Что значит выражение предать анафеме. Смысл анафемы. Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви

Анафема - это отлучение христианина от святых таинств и от контактов с верными. Применялась как наказание за особо тяжкие прегрешения перед Церковью.

Термин

Происходит от греческого слова αναθεμα, обозначающего нечто, посвященное Богу, приношение в храм, дар. В греческом переводе Библии было использовано, чтобы передать древнееврейский термин (herem) - что-то проклятое, людьми отверженное и обреченное на уничтожение. Именно под влиянием древнееврейского языка значение слова «анафема» приобрело отрицательный смысл и стало трактоваться как то, что людьми отвержено, обречено на уничтожение и поэтому проклято.

Сущность

Вопрос о необходимости анафемы и ее допустимости - одна из наиболее сложных церковных проблем. За всю историю Церкви как применение, так и неприменение этого наказания диктовалось чередой конкретных обстоятельств, главным из которых была степень опасности, которую представлял грешник для церковного сообщества.

В средние века и на Востоке, и на Западе утвердилось мнение, введенное что Крещение не дает полностью исключить человека из Церкви, и потому даже анафема не может закрыть окончательно путь для спасения души. И все равно подобное наказание в эпоху на Западе рассматривалось как «предание на вечную погибель». Правда, применялось оно лишь за и только тогда, когда наблюдалось абсолютное упорство в заблуждениях, и не было тяги к исправлению.

Православие говорило, что анафема - это соборно провозглашенное отлучение человека (или группы), действия и мысли которого несли угрозу единству Церкви и чистоте вероучения. Этот акт изоляции нес воспитательную, врачующую функцию в отношении анафематствованного и предупредительную в отношении верующего сообщества. Применялась такая кара только после множества тщетных попыток вызвать у грешника покаяние и давала надежду на будущее раскаяние и, как следствие, возвращение человека в лоно Церкви в будущем, а значит, и на его спасение.

Католичество по-прежнему считает, что придать анафеме - значит проклясть и лишить всяких надежд на спасение. Потому различается отношение к анафематствованию покинувших этот мир. Анафема - это проклятие, считает католичество, - наказание для мертвых. А православие смотрит на нее как на свидетельство отлучения человека от Церкви, а значит, человек может быть ей подвергнут в любой момент.

Провозглашение анафемы

Деяние, за которое могла постигнуть эта кара, должно было носить характер крупного дисциплинарного либо догматического преступления, потому персональной Анафеме подвергались раскольники, лжеучителя, ересиархи. Вследствие тяжести этого прибегали к нему в крайне редких случаях, когда ни одно из более мягких средств на грешников своего влияния не оказывало.

Произносилась анафема изначально «имярек да будет анафема», что означало буквально «да будет отлученным». С течением времени формулировка менялась. В частности, термин «анафема» - это уже не отлучение субъекта, а сам акт отлучения («имярек-анафема»). Потому возможно такое выражение «анафематствую (ем) имярек и (либо) его ересь».

Из-за серьезности этого наказания подвергать ему мог представительский собор архиереев либо синод с Патриархом во главе, а в особо сложных ситуациях - Вселенский Собор. Если какой-либо Патриарх решал такой вопрос единолично, то оформлялось решение все равно как соборное.

При наложении анафемы после смерти запрещалось поминать душу усопшего, проводить панихиду, заупокойную службу, произносить

Снятие анафемы

Наложение этого наказания вовсе не означало, что путь к возврату в Церковь и, как следствие, к спасению был заказан. Чтобы снять это высшее церковное наказание, следовало совершить сложное юридическое действо: покаяние грешника в публичном порядке. В случае достаточных оснований (полнота и искренность раскаяния, отсутствие угрозы от грешника для остальных членов Церкви и исполнение положенного наказания) орган, назначивший наказание, мог принять решение о прощении анафематствованного. Анафема могла быть снята и после смерти. Тогда снова допускался любой из видов

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах , частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. , которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает . Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», « », «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и во лос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Предать анафеме - значение фразеологизма.

Мы не всегда понимаем значение фразеологизма: предать анафеме правильно. Придавая сугубо церковному термину собственное, чаще всего «ругательное» значение, не связанное с начальным смыслом этого слова. Свою «порцию масла» в неправильное понимание значения фразеологизма: предание анафеме, «подливают» и светские справочники и энциклопедии. Не точно передающие его смыл. Например: Большая Советская Энциклопедия, трактует значение термина анафема, как церковное наказание для человека, даже как церковное проклятие. Такое объяснение совершенно извращает значение анафемы, придавая ему категорически не свойственный термину смысл. Фразеологизм предать анафеме, в значении наказания, проклятия, если и может пониматься на бытовом уровне, то только в переносном смысле, как образный оборот речи, гипербола, преувеличение, шутливое значение. При этом, мы видим, что переносный смысл анафемы, художественный, практически вытесняет из сознания современного человека правильное значение фразеологизма.

