Из морских глубин — в музей. Парусный корабль "портсмут"

Виртуальная выставка подводной археологии

Музей истории Кронштадта проводит кропотливую работу по сбору предметов, связанных с подводной археологией, для расширения экспозиции «Тайны затонувших кораблей». Представляем Вашему вниманию виртуальную выставку «Парусный корабль «Портсмут», на которой представлены предметы, поднятые с затонувшего корабля, а также его фрагменты.


Парусный корабль «Портсмут»

Парусный линейный Корабль «Портсмут» был заложен в июле 1714 года в Амстердаме по проекту Петра I и после спуска на воду в ноябре того же года вошёл в состав Балтийского флота России. Вооружение судна составляли 54 орудия, а экипаж состоял из 330 человек.

Корабль «Портсмут» навечно вошел в боевую летопись Отечества своим участием в качестве флагманского корабля капитана 2-го ранга Наума Сенявина в первой по-настоящему морской победе российского флота над шведским 24 мая 1719 года между островами Эзель и Готска-Сандё. Эту первую победу русских кораблей в открытом море без абордажа Петр I назвал "добрым почином Российского флота". В память об этой победе была выбита медаль с надписью: "Прилежание и верность превосходят сильно", а Наум Сенявин был произведен, минуя чин капитана флота, сразу в капитан-командоры.

Однако осенью 1719 года «Портсмут» вместе с кораблем английской постройки «Лондон» при тихой погоде и ясной видимости сел на мель близ Кронштадта. Эта мель до сих пор называется Лондонской. «Портсмут» штормом сорвало с мели и отнесло в сторону, а через два года в сильное наводнение утащило еще дальше. При Петре его искали, чтобы обезопасить фарватер, но не нашли. И вот спустя почти 300 лет обнаружены останки легендарного корабля. Лишь в 2008 году специалисты Центра подводных исследований обнаружили то, что три века назад было «Портсмутом». Подводные археологи нашли большой фрагмент носовой части корабля и другие детали, которые также ему принадлежали. Работа на месте гибели "Портсмута" продолжается: часть деталей корабля поднята из воды и законсервирована.

1. Ядра пушечные

2. Книппель цепной

3. Наконечник пики абордажной

«Пернов» . 50/45 пушек. Заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен в 1710 г. Строитель ГА. Ментиков. Назван в честь города и порта Пернов, взятого русской армией 14 августа 1710 г. В сентябре 1711 г. перешел в С.-Петербург. Участвовал в Северной войне 1700 - 1721 гг. Разломан в 1721 г.

Вооружение: нижний дек - 18-фн пушки; верхний дек - 12-фн пушки; фор­дек и бак - 4-фн пушки.

Без названия . 50 пушек. Заложен в ноябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен в июле 1711 г. Строители Бент и Граф. В 1712 г. разбился и затонул на Ладоге.

«Полтава» . 54 пушки. Длина 39,82 м. Ширина без обшивки 11,69 м. Глубина трюма 4,64 м. Осадка 4,57 м. Заложен 5 декабря 1709 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 15 июня 1712 г. Строитель Петр I. Назван в честь победы русской армии над шведами 27 июня 1709 г. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. В августе 1717г. сел на мель, получил повреждения и был отправлен в Петербург на ремонт. Тимберован там на эллинге Адмиралтейства в 1718-1719 гг. Разломан в 1732 г.

Вооружение: нижний дек - 18-фн пушки; открытые батареи - 12-фн и 3-фн пушки.

«Антоний Падуанский» . 50 пушек. Длина 34,6 м. Ширина 13,38 м. Осадка 4,4 м. Куплен в 1711 г. в Гамбурге. Первоначальное название «Дон Антониоди Падуа» . В ноябре 1712 г. пришел в Христианзанд, а в декабре - в Копенгаген. В марте 1713 г. пришел в Ревель. В 1716 г. обращен в транспорт. 10 ноября 1716 г. в шторм был вынесен из Ревельской гавани, выброшен на мель и разбит волнами.

