Что случилось с окаменевшей зоей. «Стояние Зои»: история мифа. Полезное видео: документальный фильм об окаменевшей Зое

Легенда об окаменевшей девушке, застывшей в начале 1956 года на несколько месяцев с иконой в руках, до сих про широко известна в кругах верующих. Однако мало кто знает, насколько "удачно" эта история затмила нашумевшее в Самаре дело о мужеложстве священника.

Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала ее торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую... Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!» Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в ее квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнера для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках. (...)

От кризиса к легенде

Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся - в начале декабря 1956 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице. Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» - фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории - семнадцатилетний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учебе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться. В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевел на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное [...] мужеложство» (статья 154а УК РСФСР). В позднем СССР преследования за настоящий или выдуманный гомосексуализм были эффективным методом расправы с неугодными. Однако в случае Серафима (Полоза), который ранее примыкал к лояльному внутрицерковному течению «обновленцев», нет никаких оснований полагать, что это было именно так. Поскольку показания матери и других священников звучат вполне убедительно, а обвинения были восприняты всерьез и в церковных структурах, можно предположить, что сексуальные домогательства действительно имели место. Епископ Иероним откровенно говорил с уполномоченным по РПЦ о том, в чем его обвинили в Московской патриархии в мае 1956 года:

«Из-за иеромонаха Полоза мне приходится иметь большие неприятности. Как только я пришел в патриархию на синод, на меня сразу набросились: “Что вы наделали, уволили Сагайдаковского, изобличившего Полоза в преступлениях, увольняете других и не приняли своевременно мер по отношению к Полозу, довели дело до суда”».

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идет о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц. В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются. Путем превращения грешного иеромонаха в кощунствующую «деву» грех экстернализировался дважды: во-первых, как грех, совершенный женщиной, которая, во-вторых, не могла принадлежать к духовенству. Божья кара над грешницей восстанавливала справедливость на уровне легенды. В легенде, таким образом, присутствуют и антиклерикальные мотивы, так как «Зою» наказывает не церковь, а непосредственно божественная сила. Праведный, «невинный» молодой человек в легенде сливается с образом святого Николая, таким образом развеивается и связанная с гомосексуализмом тень, а скандал, связанный с домогательством, сублимируется в осквернение иконы. В этом виде случившуюся историю можно было рассказывать в воцерковленной среде. В таком контексте в легенде об «окаменевшей» можно отыскать еще один сюжетный пласт.

Сюжет о Содоме и Гоморре, с которым прихожане (возможно) сравнивали свою епархию в те месяцы, включает в себя и историю жены Лота (Быт. 19:26), которая, несмотря на запрет, оглянувшись на картину истребляемых гнезд разврата, была обращена в соляной столб, - подобно застывшей «Зое». Таким образом, «легенда о Зое» транслировала на поверхность социума нарратив непоколебимого христианского канона, требуя от верующих теснее сплотиться вокруг церкви. Но на уровне «скрытого смысла» (hidden transcripts ) в легенде остаются элементы истории о домогательстве и потрясенной скандалом епархии. Если прочесть эти скрытые уровни легенды, то история окаменевшей девушки предстает троекратным чудом. На одном уровне легенда передает весть о чудесном вмешательстве бога и его присутствии: несмотря на неспокойные для верующих времена, кощунство все же наказывается, а партийные функционеры лишь демонстрируют свою беспомощность. На следующем уровне возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы. Третье чудо следует искать в самом нарративе легенды, развитие которой получило в годы кризисных постсоветских 1990-х годов очередной толчок.

