Гендерные стереотипы традиционной культуры. Культура и гендерные различия Культурно исторические особенности отношения к гендеру
Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара
1. Гендерный подход к анализу культуры
Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задаются символические значения вещей и явлений.
Миф – одна из самых ранних стадий культуры. Миф выполняет такие функции, как передача социального опыта, интеграция человека в социуме, координация во времени и пространстве. Иногда миф употребляется в значении «сказка». Одним из распространенных мифов современного времени является миф о природном предназначении женщины.
В течение длительного времени понятие «пол» было простым и объяснимым. Пол – это биологические и психические особенности и различия мужчины и женщины, причем биологические различия были основой для формирования и других различий, в том числе и социальных. Социальные понятия «мужчина» и «женщина» состоят из множества аспектов, которые зависят от того, какое общество мы изучаем. Женщине изначально приписывают такие качества, как пассивность, иррациональность. В современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению мужчин и женщин. Термин «гендер» обозначает совокупность норм поведения, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе.
Гендерный подход основан на идее о том, что важно не биологическое или физическое различие между мужчиной и женщиной, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие «гендер» ввел в научный оборот социолог и психолог Р. Стомлер в 1968 г.
Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд АланФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Начиная писать эту книгу, я менее всего ожидал, что мне удастся раскрыть тайну Великой пирамиды. Но после того, как я рассмотрел все приведенные в главе 8 свидетельства, передо мной встал вопрос, который я не мог игнорировать. Увязать пирамиду
Из книги История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц автора Козловский Степан Викторович1.2.7 Социологический подход Исследование характерных особенностей социальной психологии и практики возможно только на основе данных социологии, поэтому существует необходимость воспользоваться ее теоретическими разработками, в том числе и методологическими.К
Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна1.2.9 Методологический подход Школы «Анналов» Социализация, как и адаптация, является по большей части стихийным и не всегда осознаваемым процессом, что сближает их по «сфере обитания» с другим, весьма важным, компонентом общественного сознания - ментальностью. При этом
Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен2. Понятие «социальное». Основные подходы к социальному анализу Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях,
автора Черная Людмила Алексеевна11.1. Семиотический подход к осмыслению культуры Первые попытки определить культуру были сделаны в Древней Греции, где ее понимали как пайдейа – образование, воспитание, совершенствование человека, и в Риме, где первоначальное cultura agri (а в более позднюю эпоху cultura animi)
Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж2. Философско-антропологический подход к феномену
Из книги Культурогенез и культурное наследие автора Коллектив авторов Из книги Разговоры с зеркалом и Зазеркальем автора Савкина Ирина ЛеонардовнаФилановская Т.А. Системный подход в исследованиях хореографической культуры Системный подход и применение идей синергетики к исследованиям феноменов культуры в последнее десятилетие становится методологической основой культурологической научной мысли. Интегрируя
Из книги Антропологический код древнерусской культуры автора Черная Людмила АлексеевнаПрикладной подход Те, кто создавал дефиниции, часто исходили из своих прагматических интересов. Такой прикладной подход к автодокументальным жанрам хорошо (возможно, даже с особой отчетливостью) виден в России, где они долгое время изучались и использовались
Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна2. Философско-антропологический подход к феномену культуры Зарождающийся философско-антропологический подход в современной российской культурологии связан со всеобщей «антропологизацией знаний», которую переживает наша наука в последние десятилетия. Однако свои
Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский БрониславЛичностно-биографический подход Выбор подхода воздействует на жанрово-стилистическую направленность выступления. Биографический подход, с одной стороны, наиболее удобен для информационных целей. Человеческий путь – это цепь фактов. Их последовательность, насыщенная
Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторовХудожественный подход Подход с позиции художественного мира, созданного творческой личностью, то есть с позиции самого искусства, усиливает собственно познавательный и даже научный аспект. Здесь особенно велика роль аналитического начала, профессиональных
Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторовКультурологический подход Подход к портретной работе с позиции взаимодействия художника и окружающей действительности – своего рода творческая личность в «интерьере» своей эпохи – уместен, когда художник не замкнут в «башне из слоновой кости» и его творческая жизнь
Из книги автора2. Исторический и функциональный подход С чисто теоретической точки зрения важнейшим мотивом наших предыдущих рассуждений было различение «мертвой и погребенной истории», с одной стороны, и «действующей, живой традиции», – с другой. Это различение я пытался пояснить на
Из книги автораКогнитивный подход Не ведет ли перевод проблемы самости в когнитивную плоскость к отказу от истины? Волновала ли эта проблема американского философа Джона Дьюи (1859–1952)? Свою позицию он наиболее внятно изложил в лекциях, которые обработал Тэйлор Бёрдж и представил в 2007 г.
Из книги автораТрансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу Трансмедиа сторителлинг (трансмедийное рассказывание истории или повествование) представляет собой специфический вид нарратива, в котором создателями сюжета изначально заложены «белые пятна» для
Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара
ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры
1. Гендерный подход к анализу культуры
Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задаются символические значения вещей и явлений.
Миф – одна из самых ранних стадий культуры. Миф выполняет такие функции, как передача социального опыта, интеграция человека в социуме, координация во времени и пространстве. Иногда миф употребляется в значении «сказка». Одним из распространенных мифов современного времени является миф о природном предназначении женщины.
В течение длительного времени понятие «пол» было простым и объяснимым. Пол – это биологические и психические особенности и различия мужчины и женщины, причем биологические различия были основой для формирования и других различий, в том числе и социальных. Социальные понятия «мужчина» и «женщина» состоят из множества аспектов, которые зависят от того, какое общество мы изучаем. Женщине изначально приписывают такие качества, как пассивность, иррациональность. В современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению мужчин и женщин. Термин «гендер» обозначает совокупность норм поведения, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе.
Гендерный подход основан на идее о том, что важно не биологическое или физическое различие между мужчиной и женщиной, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие «гендер» ввел в научный оборот социолог и психолог Р. Стомлер в 1968 г.
Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М АЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры
Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева ДильнараЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще
Из книги Теория культуры автора Автор неизвестенЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная
Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К ЕЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества
Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина КонстантиновнаЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь
Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Адоньева Светлана БорисовнаЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены
Из книги автораЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.История ментальностей использует
Из книги автора2.8. Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры Творческая деятельность, отличающая человека–интеллектуала от человека массы, направлена на созидание новых продуктов культуры. Многие постмодернисты связывали ее с деятельностью художника и
Из книги автораЛекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной
Из книги автораЛекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о
Из книги автораЛекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова
Из книги автораЛекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,
Из книги автораЛекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:
Из книги автораЛекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением
Из книги автораЛекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные
(Документ)
n1.doc
Коган Игорь Леонидович
ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ:
Культура пола и "пол" культуры
Минск 2003
УДК 316.7:316.346.2 ББК 71.05 К 57
Рецензенты:
Левяш И.Я., доктор философских наук, профессор Русецкая В.И., доктор социологических наук, профессор
К 57 Коган И.Л. Тендерная культурология: культура пола и "пол" культуры.- Мн.: Ковчег, 2003.- 336 с.
ISBN 985-6056-61-6
Монография посвящена выявлению теоретических оснований и обоснованию научной легитимности новой дисциплины тендерной культурологии. Смысловым ядром тендерной культурологии служит понятие "тендер", которое на протяжении последних десятилетий является одним из наиболее анализируемых в мировой гуманитаристике. Но на постсоветском пространстве тендерная проблематика представляет собой маргинальное явление, в том числе в связи с явным "феминистским креном" подавляющего большинства тендерных исследований.
Тендерная культурология призвана выявить смысловые пласты понятия "тендер" всеобщего характера, ввести его в проблемное поле культурологии и в качестве объекта анализа, и в форме метода исследования самой культуры.
Монография представляет интерес для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей гуманитарных дисциплин, а также широкого крута читателей.
ISBN 985-6056-61-6
Коган И.Л., 2003 г.
РАЗДЕЛ I ГЕНДЕР И ТЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ГЛАВА 1
ОСНОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
1.1. ПРЕДМЕТ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Предмет тендерной культурологии определяется в соответствии с ее изначальным прикладным характером. Так, если теория культуры как фундаментальная культурология исследует сущность, структуру и динамику культуротворческой человеческой деятельности, а также всей совокупности предметов и явлений материальной и нематериальной культуры этноса (нации, государства), то тендерная культурология призвана выявлять в ней специфические смысловые структуры, которые составляют в той или иной степени содержание многих культурных объектов. Один из основополагающих тезисов теории культуры "человек есть творец и потребитель культуры" преломляется в тендерной культурологии сквозь призму ее предметного интереса. Человек как понятие теории кулыуры для тендерной культурологии ссчъ лишь теоретическая конструкция, абстракция, пе имеющая практической значимости. Тендерная культурология рассматривает человека только в качестве мужчины или женщины как конкретного, а не абстрактного индивида. Именно это деление понятия человек и создает основной методологический механизм, с поми"цью которого тендер-пая культурология исследует объекты кулыуры и вскрывает в них то смысловое наполнение, которое оставалось "не распакованным" 1 из-за слишком высокой степени абстрактности понятия человек. Половая дифференциация создаст то смысловое пространство, которое, при погружении в него исследуемого объекта, высвечивает в нем тендерный аспект, признак, функцию, роль и т.п.
В связи с этим этносоциальная общность как истинный творец и потребитель культуры рассматривается тендерной культурологией в качестве такого организма, в котором одним из пластов со-
1 В.П. Налимов. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. - М: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 14.
Циокультурной динамики служит отношение мужского и женского полов. Тендерную культурологию интересуют закономерности, лежащие в основе производства и потребления культуры, особенно ее архстипических образцов идентификации мужчины и женщины и их влияние на формирование особенностей этнокультурного процесса.
К предмету тендерной культурологии следует отнести также и взаимосвязь и взаимозависимость пола и его культурного образа, тендера, который служит основой мужской и женской идентификации. Собственно, понятие тендера в свете тендерной культурологии может трактоваться двояко: с одной стороны, как средство и методологический механизм культурологического исследования, а с другой - как предмет анализа самой тендерной культурологии. Вызвано это, без сомнения, тем, что тендерная культурология делает лишь первые шага в качестве самостоятельной дисциплины, и то, что должно составлять ее дисциплинарное содержание, само находится в стадии оформления, уточнения смысловых границ и отношений с другими культурологическими дисциплинами.
Таким образом, структурно предмет тендерной культурологии можно представить в следующем виде:
1. Теория социокультурного пола.
2. Тендерные стереотипы и тендерная самоидентификация человека и общества.
3. Тендерная классификация общества.
4. Тендерная классификация культуры.
5. Методология исследований тендерной культуролоши.
1.2. ЗАДАЧИ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
К основным задачам гендерной культурологии следует оне-сти:
1. Исследование отношений пола и тендера. Отношение пола и тендера представляет собой "принципиальный вопрос: соотносится ли тендер с полом или детерминируется им?" . Проблема здесь заключается в следующем. До появления первых работ по феминолотии и тендерным исследованиям не подвергалось сомне-
Раэдел 1. Тендер и тендерная идентичность
"" В. Кравченко. Социология. Справочное пособие. -М.: Московский лицей, 1998,- С.63.
Нию положение, будто представления об образе мужчины или женщины (женское начало, мужественность и другие понятия) исходят из самой природы, которая и определяет последних. Следовательно, отношения между полами, равно как и их социокультурные статус и роли, имеют эссенциальный характер, т.е. природно детерминированы. Согласно этому взгляду, теперь считающемуся натриархатным, устаревшим и слишком сомнительным, мужчина вследствие своих природных качеств призван выполнять властные функции как в семье, так и в обществе, тогда как женщина, опять же из-за собственной биологии и вырастающей из нее психологии, должна лишь обеспечивать воспроизводство населения и бытовой комфорт.
Феминистская элита подвергла серьезной критике не только содержание подобных полоролевых установок, но и саму предпосылку, на основе которой это содержание приняло универсальную форму культурной нормы, а именно, что биология пола определяет полоролевые типы социальной стратификации. Философские тезисы, например, Ф. Пицше "Степень и вид половых различий у человека простирается до высших точек его духа" 3 или В. Розанова "пол и истинная религия... есть одна текущая река,., как пате отношение к Богу, как связь с Небом" 4 (т.е. пол связывает человека с Богом сильнее, чем совесть), которые сто лет назад воспринимались как откровения, сегодня требуют доказательств и маркируются как "философия патриархата". Другими словами, феминистские критики, проводящие тендерные исследования в идеологически направленном ключе, предлагают разорван всякую причинно-следственную связь между полом и его кулълфным восприятием - тендером. Именно острота подобной критики и ее принципиальный характер, подчас имеющий неопровержимые доводы в свою пользу, делают задачу выяснения отношений между полом и тендером одной из ключевых в тендерной культурологии.
