Доспехи. Виды брони для классов в TESO

Защитное покрытие, используемое для защиты человека от различных видов оружия, как ближнего боя, так и дистанционного (например, луки). Доспехи использовалась как для защиты солдат, так и боевых животных, такие как боевые лошади (броня для лошадей называлась бардинг).

Доспехи использовалась на всем протяжении истории, и изготавливалась их множества материалов; начинаясь с простейшего кожаного доспеха, персональный доспех эволюционировал к и доспеху. На протяжении большей части военной истории производство металлических доспехов в Европе было наиболее технологичным процессом. Производство доспехов было причиной развития многих технологий древнего мира, таких как обработка древесины, горная промышленность, очистка металла, производство транспортных средств (например, колесниц), обработка кожи, и, в дальнейшем, декоративная обработка металла. Это производство оказало влияние на развитие промышленной революции, и повлияло на коммерческое развитие металлургии и инженерного дела.

Технологии доспехов были единственным самым влиятельным фактором в развитии огнестрельного оружия, которое произвело революцию на поле боя.

Материалы

На протяжении веков использовалось большое разнообразие материалов для производства доспехов: шкуры, кожа, кости, полотно, дерево, бронза, железные пластины. Сопротивление доспеха к проникающему удару зависит от толщины стали - сталь толщиной 2мм выдерживает в 3 раза большую энергию удара, чем сталь толщиной в 1мм.

Характеристики доспехов

С 15-ого столетия большая часть человеческого тела была защищена специализированными стальными элементами, обычно надеваемых на льняное или шерстяное нижнее белье, которые крепились на теле кожаными ремнями, застежками и завязками. Кольчуга защищала те области, которые не могли быть защищены латным доспехом; например, спина и колени. Известные составные части латного доспеха включают шлем, рукавицы, нагрудник, и .

Для элиты полный доспех изготавливался индивидуально. Большая часть доспехов покупалась «как есть», но некоторые доспехи подгонялись под индивидального владельца. Стоимость доспеха сильно варьировалась в зависимости от эпохи и места, и включала в себя как стоимость изготовления, так и стоимость художественного оформления доспеха. В 8-ом столетии кольчуга стоила 12 волов; к 1600 году броня всадника стоила 2 вола. Типовой полный латный доспех стоил приблизительно 1 фунт стерлингов в 14 веке в Англии, при этом воин в тот же самый период зарабатывал около 1 шиллинга в день. Таким образом, доспех стоил приблизительно заработок за 20 дней службы. Но латный доспех был доступен только тем, кто мог купить его: это знать, землевладельцы и наемные профессиональные воины, которые были основной частью армий в Средневековый период. Солдаты более низкого положения носили значительно меньше доспехов. Полный латный доспех делал владельца фактически неуязвимым для ударов меча , также обеспечивал существенную защиту от стрел, палиц и даже от раннего огнестрельного оружия. Кромка меча не могла проникнуть через относительно тонкую пластину (всего 1 мм). Кроме того, несмотря на то, что стрелы луков и арбалетов, а также раннее огнестрельное оружие могли пробить пластины, особенно с близкого расстояния, более поздние усовершенствования методов обработки стали и дизайна доспеха сделали и этот способ атаки намного более трудным. Как апогей развития, закаленный стальной доспех был почти неприступным на поле битвы. Рыцари были более уязвимы для древкового оружия, такого как алебарды, и дробящего оружия, такого как булавы или военные молотки, удары которых наносили повреждения без пробивания доспехов, и приводили к таким травмам как переломы, внутренние кровоизлияния, и/или черепно-мозговые травмы. Другая тактика была направлена на то, чтобы нанести удар в промежутки между частями доспеха, используя кинжалы, копья и острия другого оружия, поражая глаза или суставы.
Вопреки распространенным заблуждениям, хорошо сделанный средневековый «боевой» доспех (в отличии, прежде всего, от церемониального «парадного» или «турнирного» доспеха, нравящегося королям и знати более поздних лет), препятствовал своему владельцу не больше, чем современная военная экипировка. Нужно помнить, что рыцарь обучался носить доспех с подросткового возраста, и он был в состоянии развить технику и выносливость для бега, передвижения ползком, подъема по лестницам, так же как и взобраться на лошадь без подъемного крана. Полный средневековой пластинчатый доспех, предположительно, весил порядка 30кг, и был в среднем легче, чем современная армейская экипировка (до 50кг).

История доспехов

Множество факторов оказали влияние на развитие доспехов на протяжении истории человечества. Наиболее значительные факторы в развитии доспеха включают в себя экономические и технологические потребности производства. Например, латный доспех сначала появился в Средневековой Европе, когда молоты, приводимые в действие водяным колесом, сделали формирование пластин более быстрым и более дешевым. Точно также современные вооруженные силы обычно не обеспечивают своих солдат самой лучшей защитой, так как она была бы крайне дорогостоящей. На протяжении всего времени развитие брони шло параллельно с развитием оружия на поле боя, и оружейники стремились создать лучшую защиту, не жертвуя подвижностью.

Кольчужный доспех

Кольчуга сделана из соединенных друг с другом железных колец, которые могут быть склепаны или сварены. Кольчуга, как полагают, была изобретена кельтами в Восточной Европе приблизительно в 500 году до н.э. Когда кельты двигались на запад, кольчуга стала распространяться. Большинство культур, которые использовали кольчугу, использовали кельтское слово «byrnne» или его вариации, подразумевая кельтов как создателей. Римская армия использовала кольчугу на протяжении почти всей своей истории. После краха Западной Римской империи в 476 нашей эры инфраструктура изготовления латных доспехов была в значительной степени потеряна в Европе, в результате чего кольчуга была лучшим доступным доспехом в течении Раннего Средневекового периода.

Переход к латным доспехам

Постепенно к кольчуге стали добавлять маленькие дополнительные пластины или диски из железа, чтобы защитить уязвимые области. К концу 1200гг. таким образом были защищены колени, и два круглых диска, названные «besagews», защищали подмышки. Известно множество способов улучшить защиту кольчуги, и по всей вероятности, оружейники экспериментировали с различными вариантами защиты. Укрепленные кожаные и шплинтованные приспособления использовалась для защиты частей рук и ног. Появилась латная куртка, доспех, сделанный из больших пластин, сшитых на текстильной или кожаной куртке (иногда довольно длинной).

Ранний латный доспех в Италии, и в других местах в 13-15вв был сделан из железа. Железные доспехи могли науглероживаться или закаляться, для получения более твердой поверхности. Латный доспех стал более дешевым, чем кольчуга к 15в, поскольку был менее трудоемким в изготовлении, а труд стал намного более дорогим после эпидемии бубонной чумы в Европе в 1348-49г, хотя требовал больше металла на свое производство. Кольчуга продолжала использоваться для того, чтобы защитить те части тела, которые не могли быть соответственно защищены пластинами, такие как подмышки, локти и пах. Другое преимущество лат состояло в том, что поддержка для копья могла быть установлена на грудной пластине.

Вероятно, самый узнаваемый стиль доспеха в мире это латный доспех, связанный с рыцарями европейского Позднего Средневековья.

