Какие есть религиозные объединения в рф. Религиозное объединение как юридическое лицо: особенности деятельности в России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития. Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. - М.: Юристъ 1998. - Стр. 29

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.

Новый Основной закон государства внес существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.

Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен государственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти.

Орган исполнительной власти - это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.

В ст. 14 Конституции Российской Федерации изложено, что Российская Федерация - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип отделения религиозных объединений от государства означает взаимное невмешательство государства и конфессиональных образований в дела друг друга. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий. А государство, в свою очередь, не регулирует внутренние установления религиозных образований и не вмешивается в их каноническую, благотворительную, хозяйственную и иную деятельность (в том случае, если она не нарушает закон).

1. Особенности административно-правового положения религиозных объединений

Россия является многоконфессиональным государством, где рядом живут люди различных вероисповеданий - православные, мусульмане, буддисты, католики, лютеране, иудеи, язычники. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии народов России составляют неотъемлемую часть ее исторического наследия.

Свобода вероисповедания предполагает свободу деятельности религиозных объединений на основе равенства.

Как светское государство Россия не оказывает предпочтения какой-либо религии, не запрещает религиозную деятельность (отправление культов, обрядов), если при этом не нарушается закон. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела религиозных объединений. Эта позиция государства обусловлена лояльностью религиозных объединений по отношению к государству.

Государство устанавливает правовой статус религиозных объединений посредством принятия законов, а надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.

Государство в целях пресечения противоправной экстремистской деятельности может запрещать отдельные религиозные объединения. Такие решения принимаются в судебном порядке.

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г., 21 марта и 26 июля 2002 г. религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

Вероисповедание;

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Также создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

На начало 2003 года в России было зарегистрировано 21 тысяча 500 религиозных объединений, что в четыре раза больше чем было 12 лет назад.

Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Религиозной организацией, в свою очередь, признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" прямо определяет порядок создания религиозных организаций.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Как и любое юридическое лицо, религиозное организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

В уставе религиозной организации указываются:

Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

Цели, задачи и основные формы деятельности;

Порядок создания и прекращения деятельности;

Структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

Источники образования денежных средств и иного имущества организации;

Порядок внесения изменений и дополнений в устав;

Порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

Другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации

Государство вправе поставить ограничение для легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные преступные деяния; воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к конституционным правам и свободам человека и сопровождается неправомерным воздействием на людей, находящихся в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрация религиозных организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации или территориальными органами юстиции субъектов Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 14 Конституции в России религиозные объединения отделены от государства и не могут вмешиваться в политическую жизнь. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение каких-либо государственных функций.

Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одно религиозное объединение не может финансироваться из государственного бюджета.

В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм.

Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.

Государство ограничивает деятельность религиозных объединений или отдельных лиц лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

В то же время, хотя религиозные объединения отделены от государства, они не отделены от общества. Поэтому государство вынуждено считаться с мнением религиозной общественности.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди.

Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

федеральный религиозный конфессиональный

2. Вопросы создания и ликвидации религиозных объединений

Специальные законы, посвященные свободе вероисповеданий, обычно подробно регулируют вопросы создания религиозных объединений. Не составляет исключения и новый российский Закон 1997 г. В его ст. 6 определяется понятие религиозного объединения.

Таковым в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Сравнивая действующий Закон с Законом 1990 г., можно увидеть некоторые примечательные особенности. В развитие Конституции РФ Закон 1997 г. считает религиозным объединением такое добровольное объединение, в которое входят наряду с гражданами РФ и иные лица, т.е. иностранцы и лица без гражданства.

Предшествовавший Закон оперировал в основном категорией "гражданин", что предполагало пользование правом на религиозное вероисповедание главным образом для граждан РСФСР. Одновременно следует отметить, что Закон 1997 г. не позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства самостоятельно, без участия граждан РФ образовывать религиозные объединения.

Учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане РФ. А это означает, что другие категории лиц имеют возможность лишь подключаться, вступать в соответствующее религиозное объединение. Подобное решение законодателя представляется вполне оправданным: отправление культа может быть делом каждого конкретного человека независимо от его государственной принадлежности, но использование организационных средств для создания новых религиозных объединений без участия граждан РФ было бы неестественным.

Еще на одно обстоятельство хотелось бы обратить внимание, сравнивая два закона. Закон 1990 г. гласил, что исповедание и распространение веры включает в себя, в частности, совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации.

Названный Закон если не в прямой, то в косвенной форме предполагал активную позицию верующих, не только лично исповедующих веру, но и убеждающих в ее ценностях других членов общества как собственным словом, так и через СМИ. В этом ощущался отголосок предыдущего времени: тогда была свобода антирелигиозной пропаганды, теперь допускалась другая крайность - гарантировалась свобода религиозной пропаганды.

