Экспериментальная работа в доу. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работы. Формирование представлений у детей

Ольга Кострикова

Меня зовут Кострикова Ольга Витальевна! Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью . Прошла курсы повышения квалификации в этом направлении. Участвовала в районной педагогической конференции работников ДОУ , где представила опыт работы в форме презентации , Получила грамоту за лучшее предъявление опыта на Канской педагогической конференции восточного образовательного округа Красноярского края «Современные практики дошкольного образования на этапе внедрения федерального государственного образовательного стандарта», На районном методическом объединении представила мастер-класс по развитию речи с использованием элементов . Много раз давала открытые занятия для педагогов района и города.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки , технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность . Дети очень любят экспериментировать . Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность , как никакой другой метод, удовлетворяет возрастные особенности. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим , а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Метод экспериментирования способствует формированию интегративных качеств дошкольника. Обеспечивает интеграцию образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» . Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности .

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента , исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том , что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности , идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Требования модернизации образования - поиск новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС в целевых ориентирах сказано о том, что нужно развивать у детей, инициативу и самостоятельность к познавательно-исследовательской деятельности . На практике это осуществляется через возможность самостоятельно воспринимать детьми простые и сложные опыты , делать выводы. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты .

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Хочу чтобы привлекало в занятии опытами детей не только зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание о том, как это применить в жизни.

В основе работы по детскому экспериментированию я опираюсь на идеи :

Общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе (что нового мы сегодня узнали проведя опыты с воздухом ) ;

Получением новых знаний и сведений, чего-то нового, неожиданного (Понравилось ли вам узнавать свойства воздуха? Хотите еще исследовать эти свойства);

Накоплением обобщенных способов и методов исследования (теперь вы знаете что, воздух легче воды и как это можно проверить) .

При анализе деятельности я расставила акценты на то, что уже достигнуто и к чему нужно стремиться, а именно дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты , сами создают условия для проведения опытов и наблюдений . Ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Многое в экспериментальной деятельности с детьми моей группы я уже использовала, но есть ещё к чему стремиться, то есть хочу чтобы дети могли самостоятельно :

Выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагать возможные решения;

Проверять эти возможные решения, исходя из данных;

Делать выводы в соответствии с результатами проверки;

Делать обобщения.

В рамках реализации основной образовательной программы ДОУ, в образовательной области «познавательное развитие» , работа направлена на достижение программной цели, развитие познавательно-исследовательской деятельности . Получение положительных результатов в освоении детьми познавательно-исследовательской деятельности обусловлено учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и постепенным усложнением программного материала (если в младшей группе знакомим детей с обобщающими способами исследования разных объектов и включаем детей в совместные с взрослым практические познавательные действия, то в старшем дошкольном возрасте мы закрепляем умения использовать обобщенные способы обследования объектов и формируем умение определять алгоритм деятельности ).

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам , экспериментам , занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей . Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности , так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности .

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы : песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.

Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и сиропа узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем , делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий» , которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы .

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является , наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника . Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Быть может, в недалеком будущем, из «Любознаек» и «Почемучек» , выпускники моей группы вырастут, и станут выдающимися учеными. В школе многие ребята уже отличники и спортсмены, защищающие честь школы и района.

С введением ФГОС большое внимание уделяю работе с родителями Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю :

Во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

Во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

В-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома » , «Почему так?» помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию . Провела родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома» , анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей

В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности . В нем родители могут получить консультацию на тему : «Организация детского экспериментирования в домашних условиях », буклеты и рекомендации : «Проведение опытов дома » , ознакомиться с памяткой «Экспериментирование с водой » .

У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования.

Комнатный «Весёлый огород» , где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения.

собраны копилки «Морское дно» , «Что у нас под ногами» ;

Приборы– помощники для экспериментирования : весы, магниты, лупы, песочные часы;

Природные материалы : песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

Медицинские материалы : пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

Бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы :

пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

Детские халаты, фартуки, мантии, конфедератки;

Схемы для проведения опытов .

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования , которые находятся в доступном для детей месте.

Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

Практическая часть

Элемент одного из видов экспериментальной деятельности

Сейчас я хочу представить вам элемент одного из видов экспериментальной деятельности , опыт окрашивание ткани . Предлагаю вашему вниманию видеописьмо

Эксперимент «Ткань и краски»

Возьмите пяльцы с тканью, три маркера вместе в одну руку и поставьте точки на ткань, держим до счёта 3 (считаю 1, 2, 3.) . Вот так. (Воспитатель показывает) .

