Абаканские заимки. Уход дальше в тайгу. Организация заповедника. О некоторых староверах — их отношение к общественному труду. Заячья заимка

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди - все приводило в восторг.

Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое.

Потом нам объяснили, что это староверы.

Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли.

А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры - очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже.

Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил.

Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать, либо строго попоститься с полгода.

Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать…., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами.

Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика.

Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные.

Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!

Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс - это хорошо, но с другой…

Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем, не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем...

  • Здравствуйте, извиняюсь может сообщение не по теме.. А можно ли как то попасть в старообрядческое поселение и остаться там жить!? Могут ли они принять человека извне!?
  • Я тоже об этом думал.Но я не знаю могут ли они кого нибудь принять из вне общины.Старообрядцы жили в моем родном селе,когда местные жители уже разъехались,с обычными людьми они старались наоборот не пересекаться.
  • Я тоже об этом думал.Но я не знаю могут ли они кого нибудь принять из вне общины.Старообрядцы жили в моем родном селе,когда местные жители уже разъехались,с обычными людьми они старались наоборот не пересекаться.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Я знаю что они принимают гостей, а вот на всегда можно или нет!!!??

  • У меня мама староверка-беспоповка,и поэтому я неплохо знаю их традиции.Если ты,Алекс,не примешь перекрещивание (старообрядцы перекрещивают всех,кто крещен вне их Церкви),не примешь их убеждений (и -заблуждений),то вероятность того,что тебя примут в общину--почти нулевая. Ну и курить нельзя,бороду обязательно отрастить,пищу принимать только из ритуально чистой "незамирщеной" посуды,соблюдать церковные уставы,регулярно посещать молебный дом,в жены брать девушку только из старообряд.семьи и прочее...Разумеется,сначала к тебе присмотрятся.Староверы-достаточно замкнутая группировка,они не жалуют чужаков.Причин этому много,одна из них-кражи авантюристами бесценных древних икон и книг.Поэтому старообрядцы всегда в напряге: не пытается ли этот новичок втереться в доверие и проникнуть в общину с нехорошей целью? Я бы не советовал иметь с ними дело,но тут каждый вправе решать сам...
  • Фильм ТАЁЖНЫЕ РОБИНЗОНЫ

    Фильм из цикла "Непотерянный рай".
    В сибирской таёжной глубинке, в нашем Красноярском крае, в Абанском районе (откуда родом мой дедушка) в деревнях Луговая и Шивера, издавна живут старообрядцы.

    Внимание! На 13-й минуте фильма старообрядец жалуется, что за спиленные деревья у них сажают. Власти РФ добрались и до них.

    Жить вне цивилизации и не превратиться в зверя.

  • Не так давно был в тайге в достаточно удаленном месте. Видел староверов, немного общался. Занимаются скотоводством и охотой. Есть среди них и курящие. При своих может не курят, а при мне курили. Бороду не все носят. Дорог нет, в цивилизацию ездят на моторных лодках (200-300 км до ближайшего поселка). Интернетом в телефоне пользуются когда в цивилизацию ездят.
  • Не так давно был в тайге в достаточно удаленном месте. Видел староверов, немного общался. Занимаются скотоводством и охотой. Есть среди них и курящие. При своих может не курят, а при мне курили. Бороду не все носят. Дорог нет, в цивилизацию ездят на моторных лодках (200-300 км до ближайшего поселка). Интернетом в телефоне пользуются когда в цивилизацию ездят.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Интересно...Слушай,не можешь рассказать поподробнее об этом своем путешествии,где был,что видел.Я в такую глушь никогда не забирался.Да у нас в европейской части и нет настолько глухих мест.Кстати,а где находится данное поселение староверов?И наверно,других мест для отшельничества полно?А климат местный каков?

  • Это в Туруханском районе Красноярского края. Географические названия называть не буду в целях сохранения природы.




    Немного фото.
    Енисей

    Вверх по реке

    Вверх по реке

    Заимка староверов

    Другая заимка, справа видно теплицу

    Если на берегах стоги сена значит через 3-10 км будет очередная заимка

    Еще заимка


  • Это в Туруханском районе Красноярского края. Географические названия называть не буду в целях сохранения природы.

    Был в июле-августе. Общий вес снаряжения включая лодку и еды в начале пути был 48 кг.
    Сначала поднимался от Енисея около 200 км против течения. Примерно половину тянул лодку на веревке корабликом, половину греб где не сильное течение. Лодка байдарка с килем. Лодку без киля тянуть на веревке не получится - будет прибивать к берегу. Течение быстрое, все вещи обязательно привязывал к лодке. День шел день отдыхал. Всего подъем занял 18 дней. Из зверей видел медведей, оленей, птиц в ассортименте. Ягод было мало по сравнению с северной тайгой европейской части. Большинство ягод были на водоразделе. Из ягод черника, голубика, морошка, красная смородина, брусника, рябина. Грибов много но далеко не везде.

    С воды видел только одно охотничье зимовье и еще в одном месте были деревья около воды спилены, наверное тоже рядом зимовье.
    Потом перешел пешком на другую реку где живут староверы и спускался до Енисея. На этой реке зверья и рыбы уже намного меньше чем на первой, а водоплавающей птицы почти нет совсем.
    Климат континентальный, летом лучше чем в тайге на сервере европейской части - меньше влажность воздуха. В солнечную погоду одежда высыхает очень быстро. Дней совсем без солнца было мало. Но небольшие дожди после обеда почти каждый день, иногда 2-3 раза в день, иногда 2 дня не было. Самый затяжной дождь был 2 суток. Особенность климата наверное из-за вечной мерзлоты: когда светит солнце можно ходить раздетым (если комаров не боитесь), только солнце зайдет за тучу температура сильно падает и надо одевать свитер.
    Еще заметил что на Енисее больше облачность чем подальше от него, но может просто совпадение.

    Всюду следы низовых пожаров, но при мне пожаров не было. Много верховых горельников.

    В июле много комаров. Ходил в накомарнике и в перчатках. Пока залезешь в палатку налетит сотня комаров. Потом светил фонариком и давил их. Брал запасной накомарник с очень мелкой сеткой от мелкой мошки. Через него ничего не видно, но несколько вечеров он очень выручал. Через обычный накомарник мелкая мошка пролазит.

    Некоторое снаряжение частично вышло из строя. Фонарик сломался. Молния на палатке после установки на песке стала расходиться. Крышка от котелка прогорела, из-за чего не мог вскипятить чай когда котелок занят. Ходовые носки изорвались в клочья. Перчатки порвалить. Одну перчатку потерял пришлось сшить рукавицу, хорошо был кусок ткани.

    Мест для отшельничества полно, но наверняка все охотничьи угодья кому-то принадлежат. Там бы еще зимой побывать.

    Немного фото.
    Енисей

  • Фотограф и путешественник Олег Смолий ищет и снимает все то доброе и прекрасное, чем богата наша страна. Эти кадры он объединил в проект «Незабытая Россия», частью которого стали и публикуемые ниже снимки старообрядческих сибирских поселков. А сопровождает их проникновенный рассказ автора о живущих там людях.

    Пройдя удаленные села на берегах Малого Енисея - Эржей, Верхний Шивей, Чодураалыг и Ок-Чары, - я познакомился с пятью большими семьями староверов. Всегда гонимые, хозяева тайги не сразу идут на контакт с чужаками, тем более с фотографом. Однако две недели жизни рядом с ними, помощь в их повседневном нелегком труде - уборке сена, ловле рыбы, сборе ягоды и грибов, заготовке дров и хвороста, собирании мха и постройке дома - шаг за шагом помогли преодолеть завесу недоверия. И открылись сильные и самостоятельные, добродушные и трудолюбивые люди, счастье которых состоит в любви к Богу, своим детям и природе.