2. Исследование механизмов образования тендера. Одним из способов решения первой задачи является исследование механизмов генезиса и развития тендерного типа той или иной культуры. Объективный анализ этого процесса с использованием данных как
Ф. Ницше. По ту сторону добра и чла. - Мн.: Беларусь. 1992. - С. 76. В. Розанов. Люди лунного света / Уединенное. - М.: Эксмо-Прссс, 1998.- С. 243.
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии
Древних форм коллективного сознания (архаической мифологии и религии), так и современных философии и науки позволит, видимо, пролить свет на вопрос о том, какую роль в формировании тендера играет биополовая дифференциация. Данная задача, как и ее решение, обладает эвристическим потенциалом большего масштаба, чем ее изначальные теоретические предпосылки и границы возможных ответов. Общий процесс генезиса и развития представлений человека о мире не только позволяет анализировать механизм развития тендера, но и использовать результаты этого анализа в систематизации знаний индивидуальной и социальной психологии.
3. Выявление закономерностей генезиса и динамики тендерных типов. Третья задача логично вытекает из решения шорой. Если бы тендерной культурологии удалось обнаружить закономерности образования тендерных типов, то следующим шагом, безусловно необходимым, станет анализ их динамики в культурном процессе этноса. Задача эта вряд ли может быть решена в полном объеме, поскольку динамика смены тендерных образцов или отношений тендерных стереотипов между собой проходит и поле исторической изменчивости. Закономерности каких-либо процессов (социальных или культурных) никогда пе проявляются в pa i ныс исторические периоды с полной идентичностью: они всегда воспринимают и несут в себе новые социокультурные особенности данного периода истории.
4. Определение этнических особенностей тендера. Четвертая задача могла бы войти в содержание второй, поскольку она связана с генезисом и смыслом тендера. Однако, этническая составляющая в этом процессе многогранна и достаточно сложна, из-за чего мы посчитали возможным выделить ее в отдельное направление тендерной культурологии. Ее проблемное поле обладает далеко еще пе использованным материалом для организации исследований не только в рамках тендерной культурологии. Сегодня этнопсихология, этносоциология, этнолингвистика и другие дисциплины образуются внутри материнских научных дисциплин именно в связи с появлением в них нового пласта информации, связанного с влиянием этнических структур на все сферы мышления и поведения общества. В связи с этим этногендерология может быть вы-
Раздел I. Тендер и гендерная идентичность
Делена в качестве отдельного направления исследований внутри тендерной культурологии.
Сугь проблемы здесь заключается в особенностях и степени влияния этнических структур на содержание тендерных стереотипов в данном обществе, обладает ли биологический (природный) элемент этноса определяющей силой формирования тендерных норм и идеалов. В этом пункте проблема четвертой задачи тендерной культурологии смыкается с проблемой первой задачи принципиального характера: имеет ли связь природы вообще (а не только биологии конкретного человека) с тендерными типами равные или причинно-следственные формы? С нашей точки зрения, решение первой задачи не может дать окончательный и точный ответ на вопрос о формах связи природы и коллективных представлений, поскольку даже если будет определена форма связи между биологией и психологией человека, невозможно перевести доказательно аналогию на специфику взаимовлияния природы и кулыуры (в нашем случае, кулыурпо-половых образцов).
Кроме того, в этом вопросе раскрывается и пласт динамики взаимовлияния природы и культуры, который, к тому же, накладывается на динамику исторической изменчивости. Решение данной задачи хотя бы в качестве уточнения круга вопросов и направлений исследований (на первом этапе) составит значительный вклад не только в становление тендерной культурологии, но и культурологии вообще, а значит, гуманитарных наук в целом.
5. Роль, функции и значение тендера в культурном процессе. Пятая задача тендерной культурологии под/одкт к выяснению ее роли внутри культуры и культурологии черк уточнение определений функций, ролей и значений тендерных типов и тендера как культурологического понятия. По сути дела, пятая задача направлена на формулирование конечной цели, к которой стремится гендерная культурология. Решение первых четырех задач связано с определением смысловых границ и инструментария тендерной культурологии как самостоятельной научной дисциплины; пятая же задача призвана оформить ее в качестве методологии (или совокупности методик) кулътуролог-ических и, шире, гуманитарных исследований. Гендерная культурология в этом случае предстает перед нами как единый методологический комплекс научных ис-
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии
Следований в области изучения человека и общества, а также форм и результатов их жизнедеятельности.
Здесь следует сказать о том, что тендерная культурология не ставит перед собой идеологических целей, в отличие, скажем, от феминологии и женских исследований, которые зачастую скрываются под маской так называемых "гендерных исследований". Мы ни в коей мере пе ставим под сомнение благородные задачи, преследуемые феминистской идеологией, поскольку считаем, что хотя женщина и мужчина различны между собой, но обладают при этом равными правами использовать собственные отличия в тех формах и для таких целей, которые не противоречат фундаментальным нормам общежития. Тендерная культурология как любая наука может относиться с той или иной степенью доверия или недоверия к различным течениям мысли или общественным движениям, но она не может принимать в них участия ни в предпосылках, пи в выводах собственных исследований. Единственное наследие, которое досталось тендерной культурологии, в частности, от женского движения и вызванных им женских исследований (и самой геп-дсрной культурологии), состоит в том, что она изначально исходи! из фундаментального положения о равенстве прав не только женщины и мужчины, но и представителя любой другой, более конкретной и малочисленной, социальной группы. Правда, идеология на этом и заканчивается; все остальные выводы и заключения должны строится на беспредпосылочной основе, как и подобает научному мышлению. 5
1.3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Методология тендерной культурологии основывается, безусловно, на теории систем и теории информации как основных методах, используемых собственно культурологией. Эти теории позво-
5 Сам автор высказал свою личную позицию в отношении женщины со стороны мужчины и общества в монографии: Игорь Богин. Вечная Женственность. - СПб.: А/.етейя. 2003. Но в данном случае следует высказывать не личное сочувствие проблемам женской участи, а неопровержимые доказательства как наличия подобного феномена, так и способов его качественной трансформации.
Ляют сохранить культурологический взгляд на проблему и одновременно рассматривать ту ее сторону, которая составляет предмет тендерной кулыурологии. Кроме того, системный анализ, применяемый при культурологических исследованиях, позволяет сохранить единство изучаемого объекта с окружающей его средой и с тем иерархическим порядком, в котором данный объект является частью. Это нужно в связи с тем, что тендерный анализ изначально строится из методологических предпосылок дихотомического свойства, что нуждается в постоянном смысловом контроле со стороны культурологического взгляда. Картина, к построению которой стремится тендерная культурология, требует как бы постоянного наблюдателя за сохранением смысловой координации и общности между результатами гендерных исследований и их объектами. Подобная смысловая общность и будет составлять смысловое пространство геядерной культурологии, являющейся одним из системных методов культурологических исследований.
