Как вскрыть кулер. Как разобрать неразборный вентилятор? Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу Где найти для замены резиновое кольцо

Обычно внутри системного блока устанавливается минимум два кулера, один из которых накрывает процессор, а второй отвечает за выдув воздуха из корпуса. Каждый такой вентилятор имеет свои особенности и в принципе работы, и в строении, однако в целом их конструкция очень схожа. Как и любой подобный механизм, кулер со временем начинает работать хуже или вовсе ломается. В связи с этим появляется надобность в разборке данного оборудования. Давайте детально разберем поставленную задачу.

Разбираем компьютерный кулер

Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.

Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.

Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.

  1. Если вы имеете дело с процессорным кулером, сначала его потребуется извлечь из корпуса. Детальное руководство по этой теме читайте в другом нашем материале по следующей ссылке.
  2. При надобности снимите основную вертушку с охлаждающей пластины, если таковая присутствует.
  3. Получив доступ к лопастям, нужно проникнуть внутрь самого механизма. Для этого снимите наклейку и при помощи подручных средств вытащите резиновую заглушку, располагающуюся по центру.
  4. Теперь осуществляется демонтаж крыльчатки. Однако она удерживается небольшой шайбой, поэтому найдите подходящее средство, чтобы аккуратно открутить этот элемент.
  5. Вам будет трудно определить место разреза шайбы без иголки. Воспользуйтесь ею, чтобы пройтись по поверхности шайбы. Так вы отыщете разрез, сможете через него поддеть диск и он сам выпадет из посадочного места. Выполняйте этот шаг с особой осторожностью, чтобы не повредить и не потерять шайбу, поскольку без этого элемента вентилятор не заработает, придется приобретать новый.
  6. Под шайбой находится резиновое кольцо, в большей мере выполняющее защитное и стабилизирующее свойство при вращении лопастей. Извлеките эту прокладку и после этого сможете вынуть саму крыльчатку. Если ваш кулер проработал достаточно долгое время, резинка будет повреждена или изношена. Избавьтесь от нее, однако не забывайте, что вентилятор скоро придется заменить. Без такого кольца лопасти будут шуметь даже при вращении не на полной мощности.

Поздравляем, вы получили доступ к подшипнику и дальнейшее смазывание должно пройти без каких-либо трудностей. Сборка кулера осуществляется в обратном порядке. Не забывайте установить обратно резинки. С креплением обычного вентилятора разобраться будет не сложно, а в ситуации с с процессорным советуем обратить внимание на статью по следующей ссылке.

Достаточно часто требуется выполнить такое мероприятие, как разобрать кулер компьютера. И причин сему действию может быть масса. Это и повышенная шумность работы, и перегрев процессора, вызванный частичной или полной блокировкой вентилятора… Конечно, гораздо проще заменить элемент теплоотвода от процессора на новый. Но самостоятельная разборка кулера компьютера с последующим устранением дефекта позволит сэкономить не только финансы, но и время – поход в магазин может оказаться гораздо продолжительнее.

Как разобрать кулер компьютера

Главная задача при разборке кулера – отсоединить вентилятор от радиатора. Тогда вентилятор можно будет смазать, либо может быть осуществлена замена вентилятора кулера.

Вообще существует два основных и несколько менее распространённых способов фиксации вентилятора к радиатору.

  1. Самый простой и наиболее часто встречающийся вид крепления– на защелках. OEM-версии кулеров собираются именно таким способом.

Как видно на фото, на радиаторе имеются небольшие канавки, за которые крепятся защелки вентилятора. Для его демонтажа необходимо плоской отверткой отвести одну из защелок. Дальше вентилятор легко снимается.


  1. один способ фиксации – крепление вентилятора стопорными кольцами.


В этом случае для отсоединения вентилятора необходимо нажать на стержень с пружинным механизмом и снять стопорные кольца. Но так как кольца стопорные, то снять их легким движением руки не получится. Для этого надо зубцы стопорных колец отогнуть. Тогда крепление снимется.


Подобную процедуру нужно провести для всех 4 стержней, которыми прижат вентилятор к радиатору.



При сборке кулера стопорные кольца следует надеть и опять же небольшой плоской отверткой выгнуть зубцы, чтобы стопорное кольцо приобрело первоначальную форму.

В последнее время я достаточно часто попадал в непростые, но схожие ситуации. Схожесть их заключалась в том, что в поле моего зрения постоянно стали попадаться бывшие в употреблении вещи, частично работающие, частично неисправные. Для того чтобы что-то посредством их преобразования и усовершенствования «создать», конечно же, перво-наперво необходимо привести их в надлежащий вид, так как обычно пыли-грязи много, ну, а как же без этого! Вот и приходиться брать кисточку, щетку и вперед: с помощью одеколончика протирать всевозможные труднодоступные детальки и механизмы. Но все бы ничего, да только так просто на свете белом не бывает. Особенно продолжительно приходиться возиться с кулерами . Если бы не эти кулеры ! Ни подлезть, ни продуть как следует с чувством, с толком, с расстановкой, так сказать, ведь в них пыль «впечатывается». Так как же быть? Ответ на этот вопрос прост – поисковики яндекс и гугл. Но, увы. Исчерпывающей информации на этот счет мною найдено не было. Итак, я решил собрать всевозможные кулеры и написать о них нечто вроде статейки – доступно и просто, иллюстрируя картинками разборку «крылатых». Может, моя статья закроет тему кулеров !

Рис 1. Здесь представлены некоторые виды кулеров


Рис 2. Наклейки ликвидированы, однако китайцы пробочки не на всех ставят, то бишь халтура


Рис 3. Пробки сняты с помощью игл, и вообще вся разборка производится с использованием двух игл.

Кстати, наклейки не выбрасывайте, так как в свое время они пригодятся - так механизм меньше подвержен воздействию пыли.


Рис 4.

Сняв шайбу следим, чтобы она ненароком не канула в небытие, так сделана из пластмассы. Далее снимаем и резиновую шайбу. Теперь спокойно чистим, промываем и смазываем. Я использую для этих целей масло, предназначенное для швейных машин.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Кулер представляет из себя специальный вентилятор, который засасывает холодный воздух и проводит его через радиатор к процессору, тем самым охлаждая его. Без кулера процессор может перегреться, поэтому при поломке его необходимо заменить как можно скорее. Также для любой манипуляции с процессором кулер и радиатор придётся на время снять.

Сегодня есть несколько видов кулеров, которые крепятся и снимаются по-разному. Вот их список:

В зависимости от типа крепления, вам может понадобится отвёртка с нужным сечением. Некоторые кулера идут спаянными вместе с радиаторами, следовательно, отсоединять тогда придётся радиатор. Перед работой с комплектующими ПК необходимо отключить его от сети, а если у вас ноутбук, то дополнительно требуется извлечь аккумулятор.

Пошаговая инструкция

Если вы работаете с обычным компьютером, то желательно положить системный блок в горизонтальное положение, дабы избежать случайное «выпадение» из материнской карты комплектующих. Рекомендуется также почистить компьютер от пыли.

Выполните эти шаги для снятия кулера:


Если же кулер спаян вместе с радиатором, то проделайте всё то же самое, но только с радиатором. Если вы не можете его отсоединить, то есть риск того, что термопаста внизу засохла. Чтобы вытащить радиатор придётся её разогреть. Для этих целей можно использовать обычный фен.

Как видите для демонтажа кулера не нужно обладать какими-либо углубленными знаниями конструкции ПК. Перед включением компьютера обязательно установите систему охлаждения на место.