Должна ли церковь брать деньги. Нужно ли платить деньги в церкви

Когда люди начинают интересоваться крещением, то в какой-то момент встает вопрос - в церкви должно быть бесплатное или платное? Должны ли за крещение брать деньги? Когда мне было около двадцати лет, я решил креститься. Я помню, что в моей жизни все было хорошо, но мне казалось, что чего-то не хватало. Я не разбирался во всех этих вопросах веры, да мне это все было не очень интересно. Мне просто захотелось креститься. Чтобы было. Я считал, что так будет правильно. Когда я пришел в один из храмов, то у видел на двери такую табличку: «Крещение 250 рублей». Если честно, то это меня тогда одновременно насторожило и спасло. И вот в чем было дело.

В чем суть и смысл крещения?

Эта история произошла со мной в самом начале 2000-х годов. После того, как я решил не платить 250 рублей за крещение, я позвонил своему другу, который на тот момент уже много лет разбирался в вопросах веры. Я рассказал ему свою историю и спросил, может, у него есть батюшка, который по знакомству сможет крестить меня бесплатно? Мой друг сильно тогда рассмеялся. Мне и самому сейчас смешно. И дело не в цене вопроса. Дело в том, что я тогда вовсе не понимал смысл крещения!

, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

Евгений, возраст: 33 / 15.07.2013

Дополнить ответ на вопрос

Ваш ответ*
(Пожалуйста, соблюдайте правила орфографии)

Ваше Имя (Псевдоним)*

Сколько Вам лет?*

Анти-спам *

Ответы:

А Вы бы стали бесплатно работать?!..
Любой труд должен оплачиваться.

Василий, возраст: 27 / 17.07.2013

Деньги, которые жертвуют при совершении таинств идут на: -нужды храма, в том числе и на вещества, необходимые при совершении таинств, такие как хлеб, вино, свечи, и прочее;
-на содержание и ремонт Храма;
-в качестве материального обеспечения священно и церковнослужителей, и их семей, грубо говоря, в качестве зарплаты. Напомню, что Церковь в настоящее время не имеет государственного финансирования, и материальные расходы производятся из вот таких вот пожертвований.

Благодать Божия, которая в Таинстве преподается, посредством священного действия - она от Бога исходит, и не имеет никакой цены, ибо она носит нематериальную, но Духовную природу. Ну как можно оценить спасение Души Человеческой, вечное блаженство в Небесном Царстве!? Но люди Церковные, священнослужители, церковнослужители, и все, кто в Храме с утра до вечера трудятся - люди эти нуждаются в материальном, поэтому заинтересованный в принятии Благодати Божией, уж коль скоро он человек верующий, отдает часть своего материального достатка на содержание церковных людей, без которых совершение Таинства либо вовсе не возможно, либо будет происходить в очень неприятных условиях. Так что плата за требы - вполне оправдана, о чем и в апостольских посланиях говориться:http://azbyka.ru/biblia/?1Cor.9:11

Александр, возраст: 40 / 18.07.2013

За таинства в церкви денег не берут.

Вообще, вопрос старый, как бивни мамонта. Ну да ладно.

Подойдите к любому священнику и скажите: я хочу венчаться (креститься, причаститься, исповедоваться, освятить машину и т.д.), но за это не заплачу ни копейки. И священник исполнит для Вас Таинство, хотя может быть и поставит Вас в конец очереди ради тех, кто действительно беден.
Так что хозяин-барин: хочешь жертвуй, хочешь нет. Откуда взялись цифры? Это практически рассчитанные величины, ниже которых ежели пожертвования опустятся, приход загнется (например, храм на 200 человек за отопительный сезон должен выложить за тепло порядка 200-250 тыр.).

Опыт показывает, что совестливые люди жертвуют всегда. И тем легче, чем больше у них совести. И тем труднее, чем совести меньше. Но даже и таких от аналоя не прогонят.