    Богослужебная реформа, предпринятая патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в XVII веке, привела к масштабному расколу Русской церкви. Жестокие преследования царских и религиозных властей, желавших привести народ к единомыслию и покорности, вынудили миллионы русских людей покинуть обжитые места. Хранившие свою веру старообрядцы бежали к Белому морю, в Олонецкий край и нижегородские леса. Время шло, руки власти достигали староверов в новых местах, и искатели независимости уходили еще дальше, в глухую тайгу Сибири. В XIX веке русские люди пришли в труднодоступный район Малого Енисея, Каа-Хемский кожуун Тувы. Новые поселения закладывались на пригодных для хозяйства землях в долине реки, все выше и выше по течению. Здесь, в верховьях Малого Енисея, быт и традиции русских староверов сохранились в первозданном виде.

    В дорогу мы собрались небольшой командой фотографирующих путешественников, впятером. От Москвы весьма далеко. Самолетом до Абакана, затем часов десять машиной через Кызыл, столицу Республики Тыва, до Сарыг-Сепа, районного центра, там пересаживаемся на уазик-«буханку» и еще пару часов лесными дорогами добираемся до точки на берегу Малого Енисея. На другую сторону реки, к турбазе «Эржей», переправляемся лодкой. Привез нас на своем уазике хозяин базы Николай Сиорпас. Он же повезет и дальше, в таежные глубины, но надо переждать сутки-другие, пока подсохнет размытая долгими дождями дорога на перевале.

    Эржей, рядом с которым расположилась база, - большое село с населением до полутора тысяч жителей, с электричеством и школой-интернатом, куда привозят своих детей староверы из заимок выше по Каа-Хему, как по-тувински называется Малый Енисей. В старой вере здесь не все сельчане. Часть местных близка к ней, но в общину не входит, строгости не хватает. Есть представители и новой православной веры. Есть даже совсем неверующие.

    Сходить посмотреть село да продуктов купить оказалось недалеко, меньше километра от базы. Сиорпас, провожая, пошутил: «Староверов отличите: мужики с бородами, по двору с десяток детворы мал-мала меньше, бабы в платках да юбках до пят, через год-два с животиком».

    Вот и первое знакомство: Мария, молодая женщина с коляской. Поздоровались, спросили, где купить хлеба и творога. К чужакам она отнеслась сначала настороженно, но в помощи не отказала, даже удивила отзывчивостью. Повела по всему Эржею, показывая, у кого молоко вкуснее, где грузди соленые хороши.

    Здесь, в отдаленных от цивилизации поселках, свои особенности на образ хозяйствования наложила суровая таежная природа. Лето в этих местах короткое, а зима приходит с крепкими морозами. Пахотные земли с большим трудом отвоевываются у леса, в долинах по берегам реки. Местные выращивают хлеб, сажают огороды. Из-за морозов многолетние культуры не приживаются, зато растут однолетники, даже маленькие арбузы. Тайга кормит. Зверя бьют только копытного, мясо едят дикое. Собирают кедровые орехи, грибы, ягоду на варенье. Река дает рыбу. Здесь много хариуса, а тайменя часто отпускают - его в последние годы стало мало.

    Старообрядцы не пьянствуют, «казенку» не пьют вообще, а по праздникам вкушают чарку-другую некрепкого домашнего вина на таежной ягоде, голубике или костянике.

    Отдохнув на базе Сиорпаса пару деньков, мы дождались сухой погоды и двинулись к первой заимке староверов - Верхнему Шивею, в сорока километрах от Эржея, со сложным перевалом через сопки.

    Всю дорогу до Шивея Николай Сиорпас под натужное гудение мотора убеждал нас быть сверхуважительными и вести себя более чем скромно, не напирать на людей своими огромными фотопушками. Сам он не старовер, но с таежными жителями у Николая сложились добрые отношения, за которые он разумно опасался. Думается, эти два дня на базе он не только погоды ждал, но и присматривался к нам, и думал, можно ли везти нас дальше.

    Работящий люд Верхнего Шивея мы встретили задолго до поселка, на покосном лугу. Напросились помогать, кидать скошенное сено в высокие стога - зароды.

    Мы засучили рукава, старались из всех сил и все равно отставали. Нелегко давалась наука поднимать крупные охапки длинными трехзубыми деревянными вилами. За совместной работой знакомились, завязывали разговоры.

    Скошенную и подсушенную траву собирают в зароды - так вся Сибирь называет стога. Укладка их - дело ответственное: сено должно лежать равномерно и плотно, чтобы не развеялось ветром и не проквасилось дождем. Верхний Шивей

    На заимку Верхний Шивей, тогда пустующую, Петр и Екатерина Сасины приехали лет пятнадцать назад. Хозяйство поднимали на пустом месте, жили-зимовали поначалу в сарайчике. Год за годом строились, крепли, растили трех дочерей. Потом приехали селиться и другие родственники, теперь здесь живет несколько семей. Дочки выросли, перебрались в город, а на лето приезжают теперь к Петру с Екатериной непоседливые внучата - две девочки и два мальчика.

    Внуки Сасиных совсем мирские, приезжают на все лето. Для них Петр Григорьевич держит солнечные батареи с аккумулятором и преобразователем, от которых включает маленький телевизор и проигрыватель дисков - мультики смотреть. Верхний Шивей

    Веселым шумом разбудили наш палаточный городок детишки, принесшие парного молочка и сметанки. Второй день кидать сено на зароды сложнее - с непривычки у горожан болят все мышцы. Но и теплее уже лица хозяев, улыбки, смех и одобрение. «Завтра Преображение, приходите! Винца попробуете домашнего», - зовут селяне.

    В доме просто, без изысков, но чисто и добротно. Просторные сени, делящие дом пополам, в комнатах беленые стены, большие печи посередине, железные пружинные кровати напомнили мне карпатское село, также во многом сохранившее свой быт. «По единой!» - говорит Петр Григорьевич, и мы пробуем вкуснейший напиток. Год настаивается сок голубики без сахара и дрожжей и получается вино с еле заметным градусом. Пьется оно легко и не пьянит, а настроение поднимает и разговорчивость усиливает. Шутка за шуткой, история за историей, песня за песней - хорошо посидели. «Хотите посмотреть моих лошадок?» - зовет Петр.

    Конюшня расположена на окраине, здесь два десятка лошадей, есть даже иноходцы. И все любимые. О каждом жеребенке Петр Григорьевич может часами говорить.

    Расставались с Сасиными, как старые друзья. И снова в путь, на лодке вверх по Малому Енисею.

    До следующей заимки вверх по реке пол-часа плыть на моторке. Нашли Чодураалыг на довольно высоком берегу с просторной, похожей на карниз долиной, крайние дома стоят прямо над рекой. Противоположный берег - почти отвесная, поросшая тайгой гора.

    Место здесь удобное для хозяйства, выращивания хлеба, разведения скота. Есть поля под пашню. Река, кормилица и транспортная артерия. Зимой по льду и до Кызыла добраться можно. И тайга - вот она, начинается сопками на краю заимки.

    Приплыли, скинули рюкзаки на берег и пошли искать, где удобно разбить палатки, чтобы никому не мешаться и в то же время хорошо видеть все вокруг. Встретили дедушку Елиферия, который угостил только что испеченным вкусным хлебом и посоветовал идти к бабе Марфе: «Марфутка примет и поможет».

    Марфа Сергеевна, худенькая, маленькая и подвижная, лет семидесяти, выделила нам место для палаток рядом со своим небольшим домиком с красивым видом и на реку, и на поселок. Позволила пользоваться печкой и кухонной утварью. У староверов это непростой вопрос - грех есть из посуды, которую брали мирские люди. Все время Марфа Сергеевна заботилась о нас. Помогали и мы ей - собирали ягоду, носили хворост, рубили дрова.

    Младший ее сын, Дмитрий, был по делам в тайге. Старшая дочь, Екатерина, вышла замуж и живет в Германии, иногда приезжает мать проведать.