Примерно до 1400г полный набор латного доспеха был развит в оружейных мастерских Ломбардии. Тяжелая конница доминировала на поле битвы в течение многих столетий частично из-за их доспехов.

В начале 15в, маленькие "ручные орудия" стали использоваться на полях сражений в ходе Гуситских войны, в комбинации с тактикой гуляй-города, позволяя пехоте победить бронированных рыцарей на поле битвы. В то же самое время арбалеты стали достаточно мощными, чтобы пробить доспехи. Вместо того, чтобы искоренить доспехи как класс, угроза огнестрельного оружия стимулировала улучшение защитных свойств доспеха. Это был 150-летний период, в который использовалась лучшие и более металлургически продвинутые стальные доспехи, из-за опасности, созданной огнестрельным оружием. Таким образом, огнестрельное оружие и конница в защитных доспехах были "угрозой и возмездием" вместе на поле битвы в течение почти 400 лет. К 15в латные доспехи в Италии почти всегда делались из стали. В Южной Германии оружейники начали закалять свою стальную броню только в конце 15в.

Качество металла, используемого для изготовления доспехов , ухудшилось, поскольку армии стали больше, и броня была сделана более толстой, требуя выведения ездовых лошадей. Если во время 14-15вв доспех редко весил больше чем 15 кг, то к концу 16в доспех весил 25 кг. Увеличивающийся вес и толщина доспеха конца 16в дали существенную прибавку к прочности.

Во время появления первых пистолетов и аркебуз, огнестрельное оружие имело относительно невысокую скорость полета пули. Полные доспехи, или брештуки фактически остановили пули, выпущенные с небольших расстояний. Передние брештуки, фактически, пристреливались во время испытаний доспеха. Точка попадания пули часто окружалась гравюрой, для указания на нее. Это называли "доказательством". Доспехи часто имели знаки отличия производителей, особенно если они были хорошего качества. Стрелы арбалета, если он еще использовался, редко проникали через хороший доспех, как не проникала любая пуля, кроме тех, что выпущены с близкого расстояния.

В действительности, вместо того, чтобы сделать доспехи устаревшими, появление огнестрельного оружия стимулировало развитие доспехов в их поздние стадии. В течение большей части того периода, доспехи позволяли всадникам сражаться, будучи постоянно на прицеле у аркебузеров, не становясь при этом легкой мишенью. Полные комплекты доспехов обычно носили генералы и королевские командующие до второго десятилетия 18в. Это был единственный способ, который позволял быть в безопасности на расстоянии от поля битвы от отдаленного огня мушкетов.

Лошади были защищены от копий и оружия пехоты стальной латной защитой «барда». Это дало защиту лошади и усилило визуальное впечатление от конного рыцаря. Позднее, искусно изготовленные барды использовался в парадном доспехе.

В TESO нет чёткого распределения между классами видов брони, каждый класс может носить любой тип брони: легкую, среднюю и тяжелую. Различные игровые классы и ваши игровые стратегии в зависимости от вида брони могут принести как пользу, так и ухудшить параметры и создать неудобства. Ниже мы рассмотрим все заклинания и умения, доступные в определенных линиях навыков брони.

Легкая броня

Легкая броня является одним из самых популярных типов брони её часто выбирают классы поддержки, маги и целители: рядовых заклинателей, которые обычно не встречаются на поле боя и не требуют такой защиты, как классы ближнего боя. Таким образом, он наиболее популярен среди колдунов и храмовников. Линия умения легкой брони содержит одно активное заклинание и пять различных пассивных способностей, большинство из которых дает вам бонус на магию (ману) или дополнительную защиту.

Активные способности:

    • Annulment — Создаёт 15-процентный урон в течение 20 секунд, и вы получаете на 50% меньше урона от заклинания.

Пассивные способности:

  • Эволюция (3 разряда) — Уменьшает магическую стоимость заклинаний на 1% за каждую часть легкой брони, которую вы надели.
  • Восстановление (2 разряда) — Увеличивает регенерацию магии на 2% для каждого предмета легкой брони.
  • Заклинание (2 разряда) — Увеличивает сопротивление заклинаниям вашего персонажа на 3% для каждого предмета легкой брони.
  • Prodigy (2 разряда) — При ношении не менее 5 предметов легкой брони шанс получить критический удар от врага снижается на 5%.
  • Концентрация (2 разряда) — Вы игнорируете 3% от магического сопротивления своего врага на каждую экипированную часть легких доспехов.

Средняя броня

Средняя броня идеальный вариант для ассасинов и рейнджеров. Бонусы данного вида брони дают прибавку к ловкости и выносливости, поэтому может использоваться в классах ближнего боя такие как танк, храмовник и т.д. Ниже приведен список активных и пассивных навыков в дереве навыков средней брони!

Активные способности:

    • Уклонение — 15% усиление шанса уклониться на 17 секунд.

Пассивные способности:

  • Ловкость (3 разряда) — Увеличивает шанс нанесения критического удара на 1% при использовании каждой части средней брони.
  • Wind Walker (2 разряда) — ваше восстановление выносливости увеличено на 2% за каждую надетую часть средней брони.
  • Крепость (2 разряда) — пы набираете скрытность на 3%, и уменьшает стоимость выносливости на 4% за каждую имеющуюся у вас экипированную среднюю броню.
  • Ловкость (2 разряда). Ваша скорость атаки увеличивается на 5%, если вы носите 5 или более единиц средней брони.
  • Battlefield Mobility (2 разряда). Ваша скорость спринта увеличивается на 2%, а выносливость для уклонения от атаки уменьшается на 2% за каждую часть брони.

Тяжелая броня

Тяжелая броня предназначена для бойцов ближнего боя. Она предлагает лучшую защиту и регенерацию здоровья, поэтому является идеальным решением для таких классов как храмовник или рыцарь дракона. Даже рукопашные персонажи ДПС часто носят тяжелую броню из-за повышенного защитного потенциала, и некоторые маги также могут ее использовать.

Активные способности:

    • Immovable — Увеличивает вашу броню и сопротивление заклинаниям на 17 в течение 8 секунд и делает вас неуязвимыми для отталкивания и отключения эффектов в течение продолжительности.

Пассивные способности:

  • Разрешение (3 разряда) — для каждого предмета тяжелой брони, экипированного вашим физическим смягчением и сопротивлением заклинаниям, увеличивается на 1%.
    Конституция (2 разряда). Ваша регенерация вашего здоровья увеличивается на 2% за каждый кусок тяжелой брони, которую вы оборудовали.
  • Джаггернаут (2 разряда) — Увеличивает силу ваших рукопашных атак на 0.5% за каждый предмет тяжелой брони.
  • Крепость (2 разряда). Стоимость выносливости для блокирующих атак уменьшается на 10%, если вы носите 5 или более кусков тяжелой брони.
  • Rapid Mending — Лечит на вас на 0.5% более мощный для каждой экипированной тяжелой брони.

Пишите ниже ваше мнение какой вид брони подходит для вашего класса!

