе оставлял лишь маленькую сумму на экстренные нужды. Спустя 6 лет Василий стал приказчиком, а еще через 10 лет начал развивать собственное дело, основанное на продаже меха, и получил статус купца 2-й гильдии. Контора по обработке и продаже пушнины, основанная Василием, имела успех в соседних странах, благодаря прочным связям и опыту хозяина.

У Василия родились двое детей: сын Николай и дочь Ольга, которая умерла еще будучи младенцем. После этого ужасного события супруги уже не могли жить, как семейная пара, поэтому сохранили отношения, как у брата с сестрой. Семья постоянно вносила пожертвования для содержания богаделен, где проживали нищие и немощные.

По долгу службы Василий Николаевич Муравьев, будущий преподобный Серафим Вырицкий, объездил много стран, где пользовалась спросом русская пушнина. Его знали везде, а после его земной кончины почитают и по сей день. Коммерция была не единственным делом будущего святого. С 1905 года Ярославское благотворительное общество приняло его в свои ряды, а уже через год он смог приобрести дом в Терляево. Из-за большого дохода безопасность жизни в столицы для Василия и его жены Ольги была под угрозой, поэтому их пристанищем и стал дом недалеко от Царского Села.

В 1917 году, когда наступили тяжелые времена войны. Многие состоятельные люди перевели свои средства за границу, но нареченный именем Варнава Василий Николаевич разделил участь с теми, кто остался на родине и не имел возможности уехать. Его жена, глубоко верующая женщина, была согласна с его решением, поэтому споров в этом вопросе в семье не возникло. У четы Муравьевых родовым образом была икона Казанской Богоматери, она до сих пор висит в вырицком храме.

Духовная жизнь

Сентябрь 1920 года был ознаменован важным событием в жизни коммерсанта: он был принят послушником в Духовный Собор Александро-Невской Лавры . Его жена Ольга ушла в Воскресенский . Новая послушница приняла новое для себя имя Христина. Все имущество семья пожертвовала на нужды обитателей монастыря. В том же году Василий был пострижен в монахи и принял имя Варнава. Он был рукоположен в иеродиакона, после чего его поставили заведовать кладбищем.

Это была самая тяжелая работа из всех возможных, ведь междоусобица оставляла за собой заметный кровавый след. Приходилось без перерыва проводить отпевания и панихиды друг за другом.

Имя Серафим иеромонах принял в 1926 году, когда стал духовником Александро-Невской Лавры. Спустя примерно 4 года отец Серафим с многочисленными возрастными заболеваниями поселился в Половке на даче у настоятеля Леонида Богоявленского. Для отца Серафима был выделен домик-келья в конце участка. Там он прожил почти 2 года.

В 1933 году Вырица стала последним пристанищем отца Серафима. Несмотря на физическую боль от своих недугов, он мужественно держался и помогал справиться с проблемами другим. К нему за советом стекались богомольцы из всех близлежащих городов, в том числе и из Петербурга тоже. Он молился, держал пост и мог долгое время обходиться без сна, а по понедельникам, средам и пятницам даже без еды. Иногда и по нескольку дней подряд отец Серафим не вкушал никакой пищи.

В первые дни Великой Отечественной войны в Вырице впервые открылись двери вырицкого храма для прихожан, одним из которых был иеросхимонах Серафим. По нескольку дней подряд он молился о спасении России от врагов, а к нему все так же продолжали приходить за советом и утешением. К яблоне была прикреплена икона , перед которой и молился отец Серафим. Каждый день его приводили на это место или приносили на руках из-за прогрессирующих болезней, отразившихся в первую очередь на ногах старца.

Господь посылает своих избранников, чтобы помогали людям перенести все невзгоды и лишения, когда кажется, что помощи уже ждать неоткуда. Таким избранником и был прп. Серафим. Его молитвами была спасена Вырица, ни один дом не пострадал во время войны. Командиры решили уничтожить храм Казанской иконы Божьей Матери, чтобы его глава не привлекала внимание воздушные войска противника. Офицер, на которого было возложено исполнение приказа, застрелился, войдя в храм. Остальные военные в панике разбежались. Так забыли про взрыв, церковь Казанской иконы была сохранена.

Земная кончина

Перед самой смертью отцу Серафиму явилась Пресвятая Богородица . Как рассказывали современники старца, она указала на небо. Умер он не сразу, у него осталось время прочитать акафист Богородице и принять . 3 апреля 1949 года Серафим Вырицкий преставился. Великий пост к тому моменту шел уже 4-ю неделю, а это был день памяти Иоанна Лествичника.