Воскресение «Зои», или Кому принадлежит вся слава избавителя

Один вопрос так и остался открытым: что потом произошло с «Зоей»? Различные варианты, имеющие хождение с 1991 года (в том числе и в бесчисленных Интернет-публикациях), можно интерпретировать не только как результат усилий согласовать относительно правдоподобные версии произошедшего (или как процесс согласования в поисках правдоподобного толкования), но и как попытку приспособить «чудо» к местной религиозной идентичности. Центральную роль здесь играл (и продолжает играть) журналист Антон Жоголев, пишущий с 1991 года для региональной православной газеты «Благовест». В начале 1992 года он опубликовал подробное описание «стояния Зои Самарской» - статья содержала много выдержек из архивных материалов (впрочем, без ссылок) и воспоминаний свидетелей. Последовавшая вскоре перепечатка материала в сборнике «Православные чудеса. Век ХХ»помогла дальнейшему распространению легенды за пределы региона. За девушкой окончательно закрепилось имя «Зоя», устоялись и некоторые элементы сюжета (новогодняя вечеринка, разочарование «Зои», тем, что ее жених «Николай» не пришел); однако отдельные вопросы о подробностях спасения «Зои» в статье остались открытыми. В тексте 1992 года Жоголев делает несколько предположений о том, кто являлся избавителем девушки: он упоминает горячие молитвы ее матери, письмо патриарху Алексию с просьбой молиться за «Зою», наконец, молитву некоего иеромонаха Серафима, которому якобы удалось вынуть икону Николая Чудотворца из «Зоиных» рук. Приводятся и другие версии. На Благовещение в доме Зои появился некий неизвестный старец, который исчез чудесным образом - и был опознан Зоей как сам святой Николай. Только к Пасхе, но уже без всякого постороннего вмешательства «Зоя» ожила, однако через три дня после Светлого Воскресения «Господь забрал ее к себе».

Почти десять лет спустя Жоголев представил новую версию избавления «Зои», где в центр повествования был помещен иеромонах Серафим, которого автор идентифицировал как Серафима (Полоза). Якобы «имя отца Серафима (Полоза) стало известно верующим по всей стране», и «Москва» решила применить к нему проверенный метод привлечения к уголовной ответственности за гомосексуализм. На самом деле оппозиционеров под этим предлогом стали преследовать только в 1970-е годы, на что намекает сам Жоголев. По словам Жоголева, по истечении срока наказания патриарх Алексий (Симанский) назначил иеромонаха (несмотря на всю «клевету») в единственный тогда в республике Коми приход. До своей смерти в 1987 году Полоз поведал о своем участии в куйбышевских событиях только двум лицам, которые в свою очередь не захотели напрямую подтвердить этот факт. Сам Жоголев признался, что один многолетний сотрудник Самарской епархии до сих пор убежден в правомочности обвинений против Полоза. Однако приговор был вынесен советским - то есть враждебным церкви - судом.

«Доброе имя отца Серафима (Полоза) восстановлено. Состряпанная атеистами провокация, направленная против великого самарского чуда, рухнула под напором неопровержимых свидетельств».

Однако Жоголев был не единственным, кто попытался связать чудесное избавление «Зои» с куйбышевскими священниками и таким образом повысить авторитет и престиж местной епархии. Далеко от Самары был еще один претендент на славу спасителя «Зои» - умерший в 1982 году старец Серафим (Тяпочкин), особо почитаемый в Белгородской и Курской епархии. В первом тираже биографии старца содержатся воспоминания «духовных детей», которые утверждают, что Серафим сам намекал, что это он смог вынуть икону из рук «Зои». Новое, исправленное издание 2006 года в специальной главе «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева» разъясняет однако, что в 1956 году Тяпочкин не жил в Куйбышеве и сам открыто отрицал свое участие в избавлении «Зои». Тем не менее, впоследствии оба варианта получили распространение и на страницах других изданий. К версии Жоголева о Серафиме (Полозе) как истинном избавителе присоединился крупнейший еженедельник страны «Аргументы и факты»:

Говорят, он был настолько светел душой идобр, что даже обладал даром предсказания. Они смог забрать икону иззастывших рук Зои, после чего предрек, что ее“стояние” закончится вдень Пасхи. Так оно и вышло.

