Дизайн привычных вещей дональд. Дональд Норман: Дизайн привычных вещей

Люди постоянно пользуются огромным количеством вещей и иногда сталкиваются с определенными неудобствами. Например, иногда они задумываются, почему двери выглядят именно так, открываются именно так, почему чайник имеет такую форму и так далее. Казалось бы, простые вопросы, на которые, возможно, не так уж важно знать ответы. Но известный во всем мире дизайнер Дональд А. Норман считает иначе. В своей книге «Дизайн привычных вещей» он как раз рассказывает о том, как сильно дизайн вещи влияет на ее использование, а иногда и на жизнь человека.

Автор книги считает, что вещь должна отвечать требованиям людей, быть максимально простой в эксплуатации. Если с первого взгляда непонятно назначение прибора и что с ним нужно делать, то он считает, что это уже явный недостаток. И во многом он прав. С ним согласятся те люди, которые хоть раз обдавали себя кипятком в душе или упорно толкали дверь, открывающуюся в другую сторону.

В этой книге описаны основные принципы удобных и качественных вещей, рассмотрены многие предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Труд Дональда Нормана будет полезен не только дизайнерам, хотя им в первую очередь. Несмотря на то, что книга написана достаточно давно, и многие дизайнерские проблемы уже решены с помощью современных технологий, в ней самое ценное – это принципы, которым стоит следовать и сейчас во многих случаях при проектировании вещей и приборов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Дизайн привычных вещей" Дональд А. Норман бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

О книге

Фишки обновленного издания:

Как бизнес влияет на...

Читать полностью

О книге
Даже умный человек чувствует себя подчас дураком, пытаясь сообразить, на какую кнопку нажать, чтобы включить свет, как разжечь духовку и что делать с дверью - тянуть, толкать или раздвигать. Причиной тому дизайн, забывающий о нуждах пользователей и основах когнитивной психологии, считает автор книги Дональд Норман, человек, которого газета Business Week назвала "одним из влиятельнейших дизайнеров в мире".

Норман рассматривает обычные ошибки пользователей и предлагает дизайнерам различные способы предотвратить их. Он объясняет основные требования пользователей и знакомит читателя с классическими ошибками дизайнеров.

Фишки обновленного издания:
Обновленные принципы эффективного дизайна.

Особое внимание уделяется процессу создания дизайна, ориентированного на человека.

Раскрывается тема эмоций и их роли в дизайне.

Объясняется, как, создавая дизайн, учитывать затраты и конкуренцию.

Как бизнес влияет на дизайн.

От автора
Это пособие для новичка о хорошем дизайне. Книга должна приносить удовольствие и быть информативной для всех: обычных людей, технических специалистов, дизайнеров и недизайнеров. Первая ее цель - научить читателей замечать абсурдное, видеть плохой дизайн, который порождает столько проблем современной жизни, особенно современных технологий. Она также научит людей улавливать хорошее, понимать, как заботливые дизайнеры поработали, чтобы сделать нашу жизнь проще и легче. Хорошее дизайнерское решение, в сущности, значительно сложнее заметить, чем плохое, потому что хорошие решения настолько отвечают нашим нуждам, что становятся невидимыми, служат нам, не привлекая к себе внимания. Между тем плохие дизайнерские решения кричат о своей несостоятельности, и их бывает очень просто заметить.

В этой книге я также рассказываю об основополагающих принципах, которым нужно следовать, чтобы избежать проблем и превратить привычные нам вещи в приятные товары, доставляющие нам удовольствие и приносящие радость. Сочетание наблюдательности и правильных принципов дизайна - это мощный инструмент, которым может пользоваться каждый, даже непрофессиональный дизайнер. Почему? Потому что все мы дизайнеры, в том смысле, что все мы, пусть и невольно, проектируем свою жизнь, окружающее нас пространство и то, как мы делаем дела. Мы также можем придумывать временные решения, когда устраняем недостатки уже имеющихся устройств. Поэтому одна из задач этой книги - вернуть вам контроль над вещами, которые есть в вашей жизни: научить вас выбирать удобные и понятные товары и исправлять те предметы, которые не так удобны и понятны, как хотелось бы.

Для кого книга
Для дизайнеров и недизайнеров.

Для всех, кто занимается дизайном, в том числе потребительских товаров.

