Автор зимовье зверей русская. Русская народная сказка «Зимовье. Русская народная сказка «Зимовье зверей

Летом 1994 года в музыкальном клубе «Засада» случайно пересеклись пути поэта Константина Арбенина и музыканта Александра Петерсона. Встреча этих двух творческих индивидуальностей и стала отправной точкой появления группы «Зимовье Зверей». Но это была еще только предыстория…
Услышав песни Арбенина, Петерсон загорелся желанием сделать аранжировки. Из песенного материала Арбенин и Петерсон выбрали десять композиций, и целый год репетировали, готовили программу, показывали работу друзьям. А летом 1995 года они отправились на студию «Форум» и за рекордно короткий срок - 20 часов, на большее просто не было средств – записали альбом «Города, которых не стало». Во время записи появился третий постоянный участник коллектива - барабанщик Анатолий Смирнов, армейский друг и коллега Саши Петерсона. Тогда же было придумано название «Зимовье Зверей».
Песни «Выпадая из окна», «Заходи», романс «Вы голодны, мадам…», впервые прозвучав на
«Радио-1, Петроград», потом надолго обосновались в эфирах других радиостанций. Слушатели часто звонили в эфир и спрашивали, когда же состоится концерт «Зимовья»? Но группа с концертами не спешила. Только после того, как при поддержке «Театра ДДТ» был записан второй альбом «Число Человека», Арбенин, Петерсон и Смирнов решились выйти на сцену.
Первый концерт - сольный, акустический, в двух отделениях - состоялся в ноябре 1996-го.
Зрители так тепло и заинтересовано приняли творчество музыкантов, что с тех пор их
концертная деятельность не прерывалась - разве что на летние каникулы (во время которых, кстати, тоже создаются новые песни). Причём «зимовцы» чередовали акустические и электрические программы.

В 1997 году судьба связала «Зимовье Зверей» с залом Лектория Ленинградского Зоопарка. В этом месте группа выступала в течении шести сезонов, здесь был записан концертный альбом и снят видео-фильм «В зоопарке».
В том же году в коллектив естественным образом влился флейтист Егор Мажуга.
Он был приглашён в студию для записи флейтовой партии в песню «Свидетели» и прижился - как музыкант, как дизайнер, как звукооператор, как человек.

Поскольку материала у Арбенина за несколько лет писания «в стол» накопилось много,
«Зимовье» выдавало по две пластинки в год. Один за другим появляются альбомы «Плечи», «Свидетели», «Оба неба», «Вещи со своими именами», «Возвращение именных вещей».

Важным шагом стало выступление на рок-фестивале 97 года «Песни ХХ века», проводимого «Театром ДДТ» на сцене Дворца Спорта «Юбилейный». «Зимовье Зверей» было единственным коллективом, выступившим на этом фестивале в акустике. Позднее «зимовцы» свели до минимума своё участие в больших сборных концертах, а потом и вовсе отказались от них - специфика их творчества плохо совмещается с атмосферой многолюдных закулисных тусовок. Группа всё дальше уходила от приставки «рок», искала своё лицо.

В 1998 году состоялась премьера музыкального спектакля «Свинопас», в котором соединились музыкальная, драматургическая и актёрская ипостаси Константина Арбенина. Разыгранная по-своему, по-зимовски, старая сказка Андерсена до сих пор исполняется группой на театральных подмостках Петербурга и Москвы.

1999 год. Несмотря на то, что песни группы очень редко звучали по радио, а на телевидении музыканты вообще появлялись считанные разы, аудитория коллектива растет, на концертах всё чаще появляются люди старшего поколения. Коллектив перестаёт называть себя рок-группой.
Клубы и Лекторий зоопарка уже не вмещают всех желающих послушать «Зимовье»; постоянными площадками его выступлений становятся Ленинградский Концертный Зал и Театр Эстрады. Начинаются регулярные концерты в Москве. Вместе со слушателем взрослеет и сама группа.
Альбом «Родословная» стал последней работой, выполненной в жёсткой роковой манере.
Анатолий Смирнов переехал на постоянное место жительство в Голландию, и группа осталась без барабанщика. Но не этот факт заставил двигаться в сторону акустического звучания - Анатолий часто приезжает в Питер и электрические концерты какое-то время ещё имели место быть, - дело было в общем настрое музыкантов: пришло понимание, что именно акустика позволяет наиболее точно выразить им суть своих песен. Поэтому с 2001 года основной и постоянный состав «Зимовья Зверей» - это Арбенин, Петерсон и Мажуга. Таким составом был записан альбом «Конец цитаты», который авторы обозначили как музыкально-литературной композицию.

