Как у ребенка открыть цель. Как научить подростка добиваться желаемого: мифы и правда о постановке целей. Проработать жизненные ценности: понять, какая цель правильная

Анна Сызгаева
Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка

Профессиональное поведение педагога , его изменение, то какими новыми профессиональными умениями он овладел, и какая ценностная мотивация лежит в основе всех его преобразований, становится одной из важнейших проблем, обуславливающих сопровождение и воспитание ребёнка дошкольного возраста. Мастерство современного педагога формируется через постоянную профессиональную работу по самообразованию. Современному педагогу необходимо владеть предметными и психолого - педагогическими знаниями ; обладать высокими профессиональными качествами; способностью помочь ребёнку найти свой путь самореализации, стать самостоятельным, творческим, уверенными в себе человеком. Цель личностного и профессионального саморазвития педагога – успех в его педагогической деятельности . Можно развести личностную (внутреннюю) успешность : ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т. д. – и профессиональную (внешнюю) успешность , которая обычно выражается в формальных показателях : профессиональном статусе, квалификационной категории. Внутренний успех возможен без внешнего успеха ,

но внешний успех невозможен без внутреннего ощущения успеха .

Успешный педагог , удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе , оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным . Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех » в различных аспектах : в психологическом : «успех » понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний, либо превзошел их; в социально-психологическом : «успех » рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе ); в педагогическом аспекте «успех » трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения . Таким образом, понятие «успех » можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность , которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал. Успешный ребёнок обладает способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); высокий уровень знаний, способность использовать полученные знания в жизни, положительная мотивация к обучению, сохранение познавательного интереса, адекватно-позитивная самооценка.

Исследователи подчеркивают, что достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения, стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей .

Успеху способствует следующие особенности личности :

Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности - умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.

Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха .

Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе .

Незаурядная способность убеждать других.

Творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность , которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству и достижению успеха .

Мотивация достижения успеха , по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Множество исследований указывают на то, что вероятность успеха обучения повышается , когда учащиеся имеют возможность двигаться - в спорте, игровой деятельности, театральных постановках или на танцах, рисовать, исследовать. Американский психолог Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много внимания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Преимущество такого представления об интеллекте - отсутствие дискриминации. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов. К тому же все семь интеллектов сложным образом дополняют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинестетический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей.

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект - это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь.

1. Вербальный интеллект - это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова.

2. Логико-математический интеллект - операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект - этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях.

4. Музыкально-ритмический интеллект - здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодии , их оценивании и создании.

5. Телесно-кинестетический интеллект - это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. В большинстве учебных ситуаций этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.

6. Межличностный интеллект - под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения , темперамент и потребности других, как реагируем на них.

7. «Внутриличностный» интеллект - это наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства , установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания.

Каждый из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя выражены они по-разному : одни сильнее, другие слабее. Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта. Человек как животный организм может получать информацию с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи, мышц) . Соответственно этому и различают виды информации : зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, мышечное чувство.

Теория Гарднера - не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание) . Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал : если мы хотим добиться лучших результатов в работе, нужно задействовать как можно больше видов интеллекта. Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие какого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителей, системой образования или травматическим опытом.

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая задействовать в работе людей с разными типами интеллекта.

Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные ситуации в команде, соответствующие естественным склонностям детей, их личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии методов работы : не только разговаривать и печатать, но работать с рисунком, с движениями, с музыкой и ритмом, с пространством, взаимодействием и самонаблюдением.

Литература :

1. Говард Гарднер. Структура разума : теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И. Д. Вильямс» , 2007. – 512 с.

Пару десятилетий назад мы обходились словами: цель, целеустремленность, сила воли. Сейчас царь и Бог слово «мотивация».

Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека. Например, жажда – это потребность, желание утолить жажду – это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется, – это цель. И грамотно взрастив в себе или в другом необходимое желание, мы придем к нужной нам цели.
Когда надобно сделать то, что нравится, мотивация не нужна. Разве нужна она, родимая, чтобы залечь у телевизора с пакетиком семечек? Это делается легко, на счет «раз». А вот встать с дивана и неумолимо отодвинуть от себя тарелочку с недоеденным вафельным тортиком – вот тут, все наше нутро требует: «Ну, мотивируй меня, мотивируй!».
И мы начинаем искать нечто такое, чтобы заинтересовать себя или другого – чтобы совершить нужное действие. О том, как это сделать со стопроцентным результатом, рассказывает специалист в сфере досуга детей Марина Саватеева.
«Без мотивации в наше время никуда. Подруга моей дочери на уговоры своих родителей лучше учиться отвечает: «А вы лучше меня мотивируйте, заинтересовывайте». Родители лишь крякают: чем еще мотивировать? И так летом лагерь в Турции и конная спортшкола, а зимой – каникулы в Европе, одежда из дорогих бутиков…
Как пробудить мотивацию у ребенка?
Мотивация: почему не работает метод кнута и пряника?

Доверительные отношения

Самое важное в воспитании ребенка – это доверительные отношения. Если они есть, то есть и контакт. Можно поговорить с подрастающим чадом, выслушать его, обосновать свои пожелания. Иногда бывает этого достаточно.
Ребенок понимает, чем вызваны просьбы родителей и выполняет их, чтобы не огорчать.

Как научить своего ребенка самостоятельности

Сегодня я бы хотела с вами поговорить на тему «Как научить своего ребенка добиваться желаемого результата». Согласитесь, тема не из легких... В нашем современном мире, она, на мой взгляд, особенно актуальна. Почему? Да потому, что с мониторов и экранов телевизоров мы очень часто слышим о людях, которые очень быстро и без всяких усилий добились успеха в жизни или мгновенно разбогатели.

Да, есть много передач, в которых говориться о том, как важно работать над собой и добиваться всего своим непосильным трудом. Нам, взрослым, самим иногда хочется попасть на место того человека из телевизора, но реальность намного сложнее. А еще сложнее убедить в этом наших детей. Они ведь тоже смотрят телевизор, общаются в интернете, где богатство и успех находится на расстоянии вытянутой руки, это все рядом, но только не у них. И казалось бы, что может помешать иметь то, что хочется. Но задача родителей рассказать своим детям о том, что в нашей жизни ничего не дается даром, за все приходится платить, и что только своим трудом, умом, упорством, дисциплиной и ежедневной работой можно достичь реального результата. И убедить ребенка получиться только у тех взрослых, которые сами в это верят.

Наш век - это недолговечные результаты, случайные победы; успех с легкостью может свалиться на голову, но так же быстро и улетучиться. Многие думают что для того, чтобы быть успешным, нужно только везение и умение обаять окружающих, но никак не результат труда и работы самого человека. Некоторые взрослые ведут себя в жизни так, как будто смотрят телевизор: могут переключать моменты в жизни, словно используют пульт от телевизора - не понравился канал или программа - переключил. Также происходит с отношениями, работой, чувствами. Дети все это тоже видят и прекрасно копируют. Как же рассказать ребенку, что для достижения результата нужно упорно трудиться долгое время (если, конечно, вы сами верите в то, что не все в нашей жизни везение)?

Достигать результата - это значит работать и прилагать усилия. А что означает прилагать усилия - это значит справляться с трудностями, возникающими в процессе работы, которые мешают идти к намеченной цели. Конечно, было бы неплохо получить все и сразу, но без стараний и усилий ничего не выйдет. Ребенок, который добивается того, чего хочет (в хорошем смысле этого слова), становиться самостоятельным, уверенным, понимает, что в дальнейшем многое в его жизни зависит от него самого. Может гордиться собой и видеть чувство гордости своих близких (я сделал(а) это, а ведь это было так не просто!).

А как научить ребенка прикладывать усилия?

В первую очередь, понадобится само усилие, но теперь уже от родителей ребенка! Эта задача не из легких, быть последовательным и требовательным к своему ребенку. Маме после работы, дорожных пробок и магазина гораздо легче убрать игрушки и прибрать в детской комнате самой, нежели просить это сделать своего ребенка.

Как же заставить ребенка делать все самому?