Для всех, кому интересно, как с помощью дизайна влиять на мир вокруг.

Об авторе
Дональд Норман - основатель одной из ведущих компаний в области дизайна Nielsen Norman Group, бывший вице-президент Apple, профессор информатики Северо-Западного университета. Автор 11 книг по дизайну.

2-е издание, обновленное и дополненное.

Скрыть

H&F штудирует одну интересную бизнес-книгу в неделю и выбирает из неё основополагающие моменты. В этот раз мы прочитали знаменитый «учебник» Дональда Нормана по психологии дизайна повседневных вещей. Норман анализирует примеры абсурдного дизайна таких вещей, как дверные ручки и выключатели, и выводит принципы логичного и эргономичного дизайна.

Естественные ограничители

Чтобы сделать вещь простой в применении, нужно исключить все возможные неверные действия - то есть ограничить их выбор. Вы хотите, чтобы люди правильно вставляли батарейки и карты памяти в фотоаппарат? Разработайте такой дизайн, чтобы их нельзя было вставить по-другому или чтобы фотоаппарат нормально работал независимо от их положения. Недостаток ограничителей - одна из причин появления разного рода предупреждений и инструкций, всех этих крошечных и нечитабельных схем, расположенных в неудобных местах и часто не отличающихся по цвету от корпуса фотоаппарата. Нам приходится искать инструкции на дверях, фотоаппаратах и различном оборудовании. Вот правило, подтверждённое практикой: если для пользования предметом требуется инструкция (нажмите здесь, вставьте сюда, выключите перед тем, как что-то сделать), его дизайн плох.

Фактор привычки

Большинство вещей в мире отличаются осмысленной структурой, которая значительно облегчает запоминание. Если новая информация исполнена смысла и близка к уже известным фактам, она легко интерпретируется и дополняет уже имеющиеся знания. Напомню исследование, в котором опытным шахматистам на десять секунд показывают шахматную доску в середине реальной игры и затем просят по памяти восстановить расположение фигур. Они делают это без особого труда. Новичкам такое удаётся нечасто. Но попробуйте расположить те же фигуры беспорядочно (нелогично), и результат будет плох как у мастеров, так и у новичков. Профессионал так хорошо знает структуру игры, что начинает руководствоваться многочисленными естественными и искусственными ограничителями, которые автоматически исключают нелогичные варианты расположения фигур, что уменьшает количество запоминаемой информации до приемлемых размеров. Чтобы использовать эти ограничители, новичку не хватает знаний. Точно так же при беспорядочном расположении фигур ограничители и знания опытного игрока теряют свою значимость.

Наглядность

Подсказки, как пользоваться той или иной вещью, должны быть наглядными и корректными. Если дверь нужно толкать, дизайнер должен обеспечить её подсказками, которые укажут, с какой стороны это следует делать. Это не разрушает эстетичность. Прикрепите со стороны, которую нужно толкать, вертикальную пластину. Или сделайте видимыми опоры. Вертикальная пластина и видимые опоры - это естественные подсказки, которые естественно воспринимаются и о которых никто не задумывается.

Пользователю нужна помощь. Всё должно быть наглядным: как и какие детали работают, как заставить их работать.

Наглядность определяет соответствие между намеченными и выполненными действиями. Она указывает на существенные различия (например, между солонкой и перечницей). А наглядный результат действия позволяет знать, правильно ли включена лампа, на нужную ли высоту опущен экран и правильно ли выставлена температура в холодильнике. Недостаток наглядных подсказок затрудняет эксплуатацию, а их избыток пугает пользователей многофункциональной аппаратуры.

Показать всё, что скрыто

Современные дизайнеры снова и снова попирают принцип наглядности. Очень часто они прячут от пользователей детали, которые должны быть видны. Ручки на дверцах шкафов делают дизайн неэстетичным, поэтому их либо делают едва заметными, либо вообще выбрасывают. Щели, указывающие на наличие двери, тоже отвлекают внимание от совершенства линий, поэтому дизайнеры стараются сделать эти естественные подсказки практически незаметными. В результате остаётся только гладкая блестящая поверхность без каких-либо признаков дверей или ящика, не говоря уже об отсутствии подсказок, указывающих на то, как эти предметы использовать. Силовые выключатели тоже часто спрятаны. На многих приборах кнопка «Вкл» находится снизу, а на некоторых мониторах и системных блоках - сзади. Выключатель дизайнеры иногда прячут так, что его практически невозможно отыскать. Эксплуатация многих систем заметно улучшается после того, как незаметные детали становятся заметными.