Закон 1997 г. от этого отказался. Из приведенных положений ст. 6 можно видеть, что распространение веры происходит естественными для религиозных объединений и верующих путями: через богослужение, иные обряды и церемонии, воздействующие на всех, кто при этом присутствует; через обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Указанное положение отнюдь не означает того, что религиозные объединения не используют и не могут использовать каналы СМИ для передач религиозного содержания.

Подобные передачи и публикации вполне возможны и потому, что у любого вероисповедания есть последователи, и потому, что каждая законно действующая концессия имеет право распространять информацию о своих сути и учении. Надо сказать, что именно в таком ключе следует рассматривать и преподавание религиозных дисциплин в высших учебных заведениях.

Специальное же религиозное образование получают в профессиональных учебных заведениях. Обучение детей религии в государственных или муниципальных образовательных учреждениях возможно лишь по просьбе родителей, по желанию детей, с разрешения администрации учебного заведения, согласованного с соответствующим органом местного самоуправления.

Закон 1990 г. не воспринял существовавшее ранее деление религиозных объединений на религиозные группы и религиозные общества (первые были меньшими, вторые - большими по численности).

В нем использовалась только категория религиозного объединения, в котором должно было состоять не менее 10 совершеннолетних граждан и устав которого подлежал регистрации в органе юстиции для получения прав юридического лица. Закон прямо не говорил о возможности существования религиозного объединения без регистрации устава.

Федеральный закон 1997 г. (ст. 6) предусмотрел, что религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Он специально запретил создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Закон также ввел запрет на создание и деятельность религиозных объединений, цели и функции которых противоречат закону.

Как видим, Закон 1997 г. подходит с определенными критериями к классификации религиозных объединений: группы существуют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, религиозные организации обязательно подлежат государственной регистрации и с совершением ее приобретают права юридического лица. Исповедовать и распространять веру можно, следовательно, на основе добровольного объединения любого количества лиц, создающих группу.

В новом Законе предусмотрено еще одно весьма важное обстоятельство.

Учредить местную религиозную организацию, не имея предварительно созданной религиозной группы или уже существующей централизованной религиозной организации, практически невозможно.

Согласно ст. 9 Закона, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение о ее существовании на этой территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Если централизованной организации нет, то она образуется при наличии не менее трех местных религиозных организаций.

А поскольку для образования последних надо 15 лет подтверждать существование религиозных групп, их наличие уже становится значимым юридическим фактором.

Не случайно в ст. 7 Закона, как уже указывалось, говорится о том, что граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Получается, что уже в самом начале пути они должны представлять свои перспективные цели и действовать подобающим образом.

Прежний Закон говорил о регистрации уставов (положений) религиозных объединений. Новый Закон предусматривает регистрацию религиозных организаций. В принципе, особенно если учитывать правовые последствия, разницы здесь большой нет.

Вместе с тем нормой о регистрации именно самих организаций, а не их уставов Закон 1997 г. как бы подчеркивает, что религиозная организация существует с момента не ее образования, а именно регистрации.

Непременным условием существования религиозной организации является наличие у нее устава. Согласно ст. 10 Федерального закона 1997 г., религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

В уставе религиозной организации указываются: наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации наименование последней; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Однако на государственную регистрацию религиозной организации в орган юстиции представляется целый набор документов (ч. 5 ст. 11 Закона): заявление о регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; устав религиозной организации; протокол учредительного собрания; документ, подтверждающий существование религиозной группы на указанной территории на протяжении не менее 15 лет и выданный органом местного самоуправления, или документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию и выданный ее руководящим центром; сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и названного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, об особенностях отношения к здоровью последователей этой религии, об ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.

Сравнивая новый Закон с предыдущим, можно констатировать, что процесс регистрации усложнился. Ранее, при регистрации устава, требовалось представить только его.

Теперь же, при регистрации религиозного объединения, одними из наиболее важных становятся сведения об основах вероучения, причем с подробной расшифровкой. Очевидно, что без представления документа о таких сведениях регистрирующий орган просто не будет (да и не вправе) рассматривать заявление о регистрации. Кроме того, при регистрации данный орган имеет право оценить характер вероисповедания и отказать в регистрации.

В соответствии со ст. 12 Закона религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации, если, в частности: цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции и законодательству РФ - со ссылкой на конкретные статьи законов; создаваемая организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не отвечают требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны.

Отказ в государственной регистрации должен быть мотивированным. Закон не допускает отказа по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации. Отказ в регистрации, а также уклонение соответствующего регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд.

Известно, что в период подготовки и прохождения Федерального закона по стадиям законодательного процесса прозвучало немало обвинений в том, что он выдержан в духе благожелательного отношения к давно существующим в России вероисповеданиям и ограничения деятельности в РФ тех имеющихся за границей религиозных организаций, которые хотели бы создавать свои центры, объединения и распространять веру в нашей стране. Не вдаваясь во все детали споров, хотелось бы отметить следующее: государство действительно в данном Законе проявило сдержанное отношение к всевозможным религиозным организациям, желающим внедриться на российской почве.