Лучше всего значение фразеологизма: предать анафеме, понимать через синоним. Синонимом к слову анафема является другое популярное выражение, связанное с церковной жизнью. Это – отлучение от церкви. На самом деле совпадение церковных терминов: анафема и отлучение от церкви не является полным и достаточным для взаимозамещения. Разница все же есть. Но на бытовом уровне оказывается вполне приемлемым вариантом синонимов фразеологизма.

Сложность объяснения значения фразеологизма предать анафеме, через синоним – отлучение от церкви, заключается в том, что для людей не церковных, светских, тут получается объяснение одного непонятного термина через другой, не менее загадочный. Поэтому, разумно будет полнее раскрыть значение фразеологизма: предать анафеме и отлучить от церкви, чтобы у вас сложилось внятное представление. А, заодно, хотелось бы разделить переносный смысл выражения, используемый в художественной и популярной литературе, отделив его от правильного значения фразеологизма: предать анафеме.

Так вот, если в светской литературе и обиходной речи, выражение предать анафеме, действительно означает, имеет смысл наказания и даже церковного проклятия. То в церковном понимании, анафема или отлучение от церкви – это не наказание и вовсе не проклятие церкви. Церковных проклятий в церкви не существует, по крайней мере: в Православии. Значение фразеологизма предания анафеме или отлучения от церкви не в наказании за грехи или какие-то поступки человека. Анафема – это сообщение, официальное объяснение. Объявленное отлучение от церкви не карает человека, а предупреждает христиан, что данный человек не является по мнению церкви ее членом. Так как исповедует иное, другое религиозное учение не совместимое с тем, которого придерживается церковь. Анафеме предаются только еретики. Еретиком называется человек: 1) не признающий учения церкви, 2) проповедующий новое учение несовместимое с изначальным, церковным, но маскирующий его под «старое», под «маркой» обновленного, улучшенного, исправленного. Такое определение, что такое еретик, хотя и не может считаться академическим, однако является верным, по сути.

Практическое церковное значение фразеологизма предания анафеме или отлучения от церкви заключается, как я уже объяснял, не в наказании еретика, а означает предупреждение христиан (и всех других людей, которым это интересно), что взгляды еретика не должны отождествляться с мнением церкви. А новое учение или религия, должны рассматриваться отдельно, без ссылки на авторитет церкви.

Чаще всего анафеме люди сами себя предают, отмечает руководитель исторического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский.

Это страшное слово «анафема». Что это за инструмент и для чего он нужен Церкви? Что происходит с человеком, преданным анафеме, и есть ли у него возможность изменить ситуацию? Может ли Церковь отменить анафему в силу раскрывшихся обстоятельств или нового видения?

В. Суриков. Первый Вселенский Собор. Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя

Все зависит от тяжести греха и проступка

В Церкви есть определенные дисциплинарные взыскания, и они касаются абсолютно всех членов общины. В зависимости от тяжести совершенных грехов к христианам применяются разные дисциплинарные меры.

К примеру, для мирян это епитимья – запрещение на определенный срок приступать к Таинству Святого Причастия. В истории известны случаи, когда из-за тяжкого греха людей оставляли без Причастия, но они могли причащаться не Тела и Крови Христовых, а вкушать антидор и агиасму.

Все зависит от тяжести греха и проступка. Как говорится в Писании, «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Поэтому анафема может быть наложена, если человек сильно упорствует в каком-то грехе, не прислушивается к совету Церкви, к ее голосу.

Анафема – это отлучение от Церкви. Церковная община – как семья. И если кто-то в семье постоянно нарушает какие-то правила, то изначально его неоднократно наказывают, а потом уже говорят: «Это не член нашей семьи, он не принадлежит к нам». И анафема – это не проклятие, а свидетельство того, что этот человек не принадлежит к Церкви.

В древности церковь предавала анафеме еретиков. Как практика анафема появилась в V веке,со времен Халкидонского Собора.

На жесткой диете

Однако случаев, когда Церковь оглашает анафему, не так много. Чаще всего анафеме люди сами себя предают. Они сами уходят из Церкви – в секту или в никуда. И больше не принадлежат к Церкви. Общение разрывается – человек не является членом церковной общины.