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такое оружие было в нашей армии вплоть до Крымской войны 1955-1956 года, когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Белый доспех – это доспех конца XIV-начала XV веков.
Белый доспех - любой доспех естественного цвета металла.
Белый доспех - любые латы не являющиеся воронёными, не покрытые тканью и не раскрашенные.
Белый доспех (англ. white armour, нем. alwite) - первые и ранние полные латы, конца XIV-начала XV веков, названные так чтобы отличать их от бригантин. Эволюционировали в Италии в «пузатый» миланский доспех, а в Германии в угловатый кастен-бруст.
Ранние латы, называемые белый доспех, обнаруживают сходство, как с миланским доспехом, так и кастен-брустом, при этом по внешнему виду они больше похожи на миланский доспех, а по устройству соединения верхней части нагрудника кирасы с его нижней частью, на кастен-бруст. Деление нагрудника кирасы на два крупных сегмента позволяет сгибаться и разгибаться. В миланском доспехе находится поверх его верхней части, в белом же доспехе нижняя часть нагрудника (если была) находилась, как и в кастен-брусте под верхней частью. При этом кираса в зависимости от региона могла быть как округлой, подобно миланскому доспеху, так и с «отвисшей» грудью (выпуклой снизу), подобно кастен-брусту, но без угловатостей присущих кастен-брусту.
Латная юбка (набрюшник) была похожа на миланскую, но без набедренных щитков (tassets), так же для кастен-брустов была характерна очень длинная латная юбка, но некоторые варианты имели короткую юбку. В отличие и от миланских доспехов и кастен-брустов, белый доспех носился не с латными рукавицами, а с латными перчатками. В качестве шлема обычно носился грандбацинет - надёжный шлем опирающийся на плечи, характерный как для кастен-брустов так и для миланских доспехов в стиле итал. alla francese (а-ля французский). Но при этом забрало грандбацинета нередко имело не классическую круглую форму, а остроносую форму хундсгугеля в сочетании опять же с заострённым затылком, вместо округлого.
Полных ранних лат, к сожалению до наших дней не дошло, а отдельные сохранившиеся части, могут трактоваться и как детали ранних миланских доспехов.


Такие доспехи изготавливались в течение всего XV века и достигли своего пика в 1480х годах, когда они считались лучшими в Европе. Их внешний вид нёс в себе черты Готической архитектуры и Готического искусства. Доспехи имели много заострённых форм и изящных линий, кроме того, как правило, данный тип доспеха имел гофрирование и рифление - так называемые рёбра жёсткости, которые повышали прочность доспеха. Как правило, в готических доспехах использовался салад с длинным и острым назатыльником, который защищал заднюю часть шеи и головы. Бувигер защищал подбородок. В дополнение к стальным пластинам эти доспехи включали кольчужные элементы, крепившиеся к поддоспешнику, для защиты тела на внутренней части суставов и промежности.
Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех - итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты. Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века - до появления максимилиановского доспеха, а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века).
По стилю готический доспех делится на высокую и низкую готику, а также на позднюю и раннюю. Про некоторые заблуждения:
Некоторые ошибочно полагают, что для готического доспеха характерно отсутствие набедренных щитков (tassets), но на самом деле это особенность наиболее известных образцов - существуют менее известные образцы готических доспехов, у которых tassets не утеряны.
Обычно считают, что для высокой готики обязательно обильное рифление, но встречаются образцы высокой готики, имеющие характерный силуэт высокой готики, но не имеющие рифления (в частности такие встречаются как среди выкованных Пруннером, так и среди выкованных Хельмшмидтом, которые были в то время одними из известнейших кузнецов-доспешников).
Поздняя готика и высокая готика - не одно и то же, дешёвые образцы поздней готики порой имеют признаки низкой готики.


И тальянский доспех конца XIV - начала XVI века, иногда называемый «итальянской готикой». Экспортный вариант назывался alla francese (аля французский) и имел шлем гранд-бацинет и остроносые сабатоны. Характерным отличием от немецкой "готики" являлись его гладкие, округлые формы, кираса, скрепленная ремнями, наплечники и налокотники разного размера (левый намного больше), и использование для защиты кистей латных рукавиц (в немецких доспехах применялись преимущественно латные перчатки).