Несколько дней еще ходили люди, чтобы попрощаться с миролюбивым духовником, а слепая девочка, поцеловавшая руку старца, чудесным образом прозрела .

Мощи покойного преподобного Серафима Вырицкого были захоронены там же. В 2000 году было прославлено имя его, по святому в церкви отслужили и молебен. Это было 1 октября того же года в вырицком Казанском храме. Уже через месяц было окончено строительство часовни над могилой св Серафима и его бывшей жены Серафимы.

Важные события

В 2016 году на доме, где жил купец Василий Муравьев со своей женой, закреплена мемориальная доска.

В Подмосковье с 2000 года началось строительство храма преподобного Серафима Вырицкого. Раньше на этом месте была расположена котельная. На данный момент храму требуется не только поставить кресты, но и выполнить значительный объем работ по отделке помещения, а после завершения строительства необходимо будет навести порядок на территории, принадлежащей храму. Сейчас он действует для богослужений только по выходным и праздничным дням.

В 2000 году несколько событий, отмеченных в истории Русской православной церкви, связаны с преподобным Серафимом:

  • Прославление на Архиерейском Соборе;
  • 1 октября чин прославления в Санкт-Петербургской епархии, и торжественная литургия в Вырице;
  • Строительство часовни над могилой новопрославленного святого.

Решетниково – это рабочий поселок с одной лишь улицей. Для России его роль очень важна: в нем расположен железнодорожный узел. Жители поселка поддержали идею возведения храма, потому что основная часть их является людьми верующими. Подобно Вырице, церковь построена в честь прп. Серафима. Не так давно в центре поселка появился указатель «Церковь Серафимовская». Это первый и единственный храм в Решетниково, поэтому его адрес знает любой житель поселка.

Чудо из рук святого

Многие люди, уверовав в силу молитвы, приходили к священнослужителю с просьбами:

  • О чудесном исцелении от недуга;
  • О просветлении и мужестве;
  • О зачатии ребенка;
  • О благополучном решении семейных проблем и другими.

Преподобный Серафим Вырицкий, подобно почитаемому им Серафиму Саровскому, не только молился на камне, но и просил у Господа за весь народ , за благополучное разрешение любых мирских проблем. Даже после земной кончины св Серафим Вырицкий продолжает удивлять всех своей силой. Его икона – целительница помогла уже многим, кто обратился к святому за помощью.

В истории записан случай, когда иконка преподобного Серафима спасла несколько жизней во время аварии на стройке. О здравии людей святой молился больше всего, поэтому и по сей день можно наблюдать у многих, попросивших его о помощи, чудесное исцеление, не поддающееся медицинскому анализу. Говорят, что помощь придет быстрее, если съездить на могилу к Серафиму Вырицкому. Храм открыт для всех.

Не только о здоровье можно просить святого, он еще при жизни умел направить на путь истинный и поддержать в трудной ситуации. Его дар предвидения помогал людям всегда, даже сейчас можно задать отцу Серафиму любой вопрос о семье, отношениях или работе и получить ответ. Главное, правильно прочитать все знаки, посылаемые свыше.

Семья святого

Семья Василия Николаевича Муравьева – преподобного Серафима Вырицкого:

  • Жена Ольга (монахиня Христина, схимонахиня Серафима);
  • Сын Николай;
  • Дочь Ольга (умерла, будучи младенцем);
  • Внучка Маргарита (жила с бабушкой в Новодевичьем монастыре, дочь Николая от 1-го брака);
  • Внучка Ольга (дочь Николая от 2-го брака);
  • Внук Александр (сын Николая от 3-го брака);
  • Внук Эрмингельд (незаконный сын Николая, рожденный в гражданском браке с 4-й женой).

Как добраться

Доехать до Вырицы можно из Санкт-Петербурга всего за час. Со станции придется немного пройтись, прогулка до храма займет примерно 45 минут. Такси предлагают свои услуги тем, кто не может или не хочет идти пешком этот путь.