«Рандольф» . 50 пушек. Длина 36,65 м. Ширина 9,75 м. Осадка 4,3 м. Куплен в Англии в августе 1712 г В декабре 1712 г пришел в Копенгаген, а 2 марта 1713 г. - в Ревель. Разломан в 1725 г

«Билинбрук» (до покупки «Суссекс» ). Длина но килю 36,58 м, по палубе - 29 м. Ширина 9 м. Куплен в Англии в 1712 г. В 1713 г. по пути из Англии в Россию был захвачен шведами.

«Виктория» (до покупки «Венкер» ). 50 пушек. Длина 38,86 м. Ширина 10,9 м. Осадка 4,27 м. Куплен в Англии (в Бристоле) в 1712 г. 25 мая 1713 г. пришел в Ревель под британским флагом. В 1716 г. обращен в транспорт, а в 1719 г. - в прам. Разломан в 1732 г. Вооружение: 12-фн, 6-фн и 4-фн пушки.

«Оксфорд» (до покупки «Танкервиль» ). 50 пушек. Длина 34,75 м. Ширина 9,15 м.Осадка4,27 м. Куплен в Англии
в 1712 г. 1 июня пришел в Ревель. В октябре 1715 г. в составе отряда П.П. Бредаля пришел из Ревеля в Лондон для конвоирования купленных в Англии судов. Из- за ветхости корпуса в 1717 г продан в Лондоне.

Вооружение: 12-фн, 9-фн, 6-фн и 3-фн пушки.

«Страфорд» (до покупки «Винфорд» ). 50/46 пушек. Длина 31,7 м. Ширина 8,53 м. Осадка 3,66 м. Куплен в Англии в 1712 г. В 1717г. обращен в госпитальный корабль, а в 1727 г. - в брандер. Разломан в 1732 г.

Первоначальное вооружение: 46- 9-фн, 6-фн и 3-фн пушек, но в 1714 г. мог нести только 13-8-фн и 20-6-фн пушек.

«Фортуна» . 50/48 пушек. Длина по килю 32 м, по палубе - 38,4 м. Ширина 9,45 м. Осадка 4,1 м. Куплен в Англии в 1713 г. 30 апреля 1714 г. пришел в Ревель. 9 ноября 1716 г. штормом был вынесен из Ревельской гавани на отмель и на следующий день разбит волнами.

«Армонт» . 50 пушек. Длина 34,32 м. Ширина 9,25 м. Осадка 4,2 м. Куплен в Англии в 1713 г. 30 апреля 1714 г. пришел в Ревель. В сентябре 1717 г. вышел из Кронштадта с грузом канатов, воска, смолы и железа и 7 мая 1718 г. прибыл в Венецию. Выгрузив товары, отправился обратно в Россию. 17 мая 1719 г. прибыл в Кронштадт. С 1728 по 1733 г. стоял невооруженный в Ревеле. В июле 1733 г. перешел в Кронштадт. Участвовал в боевых действиях под Данцигом в 1734 г. в качестве брандера. Разобран в 1747 г.

«Арондель» . 50/48 пушек. Длина 34,6 м. Ширина 9,15 м. Осадка 4,18 м. Куплен в Англии в июле 1713 г. 30 апреля 1714 г. пришел в Ревель. Разломан в Кронштадте в 1747 г.

Вооружение: 12-фн и 6-фн пушки.

«Перл» . 50/48 пушек. Длина 36,58 м. Ширина 11,3 м. Осадка 4,23 м. Куплен в Голландии в 1713 г. В июле 1714 г. пришел в Ревель. В 1734 г. во время боевых действий под Данцигом был переоборудован в госпитальный корабль. Разломан после 1734 г.

Вооружение: 12-фн, 6-фн и 3-фн пушки.

«Леферм» . 70 пушек. Длина 47,19 м. Ширина 13,4 м. Осадка 5,18 м. Двухдечный. Куплен в Англии в 1713 г. 9 июня 1714 г. пришел в Ревель. С 1719 по 1723 г. тимберован в Петербурге. Разобран в 1737 г.