Обратная связь

Представьте, что вы хотите заговорить с кем-то, но не слышите свой голос, или хотите нарисовать картину, но карандаш не оставляет следа. Отсутствие обратной связи делает ваше действие невыполнимым. В старые добрые времена, когда телефонные системы ещё не были поделены между конкурирующими компаниями, когда телефон не был настолько загадочным и не обладал таким количеством функций, забота о потребителях была заметна. Дизайнеры компании Bell Telephone Laboratories никогда не забывали о принципе обратной связи. Дизайн кнопок обеспечивал осязательную обратную связь. После нажатия кнопки раздавался гудок, который указывал на то, что кнопка действительно нажата. Во время ожидания человек слышал щелчки, гудки и другие звуки, которые указывали на продвижение звонка. Пользователь слышал себя в трубке, что помогало ему контролировать громкость своего голоса. Но всё изменилось. В наше время телефоны намного мощнее и дешевле - больше функций за меньшие деньги. Новый дизайн приводит к технологическому парадоксу: многофункциональность вызывает затруднения в эксплуатации.

Психология материалов

Наглядность, наличие соответствующих подсказок и ответной реакции на действия составляют психологию взаимодействия вещей и пользователя. Один британский дизайнер однажды заметил, что тип материалов, из которых делают ветровые стёкла автомобилей, влияет на действия хулиганов. На основании этого он предположил возможность существования психологии материалов. Железнодорожная компания British Rail в качестве материала для доски объявлений (для пассажиров) использовала сверхпрочное стекло. Оно было разбито сразу же после установки. В следующий раз вместо стекла рабочие компании поставили фанеру. Ущерб доске был нанесён минимальный, она была всего лишь изрисована (учтите, что и стоимость этого материала намного ниже).

Никто не задумывался над существованием психологии материалов. Но жизнь показывает, что она существует!

Уже есть введение в психологию материалов и вещей - науку о назначении предметов. Понятие «назначение» в данном контексте означает воспринимаемые и наглядные свойства вещей, в частности, свойства, определяющие их функцию. Сквозь стекло можно смотреть, а можно его разбить. Сквозь дерево смотреть нельзя, оно непрозрачное и твёрдое. На него можно опереться и что-то на нём вырезать. На ровных и гладких поверхностях можно писать. Следовательно, можно писать и на дереве.

Звуковые ассоциации

Билл Гейвер, изучавший в моей лаборатории использование звука, заявляет, что настоящий, естественный звук важен так же, как и визуальная информация, потому что он рассказывает о процессах, которые мы не можем видеть. Естественные звуки отражают сложное взаимодействие естественных предметов: как они двигаются по отношению друг к другу, из какого материала сделаны. Звуки говорят нам о том, как взаимодействуют предметы: ударяются, скользят, разбиваются, рвутся, осыпаются или отскакивают. Более того, характер звука меняется в зависимости от размеров, плотности, массы, давления и материала. Ещё он зависит от того, насколько быстро движутся предметы и как далеко они находятся. Чтобы получить от звуков пользу, их нужно подбирать с умом и пониманием естественной связи между самим звуком и передаваемой им информацией. Искусственные звуки должны быть такими же содержательными, как и натуральные. Гейвер предположил, что они могли бы играть важную роль в компьютерных приложениях. Здесь богатые натуралистические звуки могли бы подражать естественным звукам и передавать информацию об операциях, отражение которых другим способом затруднено. Отсутствие звука может означать отсутствие информации.

Ошибка в сообщении об ошибке

В компьютерных программах с целью предотвращения ошибочных действий запрашивается подтверждение команды, особенно когда удаляют файлы. Проблема во времени запроса. Он появляется сразу после начала действия, когда пользователь абсолютно уверен в правильности своего поступка. Это выглядит примерно так:

Пользователь:

Удалить файл «Мой самый важный отчёт».

КОМПЬЮТЕР:

Вы действительно хотите удалить файл «Мой самый важный отчёт»?

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ:

КОМПЬЮТЕР:

Вы уверены?