Из конкретных методов научных изысканий, которыми пользуется тендерная культурология, следует назвать метод этнопсихологии, кросс-культурный анализ (кросс-культурная психология и сравнительные кросс-культурные исследования в различных областях искусства, литературы, политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества), этносоциодогии и некоторые другие. Каждый из указанных методов поможет достичь срачу двух задач: во-первых, тендерная культурология приобретет теоретический и эмпирический материал, который будет составлять ее фундаментальное и прикладное содержание, а во-зторых, будет выявлен тендерный аспект в инструментарии тех паучпых дисциплин, методы которых послужили средством анализа тендерной культурологии.
Рассматривая саму тендерную культуроло"-ию как совокупность методов исследования, следует указать на использование "гендерно-чувствительных технологий" анализа культуры, куль-1урпых текстов и кодов, культурных универсалий и образцов. Кроме того, тендерная культурология представляет собой форму семиотического и семантического анализа, выявляющего смысловые константы и переменные (социальные значения) в культурно значимых формах, отношениях, взаимодействиях и т.д.
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии
1.4. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Историческая связь гендерной культурологии с женским движением XIX в. в Европе за политические и иные права женщин не вызывает сомнений. В то время как традиции Востока сохраняли низкий статус женщины во всех областях жизни, Запад обратил свое внимание на проблемы женской участи и ее роли в обществе. Среди крупных исторических событий, особенно повлиявших на возникновение и развитие феминизма, можно указать на французское Просвещение XVIII в., завершившееся кровавой бойней и казнью Робеспьера и его подручных, а также правление Наполеона с его крупными военными кампаниями. Именно эти события "встряхнули" Европу в социальной активизации всех слоев европейского населения, в том числе и женщин. Здесь же можно назвать, впрочем, и революции во Франции и Германии (1848), и объединение Германии Бисмарком (1871), и даже, как это ни странным может показаться, отмену крепостного права в России. Все подобные события европейского и даже мирового масштаба помимо специальных целей или провозглашаемых лозунгов, направляющих действия масс, обладают офомной силой активизации социальной жизни. А это, в свою очередь, влияет на развитие наук и искусств, на появление новых стилей в политике и моде или научных открытий, на смену акцентов или даже целых социокультурных и социально-исторических парадигм 6 .
Совершенно закономерными видятся в этом смысле такие крупные события в культурах стран Европы, как появление марксистской социальной философии, французского позитивизма Конта, расцвета русской литературы. Такие крупнейшие научные открытия, как электромагнетизм Максвелла и особенно теория эволюции природных видов Дарвина также вписываются в один ряд событий, несущих на себе печать необратимых изменений в культуре Европы, да и всего мира. Однако, с нашей точки зрения, эти плоды созрели благодаря семенам, посаженным на почву европейской культуры гораздо раньше, но крайней мере, за несколько веков до описываемого нами периода.
Раздел I. Тендер и тендерная идентичность
Чтобы обнаружить связь событий всемирно-исторического значения XIX - XX вв. с течениями культурной жизни за несколько веков до этого, следует понять суть этих событий. Мы могли бы описать то общее, что объединяет их, а именно критическое движение мысли, желание подвергнуть сомнению и пересмотреть давно устоявшиеся представления и нормы, господствовавшие в культуре того времени. Если искать более ранний аналог подобному критицизму в европейской истории, то мысль останавливается на эпохе Возрождения и Реформации как социокультурных явлениях, известных своим гуманистическим (персоналист-ским, по выражению М.С. Кагана 7), содержанием.
В этот период безраздельно господствовало религиозное и клерикальное мировоззрение. Представления об устройстве вселенной, идущие еще от Птолемея, были канонизированы церковной теологией и приняты в качестве церковных догматов, которых следовало безоговорочно придерживаться каждому "доброму" ка-то.лику. Любые попытки даже незначительной критики церковной позиции, а, следовательно, и всего европейскою (и, шире, христианского) мировоззрения резко и сурово пресекались инквизицией, существовавшей уже с XIII в.
И тем не менее, во второй половине XV в. появляются первые открытые выступления крупных мыслителей гуманистического мировоззрения. Причин для этого было более, чем достаточно, сконцентрировавшихся в Европе XV - XVI вв.
Во-первых, один из самых сильных импульсов европейский 1уманизм получил из Византии. Еще со врем>л: крестовых походов ромеи оказали огромное влияние на крестоносцев и тех, кто их сопровождал, а ведь среди них были и поэты, и трубадуры, воспевавшие "славные" подвиги европейских героев. Но после падения Византии в 1453 г., когда турки взяли Константинополь, целые массы греков, особенно состоятельных семей (а значит, образованных людей) эмигрировали в Италию, где их влияние и без того
7 См. М.С, Каган. Философия культуры. - СПб., 1996. * Инквизиция внесла свой, особый, вклад в развитие антиабсолютистских настроений: помимо развернувшегося религиозного террора в отношении целых еретических народов инквизиция была особенно беспощадна к женщинам как "самым верным пособницам дьявола". (См., например, "Молот ведьм".)
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии
Было традиционно мощным и глубоким. Многие греческие авторы, например, Михаил Иселл, переводились на латинский язык и таким образом просвещенным умам Европы становилось доступным достояние богатой византийской культуры. Как"показывают современные исследования 9 , византийская культура XIV - XV вв. переживала своеобразный Ренессанс, и семена его были посажены в итальянской культуре многочисленными переселенцами из Греции, Сирии, Малой Азии, Египта. Достижения греческой науки, философии и искусства с их гуманистической окраской легли на благодатную почву Италии, а оттуда перенеслись на всю Европу и вызвала беспримерную культурную реакцию.
