Храм богоявления господня. Собор богоявления господня богоявленского монастыря на никольской Собор богоявления господня в богоявленском монастыре

Год основания: 2004

Настоятель: благочинный церквей Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин

Храм Богоявления Господня города Химки Московской области воздвигнут по инициативе верующих жителей города и при поддержке Администрации города. Архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской Епархии, в присутствии главы города В. В. Стрельченко, совершил освящение закладного камня 15 мая 2004 года.

Архитектура храма Богоявления Господня византийского стиля. По вместимости церковь рассчитана на 1000 человек. Храм двухэтажный и четырехпрестольный. Нижний храм посвящен Рождеству пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля). Это крестильный храм, в котором планируется купель для полного погружения крещаемого в воду.

Верхний храм и центральный престол освящен в честь Богоявления Господня, (празднование 6/19 января), правый придел храма посвящен иконе Божией Матери «Скоропослушница» (празднование 9 октября/22 ноября), а левый придел - святителю Николаю (празднование 9/22 мая и 6/19 декабря).

Храм пятикупольный в едином объеме с колокольней. План в форме креста с ориентацией на восток. Так как храм имеет два этажа, то Архитектурным Фондом, главным архитектором В. Н Михайловым и решением Администрации города Химки, предусмотрены парадные лестницы (помимо центрального входа) к боковым входам и подъемники для инвалидных колясок. Колокольня имеет четыре внутренних яруса и звонницу с четырьмя арочными проемами. На территории храма располагается церковно-административное здание, а так же церковная лавка.

Здание церкви двухэтажное, четырехпрестольное, с пятью куполами в едином объеме с колокольней. Нижний храм посвящен Рождеству Иоанна Крестителя, верхний храм и центральный престол - Богоявлению Господню, правый придел освящен в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а левый - во имя святителя Николая.

Колокольня имеет пять внутренних ярусов и звонницу с четырьмя арочными проемами. Колокола для храма были отлиты на заводе «ЗИЛ» мастерами «Общества древнерусской музыкальной культуры». Подбором звучания колоколов, их количества, тональности и веса занимался главный звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И.В. Коновалов.

Всего колоколов двенадцать, самый большой благовест весит две тонны. На колоколах отлиты образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Скоропослушница», а также лики святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Николая, святого равноапостольного князя Владимира, святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны Московской.

В храме находится множество святынь. Среди них ковчег с освященной копией гвоздя от Распятия Христова и частичкой самого гвоздя, точная фотокопия Туринской Плащаницы Христа Спасителя, частицы мощей святителя Николая Чудотворца и блаженной Матроны Московской. В левой части центральной арки расположена сень с иконой преподобномученика Ефрема Нового, Неа-Макрийского чудотворца (Греция). Там же в ковчеге хранятся скуфья и тапочек святого Ефрема, частица древа, на котором мучили преподобного и земля с места его мучений. В храме также особо почитаются образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и иконы святого апостола Симона Кананита и мученика Василиска. Под ними в специальных ковчегах находятся камни с места мученической кончины этих святых.

С 2009 года в Богоявленском храме ежедневно совершаются богослужения, открыта воскресная школа, действует социальная служба и молодежное движение.

Рядом с Богоявленским храмом расположена часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она посвящена памяти погибших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в локальных войнах и техногенных катастрофах. Ежегодно 26 апреля, в день Чернобыльской трагедии, в часовне совершается панихида по погибшим.

Также к храму Святых апостолов Петра и Павла приписан домовый храм Святителя Луки, архиепископа Симферопольского. Он был обустроен в 2005 году в хирургическом корпусе химкинской Центральной клинической больницы вместо существовавшей с 2004 года молельной комнаты. Духовенство окормляет находящихся на лечении больных и медицинский персонал. В настоящее время ведутся работы по строительству отдельно стоящего храма, в который смогут приходить не только находящиеся в больнице, но и все желающие.

Часы работы храма: с понедельника по субботу с 7:30 до окончания вечернего богослужения; в воскресенье: с 06:00 до окончания вечернего богослужения.

Проезд: от Ленинградского вокзала г. Москвы до станции Химки, далее автобусом/маршрутным такси № 3 до остановки «Стадион «Новые Химки»; от станции метро «Речной вокзал» г. Москвы автобусом/маршрутным такси № 443 до остановки «Стадион «Новые Химки»; от станции метро «Планерная» г. Москвы автобусом/маршрутным такси № 383, также троллейбусом № 202 до остановки «Стадион «Новые Химки»

Реквизиты храма:
Получатель: Местная религиозная организация православный приход Богоявленского храма г. Химки МО Московской епархии Русской Православной Церкви
ИНН 5047069695 КПП 504701001 р/сч 40703810509010000660
Центральный филиал АБ «РОССИЯ» п. Газопровод Московская область
к/сч 30101810400000000132
БИК 044599132

Огромный Богоявленский собор не утратил своего значения в современной Москве. Уже нет как такового монастыря, рядом возникли новые здания, но он по-прежнему возвышается среди окружения, претендуя на центральное значение в Китай-городе. Его мощный купол отлично виден из Замоскворечья и способен конкурировать даже с Покровским собором на Красной площади.

Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.

Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой. Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами. Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы. Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».

В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других. Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам. В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.

Богоявленский монастырь был еще и одним из центров просвещения в России XVII веке. В 1685 году в нем поселились ученые-монахи из Греции – братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Здесь же они основали свою школу, в которой преподавали греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику и другие науки. Через два года, в 1687 году, школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь и преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию – это было первое высшее учебное заведение в России.

Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920‑х годов после закрытия монастыря.

Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры.

Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик. Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения. После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.

С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.

Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.

От станции метро «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия) :
Выход в город «к Красной площади, улицам Никольская, Ильинка, Камерному музыкальному театру, магазинам: ГУМ, «Детский мир», «Гостиный двор»». Храм находится напротив выхода из метро.

От станции метро «Китай-город» (Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):
Выход в город «К Новой площади, улицам: Ильинка, Маросейка, Политехническому музею, Гостиному двору». Подняться по лестнице, повернуть налево и подняться по эскалатору. В длинном переходе повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Идти по улице Ильинке до Богоявленского переулка (второй по правой стороне). Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета.

От станции метро «Лубянка» (Сокольническая линия):
Выход в город «на площади: Лубянская, Новая, к Театральному проезду, к улицам: Пушечная, Рождественка, Никольская, б. и м. Черкасским переулкам, Камерному музыкальному театру, Музею истории Москвы, Политехническому музею, авиакассам, аптеке № 1, универмагу «Детский мир»». Выйти на Лубянскую площадь, повернуть налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идти по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево).

Богослужения
Вторник: 17.00 - Вечернее Богослужение.
Среда: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Молебное пение с акафистом пред иконой Божией Матери Казанской и Молебное пение об умножении любви - попеременно.
Четверг: 17.00 - Вечернее Богослужение.
Пятница: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Вечернее Богослужение.
Суббота: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Всенощное бдение.
Воскресение: 8.00 - Исповедь; 9.30 - Часы и Божественная Литургия (с мая по октябрь - 8.30).
Накануне церковных праздников в 17.00 - Всенощное бдение (с мая по октябрь - в 18.00), в самый день праздников в 8.00 - Исповедь, в 8.30 - Божественная Литургия.

Совершаются все церковные требы.

Престолы:
Верхний храм:
Богоявления Господня (главный престол); святого апостола Андрея Первозванного; святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого.
Нижний храм:
Казанской иконы Божией Матери;
святителя Алексия, митрополита Московского.

Престольные праздники:
Богоявления Господня — 19 января (главный престол);
святого апостола Андрея Первозванного — 13 декабря;
святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого — 7 февраля;
Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября;
святителя Алексия, митрополита Московского — 2 июня.

История

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря был построен в 1693–1996 годах в стиле «Нарышкинское барокко», как главный храм Московского Богоявленского мужского монастыря, основанного в 1298–1299 годах преподобным князем Даниилом Московским. Попечителями монастыря, начиная с XIV века, были св. блг. князь Иоанн Калита и московские бояре Воронцовы-Вельяминовы, Плещеевы, Долгоруковы и Галицыны. Здесь же находился родовой некрополь попечителей. В монастыре подвизались преподобный Стефан, брат преподобного Сергия и преподобный Дионисий Святогорец, преподобный Гавриил (Зырянов), преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). В 1313 году в монастыре принял монашеский постриг будущий святитель Алексий митрополит Московский.

Монастырь был закрыт в 1919 году, но Богослужения в храме продолжались. В 1929 году храм был закрыт, здание использовалось под склад, общежитие, типографию, а позднее храм передан Государственному академическому русскому хору СССР им. А.Свешникова.

В 1990 году храм был передан православной общине Русской Православной Церкви, а 19 января 1991 года в нем были совершены первые Богослужения. 31 мая было совершено малое освящение придела в честь святителя Московского Алексия; 25 апреля 1992 года освящен приставной престол в честь священномученика Владимира Киевского; 14 января 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено Великое освящение главного престола верхнего храма в честь Богоявления Господня; 31 октября 2003 года освящен престол в честь апостола Андрея Первозванного на северной галерее верхнего храма; 6 марта 2011 года освящен главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1995–1999 годах проведены работы по воссозданию барабана и купола храма, разрушенных в советское время, и фасадов храма. Заново выстроены алтарные части Алексеевского и Алфеевского приделов нижнего храма, восстановлены иконостасы верхнего и нижнего храмов.

Святыни

Выносной Крест с частью Честного и Животворящего Древа Креста Господня;

Крест-мощевик с соборной иконой и частицами мощей: святых апостола и евангелиста Луки, апостола Варнавы, святителя Василия Рязанского, святителя Митрофана Воронежского, преподобных Агапита врача безмездного и Дамиана целебника Киево-Печерских, преподобной Евфросинии Суздальской;

Касперовская икона Божией Матери с частицами святых мощей: Сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, свт. Иннокентия Иркутского, вмц. Варвары, прп. Иоанна Лествичника, прмцц. Кн. Елисаветы и инокини Варвары, свв. блгг. Кн. Георгия Владимирского и кн. Петра и кн. Февронии Муромских; и с частицами Гроба Господня, дуба Мамврийского и камнем с горы Голгофы.