    У меня был спутниковый телефон, и я предложил Марфе Сергеевне позвонить дочери. «Бесовское все это», - отказалась бабушка Марфа. Через пару дней вернулся Дмитрий, и мы набрали номер его сестры, сделав громкость посильнее. Услышав голос дочери, забыв о бесах и бросив перебираемый лук, бежала Марфа Сергеевна через поляну к нам с Димой. Жаль, тогда она еще не позволяла себя фотографировать, иначе получился бы интересный снимок: маленькая симпатичная деревенская бабушка в старинной одежде стоит на фоне тайги, светясь улыбкой, и разговаривает с дочкой в далекой Германии по спутниковому телефону.

    По соседству с Марфой Сергеевной, дальше от берега, живет большая семья Панфила Петенёва. Старший из двенадцати отпрысков, Григорий, 23 лет, позвал нас на место ребячьих игр - поляну в лесу за селом. По воскресеньям дети со всех ближних заимок, нарядные, прибегают и приезжают на лошадях, велосипедах и мотоциклах пообщаться и наиграться вместе. Ребята недолго стеснялись, и минут через десять мы играли с ними в мяч, отвечали на море любопытных вопросов и слушали рассказы о жизни в поселках, балующих нынче медведях и строгом дедушке, который всех детей гоняет за озорство. Они смешили нас байками, интересовались техникой и даже пробовали фотографировать нашими камерами, напряженно позируя друг другу. А мы сами с удовольствием слушали чистую, как ручеек, русскую речь и наслаждались, снимая светлые славянские лица.

    Для детей староверов конь - не проблема. Помогая по хозяйству, они рано учатся общаться с домашними животными

    Оказывается, Чодураалыг, в котором мы остановились, называют Большим, а недалеко, дорога пролегает как раз мимо игровой полянки, есть еще и Малый Чодураалыг. Дети вызвались показать эту вторую, из нескольких дворов в глубине леса, заимку. Везли нас весело, на двух мотоциклах, по тропкам и дорожкам, через лужи и мостки. Эскортом лихо неслись девчонки-подростки на ладных конях.

    Мотоцикл для подростка в поселке староверов - предмет гордости, увлечения и необходимости. Как и положено мальчишкам, они с ловкостью циркачей продемонстрировали приезжему фотографу все мастерство управления двухколесным моторным чудом. Чодураалыг

    Чтобы познакомиться ближе, начать общение и достичь необходимого уровня доверия, которое позволило бы фотографировать людей, мы смело включались в повседневную работу старообрядческих семей. Праздно болтать в будний день им некогда, а в деле разговоры разговаривать - работается веселей. Поэтому мы просто пришли утром к Петенёвым и предложили Панфилу помощь. Сын Григорий жениться задумал, дом строит, вот и работа нашлась - потолок конопатить. Сложного ничего, но кропотливо. Сначала на другой берег реки, по горам между зарослей мох собирать, в мешки класть и по крутому склону вниз скидывать. Потом везем их лодкой на стройку. Теперь наверх, а еще сюда глину надо ведрами подавать и забивать мох в щели между бревнами, замазывая сверху глиной. Трудимся бойко, бригада большая: пятеро старших детей Петенёвых и трое нас, путешественников. И ребятишки помладше вокруг, наблюдают и пытаются помогать-участвовать. За работой общаемся, мы их узнаем, они нас. Дети любопытные, все им интересно: и как в больших городах картошку выращивают, и где мы дома молоко берем, все ли ребята в интернатах учатся, далеко ли мы живем. Вопрос за вопросом, на некоторые затрудняешься ответить, и это понятно: настолько различны наши миры. Ведь для детей Сарыг-Сеп, районный центр, - другая планета. А для нас, городских жителей, тайга - неведомый край со своими скрытыми от незнающего взгляда тонкостями природы.

    С Павлом Бжитских, пригласившим нас в гости, мы познакомились в Малом Чодураалыге, куда ездили с детьми в воскресенье. Путь к нему на Ок-Чары неблизкий - девять километров по каменистому, заросшему лесом берегу Малого Енисея. Заимка из двух дворов впечатляет крепостью и хозяйственностью. Высокий подъем от реки не создал трудностей с водой - тут и там прямо во дворах бьет множество родников, по деревянным желобам прозрачная водичка подается на огороды. Она студеная и вкусная.

    Внутри дом удивил: две комнатки, молельная и кухонька сохранили вид и убранство бывшей здесь когда-то монашеской общины. Беленые стены, плетеные половички, льняные занавесочки, самодельная мебель, глиняная посуда - все хозяйство монахинь было натуральным, с миром не общались и ничего извне не брали. Павел собрал и сберег предметы быта общины, теперь показывает их гостям. По Каа-Хему сплавляются экстремальные туристы, иногда заглядывают сюда, Павел даже отдельный домик и баньку построил, чтобы люди могли остановиться у него и отдохнуть на маршруте.

    Рассказывал он нам о жизни и уставе монахов-старообрядцев. О запретах и грехах. О зависти и злости. Последняя - грех коварный, злость злостью множится и накапливается в душе грешника, а бороться с ней сложно, ведь и легкая досада - тоже злость. Зависть - грех не простой, от зависти и гордыня, и злость, и обман плодятся. Павел говорил, как важно читать молитвы и раскаиваться. И пост на себя брать, что календарный, что тайно взятый, чтобы ничто не мешало душе молиться и свой грех глубже осознавать.

    Не только строгость царит в душах староверов. Говорил Павел и о прощении, о миролюбии к другим религиям, о свободе выбора для своих детей и внуков: «Вырастут - пойдут учиться, кто захочет. Уйдут в мир. Бог даст - веру нашу древнеправославную не забудут. Кто-то вернется, с возрастом чаще о душе задумываются».

    У простых общинников, не монахов, внешний мир не под запретом, берут староверы и достижения цивилизации, которые помогают в труде. Моторы используют, ружья. Я видел у них трактор, даже солнечные батареи. Чтобы покупать, деньги зарабатывают, продавая мирянам продукты своего труда.

    Павел читал нам избранные главы Иоанна Златоуста, переводя со старославянского. Так их выбрал, что слушаешь, затаив дыхание. Запомнилось о печати Антихриста. Павел пояснил по-своему, что, например, все официальные регистрирующие человека документы и есть его печать. Так Антихрист хочет всех нас взять под контроль: «Вон в Америке уже каждому человеку собираются какие-то электрические чипы под кожу вшивать, чтобы тот нигде от Антихриста не мог скрыться».

    Из «музея» он провел нас на летнюю кухню, угощал опятами, копченым тайменем, свежим хлебом и особенным домашним вином на березовом соке вместо воды. Уходя, мы купили у Павла молодого индюка и до поздней ночи ощипывали его, смеясь над своей неумелостью.

    С детьми Поповых из Малого Чодураалыга познакомились в день приезда на игровой полянке. Любопытство приводило их к палаткам каждое утро. Они весело щебетали, безостановочно спрашивали. Общение с этими улыбающимися ребятишками давало заряд тепла и радости на целый день. А в одно утро дети прибежали и от имени родителей позвали нас в гости.

    На подходе к Поповым веселье - младшие втроем нашли самую черную лужу с жидкой грязью, увлеченно в ней скачут и что-то ищут. Встречает нас смеющаяся мама Анна: «Видали таких чумазых? Ничего, воды нагрела, отмоем!»

    Детей, уже семерых, Поповы не просто любят, они их понимают. В доме светло от улыбок, а Афанасий начал новый строить - побольше простора ребятам. Сами детей учат, не хотят отдавать в далекий интернат, где не будет родительского тепла.

    За угощением мы быстро разговорились, будто какая-то невидимая волна заиграла созвучием и родила легкость и доверие между нами.

    Работают Поповы много, старшие дети помогают. Хозяйство крепкое. Сами возят продукты продавать в район. На заработанные средства купили трактор и японский лодочный мотор. Хороший мотор здесь важен: на Малом Енисее опасные пороги, случись, заглохнет ненадежный старенький - можно и погибнуть. А река и кормит, и поит, она же является путем сообщения с другими селами. Летом на лодке, а зимой по льду на тракторах и уазиках ездят.

    Здесь, в далеком поселке, люди не одиноки - они общаются-переписываются со старообрядцами со всей России, газету старой веры из Нижнего Новгорода получают.