Новый вариант ответа на вопрос об избавителе «Зои» предложил режиссер Александр Прошкин в вышедшем на экран в 2009 году фильме «Чудо».Прошкин придерживается версии о чистом, еще «невинном» иноке, который избавил Зою от остолбенения. Комичным образом согласно кинематографической версии в спасение «Зои» включается и случайно оказавшийся в Куйбышеве Никита Хрущев, который, выступая в роле доброго царя, заботится обо всех нуждах своих подданных и инициирует поиск девственного юноши (коим оказывается сын преследуемого властями священника). Тот, подобно сказочному принцу, пробуждает спящую красавицу Зою. С этого момента фильм, который до того вполне серьезно повествовал о чуде как о документальном факте, превращается в пародию.

фильм "Чудо", собравшего в России (по версии портала КиноПоиск) $50 656:

Другой источник ]]> http://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/ ]]> сообщает о возникновении легеды следующее:

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».
]]>

Событие, взбудоражившее город, по слухам, произошло накануне 1956 года, как раз 31 декабря. В доме №84, что по улице Чкаловской в волжском городе Куйбышеве, собралась молодежь, чтобы праздник отметить. Вечеринка в самом разгаре. Молодые люди слегка выпивают, поют, танцуют парами. А вот Зое Карнауховой кавалера не хватило - ее парень Николай в тот вечер не пришел. Ну что же, раз нет моего друга, решила Зоя, буду танцевать с иконой его тезки. Сняла девушка со стены изображение святого Николая. И только лишь закружилась с ним в танце, как тут же была наказана за богохульство.

Легенда гласит, что неожиданно прогремел страшный гром, сверкнула молния, а девушка в тот же миг обратилась в живую статую. Просто-напросто в пол вросла и не могла пошевелиться. Вроде жива девушка, а с места сойти не в силах. И слова произнести не может. Будто окаменела в один миг.

Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Вскоре рядом с таинственным домом собралась взволнованная толпа. Сотни людей хотели поглядеть на девушку, которую высшие силы покарали за святотатство. Конная милиция пробовала разогнать толпу, но людей было так много, что сделать этого не удалось. В итоге милицейское начальство решило выставить возле частного дома оцепление. Чтобы уберечь постройку от разрушения.

Как гласит легенда, «стояние каменной Зои» длилось четыре месяца. Иные считают, что девушку почти сразу вырубили из пола и увезли в специальную психиатрическую клинику КГБ. Другие говорят, что девушка в окаменевшем виде простояла в доме до Пасхи, после чего ее своим святым словом освободил таинственный старец. Вся история будто бы была строго засекречена по решению партийных органов и советских властей, поскольку не укладывалась в каноны диалектического материализма.

Итак, вот краткое содержание легенды:

  • в доме на Чкаловской улице девушка танцевала с иконой;
  • танцевавшая Зоя Карнаухова окаменела;
  • девушка простояла без движения 128 дней.

Каменная Зоя: факты

Журналисты не раз начинали проводить расследование описанного события. И пришли к выводу, что никакого мистического чуда в канун 1956 года и в последующие четыре месяца не произошло. Откуда же взялась легенда?

Если обратиться к подтвержденным фактам, то выяснится, что в первые две недели января 1956 года в районе, где находился дом на Чкаловской улице, действительно наблюдались толпы людей. По некоторым оценкам, число паломников доходило временами до нескольких тысяч одновременно. Их привлекли в данное место разнесенные людской молвой устные сообщения о том, будто здесь в канун Нового года девушка совершила преступление против религии, осмелившись танцевать с иконой Николая Чудотворца в руках. И за это была превращена высшими силами в каменную статую.

Имя и фамилия девушки при этом никем не называлось. Имя «Зоя» всплыло гораздо позже, примерно в начале 80-х годов минувшего столетия. А фамилия «Карнаухова» появилась еще десять лет спустя. Никаких следов реальной личности с такими данными исследователям, работавшим в архивах Самары, обнаружить не удалось.

В местном архиве социально-политической истории имеется стенограмма областной партконференции, состоявшейся в последних числах января 1956 года. В ней есть слова первого секретаря обкома КПСС Ефремова: он упомянул о позорном явлении, к которому наверняка приложили руку религиозные фанатики и распространители вредных слухов. В сообщении партийного руководителя говорится о новогоднем вечере, танце с иконой и выдуманной девушке, которая якобы окаменела.