Довольно часто родители пытаются пристыдить своего ребенка, но это почти никогда не помогает и к тому же может вызвать обратную реакцию. Если мы будем указывать ребенку только на его недоделки, мы можем вызвать у ребенка чувство вины или реакцию «зачем что то делать, если результат будет тем же» и ребенок перестает стараться. Намного проще и легче прилагать усилия ребенку, если он точно знает, что будет в конце, что он получит за свои труды. И помните! Ребенок развивается только там, где ему это интересно самому. Намного легче и быстрее ребенка можно научить читать, если ему очень хочется узнать, чем же закончиться интересная книга, английский быстрее выучится, если будет англоязычный друг в скайпе и так далее.

Детям нравится преодолевать трудности, но нам, родителям, очень важно знать еще и то, что выбирать направление он должен сам, и настаивать на том, что ему не интересно, не имеет смысла. И если ребенок все-таки отказывается от чего либо, постарайтесь разобраться - может, это совсем не его и лень тут совсем не причем.

Нужно ли рассказывать ребенку о том, что его усилия - это важно?

Думаю да, но в самом начале или тогда, когда ребенок отказывается что-то делать. Например: чистить зубы нужно, потому что без этого не будет гигиены полости рта и соответственно, здоровых зубов. Вот поэтому родители должны быть последовательны, а дети должны знать: что, почему и как им надо делать. В этом очень хорошо помогают ежедневные ритуалы, такие как: утром заправить постель; сделать зарядку; портфель и одежду в школу приготовить вечером и так далее. По мере взросления ребенка вводить все новые и новые обязанности, соответствующие его возрасту.

Что делать, если ребенок не справляется с поставленной для него задачей?

Для начала, как я сказала выше, задача должна соответствовать возрасту и умениям ребенка. Но если ребенок не справляется, то я скажу вам так - ребенок нуждается и в отрицательном опыте тоже, при условии, что это никак не вредит здоровью и жизни самого ребенка. Для психологического роста детям необходим опыт преодоления неудач. Нужно позволить ему встретиться с результатом своих действий или бездействий, это поможет ребенку повзрослеть.

Как помочь ребенку справиться с неудачей?

Родителям крайне важно объяснить ребенку, что именно у него не получилось и почему. Таким образом, они помогают ребенку справиться с неудачей. В этот момент очень важно быть терпеливым и добрым родителем, избегать обобщающей критики (у тебя как всегда; ты как обычно), и говорить не про ребенка в целом, а про его отдельно взятое не получившееся дело.

И самое главное - сколько бы родители не говорили ребенку, как нужно сделать правильно, но при этом делают сами не так, ничего из этого не выйдет. Только собственным примером родители могут научить ребенка добиваться чего то в жизни, не бросать на полпути начатое и доводить дело до конца. Ребенок стремится быть похожим на того родителя, которого он ценит и уважает. Дорогие родители, старайтесь соответствовать именно таким качествам!

Наверное, едва ли не самая сложная задача для родителей - научиться стоять в стороне и смотреть, как их дети ставят перед собой цели и не могут их достичь. Когда дети говорят о крушении надежд и своем бессилии, естественной реакцией некоторых родителей будет защитить их от разочарования. Взрослые вмешиваются в учебу своих детей и переписывают, например, заданное на дом сочинение. Они спорят с тренером о том, почему их детей не взяли в школьную сборную, настаивают па том, чтобы учитель повысил ребенку оценку, или пишут записку с требованием продлить срок сдачи задания. У всех подобных поступков есть общая подоплека: ими вы пытаетесь оградить детей от разочарования, несправедливого обращения или возможной неудачи.

Однако умение справляться с неудачей и совершенными ошибками, учиться па них и ставить новые цели - это жизненно важный навык. Сталкиваясь с проблемами и трудностями, дети вырабатывают стойкость и характер . Они узнают, что ошибки в жизни неизбежны, и их самоуважение не страдает, когда они ошибаются. И наоборот, родители, которые ограждают детей от разочарований и неудач, тем самым невольно показывают детям, что те не способны ‘Преодолевать трудности самостоятельно, и приучают их сдаваться, как только задача становится слишком сложной.