Как уже было сказано, Закон исходит из того, что в религиозных вероисповеданиях и церемониях должны непременно принимать участие граждане РФ. И если такое имеет место на протяжении многих лет, только тогда можно ставить вопрос о государственной регистрации соответствующей религиозной организации. Законодатель посчитал, что для этого необходимо 15 лет.

Предметом же критики является не само установление срока, а его величина - по мнению некоторых, он слишком большой. Нельзя исключать того, что законодатель вернется к проблеме и сократит указанный срок. Но вряд ли он совсем откажется от каких-либо "испытательных" сроков для новомодных, а тем более зарубежных, религиозных течений в РФ. Рассматриваемая норма скорее всего должна будет получить оценку Конституционного суда РФ по поводу того, не ограничивает ли она конституционное право "каждого" на свободу вероисповедания.

Закон устанавливает правила, стесняющие деятельность иностранных религиозных организаций в стране. Так, при регистрации в случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами РФ, дополнительно к документам, перечисленным ранее, должен быть представлен устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом страны нахождения этой организации.

Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открыть свое представительство на территории РФ. Подобное представительство не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Федеральным законом 1997 г. Закон позволяет российским религиозным организациям иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Спецификой нового Федерального закона является подробное регулирование вопросов ликвидации религиозной организации и запрета деятельности религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Закон 1990 г. решал данные вопросы излишне просто: деятельность религиозного объединения может быть прекращена по решению суда, если она противоречит уставу (положению) такого объединения и действующему законодательству.

Теперь даже это общее правило стало более развернутым: согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона 1997 г., религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Далее в ч. 2 указанной статьи Закона приведенное положение детализируется и в ней говорится, что основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке признаются:

1) нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

2) действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

3) создание вооруженных формирований;

4) пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

5) принуждение к разрушению семьи;

6) посягательство на личность, права и свободы граждан;

7) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

8) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

9) воспрепятствование получению обязательного образования;

10) принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

11) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

12) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Все перечисленные основания могут быть применены и в отношении запрета деятельности религиозной группы.

Новый Закон четко определил субъектов, наделенных правом ставить вопрос о ликвидации в данном случае. Согласно ч. 5 ст. 14, органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

В Законе не разъясняется, отличаются ли чем-либо друг от друга ликвидация религиозного объединения в случае нарушения им законодательства и запрет на его деятельность. Анализ норм Закона показывает, что рассматриваемые понятия в принципе идентичны. Речь о ликвидации и о запрете идет в одних и тех же частях ст. 14 Закона и основания для применения таких мер одинаковы. Возможно, в связи с этим стоило бы в данном Федеральном законе использовать формулировку из ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" 1995 г.: ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Делая вывод по второй главе хочу отметить, что Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" достаточно полно раскрывает административно-правовое положение религиозных объединений в Российской Федерации. Новый закон четко определил субъектов, наделенных правом ставить вопрос о ликвидации религиозного объединения, чего не предусматривал старый закон.

Однако новый нормативо-правовой акт имеет ряд недостатков, например сравнивая эти две редакции закона можно констатировать, что процесс регистрации усложнился, а так же закон не разъясняет, отличаются ли чем-либо друг от друга ликвидация религиозного объединения в случае нарушения им законодательства и запрет на его деятельность.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 00.00.0000

    Общественные и религиозные организации как формы некоммерческих организаций, основные проблемы их правового положения и деятельности. Правовой статус общественных и религиозных организаций, порядок и особенности их создания, реорганизации и ликвидации.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2015

    Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации. Проблемы реализации законодательства в сфере религии. Основания приостановления деятельности и ликвидации религиозных организаций. Проявление проблем в повседневной жизни.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Административно-правовые основы положения общественных объединений, их права, обязанности, порядок создания, реорганизации и ликвидации. Административно-правовой статус благотворительных и религиозных организаций, публичный контроль их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Изучение структуры и административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Понятие, признаки, виды органов исполнительной власти, ее организационные основы. Правовое положение исполнительной власти в условиях разделения властей в Российской Федерации. Соотношение правового положения и функционирования Президента и Правительства.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2013

    Структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти. Административно-правовые основы организации государственной службы в таможенных органах.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2015

    Административно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации, их основные виды и принципы построения. Анализ осуществления функций органов исполнительной власти на примере Нижегородской области, предмет их ведения и полномочия.

    реферат , добавлен 17.02.2017

    Характеристика основных положений Конституции Российской Федерации о религии. Исследование государственно-конфессиональных отношений в сфере передачи имущества религиозного назначения. Изучение проблем правового статуса некоммерческих организаций.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2011

    Понятие, признаки и основные функции исполнительной власти. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. Взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти. Административная реформа в Российской Федерации.

Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ

Суть понятия "религиозное объединение" раскрывает федеральный закон Российской Федерации "о свободе совести и религиозных объединениях" Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: "Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.

На сегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Наряду с прочими конфессиями наиболее крупными по числу последователей традиционно считаются Православие и Ислам, что в прочем не мешает бурному развитию деятельности других религиозных объединений (в соответствии с выборочным опросом, проведенным в 2001г., верующих 55% респондентов, неверующих - 33%, среди верующих большинство христиан, мусульман - 5%, сторонников некоторых других религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобное многообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется Конституцией Р.Ф., которая гласит:

"Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Понятие "религиозное объединения" включает в себя три признака:

- вероисповедание

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей,

при условии что:

- это не противоречит законам Российской Федерации

- члены объединения проживают на территории РФ на законных основаниях.

Роль религиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельность религиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п., может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственных органов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений, так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных со взаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, и радикальность во взглядах последователей религиозных объединений.

Деструктивные религиозные объединения

В настоящее время одним из самых актуальных является вопрос о критериях разграничения религиозных организаций на два прямо противоположных вида: социально приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых не нарушает законов Российской Федерации; и социально не приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых грубо нарушает законы Российской Федерации. Этот второй вид религиозных организаций принято также называть тоталитарными религиозными сектами.

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному,психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам,культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

Одна из главных целей лидеров подобных религиозных организаций - отбор среди массы своих сторонников тех, кто по приказу вождя пойдет на любые действия, вплоть до преступления или пожертвования собственной жизнью. Для того, чтобы сделать человека фанатично преданным вождю, используются приемы психологического воздействия, приводящие к контролю над сознанием. С этой целью на вовлекаемого в секту направляется групповое давление для усиления «потребности к принадлежности». Предоставляемая новобранцу информация дается через медитирование, монотонное пение и многократно повторяющиеся действия, т. е. через специально созданное состояние высокой внушаемости. Вовлеченный в секту обязан под предлогом создания близости исповедовать свои страхи и секреты, которые потом используются для эмоционального давления посредством явных и завуалированных угроз. Нарушается нормальное физическое состояние человека, поощряется отказ от сна, якобы для духовных упражнений и необходимого тренинга. Вводится неадекватное питание, маскируемое под специальную диету для улучшения здоровья или под ритуалы. В результате образуется сенсорная (чувственная) перегрузка, которая навязывает комплекс целей и определений новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время, с очень ограниченной возможностью критической проверки.

Руководители и члены тоталитарных религиозных (а также псевдорелигиозных) сект используют новейшие достижения общей и социальной психологии для привлечения в секту новых ее членов и для удержания их в этой секте. Последовательное использование руководителями сект "сильнодействующих" психологических приемов в отношении новичков секты в течение длительного времени (нескольких месяцев или лет) приводит к существенному изменению психики членов секты и изменению их поведения. Член секты уже не мыслит своего существования без общения с другими сектантами и руководителями секты, которые им часто просто обожествляются. Члены секты продают свои квартиры и передают руководителям секты все свои накопления и практически все имущество. Члены секты бесплатно работают, зарабатывая деньги для руководителей секты. Сектанты живут в нищем и полуголодном состоянии, очень мало спят и много работают. Зачастую руководители секты выбирают для членов секты их партнеров по браку. При этом руководители секты, как правило, требуют от членов секты полного разрыва отношений с теми людьми, которые были для сектантов родными и близкими до их вступления в секту (то есть, требуют полного разрыва с родителями, родственниками, супругами, друзьями, товарищами). Родными и близкими для сектанта могут быть только другие члены секты.

Сами же руководители секты, как правило, живут абсолютно иной жизнью, чем рядовые сектанты: руководители большинства тоталитарных сект являются миллионерами или даже мультимиллионерами и ведут себя как богатые или сверхбогатые люди.

Культовый контроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозных организациях, не столько стирает прежнюю личностную идентификацию, сколько создает новую, с тем, чтобы подавить старую. Это приводит к психическим расстройствам у некоторых сектантов, и, в конечном счете, к высокой вероятности агрессивных акций с их стороны в состоянии психической невменяемости. У человека формируется четкая грань между теми, кто имеет право на существование (сторонники секты), и теми, кто такого права не имеет («внешний мир»). Это приводит к планомерному распространению ненависти к внекультовому социуму. И потенциально обуславливает готовность адептов секты принести в жертву ради достижения целей своего культа любое количество неадептов. Другими словами, снимается априори грех за любое преступление во имя целей организации. Подобное уничтожение комплекса вины за совершаемое преступление и оправдание любых своих (или других членов секты) действий, способно привести человека к бесконфликтному принятию самоубийства. В некоторых сектах для целенаправленного нарушения идентичности личности и разрыва внекультовых связей адепта используются психотропные и наркотические вещества.

Возникновение сект всегда связано с хаосом в душах людей и крахом стабильности в стране. И едва успевает утихнуть один скандал, связанный с какой-нибудь сектой, как ему на смену приходит новый.

Целью некоторых сект также является изменение сознания русских людей, уничтожение православного самосознания граждан России. Полным ходом идет уничтожение всего русского, Православного, славянского. Точнее, идет расчленение нашего государства и нарушается закон массы, когда народ не может быть монолитным и высоко организованным. Секты разрушают душу, культуру народа, православную Церковь и единение Небесной церкви, Православной, домашней (семейной) церкви.

Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

На сегодняшний день невозможно разграничить социально приемлемые и социально неприемлемые религиозные организации, т. к. еще не выработаны однозначные и точные критерии для такого разграничения. Но можно надеяться на то, что в будущем удастся найти правильное решение этой проблемы науки и практики. В современном мире, где так стремительно идет развитие науки, не последнее место занимает религия. Наряду с давно признанными, традиционными религиями, такими как христианство, католицизм, буддизм, иудаизм, ислам, есть и относительно новые религиозные организации, чаще всего негативно воздействующие на личность и общество.

Сектанство толкает людей на различные преступления, в том числе и на убийства; люди, попавшие в секту теряют свое мнение, у них исчезает цель и смысл жизни; многие заканчивают жизнь самоубийством и т. д.

Таким образом, деятельность сект в России подрывает нормативные социальные устои, подвергает общество и личность повышенной опасности, связанной с неконтролируемыми действиями сектантов, с их беспрекословным подчинением своим «лидерам» и выполнением любых их приказаний, обычно направленных против воли и сознания общества и личности.

План урока

1. Тема: Религиозные объединения в Российской Федерации

Тип: комбинированный урок

Вид: лекция

2. Цель урока:

Образовательная: познакомиться со спецификой религиозных организаций, право на создание, которых имеют граждане России; раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений.

Воспитательная: подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России .

Развивающая: способность к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

3. Оборудование (ТСО): видеопроектор, ноутбук, презентация, раздаточные материалы.

4. Литература: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред. проф. образования/ А.Г. Важенин. 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.

5. Структура урока

I. Организационная часть (2 минуты).

Приветствие, проверка санитарного состояния кабинета, проверка готовности группы к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы: Религиозные объединения в Российской Федерации.

II. Основная часть. Изучение нового материала (60 минут).

План

1. Религиозные объединения.

1. Религиозные объединения.

Российская Федерация, как зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством. Церковь отделена от государства. Отношения государства и организаций верующих строятся на правовых принципах. Большое значение имеет принятый в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государство предоставляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужении, религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих. По данным справочника «Религиозные объединения Российской Федерации», подготовленного с участием Совета Федерации, на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Религиозной жизнью приверженцев ислама в нашей стране руководит 43 духовных управления мусульман, объединенных в Центральное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовное управление мусульман Европейской части России, Высший координационный центр духовных управлений мусульман России и Совет муфтиев России.
Кроме того, в России действуют 113 буддийских общин. Центральное управление буддистов действует с 1946 г. В новой России буддийские организации возникли в разных регионах: Калмыкии, Тыве, Москве, Санкт-Петербурге, Анапе, Белгороде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону и др. Зарегистрированы в России организации и других религиозных конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской - пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и многих других.
Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Такое объединение должно обладать соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Обратим внимание на то, что лицам, работающим в этих организациях, не запрещается осуществление свободы совести, речь идет лишь о запрете создавать в учреждениях и органах власти объединения по религиозному признаку.
Религиозная группа - это добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории нашей страны, которое создается для указанных выше целей, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Если для осуществления деятельности религиозной группы необходимо помещение и другое имущество, то они могут предоставляться участниками этой группы в общее пользование. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и осуществлять религиозное воспитание своих последователей. Если же граждане образовали религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, они должны уведомить местные органы самоуправления о ее создании и начале своей деятельности.
Религиозная организация, так же как и религиозная группа, является добровольным объединением граждан и иных постоянно проживающих на законном основании на территории России лиц. Однако для ее создания требуется государственная регистрация в качестве юридического лица. Зарегистрированные религиозные организации вносятся в единый реестр юридических лиц. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представляемых документов, которые несколько различаются в зависимости от того, какая организация регистрируется: местная или централизованная. Местная религиозная организация может включать не менее десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении. Учредителями такой организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которых есть подтверждение существования этой группы на данной территории не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.
В уставе религиозной организации обязательно указываются не только наименование, местонахождение, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной организации ее наименование, но и цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок формирования и компетенция; источник образования денежных средств и иного имущества организации и другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
Централизованная религиозная организация должна по уставу иметь не менее трех местных организаций. Те централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории России на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет к моменту обращения с заявлением о государственной регистрации, имеют право использовать в своем наименовании слова «Россия», «российский» и производные от них. Кроме того, название любой религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации, перечисляя в законе основания для такого отказа. Статья 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывает в качестве оснований для отказа в регистрации противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству (с указанием конкретных статей законов, которым они противоречат); непризнание данной организации в качестве религиозной; несоответствие устава и других представленных документов требованиям законодательства РФ или недостоверность содержащихся в документах сведений; наличие в государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрированной организации с таким же названием; неправомочность учредителя (учредителей). Отказ в регистрации религиозной организации может быть обжалован в судебном порядке.
Кроме того, обеспечивая гарантии прав и свобод своих граждан, государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации в случае нарушения ими законодательства. За неоднократные или грубые нарушения норм Конституции РФ, российского законодательства, за нарушение общественной безопасности и общественного порядка, за действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности, а также за ряд иных противоправных проявлений по решению суда религиозные организации могут быть ликвидированы.
Так, до 1996 г. в Москве и ряде других регионов России действовали отделения Аум Синрикё. По обвинению в антиобщественной деятельности в отношении действовавших в России руководителей этой корпорации было возбуждено уголовное дело. А в 2004 г. в Японии лидеру международной религиозной корпорации Аум Синрикё Тидзуо Мацу-мото (ритуальное имя Сёко Асахара) был вынесен смертный приговор. Основанием для такого решения суда явились факты изготовления смертоносного газа зарина и его использование для осуществления терактов в токийском метро по приказу Асахары.