…В ту ночь келейница батюшки Серафима видела странный сон: бежит он в белом халате по заснеженному полю, а от него буквально рассыпаются немецкие полки. Обнаружив утром на кухне разложенные у печки белый мокрый халат и валенки, она застыла в недоумении, а батюшка Серафим, взглянув на нее веселыми глазками, к вящему ее изумлению спросил: «Ну как, видела?». Появление мокрых вещей на кухне объяснилось довольно просто - старец молился всю ночь на дворе, прямо под открытым небом, а для маскировки, накинул на плечи белый больничный халат. Всего через несколько дней в Вырицу пришло известие о прорыве на Ленинградском фронте - блокада снята, началось наступление…

«Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Расквартированные в Вырице немецкие офицеры батюшку Серафима побаивались. Самые смелые - отчаялись даже прийти к нему «на совет», надеясь получить благоприятный ответ о будущем Гитлеровской армии. Надежда эта, как им казалось, была «оправдана» тем, что старец был из числа пострадавших от Советов. Однако смелость его ответов была способна обескуражить даже видавших виды офицеров: было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чье благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. Немощный с виду, он ничуть не боялся вопрошавших, тушевались они - перед Тем, Кто был за ним, Тем , у кого «нет лицеприятия», Кто «не терпит лжи» и «поругаем не бывает». С опущенными головами выходили они от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.

Сколько бы ни старался отец Серафим Вырицкий избегать мирской известности, духовные дарования, которыми он был щедро наделен от Бога, еще задолго до его кончины стали известны большому числу людей. В век материализма и науки, в век самых отчаянных и жестоких социальных экспериментов, он был явлением другого мира, «запрещенного», объявленного мифическим, причисленного к «пережиткам проклятого прошлого».

Советская наука не признавала ни дара откровения о будущем, ни факта исцеления неизлечимых больных, страдавших «странными недугами», не вмещающимися ни в какие представления об известных болезнях и «необъяснимым образом» обострявшихся в моменты приближения подверженных им людей к православным святыням, - недугов, которые на языке духовном издавна назывались одержимостью. Слова «молитва», «старчество», «благодать» в Советском Союзе официально были отнесены к «анахронизмам» царского времени. Власть делала все возможное для того, чтобы пресечь в обществе любые разговоры о таких людях, как Серафим Вырицкий или Амфилохий Почаевский, - способных оказывать помощь в тех случаях, когда медицина была абсолютно бессильна. Их «запрещали», однако к ним тайно устремлялись дети «первых лиц в государстве». Они словно подтверждали силу известного высказывания : «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Случалось и так: когда тюрьмы и ссылки, которым власть подвергала старцев, оказывались слишком ничтожным средством, она прибегала к убийству. Но и то, и другое для этих известных священников становилось лишь ступенями святости, поводом для свидетельства о Силе Святого Духа, о воскресении души, прошедшей через горнило страданий за веру, за Христа.

Молиться за немощных, страдающих, заблудших, живых и усопших, невзирая ни на что, вопреки всему, отмаливать Россию - таков долг истинного монаха. Не искал и не мог искать для себя иного жребия тот, кто еще в юности проникся желанием всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу.

Серафим Вырицкий. По ступеням

Однако первое, чему Господь научает настоящего подвижника, - послушание, исполнение Его Святой воли. Не сразу получил Василий Николаевич Муравьев, будущий старец Серафим Вырицкий, благословение на монашество.

Родом из крестьян, он был, казалось, самими обстоятельствами жизни более многих сверстников подготовлен к прохождению монашеского пути, требующего особенно на первых степенях и физических сил, и выносливости, и многих практических навыков. Десять лет было Василию, когда умер его отец, и он остался «за старшего» с больной матерью. Беда научит молиться. Так вышло и у него: не к миру, а из мира, в храм, поближе к Богу стремился он с юности. Но когда встал перед ним вопрос о выборе пути, одним из схимников Александро-Невской Лавры дано было ему благословение: «пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Совершить же его перед Богом и совестью» , создав благочестивую семью, и лишь спустя годы посвятить оставшиеся лета жизни, по соглашению с супругой, монашескому подвигу.

Избранницей Василия Николаевича стала Ольга Ивановна Найденова - простая, благочестивая, скромная, и тоже подумывавшая прежде о жизни монашеской. Однако и она как Волю Божию приняла ответ на свою молитву от старицы Иверского женского монастыря, схимонахини Пелагеи: жить в миру, выйти замуж и уже спустя годы принять постриг .

Пути Господни - тайна для нас сокрытая. Одних Он призывает еще в молодости, других же для будущего высокого «послушания» готовит среди людей, и научая, и испытывая терпением. Василию Николаевичу годы, проведенные в миру, были даны для приобретения житейской, всесторонней опытности, необходимой пастырю в тех обстоятельствах, которые ожидали Россию.