«Гавриил» . 52 пушки. Длина 38,71 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,71 м. Заложен в 1712 г. в Архангельске на Соломбальской
верфи, спущен в июне 1713 г. Строитель П.В. Геренс. 17 октября 1713 г. вышел из Архангельска на Балтику, зимовал в Кольском заливе, в июле 1714 г. пришел в Ревель. Участвовал в Северной войне 1700- 1721 гг. В 1719 г. обращен в брандер. В 1721 г. разломан.

«Архангел Михаил» . 52 пушки. Длина 38,71 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,71 м. Заложен в 1712 г. в Архангельске на Соломбальской верфи, спущен в июне 1713 г. Строитель П.В. Геренс. В 1714 г. переведен из Архангельска в Ревель. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. В 1718 г. перешел в Кронштадт, больше в море не выходил. В 1722 г. разломан в Кронштадте.

Вооружение: 24-12-фн, 20-8-фн, 8-4-фн пушек.

«Рафаил» . 52 пушки. Длина 38,71 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,71 м. Заложен в 1712 г. в Архангельске на Соломбальской верфи, спущен в июле 1713 г. Строитель П.В. Геренс. 17 октября 1713 г. вышел из Архангельска в Ревель, зимовал в Кольском заливе, в апреле 1714 г. прибыл в Ревель. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. 9 мая 1721 г. у м.Дагерорт во время шторма получил сильные повреждения и 20 мая на буксире фрегата «Самсон» пришел в Ревель. В 1724 г. затоплен в Ревельской гавани, его корпусом укрепили пролом в стенке гавани.

Вооружение: 24-12-фн, 20-8-фн, 8-4-фн пушек.

«Святая Екатерина» 1721 г. «Выборг» ). 60 пушек. Длина 36,12 м по килю, 44,2 м - по палубе. Ширина 12,5 м. Осадка 5,28 м. Двухдечный. Заложен 29 июня 1711 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 8 октября 1713 г. Строитель Р. Броун. Участвовал в Северной войне 1700- 1721 гг. В 1727 г. за негодностью обращен в прам.

«Шлиссельбург» . 60 пушек. Длина 36,12 м по килю, 44,2 м - по палубе. Ширина 12,5 м. Осадка 5,28 м. Заложен 29 июня 1712 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 28 сентября 1714 г. Строитель Р. Броун. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. В 1725 г.тимберован в Петербурге, причем для удлинения был распилен, а в середину введена вставка. Разломан после 1736 г.

«Нарва» . 60 пушек. Длина 36,12 м по килю, 44,2 м по палубе. Ширина 12,5 м. Осадка 5,28 м. Заложен 20 июля 1712 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 26 октября 1714 г. Строитель Ф.М. Скляев. В 1715г. взорвался от удара молнии и затонул на Кронштадтском рейде.

«Лондон» . 54 пушки. Куплен в Англии в 1714 г. 19 июня 1715 г. пришел в Ревель. 1 октября 1719 г. разбился на мели у Толбухина маяка, эта мель до 1920 г. называлась Лондонской.

«Британия» (до покупки «Грейт Ален» ). 50/44 пушки. Длина 32,6 м. Ширина 9,45 м. Осадка 4,4 м. Куплен в Англии в 1714 г. 19 июня 1715 г. пришел в Ревель. Разломан в 1725 г. Подругой версии, в 1728 г. обращен в прам.

«Портсмут» . 54 пушки. Заложен в июне 1714 г. в Амстердаме по заказу России, спущен в ноябре 1714 г. В сентябре 1719 г. разбился на Лондонской мели у о. Котлин.

«Девоншир» . 52 пушки. Длина 39 м. Ширина 11,65 м. Осадка 4,42 м. Заложен в июне 1714 г. в Амстердаме, спущен в ноябре 1714 г. Разломан после 1732 г.

