Десятилетие роковой черты. Кризис середины жизни. Разрешение кризиса среднего возраста

"Легче всего поскользнуться на склоне лет."
Валентин Домиль

Однажды, едва разменяв пятый десяток, мой давний знакомый пустился в замысловатую авантюру длиною в несколько лет, которая едва не привела к краху и его семью, и его бизнес, и его собственное здоровье. О, если бы это был банальный адюльтер или, хотя бы, запой, но нет! Это был тотальный разнос по всем фронтам, живая классика теории катастроф.

Он и сам не заметил, как из состояния "все еще будет" впал в настроение "мой поезд ушел". И если прежде ему казалось, что с годами жизненный запал будет лишь набирать оборотов, подобно тому, как молодое вино превращается в благородный, выдержанный херес, то теперь был сражен наповал собственным открытием: метаморфоза не удалась и то, что некогда было игристым, прямо сейчас превращается в скучный, прокисший уксус.

"Ах, как я жил? Зачем я жил? На что потратил лучшие годы? Пока не поздно, нужно все менять!".

И он менял. Умную, добрую, верную жену - на дюжину пассий в диапазоне от юных студенток до солидного возраста дам. Представительский BMW - на спортивный мотоцикл Honda. Состоявшийся бизнес - на нудистские пляжи. Здравый смысл и уверенную жизненную позицию - на душевную истерику, вопиющий эгоизм и безответственность.

В тот период его жизни многое изменилось, утекли реки слов, слез, женщин и денег, но так и не выкристаллизовался новый скелет, на костях которого должна была зародиться плоть его новой, "другой жизни".

Внезапно и стремительно он, как в крутое пике, вошел в зону турбулентности, разрушив все, что имел, почти до основания и просто чудом на этих руинах нам сообща удалось восстановить его сильно пошатнувшееся душевное здоровье и эмоциональное равновесие. Едва вынырнув из бездны хаоса на поверхность здравого смысла, он оправдывал происшедшее кризисом среднего возраста…

Так что же это за "страшный и неизбежный диагноз", крушащий судьбы, оправдывающий безумные и бездумные деяния и неизменно обеспечивающий толстый слой масла на утренней булочке целых поколений психоаналитиков?

Если верить психологам, кризисы неизменно преследуют нас всю жизнь:
Первые недели жизни – "кризис новорожденного"
Три года – "кризис самостоятельности"
Семь лет – "кризис школьника"
13-16 лет – "кризис формирующейся личности"
22-28 лет – "кризис амбиций"
30-35 лет – "кризис первой зрелости"
37-45 лет – "кризис середины жизни" (или "кризис среднего возраста")
50 и старше – "кризис старости" (или "узелковый период")

Полагаю, это далеко не весь "кризисный репертуар", воспетый в научных трудах психологами-эскулапами, но жить-то, спрашивается, когда? И с чего вдруг такое внимание среднему возрасту?

Считается, что этот "недуг" поражает большей частью мужчин, хотя в последнее время уже заговорили и о кризисе среднего возраста среди женщин…

Но известен ли вам тот факт, что до середины прошлого века люди ни о каком "кризисе среднего возраста" не слыхивали? А с тех пор, как в 1965 году никому не известного 48-летнего психоаналитика Эллиота Жака посетила светлая мысль опубликовать в "Международном журнале Психоанализа" статью под броским названием "Смерть и кризис середины жизни", которая привлекла внимание сообщества психоаналитиков и была впоследствии растиражирована в массы, состояние почти каждого мужчины, достигающего зрелости, считается болезнью, подлежащей лечению. И теперь сильная половина цивилизованного человечества с тревогой ожидает приближения "роковой черты" - момента, когда земля в сроковой раз обернется вокруг солнца, по каким-то мистическим причинам опасаясь даже праздновать этот юбилей.