Руководство областного комитета партии дало указание редактору газеты «Волжская коммуна» напечатать материал, разоблачающий фальсификацию, а отделу пропаганды обкома - провести разъяснительную работу в массах. Соответствующий фельетон был опубликован в газете 24 января того же года.

Из рассказов очевидцев

В документальных фильмах, посвященных данной теме, приводятся свидетельства четырех предполагаемых очевидцев божественного вмешательства в земные дела. Они подтверждают факт того, что девушка окаменела, будучи наказанной за поругание святыни. Бросается в глаза, что двое из тех, кто описывает события, которые имели место в таинственном доме на Чкаловской, являются служителями церкви, а по возрасту своему вряд ли могут помнить происходившее. Еще два очевидца, уверяющие зрителей в реальности «чуда», попросту малограмотны.

Журналистам, проводившим расследование, удалось в свое время отыскать жильцов домов, находившихся по соседству с «проклятым» местом. Выяснилось, что о «чуде окаменевшей Зои» они не знали. Но помнят, что как раз в то время возле дома 84 собирались огромные толпы любопытствующих. Народ сбивался в толпу несколько дней, а потом людская масса быстро рассеялась. Соседи дома на Чкаловской указывали, что в середине января 1956 года к ним не раз приходили странные люди, которые спрашивали, не у них ли случаем стоит каменная девица? Ничего не понимавшие жильцы только пожимали плечами.

Удалось установить, что в указанном доме, который много лет спустя таинственным образом сгорел, в описанное время проживала Клавдия Болонкина. Женщина торговала пивом и, по слухам, не отличалась высокой нравственностью. Говорили, что за возможность поглядеть на окаменевшую в ее доме девушку она якобы брала с любопытных по десять рублей. Сумма по тем временам не самая маленькая. Но деньги, как выяснилось, Клавдия брала только за придирчивый осмотр своей квартиры, а не за показ какой-то мифической девушки.

Каменная Зоя: что же произошло на самом деле?

Специалисты не раз высказывались, что в случае с городской легендой о «каменной Зое» речь может идти об известном в науке феномене, который называется массовым психозом. Бывает, что случайно оброненная кем-то в толпе фраза или даже одно слово могут спровоцировать массовые волнения и даже беспорядки. Для этого требуется лишь определенный настрой людей.

В публикациях по теме «каменной Зои» приводятся свидетельства того, что врачи «скорой помощи», приехавшие выручать девушку из беды, не могли сделать ей инъекцию - настолько плотными были ткани организма, хотя слабое дыхание и пульс у Зои якобы прослушивались. Психиатры предполагают, что мог иметь место реальный случай кататонии, оцепенения, которое нередко бывает у больных шизофренией. Но простоять в кататоническом ступоре человек долго не может.

Не выдерживают никакой критики и сообщения о множестве милиционеров, стоявших в оцеплении и якобы в одну ночь поседевших при виде ужасающего зрелища. Не нашлось таких людей среди бывших сотрудников милиции. Исследователи склоняются к мнению, что оцепление было выставлено только для того, чтобы сохранить общественный порядок в месте массовых волнений, а вовсе не для защиты «каменной Зои» от наседавшей толпы.

Тщетными оказались и попытки установить личность старца, который будто бы прибыл в Куйбышев к Пасхе из дальней обители. По легенде, тот святой человек освободил грешницу, сказав ей несколько молитвенных слов. После чего принял в руки икону, которую девушка все еще прижимала к груди. Только тогда Зоя якобы сошла с места, но в себя так полностью и не пришла.

Описанные события стали возможными благодаря ряду факторов, к которым можно отнести:

  • человеческое невежество;
  • низкий культурный уровень населения;
  • высокую скорость распространения слухов, не подкрепленных фактами.