«Мальбург» . 60 пушек. Длина 44,4 м. Ширина 13 м. Осадка4,92 м. Двухдечный. Заложен в июне 1714 г. в Амстердаме, спущен в ноябре 1714 г. Разломан в 1747 г.

«Ингерманланд» . 64 пушки. Длина 46,2 м. Ширина 12,8 м. Осадка 5,52 м. Двухдечный. Заложен 30 октября 1712 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 1 мая 1715 г. Строитель Р. Козенд.

Участвовал в Северной войне 1700- 1721 гг. Петр I велел хранить корабль «для памяти». В 1735 г. находился в Кронштадте в полузатопленном состоянии. В 1736 г. разломан.

Вооружение: 24-30-фн, 24-16-фн, 2-12-фн, 14-14-фн, 2-2-фн на шкафуте и шканцах - 6-фн пушки.

«Москва» . 64 пушки. Длина 46,2 м. Ширина 12,8 м. Осадка 5,52 м. Двухдечный. Заложен 30 октября 1712 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 27 июня 1715 г. Строитель Р. Козенц. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. Разломан после 1732 г.

Вооружение: 24-30-фн, 24-16-фн, 14-14-фн, 2-2-фн пушки.

«Уриил» . 52 пушки. Длина 39,63 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,68 м. Заложен в 1713 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен в июне 1715 г. Строитель П.В. Геренс. 2 февраля 1721 г вышел из Ревеля в Голландию, 9 февраля был поврежден льдами у берегов Дании, 28 февраля пришел в Копенгаген и встал на ремонт. В ноябре 1721 г. пришел в Амстердам, при осмотре был признан негодным к плаванию и в июне 1722 г. продан в Амстердаме. Орудия и экипаж переведены на купленные суда.


Вооружение: 18-фн, 8-фн и 4-фн пушки.

«Селафаил» . 52 пушки. Длина 39,63 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,68 м. Заложен 20 июня 1714 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен в июне 1715 г. Строитель П.В. Геренс. В августе - ноябре 1715 г. перешел из Архангельска в Копенгаген. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. Разломан в 1724 г.

«Варахаил» . 52 пушки. Длина 39,63 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,68 м. Заложен 20 июня 1714 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен в июне 1715 г. Строитель П.В. Геренс. 24 августа 1715 г. вышел из Архангельска на Балтику. В декабре 1715 г. из-за повреждений зашел в Христианзанд (Норвегия). Весной 1716 г. пришел в Копенгаген. Участвовал в Северной войне 1700-1721it ., в т.ч. в Эзельском сражении 24 мая 1719 г. Разломан в 1724 г. в Кронштадте.

Вооружение: 18-фн, 8-фн и 4-фн пушки.

«Ягудиил» . 52 пушки. Длина 39,63 м. Ширина 10,7 м. Осадка4,68 м. Заложен в 1713 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен в июне 1715 г. Строитель П.В. Геренс. 2 февраля 1721 г. вышел из Ревеля в Голландию, 9 февраля был поврежден льдами у берегов Дании, 28 февраля пришел в Копенгаген и встал на ремонт. В ноябре 1721 г. пришел в Амстердам, при осмотре был признан негодным к плаванию и в июне 1722 г. продан в Амстердаме.

Вооружение: 18-фн, 8-фн и 4-фн пушки.

«Святой Александр» . 70 пушек. Длина 47,24 м. Ширина 13,1 м. Осадка 5,33 м. Двухдечный. Заложен 8 ноября 1714 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 13 октября 1717 г. Строитель Р. Броун. Участвовал в Северной войне 1700- 1721 гг. В 1729-1732 г. тимберован в Петербурге на эллинге. Участвовал в войне со Швецией 1741 - 1743 гг. Разломан после 1746 г.

Ученые обнаружили ядро, якорный канат и фрагмент накладки на киль длиной около 6,5 м, принадлежавшие русскому кораблю «Портсмут». Бывший флагман флота затонул в 1719 году.