В европейских странах налогоплательщики независимо от вероисповедания платят церковный налог (и атеисты тоже), т.е. заботу о церкви и зарплатах и пенсиях и медицинских страховках священников несет государство, - а в России такого налога нет. И десятину как у баптистов никто не платит, хотя в Новом Завете и сказано, что священник должен питаться от прихожан. Уж не запрещайте нам пожалуйста своим батям пожертвования приносить. Священникам и их деткам тоже кушать надо.

А если по какой-то причине Вам пожертвовать нечего, все равно приходите, мы всем миром за счет прихода все что нужно для проведения таинства Вам купим. Мы так в прошлом году похоронили утонувшего сироту, молодого парня, который и в храм-то никогда не заходил.

Короче, welcome, и постарайтесь придти своими ногами, пока это еще возможно.

Андрей, возраст: 47 / 21.07.2013

Это не плата,а ПОЖЕРТВОВАНИЕ. Потому что церковь как и все платит коммунальные платежи: свет, отопление, вода и т.д. Певчим платить надо, самому священнику надо кушать и кормить семью.

Наталья, возраст: 45 / 31.07.2013

Эти деньги - Ваша жертва на храм, и не оплата услуг. Если не считаете нужным - не давайте, это не магазин.
Экономика храма формируется из таких пожертвований + хоз. деятельность (там, где это возможно). Это - древнейшая традиция: священник питается от Алтаря. На эти деньги содержится храм (ком. услуги, ремонты, закупки необходимого), осуществляется благотворительная деятельность, существуют воскресные школы и т.д, и т.п. В том числе и содержание клира - никаких гос. и пр. дотаций и оплат не существует. В некоторых странах (Греция, Германия, например) верующие платят спец. налог в пользу своей конфессии. Из этих денег устанавливают гос. зарплату священству, как гос. чиновникам и выделяют средства на жизнеобеспечение приходов. Наверное, так было бы удобнее (по крайней мере мне, как священнику), но - есть то, что есть...

свщ. Александр, возраст: 53 / 16.08.2013


Предыдущий вопрос Следующий вопрос

Мирослава, Кушва

Почему за крещение детей берут такие деньги?

Cкажите, батюшка, почему за крещение детей берете такие деньги? Не грех это? Разве дети малолетние могут себе заработать?

Доброго здоровья. Ответ на ваш вопрос начну с объяснения. Я не тот батюшка, к которому вы обращаетесь, и даже не знаю, какая цена за крещение. Хотя, судя по вопросу, она большая. Также трудно найти разумные аргументы. Каждому понятно, что маленькие дети вообще не могут себе зарабатывать ни много, ни мало. Мне думается, что ваш вопрос стоит рядом с двумя другими.

Первое — это крещение детей в младенчестве. Рождается маленький человек в мир, и родители, а часто бабушки и дедушки сразу стремятся крестить его. Если вдруг встречаются какие-то препятствия, то стремятся преодолеть их любой ценой, всеми правдами и неправдами. Приходят будущие крестные. Хорошо, если они венчаные, не курят, соблюдают посты, молятся дома и в церкви, бывают на исповеди, имеют духовного отца, с которым советуются (хотя бы иногда). То, что я перечислил, — это только следствие веры. Часто у этих крестных нет этой веры и понимания, кто мы и куда идём, что сделал Христос, что требуется от нас, что такое Спасение, как и чем оно достигается и вообще нужно ли оно. И вот крестили младенца. Вначале всё хорошо: носят причащать, сами с ним приходят. Постепенно младенец растёт и «хождения» в храм сокращаются. Где-то к подростковому возрасту он уже и сам не хочет ходить. Родители вместе с крестными, не ведя духовной жизни, сами не ходят и ничего не соблюдают из церковных постановлений, тому же постепенно научается и младенец. Итог: дар Божий, крещение, брошен сатане под ноги. Хорошо, если этот вариант развития событий сбывается не у всех. Мне, как священнику, очень часто приходится видеть именно такой исход событий. Задается вопрос: зачем нужно было такое крещение в младенчестве? Не подумайте, что я против младенческого крещения. Я за него, но при вере крестных и родителей, которые сами живут в вере (а вера не может быть без дел) и тому же учат и чадо своё. А если стоит вопрос, сколько стоит крещение, то с большой долей вероятности можно сказать о ситуации, описанной выше.