Следующее действие сначала покажу я, а потом вы.

Беру шприц, наклоняю ткань, капаю на каждую точку по несколько капель.

А теперь вы делаете то же самое, слушая меня. Возьмите шприц, наклоните ткань, капните на каждую точку несколько капель.

Что у вас получилось? (Точки растеклись и раскрасили ткань)

Что произошло с точками?

Как вы думаете, почему так получилось?

Жидкость растворила краску маркеров, так же как вода растворяет акварельные краски.

А на что стали похожи ваши точки?

Окрашивание ткани происходит от взаимодействия жидкости с маркером. Ткани окрашиваются специальными красками, а сегодня мы познакомились с необычным способом нанесения рисунка на ткань.

Посмотрите какой замечательный рисунок получился у каждого из вас.

А вот что получилось у наших ребят (показ образцов рисунка)

Если посмотреть внимательно, на что похоже то, что у вас получилось? (ответы детей)

Вы можете взяв маркеры дорисовать ваш рисунок.

Пояснительная записка

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружаещему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Цель и задачи педагогической технологии

  • Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
  • Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
  • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
  • Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если :

Будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.

Более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.

Педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.

Создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду»От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

  • Связь теории с практикой
  • Развивающий характер воспитания и обучения.
  • Индивидуализация и гуманизация образования.
  • Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
  • Целостность и системность обучающего процесса.
  • Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Успешность эксперимента:

  • Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
  • Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
  • Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
  • Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Трудности в работе:

  • Создание лаборатории.
  • Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
  • Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
  • Планирование работы.
  • Планирование занятий.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение),стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников

В нашем деском саду создана мини-лаборатория для проведения эксперимента. Начинаем работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых»,которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.»Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»Этим высказыванием мы придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

  • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
  • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
  • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
  • Проявляют интерес к познавательной литературе;
  • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
  • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
  • Применяют свои знания в жизни.

Оснащение детской лаборатории:

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • Внешние (новизна, необычность объекта);
  • Тайна, сюрприз;
  • Мотив помощи;
  • Познавательный мотив (почему так);
  • Ситуация выбора.

Набрав детей первой младшей группы, я начала работу с ними по детскому экспериментированию. Учитывая младший возраст детей разработала перспективный план игр – экспериментов с песком и водой для 1-ой младшей группы.

СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ

«Ягода-малина»

Вид деятельности. Рассматривание, проба на вкус, выжимание сока, форма, вкус, запах ягоды и листьев. Варим варенье, компот. Засушивание листьев и изготовление чая и панно « Осенний букет». Разучивание песенки «По малину в сад пойдем».

Цель занятия. Познакомить детей с растением, его полезными свойствами. Закрепление цвета, формы, тактильных ощущений.

Материалы и оборудование. Ягода, сахар, вода, листья, сосуды, салфетки.

«Разноцветная вода»

Вид деятельности. В сосудах с помощью красок, калия перманганата- проведение эксперимента на растворимость.

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами воды, закрепление цвета.

Материалы и оборудование. Краски, вода, сосуды.

ОКТЯБРЬ

«Тонет- не тонет».

Вид деятельности. Эксперимент. Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.

Цель занятия. Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность, смекалку. Учить делать выводы.

Материалы и оборудование. Различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные и железные предметы, магнит.

«Каша- здоровье наше».

Вид деятельности. Рассматривание по цвету, форме, сыпучести. Сухая- твердая, в воде разбухает, мягкая, съедобная, полезная и вкусная. В готовом виде горячая и холодная. Просмотр мультфильма « Геркулес». Чтение « Каша из топора».

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами круп, учить определять на вкус кашу, воспитывать положительное отношение к каше и объяснить детям полезность каш.

Материалы и оборудование. Крупы: гречневая, рисовая, пшенная, Геркулесовая, ячневая. Вода, молоко, сосуды, тарелки и ложечки.

НОЯБРЬ

«Птичьи пёрышки».

Вид деятельности. Эксперимент. Тяжелый- легкий(перышко- камешек). Летучесть(парит в воздухе). Сухое- мокрое. Аппликация « Золотой гребешок».

Цель занятия. Познакомить со свойствами перьев, закрепить знания детей о использования пера в быту- подушки, перина, теплые куртки.

«Песочные струйки».

Вид деятельности. Можно ли рисовать с помощью песка? Подготовка песка для работы- просеять, просушить, можно подкрасить. Работы детей с песком на подготовленной поверхности.

Цель занятия. Познакомить детей со свойством песка- сыпучесть. Рисование удивительных картин с развитием фантазии и воображения.

Материалы и оборудование. Панно « Летний день», песок, клей, бумага, краски.

ДЕКАБРЬ

Рисование с помощью мыльных пузырей «Разноцветный мир».

Вид деятельности. Эксперимент. Растворение мыла в воде, изготовление цветной мыльной воды. Экспериментальное рисование- выдувание разноцветных пузырей на лист бумаги.

Цель занятия. Научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения.

Материалы и оборудование. Тарелочки, стеклянная воронка, коктейльные палочки, мыльный разноцветный раствор.

«Воздух. Что в пакете?»

Вид деятельности. Эксперимент. Пакет пустой и наполненный воздухом. Наличие воздуха вокруг. Как его обнаружить и поймать?.

Цель занятия. Обнаружение воздуха в окружающем. Обратить внимание детей на свойства воздуха- прозрачный, невидимый, легкий, холодный и теплый. Жизненная важность воздуха для всего живого.

Материалы и оборудование. Полиэтиленовые пакеты, полоски бумаги.

ЯНВАРЬ

«Хрустальные льдинки».

Вид деятельности. Эксперимент. Таяние льда в теплой и холодной воде. Замораживание разноцветных льдинок и украшение елочки на участке детского сада. Наблюдение за таянием льдинок- сосуд с водой приобретает цвет растаявшего льда.

Цель занятия. Познакомить со свойствами воды (замораживание). Учить делать выводы- в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной. Развитие внимательности и любознательности.

Материалы и оборудование. Раскрашенные льдинки, сосуды с водой, краски.

«Стекло».

Вид деятельности. Эксперимент. Определить прозрачность стекла, его хрупкость- легко разбивается. Тонет в воде или нет, скользкое или нет, пропускает жидкость или нет. Разноцветное стекло- его применение. Просмотр документального фильма «Новогодние игрушки — любимые игрушки».

Цель занятия. Познакомить со свойствами стекла, стеклянными предметами. Развивать наблюдательность, ознакомление с правилами безопасности при обращении со стеклом и стеклянными предмета.

Материалы и оборудование. Стеклянные предметы, сосуды, вода, краски, ёлочные игрушки.

ФЕВРАЛЬ

«Воздушная мука».

Вид деятельности. Эксперимент. Изготовление клея. Рассматривание муки: сухая, сыпучая, мелкая, белая, безвкусная. Мука разбавленная водой приобретает свойства липкости, вязкости, пластичности, тянущая. Можно изготовить хлебо-булочные изделия в специальных условиях. Поделка из соленого теста.

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами муки и что из нее готовят. Развитие трудолюбия, терпения.

Материал и оборудование. Мука, продукты из муки, вода, сосуды, соль, краски, масло, картон.

«Черный ящик».

Вид деятельности. Эксперимент. Научить определять тактильно температуру воды и предметов.

Цель занятия. Познакомить детей с определением температуры жидких и твердых предметов тактильно (металлические- холодные, деревянные- теплые).

Материалы и оборудование. Предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, черный ящик.

МАРТ

«Магнит».

Вид деятельности. Эксперимент. Притягивание металлических предметов. Отталкивание и притягивание двух предметов. Твердость магнита.

Цель занятия. Познакомить со свойствами магнита и его применение в жизни.

Материалы и оборудование. Магниты разных форм и цвета, различные металлические и деревянные предметы, ткань, бумага и др. Магнит.

«Луковая грядка на окне».

Вид деятельности. Эксперимент. Посадка лука в землю. Салат из лука ошпаренного горячей водой.

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами лука(цвет, запах, вкус, форма). Способами посадки лука. Развивать любознательность, наблюдательность.

Материалы и оборудование. Луковица, земля, различные баночки, нож, разделочная доска, миска.

АПРЕЛЬ

«Картон».

Вид деятельности. Эксперимент. Твердый, плотный, тяжело поддается к сгибанию. При намокании разбухает, расслаивается. Аппликация « Весенний букет».

Цель занятия. Познакомить со свойствами картона, Развитие наблюдательности, умение делать выводы и умозаключения.

Материал и оборудования. Картон различной плотности, ножницы, вода, клей.

«Ткань».

Вид деятельности. Эксперимент. Разрезание ткани, с трудностью разрывается, смятие и разглаживание. Сшивание двух лоскутков ткани. Альбом для рассматривания « Виды ткани». Намачивание ткани- потрогать какая она стала(тяжелая, холодная).

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знания детей об одежде.

Материалы и оборудование. Различные лоскутки ткани. Нитки, иголка, ножницы, вода, утюг.

МАЙ

«Чудесная глина».

Вид деятельности. Эксперимент. Рассматривание глины. (сухая- мокрая, твердая- мягкая, плотная, тяжелая). Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные предметы могут разбиться, Документальный фильм « Глиняный горшочек».

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами глины. Рассматривание глиняных игрушек, посуды.

Материалы и оборудование. Глиняные предметы. Глина, сосуды с водой, лоскутки ткани, салфетки.

«Волшебный клубок».

Вид деятельности. Рассматривание разных видов нитей(мулине, швейные, шерстяные). Разрывание и разрезание нитей разных по фактуре. Демонстрация видов работ с нитью и готовых предметов.

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых изделий из нитей.

Материал и оборудование. Разные виды нитей, готовые изделия, Крючок, спицы, иголка, ножницы.

Оксана Шелкопляс

Экспериментальная деятельность в детском саду

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность , в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов , их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности . Мы считаю, что опытно-, наряду с игровой, как нельзя лучше способствует решению данной задачи , так как эти два вида детской деятельности оказывают существенное влияние на полноценное, разностороннее развитие личности ребёнка. Правильная организация этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, а процесс обучения и воспитания в детском саду , как раз направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога - воспитаннику) .

Целью опытно- в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности . Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда : создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Задачи опытно- экспериментальной деятельности в ДОУ

Образовательные задачи

Формирование представление о предметах : их свойствах и качествах.

Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи

Развитие мыслительных способностей : сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.

Развитие мелкой моторики и координации движений.

Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.

Развитие внимания и памяти.

Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи

Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию .

Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Воспитание усидчивости и аккуратности.

Методы и приёмы опытно- экспериментальной деятельности в ДОУ

Среди приёмов и методов организации опытно- экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении :

Проблемно-поисковый метод . Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги . Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников .

Опыты и эксперименты . Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью . Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания : ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования . Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности .

Виды занятий по экспериментированию

Игры-эксперименты . Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.) .

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние) . К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока, педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте , проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха. Комплексный опыт позволяет углубить знания о воде (способность растворять) и получить сведения о других веществах (масло, мука, соль)

Способы фиксация результатов детского экспериментирования : Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности . Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной) .

1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм : карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет , предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей : ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы : воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента , сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге - зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов . Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов . Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так , чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента . Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии, устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Немаловажную роль для успешной работы в рамках поставленных задач имеет правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Из п. 3. 3. 1. Образовательного Стандарта следует, что развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию Образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3. 3. 4. ФГОС) .

Предметно-пространственная среда для опытно-экспериментальной деятельности должна быть ориентирована на зону «ближайшего развития» ребенка, содержать предметы и материалы, которыми дети могут работать вместе со взрослым, а также самостоятельно. С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности , в каждой группе рекомендуется выделить зоны экспериментирования – мини- лаборатории .

Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется.

Исходной же формой, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами (Л. С. Выготский) .

Эта форма возникает в раннем возрасте, чаще всего - примерно в 3-3,5 месяца, когда она является единственной доступной ребенку формой экспериментирования . Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него) то появляются, то исчезают, то разбиваются со звоном. Взрослые то смеются, то что-то рассказывают, то ругают. Таким об-разом, идет двойной эксперимент : и природоведческий, и социальный. Полученные сведения вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку, что одни вещи бьются, другие - нет, что из бабушки можно вить веревки, а с мамой шутки плохи.

В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется, но в принципе остается манипулированием. Данный период можно было бы назвать «Что такое?» . Каждый ребенок готов ежедневно осматривать содержимое маминой сумки и всех мебельных ящиков, он пытается разбить каждую игрушку и любой попавший в его руки предмет, он его обнюхивает, облизывает, ощупывает, т. е. совершает так называемые обследовательские действия, хорошо знакомые каждому взрослому. Это - очень важный этап развития личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей , с которыми сталкивается ребенок. Данный период длится первый, второй и третий годы жизни. В это время происходит становление отдельных фрагментов , пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - период любопытства («А что там?» ). Некоторые взрослые воспринимают его как непоседливость, неусидчивость, даже невоспитанность, потому что дети этого возраста начинают доставлять излишние хлопоты. Но с биологической «точки зрения» чем активнее ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями - сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций.

Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности - манипулирование предметами - разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе- в экспериментирование , третье - в труд.

Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни) .

Детям младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создания условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Педагог решает следующие задачи :

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы : шуба – пальто, чай – кофе, туфли – босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись» )

Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию : ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек» );

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус)

Активно использовать опыт практической деятельности , игровой опыт (Почему песок не рассыпается)

Средний дошкольный возраст (пятый год жизни) .

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и сне-га, песка.

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами , решаемыми педагогами в процессе экспериментирования , являются :

Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится)

Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется) ;

Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая) .

Старший дошкольный возраст

Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно-следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами , что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления.

В этой группе можно вводить уже длительные эксперименты , а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети уже стараются выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений , зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов.

Они узнают в экспериментаторской деятельности о природных особенностях некоторых климатических зон (вечная мерзлота в тундре, тропические ливни и т. д., продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособления-ми организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества (разливы нефти в море, вытаптывание почвы и т. д.)

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов предметов , взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами , решаемыми педагогом в процессе экспериментирования , являются :

Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол) ;

Классификация на основе сравнения : по длине (чулки- носки, форме (шарф-платок - косынка, цвету орнаменту (чашки : одно- и разноцветные, материалу (платье шелковое – шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств?» ).

Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности : игровая (дидактические игры, физическая (физкультминутки, подвижные игры, развлекательная (пение, познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы) . Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента . По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия : ребята сообщают результаты эксперимента , делятся эмоциями от процесса открытия.


В заключении, хочу отметить, что на этапе завершения дошкольного уровня образования, результатом успешной работы по организации опытно-экспериментальной деятельности , можно считать следующие показатели. Во-первых, устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельного экспериментирования , дома). Дети проявляют инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, задают и решают проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента .

Во-вторых, высокий уровень детской самостоятельности , расширяется круг их интересов, дети инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.

Колесник Наталья Георгиевна

Воспитатель 2 квалификационной категории

ДОУ №4 «Журавленок»

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю

Конфуций

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам .

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

В процессе детского экспериментирования дети учатся

v Видеть и выделять проблему

v Принимать и ставить цель

v Анализировать объект или явление

v Выделять существенные признаки, связи

v Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

v Отбирать материал для самостоятельной деятельности

v Делать выводы

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

    Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);

    Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

    Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);

    • Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

      При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А.

Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми старшей группы:

    Опыты и эксперименты с живой природой

«Испарение влаги с листьев растений»

Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.

У детей были разные предположения.

Например:

Я думаю, что листики воду впитывают в себя”.

Вода по стебелькам попадает в листья, и она находится внутри листьев”.

На вопрос: “А кто думает иначе?” Маша высказала другое мнение: “Я думаю, что вода испаряется в воздухе, и превращается в пар”.

Все предположения мы с детьми решили проверить.

Надели на комнатное растение целлофановый пакет и закрепили его. Растение поставили в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружили на целлофане капельки воды.

Максим сделал вывод: “Капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой”.

На вопрос: “А почему же не видно воды на листьях остальных комнатных растений”, Юля сделала вывод: “Вода с листьев испаряется в воздухе, а в природе пар уходит в небо и образует облака, а на землю выпадают осадки”.

«Где лучше расти»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их:

Например:

Я думаю, что лучше растениям будет расти в песке, потому что он рассыпчатый, не твердый”.

А другой ребенок высказал обратное предположение: “В пустыне, где один песок, растения растут очень плохо”.

На вопрос: “Как вы думаете, зернышко, посаженное в глину прорастет?” Маруся высказала свое предположение: “Растения не смогут расти в глине, потому что глина твердая, засыхает, и воздух к корешкам попадать не будет”.

Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему – не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.

Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.

    Опыты и эксперименты с неживой природой

«Сухой из воды»

Цель: Определить, что воздух занимает место.

На первом этапе я предложила детям объяснить, что означает “выйти сухим из воды”, возможно ли это. Дети составили интересные предложения, и у каждого было свое мнение:

Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем”.

Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим”.

Есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды”.

На вопрос: “Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?” у детей были разные мнения:

Салфетка будет мокрая, потому что в стакан попадет вода, а салфетка впитает в себя воду и размокнет”.

Если стакан пластмассовый, он не утонет, и салфетка останется сухой, а стеклянный стакан утонет, и салфетка намокнет”.

Погрузив стакан в воду до дна емкости, и подняв его, дети определяют, что салфетка не намокла (у детей было такое удивление, что кто-то высказал такое предположение, что салфетка волшебная).

Как вы думаете, что помешало воде намочить ее?

Дети не сразу догадались, почему. Затем я опустила стакан в воду под наклоном. Увидев пузырьки, Миша догадался, что в стакане воздух.

«Поможем воде стать чистой»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?

На вопрос: “Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?” мнения у детей были разные:

Можно починить водопровод, поменять трубы;

Можно очистить реку, взять моторную лодку, и с помощью сети собрать весь мусор на реке;

Можно привести на водовозе чистую воду жителям города;

Нужно установить в трубе сетку, грязная вода будет поступать через эту сетку и выходить чистой.

С помощью чего можно это сделать?

Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.

Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:

    грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;

    такую воду нельзя употреблять в пищу;

    ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…)

«Свойства материалов»

Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево).

Детям пришло письмо от Незнайки с просьбой помочь ему подобрать материал для постройки корабля, чтобы отправиться в путешествие.

На вопрос: “Какими свойствами должен обладать корабль?”, ответы у детей были разные:

Чтобы корабль не утонул, он должен быть небольшого размера”.

У корабля должен быть высокий борт, якорь и спасательный круг”.

На корабле нужен парус и штурвал”.

На вопрос: “Как вы думаете, какой материал нужен для постройки корабля?”, последовали такие предположения:

Я думаю, что корабль можно построить из пластмассы, потому что пластмасса легкая”.

Давайте построим корабль из бумаги, она может удержаться на воде”.

Я не согласна, дно у корабля намокнет и он утонет”.

Можно построить из железа, потому что железо прочное”.

Для постройки корабля нужно использовать дерево, потому что дерево не тонет”.

В ходе самостоятельного экспериментирования дети сделали вывод, из чего можно построить корабль.

«Магнит и его свойства»

Цель: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.

Детям предлагается рассмотреть предметы и определить, из каких материалов они сделаны.

На вопрос: “Что же произойдет с этими предметами, если поднести магнит?” Даша: “Я думаю, что предметы останутся лежать на столе”.

Альберт предположил: “Я думаю, что магнит притянет к себе железные предметы, потому что он сам сделан из железа”.

Предлагаю детям решить такую задачку: “Как из стакана с водой достать скрепку, не замочив рук”? Последовали такие предложения:

Надо подержать магнит над стаканом”.

А давайте скрепку достанем ложкой”.

И, наконец, Миша высказал такое мнение: “А давайте приложим магнит к стенке стакана, магнит притянет скрепку и мы медленно поднимем ее на поверхность”.

В ходе экспериментирования, дети сделали вывод, что магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

«Извержение вулкана»

Цель: Познакомить с вулканом как природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно, формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения; аккуратность, взаимопомощь.

К детям приходит дедушка Знай. Рассказ-легенда «Что такое вулкан?».

Рассмотрели с детьми иллюстрации с изображением вулканов.

Какой формы вулкан?

На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер. )

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Ребята, вы хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

Показ демонстрационного опыта.

Что наблюдаете?

Как я изготовила лаву?

Рассказ дедушки Зная о том, какие у нас в стране есть вулканы (На Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах ).

Дети, давайте зарисуем вулкан (Изобразительная деятельность ).

Приложение №1

Анкета

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

    ФИО ребенка ________________________________________________

    2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

Проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

Оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

Сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

Другие методы (какие именно?).

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?

Приложение №2

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

v В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

v Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

v Уборка комнаты ( как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

v Поливка цветов ( всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

v Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.



Приложение №3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному эксперементированию


Н е следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Н ельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

С июминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Н е следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

И мпульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Е сли поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

П оощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

П редоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Е сли у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

П роявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Список используемой литературы.

    Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).

    Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”

    Фолькович “Развитие речи”

    В.В. Щетина “Неизведанное рядом”

    Материалы интернет-сайтов.