Археологи обнаружили ядро и якорный канат на русском корабле «Портсмут», который считался в начале XVIII века одним из самых быстроходных судов Балтийского флота и затонул во время шторма в Финском заливе почти 300 лет назад. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на начальника экспедиции «Память Балтики» Константина Шопотова.

«День назад мы открыли новый полевой сезон и провели работы на месте обнаружения «Портсмута». Здесь нами были найдены пушечное ядро и фрагмент пенькового якорного каната. Кроме того, в стороне от находки, на мели был найден фрагмент накладки на киль длиной около 6,5 метра», -- рассказал Шопотов.

По его словам, археологи «Памяти Балтики» летом намерены продолжить исследование затонувшего корабля. Кроме того, в планах экспедиции дополнительное изучение 44-пушечного шведского фрегата «Земира», погибшего в Выборгском морском сражении 22 июня 1790 года. Также ученые надеются провести работы под Волховом, где, по предварительным данным, на дне реки лежит средневековая ладья.

Шопотов напомнил, что год назад участники экспедиции провели работы на Лондонской отмели в Финском заливе в районе Кронштадта, где во время шторма в 1719 году погибли два русских линейных корабля -- «Лондон» и «Портсмут». Тогда специалисты обнаружили одно из погибших судов -- «Портсмут», останки второго корабля пока так и не найдены.

Всего за годы более чем 20-летней работы экспедицией «Память Балтики» найдено и исследовано более 20 кораблей.

«Портсмут» и «Лондон»

Эзельское сражение Произошло 4 июня 1719 года, на заключительном этапе Северной войны, между эскадрами боевых кораблей России и Швеции.

«Портсмут» был построен в Амстердаме по русскому проекту в 1714 году и считался одним из самых скоростных кораблей Балтийского флота. В 1719 году он был флагманом русского отряда, который 4 июня в Эзельском сражении захватил в плен линейный корабль «Вахтмейстер», фрегат «Карлскрон Вапен» и бригантину «Бернгардус».

Корабль «Лондон» приобретен в Англии в 1714 году и прибыл в Россию 19 июня 1715 года. В 1719 году он участвовал в походе к берегам Швеции.

Оба корабля -- «Портсмут» и «Лондон» 12 октября 1719 года при возвращении в Кронштадт налетели на мель, где через два дня их разбил шторм.

Северная война

Северная война велась Россией и ее союзниками против Швеции в 1700-1721 годах. Петр I в результате этой войны планировал закрепиться в Балтийском море, поэтому сражения на море оказали значительное влияние на ее ход.

Перелом в войне случился после Полтавской битвы в 1709 году, но несмотря на это, она продолжалась. Значительные сражения произошли на море. В 1714 году русский флот одержал первую победу у мыса Гангут (Ханко). В 1719 году шведский флот потерпел поражение у Эзеля, а в 1720 году -- у Гренгама. Попытка английской эскадры вмешаться в ход военных действий на стороне шведов окончилась неудачей. В 1721 русский отряд высадился в районе Стокгольма, что заставило англичан покинуть Балтику. Оставшись без союзников, Швеция заключила Ништадтский мир с Россией, уступив ей Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию и Западную Карелию, но сохранив за собой Финляндию.

В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю, было покончено с господством шведов на Балтике.

15:36 2017

Море не спешит делиться своими тайнами, и подъем 5 мая со дна Финского залива двух артефактов (корабельной пушки и фрагмента шпангоута) стал результатом многолетнего труда Центра подводных исследований Русского географического общества - водолазов, историков, океанологов. В этот же день было подписано соглашение, цель которого - создание на форте Константин в окружении старинных укреплений музея подводной археологии, не уступающего мировым аналогам. Именно в нем после реставрации и исследований получат прописку найденные артефакты, находки, собранные в течение многих лет и представленные в отдельной экспозиции Музея истории Кронштадта, а также - новые трофеи морских археологов.