Трудолюбивый и богобоязненный, Василий Николаевич исполнил Божие повеление, а за усердие получил и успех в начатом деле - торговле, став из бедняков крупнейшим в России поставщиком пушнины. Германия, Австрия, Дания, Франция, Великобритания и даже Нью-Йорк были в списке его «партнеров».

Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Ему только тридцать, а он раздает большую часть своего состояния, делает значительные вклады в монастыри, жертвует милионные суммы на благоустройство и восстановление храмов, на сиротские приюты и больницы для бедняков! Его любовь к России и народу была поистине безгранична.

По сохранившемуся преданию, за время своих заграничных поездок, Василий Муравьев успел побывать и на , и тогда-то, в 33 года, состоялось событие, определившее его дальнейшую судьбу. По возвращении, он пришел за духовным советом к о. Иоанну Кронштадтскому, а тот назвал его по имени и сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России.

Принятое уже в зрелые годы монашество стало для него долгожданной наградой. И сколько подарков приготовил для него Господь! Его духовником еще в миру был известный старец Троице-Сергиевой Лавры - Преп. Варнава Гефсиманский, а постриг над ним совершает будущий исповедник и митрополит - Николай (Ярушевич). Знал о. Серафим Вырицкий и множество священников, которым предстоял путь исповедничества в годы гонений на Церковь.

Еще в предреволюционные годы открылся у него дар прозорливости и благодатных исцелений, а через десять лет после октябрьского переворота, в 1927 г., старец принимает схиму с именем Серафим - в честь - и приходит в Александро-Невскую Лавру, где братия избирает его духовником. Перед миром это сулило неизбежные скорби - наступление на Православную Церковь бурлило уже «во всю ширь».

Именно старец Серафим Вырицкий в те годы помогал лаврской братии не потерять присутствие духа, «был для всех всем», соединяя духовное окормление монахов с заботами о хлебе насущном для ближних, помогая и тем, кто нуждались в помощи и приходили в обитель, как на свет свечи из ледяного мрака, царившего вокруг.

Духовно Серафим Вырицкий окреп настолько, что не только отверг предложение покинуть Россию и сохранить свою жизнь для Церкви, но и убедил своего собеседника - будущего Патриарха Алексия (Симанского) отказаться от мысли об эмиграции, открыв уготованное ему поприще будущего служения. А между тем, Лавру ожидало то же, что и сотни других обителей. Одна из ночей стала для братии ночью «гефсиманской молитвы» - все насельники монастыря были арестованы. А дальше были ссылки, этапы, лагеря… Многие приняли мученическую кончину.

Твердо веруя, что «сила не в силе, а сила в любви», по слову одного из своих друзей - , старец Серафим Вырицкий разделил участь гонимого с сотнями тысяч православных священников, претерпев аресты, нелепые допросы, ужасы заключения. И на всяком месте, Серафим Вырицкий продолжал свой подвиг - духовника, старца, отогревая людей, поддерживая, ободряя одним своим видом.

Серафим Вырицкий. На кресте

В 1933 году, после возвращения из заключения, о. Серафим оселился в Вырице. Господь сохранил его во время испытаний, как светильник для тысяч священников и мирян, приезжавших к нему в место его последнего земного пристанища и неизменно получавших у него помощь и укрепление.

Власти «не оставляли его надолго без внимания», хотя нежданных «визитеров» он по болезни часто вынужден был принимать лежа. Но случалось и так, что эти «обыски-устрашения» заканчивались самым неожиданным образом. Подозвав однажды к себе одного из чекистов, старец, не переставая молиться, ласково назвал его по имени, и дрогнуло что-то внутри у того от неземной, голубиной доброты и кротости…Завязался разговор, стушевались, смягчились и остальные участники обыска.

Всю жизнь избегавший прижизненных «воздаяний», людям, приходившим к нему со слезами благодарности, старец замечал: «Что я? Преподобного Серафима благодарите - это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач…» , «Это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила - по вере вашей да будет вам…»

Во времена испытаний от Бога поставляется избранник, имеющий дерзновение молиться за народ. В 1812 г. в далеком Сарове вымаливал победу русской армии преп. Серафим Саровский, а в 1940-х гг. - одним из таких дерзновенных молитвенников был Преп. Серафим Вырицкий, оставивший нам образец христианского незлобия, всепрощения и крепости в вере…

Вы прочитали о преподобном Серафиме Вырицком.