Анафема обратима, если человек покается, понесет епитимью. У некоторых складывается представление, что епитимья – своеобразная каторга. И слово какое-то пугающее: если священник наложит епитимью, то всё – как в ссылку отправляют. Это неправильное понимание. Епитимья – не только заглаживание своей вины, а средство для воспитания человека, формирования его сознания. Это упражнение, которое дается человеку на определенный период.

Приведем медицинскую аналогию: при повышенной кислотности желудка возможно появление гастрита. Человек не соблюдает начальную диету, и у него возникает язва. Чтобы выздороветь, он должен перейти на жесткую диету, кушать очень мало и в ограниченном количестве. Но это нужно делать определенное время – для того, чтобы кровотечение остановилось, а слизистая зарубцевалась и зажила. Постепенно человек может вернуться к обычному ритму.

Так и в духовной жизни. Иногда начинается обострение, которое может выразиться или в хронической духовной «болезни», или еще в чем-то, и тогда налагается епитимья.

А анафема – свидетельство того, что человек отторгнут – он был среди нас, а теперь его нет с нами, нет общения с ним. Физически он есть, никуда не исчез, никто его не проклинает и не желает ему зла. Потому что любой христианин не может желать зла другому человеку, согласно Евангелию. Христос, пребывая на кресте, молился за своих распинателей.

Сложный вопрос

Филарет совершил раскол. Церковь звала его к себе – надо было смириться, возможности предоставлялись. Священнослужитель, не только монашествующий, и любой мирянин должен давать себе какой-то обет смирения. Филарета несколько раз предуведомляли: отлучение от священнослужения, лишение сана, потом монашества, а в итоге ему провозгласили анафему, отлучив от Церкви. Конечно, это был достаточно сложный вопрос, но его решение оказалось однозначным.

Константинопольский, Иерусалимский и Румынский патриархаты не признают анафему Мазепы. Более того, еще в 1918 году патриарху Тихону поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной Российской Церкви. И хотя решение по этому вопросу тогда не было принято, никто не отвергает возможности вернуться к его рассмотрению в нынешнее время.

Провозгласить и отменить

Анафему снимают. Это обратимое действие. Но для этого нужно, чтобы человек покаялся. Если человек умер, не раскаявшись, то результат плачевный. Конечно, есть разные канонические нарушения. Мазепа, говорят, давал церковную клятву на Евангелие и допустил на русскую землю шведов. Таких примеров можно привести много, но нет четких критериев, по которым можно определить, заслуживает ли человек анафемы. Каждый случай – это некий набор факторов, и целесообразность анафемы устанавливается индивидуально.

Решение об анафеме принимает церковная власть. В ходе истории управление Церковью было разным: в древности одно, в Русской Православной Церкви – патриаршее правление в допетровские времена, при Петре Первом – Святейший Правительствующий Синод, который принимал коллегиальное решение. Сейчас эту функцию выполняет Священный Синод, возглавляемый Предстоятелем. Далее, согласно каноническому праву, решение об анафеме принимается Архиерейским Собором.

В 1971 году Собор РПЦ снял анафему со старообрядцев. Собор предпринял деяние «об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», потому что ситуация была довольно обостренной. А наложена эта анафема была Большим Московским Собором еще в 1667 году. Так что это пример того, как поменялось мнение Церкви в некоторой степени.

Во время отпадения Католической церкви в 1054 году Папа Лев IX и Константинопольский Патриарх Керуларий провозгласили друг другу анафемы. Отменены они были лишь в 1965 году, когда Папа Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор встретились в Иерусалиме. Таким образом, анафемы и провозглашались, и отменялись.

Надо снимать напряжение

Может, такое же обострение и с Киевским патриархатом? Это мое личное мнение, и я ни к чему не призываю, но рано или поздно этот вопрос нужно будет решать. Разъединение православных церквей в Украине – это ненормально. Хочется, чтобы все мы были едиными не только в своем государстве, но и в духовном плане, чтобы у нас не происходило таких противостояний. В последнее время наши отношения напряжены. Со стороны раскольников часто звучат агрессия и разного рода обвинения.

Архимандрит Кирилл, который преподает в Йельском университете, в 2009 году был одним из основателей комиссии по диалогу между нашей Церковью и Киевским патриархатом, а также участником симпозиума всех веток украинского православия, проходившего в Канаде в 2014 году. Он сказал, что, несмотря на большое количество разделяющих факторов, нас многое объединяет. Наша Церковь, Киевский патриархат, католицизм, протестантские деноминации – у всех нас разные понятия и юрисдикции. Это то, чем мы отличаемся. Но при решении проблем гомосексуализма, наркомании, отсутствии мира во всем мире и других социальных вопросов христиане, невзирая на свои личные взгляды, должны быть одноголосны.

