Характеристика барина из рассказа тургенева бирюк. Образ и характеристика бирюка главного героя рассказа бирюк тургенева сочинение

Характеристика героя

Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.

Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами. Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Принято считать, что время его создания приблизительное - 1848-50-е годы, так как работу над рассказами писатель начал в 1840-х, а издал полный сборник в 1852 году.

Сборник объединен присутствием одного «закадрового» главного героя-рассказчика. Это некто Петр Петрович, дворянин, который в одних рассказах является немым свидетелем событий, в других - полноценным участником. «Бирюк» относится к числу тех рассказов, где события происходят вокруг Петра Петровича и с его участием.

Анализ рассказа

Сюжет, композиция

В отличие от большинства писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает какую-либо особенную черту крестьянской жизни, поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и многогранную картину крестьянского мира.

Жанрово произведение стоит на границе рассказа и очерка (название «записки» подчеркивает очерковость произведения). Сюжет - очередной эпизод из жизни Петра Петровича. События, описанные в «Бирюке», изложены Петром Петровичем в форме монолога. Заядлый охотник, он однажды заблудился в лесу, в вечерних сумерках попал в ливень. Встретившийся ему лесник, фигура, известная в деревне своей угрюмостью и нелюдимостью, приглашает Петра Петровича домой, переждать непогоду. Дождь утих, и лесник услышал в тишине стук топора - кто-то воровал охраняемый им лес. Петр Петрович захотел сходить с лесником «на задержание», посмотреть, как он работает. Вдвоем они поймали «вора», оказавшегося нищим мужичонкой, растрепанным, в лохмотьях. Видно было, что мужик стал воровать лес не от хорошей жизни, и рассказчик стал просить Бирюка отпустить вора. Долго Петру Петровичу пришлось уговаривать принципиального лесника, встревая в потасовку между Бирюком и задержанным. Неожиданно лесник отпустил пойманного, сжалившись над ним.

Герои и проблематика рассказа

Главный герой произведения - Бирюк, крепостной лесник, рьяно и принципиально охраняющий барский лес. Его зовут Фома Кузьмич, но люди в селе относятся к нему враждебно, за суровый нелюдимый характер наделяют прозвищем.

Характер лесника неслучайно рисуется со слов свидетеля-дворянина - Петр Петрович все-таки лучше понимает Бирюка, чем жители деревни, для него его характер вполне объясним и понятен. Понятно и то, почему деревенские неприязненно относятся к Бирюку, и то, почему в этой вражде никто не виноват. Лесник безжалостно отлавливает «воров», утверждая, что в деревне «вор на воре», а они всё лезут в лес от безысходности, от невероятной бедности. Жители деревни всё приписывают Бирюку какую-то мнимую «власть» и грозят её отнять, совершенно забывая, что он всего лишь честный исполнитель работы, и «даром не ест барский хлеб».

Сам Бирюк так же нищ, как отлавливаемые им крестьяне - жилище его убого и уныло, наполнено запустением и беспорядком. Вместо постели - куча тряпок, тусклый свет лучины, отсутствие еды, кроме хлеба. Хозяйки нет - она убежала с заезжим мещанином, бросив мужа и двоих детей (один из них совсем малыш и, по-видимому, болен - он дышит в своей люльке «шумно и скоро», ухаживает за грудным ребенком девочка лет 12).

Сам Бирюк - настоящий русский богатырь, с могучей мускулатурой и шапкой темных кудрей. Человек он правильный, принципиальный, честный и одинокий - это многократно подчеркивается его прозвищем. Одинокость по жизни, одинокость в своих убеждениях, одинокость по долгу службы и вынужденность жить в лесу, одинокость среди людей - Бирюк вызывает сочувствие и уважение.