Сам же мсье Жак, оставивший нам в наследство эту "болезнь", похоже, не ощущал на себе никаких ее симптомов: вторую половину жизни с момента той самой, прославившей его, публикации и до своей смерти в без малого 90 лет, он занимался исследованиями в области менеджмента и лидерства, женился, вместе с женой основал консалтинговое агентство, написал 12 книг, консультировал Англиканскую церковь, американскую армию и великое множество компаний – одним словом, стабильно был бодр, деятелен, весьма успешен и никакими душераздирающими экзистенциями не страдал.

Не странно ли это? Что же такого особенного отличало старину Жака от большинства мужчин, так мучительно переживающих пресловутый "кризис середины жизни"?

Давайте посмотрим на "кризисы роста": они выглядят понятными хотя бы потому, что в процессе развития личности приходится растягиваться, учиться новому и сталкиваться с препятствиями. Но природа кризиса среднего возраста совершенно иная: ее суть в осознании приближающейся остановки, на которой беспристрастный кондуктор высадит тебя "в никуда".

Если человеком двигала погоня за успехом и к этому времени жизнь вполне состоялась, он вдруг понимает: морковка, к которой он стремился всю жизнь, вид имеет отнюдь не товарный и заметно горчит… И под грохот крушащихся мифов, первым из которых идет ко дну "успех принесет тебе счастье", он давит газ в пол только ради того, чтобы снова увидеть в своем отражении, как пляшут в глазах черти.

Что ж, кураж это святое, но лучше сделать небольшие изменения, прежде чем превращать свою жизнь в действующий вулкан на дне океана. Ведь, в конце концов, если дома кое-где нужно подкрасить к торжественному событию, мы не срываем паркет, не ломаем стены и не строим впопыхах фундамент заново. Так что, для начала, экстремальный тур в Камбоджу или экспедиция на Южный полюс вполне подойдет.

Человек, которым двигали "должен" и "надо", осознавая, что жизнь конечна, способен на не менее резкие виражи, ибо понимает: если он не предпримет что-то прямо сейчас, то дверка захлопнется безвозвратно и вот того вкусного варенья на верхней полке буфета он так и не попробует. Ну, или не варенья, а сладкой жизни. Или еще чего-нибудь сладенького. Он не знает, что именно хочет, но уверен, что готов все себе простить, все себе разрешить, и что-то такое свое, в конце концов, взять и сделать.

Да, может он занимался не тем, женился не на той, дружил не с теми, может он не такой яркий, храбрый и героический, каким хотел бы быть. Но это не повод с места в карьер пускаться во все тяжкие! И, раз уж до этого дошло, сначала придется определить свои цели. А пока можно сделать что-то менее радикальное – сказать боссу все, что о нем думал, перестать по инерции смотреть с друзьями безразличный футбол, ходить с женой на ненавистный шопинг и в освободившееся время выучить арабский язык или научиться, наконец, вышивать крестиком. Ведь, как говорил Дэниэл Левинсон "Расставание с иллюзиями - не повод для страданий, а повод для работы над ошибками".

Ну а человека, которым двигал вечный вызов и неиссякаемый интерес к жизни, вряд ли всерьез коснулась эта проблема, средний возраст не сулил ему ничего особенного, ведь вся его жизнь – бесконечный непрекращающийся поиск.

Он, как и мсье Жак, просто занимался любимым делом. Достигая, ставил новые цели. Жил в настоящем, планировал будущее и не особенно оглядывался на прошлое. Ни с кем себя не сравнивал, точно зная, кем он является. Ценил жизнь и знал себе цену. Был, а не казался. Не стыдился того, что чувствует. Радовался успеху, огорчался неудачам – но никогда не останавливался. Коварных "поедателей жизни" по имени Депрессия, Слабость и Тоска, вгонял в бессильную оторопь прогулками в парке, салатными листьями и изящными подсвечниками муранового стекла…

Он знал формулу счастья : преодоление постижимых барьеров на пути к известной цели . Знал, что убери из нее любой элемент, придающий смак, и смысл, и импульс – и очарование жизни исчезнет…

Завидная участь? Хотите такой же? Не репетируйте жизнь – живите! Живите каждым днем, каждой секундой - в настоящем! Идите к своим целям, занимайтесь своим делом, будьте собой !