Как же помочь своим детям понять, что прожить без ошибок и неудач невозможно? Как научить своих детей ставить перед собой реальные цели и безболезненно приходить в себя, если дела пошли не по плану? Мы подскажем, что можно сделать, чтобы выработать у ребенка позитивный взгляд на совершение ошибок и на необходимость учиться па них, а также на постановку целей.

Помогите своим детям ставить цели

Возможно, ваш ребенок хочет играть в школьной футбольной команде, попасть на доску почета ил и отказаться от какой-нибудь плохой привычки, например перестать грызть ногти. Может быть, у вашего ребенка есть стимул начать питаться здоровой пищей или лучше развить спортивные навыки. Какими бы ни были их цели, помогите своим детям определить необходимые для их достижения шаги. Для этого помогите им:

Ставить перед собой конкретную, а не обобщенную цель. Например, ваша дочь говорит, что хочет лучше учиться в школе. Помогите ей немного сузить поле деятельности, пояснив, чего же именно она хочет достичь. Утверждение, что она хочет получить пятерку по французскому, звучит конкретнее, чем желание стать лучшей ученицей в классе.

Устанавливать реалистичное время для достижения цели. Эту цель легко достичь в ближайшем будущем или ваш ребенок будет стремиться к ней длительное время?

Разбивать цель на маленькие этапы. Некоторые цели сначала кажутся недостижимыми. Нельзя похудеть на 15 килограммов или подготовить и разослать 10 заявлений о зачислении в колледжи за один вечер. Помогите своим детям легче добиваться поставленных целей, объяснив им, как разбить их на мелкие задачи. Например, если вашему сыну за три недели надо создать 45-минутную компьютерную презентацию для урока естествознания, расскажите ему, что первые два дня нужно собирать информацию, на третий набросать раскадровку и т. д.

Не потерять сосредоточенности . Даже при очень четком плане результат может не соответствовать желаемому. В таком случае помогите детям вернуться назад и подумать, что им нужно сделать, чтобы достичь своих целей.

Представить, как они будут жить в ближайшие шесть месяцев . Если они решат продолжать добиваться цели, каков должен быть конечный результат и какие чувства они будут испытывать? И наоборот, что они почувствуют, если не попытаются достичь своей цели или сдадутся?

Подавайте пример

Дети - внимательные наблюдатели. Они смотрят, как вы преодолеваете трудности, они наблюдают за вашими реакциями на неудачи и провалы. Думайте о том, как вы реагируете, когда сталкиваетесь с ситуацией, в которой можете потерпеть неудачу. Видят ли ваши дети, как вы берете препятствия приступом, ставите цели и подбираете пути решения их, если ваши первые попытки не увенчались успехом? Можете ли вы служить примером гибкости и решительности? Или они видят, как вы отступаете? Находите ли вы оправдание своим ошибкам, осуждая других или жалуясь, что задача слишком тяжела? Хотя демонстрация правильного отношения к ошибкам не гарантирует, что ваши дети будут поступать так же, она все же дает им пример, которому им нужно следовать.

Несовершенные родители

Порой лучше всего подбодрить детей is обучении может возможность увидеть, что их родители тоже не совершенны. Когда вы делаете ошибку - говорите, что же вы сделали неправильно: забыли, что должны были испечь для школьного праздника тридцать кексиков или опоздали па родительское собрание. Но обязательно добавляйте, чему вы научились на своей ошибке - например, с этого дня вы будете выходить на десять минут раньше или будете вести календарь, чтобы помнить, когда наступает ваша очередь нести в школу угощение.

И еще: вместо того чтобы говорить детям, что делать ошибки - это нормально, расскажите им о вашем собственном опыте из детства. Например, вы очень хотели играть в школьном театре, но так перенервничали, что на спектакле забыли все свои реплики. Поделитесь с детьми тем, что вы чувствовали, когда совершили ошибку, а также, как вы справились с трудностями. Расскажите, чему вы научились и что вы делали по-другому, когда вышли на сцену в следующий раз. Не забывайте подчеркивать, что вы пережили это поражение, - и тогда ваши дети переживут свои.