Так случилось, что указ императора Петра Великого начали выполнять спустя почти 300 лет. 30 сентября 1719 года неподалеку от Кронштадта сели на мель, повредив днища, петровские фрегаты «Лондон» и «Портсмут», незадолго до этого построенные в Голландии и Англии для российского флота. Позднее во время шторма «Портсмут» был унесен с мели на глубину и затонул. «Лондон», стоявший на отмели, многие годы использовался в качестве маяка, а отмель получила наименование Лондонской.
В августе 1722 Петр Первый издает указ, адресованный Адмиралтейской коллегии, о скорейшем поиске и подъеме «Портсмута», который мог представлять угрозу для военных и торговых судов, идущих в Кронштадт. «Оной корабль около того места надлежит искать во глубине»,- писал император.
Однако указ не был выполнен - очевидно, найти корабль не удалось. Водолазы и историки начали исследовать место крушения двух кораблей в 2008 году, а осенью 2015 года был найдены фрагменты корпуса корабля и пушки, размеры и конструктивные данные которых позволяют с большой вероятностью предположить, что речь идет именно о «Портсмуте».

Журналисты, облачившиеся в ярко-оранжевые жилеты занимают места на палубе небольшого быстроходного катера. В соответствии с первоначальным планом, катер должен был выйти к месту подъема артефактов в нескольких километрах от Кронштадта, чтобы представители СМИ смогли запечатлеть момент явления из морских глубин пушки и фрагмента шпангоута. Однако ветер и волны внесли свои коррективы. Было принято компромиссное решение - катер с журналистами встретит вспомогательный военный корабль СМК-2079 с поднятыми на борт находками у входа в гавань форта «Константин». И вот через несколько минут мы приближаемся к небольшому светло-серому кораблику, на палубе которого можно разглядеть трофеи археологов.

Вместе с ним возвращаемся к причалу и наблюдаем за тем, как многотонная пушка, покрытая слоем глины и ржавчины, раскачивается на стреле крана и медленно опускается в кузов грузовика.
Именно пушка должна дать окончательный ответ на вопрос о том, какому кораблю принадлежат найденные артефакты. Дело в том, что «Портсмут» был вооружен пушками, подаренными союзником России - королем Дании, и каждую из пушек украшал датский герб - щит с тремя львами. Хотя у исследователей фактически нет сомнений, что перед ними останки «Портсмута», но до завершения реставрационно-исследовательских работ найденный объект продолжают именовать условным обозначением К-1. Таковы правила профессиональной этики. Но где будут размещены корабельные пушки (еще 18 орудий, обнаруженных водолазами, пока лежат на дне) и фрагменты корпуса найденного судна? А ведь есть еще объект К-2 - предположительно это второй затонувший линейный корабль — «Лондон». В целом же в непосредственной близости от Кронштадта ожидают своих исследователей не менее 30 судов, принадлежащих самым разным эпохам - от петровских линкоров до германского военного катера, затонувшего в 1918 году.

Небольшая, но эффектная экспозиция Музея истории Кронштадта, посвященная морской археологии, в течение гескольких лет действует в здании старинной водонапорной башни. Здесь можно видеть фрагменты судов, посуду, личные вещи моряков, один из первых водолазных костюмов, фотографии и картины, посвященные затонувшим кораблям. Но для новых находок (среди которых могут быть и сохранившиеся корпуса судов), здесь просто не хватит места…В этот же день, 5 мая, был сделан первый шаг к созданию принципиально новой экспозиции, которая разместится в будущем должна получить прописку на форте Константин. В павильоне на территории форта было подписано трехсторонее соглашение о создании музейного комплекса подводной археологии на территории форта «Константин». О сотрудничестве во имя сохранения отечественной морской истории договорились ГБУ «Музей истории Кронштадта», Центр подводных исследований Русского географического общества и АО «Третий парк» — в роли инвестора.