Иногда к постоянному составу на концертах присоединялся бас-гитарист Михаил Иванов, в прошлом - ученик Петерсона (основная его работа - «Вермишель-оркестр»). На
экспериментальной пластинке «Антиутопия» впервые зазвучала скрипка Александры Савиной (она выступает с концертами академического репертуара и преподаёт игру на скрипке в консерватории).

В 1999-м Арбенин и Петерсон организовали фестиваль поющих поэтов «Могучая Кучка-99», его идея - синтез музыки и настоящей поэзии в авторском исполнении.
Фестиваль с тех пор стал ежегодным, в нём принимали и принимают участие коллеги
«зимовцев» - авторы-исполнители, близкие им по духу творчества: Михаил Башаков, Кирилл Комаров, Вячеслав Ковалёв, Дмитрий Максимачёв, Олег Дегтярёв, Елена Гудкова, Евгений Пальцев, Светлана Голубева, Анатолий Багрицкий, Антон Духовской, группы «Ступени», «The Кикс» и многие другие.

Начало второго тысячелетия группа отметила альбомом «На Третьем Римском». Затем появился «Post Форпост», записанный на Московских концертах. А под новый 2004 год «зимовцы» решили развернуто ответить на самый распространённый слушательско-журналистский вопрос в их адрес: почему группа называется «Зимовье Зверей»? Для этого они записали и поставили на сцене ещё одну музыкальную сказку - «Звери ищут лето». О том, как под Новый год звери пошли от зимы лето искать. Спектакль-концерт написан по мотивам именно той русской сказки, которая дала название коллективу - «Зимовье зверей». В этом спектакле впервые в истории группы запели Петерсон и Мажуга - вместе с Арбениным они исполнили партии самых разных домашних и диких животных.

2004 год. Компания «KDK-рекордс» выпускает коллекционное переиздание десяти основных альбомов «Зимовья». Режиссер Борис Деденёв снимает видео-клип на самую, пожалуй, известную песню группы - «Джин и Тоник». Летом группа впервые решает посетить два фестиваля авторской песни - XXVIII Ильменский и XXXI Грушинский. Приняв участие в работе жюри Ильменского фестиваля и став лауреатами знаменитой «Груши», музыканты уяснили для себя, что публика такого рода фестивалей - во многом их публика. Их участие в фестивалях авторской песни становится постоянным.
Совместно с петербургским клубом-кафе «Муму» группа организовывает Конкурс авторской песни. В составе жюри – не только организаторы, но и другие известные музыканты, журналисты, издатели. Победитель – молодая группа «Точки над i» – в качестве гран-при получила возможность записать дебютный альбом на профессиональной студии, а наиболее интересные конкурсанты были приглашены на сцену очередной «Могучей Кучки». Конкурс решено сделать ежегодным.

2005 год. Группа выпускает два концертных альбома: двойник «Шишки» включает в себя главные песни группы (старые и новые) и является своеобразным отчётом за десятилетие творческого пути; «Бардовский концерт» - первое сотрудничество Арбенина и Петерсона с кларнетистом Евгением Кривошеиным. Выходит в свет книга текстов песен «Зимовье Зверей: песни и сказки» - наиболее полное на этот момент собрание песенной лирики Арбенина. Летом из коллектива уходит Егор Мажуга: прежде всего это связано с его переездом в Москву. Свой юбилейный сезон группа открывает в новом составе: теперь «Зимовье» - это Арбенин, Петерсон, Савина и Кривошеин. Значительно обновлён и репертуар - музыканты готовятся к записи оригинального альбома.

«Изюминкой» творчества группы «Зимовье Зверей» является отношение к песенным текстам как к настоящей поэзии. Интуитивно соединив в своём творчестве традиции русского рока, советской эстрады, актёрской и бардовской песни, классического (то есть не блатного) шансона, коллектив нашёл свою культурную нишу, творчество его востребовано слушателями разных возрастов. Чаще всего стиль, в котором работают «зимовцы», называют «бард-рок», хотя это определение весьма не точное. Сейчас в послужном списке группы 15 альбомов, два музыкальных спектакля, книга песенных текстов, восемь концертных сезонов. Но творческий поиск продолжается.

