Конспект занятия урок ярмарка помощь больным детям. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Веселая ярмарка. Населённый пункт: г.Озёрск

Педагог:

В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка". Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово "ярмарка" русского происхождения. Но его германские корни очевидны - jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так с X века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие "места съездов" существовали в германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII векам они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века.

Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего. Они существовали и раньше. Возникали ярмарки всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда он съедает за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом.

Однако, таскать на себе ненужное барахло было делом нелёгким. Например, притащить из Рязани пятьсот возов с грибами в далёкий Ирбит, или притащить из далёкого Ирбита обратно в Рязань пятьсот пустых возов - дело нешуточное! В ход пошли лошади (о возможностях автофур в те времена ещё не догадывались). А где лошади - там и цыгане!

О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским дорогам (многие старше семи лет!), и никакой Интерпол ничего с этим сделать не мог. Спрос на лошадей всё возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь или пропить деньги, скопленные на лошадь. Цыгане предлагали самый разнообразный тюнинг лошадей - перекрашивали седла, дуги, оглобли. Иногда они надували лошадей горячим дымом, и те висели над ярмаркой, покачиваясь и веселя народ громким ржанием.

По В.И.Далю, "ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями". Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI веке немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих "Записках о московских делах" он назвал этот торг привычным для себя словом "jahrmarkt" - ярмарка.

В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведёт своё начало с XVI века и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения её в Нижний Новгород (1817)".

Некий торговец Фурье первым предложил ввести торговые "ряды", расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

У нас на ярмарке много разного товара. На каждом ряду есть название того или иного товара. Сейчас каждый из участников ярмарки будет подходить к волшебному сундучку и доставать задание с номером прилавка и рассказывать о товаре. Все кто знает об этом товаре ещё что-то, могут дополнять ответ.

  • прилавок №1 - инструменты для бисера;
  • прилавок №2 - история бисероплетения;
  • прилавок №3 - материалы для бисера;
  • прилавок №4 - простые цепочки;
  • прилавок №5 - серьги, кольца;
  • прилавок №6 - ожерелья;
  • прилавок №7 - картины из бисера;
  • прилавок №8 - пасхальные яйца;
  • прилавок №9 - браслеты и пояса;
  • прилавок №10 - цветы и насекомые; (

Образовательная область : социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Тема: «Путешествие по уральским промыслам и ремеслам».
Форма НОД: путешествие по карте
Виды деятельности: познавательно-исследовательская
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: развивать любовь к родному краю в процессе закрепления знания детей о народном творчестве Урала - домовой росписи, лаковых подносах.
Планируемый результат:

  • Дети проявляют умение устанавливать причинно-следственную связь.
  • Проявляют способность чувствовать красоту природы, архитекту-ры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
  • Проявляют интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
  • Дети проявляют интерес к отдельным фактам истории и культуры родного края, способность чувствовать красоту природы, архитекту-ры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
  • Проявляют патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории. Проявляют целеустремленность, волевые качества личности, интерес к исследовательской деятельности.
  • Имеют представления о родном крае в процессе работы по карте, знания детей о народных промыслах Урала - домовая роспись, лаковые подносы, представления детей о том, что делает малую родину (город село) красивым.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Развивающие задачи:
Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родного края. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитекту-ры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Воспитательные задачи: Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края, памятникам истории. Воспитывать целеустремленность, волевые качества личности. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Обучающие задачи: Обогащать представления о родном крае в процессе работы по карте. Уточнить и закрепить знания детей о народных промыслах Урала - домовая роспись, лаковые подносы. Расширять представления детей о том, что делает малую родину (город село) красивым.

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Вера - устанавливать причинно-следственную связь в процессе разговорной речи.
Миша - развивать творческое воображение в процессе рассматривания картинок.
Кира - развивать интерес к осознанной работе по карте Урала

Учебно-методический комплект:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
  3. Историко-этнографический атлас «Народы и культуры Урала в XIX - XXвв.» Г.Н. Чагин. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.
  4. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника, И.Д. Самойлова- Издательство «Уральский рабочий» Свердловск 1988.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы воспитания: принцип свободы и самостоятельности, активности.
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип культуросообразности.
Средства воспитания и обучения: наглядные (Историко-этнографический атлас «Народы и культуры Урала, картинки к презентации - промысла и ремесла); мультимедийные (презентация промысла и ремесла Урала).