Германский доспех первой трети XVI века (или 1505-1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I.
Доспех характеризуется наличием шлема типа армет и закрытым шлемом с гофрированным забралом, мелким веерообразным и параллельным рифлением, часто покрывающим большую часть доспеха (но никогда поножи), гравировкой, сильно выпуклой кирасой, и своеобразными тупоносыми сабатонами.
Сам доспех была разработан для подражания плиссированной одежде, которая была модной в Европе в то время. Создание доспехов, не только обеспечивающих максимальный уровень защиты, но и визуально привлекательных, было тенденцией в Европе в XV-XVI веках. Она объединила итальянский округлый стиль доспехов с немецким рифленым стилем.
Максимилиановский доспех действительно несколько схож с итальянскими доспехами в стиле итал. alla tedesca (аля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха. Обилие рёбер жёсткости (изготовленных методом чеканки), давало более прочную конструкцию, что позволило уменьшить толщину металла, и существенно снизить вес! При этом доспех, в отличие от готического, подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию. Также играла роль низкая точность тогдашнего огнестрельного оружия, и то, что стреляло оно с небольшой и, главное, практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего выцеливать уязвимые места у движущегося всадника было нереально.
Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости. Края пластин выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым в свою очередь, путём дополнительного гофрирования придавали форму в виде верёвочек, в результате чего пластины получали по краям очень прочные рёбра жёсткости. Интересно, что у итальянских итал. alla tedesca (а ля германский) края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не всегда заворачивались. В готических же доспехах вместо выгибания края пластин гофрировались и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.
Термин «максимилиановский доспех» не означает, что каждый доспех, который носил Максимилиан I является максимилиановским. Самый известный доспех, который носил Максимилиан, не являлся максимилиановским, это готический доспех, который носил Максимилиан, когда он был молодым принцем и позже представил его как благородный свадебный подарок для его дяди Зигмунда. Максимилиан I стал Императором в 1493 году и умер в 1519 году, однако классический максимилиановский доспех известен с 1515 года до 1525 года, и сходный по форме доспех с меньшим или иным рифлением с 1500 годов.
Переходный стиль Скотта-Сонненберга
Ранние типы этого доспеха, которые не имеют рифления или имеют рифления стиля wolfzаhne («зубы волка») (который отличается от стиля классического максимилианского рифления), и могли носиться с саладом, выделены с типологии Окшотта в доспехи стиля Скотта-Сонненберга. Согласно Окшотту, такой переходный доспех носили с 1500 до 1520 годов, и истинный максимилиановский доспех носили с 1515 до 1525 года. Однако некоторые другие историки выледяют стиль Скотта-Сонненберга из максимилиановских доспехов.
Итальянский «alla tedesca» («а-ля немецкий») доспех
Итальянский «alla tedesca» («а-ля немецкий») доспех - это итальянский доспех 1500 - 1515 годов с рифлением и максимилиановской формой груди, набедренными щитками длиной до колена, часто носившийся с саладом с забралом типа «гармошка». Этот вид доспеха рассматривается Окшоттом как вид доспеха стиля Скотта-Сонненберга, сделанного итальянцами для немецкого рынка.
Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца.
Другой характерной особенностью являются сабатоны (латная обувь) «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее после выхода из моды эти сабатоны и обувь были прозваны «Утиными Лапами».
Одной из наиболее примечательных особенностей, бросающихся в глаза, является забрало, имевшее следующие формы:
«Гармошкой» (англ. bellows-visor) - ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей.
«Воробьиный клюв» (англ. sparrow beak) - классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий - в XV-XVI века.
Классическая конструкция с одинарным забралом.
Конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делится на верхнее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущеном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних максимилианов).
«Обезьянья морда» (англ. monkey-face), оно же «моськин нос» (англ. pug-nose) - имеющее ниже зрительных щелей выступающий объём похожий на радиатор)))
«Гротескное» (англ. grotesque) - забрало представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя.
Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:
с наподбородником откидывающимся вверх подобно забралу, и нередко закреплённого на том же шарнире что и забрало;
с наподбородником который не крепился на шарнире, а просто пристёгивался спереди;
с двумя нащёчниками смыкающимся друг с другом у подбородка подобно дверцам (так называемый флорентийский армет) в котором нижняя часть шлема состояла из левой и правой половинок, откидывающихся вверх подобно бомболюку, при закрывании смыкающихся друг с другом спереди и с относительно узким назатыльником сзади.
В Германии наибольшей популярностью пользовались вариант с откидывающимся наподбородником и несколько меньшей популярностью вариант с двумя нащёчниками, в то время как в Италии были популярны варианты, в которых защита нижней части лица состояла из левой и правой частей. Кроме того вариант с откидывающимся наподбородником не нуждался в диске, торчащем подобно гвоздю с огромной шляпкой из затылка, и предназначенным для защиты от перерубания (ударом по затылку) ремня, стягивающего вместе нижнюю часть шлема.
Защита горла и шеи - горже (латное ожерелье) существовало в двух вариантах:
Фактически состоящий из традиционнных наподбородника и назатыльника крепившихся к шлему. В отличие от конструкции XV века, наподбородник не закреплён жёстко на кирасе и смыкается с назатыльником, образуя сплошную латную защиту шеи, под которой находится настоящее горже; так что получалось два подвижных конуса.
Так называемый бургундский, обеспечивающий наилучшую защиту шеи головы: гибкое горже, состоящее из латных колец, способное наклонятся в любую сторону. На нём закреплён свободно-вращающийся шлем при помощи характерного крепления в виде двух полых колец (часто исполненных, как витые канаты), свободно скользящих одно в другом.
Увеличение пластин германских доспехов, привёдшее к появлению максимилианов, сопровождалось так же и увеличением размеров наплечников, в результате чего отпала необходимость обязательного наличия пары ронделей (круглых дисков для защиты подмышек). В результате чего помимо максимилианов с традиционной парой ронделей, встречались и максимилианы лишь с правым ронделем прикрывавшим вырез в наплечнике для копья, так как левый наплечник полностью прикрывал подмышку спереди. Что касается максимилианов не имеющих ронделей, то нет единого мнения имели ли они правый рондель (который был затем утерян), или вовсе не имели ронделей.

Доспех для парадных выездов и торжественных церемоний. Мог являться непригодным для боя, в Европе нередко одновременно являлся турнирным доспехом.
Известен единственный дошедший до наших дней доспех эпохи раннего средневековья – это доспех катафрактария, он принадлежал сарматскому царю, выполнен из чистого золота (и потому негоден для боя).
В Месоамерике (доколумбовой Центральной Америке) были неизвестны доспехи, но правители были облачены в золото, которое, помимо украшательских целей, в случае опасности обеспечивало некоторую защиту от оружия, и может с некоторой долей условности именоваться парадными доспехами.
В Японии в качестве парадных доспехов было очень престижно носить антикварный фамильный доспех, побывавший в какой-нибудь знаменитой битве. Некоторые из дорогих доспехов были для устрашения, полностью покрыты медвежьей шкурой и украшены огромными буйволиными рогами. Во времена правления регентов из дома Ходзё (когда отсутствовали войны) были модными ламеллярные доспехи из вычурно мелких пластин, которые хоть и не считались парадными, но тем не менее в связи со своей крайней дороговизной и вычурностью можно назвать парадными. Более того, производство таких доспехов из вычурно мелких пластин с началом междоусобных войн постепенно сошло на нет.
Интересно, что конские доспехи в Японии появились в эпоху Эдо и предназначались только для парадов и торжественных выездов. В эпоху Эдо также получили распространение парадные доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой.
В Индии парадные доспехи делались из особой мелкой кольчуги, концы колец в которой были согнуты, но не заклёпаны и не сварены, от чего кольца такой кольчуги рассыпались бы при первом же ударе.
На Востоке (Средняя Азия и Ближний Восток) было распространено ношение поверх доспехов наддоспешной одежды (халаты и порой головные уборы), выполнявшей помимо защиты от солнца также и парадные функции. При этом зерцала носили поверх одежды.
В Средневековой Европе до XV века в качестве парадных доспехов использовали боевые, дополнительно украшенные геральдикой: нашлемными фигурами (из папье-маше, пергамента, ткани, кожи, дерева), наплечными щитками, и гербами на сюрко, намете, конской попоне и бригантине. Некоторые надевали поверх шлема или кольчужного капюшона настоящую корону. Кроме того, кольчуги украшались вплетёнными медными кольцами, отполированными до золотого блеска. Шлемы иногда расписывали раствором золота в ртути, после испарения которой на шлеме оставался золотой рисунок. Дополнительно носился обильно украшенный рыцарский пояс из золотых или позолоченных бляшек (фактически перевязь меча в виде широкого пояса), а в XIV веке появились цепи (для подвешивания оружия и шлема), которые также могли украшаться.
В XV веке, в связи с повсеместным распространением лат, появились отдельно изготовленные парадные доспехи на основе боевых, отличающиеся от них прежде всего тем, что были расписаны золотом. При этом в Германии дорогие доспехи, даже не являвшиеся парадными, имели обильное гофрирование, а латная обувь снабжалась отстёгиваемыми вычурно длинными носами. А в Италии имели хождение обильно украшенные парадные шлемы с открытым лицом.
В XV-XVI веках некоторые парадные латы обтягивали нарядной тканью украшеной геральдикой и прибитой к металлу фигурными заклёпками. Причём, у некоторых из таких доспехов металлическую основу, скрытую под тканью, для облегечения веса обильно перфорировали, так что такой облегчённый доспех был непригоден для боя, хотя и мог использоваться для турнирных поединков на булавах. Что примечательно, металлические кирасы обтянутые тканью, фактически появились ещё в конце XIV века, являясь тогда разновидностью крупнопластиначтых бригантин (корацин), переходных к от брингатин к латам.
В конце XV - начале XVI века, как влияние Эпохи Возрождения, появились парадные доспехи в античном стиле, созданные в подражание римским и древнегреческим доспехам. К тому же итальянцам, любившим доспехи в стиле итал. alia romana (то есть римский), не нужно было далеко ехать, чтобы увидеть, какие доспехи носили римляне.
В начале же XVI века был настоящий пик моды на парадные доспехи в виде одежды, именуемые костюмными.
Некоторые парадные доспехи XVI века, именующиеся гротескными доспехами, либо имели забрало в виде человеческого лица, либо вовсе делались в виде животных и мифологических существ. В том же XVI веке некоторые доспехи расписывали эмалью, рисуя на них настоящие картины в стиле современных им картин Эпохи Возрождения. Естественно, при ударе по доспеху эмаль не выдерживала и рассыпалась, от чего эти доспехи, хоть и держали удар оружия, были предназначены для парада, а не для боя. Тогда же, в дополнение к росписи золотом, получили распространение доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой, а также аппликациями из золотых и серебряных пластин.
В XVI-XVII веках в Польше и Литве (а также среди белорусской и украинской шляхты) в связи с очень модной теорией «сарматизма» времён Яна Собеского о сарматском происхождении шляхты (предками холопов считались другие народы) были очень популярны доспехи из карацены (прочной клёпаной чешуи), стилизованные под чешуйчатые доспехи сарматских катафрактариев. Причём из карацены нередко делали даже парадные шлемы таких доспехов. Как и современные им гусарские доспехи, они обычно защищали только корпус и руки, иногда имея набедренники, но встречались также и доспехи в полный рост. Один из таких доспехов в полный рост хранится в Оружейной Палате Московского Кремля, а другой точно такой же, принадлежащий роду Унишовских, хранится в Вавельском Замке в Кракове.