    А вот общение с государством стараются свести к минимуму, от пенсий, пособий и льгот отказались. Но совсем контакта с властью не избежать - нужны права на лодку и трактор, технические осмотры всякие, разрешения на ружья. Хоть раз в год, да надо за бумагами идти.

    Относятся Поповы ко всему ответственно. Был случай у Афанасия в молодые годы. Служил в армии в начале 1980-х в Афганистане водителем бронетранспортера. Вдруг стряслась беда: у тяжелой машины отказали тормоза, погиб офицер. Сначала ситуацию определили как несчастный случай, но затем высокие чины ее раздули и парню дали три года колонии общего режима. Командиры, полковой и батальонный, доверяли Афанасию и отправили в Ташкент без конвоя. Представьте себе: приходит молодой парень к воротам тюрьмы, стучится и просит пустить свой срок отсиживать. Позже те же командиры добились его перевода в колонию в Туве, поближе к дому.

    Наговорились с Анной и Афанасием. О жизни здесь и в миру. О связи между старообрядческими общинами по России. Об отношениях с миром и государством. О будущем детей. Уходили поздно, с добрым светом в душе.

    Следующим утром мы отправлялись домой - короткий срок поездки заканчивался. Тепло прощались с Марфой Сергеевной: «Приезжайте, в другой раз в доме поселю, потеснюсь, ведь как родные стали».

    Много часов дороги домой, в лодках, машинах, самолете я думал, пытаясь осознать увиденное и услышанное: что не совпало с первоначальными ожиданиями? Когда-то в 1980-х читал в «Комсомольской правде» увлекательные очерки Василия Пескова из серии «Таежный тупик» об удивительной семье староверов, ушедшей от людей глубоко в сибирскую тайгу. Статьи были добрыми, как и другие рассказы Василия Михайловича. Но впечатление о таежных затворниках осталось как о людях малообразованных и диких, чурающихся современного человека и боящихся любых проявлений цивилизации.

    Роман «Хмель» Алексея Черкасова, прочитанный недавно, усилил опасения, что знакомиться и общаться будет сложно, а фотографировать - и вообще невозможно. Но надежда жила во мне, и я решился на поездку.

    Потому и оказалось столь неожиданным увидеть простых, с внутренним достоинством людей. Бережно хранящих свои традиции и историю, живущих в согласии с собой и природой. Трудолюбивых и рациональных. Миролюбивых и независимых. Подаривших мне тепло и радость общения.

    Что-то я у них принял, чему-то научился, о чем-то задумался.

    «Как страшно вы живете в городах»

    Репортаж с заимки Агафьи Лыковой в тайге

    Вера Костамо

    «Не можно», — сказала бы Агафья, если бы услышала о наших планах добраться до нее в конце февраля по тайге и реке Абакан. Со своей певучей манерой говорить, возникшей, скорее всего, из-за постоянного чтения молитв, младшая Лыкова произносит «не можно» в тех случаях, когда происходящее не соотносится с ее представлениями о мире и рациональности.

    Не можно принимать в подарок вещи, на которых есть штрих-код, не можно фотографировать без разрешения, да и многое другое тоже — не можно. Как живет сегодня самая известная в России отшельница — в репортаже РИА Новости.

    Лишнее

    Агафья родилась в семье староверов, ушедших от людей и властей в тайгу в 1938 году. В начале 1980-х, благодаря журналисту Василию Пескову, про Лыковых узнал весь Союз. Сейчас если и вспоминают, то редко. А Агафья жива.

    За последние годы мало что изменилось: живет там, где встречаются вздорные реки Еринат и Абакан, держит коз, выращивает овощи, по осени собирает шишки «кедры», так здесь называют сибирскую сосну. Молится. За себя и за весь мир. От ближайшего населенного пункта, поселка Матур, до Агафьи больше двух сотен километров тайги, снега и не вставшей полностью под лед реки.

    Мы долго готовились к совместной экспедиции с заповедником «Хакасский». Тайга не пускала. Дойти до Агафьи не получалось. Летом до заимки Лыковых можно доехать на лодке за пару дней. Зимой это долгий переход на снегоходах и охотничьих лыжах.

    Падает редкий снег — плохо. Им заносит набитую снегоходами по руслу реки дорогу — «буранку» — единственный признак того, что здесь есть люди. Все городское: деньги, телефоны, документы оставили в гостинице. Здесь эти вещи не нужны. Чем дальше мы будем уходить в тайгу, тем больше лишнего придется оставлять в избах.

    Те, кто живет и работает в тайге, Агафью знают.

    — Вы к Карповне? А мы до нее не добрались, дорога «гнилая», наледи много, — сторож одной из частных туристических баз ехать вверх по Абакану не советует.

    Река ощетинилась торосами — это снесенный ветром ниже по течению и замерзший лед. Снегоход объезжает их по невидимой кривой. Местами сквозь прозрачную воду видны камни. То тут, то там шумит река, пар поднимается над широкими промоинами.

    Пробиваться — здесь так и говорят. Дороги нет, есть возможность проехать между широкоствольными пихтами, кедрой, березами и кустарником. Тропа заканчивается крутым обрывом, и снегоходы прыгают.

    — Под старость лет с таких высот сиганул, — Леонид Алексеевич возмущается, пока поправляет оборванные после прыжка крепления нарт.

    Вдоль берега снегоход тяжело идет по камням.

    — Память у Агафьи хорошая, через восемь лет она меня вспомнила. Обрадовалась, что я с Алтая, все родственники у нее оттуда, — рассказывает Леонид. — Мы приезжали — как раз время было картошку копать. Место под овощи еще ее тятенька с братовьями расчищали. Своеобразный климат там и условия.

    Снег вьется за «Ямахой» мелкой колкой пылью. Тут, в тайге, бывает он совершенно разным. Плотным, как шапка на ромовой бабе, летящим как сахарная пудра, в ясный солнечный день — полосатым от иссиня-черных теней.

    Много следов на нем, из-за этого создается впечатление, что есть где-то рядом люди. Круглые, с длинной полоской сзади — следы марала. Крупные, похожие на собачьи, — волчьи. Помельче — прошел сибирский кот, соболь.

    Страшно

    — Ну что, смертнички, поехали, — Леонид Алексеевич ведет снегоход по широкой дуге, чтобы набрать нужную скорость и проскочить несколько десятков метров наледи. Мы идем вторыми и видим, как проседает под предыдущей машиной лед. Проскочили, спешим и гонимся за пока не осевшей дорогой. Температура не может определиться и гуляет от минус тридцати до плюс двух.

    Когда-то по этому же маршруту уходила в тайгу семья Лыковых: Карп, его жена Акулина, сын Савин и дочь Наталья. Позже родятся Дмитрий и Агафья. Чем ближе подходили люди к их заимкам, тем дальше углублялась семья в тайгу. Почти сгнившие венцы брошенных ими изб все еще стоят по берегам реки Абакан.

    В 1961-м от голода умирает Акулина. Про нее Агафья скажет: «Мама истинна христианка, крепко веруюсяя была».

    Младшей Лыковой было 17 лет, когда наступил голодный год в тайге: «На постном мама не вынесла. К рыбалке нельзя стало — вода большая. Не позаботились, чтобы скотина была, охотиться не смогли. Баданный корень толкли, на рябиновом листу жили».

    В 1981-м по очереди умирают все дети, кроме Агафьи. В 1988 году «убирается тятенька» Карп Осипович. Агафья остается одна.

    Много раз Агафье Карповне предложат переселиться ближе к людям. На что она ответит свое неизменное «не можно». А нам скажет: «Как страшно вы живете в городах». И отсюда, из сибирских лесов с их простыми правилами, действительно кажется: страшно.

    Другой мир

    В кармане куртки лежит письмо для Агафьи из Боливии, в одном месте конверт промок и просвечивает слово «Аминь». Марки с яркими картинками смотрятся на фоне гор, деревьев, подпирающих застиранное небо, и льда — как из другого мира.