Пойманный вор мужик вызывает исключительно жалость, ведь в противовес Бирюку он - мелкий, жалкий, оправдывающий своё воровство голодом, потребностью кормить большую семью. В своей бедности мужи готов обвинить любого - от барина до того же Бирюка. Лесника в порыве злой искренности называет душегубом, кровопийцей и зверем, бросается на него.

Казалось бы, два социально равных человека - оба бедны, оба крепостные, оба с обязанностями семьянина - кормить детей, но мужик идет на воровство, а лесник - нет, а потому в характеристику, данную односельчанами леснику, можно не верить. «Зверем», «душегубом», «кровопийцей» его может назвать только тот, кому он не дал украсть.

В заглавии рассказа стоит прозвище главного героя, которое указывает вовсе не на характер лесника, а на те обстоятельства, в которых он живет беспросветно; на его место, которое ему определили люди. Крепостные не живут богато, а честные крепостные в услужении у барина еще и вынужденно одиноки, так как не поняты своими же собратьями.

Бирюк отпускает мужика из сострадания - чувство взяло верх над разумом и принципами. Петр Петрович предлагает возместить стоимость поваленного мужиком дерева, так как лесники, не уследившие за воровством, должны были из своего кармана оплачивать урон. Несмотря на грозящий ему штраф, Бирюк совершает человеческий поступок и видно, что чувствует облегчение.

«Бирюк», как и остальные рассказы в «Записках охотника» - это собрание образов крестьян, каждый из которых славен какой-либо стороной своего характера, своими поступками или талантами. Ужасающее бедственное положение этих талантливых и сильных людей, не дающее им раскрыться, заботиться хотя бы о чем-нибудь, кроме поиска пропитания и толкающее на преступления - это главная проблематика рассказа, озвученная автором.

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любует-ся нехитрыми народными характерами, полями, ле-сами, лугами России. Как бы ни относились к расска-зам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан са-мый короткий рассказ цикла «Бирюк». Глубина со-держания сочетается с совершенством формы, что го-ворит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы еди-ной творческой задаче.

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома одиноко жил в за-коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть-ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Главным и единственным событием рассказа явля-ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив-шего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и что-бы разобраться в нем, обратим внимание на художест-венные средства, которыми воспользовался автор.

Описание обстановки, говорит о том, насколько бе-ден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заны-ло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Психологический портрет лесника свидетельству-ет об исключительной силе Бирюка, становится по-нятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ...Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любует-ся своим героем.

Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получа-ем косвенную характеристику лесника: «мастер сво-его дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «си-лен... и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встре-тил охотника во время грозы и помог ему; он же пой-мал крестьянина на месте преступления, а потом от-пустил его на свободу), раскрывает лучшие черты ха-рактера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника луч-шие чувства.

Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания, помогающая рас-крыть характер Бирюка. Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины при-роды подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по-сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду-ховному миру русского мужика, заметил много непо-вторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете...»,— напи-шет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник рус-скому крестьянству.

Один из типов «хорошего» мужика выведен в рассказе «Бирюк». Он живет в бедной избе с двумя детьми — жена его убежала с каким то мещанином. Он служит лесником и про него рассказывают, что он «вязанки дров не даст утащить … и ничем его нельзя взять: ни вином, ни деньгами — ни на какую приманку не идет». Он угрюм и молчалив; на расспросы автора он сурово отвечает: «должность свою справляю — даром господский хлеб есть не приходится». Несмотря на эту внешнюю суровость, он в душе очень сострадательный и добрый человек. Обыкновенно, поймав в лесу мужика, только пристращает его, а затем, сжалившись, отпускает с миром. Автор рассказа становится свидетелем такой сцены: Бирюк отпускает пойманного им в лесу мужика, поняв, что только крайняя нужда заставила этого бедняка решиться на воровство. При этом он нисколько не рисуется своими благородными поступками — ему скорее даже неловко, что посторонний человек стал свидетелем этой сцены. Он один из тех людей, которые на первый взгляд не выделяются, но способны вдруг совершить что-нибудь из ряда вон выходящее, после чего они снова становятся теми же обыкновенными людьми.