Костюмный доспех

Доспех в форме одежды, часто в форме одежды эпохи Возрождения (например, ландскнехтской одежды), но встречались также и доспехи, стилизованные под одеяния древних греков и римлян.
Пик моды на подобные доспехи пришёлся на первую четверть XVI века - расцвет эпохи Возрождения, восход ландскнехтов и кирасиров и начало заката рыцарства. Именно последние рыцари, овеянные духом Эпохи Возрождения, были обладателями таких доспехов; именно безумная дороговизна таких доспехов привела к тому, что многие дворяне вместо того, чтобы по традиции пройти посвящение в рыцари в 21 год, предпочитали оставаться сквайрами и служить не в качестве рыцарей, а в качестве кирасиров, жандармов, рейтаров, гусар и т. п., и даже идти офицерами в пехоту, что всего лишь сотню лет назад было немыслимо для многих дворян. Обладание подобным крайне дорогим доспехом было вопросом престижа для рыцаря, ибо каждый рыцарь, прибывая на турнир или иное торжественное мероприятие, старался впечатлить окружающих. И если в прежние века - во времена кольчуг и бригантин - это обходилось в приемлемую сумму (для этого просто украшали шлемы раскрашенными гербовыми фигурами из папье-маше, дерева или пергамента, а поверх доспеха надевали нарядное сюрко, покрыв также и коня нарядным покрывалом), то в XVI веке попытка впечатлить окружающих была разорительна. К тому же в прежние времена турнирный доспех использовали и в бою, а в XVI веке уже мало кто надевал турнирный доспех в сражение. Существовали и специальные доспешные гарнитуры, в которых к обычному доспеху прилагались дополнительные части, превращавшие его в турнирный, но такие гарнитуры тоже стоили очень дорого, а выглядели хуже костюмных доспехов. При этом не все костюмные доспехи были пригодны для турниров. Так, очень модные и престижные доспехи, стилизованные под античность, например в стиле итал. alia romana (а ля римский), из-за недостаточной защиты были непригодны для турниров, и при том, что такой доспех стоил намного дороже боевого. Владелец подобного доспеха, хоть и щеголял в нём на турнире, но для поединка всё же надевал другой доспех. Не каждый участник турнира мог позволить себе иметь помимо турнирного доспеха ещё и доспех «под античность», пригодный лишь для парада. Другие типы костюмных доспехов, например в стиле «de fajas espesas», были пригодны и для турнирных боёв, так как обеспечивали хорошую защиту, в связи с чем большой популярностью пользовались доспехи, имеющие вид одежды XVI века. Цена таких доспехов определялась не только обилием украшений из золота и качеством, но и сложностью изготовления: поскольку одежда той эпохи часто имела вычурные элементы (например, огромные пышные рукава), выковать такой доспех мог не всякий кузнец - так что наиболее впечатляющие доспехи были также и самыми дорогими.


Доспех для турнирных поединков. Мог, но не обязательно, одновременно являться парадным доспехом. Классические турнирные доспехи (конца XV и всего XVI веков) в связи со слишком узкой специализацией были непригодны для настоящего боя. Так классический доспех для пешего боя не был пригоден для конного боя, а доспех для копейной сшибки не годился не только для пешего боя, но и для того чтобы рубиться на коне. Кроме узкоспециализированных доспехов, существовали также и доспешные гарнитуры, представлявшие собой настоящий конструктор из латных частей. Из него можно было собрать любой турнирный или боевой доспех, и даже парадный доспех.
Начиная с возникновения турниров, в качестве турнирного и парадного доспехов было принято использовать обычный доспех, отличие было лишь в том, что для турнира надевали дополнительную кольчугу, не считая нарядного плаща.
Появившиеся во время крестовых походов наметы и сюрко, изначально предназначенные для защиты от солнца, довольно быстро приобрели популярность в качестве способа придать доспеху нарядный вид, украсив геральдикой. Популярность намета и сюрко сделало популярными конские попоны, тоже украшавшиеся геральдикой. Позднее с появлением горшкового шлема, имевшего сверху удобную плоскую либо слегка выпуклую площадку, на этой площадке стали крепить геральдические нашлемные фигуры из папье-маше, пергамента, ткани, кожи на деревянном каркасе.
Со временем, в XII-XIII веках, сюрко, путём крепления под него пластин, превратилось в бригантину (лентнер), которую тоже украшали геральдикой. С распространением бригантин, горшковый шлем, который к тому времени стал опираться на плечи, во время копейных сшибок на конях стали фиксировать цепями притянув к бригантине в положении подбородка прижатого к груди. Это уменьшало риск сворачивания шеи при неудачном попадании копья в голову.
В последней трети XIII века, появились наплечные щитки, носившиеся чаще на турнирах чем в бою, предназначенные не столько для защиты плеч, сколько для украшения геральдикой. Впрочем несмотря на свою хлипкость они всё же давали некоторую защиту плеч.
В XIV веке, с распространением забрал для бацинетов, горшковый шлем постепенно перестали носить в бою, продолжая носить в турнирах, и к концу XIV века он превратился в чисто турнирный шлем. С распространением лат, горшковый шлем превратился в так называемую «Жабью голову», привинчиваемую к кирасе. Появление «Жабьей головы» привело к тому, что если раньше, при конной сшибке, наклоняли голову прижимая подбородок к груди, то в жабьей голове, привинченной к кирасе - выпрямлялись, чтобы копьё даже случайно не попало в зрительную щель. В шлеме, не привинченном к кирасе попадание копьём в голову на полном скаку было чревато риском свернуть шею.
Доспех для конной сшибки отличался крайне узкой специализацией, делавшей его не годным ни для чего другого. При весе нередко вдвое превышавшем боевой доспех, он давал гораздо менее полную защиту в сочетании с минимальной подвижностью и минимальным обзором. Состоял из толстой кирасы к которой привинчивался турнирный шлем «Жабья голова», обладавшей помимо надёжной защиты на редкость плохим обзором.
Поскольку доспех очень много весил, то на руку держащую копьё, и защищённую огромным щитком копья, размером со щит обычно не надевали ни латной рукавицы, ни латной перчатки. Так как удар копья по правилам шёл под углом вверх-вперёд, то по ногам можно было попасть либо намеренно, либо при несчастном случае. Поэтому ради облегчения веса ноги либо вовсе не защищали, либо их защиту ограничивали набедренными щитками, вместо которых иногда присутствовали набедренники пристёгнутые к кирасе или латной юбке. Впрочем, при желании (например для парадного выезда) можно было надеть и полную защиту ног от другого доспеха.
Копейный крюк на кирасе был намного мощнее чем обычно, и часто, в отличие от обычного, торчал не только вперёд, но и назад. Поскольку активных движений в доспехе не предполагалось, то защита руки держащей повод была своеобразной - вместо латной рукавицы, использовался отросток наруча имевший П-образный профиль. Щитки, защищающие подмышки, были крупнее чем обычно, в связи с отсутствием необходимости активно двигаться. Щит изначально просто крепился как обычно, затем стал крепиться шнурами к кирасе с опорой на специальную подпорку. Позже его и вовсе стали привинчивать винтами.