    У этого же монохромного мира своя интонация. Свой ритм. Поросшие лесом спины гор, за ними — голец — вершины без растительности. Сползающая вниз, ближе к реке, россыпь камней — курума. Все звучит по-своему.

    За два дня мы проезжаем чуть больше 170 километров и упираемся в открытую воду. Дальше путь можно продолжить только на лыжах. Вещи, рюкзаки, теплую экипировку оставляем в одной из переходных изб, рядом и снегоходы.

    Езда на лыжах, подбитых лошадиным камусом (шкура с голени животного. — Прим. ред.), — занятие медитативное. «Хрум-хрум» — хрустит снег, правая-левая — передвигаются ноги. И тишина. Лишь изредка свистит рябчик, шумит на перекатах вода, трещит лес.

    Агафья

    Агафью мы замечаем сразу, она идет по замерзшей реке с вязанкой дров, потом поднимается по 70 ступенькам самодельной лестницы вверх до своего дома. После 40 километров на лыжах, безлюдья эта невысокая женщина, занимающаяся своими делами, кажется нереальной. Сложно угадать, сколько Агафье лет. Сама она говорит, что в апреле будет 73. Еще в пути Сергей скажет, что она, как ребенок, верит всему. Люди для нее изначально добры.

    Но с кем общаться, Агафья решает сама: были случаи, когда женщина просто уходила в тайгу, пока неприятные гости не уедут. Да и характер у нее непростой.

    — Карповна, здравствуй! — Сергей у Агафьи бывает часто, последний раз в январе шел десять часов на лыжах, чтобы ее проведать.

    Агафья улыбается и рассматривает нас по очереди. Для нее появление людей в это время года — неожиданность. Зимой на заимку прилетают только вертолеты.

    Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

    Единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах, Агафья Лыкова показала свой быт корреспондентам МИА «Россия сегодня». Ее близкие жили в изоляции с 1937 года. Долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. Сейчас Агафья Лыкова живет в тайге одна.

    Она опирается на два, в человеческий рост, тюка сена — недавно забросили с воздуха для ее коз. Позже я спрошу Агафью, что случится, если люди перестанут помогать.

    — Будет беда, — спокойно ответит женщина.

    На заимке Лыковых построено несколько домов. Ближе к реке — небольшая изба, где жил бывший геолог Ерофей Седов. Выше, соединенные одной крышей-навесом, два дома: один — Агафьи, второй — ее помощника Гурия. О том, что на заимке живет еще один человек, мы узнали перед экспедицией. Уже несколько лет старообрядческая церковь отправляет к Агафье помощников, но даже вдвоем жить здесь тяжело.

    Письмо

    Агафья садится на лавку и торопится открыть письмо.

    — Как же вас нашли, что пишут из Боливии? — спрашиваю.

    — Да всем известно, что сороковой год, как нас нашли. Когда люди пришли, мне 34-й год шел. Так-то люди-то хорошие были. Первое-то напугались, как пришли. Мы уж знали, что с вертолета люди увидели пашню, недели две как прошло, и они пришли.

    Второго июня отмолились, и я как раз гляжу — под окошками кто-то забегал. Сказала всем: «Дело у нас негодно».

    — Соболь это или не соболь? Что-то незнакомое, а это были собаки. Не видала я их. Тятя бы сразу узнал. Консервы и хлеб принесли, но мы-то от этого отказались. Утром на другой день пришли, принесли рыболовные крючки, соль поваренну — мы исть-то не стали, — вспоминает Агафья.

    Так Лыковы познакомились с геологами, проходили около 16 километров, чтобы зайти к ним в гости.

    — Всей семьей с ночевыми ходили, палатку нам поставят с печкой железной. Молились мы в открытую. Мы им картошку, орехи принесем, а они нам лопатки, топоры, гвозди, материал — красный сатин. Рубахи мы из него сшили, сарафаны, красиво было.

    Агафья на фотографиях последних лет одета одинаково: два платка, ситцевое платье, черная лопатина — так она называет свое пальто. Разглаживает рукой платье — три года назад сшила на руках:

    — Ткань «в огурцы» называется.

    — Нынче на Пасху хочу сшить новое, ткань-то вапсче красивая. Раньше-то мы своим жили: пряли, ткали. Меня многому сестра Наталья учила, крестной она моей была.

    Агафья хорошо помнит имена и детали произошедшего с ней. В разговоре легко переходит от событий десяти-двадцатилетней давности к настоящему. Еще раз достает письмо.

    — Они третий год письма пишут, а приехать-то?

    Агафья ждет семейную пару в гости, в прошлом году даже посадила больше картошки, но никто не приехал. Из конверта выпадают фотографии пальм и бирюзовой воды. Агафья просит прочитать, что написано на обороте. «Страна Перу, океан, здесь морские животные есть, и великие, и малые. Ничего от сего не вкушаю по заповеди Отеческой».

    Агафьин хлеб

    — Придешь к Агафье, а она сразу делится всем, что у нее есть. Если осень, то овощи принесет, лето — рыбу, сейчас вот картошку на ужин дала, — говорит Сергей.

    Хлеб у Агафьи получается тяжелый, плотный и настоящий: «Густо тесто сделашь, оно и поднимется, квасня-то, выкладывашь, оставляшь маленько».

    Недавно группа из шести барнаульских туристов вернулась из похода на Горячий источник — чудесное место на границе Хакасии, Кемеровской области и Алтайского края. Как раз в это время целебной водой источника лечила свои ноги Агафья Карповна — последняя из знаменитой семьи отшельников-староверов.

    Агафья Карповна охотно общалась с нашими ребятами — ходила к ним в гости, рассказывала интересные истории о своей отшельничьей жизни.

    Волшебный источник

    Барнульские туристы шли к источнику пешком — 100 километров и все в гору. По другому туда не добраться — даже снегоход не пройдет. Только на широких лыжах-снегоступах, подбитых камузом — шкурой марала. Лыжина соскочит с ноги — сразу по пояс проваливаешься в снег.

    Шли по нескольку часов в день — от одного охотничьего домика до другого. Останавливаться нельзя — замерзнешь(в горах было минус сорок.)

    Шли пять дней. Ослепительно белый снег тяжелыми шапками лежал на пихтовых лапах. Попадались медвежьи следы. На тропу выпархивали рябчики. Звенела нереальная, прозрачная таежная тишина.

    Группа перевалила через Абаканский хребет — границу Алтая и Хакассии. Проходили невероятно дикие и красивые места. На пятый день дошли до горы Бедуй. Под горой — площадка, на которой построены 30 избушек. Это место привлекает туристов со всего мира. Здесь бьет целебный Горячий ключ. Его вода лечит больные суставы.

    Рядом с ключом построена специальная избушка-купальня. Горячий ручей течет прямо через нее. Открываешь крышку в подполье, спускаешься вниз. Затыкаешь сливное отверстие пробкой и лежишь, принимаешь лечебную ванну.

    Купаться в целебной воде можно не дольше 20 минут и не чаще двух раз в день. Вода целебного источника перенасыщена серебром и влияет на сердце. Говорят, был такой печальный случай: один мужик решил по пьянке полежать в горячей водичке — и уснул. Когда его вытащили из купальни, он уже не дышал.

    К этому источнику регулярно наведовалась Агафья Карповна — полечить свои больные ноги. В этот раз, впрочем, как и обычно губернатор кемеровской области Аман Тулеев прислал за ней вертолет. Сейчас на ключе живет еще и Слава, бийский «бич». Слава бич, так сказать, по убеждению. Ему некогда заниматься маргинальной стороной жизни — он ищет истину. Так что Агафья Лыкова коротала время в беседах с бийским бомжом-философом. Они жили в соедних домиках и прекрасно ладили.

    Отшельница радовалась людям

    Один из группы барнаульских туристов, студент АГМУ Алексей Станкевич рассказал корреспонденту нашей газеты о жизни рядом со знаменитой отшельницей.

    — Мы встретились с Агафьей в первый же день, — рассказывает Алексей. — Она увидела нас, обрадовалась новым людям. Говорит: «Здравствуйте!»