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ:

Конечно, уверен.

КОМПЬЮТЕР:

Файл «Мой самый важный отчёт» успешно удалён.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ:

Вот блин!

Пользователь по ошибке потребовал удалить на самом деле нужный ему файл, но компьютер не смог разубедить его, поскольку он запрашивал подтверждение действия, а не имени файла.

Поощрение экспериментов

Если вы хотите упростить систему, сделайте её такой, чтобы пользователь не боялся экспериментировать и смог исследовать её возможности методом проб и ошибок. Так многие из нас учатся пользоваться бытовыми электроприборами и компьютерными системами. Мы нажимаем на кнопки и смотрим или слушаем, что происходит. Чтобы система была исследуемой, она должна отвечать трём требованиям:

В любой момент времени пользователь должен видеть доступные действия и иметь возможность выполнить их. Наглядность играет роль напоминания о наличии действия и призыва к исследованию новых концепций и приёмов.

Результат каждого действия должен быть очевидным и легко интерпретируемым. Это позволяет изучить последствия каждого действия, создать хорошую концептуальную модель системы и понять причинно-следственную связь между действиями и их результатом. Возможность такого обучения зависит в основном от образа системы.

Действия не должны наносить вред. Должна существовать возможность отменить действие, которое приводит к нежелательным последствиям. Это особенно важно для компьютерных систем. Если действие необратимо, система должна предупредить пользователя о том, к чему оно может привести. Так у него будет достаточно времени, чтобы отказаться от задуманного. Или же это действие следует сделать невозможным. Большинство же действий должны быть безопасными, наглядными и обратимыми.

Дональд Норман - автор книги «Дизайн привычных вещей» - известен по всему миру своим увлечением собирать «нестандартные» подходы к дизайну: двери, которые нужно отодвигать, а не толкать, краны горячей и холодной воды, которые расположены не так, как всегда, стулья, на которых невозможно сидеть, и множество других подобных вещей. Все перечисленные предметы не так уж и плохи, если бы не одно “но”. Дизайнеры только лишь спроектировали эти вещи, но не удосужились добавить подсказки о том, как они работают: как открыть отодвигающуюся дверь, как угадать где кран горячей воды, а где холодной…

Для кого эта книга

В первую очередь книга “Дизайн привычных вещей” предназначена для промышленных дизайнеров, которые только-только начинают свое знакомство с дизайном. Именно из нее можно узнать самые нелепые ошибки, которые уже были допущены при проектировании тех или иных предметов. И на этих ошибках стоит учиться начинающим дизайнерам, чтобы не допускать их в будущем. Также книга будет полезна и всем остальным дизайнерам, потому что Дональд Норман в своей книге приводит интересные принципы дизайна, которые стоит освоить всем.

О чем эта книга

Книга Нормана, как понятно из названия, - это книга, из которой вы сможете узнать, как сделать дизайн привычной вещи действительно привычным, а не чем-то нестандартным и новым, чем даже никто пользоваться не сможет. Поэтому, прежде чем приступать к проектированию чего-либо, сначала стоит ознакомиться с некоторыми принципами дизайна.

Большое внимание уделено рассмотрению базовых принципов дизайна, а именно: дизайн дверных ручек, замков, дверей, кранов, выключателей. Почти в каждой главе все примеры основаны именно на этих повседневных вещах, которыми все привыкли пользоваться, но никто никогда не задумывался: правильно ли они ими пользуются или нет. Все просто привыкли к этому и не хотят больше об этом задумываться. Но это “привыкание” также таит в себе некоторые проблемы: если кто-то захочет совершить действительно революцию в дизайне, то ее смогут оценить только дизайнеры, потому что остальные люди уже приноровились пользоваться старыми принципами и вещами и вряд ли захотят изменять своим привычкам.

Если вы часто читаете литературу по теме дизайна и визуальных коммуникаций, то вы найдете немало знакомых фраз и направлений, о которых рассуждает автор. В том числе есть прямые ссылки на книгу Эдварда Тафти , Сьюзан Оушенк , Яну Франк “Дневник дизайнера-маньяка” про выполнение рутинных дел, Дэна Роэма и на некоторые другие не менее известные в своих областях книги. Поэтому перечисленные книги будет весьма неплохо прочитать в качестве дополнительной информации к книге “Дизайн привычных вещей”.