Изначально отличался очень длинной латной юбкой колокольчиком, для надёжной защиты половых органов. Но позднее, с развитием доспешного искусства, появились варианты, дававшие надёжную защиту и без длинной латной юбки.
Другой характерной особенностью был шлем с опорой на плечи, в котором импульс удара по шлему во избежание сотрясений передавался не голове, а плечам. При этом для поединков с тупым оружием вроде булавы (т.е. при отсутствии опасности, что остриё оружия случайно попадёт в глаз), вместо забрала использовалась крупная решётка из толстых прутьев, дававшая хороший обзор.
Для защиты пальцев на руках как правило использовались латные рукавицы, хорошо держащие удар по пальцам. Что любопытно, шлем сидящий на плечах, рукавицы и длинная латная юбка делали данный доспех похожим общими очертаниями на кастен-бруст.

(англ. Greenwich Armour) - доспехи XVI века, производившиеся в Гринвиче в Англии, завезёнными туда германскими оружейниками.
Гринвичские мастерские были основаны Генрихом VIII в 1525 году, имели полное название англ. «The Royal „Almain“ Armouries» (буквально - «Королевские „Германские“ Арсеналы», фр. Almain - французское название Германии). Поскольку мастерские были созданы для изготовления именно "германских" доспехов, то производство возглавлялось германскими оружейниками. Первым англичанином, возглавившим производство, стал Уильям Пикеринг (William Pickering) в 1607 году.
Хотя доспехи и должны были, по мысли Генриха VIII, воспроизводить германские, они, тем не менее, несли в себе как германские, так и итальянские черты, в связи с чем Гринвичские Доспехи, хоть и изготовлялись германскими мастерами (при участии английских подмастерьев), выделяются исследователями в отдельный «английский» стиль.
Схема заимствований из различных стилей в Гринвичских Доспехах выглядит следующим образом:
Кираса (включая как форму, так и конструкцию) - в итальянском стиле.
Шлем (примерно до 1610 года) - в германском стиле с «бургундским» горже.
Набедренные щитки и набедренники - в южно-германском и Нюрнбергском стиле.
Защита плеч - в итальянском стиле.
Исполнение других деталей - в Аугсбургском стиле.
Важно упомянуть, что специалисты отмечают различие между Нюрнбергским и Аугсбургскими стилями германского доспеха.

Неполный доспех, носившийся ландскнехтами, комплектация и цена доспеха зависела от звания и жалования ландскнехта. Типичный доспех ландскнехта состоял из кирасы с ожерельем и набедренниками, представлявшими собой единственную защиту для ног. Часто составной частью доспехов являлись латные наручи упрощённой конструкции. К ожерелью прикреплялись наплечники, доходившие до локтя. Голову ландскнехта защищал шлем бургиньот, несколько позже (в середине XVI в.) появился морион. Стрелки часто использовали специальный шлем-кабассет. К XVII в. доспехи в виде упрощенных кирас и шлемов использовались лишь пикинерами.
Доспех, носившийся как ландскнехтами на двойном жаловании, так и небогатыми кирасирами.

Имел ту же конструкцию, что и дешёвые кирасирские и дорогие ландскнехтские доспехи. В XVI веке уже не было особой конструкции доспехов «для ландснехтов», «для кирасиров», «для рейтаров» и так далее. Существовал лишь полный рыцарский доспех, носившийся в то время фактически лишь высшей аристократией и жандармами французского короля, и неполный доспех, носившийся всеми прочими, включая и рейтар. Доспехи и оружие покупались за свой счёт, и потому разница между ландскнехтскими и кирасирскими доспехами проистекала из того, кто какой доспех мог себе позволить. Обычный ландскнехт часто ограничивался открытым шлемом, кирасой с наплечниками и набедренниками. Кирасир, как правило, являвшийся дворянином, мог себе купить закрытый шлем с забралом (армэ либо тяжёлый бургиньот), кирасу, полную защиту рук, длинные набедренники с наколенниками и пару крепких хороших сапог, усиленных стальными пластинами - что и составляло отличие между типичными ландскнехтским или рейтарскими доспехами. Сходство между ландскнехтским и кирасирским доспехами появлялось, если дворянин был обедневший, а ландскнехт на «двойном» жаловании. Рейтар же в этом отношении был гораздо обеспеченней пехотинца, но так как его основное оружие - колесцовые пистолеты, стоили очень дорого (для сравнения: в пехоте пистолеты были по карману лишь офицерам), то приходилось экономить на доспехах, так как, в отличие от кирасиров, для рейтара было предпочтительней иметь хорошие дорогие пистолеты и недорогой доспех, чем наоборот.
Типичный рейтарский доспех состоял из кирасы с сегментными набедренниками (обычно до колен), латной защиты рук, латного ожерелья и шлема. Латная защита рук в зависимости от кошелька могла быть полной, а могла ограничиваться сегментными наплечниками до локтей и латными перчатками, тоже до локтей. Компромиссный вариант состоял из тех же наплечников до локтей и латных перчаток, дополненных налокотниками. Помимо налокотников, могли иметься и наколенники, которые в случае наличия обычно пристёвались к набедренникам. Что касается шлема, то поначалу был популярен бургиньот с козырьком и нащёчниками, носивший название «штурмового шлема» (нем. Sturmhaube). Обычно лицо было открыто, но при желании, если позволяли средства, можно было купить вариант со складным наподбородником, закрывавшим лицо подобно забралу, но не сверху вниз, а снизу вверх. Сугубо кирасирский вариант шлема - армэ, не пользовался у рейтар заметной популярностью. Впоследствии (нем. Sturmhaube) уступил у рейтаров, а также аркебузиров, место мориону, а затем и шишаку (капелине), как более удобному для стрельбы. Поскольку рейтар сидел в седле, и, как правило, в бою не спешивался, то пах был хорошо прикрыт седлом и лошадью, от чего гульфик был практически не нужен. Хотя при большом желании носить его в парадных целях, а гульфику в целях подчеркнуть мужественность его обладателя часто придавали гротескно большую форму, он мог быть дополнительно закуплен.
Что касается чёрного цвета доспехов, то этот цвет встречался не только у «Чёрных всадников» и, помимо эстетическо-психологических причин, имелись также и практические причины. С одной стороны рядовой наёмник, не имея личного слуги, следил за состоянием доспеха сам, и потому выкрашенный масляной краской доспех был для него предпочтительней неокрашенного, поскольку был меньше подвержен ржавлению, а с другой - кузнецы, делавшие доспехи, часто сами пользовались покраской, чтобы скрыть имеющиеся дефекты дешёвого доспеха. Как правило, дорогие доспехи шлифовались, а в случае необходимости придания чёрного цвета не красились, а воронились, что ещё лучше защищало доспех от воздействия ржавчины.
Дешёвый доспех обычно весил около 12 кг, в то время как дорогой пуленепробиваемый доспех сер. XVI века мог весить все 30-35 кг, для сравнения: доспех начала того же XVI века весил около 20-25 кг и покрывал всё тело.