Мне часто приходится отвечать на подобный вопрос. Да нисколько не стоит, покрестим и бесплатно, только начинайте трудиться, начните дома с самого малого в духовном направлении. Как правило, это оказывается трудно, и людям проще заплатить,чем работать над собой.

Второе — это содержание церкви. Скажу сразу самую суть. Ещё с Ветхого завета известно о том, что на содержание церкви люди давали 10-ю часть от своей прибыли. В своей основе я согласен с теми людьми, которые выступают против продажи свечей. Есть опыт, когда просто лежат свечи, рядом с ними цена на них и ящичек, в который сами люди опускают деньги, без какого-то контроля. Позже проверяют, и как правило оказывается, что сумма денег в ящике гораздо больше, чем это требуется. Значит, люди дают денег больше, чем берут свечей. Совесть есть у каждого. По этой аналогии я могу предположить, что церковь могла бы отказаться от всевозможной торговли, если бы все прихожане добросовестно исполняли свою обязанность — давали церковную десятину. И совершенно бесплатно исполняла бы для них все требы, в том числе и крещение. Но ведь в пересчете, в масштабах года, сумма от десятины была бы гораздо больше. Еще надо учесть, что не каждый год рождаются дети, то есть нет нужды каждый год кого-то крестить. А теперь вопросы вам. Сами вы платите десятину? Если бы вам бесплатно крестили ребенка, смогли бы вы исполнять свою десятину (хотя бы на 2-3 %)?

Приведу одну выписку из Священного Писания:

«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам , говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?» Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня , говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? » (Книга пророка Малахии, глава 3, стихи 6-10).

В начале своего ответа я написал, что трудно найти аргументы о заработке малолетних детей. Но такой есть. В некоторых случаях государство выделяет на детей пособие по рождению, и я знаю людей, которые и из этого дохода платили десятину.

Нужно ли платить за Крещение или покупать в церкви на Крещение, что тебе предлагают, или это должно быть даром? И ещё я хотел написать записки за упокой и за здравие, но окозалось, что это тоже платная услуга. А самое главное, меня удивило, что женщины и мужчины должны стоять по разные стороны во время службы - правильно ли это? Я готов пожертвовать деньги, сколько могу, дело не в этом, меня смущают расценки на каждую услугу.

Канев Александр

рабочий, плотник

Уважаемый Александр, мне не совсем понятна суть Вашего недоумения. Если для Вас церковные Таинства и требы - это услуги, то что же Вас удивляет в том, что они платны? Где и когда Вам кто-либо оказывал бесплатные услуги? Смею думать, что и Вы сами за свой труд получаете материальное вознаграждение. Разве что так называемые социальные услуги, оказываемые государством определенным группам населения, могут быть бесплатными, но эти услуги финансируются из бюджетных фондов, за счет прямых и косвенных налогов, которые мы с Вами платим как граждане страны. Но Церковь - не государственное учреждение, а в то же время и не коммерческая организация по оказанию культовых услуг, каковой является, к примеру, похоронное бюро. Церковь отделена от государства, никаких средств из бюджетных фондов на свое содержание не получает и осуществляет свою деятельность (в том числе и благотворительную) на пожертвования своих членов . Отношения между Церковью и ее членами не входят в сферу действия законодательства о защите прав потребителей; совершаемые в Церкви Таинства и требы услугами не являются, равно как и свечи не являются товаром, а денежные суммы, которые предлагается за них вносить, - это не цены, а размер рекомендуемого добровольного пожертвования. Если эта сумма для Вас велика, попросите принять у Вас записки за малую жертву, и уверен, что Вам не будет отказано.