Во-вторых, с XIII в. в Европе начали действовать университе-ты" с, не говоря уже о многочисленных и богатейших библиотеках монастырей. В последних обучались и воспитывались переписчики текстов и за достаточно умеренную плату производили копии тех рукописей, которые хранились в библиотечных архивах. Университеты стали центром хранения и передачи "свободных знаний" (медицина, космолошя, теология, философия, риторика, арифметика и др.), что уже само по себе служило источником импульсов свободомыслия и критицизма. Конечно, для появления мыслителей масштаба Эразма Ротгердамского требовались годы, десятилетия функционирования подобных "фабрик знаний", которыми были университеты. Но за время появления гуманизма как европейского движения университеты выполнили несколько важнейших функций, среди которых (помимо образовательной и воспитательной) можно назвать коммуникативную. Университеты были общеевропейскими учреждениями (напр. Оксфорд, Кембридж, Пражский, Болонский, Парижский университеты), они "сохраняли принцип общедоступности" 11 и служили научным авторитетом для культурных элит всех европейских стран (и не только). Это в определенной степени способствовало в дальнейшем приобретению европейской известности и европейского же
9 См. напр. И, П. Медведев. Византийский гуманизм XIV - XV вв. - СПб.:Алетейя, 1997.
10 "К середине XIII в. можно говорить о формировании единой системы университетов Европы". От глиняной таблички к университету / Под общ. ред. проф. Т.Н. Матулиса. - М.: РУДН, 1998. - С. 487.
Там же, с.495.
Раздел I. Тендер и тендерная идентичность
Масштаба мыслителей и учений, рождавшихся в среде студентов этих университетов или их выпускников. Авторитет университетского диплома стал символом истинности говорящего и служил ключом к приобретению наивысшего социального статуса и к формированию общественного мнения, которое почти целиком (за редким исключением) опиралось на мнения университетских ученых" 2 .
Третьей причиной (лучше сказать, причиной и условием) распространения гуманизма в Европе стало техническое открытие книгопечатания (завезенное из Китая). К моменту его появления книга (рукопись) пользовалась таким авторитетом и ценностью, какими сегодня обладают, быть может, только священные книги мировых религий. Каждая рукопись была бесценной не только потому, что их было мало, а потому, что само отношение образованного общества к книге было сродни священному. Не случайно религии имели наряду с другими предметами культа священные книги, чьи тексты, по представлению верующих, писались либо самим Богом, либо его "секретарями" (апостолом, пророком и т.д.). Поэтому книга как материальный предмет сама по себе обладала огромным авторитетом, и ее распространение издателями и книготорговцами, которые, кстати сказать, получали баснословные барыши от продажи книг, означало придание авторитета всему, что было в них написано. (Это вовсе не значит, что издатели принимали к изданию все, что попало: существовал жесткий отбор авторов и их сочинений.) Сочинения гуманистов быстро распространялись огромными для того времени тиражами 13 и создавали критическую среду в образованной элите Европы. Семена, псс,еянные книжными трактатами гуманистов, упали в хорошо подготовленную почву, породив такое же по масштабу, если не более грандиозное, явление Реформации.
Конечно, мы не учитываем множество другмх явлений средневековой Европы, которые в своей совокупности обладали огромной силой культурной модернизации. Можно назвать такие явления, как зарождение английского парламентаризма XIII в.,
Так, враги Эразма Роттердамского не смели намекнуть ему на его сомнительное происхождение, поскольку он был выпускником Парижского университета (Монтегю - коллегии для бедных). " До нескольких тысяч экземпляров.
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии
Развитие мореплавания, приведшее в конце XV в. к открытию новых земель Америки (что, быть может, сравнимо но значению со всеми причинами распространения гуманизма, приведенными нами), развитие литературы и искусства с их ориентацией на греко-римскую культуру и ее ценности и многое другое. Но кроме того, следует вспомнить и о кризисе феодальных отношений, и о потере религиозного авторитета католической Церковью. Всего описать невозможно. И тем нз менее, можно констатировать, что объективные (исторические и социокультурные) условия жизни европейских народов XV - XVI вв. создали предпосылки для дальнейшего пересмотра всего господствующего мировоззрения. Безусловно, главный удар по католическому мировосприятию нанесла Реформация, питавшаяся своими корнями в гуманистической идеологии. Лютер, Кальвин, Цвингли и другие реформаторы перенесли акцент с церковной иерархии на верующего человека ("оправдание верой" Лютера) или на свободную от Церкви общину верующих (Кальвин). Другим, не менее сильным, оказался удар, нанесенный учеными Коперником, Галилеем и, позже, Кеплером, Гелиоцентризм не только разрушает одно из положений геоцеи-тристского представления об устройстве вселенной, но и всю картину мира, которой придерживалась Церковь и которую она канонизировала в качестве догматического положения. Как это всегда бывает, при сомнении в истинности одного из элементов системы, вся система становится сомнительной и шаткой и "превращается в объект для нападок со стороны ревизионеров" 15 . Это же произошло с абсолютизмом церковного мировоззрения, которое стандартизировало любые нормы мышления и поведения. Все, что выходило за границы санкционированных Церковью норм, признавалось еретическим и уничтожалось. И все же сомнение в абсолютной истинности одного мировоззрения осталось, укрепилось и достигло такого масштаба, который позволил вообще отвергнуть его, подвергнув критическому пересмотру основные явления, события и факты истории и культуры стран Европы.
К идеологам критицизма абсолютного мировоззрения можно отнести практически всех известных мыслителей, которые стояли на естественнонаучных позициях, начиная, видимо, с Декарта. Его
Которое опиралось на систему Птолемея (II в. до н.э.). " Богин Игорь. Бог. Вселенная. Смысл. - М.: Беловодье, 2000. - С. 99.
Раздел I. Тендер и тендерная идентичность
Учение о дихотомии души и тела, а также о сомнении как первичном инструменте научного мышления, внесло импульс раскола в философию томизма. Придерживаясь картезианского типа мышления, следовало использовать анализ в гораздо большей степени, чем синтез, сомневаться было правильнее, чем утверждать. Английские мыслители Бэкон и Локк вообще отказались признавать установленный раз навсегда порядок как в сознании, так, следовательно, и в окружающем мире. И уже прямыми идеологическими предшественниками феминистской критики стали представители французского просвещения, начиная с Вольтера и заканчивая Руссо. Кстати, здесь можно упомянуть известную концепцию Ш. Ортнер о соответствии отношения природы и культуры как женщины и мужчины 16 . Действительно, традиционно женщина ассоциировалась с природой, с ее непредсказуемостью и иррациональностью, и потому всегда воспринималась как нечто низшее, ибо мужчина всегда хотел покорить природу в себе и вокруг себя. Критика же Руссо цивилизации и проповедь возврата к природе, к первобытным временам истинных отношений и социальной справедливости была столь мощной и популярной, что это не могло не сказаться на изменении отношения европейского общества к природе, а следовательно, и к женщине как к ее непосредственному носителю и представителю.