Используйте ошибки в качестве обучающих моментов

Иногда, вне зависимости от того, насколько усердно ваши дети стараются достичь цели, им это не удается. Возможно, им помешали какие-то внешние факторы, а возможно, они просто сделали ряд ошибок на пути к цели. В любом случае они могут огорчаться и беспокоиться о том, как бы не совершить таких же ошибок снова.

Когда такое случается, ваши дети могут отказаться от новых попыток. Вероятно, они попросят вас сделать дело за них. Как бы ни был велик соблазн оградить их от трудностей, все же настаивайте, чтобы они сделали еще одну попытку, и спросите, что, по их мнению, они могли бы сделать по-другому. Чему научил их опыт? Мягко укажите на то, что они сделали неправильно, и подчеркните то, что им удалось.

Опять же, важно подчеркнуть, что далеко не всем все удается с первой попытки. Все так или иначе ошибаются - на спортивных мероприятиях, на выступлениях, в играх, в школе. Когда и ваши дети, в свою очередь, ошибаются, предложите им хорошенько подумать о новых способах и новых стратегиях, с помощью которых можно достичь поставленных целей.

Выказывайте безграничную любовь

Очень важно отделять понимание того, что ваш ребенок потерпел неудачу, от представления, что ваш ребенок - неудачник. Будьте осторожны, чтобы не привить ребенку это чувство. В моменты гнева или раздражения у вас могут ненароком вырваться утверждения вроде:

  1. Как ты мог такое сделать?
  2. Ты никогда меня не слушаешь!
  3. Что с тобой случилось?
  4. Ты такой неуклюжий.
  5. Я же тебе говорила, что ничего не выйдет.

Все эти утверждения снижают самоуважение ребенка. Помните также о том, что если ваши дети будут бояться, что вы рассердитесь, накажете их, будете меньше их любить за ошибки, они научатся скрывать от вас все свои неверные шаги. И они с меньшей вероятностью решатся в будущем ставить перед собой сложные задачи, так как будут бояться неудачи.

Сценарий самого худшего

Когда вы видите, что ваши дети, боясь неудачи, сомневаются, браться ли им за что-то новое или ставить ли перед собою какую-то цель, спросите их, что самое плохое может случиться, если они сделают попытку и потерпят поражение. Да, они расстроятся, но, возможно, чему-то научатся па горьком опыте. В большинстве случаев последствия неудачи будут совсем не так масштабны и ужасны, как думали дети.

Важность целей и ошибок

Очень часто детям не удается достичь своих целей, потому что они совершают ошибки, расстраиваются и сдаются. Взрослый вы или ребенок, ошибки являются частью жизни. Подумайте над следующими сведениями, которые предоставляет Калифорнийская комиссия по повышению самоуважения и личной и общественной ответственности.

Ошибки - естественная часть жизни. Мы учимся на своем опыте; ошибки и провалы могут научить нас куда лучше удач и успехов. Эйнштейн провалил выпускной экзамен по математике. Эдисон перепробовал около 9000 видов нитей накала, прежде чем нашел ту, которая бы работала в электрической лампочке. Уолт Дисней пять раз становился банкротом, прежде чем был построен Диснейленд. Если мы примем свои ошибки, мы сможем продолжать рисковать, узнавать новое и двигаться дальше с воодушевлением и удовлетворением.

Подумайте о том, насколько изменилась бы наша жизнь, если бы эти преуспевающие, талантливые люди сдались при первом же провале их экспериментов. Они могут служить вдохновляющим примером для вашего неустрашимого затейника.

Как родители мы хотим, чтобы наши дети получили от жизни самое лучшее и были готовы к любому вызову, который жизнь может им бросить. Никто ведь не мечтает, чтобы его ребенок вырос слабым и безвольным человеком и оказался неспособным достичь успеха. В таком случае, есть ли способ подготовить детей к предстоящему жизненному пути и обеспечить им успех? Ведь мало хотеть чего-то, нужно работать и развиваться в этом направлении.

Чего делать не стоит

Эффективный способ развить личность ваших детей и претворить в жизнь ваши планы насчет его и/или ее будущего – определиться с целями. Тут можно выделить две основных задачи: научить ребенка контролировать свои эмоции и привить навыки решать проблемы. Вооружившись этими способностями, ваши дети смогут преодолеть практически любые трудности, которые могут встать на пути их развития.