Доспех крылатого гусара, состоящий из сегментной кирасы с длинными наплечниками и крыльями, крепившимися за спиной, наручей, а также шлема типа шишак (капалин). Использовался, в основном, в XVII веке.
Ранние гусары Речи Посполитой начала XVI века не имели металлических доспехов, а носили лишь простёганные кафтаны. Вскоре у них появляются кольчуги и капелины, заимствованные у венгров. Всё изменилось в конце XVI века - со Стефаном Баторием. Это была конница кирасирского образца. Поверх доспехов они часто надевали шкуры разнообразных зверей, а также одевали крылья, которые носили сбоку или сзади у луки седла, либо даже на щите. Но сами доспехи, как правило, импортировались из Западной Европы. Классический вид доспехи приобрели только к середине XVII века - во время правления Владислава IV. Но развивалось огнестрельное оружие, в связи с чем гусары в металлических доспехах теряли свою значимость. В XVIII веке гусары постепенно превращаются в парадное войско. И, наконец, в 1776 году обязанности гусар были переданы уланам, вместе с чем перестали использоваться и доспехи.
До реформы Стефана Батория кираса была необязательной, и часто вместо кирасы носился бахтерец, а то и вовсе просто кольчуга, реформа же сделала кирасу обязательной. Ранние разновидности гусарской кирасы могли быть как цельными (без сегментов), так и полностью состоящими из множества сегментов.
В классическом же типе кирасы защита грудной клетки для прочности не делилась на отельные сегменты, в то время как поясничная для гибкости делилась на несколько сегментов. При этом, классическая гусарская кираса делится на польск. typ starszy («тип старый») - c 1640 по 1675 годы, и польск. typ mlodszy («тип новый») - с 1675 по 1730 годы. Оба этих типа отличаются не конструкцией, а исполнением и отделкой деталей заметной лишь специалисту (например, у «старого» типа кромки пластин доспеха загибались внутрь, а у «нового» оставлялись прямыми, и т. д. и т. п.). Более заметная разница изначально состояла в том что у «старого» типа крылья крепились к седлу, а не к кирасе - как у «нового». Но эта разница была нивелирована ещё в XVII веке путём приделывания креплений для крыльев к доспехам «старого» типа. И то, что крепления для крыльев не родные, а новодельные - опять же, сможет заметить лишь специалист.
Кираса ковалась толщиной от 2 до 3,5 мм, при этом давала неплохую защиту от многих типов холодного оружия. Вес был не более 15 кг. Кираса состояла из наспинника и нагрудника, нашейник (ожерелье) и наплечники соединялись с кирасой кожаными ремешками, либо стальными петлями. Для защиты предплечий и локтей надевались наручи, поэтому подвижность была высокой. Все элементы доспеха часто могли украшаться медью или латунью. Качество отделки зависело от цены доспеха. Так, например, доспехи покупавшиеся согласно принятой в Речи Посполитой практике, богатым гусаром для бедного, часто имели топорную отделку, выглядевшую впечатляюще лишь с расстояния. В то время как доспехи пана ротмистра (которым обычно выступал тот или иной магнат) отличались тонкостью и роскошностью отделки.
Классический гусарский доспех имел наручи для защиты рук от запястья до локтя, а более ранний, в зависимости от цены, мог ограничиваться кольчужными рукавами, иногда носившихся с латными перчатками. Что касается защиты ног у бедных шляхтичей, чей доспех (а нередко и боевой конь тоже) принадлежал товарищу (а таких шляхтичей в гусарской роте часто было более двух третей, так как богатый шляхтич становясь гусаром был обязан привести с собой несколько воинов снаряжённых за свой счёт, и естественно, приводил отнюдь не холопов, а просто обедневших шляхтичей), отдельная защита ног отсутствовала. Зато у тех, кому принадлежали доспехи более бедных гусар, часто имелась латная защита ног в кирасирском стиле - из сегментных набедренников, заканчивающихся наколенниками. В раннем же варианте верхняя часть бёдер могла быть прикрыта кольчугой, как при кольчуге одетой под кирасу, так и при доспехе, состоящем из кольчуги и шлема, мог также иметься кольчужный подол, одевающийся с кольчужными руками в дополнение к кирасе.
Во времена Яна Собеского, в связи с очень модной теорией, согласно которой шляхта происходит не от славян, а от сарматов, среди богатой шляхты приобрели популярность доспехи в «сарматском стиле» (с которыми, для большего «сарматизма» носили… лук и стрелы), сделанные из клепаной чешуи и называвшиеся карацена (польск. Karacena). Такой доспех был очень престижным и стоил столько, что далеко не каждый шляхтич, снарядивший двух других латами за свой счёт, мог себе такой доспех позволить. В отличие от гусарских лат, чья защита ног (если таковая имелась) ограничивалась набедренниками с наколенниками, среди доспехов из карацены встречались доспехи в полный рост (с полной защитой ног). Один из таких доспехов в полный рост хранится в Оружейной Палате Кремля, а другой точно такой же, принадлежащий роду Унишовских, хранится в Замке Вавель.
Изначально, в XVI веке крылом являлся трапециевидный щит, который вначале просто расписывали, рисуя на нём перья, а затем стали украшать настоящими перьями. Во время реформирования гусар Стефаном Баторием щиты королевским указом заменили на кирасу. Но, тем не менее, крыло не исчезло, а превратилось в деревянную рейку с перьями, удерживаемую в руке на манер щита. Именно такие крылья были зарисованы немецкими художниками во время «Штутгартской карусели», состоявшейся в 1616 году, в честь крестин сына Фридриха фон Вютемберга. Вместе с тем из соображений практичности и удобства, уже к концу XVI века (то есть более чем за полтора десятка лет до «карусели») крыло стали крепить к левой стороне седла, а вскоре появилось и второе крыло, закреплённое справа. А к 1635 году оба крыла переползли за спину, оставаясь прикрёплёнными к седлу. В годы «кровавого потопа», когда из-за затянувшейся войны, по свидетельству очевидцев, лишь каждый десятый гусар был одет в латы, крылья также превратились в редкость. После окончания затяжной войны, когда экономика стала восстанавливаться, гетман, а затем и король - Ян III Собеский приложил все усилия, чтобы снова одеть всех гусар в латы, в это же время возникла мода крепить крылья не к седлу, а к кирасе. Впрочем, литовские гусары (а Литва и Польша составляли - одно государство Речь Посполитую) и тогда продолжали крепить крылья к седлу, а не к кирасе.
К деревянному каркасу или металлической трубке длиной от 110 до 170 см крепились перья - орлиные, соколиные, журавлиные или страусиные, либо латунные пластины вместо перьев.
По разным теориям крыльев приписываются следующие функции:
Защита от аркана, который активно применяли казаки, турки и татары.
Дополнительная защита спины от ударов холодным оружием.
При езде крылья издавали звук, который мог пугать коней противника.
В случае падения с седла амортизировали удар о землю.
Эти крылья крепились к наспиннику кирасы на кронштейнах, либо держались на ремнях и в случае необходимости быстро отстёгивались. Но всё же имели и несколько недостатков. Это, прежде всего, аэродинамическое сопротивление и дополнительная масса, которая усложняла движение всадника. Носить что-либо за спиной так же было нельзя. Кроме того, имелись варианты не с двумя, а с одним крылом. Это значительно снижало эффективность и выглядело хуже, но зато уменьшало массу и дороговизну. Ещё крылья могли крепиться не к спине, а к седлу. Это значительно увеличивало подвижность всадника, в случае чего их не приходилось снимать. Но вместе с тем уже не могли защищать при падении с коня. Кроме того, крылья могли быть не только естественного цвета, но, и окрашены в разные цвета. Наиболее широкое распространение крылья получили именно у поляков. Наряду с ними, крылья использовали ещё некоторые сербские, венгерские и турецкие кавалеристы.
Шишак, либо капелина (польск. кapalin),- полусферический шлем с козырьком, наушами, назатыльником и увеличенным наносником, в некоторых вариантах по величине смахивающем на маску или полумаску. Делался из двух сваренных пластин, к которым приклёпывали козырёк, крепился сегментный назатыльник, науши держались на кожаных ремнях, а наносник проходил сквозь тулью и был подвижным. Этот тип шлема пришёл на Польшу с Венгрии, как модификация русской ерихонки, в свою очередь возникшей на основе восточных шишаков. Сверху польский шлем украшался либо шпилем, либо высоким гребнем, имевшем защитную функцию. Потом из Польши этот тип шлема пришёл в Европу, распространился во Франции как «капелин» (фр. Capeline), в Германии как «паппенхаймер» (нем. Pappenheimer-Helm), и, позднее, на его основе были разработаны другие популярные шлемы. Но многие из них всё равно сохранили транслитерированное название «шишак». Поэтому гусары носили не только шлемы польского производства, но и трофейные, в том числе немецкие и турецкие.