2. Права религиозных организаций.

Их можно условно разделить на две группы. В первую входят права, типичные для других организаций.
Религиозные организации, как и светские, могут быть собственниками. В их собственности могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского назначения, предметы религиозного назначения, а также денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Имущество, собственником которого является религиозная организация, создается путем приобретения или создания за счет собственных средств, пожертвований граждан, организаций или передачи собственности от государства. Религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за границей. Кроме того, закон признает за религиозными организациями право устанавливать контакты и международные связи, в том числе в целях паломничества. Религиозным организациям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия. При этом на такие предприятия распространяются нормы гражданского и трудового права. А на работников религиозных организаций, а также священнослужителей распространяется порядок социального обеспечения, социального страхования и пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством РФ. Так, например, завод «Софрино» под Москвой осуществляет производство церковной утвари, свечей, пошив облачений. Это предприятие обеспечивает занятость 3 тыс. человек. При Московской церкви евангельских христиан действует товарищество «Серебрянское» (бывший совхоз), создана фирма «Вифания» по ремонту автомашин, производству оконных решеток, оказанию посреднических услуг. Треть доходов от этих предприятий поступает в церковь. Духовный центр адвентистов седьмого дня в Заокском районе Тульской области имеет значительные участки земли, где выращиваются экологически чистые продукты. Есть немало примеров хозяйственной деятельности религиозных организаций других конфессий.
Вторую группу составляют специфические права, связанные с характером деятельности религиозных организаций.

Во-первых, религиозные организации имеют право действовать в соответствии со своими внутренними установлениями.

Во-вторых, они могут также основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Законом разрешены религиозные обряды в специально выделяемых администрацией помещениях лечебно-профилактических учреждений и больниц, детских домов и домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Разрешены они в учреждениях, где отбывают уголовное наказание осужденные правонарушители. При этом для лиц, находящихся под стражей, проведение религиозных обрядов допускается с соблюдением специальных требований уголовно-процессуального законодательства. Закон предусматривает беспрепятственное участие военнослужащих в богослужении, осуществлении религиозных обрядов и церемоний с учетом воинских уставов. В иных не оговоренных специально случаях богослужения, религиозные церемонии и обряды осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. В-третьих, религиозные организации обладают исключительным правом приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.
Религиозные организации также имеют право производить, приобретать, распространять религиозную литературу и другие материалы и предметы религиозного назначения. Они пользуются исключительным правом учреждать организации для издания богослужебной литературы и предметов культового назначения. Кроме того, религиозные организации обладают исключительным правом создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей и религиозного персонала. Учащиеся таких образовательных учреждений при условии наличия у этих учреждений государственной лицензии пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными законодательством России.

Отдельно предусмотрена законом благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций. Она может осуществляться как непосредственно религиозными организациями, так и организациями и средствами массовой информации, созданными для этих целей.

Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни Российской Федерации, стимулируют возрождение тяги к самоотверженному служению религиозным идеалам и ценностям. Расширяются многообразные формы религиозного служения, растет число религий и религиозных течений, действующих в России.

3. Проблема поддержания религиозного мира.

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.
Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объединении усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.
Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.
Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн. верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300- 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.
Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.
Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

III. Первичное закрепление знаний (20 минут).

1. Что такое свобода вероисповедания

2. Что такое религиозное объединение.

3. Признаки религиозного объединения

4. Религиозная организация.

5. Перечислите права религиозных организаций.

6. Дайте понятие определениям: религиозная веротерпимость, религиозный конфликт.

IV. Подведение итогов урока (2 минуты).

Выставление и аргументация оценок знаний учащихся.

V. Информация о домашнем задании (6 минуты).

1. Составить таблицу на тему: «Религиозные конфликты ХХ века»

А) Исламский фундаментализм;

Б) Религиозное противостояние в Ирландии;

В) Исламская революция в Иране;

Г) Конфликт между индуистами и исламистами;

Д) Противостояние сербов и хорватов;

Е) Теология освобождения.

2. Выучить конспект.