Итог

В целом мне книга понравилась, хотя я не имею никакого отношения к промышленному дизайну. Но как графическому дизайнеру мне было интересно почитать о том, как можно избежать ошибок в своей работе. А самый большой минус, который я заметил в книге - это ее порядочный возраст. Хотя у меня и было второе издание книги, но никакой современной информации не было добавлено. В целом автор описывает предметы из 20 и начала 21 веков, которые использовались в то время в США и Европе: старинные кондиционеры, микроволновые печи, холодильники, которыми невозможно нормально пользоваться из-за их сложности.

На десерт страничка из книги, которая, уверен, будет интересна всем без исключения, хотя ни у кого руки не доходили такое нарисовать.

Купить книгу можно на Ozon или в любых других книжных магазинах (стоит около 560 рублей).

Дизайн привычных вещей Дональд Норман

(Пока оценок нет)

Название: Дизайн привычных вещей
Автор: Дональд Норман
Год: 2002
Жанр: Прочая образовательная литература, Отраслевые издания, Зарубежная деловая литература, Зарубежная образовательная литература

О книге «Дизайн привычных вещей» Дональд Норман

Интересно узнать о том, как создавались вещи, которыми мы пользуемся каждый день. Ведь даже тот же электрический чайник – это не просто емкость, подключенная к электричеству, а целый набор задумок, значительно облегчающих нашу жизнь: продуманная ручка, кнопка, форма изделия, цвет.

Как говорит Дональд Норман, если вам неудобно пользоваться той или иной вещью, это вина исключительно дизайнера, который эту вещь и проектировал. Обо всем этом он рассказывает в своей книге под названием «Дизайн привычных вещей».

Дональд Норман считает, что иногда вещи были созданы исключительно ради денег, популярности, необычности, но при этом были напрочь забыты потребности человека, что вещи должны быть не только красивыми, но и удобными.

Книга «Дизайн привычных вещей» была написана достаточно давно, но при этом ее актуальность сейчас набирает обороты. Автор предсказал выход умных часов, когда обсуждал ситуацию о том, как можно включить огромное количество функций в обычные наручные часы.

Книга «Дизайн привычных вещей» в первую очередь понравится тем, кто связан тем или иным образом с дизайном. Вы здесь найдете примеры хорошего и плохого дизайна самых разных вещей: от автомобиля до шариковой ручки. Также Дональд Норман рассказывает о том, как предотвратить ошибки в создании проектов.

Конечно, современный дизайн значительно отличается от того, что был в уже далеком 2002 году. Но при этом сегодня дизайн более замысловатый, но и более неудобный для потребителя. Даже простые двери могут вызвать ступор, так как ты не знаешь, их нужно толкать, отодвигать или ждать, что они откроются сами.

После прочтения, вы сможете по-другому взглянуть на привычные вещи, с точки зрения потребителя, а не дизайнера. В итоге вы научитесь создавать вещи не просто красивые, но и удобные. То есть, у человека, который возьмет в руки, например, вашу авторскую ручку, не возникнет вопросов о том, как именно ею нужно пользоваться.

Правду говорят о том, что книга Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей» — это основа основ. Ее будет интересно прочитать даже тем, кто не увлекается дизайном. Вы поймете, почему вам сложно пользоваться каким-либо предметом и в итоге сможете облегчить себе жизнь, зная, по каким параметрам покупать изделия.

Книга на самом деле очень увлекательна. Дональд Норман пишет о психологии вещей. Здесь нет заумных терминов или сложных объяснений, ведь автор пишет для потребителей с точки зрения потребителя, хотя у самого огромный опыт работы в сфере дизайна.

Здесь много психологии о том, как человек воспринимает что-то новое, как он мыслит во время определения того, как именно нужно пользоваться тем или иным предметом, что больше всего привлекает потребителей, а что, наоборот, отталкивает.

Таких книг, о психологии предметов, сегодня действительно практически нет. Дональд Норман в книге «Дизайн привычных вещей» раскрывает многие вопросы, которые мучают и дизайнеров, и потребителей. Книга уже заслужила популярность и уважение во всем мире, и если вы ее еще не читали, то вам обязательно стоит это сделать.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Дизайн привычных вещей» Дональд Норман в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.