Надо снимать напряжение, спокойно беседовать друг с другом. Мы должны совместно продлевать и развивать киевскую богословскую традицию, вести диалог в ее духе. И в итоге, возможно, исчезнет существующая обостренность, а стороны достигнут компромисса. Конечно же, вопросов очень много. Нужно общаться. Мы призываем: «Давайте объединяться на канонических основаниях». И пусть это не случится сиюминутно, не в этот год, но со временем увидим результат. Наша Церковь ведет диалог со старообрядцами, с католиками. Мы не разделяем мнение христианских деноминаций, которые признают однополые браки и т. п. Но есть и другие, избравшие истинные пути. И во время этого диалога можно что-то делать для общества. Потому что христианин не должен воинствовать с другими, ему следует бороться со своими страстями и грехами.

Анафемой мы человека не уничтожаем

«Нужна ли христианам анафема?» На этот вопрос очень легко ответить. Спросим родителей: «Надо ли наказывать детей за проступки?» Конечно, ребенок должен научиться отвечать за содеянное. Я когда-то был на конференции, посвященной воспитанию детей, и одна психолог предположила, что надо не бояться бить детей по лицу. Но ведь это унижение для человека, правда? А другая вышла и сказала, что нельзя…

И она права – человека надо наказывать, но не унижать. Это разные вещи.

Анафемой мы человека не уничтожаем. Инквизиции не надо проводить, но анафема как дисциплинарное средство должна провозглашаться Церковью в том случае, когда все другие увещевания ни к чему не привели. Предавать анафеме нельзя по политическим соображениям или под воздействием эмоций.

Человек сам выбирает

У Льва Толстого была возможность покаяться – его оппонентом был Иоанн Кронштадтский. Но писатель выступил против учения Церкви. Творческое наследие человека, его потенциал и мировоззрение зачастую надо рассматривать сквозь призму разных факторов. Еще пример: Мазепа был предан анафеме, а колокольня Софийского собора сохранилась до сих пор. Да и строительство Киево-Печерской лавры он спонсировал. Мы с этим живем, колокольней любуемся. И Филарет в свое время строил церкви и рукополагал в духовенство. Поэтому вопрос о разных аспектах анафемы достаточно сложный, и на него тяжело ответить однозначно. Да, бывают политические нюансы и прочее, но человек сам выбирает: быть в Церкви или отлучиться от нее. Только не у всех этот выбор происходит шумно и с оглаской.

Записала Марина Богданова

Многие думают, что это страшное проклятие, которое может наложить батюшка на голову неверного грешника. Другие - что это старинный, забывающийся церковный ритуал… Давайте же разберемся, что это значит, и только ли в прошлых веках практиковалось публичное отречение от церкви?

В переводе с греческого это слово означает «накладывание» или «отлучение». В древние времена им обозначали посвящение себя божеству, жертву богам по обету. Чуть позже (а конкретно - в начале 4 века нашей эры) оно приняло диаметрально противоположное значение - отделение человека от церковной общины. В широкое употребление термин вошел еще позже - в 5 веке.

В наши дни церковная анафема означает, что человека отлучают от посещения церкви, общения с правоверными . Его не будут крестить, отпевать, хоронить на церковной (освященной) земле. Не нужно путать ее с епитимьей, во время которой христианин тоже не может ходить в церковь - епитимья это временное отречение, а анафема - вечное (за редкими исключениями).

Любопытно, что не только отдельный человек может «удостоиться чести» попасть под такую немилость церкви. Анафеме предавались нигилизм, натурализм, социализм, коммунизм. А в 15 веке римский папа предал анафеме целый город - чешский Жатец. Причина: поддерживание Гуса и гуситского движения.

Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви

Да! Если преданный анафеме искренне покается в своих грехах, орган, отлучивший его от церкви, может отменить свое решение. В мировой истории случались яркие примеры этому (более детально о них вы можете прочесть ниже). Так что анафема - это не окончательный и бесповоротный приговор. Хотя конечно, это - очень и очень серьезное решение церкви.

Какие правители «удосуживались чести» быть преданными анафеме?