И тогда вы, может быть, не заметите, как пух на розовых щеках пятнадцати сменит первая седина четвертого десятка, но уверяю вас, вы никогда не пожалеете о том, что в жизни сделали.

Текущая страница: 31 (всего у книги 48 страниц) [доступный отрывок для чтения: 32 страниц]

Шрифт:

100% +

10.3
Стадии и кризисы на этапе взрослости: возрастной подход

Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, работающие в русле возрастного подхода, – это проблема периодизации взрослости. Предлагаемые решения многообразны: критерии построения периодизации, число выделяемых периодов, временны́е рамки отдельных периодов по-разному определяются в различных классификациях взрослого этапа жизни (см. [Ананьев, 1980; Гамезо, Герасимова и др., 1999; Крайг, 2000; Эриксон, 2000] и др.).

Дж. Биррен, один из исследователей развития человека [Ананьев, 1980], подразделяет весь цикл взрослости на следующие периоды: ранняя зрелость (17–25 лет); зрелость (25–50 лет); поздняя зрелость (50–75 лет); старость (старше 75 лет). С точки зрения Б. Г. Ананьева , более совершенной и пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути является периодизация Д. Бромлей. В соответствии с ней жизненный путь человека состоит из пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости, старения. Каждый из указанных циклов, в свою очередь, делится на различные стадии. Взрослость состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Пятый цикл, старение, состоит из трех стадий: удаление от дел (65–70 лет), старость (от 70 лет и более), дряхлость (болезненная старость и смерть).

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды [Ананьев, 1980].

1. Средний (зрелый) возраст включает два периода:

а) 22–35 лет для мужчин и 21–35 лет для женщин;

б) 36–60 лет для мужчин и 36–55 лет для женщин.

2. Пожилой возраст: 61–74 года для мужчин и 56–74 года для женщин.

3. Старческий возраст: 75–90 лет для мужчин и женщин.

4. Долгожители: старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте [Крайг, 2000], обычно весь этап взрослости условно подразделяют на три периода :

1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);

2) средняя взрослость (от 40 до 60 лет);

3) поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

На эти периоды мы и будем опираться в дальнейшем при рассмотрении возрастных особенностей взрослого человека.

Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его не линейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании нормативных кризисных периодов , которые «необходимо возникают на жизненном пути большинства людей» [Ниемеля, 1982, с. 133] и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы развития возникают тогда, когда человек встает перед необходимостью оценить жизненную ситуацию и свое место в жизни; подтвердить или переоценить прежде поставленные цели и сделанные выборы, принять решение, обусловливающее его развитие в следующий жизненный период. Между тем не все исследователи, утверждая стадиальность развития человека в период взрослости, придерживаются модели кризиса , которая подразумевает «заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности» [Шаповаленко, 2004, с. 293]. Некоторые считают более подходящей модель перехода , когда совершается переход на новый этап развития без особых кризисных переживаний.

Как указывает Б. С. Братусь , кризисы взрослости существенно отличаются от кризисов детства:

Они не столь привязаны к возрасту;

В большей степени зависят от социальной ситуации развития;

Проходят достаточно осознанно;

Протекают более скрыто, недемонстративно.

Кроме того, решающая роль в преодолении кризисных периодов взрослости принадлежит самому человеку – субъекту собственной жизни и связана с необходимостью активной внутриличностной работы по осмыслению своего «Я» и своей жизни.

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости (или переходы), связанные со следующими периодами жизни: 17–22 года, около 30 лет (28–32 года), 40–45 лет (кризис середины жизни), 55–60 лет [Ливехуд, 2000; Слободчиков, Исаев, 2000; Шихи, 1999].

Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временны́е границы нормативных возрастных кризисов даны достаточно условно и у разных авторов они неодинаковы.

Кризис юности (17 -22 года) .1
Название кризисных периодов из работы Слободчикова, Исаева .