В мае 2009 года музыканты «Зимовья», почувствовав творческую усталость от совместной деятельности, отыграли свои прощальные концерты в Москве и Санкт-Петербурге и ушли в бессрочный творческий отпуск. Затем группа сообщила всем о своем распаде.
Сайт Константина Арбенина www.arbenin.info

У старика со старухой были бык, баран, гусь да петух и свинья. Вот старик и говорит старухе:

– А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику! – Так что ж, зарежем.

Услышал это петух и ночью в лес убежал. На другой день старик искал, искал – не мог найти петуха. Вечером опять говорит старухе: – Не нашел я петуха, придется нам свинью заколоть! – Ну, заколи свинью. Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал, искал свинью – не нашел: – Придется барана зарезать! – Ну что ж, зарежь. Баран услышал это и говорит гусю: – Убежим в лес, а то зарежут и тебя и меня!

И убежали баран с гусем в лес. Вышел старик на двор – нет ни барана, ни гуся. Искал, искал – не нашел:

– Что за чудо! Вся скотина извелась, один бык остался. Придется, видно, быка зарезать! – Ну что ж, зарежь. Услышал это бык и убежал в лес. Летом в лесу привольно. Живут беглецы – горя не знают. Но прошло лето, пришла и зима. Вот бык пошел к барану:

– Как же, братцы-товарищи? Время приходит студеное – надо избу рубить. Баран ему отвечает: – У меня шуба теплая, я и так прозимую. Пошел бык к свинье: – Пойдем, свинья, избу рубить!

– А по мне хоть какие морозы – я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую. Пошел бык к гусю: – Гусь, пойдем избу рубить!

– Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь – меня никакой мороз не проймет. Пошел бык к петуху: – Давай избу рубить! – Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу. Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать. – Ну, – говорит, – вы как хотите, а я стану избу ставить. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полеживает, греется.

А зима завернула холодная – стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может – и пошел к быку: – Бэ-э!.. Бэ-э! Пусти меня в избу!

– Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба теплая, ты и так прозимуешь.

– А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее. Бык думал, думал: «Дай пущу, а то застудит он меня». – Ну, заходи.

Баран вошел в избу и перед печкой на лавочку лег. Немного погодя прибежала свинья: – Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!

– Нет, свинья. Я тебя звал избу рубить, так ты сказала, что тебе хоть какие морозы – ты в землю зароешься. – А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню! Бык подумал-подумал: «Подроет она углы, уронит избу». – Ну, заходи. Забежала свинья в избу и забралась в подполье. За свиньей гусь летит: – Гагак! Гагак! Бык, пусти меня погреться!

– Нет, гусь, не пущу! У тебя два крыла, одно подстелишь, другим оденешься – и так прозимуешь. – А не пустишь, так я весь мох из стен вытереблю! Бык подумал-подумал и пустил гуся. Зашел гусь в избу и сел на шесток. Немного погодя прибегает петух: – Ку-ка-ре-ку! Бык, пусти меня в избу. – Нет, не пущу, зимуй в лесу, под елью.

– А не пустишь, так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, в избу холода напущу. Бык пустил и петуха. Взлетел петух в избу, сел на брус и сидит.

Вот они живут себе – впятером – поживают. Узнали про это волк и медведь. – Пойдем, – говорят, – в избушку, всех поедим, сами станем там жить. Собрались и пришли. Волк говорит медведю: – Иди ты вперед, ты здоровый. – Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперед.

Волк и пошел в избушку. Только вошел – бык рогами его к стене и припер. Баран разбежался – да бац, бац, начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит: – Хрю-хрю-хрю! Ножи точу, топоры точу, живого съесть волка хочу! Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:

– А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь и гужишко (*) здесь… Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!

Медведь услышал крик – да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:

– Ну, что мне было! До смерти чуть не забили… Как вскочил мужичище, в черном армячище, да меня ухватом-то к стене и припер. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам, да все обухом по бокам. А еще поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит: «А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь и гужишко здесь… Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья еще кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры, точу, живого съесть его хочу!» Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили.

А бык, баран, гусь да петух и свинья живут там, поживают и горя не знают.

(*) Гумсишко – гуж, петля в упряжи, которая соединяет хомут с оглоблей и дугой.

Альтернативный текст:

| — Русская народная сказка

У старика со старухой были бык, баран, гусь да петух и свинья.

Вот старик и говорит старухе:

— А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику!

— Так что ж, зарежем.

Услышал это петух и ночью в лес убежал. На другой день старик искал, искал — не мог найти петуха.

Вечером опять говорит старухе:

— Не нашёл я петуха, придётся нам свинью заколоть!

— Ну, заколи свинью.

Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал, искал свинью — не нашёл:

— Придётся барана зарезать!

— Ну что ж, зарежь.

Баран услышал это и говорит гусю:

— Убежим в лес, а то зарежут и тебя и меня!

И убежали баран с гусем в лес.

Вышел старик на двор — нет ни барана, ни гуся. Искал, искал — не нашёл:

— Что за чудо! Вся скотина извелась, один бык остался. Придётся, видно, быка зарезать!

— Ну что ж, зарежь.

Услышал это бык и убежал в лес.

Летом в лесу привольно. Живут беглецы — горя не знают. Но прошло лето, пришла зима.

Вот бык пошёл к барану:

— Как же, братцы-товарищи? Время приходит студёное — надо избу рубить.

Баран ему отвечает:

— У меня шуба тёплая, я и так прозимую.

Пошёл бык к свинье:

— Пойдём, свинья, избу рубить!

— А по мне, хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

Пошёл бык к гусю:

— Гусь, пойдём избу рубить!

— Нет, не пойду. Я одно крыло подстелю, другим накроюсь — меня никакой мороз не проймёт.

Пошёл бык к петуху:

— Давай избу рубить!

— Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу.

Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу ставить.

И срубил себе избушку один. Затопил печку и полёживает, греется.

А зима завернула холодная — стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может — и пошёл к быку:

— Бэ-э!.. Бэ-э! Пусти меня в избу!

— Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба тёплая, ты и так прозимуешь.

— А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее.

Бык думал, думал: «Дай пущу, а то застудит он меня».

— Ну, заходи.

Баран вошёл в избу и перед печкой на лавочку лёг.

Немного погодя прибежала свинья:

— Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!

— Нет, свинья. Я тебя звал избу рубить, так ты сказала, что тебе хоть какие морозы — ты в землю зароешься.

— А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню!

Бык подумал, подумал: «Подроет она углы, уронет избу».

— Ну, заходи!

Забежала свинья в избу и забралась в подполье.

За свиньёй гусь летит:

— Гагак! Гагак! Бык, пусти меня погреться!

— Нет, гусь, не пущу! У тебя два крыла, одно подстелешь, другим оденешься — и так прозимуешь.

— А не пустишь, так я весь мох из стен вытереблю!

Бык подумал, подумал и пустил гуся.

Зашёл гусь в избу и сел на шесток.

Немного погодя прибегает петух:

— Ку-ка-ре-ку! Бык, пусти меня в избу!

— Нет, не пущу, зимуй в лесу под елью.

— А не пустишь, так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, в избу холода напущу!

Бык пустил и петуха. Взлетел петух в избу, сел на брус и сидит.

Вот они живут себе впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь.

— Пойдём, — говорят, — в избушку, всех поедим, сами станем там жить.

Собрались и пришли. Волк говорит медведю:

— Иди ты вперёд, ты здоровый.

— Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперёд.

Волк и пошёл в избушку. Только вошёл — бык рогами его к стене и припёр. Баран разбежался — да бац, — начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит:

— Хрю-хрю-хрю! Ножи точу, топоры точу, живого съесть волка хочу!

Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:

— А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь, и гужишко здесь... здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!

Медведь услышал крик — да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:

— Ну, что мне было! До смерти чуть не забили... Как вскочил мужичище, в чёрном армячище, да меня ухватом-то к стене и припёр. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам, да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит: «А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь, и гужишко здесь... Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья ещё кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!»

Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили.

А бык, баран, гусь да петух и свинья живут там, поживают и горя не знают.

Вопросы по сказке

О ком эта сказка? Кто тебе понравился больше всех в ней? Почему?

Почему бык, баран, гусь, петух и свинья оказались в лесу? Что случилось, когда наступила зима? Почему баран, гусь, петух и свинья не захотели строить избушку? Что они отвечали? Какими были эти звери? (Ленивыми, глупыми.) А каким был бык? (Трудолюбивым, умным, старательным.)

Почему быку пришлось пустить в избу своих ленивых товарищей?

Что случилось однажды? Как встретили непрошеного гостя бык, баран, свинья, гусь и петух? Что померещилось волку со страху? Какая русская пословица подходит к этому случаю? (У страха глаза велики.)

Какую русскую народную сказку напоминает тебе эта сказка? («Зимовье».) А какие сказки других народов перекликаются с ней? (Английская сказка «Три поросёнка» и немецкая сказка «Бременские музыканты».) Чем похожи эти сказки?

Монтаж Изабелла Герасимова Оператор Борис Котов Сценарист Владимир Голованов Художники Татьяна Сокольская , Елизавета Жарова

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Свинья, баран, бык, петух и гусь начинают думать, как пережить предстоящую зиму. Друзья решают построить избу для всех. Они приступают к осуществлению своего плана, и вместе им удается построить теплый и уютный дом. Наступает зима, но нашим друзьям она теперь не страшна, ведь им хорошо живется в их новом жилище. По лесу бежит стая голодных волков. Они выбегают на поляну, где стоит избушка, и видят в окно, как свинья состригает с барана шерсть, а петух потом из нее прядет пряжу. Волки не отказались бы полакомиться обитателями этого дома и они начинают разрабатывать план, как бы им это сделать.

Волки дожидаются ночи, и пока друзья спят, один из них пытается проникнуть в дом через открытое окно. Он наступает на быка, с которым ему явно не справиться и поэтому решает притвориться гусем, но его быстро вычисляют и волку приходится ретироваться. Ненамеренные сдаваться волки, забираются в стога сена и пытаются поймать барана, который вышел из дома, но им опять мешает это сделать бык.

Наступила весна, и друзья празднуют масленицу. Свинья напекла блинов, все танцуют и едят. Волки тоже поблизости и все еще в надежде сцапать, кого-нибудь из обитателей избушки. Друзья прячутся в доме, а волки ставят им ультиматум: они пощадят всех, если им отдадут на съедение только одного гуся. Друзья решают заступиться за своего друга и тогда волки из пушки стреляют прямо в дверь избы. Через образовавшуюся дыру они проникают в дом, и между зверьми начинается драка. Петух очень ловко дубасит волков и очень скоро им приходится сдаться и убраться восвояси.

(Русская народная сказка)

Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

—Куда, баран, идешь? — спросил бык.

—От зимы лета ищу, — говорит баран.

—Пойдем со мною!

Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.

—Куда, свинья, идешь? — спросил бык.

—От зимы лета ищу, — отвечает свинья.

—Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.

—От зимы лета ищу, — отвечает гусь.

—Ну, иди за нами!

Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.

—Куда, петух, идешь? — спросил бык.

—От зимы лета ищу, — отвечает петух.

—Иди за нами!

Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя:

—Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать?

Бык и сказывает:

—Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем.

Баран говорит:

—У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.

Свинья говорит:

—А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

Гусь говорит:

—А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую.

Петух говорит:

—А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую!

Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.

—Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу строить.

Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:

—Пусти, брат, погреться.

—Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!

—А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит», — и пустил барана.

Вот свинья прозябла, пришла к быку:

—Пусти, брат, погреться.

—Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью.

Тут пришли к быку гусь и петух:

—Пусти, брат, к себе погреться.

—Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете!

—А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.

—Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.

Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала:

—Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя, волк, — барана, а для себя — петуха.

—Хорошо, кумушка! — говорят медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим!

Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку:

—Иди ты вперед!

А волк кричит:

—Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед!

Ладно, пошел медведь; только что в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался, да как бацнет медведя в бок и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит:

—Подайте сюда, подайте сюда!

Волк с лисой услыхали крик да бежать!

Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:

—Ну, что было мне! Этакого страху отродясь не видывал. Только что вошел я в избу, откуда ни возьмись, баба с ухватом на меня… Так к стене и прижала! Набежало народу пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет. А еще один на брусу сидел да все кричал: «Подайте сюда, подайте сюда!» Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!