Религиозное объединение - это одно из направлений публично-конфессионального регулирования свободы вероисповедания. В нашей стране у граждан есть право на создание подобных организаций.

Законодательство

Федеральный закон о религиозных объединениях содержит определение религиозных объединений, а также права и обязанности граждан, составляющих их. Люди могут совместно проводить религиозные церемонии, передавать опыт подрастающим поколениям.

Классификация

Религиозные объединения в РФ делят на организации и группы. Проанализируем их основные отличительные признаки.

Закон о религиозных объединениях допускает существование групп без специальной государственной регистрации, оформления юридического лица. У религиозных групп есть право на совершение богослужений, иных осуществление воспитания последователей.

Религиозное объединение - это юридическое лицо. В нашей стране допускается создание братств (сестричеств), монастырей, духовных образовательных учреждений, миссионерских обществ.

Приходы, общины

Такое религиозное объединение - это организация, состоящая более чем из 10 совершеннолетних лиц, придерживающихся общего вероисповедания, для проведения совместных религиозных праздников и обрядов. Подобное объединение можно считать начальным звеном в структуре религиозных организаций. В основном общины, приходы относятся к каким-либо централизованным объединениям. При этом вполне допускается и их самостоятельное существование.

Региональные представительства

Такие и объединения имеют собственный устав, в них существует не меньше трех религиозных местных организации.

Братство представляет собой общину, которая создается для культурно-просветительной, миссионерской, благотворительной цели. Некоторые монашеские католические ордены также именуют братствами.

Миссии и семинарии

Миссионерское религиозное объединение - это организация, которая учреждается для проповедования и распространения определенного вероучения с помощью просветительной, религиозной, благотворительной деятельности.

Учреждениями (семинариями, академиями, училищами) являются заведения, которые занимаются целенаправленной подготовкой кадров церковных служителей, священников. Выпускники подобных учебных заведений ведут целенаправленную религиозно-просветительную деятельность в церквях и монастырях.

ФЗ о религиозных объединениях регламентирует их деятельность.

Именно в нем указываются все основные права и обязанности различных религиозных объединений. Нарушение законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Религиозные объединения Российской Федерации - это добровольные объединения граждан РФ, других лиц, которые проживают на законных основаниях на территории нашей страны. Они создаются для совместного исповедания, а также с целью распространения учения.

Порядок создания религиозных групп

Закон о совести и религиозных объединениях регламентирует порядок формирования подобной организации. Религиозные группы не предполагают государственной регистрации, нет необходимости оформлять и подтверждать правоспособность юридического лица. Для функционирования такой религиозной организации используется помещение имущество, которое находится в личном пользовании участников.

Представители группы имеют право на совершение богослужений, иных религиозных обрядов, церемоний, на обучение основам веры своих последователей.

Для ее создания необходимо воспользоваться определенным алгоритмом:

  • написать заявление по установленному шаблону;
  • под заявлением должно быть поставлено не меньше 10 подписей с расшифровками;
  • выбран орган местного самоуправления.

Особенности религиозных организаций

Она признается только в том случае, если в ходе государственной экспертизы был установлен факт соответствия. После получения статуса религиозной организации объединение может рассчитывать на получение льгот от государства, включая налоговые послабления, а также вести благотворительную деятельность.

Главным отличием ее от религиозной группы будет присутствие юридического лица. По ГК РФ юр. лицом считается такая организация, которая располагает собственностью, ведет хозяйственную деятельность, отвечает за обособленное имущество, может выступать в качестве ответчика и истца в судебном заседании.

Классификация религиозных объединений

Такие организации подразделяют на централизованные и местные. Первые состоят из 3 и более местных организаций. Для создания второй группы достаточно 10 участников, достигших совершеннолетия, проживающих в одном поселении (городе, деревне).

Датой создания считается день официальной государственной регистрации религиозного объединения. Обязательным является наличие собственного Устава, который утверждается централизованной религиозной организацией, отвечает всем требованиям ГК РФ.

В Российской Федерации все вопросы, касающиеся административно-правовой регламентации религиозных объединений, связаны с реализацией конституционных прав личности на свободу вероисповедания и совести. На данном этапе социально-экономического развития России именно этот вопрос имеет существенное научное и общественное значение.

Те нормы, которые определяют административно-правовой статус религиозных объединений в РФ, несовершенны, нуждаются в серьезной доработке.

Практика свидетельствует о том, что помимо внешней деятельности таких объединений, особое значение имеют внутренние взаимоотношения, возникающие между основными участниками организации. Подобная регламентация нужна, так как при подобных взаимоотношениях, часто затрагиваются интересы и права личности, интереса государства и общества, которые нельзя оставлять без административно-правового воздействия.

Понятие религиозного объединения в качестве субъекта административного права РФ

Конституция РФ гарантирует деятельность и существование разных религиозных объединений, которые имеют определенные функции, цели, решают конкретные задачи. Этот термин рассматривается в двух разных аспектах. С одной стороны, это религиоведческое понятие, которое отражает сущность и особенности отношений, складывающихся в процессе организации определенной религии.