Мы хотим здесь еще раз подчеркнуть, что описывая так называемых предшественников феминистского движения, мы имеем в виду не столько отдельных мыслителей или да-*е течений мысли, сколько интеллектуальное, рационально-критическое в своей основе культурное движение, которое находило своих апологетов в самых разных областях жизни и сознания. В результате деятельности этой массы представителей данного движения создалась духовная атмосфера в элитных культурных кругах, z в jnoxy возникновения и развития капитализма - ив среде среднего класса, поощряющая любые виды проявлений анти абсолютисте ко го направления и связанная с насаждением полицентристской картины мира. Конечно, нельзя не обратить внимание на то, что, несмотря на подобную духовно-культурную тенденцию, объекты критики и
Гапова Е. Тендерная проблематика в антропологии // Введение в тендерные исследования / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алстсйя, 2001. - С. 379.
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии
Ценности модернизации традиционных догматических установок, норм и моделей мышления и поведения оставались почти всегда в рамках европоцентризма. И все же критическое отношение ко всему традиционному прочно вошло в моду в среде образованных слоев общества. И именно в этом смысле всех тех, кто внес свою ленту в утверждение критического отношения к догматам мышления и поведения, мы называем предшественниками феминизма (хотя, понятно, не его одного, а всей современности).
Отношение между мужчиной и женщиной приняло настолько устоявшуюся форму, представления о природе и характере мужественности и женственности столь мощно опирались на незыблемые с точки зрения традиционного мышления взгляды, связанные с распределением властных полномочий, прав и свобод, сфер реализации и идеалов, что не случайно сомнение в истинности этих положений возникло jraiub после появления европейского материализма и атеизма как общественных явлений. Особенно мощная струя в построении модернистского мировоззрения была внесена идеей эволюционизма (Дарвин, Спенсер, Маркс, Бергсон и многие другие). Она позволяла идеологически обосновывать, по сути, любое движение, провозглашающее прогрессивность своих лозунгов по сравнению с традиционными представлениями. Идея справедливости, проявившаяся в лозунге "Свобода. Равенство. Братство", была использована в качестве формального основания идеи социальной справедливости. Последняя приняла достаточно прогрессивный и потому притягательный облик борьбы угнетенных слоев населения за расширение их политических, экономических и социокультурных прав. Часть наиболее активных и образованных женщин влилась в это движение за права угнетенного населения, провозгласив лозунгом достижение женщиной равных с мужчиной прав. Это и политические права (избирательное право), и право на получение образования, и право на одинаковую с мужчиной оплату труда.
Собственно, за любым социальным движением стоит критика господствующего положения вещей и идеологии. И потому совершенно естественно, что женское движение поневоле заставило научную мысль обратить внимание сначала на женщину как па социально угнетаемое существо, затем на причины этого угнетения, коренящиеся, по мнению многих, больше в субъективных,
Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задаются символические значения вещей и явлений.
Миф – одна из самых ранних стадий культуры. Миф выполняет такие функции, как передача социального опыта, интеграция человека в социуме, координация во времени и пространстве. Иногда миф употребляется в значении «сказка». Одним из распространенных мифов современного времени является миф о природном предназначении женщины.
В течение длительного времени понятие «пол» было простым и объяснимым. Пол – это биологические и психические особенности и различия мужчины и женщины, причем биологические различия были основой для формирования и других различий, в том числе и социальных. Социальные понятия «мужчина» и «женщина» состоят из множества аспектов, которые зависят от того, какое общество мы изучаем. Женщине изначально приписывают такие качества, как пассивность, иррациональность. В современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению мужчин и женщин. Термин «гендер» обозначает совокупность норм поведения, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе.
Гендерный подход основан на идее о том, что важно не биологическое или физическое различие между мужчиной и женщиной, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие «гендер» ввел в научный оборот социолог и психолог Р. Стомлер в 1968 г.
2. Конструирование гендерной системы
Данные археологии свидетельствуют, что в первобытные времена не существовало неравенства. Первобытные люди вели кочевой образ жизни. У кочевников не было частной собственности, не было и неравенства по половому признаку. Постепенно начинает развиваться пастушество, одомашнивание животных, земледелие. Земледелие и собирательство стали лучшими способами пропитания, чем охота. Материнство, почитание этой роли женщины приведут к тому, что женщины станут более уважаемыми членами общества. И это найдет свое отражение в мифологии. Как известно, первое божество – это Богиня-Мать (IX–VII тысячелетие до н. э.).
Шумерская культура является первой высокоразвитой культурой Месопотамии (V тысячелетие до н. э.). Здесь женщина имела высокое положение. Археологи находят следы матриархата и в Европе (остров Крит). До сих пор существуют некоторые племена в Африке, где женщины играют главенствующую роль.
Первыми исследователями матриархата были американский этнограф Л. Морган, Д. Макленнан и швейцарец И. Маккофен (XIX в.). Они занимались исследованием жителей острова Суматра. Эти исследования показали, что женщины продолжают жить в условиях матриархального права.
В Древнем Египте женщины также играли значительную роль.
Базовыми факторами в формировании патриархата были разделение труда, возникновение частной собственности и возникновение традиционной семьи. Исторически первой формой разделения труда, как отмечает К. Шаркс, было разделение труда по половому признаку, а именно по рождению детей. Возникают половые табу. Мужчины постепенно становятся владельцами продукта (домашнего скота) и нового вида труда (рабов). Накопление в их руках частной собственности привело к экономической зависимости женщин от мужчин. Моногамная семья возникла как ответ общества на данную ситуацию. С возникновением моногамной семьи хозяйственная деятельность общины распадается на отдельные сегменты, становится частным делом каждой семьи. Семья тем самым формируется как производительная ячейка. Позднее с развитием товарно-денежных отношений уменьшается значение материальной деятельности внутри семьи.
Ведение и организация домашнего хозяйства теряют свою социальную значимость, становятся частным занятием. Формируется и разделение труда по половому признаку – поначалу между членами семьи. В семьях любого социального слоя женщины, дети, батраки, поденщики, рабы обоих полов безраздельно подчиняются власти отца семейства. Однако следует заметить, что жестокость разделения труда по половому признаку зависела от экономического положения семьи. В богатых семьях данное положение соблюдается более строго, а в бедных семьях это менее выражено, поскольку основной задачей было совместное выживание мужчины и женщины. В доиндустриальной семье мужчины и женщины могут заменять друг друга в труде. И мужчины, и женщины могли прясть, ткать. В индустриальном обществе труд в цеховых организациях был доступен только мужчинам. Членство в цехе давало определенные половые и гражданские права. Следовательно, женщины лишаются этого. С развитием индустриального общества происходит отделение производственной сферы от домашней. Это сопровождается дифференциацией специализаций мальчиков и девочек. Мальчики уходят в школы, а девочки остаются дома. Именно в индустриальную эпоху происходит окончательное формирование идеологии естественного предназначения женщины.