Многими игроками в The Elder Scrolls выбираются такие классы, как лучники, разбойники и другие, которым требуется легкая броня. "Скайрим" включает в себя массу возможностей получения таких доспехов, но для начала нужно разобраться с тем, кому они подходят, какие лучше выбрать и где их можно достать.

Кому их надевать?

Есть несколько классов, которым легкая броня нужна как таковая. Это разбойники, лучники и атакующие воины. Разбойник - это класс, которому тяжелые доспехи противопоказаны в принципе, и подходит исключительно легкая броня. "Скайрим" включает в себя массу тонких механик, которые нужно учитывать, играя бесшумным убийцей, - скрытность, выносливость и масса других.

В первую очередь легкая броня позволяет ходить абсолютно бесшумно, поэтому, имея прокачанный навык скрытности, можно вырезать целый лагерь и при этом не получить ни одного удара. Также стоит отметить, что в легкой броне персонаж тратит гораздо меньше выносливости, что делает его более мобильным, а также позволяет использовать больше разнообразных приемов в бою.

Лучникам более важна не столько скрытность, сколько мобильность, которую также обеспечивает легкая броня. "Скайрим" позволяет персонажам в ней тратить гораздо меньше выносливости на бег, да и сама скорость быстрее. Благодаря этому можно без труда менять свою позицию после скрытных атак и при этом всегда иметь возможность задерживать дыхание для более меткой стрельбы.

Какая броня лучшая?

Если не учитывать, что постоянно выпускаются в стандартной версии наиболее эффективным сетом является драконья чешуйчатая броня. Найти ее нигде нельзя, поэтому единственный способ получить доспех - это прокачать кузнечное дело, убить нескольких драконов для получения нужных ингредиентов и сделать самостоятельно.

При этом стоит отметить тот факт, что вовсе не обязательно прокачивать именно ветку, в которой создается легкая броня. "Скайрим" предоставляет возможность после изучения последнего перка делать как легкие, так и тяжелые сеты. Поэтому можно идти через ветку тяжелых сетов, но во время прокачки довольствоваться только выбитой броней.

Как его прокачать?

Прокачивать кузнечное дело наиболее эффективно в любом случае бесконечным повторным созданием железных кинжалов, поэтому до 100 его можно поднять достаточно быстро. Заодно это позволит вам поднять немалое количество уровней, сделав персонажа на порядок сильнее. но вы должны понимать, насколько важна броня. Для того чтобы она превосходила другие комплекты, ее нужно будет зачаровать.

Выбивание

Если вы считаете прокачивание кузнечного дела очень трудоемким или не слишком оптимальным вложением очков, то в таком случае вам придется надеяться только на выбиваемое оружие и сеты. В "Скайрим" лучшая легкая броня, которую можно выбить, - это сет соловья, который достается после убийства хранителей храма Ноктюрнал. Надевая этот зачарованный сет, владелец получает повышенную выносливость, а также наносит гораздо больше урона одноручным оружием и может колдовать заклинания с пониженной стоимостью.

Вполне достойной альтернативой может быть древний доспех теней, который можно снять с ассасина в процессе выполнения одного из квестов темного братства. Все дело в том, что шлем из этого сета значительно повышает урон от луков, что будет крайне полезно персонажам дальнего боя, да и перчатки увеличивают в два раза урон, наносимый со спины.

Помимо всего прочего, в DLC Dragonborn был добавлен сет печати смерти, который при ношении полного комплекта дает огромный буст урона одноручным оружием при использовании его в двух руках, а также значительно повышает запас сил, имея вдобавок приятные показатели защиты при ношении полного комплекта.