  1. Король Германии Генрих Четвертый (1050-1106 гг). Этот венценосный правитель хотел сам назначать епископов, что Ватикану очень не понравилось, и папа отлучил строптивого короля от церкви. В то время это было очень сильное наказание, которое могло стоить Генриху престола. Ему пришлось отправляться за прощением грехов (пешком!), несколько дней ждать аудиенции… Анафема была снята.
  2. Фридрих Второй Гогенштауфен (1194-1250 гг). Этот правитель протянул руки к принадлежавшим Ватикану землям. Правителя предали анафеме несколько раз, еще и назвали антихристом. Сначала он на это никак не реагировал, но под напором верующих вельмож он решил сделать Ватикану приятное - возглавил 4-й Крестовый поход, желая занять Иерусалим. И он сделал это, причем совершенно мирным способом - путем переговоров. Правда, от анафемы его это не спасло.
  3. Английский король Генрих Восьмой (1491-1547 гг). Он оказался весьма любвеобильным, женившись 6 раз. Первый же его развод так не понравился святым отцам, что папа римский отлучил его от церкви. Король ответил довольно жестко, запретив в Англии католицизм. Его соотечественники католического вероисповедания, которым не понравилось решение короля, подверглись гонениям. Правда, в политическом плане страна стала более независимой, ведь в ней появилась собственная церковь.
  4. Запорожский гетман Мазепа (1639-1709 гг). Он повел своих козаков против Петра Первого, заключив союз с шведским королем. Это действие было не противорелигиозным, а мирским, политическим, но подчиненная Петру российская церковь провозгласила гетмана отщепенцем и предала анафеме, причем с большой помпой и проклятиями.
  5. Революционер, кубинец Фидель Кастро (1926-2016 гг). Ватикан боролся с коммунизмом, и Фидель тоже попал под их «руку». Впрочем, на Кубе большинство революционеров были истинными католиками. Они не жгли церквей, не расстреливали священников, Кастро даже встречался с понтификом. В общем, скорее всего, эта анафема не длилась долго.

И не правители, но тоже известные люди

  • Есть мнение, что от церкви отлучали Дмитрия Донского , героя Куликовской битвы. Историки даже доказывают, что перед битвой его не благословлял Сергий Радонежский, поддерживающий Киприана (он-то и предал будущего героя всем известного сражения анафеме). Интересно, что в наши дни причислен к лику святых.
  • Отрепьев , позже названый Лжедмитрием Первым. Беглый монах, назвавший себя сыном Ивана Грозного, ставший царем, позже убитый. Отлучен от церкви в 1604 году, еще при жизни.
  • Разин (1671 год). В немилость церкви этот донской казак и атаман попал из-за того, что поднял бунт против действующей власти, причем казаки вели себя довольно жестоко.
  • Емельян Пугачев (анафема - 1775, снята перед казнью повстанца в этом же году).
  • Лев Толстой . Да-да, тот самый писатель. Один из его романов, «Воскресение», особенно не понравился церковником из-за критики нравов, царящих в современных автору храмах. Отлучение произошло в 1901 году, его провозгласил Священный синод. Правда, в российских храмах провозглашения не было.
  • Марков , математик, изучавший теорию чисел, вероятности и матанализ. Отлучение произошло в 1912 году. Причина: ученый горячо заступался за Льва Толстого, протестуя против отлучения писателя.

Что касается католиков, они предавали анафеме Жанну Дарк (воительницу), Мартина Лютера (богослова, протестанта), Джордано Бруно (философа), Яна Гуса (проповедника). Правда, с 1983 года этот термин католики больше не используют.

А на кого ополчалась РПЦ в наши дни?

  • Евграф Дулуман , главный атеист страны, сманивший на свою сторону много верующих и даже некоторых священников. Его отлучили в 1959 году. Кстати, этих самых атеистов предали анафеме за компанию с Евграфом.
  • (он предан анафеме в 1970 году). Причина: гонения на церковь. Собор РПЦ объявил о своем решении, находясь за границей.
  • Сторонники экуменизма , желающие объединить все церкви в одну. Отлучение произошло в 1983 году.
  • Киевский Патриарх Филарет , Предстоятель Украинской православной церкви (в миру Денисенко), предан анафеме РПЦ в 1997 году, а также извержен из сана. Впрочем, он остался в УПЦ, заявляя, что анафема произведена по политическим мотивам.
  • Якунин , диссидент, Протопресвитер Апостольской православной церкви. Анафеме предан в том же 1997 году. Еще ранее, в 1993-м, он был лишен сана, так как принял участие в выборах (а это не приличествовало духовному лицу). Но это церковное наказание не помешало Глебу стать депутатом.
  • Дементьев , журналист, атеист. «Удосужился чести» в 2009 году, за критические статьи о женском монастыре.

Но как именно выглядит «процедура» предания анафеме? Это наглядно покажет короткое видео, снятое в церкви: