Эзоп. Ворон и Лисица. Как вы поняли мораль басни? Урок по чтению "Баснописцы. Басня «Ворона и лисица»"

Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема урока . Басня «Ворона и лисица» И. А. Крылова и «Ворон и лисица» Эзопа.

Цель :

Учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;

Задачи:

    развивать устную речь учащихся, навык выразительного чтения и чтения по ролям;

    воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

Универсальные учебные действия:

Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной и парной деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

Предметные результаты:

Знание отличительных черт басни

Умения находить мораль, иносказание в басне;

Знание о жизни и творчестве И. А. Крылова, Эзопа;

Ход урока

1.Орг. момент

Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок

2. Актуализация знаний

1) Кроссворд (презентация)

2) Работа в паре

1 . Выбери точное определение басни

Краткий рассказ

Поучительный рассказ

Краткий иносказательный рассказ поучительного характера

(иносказательный – заключающий в себе выражение, содержащее скрытый смысл)

2 . Найди признаки басни

Написана в стихах

Герои-животные

Большое по объёму произведение

Написана в прозе

Герои- люди

Содержит мораль

Небольшое по объёму произведение

3. Разложи слова на две группы

Персей, Прометей, Эзоп, Крылов.

3.Постановка цели урока

- Познакомиться с новой басней и новым автором.

4. Повторение изученного ранее материала.

Чтение по ролям.

Давайте дадим характеристику главным героям этой басни.

Какова мораль?

5. Знакомство с новым произведением. Басня Эзопа «Ворон и лисица»

Эзоп – кто это?

Эзо́п -древнегреческий поэт- . Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках .

В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. С о дним из них мы сейчас познакомимся.

6. Первичное восприятие .

Прочитайте басню Эзопа.

Понравилась басня?

На произведение какого жанра похожа эта басня? (сказка о жив.)

Чем отличается? (мораль)

7. Анализ произведения

Что такое мораль? (нравоучение)

В какой форме написана басня? (в прозе)

Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?

Что вы можете сказать о языке басни? (на доступном языке)

Назовите героев басни.

Каким в басне показан ворон? (глупый, доверчивый)

Лисица? (хитрая, умная)

Назовите сюжет басни (она обманным путём отобрала мясо)

Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.

Из каких частей состоит басня? (вступление, основная часть, мораль)

Где в басне спрятана мораль? (в словах лисицы)

Чему учит нас эта басня? (Не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил своё брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом )

Почему так получилось, что ворон легко расстался со своей добычей? Какого испытания не выдержал он? (испытания лестью, восхваленьем)

Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить».

Кто кому льстит? Кого осуждает басня больше: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни.

Какой человеческий недостаток высмеивается? (глупость)

8 .Работа с иллюстрацией.

Многие художники старались отобразить эти басни с помощью кисти и карандаша, чтобы средствами изобразительного искусства мы еще ярче восприняли события, описанные в этих баснях. Это такие художники, как Д.К.Гавриленко, С.Яровой, Валентин Серов и многие другие. Особое внимание ваше я хотела бы обратить на работу Валентина Серова, она есть в вашем учебнике и на экране.

Несмотря на то, что она выполнена простым карандашом и неяркая, но посмотрите, как художник передал образы героев. Сравните величину фигурок вороны и лисицы. Что вы можете сказать? Соответствуют их размеры реальности? (Фигура вороны намного больше лисицы, создается впечатление, что художник выполнял работу, сидя высоко на ели, рядом с вороной. Создается зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы)

Как вы думаете, можно было с такого расстояния разглядеть такие подробности внешности, как «носок», «перушки», «глазки»?

Чему же учат нас эти басни ? (Не верить льстивым словам окружающих, не всегда верить своим ушам, не всегда эти слова искренни, не быть доверчивыми, глупыми )

Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.

В чём сходство басен?

Чем отличаются басни?

Работа с таблицей (в паре)

Иван Андреевич Крылов

Форма написания

Композиция

В какой басне легче представить поведение героев?

И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.

Удалось ли художникам передать характеры героев?

Какой представлена Ворона? Лисица?

Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.

Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.

Ответьте на вопросы:

1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?

2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…

3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:

-Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.

- Всякий трус о храбрости говорит.

-За глупость всегда приходится расплачиваться.

4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.

Проверьте, что у вас получилось.

Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.

Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни .

Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни .

Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни .

Выполнение какого задания вызвало затруднение?

Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?

Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.

9 .Связь с жпзнью.

Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом, выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом.

Бессмертные творения Эзопа и Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней!

Почему же спустя сотни, тысячи лет мы с удовольствием читаем басни Эзопа и Крылова? (Они интересны, полезны, несут уроки жизни)

Почему басни не устаревают? (Пороки людские, такие как лесть, зависть, лень, глупость, хитрость, были 4000 лет назад и существуют сегодня.)

Какую жизненную мудрость взяли из сегодняшнего урока, из сегодняшних басен?

(не нужно быть доверчивым, и льстить некрасиво.)

10 . Рефлексия .

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:

"Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".

Басня уместна против человека неразумного.

Эзоп. Басня Голубь, который хотел пить

Голубь, измученный жаждой, увидел картину, изображавшую чашу с водой, и подумал, что она настоящая. Он бросился к ней с громким шумом, но неожиданно наткнулся на доску и разбился: крылья его переломались, и он упал на землю, где и стал добычею первого встречного.

Так иные люди в порыве страсти берутся за дело опрометчиво и сами себя губят.

Эзоп. Бесхвостая лисица

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье.

Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: "Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно".

Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.


Крылов. Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву". -

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу". -

"Поэтому я лгу!

Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;



Я этого, приятель, не забыл!" -

"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -

Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -

"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -

"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Крылов. Крестьянин и работник


Когда у нас беда над головой,

То рады мы тому молиться,

Кто вздумает за нас вступиться;

Но только с плеч беда долой,

То избавителю от нас же часто худо:

Все взапуски его ценят,

И если он у нас не виноват,

Так это чудо!

Старик-Крестьянин с Батраком

10 Шел, под-вечер, леском

Домой, в деревню, с сенокосу,

И повстречали вдруг медведя носом к носу.

Крестьянин ахнуть не успел,

Как на него медведь насел.

Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,

И, где б его почать, лишь место выбирает:

Конец приходит старику.

«Степанушка родной, не выдай, милой!»

Из-под медведя он взмолился Батраку.

20 Вот, новый Геркулес, со всей собравшись силой,

Что только было в нем,

Отнес полчерепа медведю топором

И брюхо проколол ему железной вилой.

Медведь взревел и замертво упал:

Медведь мой издыхает.

Прошла беда; Крестьянин встал,

И он же Батрака ругает.



Опешил бедный мой Степан.

«Помилуй», говорит: «за что?» - «За что, болван!

30 Чему обрадовался сдуру?

Знай колет: всю испортил шкуру!»


Иван Бунин. Листопад


Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной. Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной;Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа, где густаяЛиства янтарный отблеск льет;Играя, в небе промелькнетСкворцов рассыпанная стая -И снова все кругом замрет.Последние мгновенья счастья!Уж знает Осень, что такойГлубокий и немой покой -Предвестник долгого ненастья.Глубоко, странно лес молчалИ на заре, когда с закатаПурпурный блеск огня и златаПожаром терем освещал.Потом угрюмо в нем стемнело.Луна восходит, а в лесуЛожатся тени на росу…Вот стало холодно и белоСреди полян, среди сквознойОсенней чащи помертвелой,И жутко Осени однойВ пустынной тишине ночной. Теперь уж тишина другая:Прислушайся - она растет,А с нею, бледностью пугая,И месяц медленно встает.Все тени сделал он короче,Прозрачный дым навел на лесИ вот уж смотрит прямо в очиС туманной высоты небес.0, мертвый сон осенней ночи!0, жуткий час ночных чудес!В сребристом и сыром туманеСветло и пусто на поляне;Лес, белым светом залитой,Своей застывшей красотойКак будто смерть себе пророчит;Сова и та молчит: сидитДа тупо из ветвей глядит,Порою дико захохочет,Сорвется с шумом с высоты,Взмахнувши мягкими крылами,И снова сядет на кустыИ смотрит круглыми глазами,Водя ушастой головойПо сторонам, как в изумленье;А лес стоит в оцепененье,Наполнен бледной, легкой мглойИ листьев сыростью гнилой…Не жди: наутро не проглянетНа небе солнце. Дождь и мглаХолодным дымом лес туманят,-Недаром эта ночь прошла!Но Осень затаит глубокоВсе, что она пережилаВ немую ночь, и одинокоЗапрется в тереме своем:Пусть бор бушует под дождем,Пусть мрачны и ненастны ночиИ на поляне волчьи очиЗеленым светятся огнем!Лес, точно терем без призора,Весь потемнел и полинял,Сентябрь, кружась по чащам бора,С него местами крышу снялИ вход сырой листвой усыпал;А там зазимок ночью выпалИ таять стал, все умертвив… Трубят рога в полях далеких,Звенит их медный перелив,Как грустный вопль, среди широкихНенастных и туманных нив.Сквозь шум деревьев, за долиной,Теряясь в глубине лесов,Угрюмо воет рог туриный,Скликая на добычу псов,И звучный гам их голосовРазносит бури шум пустынный.Льет дождь, холодный, точно лед,Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваномНад лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымыВстают столбами на заре,Леса багряны, недвижимы,Земля в морозном серебре,И в горностаевом шугае,Умывши бледное лицо,Последний день в лесу встречая,Выходит Осень на крыльцо.Двор пуст и холоден. В ворота,Среди двух высохших осин,Видна ей синева долинИ ширь пустынного болота,Дорога на далекий юг:Туда от зимних бурь и вьюг,От зимней стужи и метелиДавно уж птицы улетели;Туда и Осень поутруСвой одинокий путь направитИ навсегда в пустом боруРаскрытый терем свой оставит. Прости же, лес! Прости, прощай,День будет ласковый, хороший,И скоро мягкою порошейЗасеребрится мертвый край.Как будут странны в этот белый,Пустынный и холодный деньИ бор, и терем опустелый,И крыши тихих деревень,И небеса, и без границыВ них уходящие поля!Как будут рады соболя,И горностаи, и куницы,Резвясь и греясь на бегуВ сугробах мягких на лугу!А там, как буйный пляс шамана,Ворвутся в голую тайгуВетры из тундры, с океана,Гудя в крутящемся снегуИ завывая в поле зверем.Они разрушат старый терем,Оставят колья и потомНа этом остове пустомПовесят инеи сквозные,И будут в небе голубомСиять чертоги ледяныеИ хрусталем и серебром.А в ночь, меж белых их разводов,Взойдут огни небесных сводов,Заблещет звездный щит Стожар -В тот час, когда среди молчаньяМорозный светится пожар,Расцвет полярного сиянья.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам - проку не выйдет.


ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.


ЖУК И МУРАВЕЙ

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».


БЕДНЯК

У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», - молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя - ты не помог мне, хлопнул об угол - послал великое счастье».

Кто обращается с негодяем ласково - останется в убытке, кто поступает с ним грубо - в барыше.


ДВА ГОРШКА

Река несла в своем течении два горшка - глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, - просит глиняный горшок медного. - Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.


БЫК И ЖАБА

Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать - ее там не было - и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» - «Он умер, матушка, - говорят они, - сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» - «Перестань, мама, - слышит она в ответ. - Не сердись, - скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».

Опасно слабому тягаться с сильным.


КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ

В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». - «Должно быть, там зарыт клад», - думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.