«Есть мысль сделать нечто вроде атриума, чтобы посетители могли сверху наблюдать всю панораму - будто бы глядя с поверхности на то, что лежит на дне. Внизу разместить днище корабля, прямо на него положить пушки - именно так, как они и лежали в момент их обнаружения… Вариантов много, но все это пока лишь проекты. Есть идеи, есть специалисты, которые реализуют их на практике», - поделился планами директор ГБУ «Музей истории Кронштадта» Евгений Гришко.

Новая экспозиция станет филиалом Музея истории Кронштадта. А пополнять ее новыми экспонатами будет Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). Поскольку территория Форта «Константин» имеет статус памятника федерального значения, ни о каком строительстве новых корпусов для музея речи не идет. После реставрации и реконструкции экспозиция разместится в одном из исторических сооружений форта. Об этом рассказал, выступая не церемонии подписания, исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

«Этот проект очень интересен для «Форта Константин». Наконец мы начинаем оправдывать свое главное назначение - культурного объекта. Форт, который сам является памятником истории, может стать прекрасной площадкой для демонстрации артефактов. Хочу поблагодарить партнеров за интересный проект. Верю, что наше сотрудничество будет развиваться, а экспозиция - пополняться новыми артефактами»- сказал генеральный директор АО «Третий парк» Кирилл Дьяковский.
Напомним, что АО «Третий парк» является собственником историко-культурного комплекса «Форт Константин». В настоящий момент здесь действуют музей маячной службы, доступные для посещения укрепления, веревочный парк, видовые площадки, кафе, гостиница, отсюда уходят экскурсионные теплоходы к фортам Кронштадта.
Хочется верить, что замысел экспозиции, к реализации которого подключились представители российского бизнеса, воплотится в камень, стекло и металл. И через несколько лет мы обретем новый уникальный музей.

Историческая справка
Линейный корабль «Портсмут»
54-пушечный линейный корабль, один из первых линкоров российского флота. Построен и спущен на воду в Голландии в 1714 году, мачты и такелаж были установлены в Лондоне. По пути в Россию зашел в Копенгаген, где на корабль были установлены пушек - подарок датского короля. «Портсмут» был флагманским кораблем во время сражения со шведским флотом у острова Эзель, в котором русский флот одержал первую крупную победу, участвовал в боевых походах к берегам Швеции. Затонул в районе острова Котлин в ночь на 1 октября 1719 года. Огромное по тем временам военное судно (почти 40 метров длиной и 11 шириной) возвращаясь к Кронштадту вместе с линейным кораблем «Лондон», село на неизвестную мель, получило повреждения, и через некоторое время было снесено штормом на глубину. До этого с корабля была снята часть пушек, делались неудачные попытки спасти судно. Обстоятельства произошедшей катастрофы до сих пор непонятны.
Так, командиры кораблей (английские офицеры на русской службе) никогда раньше не ходили в Кронштадт и фарватер не знали, но почему-то не запросили лоцмана. Во время крушения при невыясненных обстоятельствах был убит командир «Портсмута» капитан-поручик Адам Уркварт.

В Кронштадте подводники подняли пушку с затонувшего корабля XVIII века.
Предполагают, что это линейный корабль «Портсмут» Петровского флота.
Об этом в пятницу рассказали в Центре подводных исследований Русского географического общества.
В РГО предполагают, что это линейный корабль «Портсмут» Петровского флота.
Артефакт подняли на Лондонской отмели.
Ккорабль «Портсмут» являлся одним из первых линкоров российского флота, был построен в 1714 году в Амстердаме.
Боевой корабль участвовал в походах в Швецию, но через пять лет после строительства затонул в районе острова Котлин.
Останки этого корабля поручил разыскивать еще Петр I в 1722 году.

В музее истории Кронштадта есть экспозиция «Подводной археологии», где экспонируются крупные фрагменты "Портсмута" поднятые ранее.
01. Часть обшивки корпуса.


02. Схема расположения обломков на дне.

03. Часть днища корабля.


04. Хорошо виден т.н. степс- гнездо, в которое вставляется мачта своим основанием.
А поперёк идёт кильсон-продольный брус сверх киля, внутри судна.