Важными вопросами этой фазы являются вопросы: «Кто я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?». На них еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения [Ливехуд, 2000]. «В этой ситуации “сила страстей” ускоряет и интенсифицирует развитие. В связи с отсутствием опыта и упорным сопротивлением реальности возникает дефицит чувства реальности, приводящий к тому, что любой приговор выносится безапелляционно и отвергается любой компромисс… Отсюда склонность к скоропалительным решениям в суждениях и поведении» [Ливехуд, 2000, с. 151]. Полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя – суть пере хода к ранней взрослости, Г. Шихи называет данный кризис «отрывом от родительских корней ». Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы и «ждет встречи со мной», возникает желание оставить родительское гнездо, начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом.

Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие. Молодые люди, которые достойно принимают кризис, т. е. не уходят от вопросов: «Кто я?», «Как мне воплотить мои мечты?», «Какой путь выбрать?», «Куда я иду?», «Кто может мне помочь?», «Как добиться цели?» – обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой [Шихи, 1999].

Кризис молодости (28–32 года). Несмотря на то что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что какие-то вещи переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга(и), карьеры, жизненных целей), что иногда приводит к смене профессии, пересмотру отношений с окружающими людьми, к разводу. Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители хотят завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные со стремлением что-то изменить, желанием профессионального роста, большего успеха. Как указывает Г. Шихи , появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства. Лейтмотив этого кризиса – побег . Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Задача данного кризиса – коррекция жизненного плана. Должен быть сделан новый выбор или проанализирован и подтвержден прежний; необходимо превратить свою мечту в определенные цели или отказаться от нее и заменить новой; должны измениться или углубиться внутренние ориентиры, принятие тех частей «Я», которые были оставлены без внимания в 20 лет; необходима духовная работа по осознанию своего призвания и места в жизни.

Кризис взрослости часто описывается как «кризис середины жизни», «взрыв в середине жизни» (40–45 лет) или «десятилетие роковой черты» (35–45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, что не будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть подающим надежды, то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Человек оказывается перед «пропастью, которая разделяет наше представление о себе в двадцатилетнем возрасте, и реальность жизни, которую мы ощущаем к сорока годам» [Шихи, 1999, с. 301]. Происходит освобождение от иллюзий, осознание того, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни. В этот период человек энергично ищет правду о себе, чтобы увидеть мир в правильной перспективе [Там же]. «Психически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступить короткие мгновения ощущения счастья. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую» [Ливехуд, 1994, с. 178]. Нередко люди в этом возрасте охвачены паникой, страхами и депрессией, они определяют свое состояние как «жизнь в подвешенном состоянии». Это время, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни, период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей или переход к новой доминанте ценностей.

Истоки кризиса середины жизни Е. И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70–80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами [Головаха, Кроник, 1984]. Р. А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни.

1. Кризис нереализованности : то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить либо недооценивает свои успехи и достижения.

2. Кризис опустошенности : все, что человек наметил, достигнуто, или те цели, к которым он стремился, теряют свою актуальность и значимость, перестают быть желанными; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей; доминирующим становится переживание, что он – «уже выкуренная сигарета».

3. Кризис бесперспективности : отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина безнадежного застоя, гарантированной скуки, человек не видит путей развития или самореализации.

Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа «Я», переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс, который Б. Ливехуд описывает как «духовное созревание». Решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это К. Юнг .

Кризис зрелости (55–60 лет). Этот критический период характеризуется как время подведения итогов , которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. «С растущим страхом понимаешь, что, может быть, сделаешь меньше, чем думал. Прожитое проходит перед тобой, непонятно, как тратил так много драгоценного времени на какие-то пустяки. Кто-то думает: “Если бы впереди у меня еще было время, которое я раньше пропускал как песок сквозь пальцы”. В этой жизни больше нет большого будущего, что же останется наперекор всему? В определенном отношении развитие жизни к 63 годам предварительно завершилось» [Ливехуд, 2000, с. 191]. Именно потому этот период описывается как время внутреннего конфликта : необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию и ограничению. Начинает ухудшаться здоровье, становится меньше сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании и внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в 55–60 лет субъективно не ощущает себя старым [Гамезо, Герасимова и др., 1999].