Весь текст материала находится в приложенном файле

Конспект интегрированного занятия
«Ярмарка народных умельцев»

(Подготовительная к школе группа)

Цель:

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании;

Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использования характерных для них элементов узора и цветовую гамму.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки; заготовки (блюда, миски, доски, вазы); кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, карточки с элементами росписи, трафареты цветов, ягод, листиков, штампики.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи, с русской матрёшкой, Павлово-Посадскими платками. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

Ход занятия

Зал украшен предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатель (гостям). – Добрый день, гости знатные и желанные;

Люди добрые и молодые,

Замужние и холостые!

Милости просим к нам на веселье,

Сегодня принимаем гостей со всем волостей!

В. (к детям). – Заходите, заходите,

(дети входят в зал)

Открывайте ворота,

К нам на ярмарку спешите,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете:

И посуду, и игрушки,

И платочки все в цветах!

Много нового поймете

О народных мастерах!

(Звучит мелодия «Ярмарка».)

Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.

В. – Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые.

Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты товар выложен на прилавках! Давайте подойдем поближе и получше рассмотрим эту красоту. (Дети подходят к 1-му прилавку.)

В. – Подходите, подходите,

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

Не кольца, не брошки,

А веселые……………

Д. – Матрешки!

В. – Здравствуй, милая матрешка,

Символ русской красоты!

Статна, хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

И в Загорске, и в Майдане,

У умельцев-мастеров

Появилась ты, матрешка,

Что достойна лучших слов!

В. – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?

Д. – Это игрушка. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.

В. – Правильно (воспитатель раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям).

А из какого материала изготавливают матрешку?

Д. – Из липы и березы.

В. – В какой наряд одевают мастера матрешек?

Д. – Сарафан, блузка, платок, передник.

В. – Ну что ж. Этот товар мы рассмотрела, а сейчас я предлагаю пройти по ярмарке и полюбоваться изделиями других мастеров. (дети с воспитателем идут ко 2-му прилавку).

В. – Подходите, посмотрите!

Здесь платки разные:

И зеленые, и красные.

С набивными цветами,

С бахромой и каймами!

В. – Ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?

Д. – Из Павлова-Посада!

В. – правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.

Скажите, а какие узоры встречаются на платках?

Д. – Алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.

В. – изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.

Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (Девочки идут по кругу, демонстрируя платки.)

В. – Молодцы, девочки, вы показали нам всю красочность Павлово-Посадских платков!

А теперь пора посмотреть другие товары на нашей ярмарке. (Дети вместе с воспитателем подходят к 3-му прилавку.)

В. – Подходите, не спешите,

Это чудо посмотрите!

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …………………

Д. – Хохломой!

В. – Ребята, посмотрите, какая красивая посуда! Блестит, как золотая, будто солнцем залитая!

Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?

Д. – Хохломская!

В. – А из чего изготавливалась посуда для росписи?

Д. – Из дерева.

В. – Скажите, какие цвета для росписи используют мастера?

Д. – Красный, зеленый, черный, желтый.

В. – А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны?

Д. – Да!

(Проводится дидактическая игра «Угадай-ка». По окончании игры звучит сказ. мелодия; воспитатель достает из-за ширмы Жар-птицу).

В. – Ребята, посмотрите, к нам прилетела волшебная Жар-птица! Она может исполнить одно доброе желание. Давайте пожелаем превратиться в мастеров хохломской росписи.

(Ответы детей.)

Вместе с Жар-птицей мы скажем волшебные слова, сделаем волшебные движения и тогда превратимся в чудо-умельцев! (Дети выполняют движения вместе с воспитателем.)

Птица хохломская крыльями махала,

Крыльями махала, злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала,

(наклоны головы)

Да с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол – собираем)

Травы собирала, чаши украшала.

(наклоны, руки вверх, вниз)

Мастерство с любовью нам передавала.