Величавая его осанка — высокий рост, могучие плечи, суровое и мужественное лицо, широкие брови и смело глядевшие небольшие карие глаза — все в нем обличало необыкновенного человека. Свою обязанность лесника Бирюк отправлял настолько добросовестно, что все про него говорили: «вязанку хворосту не даст утащить … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку нейдет». Суровый с виду, Бирюк имел нежное, доброе сердце. Поймает в лесу мужика, срубившего дерево, так пристращает, что и лошадь пригрозит не отдать, а дело обыкновенно кончится тем, что сжалится над воришкой и отпустит его. Бирюк любит сделать доброе дело, любит и обязанности свои исполнять добросовестно, но не будет кричать об этом на всех перекрестках, и не будет рисоваться этим.

Суровая честность не проистекает у Бирюка ни из каких умозрительных принципов: он простой мужик. Но глубоко прямая натура его дала ему понять, как следует исполнять взятую на себя обязанность. «Должность свою справляю, говорит он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится … ». Бирюк хороший человек, хоть и грубый с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женой, сбежавшей с прохожим мещанином; должно быть, семейное горе и сделало его угрюмым. Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить … и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идет». Автору довелось быть свидетелем, как этот неподкупно-честный человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, — отпустил потому, что почувствовал своим честным и великодушным сердцем безысходное горе бедняка, решившегося, с отчаяния, на опасное дело. Автор прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин.

Сочинение

И. С. Тургенев был одним из передовых людей своего времени. Он осознавал, что для того, чтобы завоевать право называться народным писателем, мало одного таланта, нужно «сочувствие к народу, родственное к нему расположение» и «способность проникаться сущностью своего народа, его языком и бытом». В сборнике рассказов «Записки охотника» описывается крестьянский мир очень ярко и многогранно.

Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - дворянин Петр Петрович. Он очень любит охоту, много путешествует и рассказывает о случаях, которые с ним произошли. Встречаемся мы с Петром Петровичем и в «Бирюке», где описывается его знакомство с загадочным и мрачным лесником по прозвищу Бирюк, «которого все окрестные мужики боялись как огня». Встреча происходит в лесу во время грозы, и лесник приглашает барина к себе в дом укрыться от непогоды. Петр Петрович принимает приглашение и оказывается в старой избе «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». Он замечает мелочи невеселого существования семьи лесника. Его жена «с прохожим мещанином сбежала». И остался Фома Кузьмич один с двумя маленькими детьми. Старшая дочь Улита, сама еще ребенок, нянчит малыша, баюкая его в люльке. Бедность и семейное горе уже наложили отпечаток на девочку. У нее понурое «печальное личико», робкие движения. Описание избы производит гнетущее впечатление. Все здесь дышит печалью и убогостью: «изорванный тулуп висел на стене», «лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая», «в углу валялась груда тряпок», «горький запах остывшего дыма» витал повсюду и мешал дышать. Сердце в груди Петра Петровича «заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». Когда дождь прошел, лесник услышал звук топора и решил поймать нарушителя. Барин пошел вместе с ним.

Вором оказался «мужик мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой», который, по-видимому, не от хорошей жизни пошел на воровство. У него «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены». Он умоляет Бирюка отпустить его с лошадью, оправдываясь, что «с голодухи… детки пищат». Трагичность голодной крестьянской жизни, тяжелого быта предстает перед нами в образе этого жалкого отчаявшегося человека, который восклицает: «Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино».

Реализм изображения бытовых картин жизни крестьян в рассказе И. С. Тургенева впечатляет до глубины души. И вместе с этим перед нами встают социальные проблемы того времени: бедность крестьян, голод, холод, вынуждающие людей идти на воровство.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ очерка И.С. Тургенева "Бирюк" Сочинение-миниатюра по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»