У некоторых людей появляется чувство неизбежности преодоления нового трудного этапа, опять необходимо пройти через «умри и восстань»: «Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить» [Ливехуд, 2000, с. 191].

Контрольные вопросы

1. Что изучает акмеология?

2. Каковы особенности развития взрослого человека?

3. Раскройте подходы к исследованию развития взрослого человека (биографический, возрастной и др.).

4. В чем отличие нормативных событий жизни от ненормативных? Приведите примеры.

5. В чем заключаются проблемы возрастной периодизации на этапе взрослости?

6. Охарактеризуйте стадии и кризисы на этапе взрослости.

7. В чем отличие кризисов взрослости от кризисов детства?

8. В чем заключается разница между моделью кризисов и моделью переходов?

9. Каковы особенности проявления кризиса молодости? Какая основная задача данного кризиса?

10. В чем суть кризиса середины жизни? Раскройте варианты проявления кризиса середины жизни.

Тестовые задания
Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 96–105.

Ананьев Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 115–121.

Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 442–449.

Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 389–409.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 122–126.

Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 420–426.

Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.

Эриксон Э. Г. Восемь возрастов человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 366–371.

Глава 11
Ранняя взрослость
11.1
Задачи развития ранней взрослости

Период ранней взрослости (приблизительно 20–35/40 лет) характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости. Но по крайней мере в современном обществе достижение взрослого статуса не имеет точных общепринятых критериев [Кле, 1991]. Переход к взрослости представляет собой постоянно усложняющийся процесс, за которым стоит важный период индивидуального развития. Этот переход отмечен определенным числом событий: окончание учебы, включение в рынок труда, уход из родительского дома, поиски партнера и создание интимных отношений, однако порядок и последовательность которых, время их протекания меняются в ходе общественно-исторического развития социальных формаций в целом. Достижение взрослого статуса также меняется в зависимости от эпохи и культуры; в современном обществе оно не институциализировано и определяется по изменчивым и нормативным критериям [Там же]. Кроме того, молодой человек усваивает систему «взрослых» ролей разновременно, в разной последовательности, поэтому он может видеть себя в одних отношениях уже взрослым (например, в трудовой деятельности), а в других (например, в отношениях с другими людьми) еще нет [Кон, 1984]. Понятие взрослости, согласно И. С. Кону, подразумевает, с одной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского максимализма и приспособление к жизни, а с другой – творческую активность, самореализацию.

Период ранней взрослости насыщен значимыми событиями, так или иначе влияющими на ход жизни. В этой возрастной фазе человек заканчивает учебу, приобщается к трудовой деятельности, вступает в брак, заводит детей, определяет общий стиль жизни и конкретные задачи на будущее, устанавливает круг друзей различной степени близости, корригирует ценностные ориентации в соответствии с новым «взрослым» статусом и новыми жизненными планами. Во всех сферах проявляется стремление к экспансии и достижениям [Юнг, 1993]. На этом возрастном этапе человек должен развить в себе соответствующую «порцию творческих способностей» [Ливехуд, 2000], чтобы построить свое будущее. Главная цель молодости, по мнению А. В. Толстых , заключается в реализации возможностей саморазвития .

Опыта взрослой жизни еще мало, поэтому молодой человек поступает иногда импульсивно, необдуманно, совершает ошибки, принимает неправильные решения и делает неправильные выборы [Кулюткин, 1985].

Согласно модели развития взрослых, разработанной американским геронтологом Р. Хейвигхерстом [Крайг, 2000], задачами ранней взрослости являются:

Выбор супруга(и);

Подготовка к супружеской жизни;

Создание семьи;

Воспитание детей;

Ведение домашнего хозяйства;

Начало профессиональной деятельности;

Принятие гражданской ответственности;

Нахождение соответствующей социальной группы.