Таким образом, в основе разделения труда лежат не биологические различия между мужчиной и женщиной, не принципиальная биологическая неспособность женщины выполнить ту или иную работу. Вопрос заключается в той оценке, которую общество дает тому или иному виду труда.
Можно выделить два вида контроля над женщиной:
1) форма физического насилия – осуществление контроля над жизнью женщины (например, убийство новорожденных девочек в Античности), над женским телом, контроль над сексуальностью с помощью различных моральных норм. Нравственность, нравственные законы всегда выступают против сексуальности, эротики, чувственности женщины и женского тела. Здесь возникает также вопрос о соотношении сексуальности и одежды, проституции и нравственности;
2) идеологический контроль.
Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в следующих главах на примере конкретных исторических эпох.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http :// www . allbest . ru /
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Саратовский Государственный Университет Имени Н.Г. Чернышевского»
Кафедра психологии образования
Факультет ППиСО
Культура и гендерные различия
Студентки 1 курса 141 группы
Направления подготовки «Психология образования»
Запаровой Марии Владимировны
Саратов 2013
Введение
1. Различия в трактовках понятий «пол» и «гендер»
2. Культура и гендерные различия
3. Исследование гендерных стереотипов
4. Психологические аспекты гендерных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями XIX в., с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами, покончить с субординацией и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе.
Социальная психология - это наука, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и поведение отдельного человека. А ее подраздел - социальная психология гендера - занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество. Социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин. Кроме этого, социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер.
Цель написания данного реферата - изучить особенности гендерных исследований личности в психологии, выявить взаимосвязь с культурой. Работа состоит из введения, четырех параграфов и списка использованной литературы. Для написания работы были использованы теоретические пособия российских и зарубежных авторов в области гендерных исследований, а также статьи в периодических изданиях и ресурсы сети Интернет.
1. Различия в трактовках понятий «пол» и «гендер»
гендер психология культурный
В отечественной психологии представление о гендере личности до настоящего времени разработано слабо, отмечается противоречивость трактовок, смешение дисциплинарных границ в определении содержания и сферы применимости слова «гендер», его отличие от привычного термина «пол».
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.
"Пол" - одна из самых сложных и многозначных научных категорий. В самом общем виде это слово обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero - рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Однако эти признаки неодинаковы у разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма, то есть расхождение анатомических, физиологических, психических и поведенческих черт особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие - количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.
Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Таким образом, термин «гендер» в социально-психологическом контексте обозначает социокультурные представления о личности мужчин и женщин и индивидуальные когнитивные схемы в отношении личности людей разного пола и разных сексуальных предпочтений. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, чтогендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти
2. Культура и гендерные различия
Влияние культуры распространяется на многие аспекты нашей жизни, в том числе и на формы поведения, связанные с половой принадлежностью. За последние 20-30 лет мы стали свидетелями существенных перемен во взглядах на приемлемость тех или иных форм поведения для мужчин и женщин. Безусловно, американская культура одна из наиболее динамичных в отношении вопросов, связанных с проявлением половых и гендерных различий (а также проявлениями сходства в данной области). Этот динамизм послужил причиной многих серьезных проблем и конфликтов, но вместе с тем он стал источником оптимизма, связанного с нашими представлениями о возможности изменения природы человеческих отношений и самой культуры.
Количество мужских и женских гендерных ролей бессчетно. В разных культурах приняты различные формы гендерных разграничений. Все мы знакомы с традиционной формой гендерной дифференциации, основанной на представлениях о том, что мужчина должен быть сильным, независимым, самостоятельным и эмоционально сдержанным, тогда как женщина должна быть зависимой, слабой, заботливой и эмоциональной.
В области кросс-культурного изучения гендерных стереотипов наибольшую известность получило исследование Уильямса и Бест, в ходе которого был проведен опрос граждан 30 стран; количество опрашиваемых из каждой страны составляло от 50 до 120 человек, а общее число участников исследования достигло почти 3000. Уильямс и Бест провели анкетирование среди студентов, которым предложили ответить на вопросы: «Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной?» Джон Уильямс, Дебра Бест и их коллеги задали эти вопросы студентам университета - представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы.
В нормадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным. В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны. Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в США - 17%, в Австрии - 28%, в Швейцарии - 48%. В Северной Америке большинство врачей и дантистов - мужчины; в России большинство врачей - женщины, как и большинство дантистов в Дании.
Культура, биология, гендерные роли и стереотипы взаимодействуют между собой, порождая гендерные различия в психологии и поведении. Иными словами, разделение труда и разница типичных для мужчин и женщин форм поведения, появившихся в результате биологических и физиологических различий, в свою очередь становятся источником различий, относящихся к области психологии и менталитета. Таким образом, психологические гендерные различия могут рассматриваться в качестве результата половых различий, обусловленных сложившимися формами разделения труда между мужчинами и женщинами и спецификой их функций, связанных с продолжением рода.
Основные области проявления психологических гендерных различий в разных культурах - это перцептуальные/пространственные/когнитивные способности; конформность и подчинение; агрессивность.
Наряду с психологическими гендерными различиями, существующими в пределах любой отдельной культуры, существуют также и психологические гендерные различия между культурами. При этом степень проявлений, направление развития и сама природа таких различий также могут изменяться от культуры к культуре. Так, если одна культура способствует формированию психологических различий определенного типа, это не означает, что и другая изучаемая нами культура в равной степени порождает тот же тип различий. С другой стороны, мы можем обнаружить культуру, в которой данный тип различий будет еще более ярко выраженным, чем в изученных нами до сих пор. Дело в том, что психологические гендерные различия являются не просто не продуктом биологических и культурных факторов, но оказывают влияние и на развитие самой культуры. Существует обратная связь между ними и такими проявлениями культуры, как типы поведения, гендерные роли и гендерная ролевая идеология. Таким образом, характер взаимосвязей между культурой, поведением и психологическими характеристиками представляет собой замкнутый круг, в котором психологическим проявлениям гендерной дифференциации принадлежит важнейшая роль в воздействии на образ жизни, традиции и поведение людей.
3. Исследование гендерных стереотипов
Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания, представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения.
Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.
Американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин. Ниже представлено стереотипное описание характерных мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.
Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.
Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.
В настоящее время отмечается тенденция к ослаблению подобных стереотипов. И психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности; и все больше проникает и в научное, и в обыденное сознание идея о том, что стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. Существует значительная согласованность гендерных стереотипов во многих культурах. Мужчины воспринимаются как агрессивные, автократичные, дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые, умные; женщины - как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, покорные и суеверные.
Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основе искаженной или неполной информации. Таким образом, гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и мужественности достаточно близки в разных культурах. Стереотипы имеют тенденцию рано усваиваться и изменяются они с большим трудом.
4 . Психологические аспекты гендерных отношений
Психология гендерных отношений - это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия.Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.
Гендерная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.
В отличие от психологии пола в гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, в фокусе ее внимания, прежде всего, те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.
В психологии пола женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием служит имплицитное принятие биологического детерминизма ролей, опирающегося на представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, однако роль социокультурного влияния сводится к оформлению тех черт и характеристик человека, которые предопределены природой.
В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации, сексизма. В детерминации социального поведения личности приоритет отдан социокультурным факторам.
В структуре гендерной психологии выделяются следующие разделы:
Ш психология гендерных различий;
Ш гендерная социализация;
Ш гендерные характеристики личности;
Ш психология гендерных отношений.
При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации.
Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах ее жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.
При рассмотрении гендерных характеристик изучается идентичность мужчин и женщин и ее составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.
ХХI век должен стать веком ломки стереотипов в отношении женщин и это должно восприниматься как естественный с точки зрения эволюции процесс, который ни в коем случае не направлен на ущемление прав и свобод противоположного пола. Ломка традиционного гендерного порядка порождает многочисленные социально-психологические проблемы и трудности, причем мужчины и женщины испытывают давление в противоположных направлениях. Вовлеченные в общественное производство и политику женщины вынуждены развивать в себе необходимые для конкурентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергию, силу воли), а мужчины, утратив свое некогда бесспорное господство, вырабатывать традиционные «женские» качества - способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого. Ничего сверхъестественного в этом нет, то же самое происходит в сфере межнациональных и межгосударственных отношений, где принцип господства и подчинения постепенно уступает место отношениям осознанной взаимозависимости.
Заключение
В современном мире актуальной стала различия проблема ценностных ориентаций мужчин и женщин. Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от друга, различий их ценностных ориентаций, имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, а также ценностными ориентациями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. В нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. Однако сознанию обоих полов присущи стереотипные представления о роли в жизни, положении, статусе, различные ценностные ориентации. Эти стереотипы откладывают свой отпечаток при желании мобилизовать свои возможности и реализоваться как личность.
Результаты многочисленных массовых опросов и иных социологических исследований в странах Западной Европы показывают, что ни единого мужского стиля жизни, ни единого канона маскулинности сегодня не существует. Несмотря на противоречивость своих ценностей и взглядов, западноевропейские мужчины во все большей степени ориентируются на принцип гендерного равенства. И хотя для многих этот выбор - вынужденный, а некоторые проблемы остаются спорными и готовых решений не имеют, какой-либо ущербности своего гендерного статуса мужчины не ощущают. Тем более, что по многим существенным параметрам он все еще остается привилегированным.
Во время работы над рефератом я достигла поставленных целей,а именно изучила особенности гендерных исследований личности в психологии, выявила взаимосвязь с культурой.
Список использованной литературы
1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие, СПб., Питер, 2008.
2. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Олма-Пресс, 2007.
3. Воронина О.А. Словарь гендерных терминов. М.: МЦГИ, 2007.
4. Воронцов Д.В. Гендеоная психология общения / Д. В. Воронцов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб. Питер, 2008
6. Ильин Е.П. Пол и гендер. Спб.: Питер - 2010.
7. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. М. Academia 2003
8. Костикова И. В., Митрофанова А. В., Градскова Ю. В., Година Е. З., Тулина Н. В. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. - М., Аспект-Пресс, 2010.
9. Смелзер Нейл. Социология: Учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Ядов (науч.ред.). - М., Феникс, 2007.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Гендер как социально биологическая характеристика. Физиологические и психологические отличия полов. Гендерно-ролевая социализация и гендерные различия. Исследование структуры способностей и интеллекта у мужчин и женщин к различным видам деятельности.
курсовая работа , добавлен 15.12.2012
Теоретико-методологические аспекты изучения гендерных различий в сфере ценностных ориентаций. Анализ природы ценностей и ценностных ориентаций. Понятия "пол" и "гендер". Гендерные различия старшеклассников и их взаимосвязь с ценностными предпочтениями.
курсовая работа , добавлен 06.02.2012
Понятие хронического алкоголизма, его половые различия. Клинические концепции "алкогольной личности". Изменение личности под влиянием влечения к алкоголю. Феномен тревоги и концепция ее происхождения. Эмпирическое исследование проблемы тревожности.
дипломная работа , добавлен 26.08.2011
Психологическая проблематика изучения взаимовлияния социальных стереотипов и средств массовой информации. Исследование психологической эффективности использования основных геометрических форм в рекламе. Гендерные различия и cуть представлений о товарах.
реферат , добавлен 26.02.2010
Гендер как совокупность социальных и культурных норм, выполняемые людьми в зависимости от их биологического пола. Характеристика гендерных различий и социализация. Причины конфликтов полов и пути их преодоления, формирование гендерной компетентности.
реферат , добавлен 10.09.2009
Различия женского и мужского полоролевого поведения. Гендерные особенности отклоняющегося агрессивного и аутоагрессивного поведения. Злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние. Половые различия в проявлениях коммуникативных девиаций.
контрольная работа , добавлен 03.04.2011
Память как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории. Особенности памяти в зависимости от гендера. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия. Половые различия в восприятии информации о себе и о других.
курсовая работа , добавлен 03.11.2013
Анализ гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Изучение понятия "гендер" - совокупности социальных и культурных норм, которую общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
курсовая работа , добавлен 23.06.2010
Понятие креативности и гендера в социальной психологии. Факторы гендерно-ролевой социализации человека. Методики изучения уровня развития творческого мышления взрослых. Организация исследования гендерных различий в процессе анализа креативности.
курсовая работа , добавлен 30.01.2013
Психофизиологические особенности мужчины и женщины. Построение успешных интимных, брачно-семейных отношений между ними. Влияние половых гормонов на развитие вторичных половых признаков. Различия в морфологии и функционировании мозга мужчин и женщин.