(руки к сердцу, руки вперед)

В. – Вы почувствовали в себе перемену? Знание о хохломе у вас есть, а Жар-птица подарила вам умение и мастерство. И вы можете попробовать расписать заготовки хохломской росписью. Готовы?

(Ответы детей.)

Тогда пройдем в нашу мастерскую.

(Дети переходят в рабочую зону.)

В. – Занимайте рабочие места и приступайте к работе. Прежде, чем украшать посуду, скажите, с чего начнете роспись?

Д. – Сначала завиток, потому что на нем рисуют все остальные элементы: ягодки, цветочки, листочки.

В. – Что будете использовать для изображения ягод, листочков?

Д. – Трафареты, губку, тычки.

В. – Как нужно рисовать травку и завитки?

Д. – Концом кисти.

(Во время работы звучит мелодия.)

В. – Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а узоры пишите, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

А народ говорил: «Всякое уменье трудом дается».

С давних пор на Руси изображения цветущих кустов и плодов считались пожеланием добра, благополучия и счастья.

(Дети заканчивают свои работы.)

В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!

Богата и привольна Родина моя,

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль,

И павловский посад,

Загорская матрешка

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят!

В. – Ребята, ярмарка закрывается. Скажем нашим гостям «До свидания!»

(Дети под музыку выходят из группы.)

Ольга Яблонская

Цель : приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.

Задачи : развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные игры, потешки, прибаутки; - продолжать знакомить детей с историей России, учить различать народные промыслы : дымковские, городецкие изделия, их характерные особенности (цветовые решения, специфику создания декоративных цветов; - развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета; - воспитывать коммуникативные способности, вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создавать доброжелательный настрой, развивать навыки совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру .

Предварительная работа : беседы о русском народном искусстве, рассматривание иллюстраций с народными ярмарками , разучивание русских народных игр, потешек, песен, знакомство с дымковской и городецкой росписью.

Материалы и оборудование : на большом экране картинка ярмарки ; столы-прилавки с ярмарочным товаром : предметами народного быта и народно-прикладного искусства – керамические, дымковские, городецкие изделия, матрешки; лоток с разрезными картинками народных изделий (6шт., картинки такие же не разрезные; материалы для рисования – рисунки дымковских игрушек для дорисовывания, краски, вода, кисти; фланелеграф, цветы и листья для фланелеграфа; карусель.

1. Вводная часть. Психоэмоциональный настрой. Воспитатель входит в зал, дети в русских народных костюмах, некоторые девочки с корзинками, останавливаются у входа в зал. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель входит на середину зала. – Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается ! (входят дети под музыку) – Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки . А вы знаете, что такое ярмарка ? (ответы детей : это шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные

товары, сладости, хорошо повеселиться )

2. Игровая мотивация. – А вы хотите сегодня посетить одну из таких ярмарок ? (на экране видеоролик про ярмарку ) Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. – А почему мы сегодня тоже нарядно одеты? (собираемся побывать на ярмарке ) – Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар : и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке ! У нас в городе тоже устраивают ярмарки сельскохозяйственной продукции : мед, мясо, овощи. Она проводится в день города. На ней также привозят свои изделия народные мастера.

3. Основная часть. Организационный момент. – Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями. А что нужно, чтобы быть продавцом? (иметь товар, стол-прилавок, уметь продавать) . А чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить, зазывая покупателей. Кто у нас мастер товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей? Пойдемте, погуляем по ярмарке , на людей посмотрим, себя покажем. 1 ребенок : Ярмарка , ярмарка ! У нас сегодня ярмарка ! 2 ребенок : Собирайтесь, наряжайтесь! На ярмарку отправляйтесь !

4. Игра «Ворота» . Два ребенка делают ворота из рук, остальные парами проходят друг за другом в ворота и говорят : Как у наших, у ворот, стоит ряженый народ. И ребята удалые в те ворота расписные Змейкой быстрою бегут, смех, забавы вам несут.