С другой стороны ее можно рассматривать в виде юридического понятия, разработанного с учетом вероисповедания. Правовой статус организации суммируется из формальных и внешних факторов.

В России до Петра 1 православная церковь существовала независимо от царского института. В положении, которое было сформулировано Собором в 17 веке, содержалась информация о преимуществе царя при ведении гражданских дел. В задачу патриарха включалось осуществление церковных мероприятий.

Петр I провел радикальное реформирование взаимоотношений между церковью и государством, именно тогда был создан Священный Синод.

Из-за господства православной церкви Россия была поликонфессиональным государством, где существовали нехристианские и неправославные общины. Для закрепления правового положения этой категории верующих людей, были приняты специальные государственные акты.

В настоящее время все религиозные организации обязаны соблюдать законодательство РФ, они отделены от государства, имеют равные права перед законом.

Заключение

В современной России деятельность любых религиозных объединений осуществляется в соответствии с Уставом, она возможна только после завершения регистрационной процедуры. Отказать в такой процедуре можно только в том случае, когда организация не признается религиозной, либо ее Устав противоречит Конституции РФ.

Ликвидация таких объединений осуществляется по решению суда или официальных учредителей.

Причиной решения суда помимо нарушения общественной безопасности, действий, которые направлены на насильственное изменение конституционных прав граждан, может стать принуждение граждан к разрушению семьи, посягательство на права, свободы, личность россиян, нанесение нравственного и физического здоровья, принуждение к самоубийству, отказу от медицинской помощи.

Иностранные религиозные объединения должны сначала получить государственный сертификат, который выдается по ходатайству российской религиозной организации, проповедующей аналогичное вероисповедание.

Для того чтобы у иностранных деятелей не возникало желания нарушать нормы российского права, вовлекать в свою деятельность наших соотечественников, было принято специальное Положение о процедуре регистрации, открытия, а также закрытия в РФ представительств религиозных иностранных организаций.

Для укрепления экономической и социальной базы государства важно уделять пристальное внимание религиозным группам и организациям, специфике их деятельности. Безусловно, это не предполагает ограничения свобод граждан в вероисповедании, ограничения их конституционных прав и свобод.

Религия – мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются объектом поклонения.Религия – одна из форм общественного сознания, для которого характерна вера… Особенностью религии, сближающей её с искусством, является эмоциональное переживание верующими священных событий.

2. Социальные функции религии:

а) мировоззренческая (формирует систему взглядов на мир)

б) регулятивная (выступает в качестве регулятора поведения)

в) нормативная (источник норм, правил поведения)

г) интеграции и дезинтеграции (объединяет людей в общины и разделяет на основе разных религиозных взглядов)

д) социальная (сохранения социального опыта, социализации)

е) психологическая (компесаторная , восполняет ограниченность, бессилие и чувство зависимости)

ж) трансляционная (трансляция, передача опыта)

з) инновационная (способствует развитию культуры: искусства, письменности и т.д.)

Элементы религии.

Вариант 1

ИНОГДА В качестве элементов ещё выделяют СИСТЕМУ ВЗГЛЯДОВ НА МИР + НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Вариант 2

  1. ВИДЫ (ТИПЫ) РЕЛИГИЙ



ВНИМАНИЕ!! Католичество, православие, протестантизм (разные ответвления) – конфессии или вероисповЕдания внутри ХРИСТИАНСТВА , а не три разные религии.

Религиозные объединения и организации в РФ

По данным справочника «Религиозные объединения Российской Федерации» на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Кроме того, в России действуют 113 буддийских общин. В новой России буддийские организации возникли в разных регионах: Калмыкии, Тыве, Москве, Санкт-Петербурге и др.

Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Такое объединение должно обладать соответствующими этой цели признаками:



вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представляемых документов, которые несколько различаются в зависимости от того, какая организация регистрируется: местная или централизованная.

Местная религиозная организация может включать не менее 50-ти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении.

6. Свобода совести (в узком смысле = свобода вероисповЕдания)

Свобода совести в узком смысле – свобода вероисповедания - право гражданина свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своей верой, если это не нарушает нормы права.

Основные принципы в РФ:

1) светскость государства

2) равенство всех религиозных объединений

3) предоставление широких прав верующим

Известно, что Российская Федерация, как зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством . Это значит: церковь отделена от государства (!!!) . Но это не значит, что государству безразличны чаяния верующих или что оно равнодушно к процессам, протекающим в религиозных кругах.

Отношения государства и организаций верующих строятся на правовых принципах. Большое значение имеет принятый в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государство предоставляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужении, религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Таким образом, законодательство по столь деликатному вопросу, как вопрос веры, предоставляет довольно широкие права верующим и при этом строго стоит на страже принципа светскости государства.

Осуществление принципа свободы совести невозможно без веротерпимости – уважительного отношения к людям любых религий и конфессий, в том числе к неверующим.