Иконы с частицами святых мощей:
o Апостола Андрея Первозванного;
o Апостола Варнавы;
o Вмц. Екатерины;
o Вмч. Димитрия Солунского;
o Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных;
o Прав. воина Феодора Ушакова;
o Прав. Марфы;
o Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары;
o Прп. Алексия Зосимовского;
o Прп. Аристоклия старца Московского;
o Прп. Варлаама Суздальского;
o Прп. Гавриила исп., Мелекесского;
o Прп. Германа Зосимовского;
o Прп. Германа Зосимовского;
o Прп. Иоанна Лествичника;
o Прп. Иова Почаевского;
o Прп. Лаврентия Черниговского;
o Прп. Максима Грека;
o Прп. Пимена Великого;
o Прп. Романа Киржачского;
o Прп. Софии Суздальской;
o Прп. Стефана Махрищского;
o Прп. Феодора Санаксарского;
o Св. Александра (Орлова) исп., пресвитера Маккавеевского;
o Св. блг. кн. Олега Брянского;
o Св. блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского;
o Св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского;
o Св. блгв. кн. Александра Невского;
o Св. блгв. кн. Даниила Московского;
o Св. блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского;
o Св. блж. Андрея Симбирского;
o Св. блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского;
o Св. вмц. Варвары;
o Св. Сергия (Правдолюбова) исп., пресвитера Касимовского;
o Свв. блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских;
o Свв. блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев;
o Свв. блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских;
o Свт. Иннокентия, еп. Иркутского;
o Свт. Иннокентия, епископа Пензенского;
o Свт. Иннокентия, митр. Московского;
o Свт. Иоанна, епископа Суздальского;
o Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского;
o Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского;
o Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских;
o Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси;
o Свт. Феодора, еп. Суздальского;
o Свт. Феодосия Черниговского;
o Свт. Феофана, Затворника Вышенского;
o Свт. Филарета, митр. Московского;
o Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого;
o Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского;
o Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского.

Иконы с частицами покровов со святых мощей:
o Прп. Илии Муромца, Печерского;
o Свт. Спиридона Тримифунтского;

Мощевик с частицами святых мощей: прп. Иакова Низибийского, свт. Игнатия, еп. Ростовского, преподобных отцев от Хозроя избиенных, мучеников Никомедийских, мучеников Иорданских,

Икона равноап. Нины, просветительницы Грузии с частицей Креста равноап. Нины.

При храме действуют:
Воскресная школа для детей и взрослых, студии хорового пения и рисования (Запись в Воскресную школу проводится по воскресным дням в сентябре);
Приходская библиотека ;
Лекторий на темы, посвященные духовной жизни, основам христианской нравственности и принципам построения отношений в православной семье - по средам в 19.00, проводит протоиерей Геннадий Нефедов;
Вечерние певческо-регентские курсы (одногодичное образование по специальности певчий церковного богослужебного хора) и любительский хор (обучение навыкам церковного хорового пения всех желающих, запись в сентябре каждого года по результатам собеседования);
Иконописная студия (3-х годичное обучение желающих основам иконописи; набор по результатам собеседования, проверки профессиональных навыков и просмотра работ - 1 раз в 3 года).

Храм в честь Богоявления Господня единственное сооружение, которое осталось от древнейшего монастыря Москвы, основанного еще в 1296 году. Храм, расположенный в центре столицы, и сейчас привлекает множество верующих и туристов.

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при . Младший сын благоверного , получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат - игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

Другие православные храмы в честь Богоявления:

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Современное состояние

Закрытие храма в честь Богоявления Господня пришлось на 1919 год. С этого времени началось его разрушение. В 1941 году недалеко от храма упал сбитый немецкий бомбардировщик. Взрывной волной была разрушена верхняя часть храма. Но в 1980 годах началась реставрация храма, она надолго затянулась.

Только после передачи храма Русской православной церкви в 1991 г. реставрационные работы ускорились. Вскоре храм Богоявления Господня в Богоявленском переулке был полностью восстановлен, в том числе и Алексеевский придел в своем изначальном виде.

Напольные и подвесные киоты в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения.

Внимание! Расписание богослужений храма Богоявления Господня на площади Революции следующие:

  • утреня и литургия совершается ежедневно в 8.30 за исключением понедельника и вторника;
  • вечерня или перед праздниками начинается в 17.00;
  • по праздникам и воскресеньям начало в 9.30.

Святыни

В каждой церкви есть свои святыни, особо почитаемые иконы, мощи или же реликвии, связанные с тем или иным святынями.

Ещё интересные статьи о православии:

В храме Богоявления главной святыней является Иверская часовня, где находится почитаемая . Эта часовня расположена в пределах бывшего монастыря.

Престольные праздники

В жизни каждого храма особое место занимают праздники, связанные с престолами, освященными в честь тех или иных святых, Богородицы или Господских великих праздников, которых в течение года всего двенадцать.