Человек в период ранней взрослости стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем. По мнению Э. Эриксона , главная проблема, требующая своего разрешения, – противоречие между близостью и изоляцией . Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком, которые возможны лишь при достижении идентичности, когда не возникает риск потерять себя при единении с другим. Если человек на данной стадии не способен установить глубокие личные связи, достичь взаимности, то, чувствуя барьер между собой и другими, он будет переживать изоляцию.

Л. А. Регуш выделяет следующие главные проблемы психического развития, с которыми можно столкнуться в ранней взрослости:

Близость против изоляции (одиночество как образ жизни);

Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности;

Проблемы, актуализирующиеся по мере развития семейной жизни (проблемы родителей-одиночек);

Проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

Согласно исследованию американского психолога Д. Левинсона [Крайг, 2000], чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами , возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты с реальностью;

2) найти наставника;

3) обеспечить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения.

На первом этапе периода ранней взрослости мечты слабо связаны с реальностью, но их наличие очень важно для развития, поскольку их самый важный аспект – способность вдохновлять мужчину в выбранной им деятельности. В идеальном случае молодой человек начинает строить свою взрослую жизнь, учитывая реальность, он относится ко всему с разумным оптимизмом. Беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, так же как и полное отсутствие мечты, не способствуют развитию. В осуществлении мечты огромную помощь может оказать наставник, способный вселить уверенность в молодого человека, одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель – ребенок» к отношениям на равных «взрослый – взрослый». Решение задачи построения карьеры выходит далеко за рамки простого выбора профессии и связано с достижением самоопределения в период взрослости. Установление близких отношений также очень важно для молодого человека: он пополняет свой багаж знаний о себе и об отношениях с женщинами, выясняет свои сильные и слабые стороны. Крайне важны, согласно Д. Левинсону, близкие отношения с «особенной женщиной», той, которая помогает ему при вступлении во взрослый мир, поощряя его надежды, способствуя осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем [Крайг, 2000].

Исследования Д. Левинсоном группы женщин показывают, что их вхождение во взрослость состоит из выполнения тех же четырех задач, что решают и мужчины, однако опыт женщин существенно отличается от мужского. Если мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам присуща расщепленность: они стремятся сочетать карьеру и замужество. Даже тогда, когда коллеги и члены семьи считают, что женщины добились успеха, сами они чувствуют, что жертвуют либо карьерой, либо семьей. Хотя наличие наставника важно и для карьеры, и для устройства жизни, женщинам редко удается найти того, кто помог бы им реализовать мечту. Женщины также позже по сравнению с мужчинами устраивают свою карьеру, долго находясь в периоде профессионального ученичества.

Страница 2

Большое значение кризису «середины жизни» придавал Э. Эриксон. Возраст 30-40 лет он называл «десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то 40 лет - это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия. Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы был собственным ребенком (Эриксон, 1996).

М. Пек (Пек, 1996) обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причину этого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению Пека, не хотят или не способны выдерживать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис. Страх изменений затрудняет или даже делает невозможным успешное разрешение кризиса.

В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.

По мнению лиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость - это надежды, то середина жизни - это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни.

Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек и в годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, кто в молодости полагался на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У человека среднего возраста часто изменяются сексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной «эмоциональной гибкости» - способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в среднем возрасте, по мере того как умирают родители, подрастают и покидают дом дети, она становится особенно важной (Крайг, 2003).

Другой, тоже необходимый, вид гибкости - это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует тенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следует преодолеть, иначе она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг(а), друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Все более усиливается тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых скорее всего никогда не удастся достичь.

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи.

Модели поведения мужчин

В работе (Farrell, Rosenberg, 1981) приведены результаты исследований того, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. В целом существуют 4 главных пути развития мужчины в среднем возрасте, отражающих его мотивационную направленность.

Трансцендентно-генеративный мужчина проходит мотивационный кризис практически незаметно, так как большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения новых целей.