Есть определенные моменты, которые надо учитывать, ставя перед детьми цели. Не увлекайтесь слишком сильно и не придумывайте нереальных целей, не соответствующих возрасту ребенка. Многие родители, даже если сами далеки от совершенства, становятся перфекционистами, когда речь заходит о детях. Они хотят воспитать из своего чада юного гения. И делают постановку целей своим инструментом. Изначально неверные мотивы родителей могут иметь неприятные последствия для будущего детей. Например, ребенок замкнется в себе, не в силах вынести груз родительских ожиданий.

За примерами не надо ходить далеко. Расскажу такой случай из жизни. Знакомую девушку, назовем ее Валерия, отец воспитывал жестко. Сам он в свое время не сумел сделать спортивную карьеру, но дочь решил выбить в мастера спорта как минимум. И она до этой планки почти дошла – получила кандидата в мастера по шахматам , постоянно участвовала в соревнованиях. И шахматы при этом ненавидела всей душой – так ей надоела и сама игра, и постоянное давление родителя. Избавившись от его опеки, спортивную карьеру девушка забросила. Правда, спустя немало времени все же смогла вернуться в шахматам – но только в качестве необязательного и ни к чему не обязывающего хобби.

Цели простые, сложные, всякие…

Важно, чтобы родители осознали истинное назначение целеполагания для детей, прежде чем предпримут какие-то действия. Вам стоит быть ориентиром для своих детей и помочь им двигаться в правильном направлении. Но не идите заманчиво-легким путем манипуляций, превращая ребенка в человека, которым, по вашему мнению, он обязан стать.

Чем раньше вы займетесь целями, тем лучше. Пускай их сложность растет вместе с вашими детьми, и тогда от подростка можно будет ожидать более сложных и ответственных выборов при решении трудных задач.

Вместе с тем, не стоит ставить своим детям и слишком простые цели. Из-за которых у ребенка может сложиться ошибочное мнение, будто он может получить от жизни желаемое минимальными усилиями. В идеале родителям стоит намечать такие цели, которые бросаю вызов ребенку, способствуют его развитию, но не лишают уверенности в себе. В теории звучит не слишком понятно, да?

С чего же начать

Прежде чем взять на себя роль «постановщика задач» для своего маленького (или не очень – у кого как) исполнителя, оцените эмоциональное состояние ребенка. То есть если ребенок утомлен или подавлен, в этот период лучше не нагружать его слишком сильно. Зато если настроение приподнятое, а энергия прямо бурлит – самое время решать трудные задачки. Другими словами, уровень сложности задачи прямо пропорционален способности ребенка ее выполнить.

Поскольку опыта у родителей больше, здравого смысла, вроде бы, тоже, мамам и папам предстоит роль модераторов. Стоять над происходящим, подсказывать ребенку пути решения проблемы, давать советы и обеспечивать поддержку. Расскажите детям, что жизнь может преподнести им немало неприятных сюрпризов, выстроить неожиданные препятствия – и к этому надо подготовиться. И совсем не обязательное условие – знать единственно правильный путь рушить проблему. Что действительно нужно, так это сохранять позитивный настрой и готовность решить проблему, используя все свои знания, таланты и смекалку. Девизом можно взять: «Пробуй, пока не получится».

И тут позитивные примеры очень помогут донести ваши идеи до ребенка. Расскажите им о паралимпийцах, преодолевших свои немощи и неудачи. Об Альберте Эйнтшейне, который плохо учился в школе, а позднее открыл теорию относительности. О Стивене Хокинге, которому тяжелая болезнь и паралич не помешали стать одним из величайших ученых своего времени. Об актерах, которые провалили все на свете прослушивания, но не теряли веры в себя и в конце концов стали настоящими звездами. О, уверена, вы сможете подобрать свои вдохновляющие примеры.

«Пробуй, пока не получится»

И в нашей повседневной жизни мы можем отыскать людей, которые победили обстоятельства. Некоторые из них наверняка бы сказали: прежде чем бросать все силы на решение какой-то проблемы или задачи, продумай все возможные и доступные пути решения, а потом уж действуй.