    По словам Алексея, Агафья разговаривает медленно, а думает быстро. Умный человек, сразу видно. Библию всю прочитала. Все травы, корни лесные наизусть знает. Никаких таблеток-конфеток не ест. Все — только природное.

    Приносила нашим туристам угощение со своего огорода: сушеную морковку и мороженую репку. У Агафьи очень большой огород, пасека, крепкий дом. Случается, медведи прямо в огород заходят. У отшельницы две собаки — одна трусливо прячется, вторая лает на медведя. Есть у Агафьи Карповны и ружье, только боек недавно сломался… Сейчас с ней в Таежном тупике живут еше безногий старик-геолог Ерофей Седов и приемная дочь Галина. Втроем управляются с хозяйством.

    — Ей Аман Тулеев двух коз на вертолете пригнал, — говорит Алексей. — Агафья хочет, чтобы он ей еще сена привез.

    Целую неделю наши ребята жили рядом с Агафьей. Она оказалась очень доброжелательным и общительным человеком: совсем не вписывалась в образ суровой староверки. И выглядит для своих 60-ти не так уж плохо: лицо почти без морщин, волосы не седые и все зубы свои.

    На ключ пришла еще одна группа, 14 человек. Все туристы собрались в одной избушке, и Агафья пришла познакомиться. Сидела, разговаривала, но не ела и даже чаю не пила, не говоря о спиртном. Единственное — пугалась фотоаппарата. Староверам нельзя сниматься на пленку. Один парень направил на нее объектив — так она под стол спряталась.

    Парни расспрашивали Агафью о книге Пескова «Таежный тупик» — неужели все так и было, как у него написано? Агафья призналась, что журналист многое присочинил. Не так уж и замкнуто жили староверы.

    — Агафья говорит, что Лыковы всегда имели контакт с миром, — вспоминает Алексей. — Охотники через их поселение ходили. Меняли шкурки горностаев и белок на соль, предметы обихода. Оружие у них, я так понимала, было. И о том, что происходит в стране и в мире они в общих чертах знали. Просто сторонились всего этого из-за своей веры.

    Сейчас Агафья Лыкова прекрасно ориентируется в политике. Целыми днями в своем Таежном тупике слушает радио. Туристы удивились, услышав от нее вполне современную фразу:

    — Плохая вода — видно, гептил попал. Тут же ракетоносители падают…

    Услышав по радио новости, Агафья начинает предрекать конец света. Считает одним из признаков его приближения события в Ираке. Впрочем, она говорит, что апокалипсис наступит еще не скоро.

    Кроме радио, в хозяйстве отшельницы есть еще одно достижение цивилизации — бензопила «Дружба», подарок Амана Тулеева. Вообще, Тулеев заботится об отшельнице. — Она называла его по имени, Аманом, — говорит Алексей. — А когда мы уезжали, как раз письмо ему писала, чтобы он на вертолете отвез ее в поселок в Килинск Таштаголского района, родственников навестить. А потом домой — ее изба еще в 250 километрах от ключа, в глухой тайге, у реки Еринат.

    Водные процедуры Агафье Карповне помогли. До того, как ее привезли на ключ, она еле передвигала ноги. А сейчас ходит бодро, можно сказать — бегает.

    Письмо к Аману

    Агафья Лыкова и Аман Тулеев действительно уже несколько лет дружат и оживленно переписываются. Одно из последних писем отшельницы к губернатору было размещено на сайте администрации Кемеровской области. Приводим его с некоторыми сокращениями:

    «Господи Исусе Христе сыне Божий и помилуй нас. С низким поклоном Агафья Карповна. Желаю от Господа Бога доброго здравия и душевного спасения, милости от Бога во всех делах Ваших. Молодой ты мой друг многоуважаемый, помогал и помогаешь, и впредь, если будет возможность, Христа ради, не забывай меня. Мне нужно плахи на пол, окна и двери, да еще кирпича на печь. Летом это делать надо, а то зиму не переживу. Да еще Ерофей с пилой „Дружба“ воюет — тоже край бензина надо и цепи износились. А вручную пилить — напильника нет пилу наточить».

    Отшельница также попросила подновить их одежду, так как «все донашивается, будем скоро в разодранных ризах ходить». «И семена на посадку надо бы, только надо брать их на рынке, где свои семена продают. Первое, что необходимо нам — надо семена кормовой свеклы, а может, сахарной, капусты, брюквы, морковь, огурцы, красную свеклу и лук на посадку»…

    Вот еще одно письмо: «И еще хотелось бы побывать у своих родственников в Килинске для последнего прощания. Уже старенькая. Прошлый год летчики не взяли меня на Ключ. Осталась дома, и полгода никого не было. На Ключе уже четвертый год не была, а у своих родственников пятый» .

    Аман всегда оказывает Агафье Карповне необходимую помощь. А на 55-летие передал Агафье посылку с апельсинами. Агафья слышала про апельсины от туристов, но попровать их ей раньше не доводилось. В благодарность Лыкова приписывает в своих посланиях к губернатору: «Аман Гумирович, Бог спасет Вас за помощь, за муку и все прочее.» И шлет ему с охтниками и геологами подарочки: туески с клюквой, дикий мед…

    Вообще-то Агафья просит помощи не у одного Амана. Однажды в приемную главы Республики Алтай Михаила Лапшина пришел бородатый геолог и передал письмо от Агафьи Карповны. Она попросила Лапшина помочь ей подготовиться к зиме. Груз — десяток мешков с мукой, строительные материалы, батарейки, фрукты, и также породистый козел для козочек(коз ейподарил Аман Гумирович) — сопровождал лично Михаил Лапшин.

    В Шории Лыкову не любят

    Между тем, простые жители Горной Шории не любят Агафью Карповну. Люди говорят так: «Агафья на вертолете летает, а нам даже на хлеб не хватает!» Жители города Таштагола, столицы Горной Шории, и нескольких таежных шорских деревень разослали по стоичным СМИ такое вот письмо: «Регулярно читаем в прессе, что губернатор Тулеев опять направил подарки Агафье Лыковой. Нам, извините, жрать нечего, а она за наш счет жирует. Почему ради помощи Агафье гоняют единственный на всю Шорию вертолет? Ведь час полета стоит 29 тысяч! Она даже семена у Тулеева попросила, и он тотчас на вертолете их доставил, а ведь семена есть у каждого огородника!»

    Мы позвонили в администрацию Кемеровской области. В пресс-службе нам объяснили, что помощь Агафье Лыковой на уровне исполнительной власти Горной Шории и Кузбасса оказывается не за счет бюджета, а благодаря поддержке предприятий и организаций.

    Но и в этом случае понять возмущение людей можно. Ладно бы Агафья жила в каких-то исключительно трудных условиях, а то ведь ничего подобного! В точно таких же таежных деревушках, хуторах и заимках обитают тысячи других людей: староверов, охотников, аборигенов-шорцев… И если им по какой-то крайней надобности приходится выбираться в большой мир(например, в больницу) то они идут пешком или на лошади. Казеннный вертолет ни за кем не прилетает.

    Возможно, чиновники помогают Агафье не только потому, что она — знаменитость. Но и поэтому тоже. Помогать отшельнице полезно для их политического имиджа. Но отшельница не анализирует свои отношения с Большим Начальством. Она всегда рада людям. И губернаторам, и барнаульским туристам.

    Лыковы Дулькейт Тигрий Георгиевич

    Абаканские заимки. Уход дальше в тайгу. Организация заповедника. О некоторых староверах - их отношение к общественному труду

    Но вернемся в тайгу Западных Саян, на далекие таежные поселения, где также всех волновал тот же вопрос.