В 30-40 лет мужчина делает оценку своим достижениям. Расхождения между мечтами и реальностью создают глубину кризиса среднего возраста

В тупике

Олегу 35 лет. Он довольно успешный человек: есть любимая работа, достаток, жена и двое сыновей. В семье всегда были прекрасные отношения. И все бы хорошо, если бы не появилась апатия, и все хорошие события перестали радовать. То что раньше вызывало позитивные эмоции, теперь только раздражает. В семье часто случаются конфликты, с близкими не хочется общаться и даже видеть их. Нередко возникает желание уйти из дома.
Друг советует съездить в отпуск, почаще проводить время с друзьями, в общем, привнести в свою жизнь больше развлечений. Мужчина же понимает, что семья - это самое дорогое, что у него есть. Но он уже близок к тому, чтобы совершить какой-нибудь глупый и непростительный поступок по отношению к своим родным.
Внешне, признается Олег, он старается никому не показывать «свое нынешнее состояние», хотя чувствует себя загнанным в угол. И не знает, как выбраться из тупика.

Десятилетие роковой черты

Возраст от 30 до 40 лет психолог Эрик Эриксон назвал «десятилетием роковой черты». В это время, по словам психолога бердского центра «Юнона» Светланы Талочко, у мужчин происходит переход от завоевания внешнего мира к обращению и завоеванию самого себя. Кризис среднего возраста - это своего рода «время собирать камни».

Что происходит?

Спад жизненной энергии и физических сил.
Снижение сексуальной привлекательности.
Неудовлетворенность от несбывшейся мечты, чаяний, нереализованности задуманного.

Признаки кризиса

Раздражительность.
Апатия.
Нежелание общаться с родными.
Частый уход в себя, а порой и из дома.
Стремление выглядеть моложе (молодежная одежда, необдуманные поступки).
Молодая любовница.

Коснется краешком или ударит под дых

Мужчины делятся на четыре группы. И каждая из этих групп переживает кризис среднего возраста по-своему.
Генеративные мужчины (в большей части реализовавшие себя и свои мечты) этот период могут даже и не слишком почувствовать - их он коснется только краешком.
Псевдоразвитый мужчина старается справиться с проблемой, не показывая внешне своих тревог и волнений. Он чувствует, что в его жизни потеряно направление, куда он дальше должен идти.
Третьей группе мужчин кажется, что вокруг них рушится весь мир, они ничего не умеют и не в состоянии соответствовать требованиям, к ним предъявляемым. У некоторых из них это может быть временным периодом неудач, а у других - начало падения.
Мужчины четвертой группы, или как еще их называют - «обездоленные судьбой» – всегда были отвергаемы другими и несчастливы. Они не в состоянии справиться с проблемой и принять чью-то помощь. Кризис среднего возраста нередко приводит их к алкоголизму или суициду.

Переживите кризис достойно

Нужно всегда помнить о том, что любой кризис - это ступень для дальнейшего развития. Мужчина в период кризиса среднего возраста нацелен на самопринятие и самопризнание через оценку своих достижений. Расхождение между мечтами и реальностью и создает глубину кризиса.
Если кризис переживается успешно, наступает новая эра. Появляются новые возможности и стремление к дальнейшему росту. Если нет, то происходит застой, опустошение, регрессия личности.
В этот период мужчина может не делать «резких движений», а может уйти с работы и оставить семью. Кризис не возникает сам по себе, он зависит от характера человека. И каждый переживает его по-своему.

Узнайте о кризисе все

Чаще всего знакомые и близкие не относят изменения в поведении мужчины к кризису среднего возраста, а порой и не обращают на это внимание. Вот в этом и заключается основная проблема. Близким людям нужно быть внимательными к человеку, переживающему кризис, оказывать ему во всем поддержку, но ни в коем случае не потакать его капризам и саморазрушающим действиям.
В это время мужчина должен в первую очередь осознать, что с ним происходит, а для этого необходимо либо сходить на консультацию к специалисту, либо прочитать литературу «по теме» (некоторым достаточно одной консультации у психолога). Другим же понадобиться несколько встреч с психологами. Но, главное, помнить, что справиться с проблемой может только сам человек, а это нелегкая работа над собой.