Религиозный фанатизм и недобросовестность отдельных лиц вполне могут стать причиной массовых явлений, способных привести толпу в состояние иступленного возбуждения. Печально, что и теперь, полвека спустя, находятся люди, которые продолжают волновать слабые умы все новыми откровенными домыслами о чудесах, якобы имевших место в Куйбышеве.

В доме №84 по улице Чкалова в 1955 году будто бы жила некая Зоя Карнаухова. В новогоднюю ночь она решила устроить вечеринку: пригласила друзей и ждала жениха по имени Николай. Но тот все не шел. Тогда девушка схватила образ Николая Чудотворца, принадлежавший, видимо, ее матери, и бросилась с ним танцевать. Подруги уговаривали ее повесить икону на место, но в девушку словно черт вселился - она отвечала игриво: «Если есть Бог, Он меня накажет!»

В разгар танцев сверкнула молния, и грешница застыла на месте: тело ее стало твердым, превратилось в камень.

Ее пытались сдвинуть с места, взять образ из рук – не выходило. Девушка была безмолвна, не подавала признаков жизни, только был еле слышен стук сердца.

Ни милиция, ни врачи сделать ничего не смогли. Девушка не ела и не пила, но оставалась жива. По ночам выкрикивала какие-то слова, просила молиться за людские грехи. Икону Зоя по-прежнему держала в руках.

В доме отслужили молебен. На праздник Благовещения явился какой-то старец - уговорил милиционеров, охранявших дом от любопытных зевак, пропустить его к Зое. Это был местный иеромонах Серафим Тяпочкин. Он смог вытащить икону у нее из рук, а затем сказал, что она будет стоять до Пасхи. Так и случилось: Зоя простояла неподвижно 128 дней. На Пасху девушка вернулась в прежнее состояние - ее тело стало мягким. Через три дня она умерла.

Впрочем, есть версия, что никакой окаменевшей девушки не было. В доме жила женщина по имени Клавдия Болонкина с сыном. На Новый год он созвал друзей. Среди приглашенных была и Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом Николаем. Он тоже должен был появиться на вечеринке, но задерживался.

Действительно кто-то из девушек (а может, и та самая Зоя) устроил танцы с иконой, а проходившая мимо монашка увидела в окно и бросила: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Хозяйка же дома впоследствии стала распускать слухи о том, что так все и произошло.

Случилась эта необычная мистическая история 31 декабря 1955 года в городе Самаре, который в то время назывался Куйбышевым. Есть даже конкретный адрес – улица Чкалова, дом 86. Впоследствии данное удивительное происшествие охарактеризовали как Стояние Зои. Но вот правда это или нет – по сей день неизвестно. Впрочем, давайте вначале ознакомимся с хронологией событий, а уж после этого попробуем сделать выводы.

Хронология событий

Происшествие случилось в доме, который принадлежал Клавдии Болонкиной – искренне верующей в Бога женщине. У неё был сын по имени Николай. Он решил пригласить друзей и подруг, чтобы вместе с ними отметить новогодний праздник. Перед приходом гостей мать ушла из дома к родственникам, чтобы не мешать молодёжи веселиться.

Среди приглашённых была Зоя Карнаухова. Она считалась девушкой Николая. Парень питал к ней нежные чувства, но разговоров о свадьбе пока не заводил. Во время веселья он большую часть времени находился возле Зои, а потом куда-то отлучился и оставил девушку одну. Та заскучала, а все вокруг начали танцевать.

Расстроившись, что ухажёра всё нет и нет, Зоя подошла к иконе Николая Чудотворца (Николай Угодник), висевшей в углу, сняла её, прижала к груди и воскликнула: «Раз моего любимого Николая нет, буду танцевать с Николаем Угодником». Гости оглянулись на возглас, начали отговаривать девушку совершать такой грех, но та никого не послушала. Она сказала: «Если Бог есть, то он меня накажет». После этих слов с прижатой к груди иконой Зоя начала кружить по комнате под звуки патефона.

Дальнейший ход событий, со слов очевидцев, выглядит невероятно и фантастически. Якобы раздался удар грома, сверкнула молния и погас свет. Кто-то зажёг свечу, и в её свете гости увидели, что Зоя застыла посреди комнаты с иконой в руках. Девушку попытались сдвинуть с места, но она как будто вросла в пол. Стояла неподвижная, холодная и белая, как мраморная статуя. Так началось Стояние Зои, которое продолжалось 128 дней и закончилось только в день Пасхи.

Однако в новогоднюю ночь об этом ещё никто ничего не знал. Гости вызвали врачей, но те ничем не смогли помочь. Попытались сделать укол, но игла просто сломалась. Попытались взять из рук застывшей девушки икону, но ничего не получилось. Впрочем, эскулапы заявили, что Зоя жива, так как её сердце едва слышно билось. Затем приехала милиция, выпроводила всех и поставила пост возле дома.

Как только очевидцы случившегося ушли, по городу тут же распространились слухи об удивительном чуде. Люди потянулись к дому на улице Чкалова, но наряд милиции никого ближе чем на 50 метров к месту происшествия не пускал. Позже местные власти перенесли автобусные маршруты как можно дальше от злополучного дома, чтобы любопытным сложно было до него добраться.

Дальнейший ход событий

Сейчас трудно сказать, кто спас бедную девушку. Достоверно известно лишь то, что вначале местные партийные власти не пускали служителей церкви на место происшествия. Однако народ волновался, по городу ползли разные слухи, и в дом с застывшей Зоей допустили иеромонаха Серафима. Тот отслужил молебен и вынул из рук девушки икону. После этого он сказал, что Стояние Зои закончится в день Пасхи. И действительно, в указанную дату кожа несчастной порозовела, бедняжка начала двигаться, дышать, а затем и заговорила.

Но есть ещё одна интересная версия. Якобы через милицейский кордон пытался пройти благообразный старик. Много дней подряд его не хотели пускать, но затем милиционеры сжалились и пропустили настырного просителя в дом. Тот подошёл к застывшей девушке и тихо спросил: «Устала стоять? Больше не будешь богохульствовать?» После этого он без труда вынул икону из рук Зои и растворился в воздухе. Сама же девушка после этого пришла в себя и ушла из дома самостоятельно. В народе прошёл слух, что стариком был никто иной как сам Николай Угодник.

Икона Николая Чудотворца (Николая Угодника)

Дальнейшая судьба Зои Карнауховой

До злополучного происшествия Зоя работала на трубном заводе. Но после того, как оцепенение спало, девушка не вернулась к нормальной жизни. Её положили в психиатрическую больницу. Там она прожила много лет и умерла в стенах этого заведения. По другой версии Зою выпустили из больницы, и служители церкви увезли её в Троице-Сергиев монастырь. Там женщина провела оставшиеся годы жизни в покаянии и молитвах.

Так было Стояние Зои или нет?

Об этом удивительном происшествии писали такие газеты как «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». Из них следует, что данную историю выдумала владелица дома Клавдия Болонкина. Именно она рассказала, что в её доме танцевала молодёжь, а одна девица взяла в руки икону и начала танцевать с ней. После этого охальница окаменела.

Набожные старушки, услышав этот рассказ, передали его другим, и по городу поползли слухи. Народ пошёл к злополучному дому, и милиция выставила возле него пост. В результате таких действий слухи стали распространяться ещё активнее. Поняв свою ошибку, местные власти милицейский пост убрали, но слухи остались и переросли в целое повествование о Стоянии Зои. Но никакого чуда в доме на улице Чкалова не было, а жила там всего лишь набожная старуха.

Уже в начале XXI века были проверены городские архивы. Выяснилось, что в 84-м доме по улице Чкалова в самом деле проживала Клавдия Болонкина. А вот такие имена как Зоя Карнаухова и иеромонах Серафим в архивах найдены не были. Предполагается, что молодёжь действительно устраивала танцы с иконой. Кто-то из набожных людей увидел это и сказал, что за такой грех можно превратиться в соляной столб. Болонкина это услышала и заявила, что в её доме такое чудо и произошло.

Впоследствии какая-то женщина, фанатично поверившая в чудо, заявила, что она как раз и была той самой окаменевшей девушкой. Именно она и назвала себя Зоей Карнауховой, а чудо трансформировалось в Стояние Зои и превратилось в городскую легенду.

В то же время можно допустить, что изложенный выше случай является чистой правдой, так как слишком много людей говорило о нём в своё время. А вот создать легенду на пустом месте не так-то просто. Люди не так доверчивы, как кажется, и им всегда нужны доказательства .

Девушка из Куйбышева (ныне Самара) разозлилась на жениха и пустилась в пляс с иконой. После чего… застыла, как глыба льда, на месте и простояла так 128 дней. Рассказы об этом Божьем возмездии передаются из уст в уста уже сорок лет.

Четырнадцатого января 1956 года в день старого Нового года молоденькая работница завода Зоя решила устроить вечеринку. Молодежь разделилась на пары и принялась танцевать. А сама Зоя сидела в печальном одиночестве, дожидаясь жениха Николая. Тут взгляд ее упал на божницу, и она, с досады схватив икону святителя Николая Чудотворца, крикнула друзьям: «Раз мой Николай не пришел - возьму этого Николая».

На увещевания подруг не делать греха она ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет». И стала отплясывать с иконой в руках. Вдруг в комнате раздался невообразимый шум, вихрь, засверкали молнии… Все в ужасе бросились вон. А когда опомнились - увидели застывшую посредине комнаты Зою - холодную, как мрамор, окаменевшую.

Видео: Стояние Зои — Окаменевшая девушка

Прибывшие медики пытались сделать ей укол от столбняка, но иглы не смогли проткнуть кожу - гнулись и ломались. Сама Зоя, однако, была жива: билось сердце, прощупывался пульс. Вернувшаяся мать Зои от увиденного потеряла сознание и едва не лишилась рассудка. Узнав о происшедшем, толпы людей стали собираться возле злополучного дома, так что власти выставили у дверей милицейский кордон.

Часто в рассказах о Зое фигурирует иеромонах Серафим из Глинской пустыни, который, приехав под Рождество, отслужил возле девушки молебен и освятил комнату. После чего смог взять из ее рук икону и предсказал день, когда ей даруется прощение.
Народная молва утверждает, что, простояв 128 дней, Зоя очнулась, мышцы ее размягчились, ее уложили в кровать. После чего она покаялась, призвала всех к покаянию и мирно отошла ко Господу.

ПАНИКА В ОБКОМЕ

Из стенограммы 13-й Куйбышевской областной конференции от 20 января 1956 года. На вопросы делегатов отвечает первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС товарищ Ефремов:

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов, явление. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции… выставили конную милицию. А народ - раз так, все туда…

Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор областной партийной газеты «Волжская коммуна». - Ред.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».

Скандалу в обкоме было от чего разразиться. Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и области, что в церкви потянулись толпы народу. Для отправления обряда крещения у священников не хватало нательных крестиков…

Видео: Великое чудо – Стояние Зои в 1956 Самара

СОСЕДИ: НИКОЛАИ СТАЛ РЕЦИДИВИСТОМ

Как выяснилось, в доме на Чкаловской, 84 в 1956 году жили вовсе не Зоя с матерью, а жених ее Николай и мать его Клавдия Петровна Болонки-на. После тех событий, как рассказывают знакомые Клавдии Петровны, она стала замкнутой. Через несколько лет переехала в Жигулевск, где и скончалась 20 лет назад.

Юный Николай сильно запил и пошел по скользкой дорожке. Несколько раз сидел в тюрьме, однажды бежал, и на него в том самом доме милиция устраивала засаду. В конце концов Николая как неисправимого алкоголика и рецидивиста выслали в сельскую местность, где он вскоре и умер.

КГБ: ЭТО БЫЛ СЛУХ

С помощью пресс-центра областного управления ФСБ удалось найти очевидца тех событий из КГБ.