    Староверы собирались и подолгу обсуждали свалившееся на всех горе. Предлагались самые разнообразные варианты. Одни советовали уйти подальше в тайгу, другие настаивали уйти через хребты в Танну-Туву, благо граница была почти рядом, а часть настаивала оставаться на месте и ждать, что будет. Позднее рассказывали, что приезжали уполномоченные, собирали людей и много говорили о пользе коллективизации. Один старик, рассказывая мне о том времени, сказал:

    Искушали сатанинскими речами, после их речей мужики стали разбегаться по тайге, а жили-то вольно, никому не мешали, в каждом логу поселение было. Мнения разделились, и стали принимать решения - каждый по своему разумению. Одним удалось, перевалив горные хребты, уйти в Туву, другие постарались перебраться ближе к рабочим поселкам, где была казенная работа, но основная часть осталась на месте, и в поселке Тиши впоследствии была организована сельхозартель. А Лыковы и их близкие перебрались в верховья Абакана, и на его правом берегу при впадении речки Каир-су остановились на жительство. Здесь в короткий срок срубили пятистенные избы, и этот поселок получил официальное название Верхняя кержакская заимка; во всяком случае, так она обозначена в документах. Всего сюда переселилось шесть семей, из них три семьи братьев Лыковых: Степана, Карпа и Евдокима. Дальше идти было некуда. Так и обосновались они в этом глухом таежном месте, наивно думая, что их так просто не достанут, и они смогут здесь пережить лихое время. Однако связь с миром они не теряли. Внимательно следили за всем, что происходило в державе. И сейчас судить о правильности принимаемых ими решений не следует. В те годы, когда так просто, вдруг, так сказать, без подготовки, власти решили распорядиться судьбами основной массы жителей России, многие растерялись.

    В те годы на Алтае и в Саянах стали появляться научные экспедиции, которые занимались исследованием этой территории, представляющей большой научный интерес. Да и «белых пятен» в природе Сибири было предостаточно. Для работы в экспедициях проводниками и рабочими приглашали местных жителей из среды охотников, таежников. Все эти люди были знатоками животного и растительного мира, лекарственных растений. А местность они знали как свои пять пальцев. Молодые мужики с охотой принимали приглашения поработать в экспедициях и оказывали неоценимую помощь в сборе различного научного материала, создании походного быта, уходе за лошадьми и сохранении экспедиционного имущества. Своевременно предупреждали о приближении каких-либо, опасных для жизни природных явлений по только им ведомым признакам. И зачастую они невольно становились помощниками начальников экспедиций. Их знание природы создавало им непререкаемый авторитет. И надо отдать им должное - они помогли в исследовании и изучении природы Алтае-Саянской горно-таежной системы.

    В отчетах и трудах исследователей, путешествовавших в горах Алтая и Саян, можно встретить десятки фамилий местных жителей, которые принимали участие в экспедициях, на сообщения которых ссылаются ученые. Это жители Северо-Восточного Алтая и Западного Саяна, в частности Нижней (Тиши) и Верхней кержакских заимок. Их близкие родственники и по сей день живут в селах Алтая и Саян. Особенно часто фигурируют фамилии Молокова, Деменева, Шмырина, Золотаева, Берсенева, Самойлова, Параева и других. И, конечно, Лыковых, чья фамилия была нанесена на военно-топографические карты еще в начале сороковых годов.

    В двадцатых годах прошлого века большую работу по охране природы проводило «Всероссийское общество охраны природы», где главным специалистом и большим знатоком дикой природы был Ф.Ф. Шиллингер - человек, избродивший Россию вдоль и поперек. Результатом его многочисленных научных экспедиций было создание проектов свыше двадцати заповедников СССР, включая Алтайский. Совершая путешествие по Алтаю и Западному Саяну, Ф.Ф. Шиллингер определил примерные границы будущего заповедника и по возвращению из экспедиции представил на рассмотрение его проект, с центром на Телецком озере. В заповедную территорию входили наиболее интересные, с научной точки зрения, места и редкие по красоте природные ландшафты.

    Создание заповедника на Телецком озере явилось важнейшим событием того времени. Заповедник охватил значительную часть бассейна Телецкого озера, его правобережье, правобережье реки Чулышман и верховья реки Бол. Абакан и вошел в число крупнейших заповедников СССР. Таким образом Верхняя Кержакская заимка Лыковых оказалась на территории Алтайского заповедника.

    Заповедник был организован постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 4 мая 1930 года. Местные органы - Ойротский и Хакасский облисполкомы в декабре 1931 года специальным постановлением признали целесообразным открытие заповедника.

    В апреле 1932 года появилось постановление «Об учреждении в пределах Ойротской и Хакаской областей государственного Алтайского заповедника». Хотя в тексте постановления речь шла о территории «Около 1 млн. га» фактически его площадь была больше 1,3 млн. га.

    Главной базой управления заповедником был выбран поселок Яйлю. Как только прошел слух о создании заповедника, и люди узнали, что это за организация, потянулись в заповедник жители ближайших районов, с целью поступить на такую интересную государственную службу. Среди них были и коренные жители - алтайцы и староверы. Таежники, охотники, следопыты, знатоки Горного Алтая и Западного Саяна принимались в охрану заповедника наблюдателями. Для организации подсобного хозяйства, строительства поселка и кордонов приглашали плотников, столяров и крестьян, знающих сельское хозяйство.

    Преобладающее большинство принятых на работу наблюдателями в охрану были порядочные, скромные, и в то же время решительные и смелые люди. Все они хорошо знали тайгу, условия, в каких придется работать, и быстро разобрались в целях заповедника и в своих обязанностях.

    Из их среды как-то сразу выделились: Молоков Данила Макарович (которого я часто упоминаю в повествовании) - добрый, внимательный, дисциплинированный человек. В коллективе заповедника он пользовался авторитетом на протяжении всех лет службы в охране. Молоков хорошо знал семью Лыковых и многих староверов, живущих в Западном Саяне. Обстановка сложилась так, что именно на его долю выпали почти все контакты с Лыковыми. Под стать Молокову, и характером и знаниями дикой природы, был Деменев Илларион Федосеевич. Непревзойденный охотник-капканщик, большой знаток лекарственных растений. Заслуживают внимания наблюдатели: А. Кулебакин, Ф. Табакаев, Н. Головин, Н. Будуев, К. Яковлев, Г. Андадиков, лесничий С. Абрамов и др. Все они много сделали для обустройства этого громадного по площади заповедника.

    В общей массе людей, поступивших на разные работы по строительству и ведению подсобного хозяйства, были родственники Лыковым и жителям большинства абаканских заимок. Особенно ярко выделялись Ощепков Моисей Осипович, его родственник Иван Сергеевич Брыляков и Парфентий Филимонович Казанин. Эти добросовестные и глубоко знающие жизнь люди в течение многих лет занимались большим хозяйством заповедника, вплоть до его ликвидации в 1951 году. П.Ф. Казанин, отец семерых детей, был близким родственником Лыковым. Ощепковы, хотя и в далеком, но так же находились в родстве с Лыковыми.

    Несколько отступая, хотелось бы об этих людях сказать подробнее. Во-первых, все они контактировали со всеми «мирскими», как и большинство жителей сибирских деревень контактировали между собой, и никакой грани мы особенно и не чувствовали. Но ведением личного домашнего хозяйства, трудолюбием, чистотой опрятностью они выделялись.

    Первым из рода Ощепковых пришел в Сибирь, в царствование Александра II, Фрол Ощепков с семьей. Пришли они из Перми и вначале поселились недалеко от города Томска в деревне Боровушка. Но задержались здесь ненадолго и вскорости переехали на Алтай, где окончательно обосновались в деревне Ашпанак. В семье Фрола было семеро детей. Один из его сыновей Осип родился уже на Алтае. У него также было семеро детей. Его дети отличались большим ростом, физической силой и ясным умом. Особенно выделялись Моисей и Акинфий.

    Акинфий Осипович прожил недолго. Умер он перед войной в поселке Яйлю в результате врачебной ошибки в возрасте двадцати девяти лет, оставив на руках у жены семерых детей. Старший его сын Лука окончил семилетку и самообразованием постиг работы с металлом, постиг электродело, токарное дело, автодело. Вся его усадьба - это сплошная мастерская. Кузница, лебедки, станки по обработке металла и древесины. Ко всем работам подходил творчески. Сконструировал и построил мини-трактор, изобрел и поставил автоматику на токарный станок, изобрел электроколун - дрова колоть. Все домашние работы выполняют агрегаты, построенные им самим. Лука отец семерых детей. Проживает сейчас на Алтае в поселке Удаловка.