Из Вашего вопроса не ясно, о Вашем ли собственном Крещении идет речь, или о Крещении другого человека. В любом случае, если бы Вы ходили в храм регулярно и регулярно же, в той или иной форме, вносили пожертвования на храм, то не могу себе представить, как бы у Вас могло вдруг возникнуть подобное смущение. А если бы даже оно и возникло, естественно для члена Церкви его открыть не в интернете, а священнику, у которого Вы регулярно исповедуетесь, либо настоятелю храма и затем епархиальному священноначалию.

Смею заметить, что крестить младенца, равно как и взрослого человека, имеет смысл только в том случае, когда есть основания предполагать, что этот человек станет истинным членом Церкви, регулярно прибегающим к ее спасительным Таинствам, поддерживающим постоянную живую связь с ней. Сейчас во многих приходах священники перед крещением младенцев проводят собеседования с родителями и крестными , дабы удостовериться, осознают ли те в полной мере смысл этого Таинства и готовы ли к выполнению своих обязанностей, не смотрят ли они на Таинство Крещении как на некий торжественный обряд или магическое действо, оберегающее от болезней и жизненных невзгод, словом, как на «услугу» культового характера.

Итак, если размер рекомендуемого пожертвования за совершение Крещения для Вас непосильно велик, то надлежит Вам, нимало не смущаясь, обратиться к настоятелю храма и попросить, чтобы Вас или Вашего младенца окрестили бесплатно или за то пожертвование, которое для Вас посильно, если же на Вашу просьбу последует отказ, то обратиться к епархиальному священноначалию.

Что же касается второй части Вашего вопроса, то обычай мужчинам и женщинам во время службы располагаться в разных половинах храма практикуется в немногих приходах нашей Церкви, главным образом, в монастырях.

Батюшка почему записки о здравии и о усопших принимаются и читаются за деньги? Разве вера продается? Почему в церквях крестят за деньги. Разве Иоанн Креститель крестил за деньги Господа нашего и всех остальных?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся - не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, - не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17).

Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Приведу пример одной церковной общины - Храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, где настоятелем является прот. Алексий Уминский. В штате находятся: настоятель, священник, диакон, староста, регент, алтарник, бухгалтер, работница за свечным ящиком и три сторожа. Регулярную уборку совершают сами прихожане. Певчие трудятся бесплатно. На содержание самого необходимого штата ежемесячный фонд зарплаты составляет около 70 тыс. рублей. Священники, староста и регент получают 8 тыс., диакон - 7 тыс., а остальные меньше. Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и проч. Даже без учета расходов на приобретение церковной утвари, облачений, отчислений на ремонт затраты в месяц составляют примерно 120 тыс. рублей. Прихожан (без младенцев и учащихся) насчитывается 120 человек. Значит для того, чтобы приход мог реально существовать, каждый должен был бы вносить не менее 1 тыс. руб. в месяц. Многим это непосильно. Поэтому отец-настоятель даже не призывает к этому. Год назад в храме была отменена плата за записки и свечи. Что изменилось? Бухгалтеру стало трудней изыскивать средства, чтобы покрыть необходимые расходы. Бывают трудные месяцы. Отец Алексий говорит: «на конец декабря 2005 г. в приходской кассе было 50 тыс. рублей, то есть не хватало даже на минимальную зарплату. Это было большой неожиданностью, и нам оставалось развести руками» (Приходской листок, 30/12 февраля 2006). Хотелось бы, чтобы люди, недовольные ценами за требы, нашли время и посчитали, сколько они ежемесячно жертвуют на свой храм. Поскольку большинство этого не делает, остаются цены. Разумеется, всё должно быть устроено мудро и человеколюбиво. Работники прихода должны всегда с готовностью пойти на встречу малоимущему человеку и исполнить его просьбу бесплатно.

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Св. апостол Лука говорит: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к коринфянам: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:7-8).