5. Знакомство с коробейником. – Посмотри, честной народ, коробейник к нам идет. На лотке товары есть, что не можно глаз отвесть! Посмотрите, оцените, как назвать их нам скажите. Ребенок в роли коробейника : – Везем на базар расписной товар. Покупайте дружно, что кому нужно! – Ребята, а кто такой коробейник? (ответы детей : это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него на лотке) – Посмотрите, чего здесь только нет! Но кто-то разбил все изделия! Давайте поможем их собрать!

6. Игра «Собери предмет» . (фон музыки) Воспитатель подает с лотка детям разрезные картинки. Дети попарно собирают картинки предметов народных промыслов. – Какие вы молодцы, ребята, из осколков собрали изделия. Расскажите о них. (дети называют то изделие, которое они собрали) – Молодцы! Помогли коробейнику. Желает кто-нибудь что-то купить у коробейника (одна девочка берет изделие, кладет себе в корзинку) А теперь прогуляемся по ярмарке .

7. Встреча с матрешками. – Но вначале отгадайте загадку : Эти яркие сестрички Дружно спрятали косички. И живут семьей одной. Только старшую открой В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая, Доберешься ты до крошки. Эти девицы (матрешки) – Посмотрите, да вот матрешки! (подходят к столу с матрешками) Ребенок-продавец : Дуйте в дудки, бейте в ложки В гости к вам пришли матрешки Ложки деревянные, Матрешечки румяные. (три девочки встают в ряд, поют частушки под музыкальное сопровождение) 1 девочка : Матрешки друг в дружке Не поют частушки, А поставишь их в ряд – Запоют все в лад. 2 девочка : Весь народ глядит в окошки Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, А девятая поет. 3 девочка : Очень любим мы матрешки Разноцветные одежки. Сами ткем их и прядем, Сами в гости к вам придем. (кланяются) – Ай, да матрешки, молодцы! Купит кто-нибудь себе матрешку? (одна девочка берет матрешку, кладет в корзинку) . Пойдемте, матрешки, с нами по ярмарке . (подходят к карусели) – А это что за красота такая? (воспитатель берет карусель) Хотите поиграть?

8. Игра «Карусель» . (2 раза) Дети берут в руки по ленте и начинают движение, проговаривая слова. – Тихо-тихо, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! (воспитатель кладет карусель)

9. Беседа о глиняных изделиях. – Идем дальше по ярмарке (подходят к столу с глиняными изделиями) . – Что мы здесь видим? (дети называют изделия) – Из чего сделаны все эти изделия? (из глины) (на экране : картинки поэтапного изготовления глиняных изделий) – Назовите, в каком порядке изготавливают глиняные изделия. (глина-песок-вода, делается изделие на гончарном круге, высыхает на полках, обжигается в специальных печах, готовые изделия, разрисовывают их, готовое расписное изделие) – А как после обжига будут называться эти изделия? (керамика) – Посмотрите, что за игрушки здесь стоят? (это дымковские игрушки, сделаны в селе Дымково) – Там любили песни, пляски. И в селе рождались сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. – Кто расскажет, как расписывают эти игрушки? (это точки, кружочки, кольца, линии прямые и волнистые) – А что обозначают цвета , которые используют дымковские мастера? (голубой – реки, зеленый – траву, желтый – солнце, красный – цветы, черный – земля). Воспитатель показывает поднос с глиняными игрушками. – Посмотрите, а здесь есть дымковские игрушка? Возьмите и поставьте на стол-прилавок. (дети выбирают дымковские) . – Давайте и мы с вами сейчас будем в роли дымковских мастеров и раскрасим разные рисунки дымковских изделий. (дети подходят к столам, где лежат бумажные заготовки дымковских изделий, садятся)

10. Художественное творчество. Дети дорисовывают заготовки дымковских изделий, звучит тихая музыка. – Молодцы! Красивые получились изделия. Назовите их. (дети называют каждый свое изделие) . А купить на ярмарке что-нибудь хотите ? (одна девочка берет со стола дымковскую игрушку и кладет в свою корзинку)

11. Физминутка. Сегодня Дымку рисовали и немного мы устали. (дети выходят из-за столов и встают в круг) Руки в кулачки сожмем (сжимают, разжимают руки в кулачки) Кружочки рисовать начнем (руками, сжатыми в кулачки крутят кружочки) Кисти наши разожмем (разжимают сжатые в кулачок кисти рук) Краску лишнюю стряхнем (потряхивают кистями рук) Плечи шире разведем (выполняют движения плечами) Спинки крепкие прогнем (выпрямляют спины) Ладошки солнышку покажем (вытягивают вперед руки) Весело ему помашем (движения руками влево, вправо) .