Рассказывает Михаил Егорович Баканов:

«В то время я был старшим уполномоченным КГБ. Начальство послало меня разобраться в тот самый дом на Чкаловской. Там я увидел хитрецов, которые за червонец обещали провести желающих в дом и показать окаменевшую деву. Да им никто и не препятствовал войти. Я сам проводил в дом несколько групп любопытствующих, которые подтверждали, что ничего не видели. Но люди не расходились. И продолжалось это безобразие неделю. Уже не помню, разговаривал я с самой Зоей или нет. Столько лет прошло».

Другой очевидец, работник самарской «Инспекции труда» Валерий Борисович Котляров, считает все это выдумкой «церковников»: «Я тогда был мальчишкой. Нас, пацанов, в дом не пускали. А взрослых милиция заводила по 10 человек. Выйдя, они говорили: «Там никого нет». Но народ не расходился… Видел, как проезжал по улице грузовик с трубами и при развороте грузом покалечил несколько человек. А богомольцы судачили: «Это Божья кара…»

ЦЕРКОВЬ: СВЯЩЕННИКА К ЗОЕ НЕ ПУСТИЛИ

Воспоминаниями делится староста Вознесенского собора Андрей Андреевич Савин:

«Был я в то время секретарем епархиального управления. Звонит нашему епископу Иерохиму уполномоченный по делам религии Алексеев и говорит: «Надо в храме с амвона объявить народу, что на Чкаловской ничего не произошло». В ответ епископ попросил пропустить в дом настоятеля Покровского собора, чтобы он убедился во всем сам. Уполномоченный сказал: «Я перезвоню через два часа». А позвонил только через два дня и сообщил, что в наших услугах не нуждается. Так что из священнослужителей туда никого не пустили. Разговоры о том, что Зою посетил иеромонах Серафим, - неправда…

А толпе показывали маленькую пустую комнату и говорили: «Вот видите, там никого нет». Люди просили показать большую комнату. «Да у них там вещи свалены, нечего смотреть», - уверяли представители власти. В эти дни в городских трамваях трудились бригады комсомольцев, которые убеждали людей в том, что они были в доме и никакой застывшей девушки не видели».

БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА

Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.

«В те дни возле дома Зои я была дважды, - рассказывает Анна Ивановна, - приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них - совсем молоденький - вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов… Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

ВРАЧИ: «ИГЛЫ ЛОМАЛИСЬ»

Отыскался и человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:

«Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось.

Все были потрясены ее рассказом… Анна Павловна Калашникова проработала на «Скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый зимний день рассказала о случившемся».

РОДСТВЕННИКИ: «ЗОЯ ЖИВА?»

В 1989 году в газете «Волжский комсомолец» вышла статья журналиста Антона Жоголева под названием «Чудо о Зое». Вскоре к Антону пришел пожилой мужчина, утверждавший, что в конце 50-х годов работал в цехе зеркал, расположенном напротив дома на Чкаловской. И его товарищи по работе первыми прибежали на крики молодежи о помощи еще до милицейского наряда. По их рассказам - бледное, как свеча, лицо застывшей отроковицы казалось жутким…

А потом Жоголеву позвонила… родственница окаменевшей Зои и сообщила, что… Зоя до сих пор жива. Много лет пролежала в психушке. Потом ее забрали родственники в Кинель, где она и живет под их присмотром. Очень боится вспоминать те жуткие дни. Да и родня до нее никого не допускает - чтобы не волновать.

«Я тут же отправился в Кинель, - рассказывает Жоголев. - Но родственники встретили меня враждебно. Они подтвердили, что их подопечная в 1956 году попала в психушку, но всякую причастность к самарскому чуду отрицали и выставили меня за дверь.

Так я до сих пор и не знаю: та ли это Зоя и насколько правдива сама история…» - недоуменно заключил Антон Евгеньевич.

Что ж, многоточие в истории о самарском чуде поставим и мы. Ведь любое чудо зиждется скорее на вере, нежели на доказательствах.

Фильм: Стояние Зои