    Моисей Осипович детей не имел. Это был внимательный, отзывчивый человек. Он всегда один из первых появлялся там, где что-то случалось, и, как мог, оказывал помощь, если таковая требовалась, любому, кто в ней нуждался. Много лет он возглавлял хозяйство заповедника, и любые работы, связанные с посевом, уборкой, сенокосом и другими делами, делались в положенное время. Был он высокого роста, могучего телосложения и обладал огромной физической силой. Сила его поражала всех. Можно привести массу случаев, где он применял свою силу к великому изумлению присутствующих. Вспоминается забавный случай, свидетелем которого я был.

    Как-то перед войной мы играли на берегу озера, около пристани. Здесь же был главный хозяйственный склад заповедника. Склад был открыт, и мы видели, как один плотник из строительной бригады, довольно крупный мужчина плотного телосложения, вынес из склада один за другим два больших ящика с гвоздями, положил их один на другой на чурку и стал ждать подводу, чтобы увезти гвозди на место строительства. В это время мимо проходил Моисей Осипович. Плотник, увидев его, улыбаясь, шутя, сказал:

    Ощепков, унеси гвозди. Моисей Осипович ничего не сказал, молча подошел, подобрал поудобнее оба ящика под мышку правой руки, потом довольно резко повернулся к плотнику, слегка наклонился, обхватил левой рукой ноги в районе колен, и, распрямившись, бросил плотника животом на левое плечо и также молча и не спеша понес и плотника, и гвозди. До стройплощадки было метров двести. Мы устремились за ними. Моисей Осипович легко донес свою ношу к месту строительства и под дружный хохот всей бригады аккуратно поставил на ноги плотника, бросил ящики на землю и, не сказав ни слова, ушел по своим делам. Все были поражены и стали громко прикидывать общий вес. Получалось в пределах 170–180 килограммов.

    В начале войны Ощепков ушел на фронт. Все военные годы сельхозработами занимались И.С. Брыляков и П.Ф. Казанин. Оба они знали крестьянское дело в совершенстве, поэтому и не было никаких сбоев. Демобилизовавшись в 1945 году, М.О. Ощепков возглавил эти работы, и в первые послевоенные годы только пшеницы собирали до 45–47 центнеров с гектара. Это выдающийся результат, и директор заповедника А.И. Мартынов дважды направлял представление на присвоение М. Ощепкову звания Героя Соцтруда. К сожалению, оба представления остались без ответа.

    Из книги Велимир Хлебников автора Старкина София Вячеславовна

    Глава третья «ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ» 1911–1914 «Существуют ли правила дружбы? Я, Маяковский, Каменский, Бурлюк, может быть, не были друзьями в нежном смысле, но судьба сплела из этих имен один веник.И что же? Маяковский родился через 365?11 после Бурлюка, считая високосные

    Из книги Полутораглазый стрелец автора

    Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

    Глава четвертая «Пощечина общественному вкусу» и «Садок судей» I С ноября начались мои частые наезды в столицу. С целью продолжить там свое пребывание я брал отпуск не у ротного, а у батальонного, имевшего право своей властью разрешать недельную отлучку из гарнизона.На

    Из книги В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь автора Пфиценмайер Евгений Васильевич

    XV. ЧЕРЕЗ ТАЙГУ И ТУНДРУ Мы выехали из Верхоянска шестнадцатого июля в 8 часов вечера. Наша часть экспедиции состояла из меня, Севастьянова, переводчика, двух казаков и двух ямщиков.Ехали мы вдоль Ямы, все время держась северо-восточного направления. По обе стороны реки

    Из книги Письма русской жены из Техащины автора Селезнева-Скарборо Ирина

    Из заповедника в больницу За месяц поездки мой сын побывал в 10 городах, как больших, так и малых. Посетил несколько национальных заповедников. Съездил во всемирно-известные парки развлечений. Сходил на шоу, в музеи, на выставки. Ресторанам, кафе, барам, магазинам так и

    Из книги Василий Аксенов. Сентиментальное путешествие автора Петров Дмитрий Павлович

    Глава 7 Навстречу труду 1 А впереди и правда ждали счастье и любовь!Из тюрем, лагерей и ссылок возвращали «врагов народа» – тех, кто дожил.В 1956-м в Казань вернулся Павел Васильевич – отец Аксенова. Удивительно: в утро его возвращения Василий, учившийся тогда

    Из книги Демидовы: Столетие побед автора Юркин Игорь Николаевич

    Еще о демидовских приказчиках-староверах Чернец Паисий, знакомя с наиболее выдающимися старообрядческими деятелями на заводах Демидовых, упомянул и Гавриила Семенова. «Перекрещиванцов толку в самом Невьянском Демидова заводе имеется монастырь. Под имянем оной состоял

    Из книги От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга [«Ботаники», изменившие мир] автора Циттлау Йорг

    Все дальше и дальше: свой собственный мир ботаника Шон Паркер, основатель Facebook, мог по-настоящему разозлиться, если кто-нибудь пытался помешать Марку Цукербергу, копающемуся в своем компьютере. «Он в своем мире», – кричал он в этом случае, и никто не смел отвлекать

    Из книги Лыковы автора Дулькейт Тигрий Георгиевич

    Неожиданная встреча охраны заповедника с Лыковыми. Введение в историю взаимоотношений этой службы с семьей Лыковых В августе 1940 года группа наблюдателей Алтайско го государственного заповедника возвратилась из очередного обхода его территории. В этот раз основатель

    Из книги В тени сталинских высоток [Исповедь архитектора] автора Галкин Даниил Семёнович

    Лыков - несостоявшийся наблюдатель заповедника В сентябре на кордон с очередным объездом наблюдателей приехал на дежурство и лечение Парфентий Филимонович Казанин. Умный, степенный старовер, типичный представитель русского крестьянства. Он уже знал, что Лыков должен

    Из книги Варлам Шаламов автора Шкловский Евгений Александрович

    Начало работы заповедника. Трагедия в поселке Каир-су. Возвращение Лыковых на Алтай. Еще одна трагедия. Окончательный уход Лыковых в «пустынь» Но вернемся вновь к началу деятельности заповедника. Принятые на работу наблюдатели сразу приступили к обустройству, в первую

    Из книги Человек, лишённый малой родины автора Неволин Виктор Андреянович

    Работа в экспедициях. Встречи в тайге. Несостоявшееся убийство. Мы с Молоковым в верховьях Бол. Абакана. Заброшенный поселок. Смена директора заповедника Работая в те годы в экспедициях в бассейне Бол. Абакана, мы с Молоковым избродили эти места вдоль и поперек. Много раз

    Из книги автора

    Короткое дежурство на Абаканском кордоне. Ликвидация заповедника. Последняя встреча Молокова с Лыковым. Расставание навсегда Спустя три года, в начале сентября 1951 года, мы с Молоковым выехали на трех лошадях на Абаканский кордон с очередным объездом. Одновременно

    Из книги автора

    Абаканские встречи: Черненко, Шойгу и другие В 1980-х годах мне неоднократно довелось выезжать в Хакасию в командировку. В тресте «Абаканвагонстрой», созданном специально для строительства комплекса, я как-то участвовал в совещании, которое проводил его управляющий. На вид

    Из книги автора

    Приговор рабскому труду Анализируя изображение лагеря в прозе В.Шаламова, нельзя не выделить еще одну его важнейшую грань, которую всячески старался подчеркнуть писатель. Этой гранью лагерь опять же тесно смыкался с «миром» - так же лицемерно, бесчестно и кроваво.Из

    Из книги автора

    Цыгане. Приобщение их к труду 1934 год в наших местах ознаменовался новыми событиями. К нам доставили новый контингент ссыльных – казаков с Дона. Свои сибирские казаки из Каратузского района были привезены в ссылку раньше. А теперь казаков везли из европейской части