12. Рассказ о Городце. – Продолжим ярмарку рассматривать ? (подходят к столу с городецкими изделиями) Ребенок-продавец : Есть у нас в стране местечко Где расписывают дощечки! Вот на них растут цветы Небывалой красоты. Гирлянды птицы собирают, Кони гривами играют! Вы по Волге вниз спуститесь, На другой берег поднимитесь, Вас встретит, как родной отец, Славный город Городец!

– Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются! – Что украшают городецкие мастера своей росписью? (солонки, разделочные доски, хлебницы, шкатулки, сундуки, прялки, игрушки) – Чем украшают свои изделия, какими узорами? (Цветами, бутонами; волшебными птицами, конями, сценками из жизни людей.) – Почему городецкая роспись такая праздничная? (в росписи используются разные цвета) – Городецкая роспись вся символична : конь – символ богатства, птица – символ семейного счастья, гирлянда из цветов – символ здоровья. Цветы необыкновенные, сказочные. Главный элемент городецкой росписи – круг. С круга начинают рисовать цветы, весь рисунок на разных изделиях расположен как бы в круге. Городецкие цветы мы с вами тоже рисовали, а давайте попробуем создать из городецких цветов гирлянду.

13. Выкладывание на фланелеграфе. Дети из готовых цветов и листиков выкладывают на фланелеграфе городецкую цветочную гирлянду (фон музыки) . – Что выкладываете? Чего еще не хватает? Что теперь будете выкладывать?

14. Заключительная часть. Рефлексия. – Вот и закончилось наше необычное путешествие. А где же мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? (ответы детей) – Мы сегодня чудеса видали, мы на ярмарке весёлой побывали ! К прилавкам своим подойдите, на товары поглядите! Все вместе : Тары-бары-растабары, раскупили все товары! – А теперь честной народ, Вместе встанем в хоровод! (хоровод с каруселью на русскую мелодию) – Посмотрите, у меня на подносе есть разные цветы (берет поднос с цветами) . Здесь есть яркие цветы, красочные, и белые, не раскрашенные. Кому понравилось наше путешествие на ярмарку возьмите себе яркий цветок, а кому было скучно и неинтересно возьмите не раскрашенный (дети выбирают) – Уходя с ярмарки , я хочу купить вот эту шкатулку (беру шкатулку с одного стола, открываю) – Да она не простая, а с подарками! Настоящими ярмарочными петушками ! Угощайтесь! (включается музыка, дети берут петушки, уходят из зала) .






Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка»

Цель:
1. Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах.
2. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес к фольклору.

Оборудование: предметы народно-прикладного искусства, народные костюмы, электронная презентация, оборудование для просмотра презентации.

Предварительная работа: подготовка презентации, разучивание русских народных пословиц и поговорок, разучивание стихов зазывалок, рассматривание картин русских художников,

Ход занятия

Слайд 1 (титульный)
Воспитатель: Вместе с Таней и Ваней мы много путешествовали, побывали в разных уголках нашей страны, познакомились с мастерами народных ремесел. У каких мастеров мы побывали?(ответы детей)
Что они изготавливают? (ответы детей)
А для чего мастера делали свои изделия? (ответы детей)
Правильно, чтобы порадовать своих родных и заработать денег.
А где они продавали свой товар? (ответы детей)
Правильно! На ярмарке! На ярмарку народ созывали – ярмарочные зазывалы. Посмотрите, кто это? (обращает внимание детей на экран)
Слайд 2(звуковой)

К нам сюда скорее просим! Подходи честной народ! Веселиться начинаем! Всех нас ярмарка зовет! Подходите, граждане! Угодим каждому! Подходи, приценяйся! Покупай! Не стесняйся!