Только не стоит зацикливаться. Часто бывает так, что сосредотачиваясь на деталях, мы долго не решаемся действовать. Постановка реальных и достижимых целей дает детям ценный урок: не стоит слишком долго переживать из-за ошибок или неудач. Действуйте смелее и не бойтесь поражений – они всегда только этап, а не конец пути.

Совсем как в популярной поговорке: «Даже если вас проглотили, у вас всегда есть два выхода».

Научите детей, что даже если они не знают, как поступить и с чего начать, это не значит, что попытка окажется неудачной. Пускай начнут решать какую-то задачу – и вдохновение, дельные идеи сами собой придут в процессе. Стоит только сосредоточиться на различных возможностях, которые уже содержит в себе любая ситуация.

«Нервы держи в узде»

Еще одно, если хотите, «правило» целеполагания для детей – помогите им научиться держать эмоции в узде. Необдуманные, импульсивные действия и отсутствие самоконтроля могут в будущем сыграть роль препятствия, ограничителя на пути развития личности ребенка. Конечно, малыши и даже подростки не могут контролировать себя так же хорошо, как взрослые. Но чем раньше посеять эти семена, тем быстрее они дадут всходы. И тем лучше ваш сын или дочь смогут контролировать свои порывы в повседневной жизни. Вот почему умение управлять своими чувствами и желаниями так важно для достижения целей.

Возьмем для примера систему воспитания детей, принятую в Японии. Маленький японец – царь и тиран своей семьи. Ему все можно, малыша балуют и во всем ему потакают. Но достигнув пятилетнего возраста, ребенок попадает в совершенно новый мир. Мир строгих правил, этикета, обязанностей. Какую-то часть обычаев и правил поведения он получает в игровой форме. Но многое прививают родители, общество путем прямых запретов и приказов. Не такие ли правила воспитания делают азиатов (японцев, китайцев, корейцев) такими эффективными и успешными?

"Сильнее всех – владеющий собой"

Самоконтроль – всего лишь привычка, которую вы можете привить своим детям с раннего возраста. Большинству ребят сложно контролировать себя, ведь для них сиюминутное желание – что-то совершенно естественное, требующее немедленного удовлетворения. Но если вы время от времени будете ставить перед ребенком небольшие задачи, постепенно он обретет способность подчинять свои желания и эмоции воле.

Возьмем такой пример. Ребенок мечтает о какой-то игрушке, книге и т.п. Предположим, карманные деньги выдаются ему раз в неделю. Предложите ему не тратить все свои деньги сразу, а скопить нужную сумму, откладывая деньги на карманные расходы в копилку. Выбирая, купить что-то действительно желанное в будущем или спустить все деньги на сиюминутные желания прямо сейчас, ребенок учиться принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Другой пример. Делать домашнюю работу ребенку не хочется, а хочется сразу после школы отправиться гулять с друзьями. Вы могли бы объяснить ему: отложив веселые игры на время, чтобы выполнить домашние задания, он потом получит дополнительный свободный час.

Эти небольшие примеры постановки целей для детей, которые научат их сдерживать свои желания и помогут приобрести практичный подход к жизни.

Будьте рядом

Определяя детям цели, очень важно обеспечивать им и «обратную связь». Она важна для повышения уровня доверия вашего ребенка и поможет ему оценивать себя объективно. Когда ребенок достиг намеченного результата, можно обсудить, какими путями и какими средствами он добился целей, одобряете ли вы их. Будьте честны при этом и не захваливайте детей впустую, пытаясь повысить их самооценку. Если хвалить ребенка незаслуженно, он не сможет составить адекватного мнения о себе самом, и в будущем это может принести неприятности ему и окружающим.

Ставить детям цели нужно затем, чтобы их личности развивались, и они учились смотреть на жизнь в позитивном ключе. Не нужно фокусироваться на победах или проигрышах как таковых, лучше воспринимать каждое событие как урок и источник полезного опыта. В конечном итоге, задача родителя в том, чтобы разработать цели так, чтобы ребенок смог обойтись своими силами и не чувствовал давления на любом из этапов. Если вы справитесь, постановка целей может стать очень эффективным инструментом воспитания и обучения.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.