Слайы 3 и 4(картина «Свенская ярмарка», «Ярмарка»)



Воспитатель: Ярмарка – это большой базар. Проходили ярмарки несколько раз в год – по большим церковным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха и Троица). Зимой ярмарка начиналась, как только открывался санный путь. Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
Торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой и домашней утварью.
Слайд 5 (скоморохи)


Воспитатель: На ярмарке всегда многолюдно. Здесь и торговцы, и покупатели, и балаганщики и зеваки.
Как выдумаете кто такие балаганщики? (ответы детей)
Балаганщики – артисты кукольного театра, скоморохи, которые показывали на ярмарках представления в маленьких шатрах – балаганах.
Кто такие зеваки? (ответы детей)
Зеваки – зрители ярмарочных представлений.
На ярмарку приходили не только продавать и покупать, но еще и веселиться.
Тогда про таких людей говорили: «Людей посмотреть, да себя показать!»
Слайд 6(звуковой- физминутка)
Приглашаем детвору на веселую игру!
А кого не примем, за уши поднимем!
Уши будут красные, до чего прекрасные!
Проводится русская народная игра «Леший»
Слайд 7(Петрушка)
Лучше куклы не было и нету,

Знаком во всех уголках планеты,
Одним - развлеченье,
Другим - поученье!
Самая веселая в мире игрушка...
Неунывающий русский Петрушка! (из-за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка)
Петрушка А вот и я! Здорово, ребята! Чего вы ржете, как жеребята?
Воспитатель Хватит балагурить, пора публику приглашать!
Петрушка Пора бублики жевать? Это я завсегда готов!
Воспитатель Кричи: «Начинаем балаган!»
Петрушка Нападает хулиган?!!
Воспитатель Не путай ты слова и не пугай зрителей понапрасну. Они, веселиться сюда пришли, к тебе в гости! Кричи: «У нас будет представление!»
Петрушка Вас ждет большое удивление, такого насмотритесь, чего сроду не видывали!
Воспитатель Петрушка, не морочь ребят! Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»
Петрушка У нас осел кидается пельменями, разбегайся народ, а то и вам попадет!
Воспитатель Петрушка! Ребята к тебе в гости пришли, а ты их так принимаешь! Нехорошо! Нехорошо!
Петрушка Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый!
На ярмарку проходите! Товар у нас важный, похвалит купец каждый.
Пожалуйте к нам сюда! С добрых молодцов пятак берем, а красным девицам даром отдаем.
(Воспитатель быстро надевает на детей, изображающих лоточников необходимые детали русской народной одежды. Дети проходят к импровизированным торговым рядам)
1 лоток (матрешки, накрытые покрывалом)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сувенир увозят с собой туристы, посещающие нашу страну.
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щечки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки веселые…(матрешки)

Воспитатель открывает лоток

2 лоток (изделия хохломских мастеров)
Лоточник

А вот посуда расписная- была у царя такая!
Да вся побилась!
А наша не бьется, из неё ничего не прольется!
Щи из неё вкусней, да и каша добрей!
Воспитатель: Ребята, откуда эта посуда? (ответы детей)
Когда стоит студеная зима, свистит и стонет зимний ветер.
То солнечная Хохлома напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма, не сумрак в вазах и солонках
Плывет по лету хохлома, расписанная очень ловко.
Дети с воспитателем рассматривают хохломские изделия
3 лоток (музыкальные инструмент, накрытые покрывалом)
Воспитатель: А чем вы торгуете?
Лоточник
А вы загадки разгадайте, тогда узнаете!
В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная.
Заиграет - только тронь, наша русская….(гармонь)

Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка это наша … (балалайка)

4 лоток (одежда)
Лоточник
Платки и платочки для мамы и дочки!
Подходи! Налетай! Не скупись, покупай!

5 лоток (посуда: ложки, плошка)
Лоточник
Ложки, плошки! Сковороды, лукошки!
Топор, гребешок! Припасай денег мешок!
Слайд 8(лоточники)
Воспитатель: продавцов на рынке называли лоточники, или торговые зазывалы.


Слайд 9(картина «Масленица»)
Воспитатель: самая веселая ярмарка была на масленицу. Длилась она целую неделю.
Слайд 10 и 11(картинаы «Взятие снежного городка», «Масленица. Проводы»)